Стадии развития ребенка

Возрастные этапы развития ребенка

Возрастные этапы развития ребенка. Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку, открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  • геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Это этап перехода с детства во взрослую жизнь. Но, не смотря на своё поведения и действия, стремящиеся к похожести на взрослое, еще остаются детские манеры и поступки.

Это период полового созревания. Организм в таком возрасте «неустойчивый». Ребенок очень эмоциональный, раздражительный и упрямый. У детей этого возраста часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.

На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Возрастные этапы развития ребенка

Внутриутробное развитие ребенка

Среди них есть и кризисные стадии, они связаны с тем, что у будущего человека формируются отдельные системы. Первая кризисная стадия длится от начала беременности и до 13-й недели и называется кризисом инобытия. Этот кризис заключается в принятии ребенка организмом матери, это начало формирования плода.

Уже на третьем месяце у ребенке развиваются органы чувств, можно увидеть работу мозга, синапсы начинают работать, возникают первые рефлексы. На третьем месяце внутриутробного развития, ребенок ощущает прикосновение и сам активно двигается. Слуховая система ребенка полностью сформирована на пятом месяце. Уже внутри утробы ребенок может видеть и обонять, но эти способности никак не проявляются до рождения, в отличие от, например, вкуса, которые отражается на вкусовых предпочтениях матери.

– В этом возрасте средний рост ребенка составляет 50–70 см, каждый месяц оно вырастает приблизительно на 2.5 см.

– Средний вес ребенка составляет 3,6-7,3 кг. Он набирает в весе каждую неделю приблизительно на 0.11-0.22 кг.

– Младенец дышит, используя брюшные мышцы.

– Ноги могут быть немного искривленными.

– Глаза ребенка начинают двигаться синхронно.

– Во время питания грудью развиваются рефлексы, проглатывание не совершенно, что является причиной пускания слюней.

– Младенец может брать вещи руками.

– Движения младенца отрывисты, беспорядочны и нескоординированы.

Ребенок. Фото: Meagan Jensen

– В этом возрасте средний рост младенцев составляет 70 – 74 см, каждый месяц он вырастает примерно на 1.3 см в месяц.

– Ребенок набирает в весе каждый месяц приблизительно на 0,5 кг.

– Продолжает дышать брюшными мышцами.

– Начинают появляться зубы, сначала вырастают нижние и верхние передние зубы (резцы).

– Искривление ног постепенно исчезает.

– Жировые отложения младенца становятся видимыми на бедрах, руках и шее.

– Устанавливается натуральный цвет глаз.

– Развивается рефлекс моргания.

– Рефлекс проглатывания становится все более и более произвольным.

– Младенец может использовать пальцы и хватание большим пальцем для того, чтобы подбирать предметы.

– В этом возрасте у ребенка развивается способность перемещать предметы из одной руки в другую.

– У ребенка развивается привычка брать все предметы в рот.

– В этом возрасте младенец может сидеть без всякой помощи, используя руки для поддержки.

– В этом возрасте младенцы, как правило, вырастают примерно в 1,5 раза по сравнению с ростом при рождении.

– Средний вес ребенка составляет 10 кг, он прибавляет в весе каждый месяц примерно на 0,5 кг.

– Младенец продолжает использовать брюшные мышцы для дыхания.

– Руки и ладони ребенка растут немного быстрее, чем ноги и ступни.

– Ноги все еще могут оставаться искривленными.

– На теле ребенка продолжает нарастать жировое отложение.

– Оба глаза теперь могут двигаться синхронно, и ребенок может видеть объекты на расстоянии до 4,5 – 6 м.

– Младенец уже может брать предметы одной рукой.

– Ребенок исследует новые вещи, используя пальцы, чтобы тыкать и нажимать.

– Младенец начинает справляться с большим количеством предметов и даже уже может складывать предметы внутрь других.

– В этом возрасте ребенок потихоньку пробует вставать на ноги.

– Также младенец начинает ползать при помощи рук.

Стадии развития ребенка

• период внутриутробного развития

• кризис первого года

• от года до 3-х лет

• от 3-х до 7ми лет

• кризис 6 – 7 лет

• от 7-ми до 11 лет

• подростковый возраст (11-13 лет девочки/13-15 лет мальчики)

• юношество от 13-15-ти лет

• оральная стадия – от рождения до полутора лет;

• анальная стадия – от полутора до трех лет;

• фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет;

• латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

• генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

• Кризис новорожденности (0—2 месяца)

• Младенчество (2 месяца — 1 год)

• Кризис одного года

• Раннее детство (1—3 года)

• Кризис трех лет

• Дошкольный возраст (3—7 лет)

• Кризис семи лет

• Младший школьный возраст (8—12 лет)

• Кризис тринадцати лет

• Подростковый (пубертатный) период (12—16 лет)

• Кризис семнадцати лет

• Период сенсомоторного интеллекта (0—2 года)

• Период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет):

• Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

• Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

• Период формальных операций (11—15 лет)

• первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

• 2—3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

• 4—5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

• 6—11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

• 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;

• младенчество (непосредственно эмоциональное общение)

• раннее детство (предметно-манипулятивная деятельность),

• дошкольный возраст (ролевая игра),

• младший школьный возраст (учебная деятельность),

• младший подростковый возраст (интимно-личностное общение),

• старший подростковый возраст (учебно-профессиональная деятельность).

