Физическое развитие новорожденного

Как происходит развитие новорожденного?

Рождение малыша знаменует новый этап в жизни молодых родителей. С того момента, как младенца принесут из роддома, мама и папа начинают особенно внимательно относится ко всему, что с ним связано. Много вопросов возникает в связи с развитием новорожденного, ведь в первые недели и даже месяцы жизни малыша бывает сложно определить, как проходит физическое и психическое развитие новорожденного, и соответствует ли оно норме. В то же время важно знать, как развивается малыш, для того, чтобы вовремя выявить пороки развития новорожденных и предпринять соответствующие меры.

В первый месяц жизни желательно отслеживать развитие новорожденного по неделям, поскольку в этот период ребенок адаптируется к новым условиям, у него закладываются основы поведения, и начинает формироваться характер. Кроме того, продолжается формирование важных систем организма, которое началось еще в утробе матери. Как должно происходить развитие новорожденного по неделям?

1-я неделя. Рождение — это стресс для организма ребенка, поэтому очень важно, чтобы сразу после рождения мать была рядом с малышом. Грудное вскармливание и тесный контакт с матерью позволяет новорожденному быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. В течение первой недели малыш практически постоянно спит, просыпаясь лишь для того, чтобы поесть. За первые три дня после рождения все малыши теряют до 10% своего веса при рождении. Это нормально, после выписки из роддома, он быстро наберет вес.

2-я неделя. В этот период у малыша просыпаются основные рефлексы, поисковый и хватательный, сосательный рефлекс особенно активизируется, что позволяет маме и малышу наладить грудное вскармливание. К концу второй недели, как правило, заживает пупочная ранка. Если этого не происходит, нужно проинформировать врача.

3-я неделя. Чаще всего именно на третьей неделе после рождения малышей начинают мучить кишечные колики. Они являются следствием неразвитости пищеварительной системы. Для борьбы с этими проблемами можно использовать специальные чаи или лекарственные препараты. В этот период малыши начинают проявлять больше интереса к внешнему миру, так как у них активизируются слух и зрение. Если младенец не реагирует на яркие краски и громкие звуки, это должно насторожить родителей, поскольку может свидетельствовать о нарушении физического развития новорожденного или его психического развития.

4-я неделя. В течение четвертой недели малыш активно прибавляет в весе (от 500 до 700 г). Новорожденный также активно растет. Прибавка роста может составить 3-4 см. Физическое развитие новорожденного характеризуется тем, что ребенок может удерживать головку, у него существенно улучшается моторика.

По окончанию первого месяца, развитие новорожденного по месяцам происходит следующим образом:

2-й месяц. Начиная со второго месяца, происходит интенсивное психическое развитие новорожденного. Малыш уже осознанно наблюдает за происходящим и реагирует на поведение мамы. Важно, чтобы в это период мама много времени проводила с ребенком, между ними был тесный телесный контакт. А, кроме того, нужно общаться с малышом, чтобы стимулировать психическое развитие новорожденного.

3-й месяц. Прибавка в весе в среднем составляет 800 г, а в росте 2-3 см. В этом возрасте ребенок начинает проявлять эмоции, он хмурится или улыбается в ответ на обращение к нему взрослого. Часто в этот период ребенок страдает от кишечных колик, которые проходят к 4-му месяцу жизни.

4-й месяц. На четвертом месяце ребенок уже активно двигается, переворачивается на животик, хватает разные предметы, интересуется игрушками. Психическое развитие не отстает от физического развития новорожденного, он выражает свои эмоции, плачет или смеется, активно реагирует на речь взрослых и происходящее вокруг. Прибавка в весе составляет 750 г, в росте 2 см.

5-й месяц. У ребенка начинается развитие речи. В этот период он уже может произносить односложные звуки и «разговаривать» с родителями. Малыш пробует сидеть. Он активно изучает окружающий мир и тянет все в рот.

6-й месяц. Большинство детей к этому периоду уже сидят. Ребенок делает попытки встать, подтягивается, хватает окружающие предметы. У малыша растет «запас» звуков, которые он издает. В этот период прибавка в весе около 650 г, в росте 2 см.

