Значение памяти

Значение памяти

Значение памяти для человеческой жизнедеятельности

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Семья являет .

отличия между Эго-психологией и психоанализом Американский психолог Эрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняя является важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичности содержится в це .

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека. Но необходимо понимать, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможност .

Значение памяти

Белорусский государственный педагогический

университет им. М. Танка

Факультет социальной педагогики и практической психологии

Студентки 1 курса

1. Общая характеристика памяти.

2. Закономерности запоминания и воспроизведения. Методы исследования.

3. Закономерности забывания и сохранения. Методы исследования.

4. Виды и индивидуальные особенности памяти.

5. Значение памяти в жизни человека.

6. Экспериментальное задание

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется человеком в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Память – это основа психической жизни человека, основа нашего сознания. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. (1, с.111)

Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами.

Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые усваивает человек в виде знаний, умений и навыков. (2, с.174-175).

2. Закономерности запоминания и воспроизведения. Методы исследования.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. (3, с. 47)

Запоминание – процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания.

Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ.

Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности.

Произвольное запоминание – запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность.

Особая форма произвольного запоминания – заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно. (4, с.62).

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал). (3, с. 48).

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное воспроизведение происходит хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному воспроизведению обычно служат какие-то причины, вызывающие соответствующие ассоциации.

Произвольным называется воспроизведение, которое организуется посредством волевых усилий и сознательно поставленной целью. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного воспроизведения является припоминание. Это сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений. (4, с. 61)

3. Закономерности забывания и сохранения. Методы исследования.

Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».

Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно.. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включалось в деятельность человека, что становится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забывания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после заучивания и восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема. (4, с. 62)

4. Виды и индивидуальные особенности памяти.

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная. Первая включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы на можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Что касается прижизненной памяти, она является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти.

Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память – запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта. Смысловая (логическая) память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени. (3, с. 49-50).

Существует несколько оснований для выделения видов памяти:

1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении;

2) психологическое содержание запоминаемого;

3) продолжительность сохранения.

По степени сознательной активности различают память произвольную и непроизвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической, как об этом было сказано выше.

По психологическому содержанию запоминаемого выделятся память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Эти четыре вида присущи всем людям. Однако развиты они неравномерно: какой-то (или какие-то) являются преобладающими. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности.

В образной памяти выделяют зрительную и слуховую (а также обонятельную, вкусовую, осязательную).

Словесно-логическая память – подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях.

Эмоциональная память – память на чувства.

Двигательная память – память на движения.

По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память – это непродолжительное сохранение информации после одно-двухкратного его восприятия. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что воспринятый приказ).

Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.

Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12.

Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение – конкретные проявления точности памяти.

Быстрота запоминания – это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.

Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому качеству.

Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлением она определяет сообразительность и находчивость.

Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы:

1) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;

2) быстро запоминающих, но скоро забывающих;

3) медленно запоминающих, но долго помнящих;

4) медленно запоминающих и быстро забывающих. (4, с.62-65).

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу. (1, с. 111)

Цель. Исследование опосредованной памяти с помощью методики «Пиктограмма».

Методика проведения. Студент- экспериментатор проводит эксперимент с двумя взрослыми испытуемыми, индивидуально. Испытуемому дается чистый лист бумаги (стандартной формы) и дается следующая информация: «сейчас я вам буду говорить слова, которые вам надо как можно лучше запомнить. Слов будет много, но чтобы вам лучше было запоминать, на бумаге можно нарисовать то, что поможет вам вспомнить эти слова. Не нужно чтобы рисунки были хорошими, но они не должны содержать цифр или букв. Постарайтесь делать рисунки побыстрее, но не забывайте, что они должны помочь вам вспомнить нужное слово». Испытуемого спрашивают понял ли он инструкцию. При необходимости просят ее повторить. А затем начинают диктовать слова: ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК, ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА, ВКУСНЫЙ УЖИН, БОЛЕЗНЬ, ПЕЧАЛЬ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, РАЗВИТИЕ, РАЗЛУКА, ОБМАН, ПОБЕДА, ПОДВИГ, ВРАЖДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СОМНЕНИЕ, ДРУЖБА.

В ходе эксперимента экспериментатор фиксирует особенности поведения испытуемого, его спонтанные высказывания, вопросы, какие слова вызвали затруднения, потребовали больше времени и т.п.

После окончания эксперимента испытуемого занимают каким-либо делом, беседой и т.п. воспроизведение происходит через 40-60 минут. Испытуемый должен на своем листе с рисунками написать слова (рядом с соответствующим рисунком).