Стадии развития ребенка

Во время роста организм человека претерпевает множество изменений, в определенные периоды – кризисные. Значение слова «кризис» с медицинской точки зрения, отличается от общепринятого в социуме. Для экономики это крайне неблагоприятное время, после которого сложно ожидать немедленных положительных сдвигов. В медицине используется первоначальное значение греческого слова «krinein» – «разделяю». То есть кризисом является резкий переход из одного состояния в иное, качественно измененное. В педиатрии этапы развития ребенка разделяются между собой критическими периодами. Это наиболее уязвимое время для организма, но вслед за кризисом организм приобретает новые качества, выходит на совершенно другой уровень существования. Изменяются анатомо-физиологические показатели, ребенок растет и приближается к взрослому уровню жизни.

Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:

Педагоги определяют возрастные возможности для обучения детей, степень их интеллектуального развития. Большое значение имеют этапы развития речи ребенка как второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.

Юридическая классификация определяет степень ответственности перед законом и обеспечивает имущественные и другие права несовершеннолетних.

Психология рассматривает этапы развития ребенка в плане формирования личности, с учетом наследственных и приобретенных навыков общения в социуме.

Медицинская классификация рассматривает период детства как начальный отрезок жизни, в котором дети определенных возрастных групп имеют собственные анатомо-физиологические особенности. С точки зрения генетики, этапы развития ребенка включают самый начальный период существования, с момента образования зиготы. Это и есть первый кризис в жизни человека. Завершение детского возраста с точки зрения медицины заканчивается половым созреванием.

Соответственно возрасту человека детские годы жизни подразделяются на определенные отрезки времени. Медицинская классификация учитывает анатомо-физиологические особенности организма, применительно к медицинским методам диагностики и лечения. Многие разделы кажутся не приемлемыми для общества, педагогики, юрисдикции, но возрастные этапы развития ребенка, так или иначе, начинаются с первой минуты после зачатия и подразделяются на следующие периоды:

  • Эмбриональный;
  • Перинатальный;
  • Грудной;
  • Преддошкольный;
  • Дошкольный;
  • Школьный: младший и старший (пубертатный).

Внутриутробный этап развития ребенка продолжается в течение 280 дней, что составляет 10 лунных месяцев. В этот период жизни определяются три кризисных точки развития плода:

На каждом отрезке внутриутробной жизни человека происходят процессы закладки и формирования внутренних органов. Это имеет громадное значение для профилактики врожденных заболеваний. Исключаются вредные факторы, подбираются необходимые и безопасные медикаменты для будущей матери.

Неонатальный этап развития ребенка охватывает первые четыре недели жизни человека. Это период новорожденности, который характеризуется адаптацией к жизни после внутриутробного пребывания. В это время организм ребенка находится в непрерывной борьбе с агрессивными факторами внешней среды.

В грудном возрасте происходит дальнейшая адаптация. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более устойчивы к инфекциям, поскольку находятся под защитой иммунитета матери. Тем не менее, многие процессы в организме малыша в это время склонны к генерализации. Так, лихорадочная реакция почти у всех детей сопровождается судорожным синдромом. К одному году жизни грудной этап развития ребенка заканчивается. Ребенок полностью адаптируется к окружающей среде.

Преддошкольный период развития продолжается от одного до трёх лет. Дети подвержены возрастным инфекциям за счет увеличения контактов со сверстниками. За столь короткий период времени проходят все этапы развития речи ребенка, поэтому дети подлежат обязательному обследованию логопеда. Это время детских инфекций: ветряной оспы, кори, скарлатины, инфекционного паротита и др.

Дошкольный этап развития ребенка продолжается от трёх до семи лет. Происходит заметное снижение роста массы тела, но продолжается рост конечностей. В шесть лет начинается замена молочных зубов постоянными. Патологические процессы теряют системный характер, и заболевания ограничиваются поражением отдельных органов.

В младшем школьном периоде детства наибольшей нагрузке подвергается костная система, проводится профилактика искривления позвоночника. Изменение питания на этом этапе развития ребенка провоцирует развитие патологии желудочно-кишечного тракта. Дети страдают из-за несоблюдения правил гигиены, что проявляется болезнями «грязных рук»: кишечными инфекциями, гельминтозами, острыми гепатитами.

Пубертатный период, то есть, завершающий этап развития ребенка, характеризуется развитием вторичных половых органов, начинающимся с 12 лет. К 16 годам клинические проявления всех заболеваний подростков протекают так же, как и у взрослых людей.

Критические периоды определяют переходы от одного состояния детского организма к другому. Поэтому основные этапы развития ребенка разделяются следующими кризисами:

  • Новорожденности;
  • Первого года жизни;
  • Трехлетнего возраста;
  • Семилетнего возраста;
  • Семнадцати лет.

В некоторых странах законодательно определяют возраст совершеннолетия в 21 год, основываясь на уровне развития высшей нервной деятельности. С точки зрения физиологии окончательное формирование личности завершается к 25 годам.

Источники:
Возрастные этапы развития ребенка
Возрастные этапы развития ребенка. Каждый возрастной этап сопровождается развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.
http://razvitiedetei.info/fizicheskoe-razvitie/vozrastnye-etapy-razvitiya-rebenka.html
Стадии развития ребенка
Внутриутробное развитие ребенка Среди них есть и кризисные стадии, они связаны с тем, что у будущего человека формируются отдельные системы. Первая кризисная стадия длится от начала
http://biofile.ru/bio/3705.html
Этапы развития ребенка
Согласно классификации, возрастные этапы развития ребенка таковы: эмбриональный, перинатальный, грудной, преддошкольный, дошкольный, школьный.
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/7791-jetapy-razvitija-rebenka.php

COMMENTS