7-й и 8-й месяц. Как правило, к седьмому месяцу большинство детей обзаводятся первым зубом, что позволяет вводить в рацион новые продукты питания. Малыш может ползать, но еще не ходит. Он продолжает развиваться как физически, так и психически.

9-й и 10-й месяц. В этот период многие малыши начинают ходить, поэтому родителям нужно создать безопасную обстановку для ребенка. В таком возрасте дети вполне способны некоторое время заниматься самостоятельно, хотя родительское участие остается приоритетом.

11-й и12-й месяц. Ребенок продолжает развивать самостоятельность, он бегает, общается с другими детьми и взрослыми. Малыш может выражать желания и выполнять обращенные к нему просьбы. С момента рождения до года ребенок прибавляет в весе от 6 до 8 кг и вырастает на 20-25 см.

Нужно понимать, что развитие ребенка может ускоряться или, наоборот, замедляться, в этом нет ничего опасного, если в результате ребенок попадает в границы нормы. В то же время встречаются и пороки развития новорожденных, которые отражаются на физическом и психическом развитии. Если порок развития новорожденного представляет угрозу для его жизни, проводится хирургическое лечение, в противном случае, ребенок может оставаться под наблюдением врача. Некоторые пороки развития могут нивелироваться по мере роста ребенка.

Очень важно вовремя выявить пороки в психическом развитии ребенка, чтобы попробовать исправить их в тот период, когда психика малыша еще гибкая и может быть подвергнута коррекции. Нужно отметить, что в первые месяцы жизни психическое и физическое развитие новорожденного взаимосвязаны и нарушение физического развития приводит к нарушению развития психического.

Новорожденный ребенок

Физические особенности новорожденного и его развитие

Условно считают, что период новорождённый продолжается первые 4 недели, хотя понятно, что некоторые его особенности развиваются и в дальнейшем, накладывая определённый отпечаток на всё последующее детство, а может быть — и на всю жизнь.

Природа предусмотрительна. Только что родившийся человек наделён огромным «запасом прочности» и легко приспосабливается к любым условиям, в какие бы он ни попадал. В первые недели жизни наибольшую значимость приобретает правильная организация режима сна и бодрствования, гигиенического ухода и вскармливания малыша. Чтобы создать наилучшие условия для его роста и развития, родителям необходимо знать особенности организма новорождённого, включающие понятие о доношенном и недоношенном (физиологически незрелом) ребёнке.

Главным критерием доношенности (или недоношенности) по современным представлениям является продолжительность внутриутробного развития плода (ранее основным мерилом этого состояния были данные о массе тела ребёнка при рождении). Доношенным считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 38 недель.

Масса тела доношенных новорождённых колеблется от 2500 до 4000 г, составляя в среднем 3300—3700 г. У девочек она при рождении на 200—300 г меньше, чем у мальчиков. Новорождённые с массой тела 4000 г и более считаются крупновесными и относятся к группе риска в связи с возможностью развития у них осложнений при родах и в послеродовом периоде. Все новорождённые в первые дни жизни теряют в среднем 200— 300 г своей массы тела. Это так называемая физиологическая убыль массы, связанная с потерей жидкости и части энергетических запасов (в частности, глюкозы), к быстрому восстановлению которых ребёнок ещё не готов. К 7—10-му дню жизни эта потеря компенсируется. На первом месяце жизни прибавка массы тела ребёнка составляет до 600 г и более. По данным некоторых учёных, кормление детей сразу после родов способно предотвратить потерю веса в первые дни жизни.

Не менее важным критерием доношенности новорождённого является длина тела при рождении. Она колеблется в пределах 48—58 см, составляя в среднем 52—53 см (у девочек обычно на 1—2 см меньше, чем у мальчиков).

Окружность головы и груди составляет в среднем 34—35 см (у девочек на 0,5—0,7 см меньше).