Эспериментатор: Шатон Галина Владимировна

Испытуемый: Татьяна, 44 года, учитель.

Галина, 42 года, бухгалтер

Название эксперимента. Исследование опосредованной памяти с помощью методики «Пиктограмма».

Фиксация результатов. Эксперимент проводился с двумя испытуемыми индивидуально. Им было предложено задание, целью которого являлось исследование опосредованной памяти с помощью методики «Пиктограмма». Экспериментатор зачитала 16 слов и словосочетаний, которые для лучшего запоминания было предложено изобразить на

1. В.А. Крутецкий. Психология. М., «Просвещение», 1986г., 336 с.

2. Под ред. А.А. Зарудной. Психология. Мн., «Вышэйшая школа», 1070г., 472 с.

3. Учебное пособие. Психология и педагогика. М.-Нсб., ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2001, 174с.

4. А.Г. Смирнов. Практикум по общей психологии. Изд. Института Психотерапии, М., 2001г., 222с.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Значение памяти

Значение слова Память по Ефремовой:

2. Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными.

3. Воспоминание о ком-л. или чем-л. // То, что напоминает о ком-л., чем-л.

4. устар. Воспоминания об умершем в день смерти кого-л. (обычно отмечаемый религиозными обрядами).

Память в Энциклопедическом словаре:

Память — вид служебной переписки в России 16-17 вв. Содержалараспоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц. способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основныхсвойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранитьинформацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяютпроцессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание,воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную инепроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную идолговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка),эмоциональная или аффективная (память »чувств»), образная исловесно-логическая.

Значение слова Память по словарю медицинских терминов:

Значение слова Память по Психологическому словарю:

Память — Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании — приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание — ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение — в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии — . Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон — , А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Значение слова Память по словарю Ушакова:

Значение слова Память по словарю Даля:

Определение слова «Память» по БСЭ:

Память — способность к воспроизведению прошлого Опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Память в нейрофизиологии. П. свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему (ЦНС). Объём П., длительность и надёжность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций, возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток (Нейронов) мозга и усложнения его структуры. Физиологические исследования П. обнаруживают 2 основных этапа её формирования, которым соответствуют два вида П.: кратковременная и долговременная.

Кратковременная П. характеризуется временем хранения информации от секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и др.). Долговременная П., время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную П. Переход от первого вида П. ко второму постепенен. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная П. основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определённых нейронных систем. При переходе к долговременной П. связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках. Опыты с иссечением участков коры больших полушарий головного мозга и электрофизиологическими исследования показывают, что

«запись» каждого события распределена по более или менее обширным зонам мозга. Это позволяет думать, что информация о разных событиях отражается не в возбуждении разных нейронов, а в различных комбинациях совозбуждённых участков и клеток мозга. Нервные клетки не делятся в течение жизни, и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервной системой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозге нейронами. Новые нейронные системы фиксируются за счёт изменений в межнейронных контактах — синапсах, в которых нервный импульс вызывает выделение специального химического вещества — Медиатора, способного облегчить или затормозить генерацию импульса следующим нейроном. Долговременные изменения эффективности синапсов могут быть обусловлены изменениями в биосинтезе белков, от которых зависит чувствительность синаптической мембраны к медиатору.

Установлено, что биосинтез белков активируется при возбуждении нейронов на разных уровнях организации ЦНС, а блокада синтеза нуклеиновых кислот или белков затрудняет или исключает формирование долговременной П. Очевидно, что одна из функций активации синтеза при возбуждении — структурная фиксация нейронных систем, что и лежит в основе долговременной П. Имеющиеся экспериментальные данные не позволяют пока решить, происходит ли проторение путей распространения возбуждения за счёт увеличения проводимости имеющихся синапсов или в результате возникновения дополнительных межнейронных связей. Оба возможных механизма нуждаются в интенсификации белкового синтеза. Первый — сводится к частично изученным явлениям клеточной адаптации и хорошо согласуется с представлением об универсальности основных биохимических систем клетки. Второй — требует направленного роста отростков нейронов и, в конце концов, кодирования поведенческой информации в структуре химических агентов, управляющих таким ростом и заложенных в генетическом аппарате клетки.

Для исследования П. применяют методы клинической и экспериментальной психофизиологии, физиологии поведения, морфологии и гистохимии, электрофизиологии мозга и отдельных нейронов, фармакологические методы, а также методы аналитической биохимии. В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов П. осуществляется на разных объектах — от человека до культуры нервных клеток.

Лит.: Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974; Агранов Б., Память и синтез белка, в кн.: Молекулы и клетки, пер. с англ., в. 4, М., 1969; Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969: Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970; Hebb D. О., Organization of behavior, N. Y., 1949.