Здоровый доношенный новорождённый имеет гладкую, эластичную кожу розового цвета, покрытую во многих местах творожистой, так называемой, родовой смазкой. Потовые железы кожи, ещё слабо развитые при рождении, в дальнейшем предохраняют ребёнка от перегревания, сальные железы благодаря своему секрету делают кожу эластичной, мягкой, бархатистой, предохраняя её от высыхания и образования трещин. Важным свойством кожи и слизистых оболочек новорождённого является способность выделять защитные противомикробные вещества, в частности лизоцим. Больше их выделяется, если кожа чистая, когда её поры не закрыты собственными продуктами обмена и элементами внешней среды. Чистая и неповреждённая кожа лучше защищает ребёнка от многих болезнетворных микробов.

Крик доношенного новорождённого громкий, мышечный тонус хороший, движения активные. У него достаточно хорошо выражены основные физиологические рефлексы. Сразу после рождения ребёнок может не только сосать (сосательный рефлекс) и глотать (глотательный рефлекс), но и обладает целым комплексом врождённых двигательных рефлексов (хватательный, опорный, шаговый, плавательный, рефлекс ползания и др.).

Температура тела у различных детей устанавливается в диапазоне от 35° с десятыми до почти 37°, чаще всего в пределах 36°. В течение суток она может несколько колебаться, что соответствует биоритмам жизнедеятельности различных органов и систем организма. Так, утром температура тела несколько ниже, чем к вечеру. Однако у одного и того же ребёнка в течение суток она не должна, как правило, отклоняться на 0,5—0,7 градуса.

У доношенного ребёнка на голове имеются большой и малый роднички — участки неплотного соединения костей черепа, которые по мере роста ребёнка постепенно закрываются костной тканью.

В период новорождённое чётко прослеживается становление и совершенствование органов чувств ребёнка, некоторые из них в это время развиты уже вполне удовлетворительно. Так, у доношенного ребёнка уже на первой неделе жизни обнаруживается выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребёнок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое, кислое или солёное (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания.

Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.). Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорождённый живо реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и. будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения.

3рение у ребёнка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него ещё нет, а движения глазных яблок, как правило, не координированы, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие». Мигательный рефлекс на приближение предмета к глазу не выражен. Интенсивное развитие зрения происходит на 2-м и последующих месяцах жизни ребёнка. Слух у новорождённого снижен, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни. Это прослеживается по его поведенческим реакциям (вздрагивание, сокращение мимической мускулатуры, изменение частоты и глубины дыхательных движений).

С рождением ребёнка начинается самостоятельная функция его органов выделения. В первые дни жизни ребёнок мочится 5—6 раз в сутки, к концу 1-й недели — значительно чаще и больше по объёму (на 8-й день жизни до 200 мг. и более в сутки). В первые 2—3 дня жизни ребёнка из его кишечника выделяется первородный кал, или меконий,— густая однородная масса тёмно-зелёного цвета, состоящая из секрета пищеварительного тракта, слущенного эпителия кишечника и заглоченных околоплодных вод. Затем по мере заселения кишечника бактериальной флорой, способствующей ферментативному перевариванию питии, синтезу витаминов и других биологически активных веществ, меконий заменяется коричневыми, зеленовато-жёлтыми, а позднее золотисто-жёлтыми испражнениями кашицеобразной консистенции со слабокислым запахом. Частота стула новорождённого ребёнка — 4—5 раз в сутки.

Нормальное развитие функции почек и кишечника — важное условие правильного формирования жизнедеятельности многих органов и систем, поддержания необходимого постоянства внутренней среды организма, быстрой адаптации ребёнка к условиям внеутробной жизни.

Из стерильных условий материнского тела новорождённый попадает в мир, наполненный микроорганизмами. Одни из них, подобно ацидофильной палочке, которая обеспечивает нормальное пищеварение, полезны и нужны ребёнку, другие нейтральны, а третьи вредны. Но здоровый новорождённый младенец вовсе не беззащитен, как считали ранее. В его организме уже имеется большинство факторов иммунобиологической защиты, хотя они ещё легко ранимы и могут повреждаться и угнетаться при различных осложнениях течения беременности и родов и при возникновении заболеваний в послеродовом периоде. Иммунитет ребёнка тесно связан с наследственностью, с выраженностью его у родителей, в первую очередь — у матери. Вот почему нужна постоянная забота о здоровье будущей матери, бережном его сохранении и повседневном укреплении.

Недоношенными называются дети, родившиеся раньше положенного срока (10 лунных месяцев), то есть между 28 и 38 неделями беременности (следовательно, они могут быть недоношенными от 2 до 12 недель). Масса тела у них ниже 2500 г, а длина менее 45 см.

В связи с недостаточным развитием мышечной ткани и особенно отсутствием подкожно-жировой клетчатки недоношенные дети похожи на сморщенных старичков. Телосложение у них непропорциональное: относительно большая голова составляет более 1/4 длины тела, руки тонкие и длинные, шея короткая, ноги тонкие, короткие. Пупок, в норме занимающий середину живота, смещён книзу. Ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове. Ногти не доходят до кончиков пальцев, ногтевые пластинки очень мягкие. Кожа тонкая, глянцеватая, как бы просвечивающаяся, тёмно-красного цвета, морщинистая. Всё тело покрыто обильным густым тонким пушком. Половая щель у девочек открыта вследствие недоразвития больших половых губ, которые не смыкаются. У мальчиков яички не опущены в мошонку. Зрачки нередко зятянуты белесоватой зрачковой оболочкой. Выраженность указанных признаков зависит от степени недоношенности ребёнка.

Кроме внешних признаков недоношенности для этих детей характерны недоразвитие, незрелость внутренних органов и систем, особенно центральной нервной системы, органов дыхания. Поэтому такие дети, как правило, вялые, сонливые, плачут слабым голосом. Многие из них неспособны сосать и даже глотать. Дыхание у них частое, поверхностное, нерегулярное, с периодическими паузами. Частота дыхательных движений может варьировать от 35 до 80 в минуту. Такое дыхание не может обеспечить достаточное снабжение организма кислородом, в связи с чем состояние его ещё больше усугубляется.

Недоношенный ребёнок не в состоянии сохранять постоянную температуру тела, и она колеблется в зависимости от условий окружающей среды: при низкой температуре воздуха снижается до 35° и ниже. В то же время недоношенного ребёнка легко перегреть при повышении температуры вокруг него (грелки, инкубаторы и пр.). Потеря тепла недоношенным ребёнком усугубляется тем, что чем меньше размеры его тела, тем больше отношение поверхности тела к массе, и поэтому потеря тепла возрастает. Из-за малой ёмкости желудка и недостаточного выделения пищеварительных соков кормление этих детей связано со значительными трудностями. Недоношенные дети чаще болеют, чем доношенные, заболевания у них протекают тяжелее, хуже поддаются лечению.

Физиологические состояния новорождённых, пограничные с нормой.

Нормальное развитие новорождённого ребёнка имеет свои закономерности и особенности, о которых необходимо помнить в каждой семье. Его развитие может отклоняться в ту или иную сторону под влиянием различных факторов и причин. В этих случаях развиваются так называемые пограничные состояния, то есть промежуточные между абсолютной нормой и возможной патологией. В отдельных случаях, при дальнейшем нарушении общего состояния ребёнка, возможен переход пограничного состояния в заболевание. Правильная ориентация в основных закономерностях развития новорождённого помогает родителям и врачу своевременно выявлять их отклонения и принимать необходимые меры. Ниже описаны некоторые из этих особенностей.

Закупорка сальных и потовых желёз проявляется в первые дни и месяцы жизни ребёнка в виде беловатых или желтоватых точек на крыльях и кончике носа, щеках, лбу как следствие скопления секрета в железах при усилении их деятельности. Это состояние не требует никакого специального лечения, кроме гигиенического ухода за кожей лица. Значительно реже наблюдаются застойные явления из-за усиленной работы потовых желёз. При этом возникают пузырьки, наполненные водянистым содержимым. Располагаются они чаще на подошвах, могут появляться на лбу, колее головы и других местах при перегревании ребёнка. Держатся несколько часов или дней. При появлении этих пузырьков необходим обычный тщательный уход за кожей.