Память в психологии. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, П. сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого

«я» и выступает таким образом в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Особое значение, которое с древних времён придавалось П., можно усматривать уже в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня П.- Мнемосина слыла матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н. э.) была разработана первая мнемотехническая система (см. Мнемоника). Долгое время проблема П. разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в специальном трактате

«О памяти и воспоминании»: собственно П. свойственна и человеку и животному, воспоминание же — только человеку, оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять», ибо

«тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде» (453а). Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь «открытые» в качестве основных законов ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Им был намечен ряд проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени: возрастные изменения и характерологические различия П., связь П. с членением времени и др. Материалистические тенденции, заложенные в аристотелевском учении о П., были восприняты стоиками и эпикурейцами, получив при этом во многом упрощённое истолкование. Так, было утеряно представление об активном характере воспоминания, аристотелевской метафоре о

«как бы отпечатках» в душе был придан буквальный смысл. В противоположность этому идеалистическое понимание П. как активной деятельности души было развито Неоплатонизмом (Плотин). Связь воспоминания с переживанием времени отмечалась Августином.

В новое время проблема П. получила особое развитие в философии английского эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях. П., по Локку, есть как бы

«кладовая» идей; «. это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела»

(Локк Д., Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с. 168). Введённому Локком представлению об ассоциациях как об одном из факторов, определяющих «движение идей», впоследствии в Ассоцианизме было придано значение универсального принципа объяснения душевной жизни. В рамках ассоцианизма немецким психологом Г. Эббингаузом было выполнено первое экспериментальное исследование П. (1885).

Линию ассоцианизма продолжил американский Бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), который, поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения, отождествил, в конечном итоге, П. с приобретением Навыков. Против такого отождествления было направлено учение французского философа-интуитивиста А. Бергсона

(«Материя и память», рус. пер., СПБ, 1911). Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (например, текста стихотворения) П. неповторимых событий прошлого в их индивидуальности (например, самого единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой

«образной» П., «сферы чистых воспоминаний», «П. духа», по отношению к которой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем. В этой идеалистической концепции П. был, однако, с предельной остротой поставлен ряд проблем, вскрывавших ограниченность ассоцианистской доктрины П. (проблемы узнавания, связи П. и внимания, П. и бессознательного и др.). С др. стороны, с резкой критикой

«атомизма» и механицизма ассоцианистского представления о П. выступила Гештальтпсихология, которая настаивала на целостном и структурном характере П., в частности на том, что самые следы должны пониматься как своеобразные динамические системы, или поля сил. Обозначилась и тенденция к расширительному толкованию П. Нем. психологи Э. Геринг (1870), а вслед за ним Р. Земон (1904) и Э. Блейлер (1931) в учении о

«мнеме» пытались рассматривать П. не только как психическую, но и как «общеорганическую функцию», объясняя ею, в частности, процессы наследственности (воскрешая таким образом учение немецкого натурфилософа 1-й половины 19 в. К. Каруса). Всё это вновь остро поставило вопрос о природе и специфике П. человека. Во французской социологической школе было обращено внимание на истинную природу и социальную обусловленность П. человека. По П. Жане, П. человека есть особое действие,

«специально изобретённое людьми» и в принципе отличное от простой репродукции; это символическая реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем «коллективной П.»

общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочивающей силой для его воспоминаний. В английской психологии сходную точку зрения отстаивал Ф. Бартлетт (1932), сводивший П. не столько к воспроизведению, сколько к реконструкции прежнего опыта.

Советская психология, опираясь на методологию диалектического и исторического материализма, уделила особое внимание проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтьевым (1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств,

«стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая Интериоризация. В последующих работах советских психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.

В соответствии с традиционным членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственное припоминание (П. П. Блонский). Различают произвольную и непроизвольную П. В случае первой человек решает особую мнестическую задачу: запомнить или припомнить нечто; в случае непроизвольной П. запоминание или припоминание включены как несамостоятельные моменты в более широкий контекст деятельности. По способу осуществления мнестических действий различают непосредственную и опосредствованную П. (Выготский). По форме, в которой протекают процессы П., выделяют моторную П., или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П.