Иногда на коже малыша видны серовато-синие или багрово-красные пигментные пятна, которые наблюдаются у ребёнка со дня рождения. Чаще всего они располагаются на коже крестца и спины, ягодиц, иногда на голенях, бёдрах. Обычно они не оставляют следов и исчезают в течение первых лет жизни ребёнка.

Телеангиэктазия — расширение кожных капилляров, имеющих вид красновато-синюшных пятен различной величины, отчётливо выделяющихся на коже. Типичное их расположение — на коже затылка, лба, веках. Постепенно пятна бледнеют и исчезают, но могут снова появиться при крике и беспокойстве ребенка. Такие явления иногда продолжаются до года, реже сохраняются в более позднем возрасте.

Физические особенности новорожденного и его развитие

Физическое развитие грудничка: стимуляция рефлексов

У ребёнка есть определённые врождённые рефлексы, которые более выражены у физиологически зрелых младенцев. О стимуляции некоторых из них (сосательном и хоботковом, например) нет нужды заботиться, малыш использует их при каждом кормлении. Остальные чаще всего никак не используются. Между тем, стимулируя врождённые рефлексы, мы стимулируем и физическую активность малыша, а значит, он лучше растёт и развивается. Это тем более важно, если малыш рождается не вполне физиологически зрелым, что, к сожалению, не редкость. Ведь стимулируя развитие малыша, мы задействуем и компенсаторные возможности его организма, которые особенно велики в течение первых дней и месяцев его жизни.

Большинство безусловных рефлексов без специальных упражнений угасают только к 3 месяцам, и нет необходимости упражняться с первых дней. Это можно будет сделать, когда вы и малыш уже немного освоитесь дома. Многие упражнения можно легко совмещать с обычным уходом за малышом. Так, например, вкладывая палец в его ручку и чуть потягивая её во время кормления, вы развиваете силу мышц малыша. Подставляя ладонь под босые пяточки и массируя их, вы воздействуете на биологически активные точки и закаляете ребёнка.

Расстелите на столе пелёнку. Возьмите малыша под мышки и дайте возможность его ножкам коснуться опоры. Никакой нагрузки на ножки при этом быть не должно, ребёнок у вас в руках.

Если чуть наклонить малыша вперёд, то он начинает делать «шаговые» движения, по очереди переступая то одной, то другой ножкой.

Голову малыш ещё не держит, а ножки довольно уверенно шагают.

Разумеется, это не ходьба. Но дети, которые пару раз в день перед кормлением «шагали», быстрее начинают ходить и разговаривать.

Совет. Малышу чуть постарше можно стелить под ножки разные ткани, водить его по фактурным поверхностям, чтобы стимулировать рефлекторные точки подошвы. Лучше всего «ходить» перед едой (2—3 раза в день).

Прижмите малыша к груди и подставьте ладонь под голенькие пяточки — ребёнок выпрямляется и напрягает все мышцы.

Совет. Стимулируя этот рефлекс сразу после еды, вы касаетесь биологически активных точек, расположенных на подошве, а это помогает малышу избавиться от воздуха, проглоченного во время кормления.

Вложите малышу в ладошки свои указательные пальцы, остальными придерживайте ручки и медленно приподнимайте кроху.

У малыша сильно напрягается вся мускулатура. Ребёнка можно приподнимать до полусидячего положения, тренируя цепкость ручек. Голова крохи поначалу запрокидывается назад, но с каждым разом мышцы тренируются, и малыш всё увереннее держит голову. Вначале он держится очень крепко, но через несколько секунд его хватка слабеет, и теперь его можно плавно опустить, следя за положением головы.

После 3 месяцев рефлекторное сжатие кулачков сменяется произвольным захватыванием предметов.

Регулярная тренировка этого рефлекса ускоряет психофизическое развитие малыша: он начинает брать игрушки в руки в более раннем возрасте. Малыш с крепкими ручками очень редко «клюёт» носом, начинает быстрее опираться на ручки и ползать.

Совет. Можно каждый раз, когда вы хотите взять на руки бодрствующего ребёнка, предлагать ему свои пальцы. Малыш хочет на руки? Прекрасно, немного собственных усилий — и ты у мамы! Казалось бы, мелочь, а закладывается активная жизненная позиция. Ребёнок чуть постарше может висеть на пальцах, как на турничке, легко выдерживая свой вес.

Положите малыша на животик и подставьте свои ладони под его стопы. Ребёнок начнёт отталкиваться от ваших ладоней, выпрямляя ноги и продвигаясь вперёд. Это упражнение надо делать на твёрдой и ровной поверхности. Этот же рефлекс позволяет малышу в ванне отталкиваться и скользить на животике во время плавания.

Совет. Стимулировать этот рефлекс удобно во время игры. Если малыш уверенно держит голову, лёжа на животике, и тянется к игрушке — помогите ему, подставьте ладони. Если же у малыша гипотонус (ребёнок лежит расслабленно, в той же позе, что и взрослый человек) или малыш «опаздывает» в развитии, можно дополнительно создать условия для ползания, соорудив наклонную горку-жёлоб, как советует известный американский врач, специалист по раннему развитию детей Глен Доман.

Если провести пальцем по спине ребёнка вдоль позвоночника, примерно в 1 см от него, то его тело дугообразно изогнётся.

Нажмите на подошву стопы у основания пальчиков — пальчики подогнутся, малыш отдёрнет ножку. Проведите по наружному краю стопы — пальчики расслабятся. Это упражнение — хорошая профилактика плоскостопия.

Совет. Эти два упражнения можно включить в комплекс ежедневной гимнастики.

Одним из врождённых безусловных рефлексов, которым обладает любой новорождённый, является рефлекс затаивания дыхания. Его несложно проверить: резко подуйте малышу в лицо (в область носогубного треугольника) — в ответ малыш замрёт, закроет ротик и задержит дыхание. Этот рефлекс позволяет научить кроху нырять, плавать и даже играть под водой.

Совет. Прежде чем начинать занятия плаванием, посоветуйтесь с врачом и потренируйтесь на кукле. Так вы будете чувствовать себя более уверенно.

Вначале просто знакомим малыша с водной средой. Одни детки легко соглашаются лечь на спинку (мамина рука поддерживает затылок малыша), другие ни в какую не согласны принять это положение.

Если малыш «сговорчивый», то просто поддерживайте затылок малыша своими руками, а тельцу позвольте всплыть — и вот уже ваш малыш «плавает» на спинке. Большими пальцами обеих рук мама фиксирует плечи, запястьями придерживает голову, следя, чтобы вода не попала в ротик.

В воде малыш начинает активно шевелить ручками и ножками.

Если малыш более осторожен, то, поддерживая кроху, поставьте его ножками на дно ванны так, чтобы малыш был в воде по грудь и используйте рефлекс отрицания опоры. А можно и просто попрыгать в воде.

Через несколько дней уже слегка освоившегося с водой малыша можно уложить на спинку и покатать в ванне. Дайте возможность малышу отталкиваться от бортика ножками и скользить, качаться с боку на бок, двигаться в воде «восьмёрками». Разговаривайте с малышом, привлекайте его внимание игрушками, стимулируйте активность.

Совет. Купание должно продолжаться до тех пор, пока малыш активно двигается и с удовольствием находится в воде.

Если малыш всё-таки категорически возражает, то придётся привлечь предварительно вымытого папу для совместного купания (папу, потому что маме трёхнедельного младенца пока не показано погружение в воду).

Совет. Даже если малыш охотно плавает на спинке, попробуйте совместное пребывание в воде. Так проводить занятие с малышом гораздо удобнее, чем согнувшись в три погибели. Взрослый может сесть по-турецки, и тогда ему будет удобно поддерживать малыша вертикально. Если взрослый лежит в ванне, то даже самый «недоверчивый» малыш согласится лечь в воду на живот к родному человеку. День ото дня воды можно набирать всё больше, и через несколько дней малыш незаметно для самого себя «закачается на волнах».

Ребёнок чуть постарше может начинать осваивать плавание на животике. При этом рука взрослого держит его под грудкой так, что подбородок малыша располагается на запястье правой руки мамы, а её большой палец страхует голову и не даёт ей поворачиваться. Другой рукой мама придерживает спинку малыша, а может и опереться на бортик ванны, чтобы облегчить нагрузку на свою спину.

Так или иначе во время купания вода будет попадать на личико малыша, поэтому, когда малыш и мама подружатся с водной средой, попробуйте выполнить упражнение, служащее подготовительным этапом для освоения ныряния. Если малыш лежит на спинке, то вначале скажите: «Внимание, ныряем» — и тут же, подув малышу в лицо, капните несколько капель воды со своей руки ему на личико.

После нескольких повторений малыш начнёт затаивать дыхание, услышав знакомые слова.

Если малыш «плавает» на животике, то наберите в ладонь воды и со словами «Внимание, ныряем» вылейте воду на макушку малыша так, чтобы она стекла по лицу. Кроха может удивиться, а то и расплакаться, но если вы не торопились и ребёнок осваивался в воде в своём ритме, то, скорее всего, он отнесётся к попаданию воды на лицо как к мелкой неприятности.

Совет. Если малыш испугался и расплакался, попытайтесь его успокоить, не вынимая из воды, иначе его последним впечатлением от занятия станет эта неприятность, и в следующий раз малыш может отказаться делать упражнение.

Если малышу нравится купание и он не возражает против упражнения по задержке дыхания, то следующим этапом будет ныряние, когда малыша окунают в воду и проводки делают под водой. А ещё через некоторое время мама на мгновение отпускает руки — и ребёнок плывёт под водой, самостоятельно выныривает. Но для достижения такого результата нужно время и достаточно большой бассейн, где малыш может находиться вместе с мамой. Для малыша 4—5 месяцев и более ванна уже слишком маленький водоём. В нём можно с удовольствием плескаться и играть, но для плавания уже нет места.

Совет. Если малыш не в восторге от ныряний и не плавает самостоятельно, то утешьтесь тем, что тренеры по спортивному плаванию считают, что грудничковое плавание в дальнейшем портит технику, необходимую для спортивного плавания.

Источники:
Как происходит развитие новорожденного?
В статье рассматривается физическое и психическое развитие новорожденного по неделям и месяцам, а также, пороки развития новорожденных детей.
http://www.wjtoday.ru/kak-proisxodit-razvitie-novorozhdennogo/
Физические особенности новорожденного и его развитие
Физические особенности новорожденного и его развитие Условно считают, что период новорождённый продолжается первые 4 недели, хотя понятно, что некоторые его особенности развиваются и в
http://karapuz.kz/pages_out.php?cid=405
Физическое развитие новорожденного
Физическое развитие: стимуляция рефлексов У ребёнка есть определённые врождённые рефлексы, которые более выражены у физиологически зрелых младенцев. О стимуляции некоторых из них (сосательном и хоботковом, например) нет нужды заботиться, малыш использует их при каждом кормлении. Остальные чаще всего никак не используются. Между тем, стимулируя врождённые рефлексы, мы стимулируем и физическую активность малыша, а значит, он лучше растёт и развивается.
http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/fizicheskoe-razvitie-novorozhdenogo.html

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Проверка детектор лжи ДЕТЕКТОР ЛЖИ. Проверка на детекторе лжи (полиграфе). Гарантируем полную конфиденциальность. Как проводится проверка на детекторе… (2)

Сколько весит ребенок в 1 5 года Вес годовалого малыша: всё ли в порядке?Родители и участковый педиатр должны ежемесячно прослеживать динамику набора… (2)

Мужчина козерог и измена Измена Козерога и ее причины Согласно данным статистики, мужчины-козероги - самые преданные и верные супруги… (2)

Правила установления деловых контактов Деловое общение (21) 2 Формы делового общения. Организация презентаций, официальных приемов, коктейлей и брифингов 18… (2)

Как забыть мужчину стрельца Зодиакальный гороскопМУЖЧИНА СТРЕЛЕЦ Если тебя восхищают непосредственность и сумасбродство Стрельца, а переменчивость его натуры не… (2)

COMMENTS