(«П. чувств» — Т. Рибо), образную и словесно-логическую П.; между ними пытаются установить те или иные генетические отношения (Блонский). Наконец, в зависимости от ведущего положения у отдельных индивидов можно говорить о существовании зрительного, слухового и словесного типов П. Будучи включенной в решение той или иной жизненной задачи, П. человека существенно определяется строением и динамикой его мотивов, потребностей, Интересов и установок (К. Левин, США; Б. В. Зейгарник, СССР). И, напротив, те или иные особенности П. человека сказываются не только на протекании отдельных форм его деятельности и мышления, но и на всём строе его жизни, накладывая отпечаток на его личность (особенно ярко это проявляется при локальных клинических расстройствах П., равно как в случаях «феноменальной», в частности эйдетической П.- см. Эйдетизм).

Самостоятельный раздел современной психологии и нейрофизиологии представляют исследования так называемой кратковременной П. (см. выше). Значительное место отводится изучению закономерностей забывания: подробно исследованы феномены про- и ретроактивного торможения, реминисценции, а также влияние на П. аффектов (Д. Рапапорт, США). От

«нормального» забывания следует отличать случаи патологических нарушений — расстройства П.

Расстройства памяти могут быть количественными (ослабление, усиление памяти) и качественными (искажения памяти, ложные воспоминания). В психиатрической практике чаще встречаются снижение П. (гипомнезия) или её выпадение (амнезия), характер которых определяется их происхождением. Так, для старческих расстройств П. характерно запамятование недавних событий и сохранность воспоминаний об отдалённом прошлом. Эпизоду помрачения сознания (например, при черепно-мозговой травме) обычно сопутствует выпадение из П. событий, предшествовавших этому эпизоду (ретроградная амнезия), либо имевших место сразу после восстановления сознания (антероградная амнезия). Больной корсаковским психозом (см. Алкогольные психозы) обычно помнит, что происходило с ним до болезни, но не может зафиксировать в П. текущие, даже сиюминутные впечатления. Чисто функциональное

(«охранительное») вытеснение из П. тягостных для больного воспоминаний наблюдается при истерии, реактивных (то есть возникающих в ответ на психическую травму) психозах. Усиление, обострение П. (гипермнезия), например при маниакальном возбуждении, при бредовом состоянии (см. Мания, Бред), в отличие от амнезии, — явление нестойкое, быстро преходящее. Искажения П. (криптомнезии) и ложные воспоминания (конфабуляции) часто сочетаются с гипо- и амнезией: пробелы П. заполняются вымыслом или перемещением в иное время реальных событий. Лечение направлено на основное заболевание.

В технике понятие машинной П. характеризует комплекс устройств вычислительной машины, предназначенный для хранения информации. См. Память ЭВМ.

Лит.: Корсаков С. С., Болезненные расстройства памяти и их диагностика, М., 1890; Рибо Т., Память в ее нормальном и болезненном состояниях, пер. с франц., СПБ, 1894; Леонтьев А. Н., Развитие памяти, М.- Л., 1931; Голант Р. Я., О расстройствах памяти, Л.- М.. 1935; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Зинченко П. И., Непроизвольное запоминание, М., 1961; Блонский П. П., Память и мышление, в его кн.: Избр. психологические произведения, М., 1964; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; Роговин М. С., Философские проблемы теории памяти, М., 1966: Лурия A. Р., Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968; Зейгарник Б. В., Личность и патология деятельности, М., 1971; Ebbinghaus Н.,

Ьber das Gedдchtnis, Lpz., 1885; Janet P., Lйvolution de la мймоire et de la notion du temps, P., 1928; Bleuler Е., Mechanismus — Vitalismus — Mnemismus, B., 1931; Bartlett F. Ch., Remembering, Camb., 1950; Halbwach M., La мймоire collective, P., 1950; Rapaport D., Emotions and memory, 2 ed., N. Y., 1959.

Значение памяти в жизни и деятельности человека

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Источники:
Значение памяти
Значение памяти для человеческой жизнедеятельности Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс,
http://www.modernpsyhology.ru/mods-645-1.html
Значение памяти
оосбенности памяти человека
http://reihorn.narod.ru/pam.html
Значение памяти
Значение слова Память. Общий толковый словарь Русского языка. Определение слова Память по всем словарям мира
http://tolkslovar.ru/p585.html
Значение памяти в жизни и деятельности человека
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах…
http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=znachenie-pamati-v-gizni-cheloveka

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (5)

Как возбудить мужчину деву Все о мужчине ДевеМужчина-Дева симпатичен, спокоен, разумен, надежен, вдумчив, заботлив. Он успешен в делах, мил,… (4)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (4)

Если телец игнорирует Как понять тельца (мужчина)?Доброй ночи, Алена! Чего добивается, это зависит от конкретного человека все-таки. Понимаете,… (3)

Как себя вести если муж не ночевал дома советы психолога Как себя вести если муж не пришел ночевать домой, советы психологаКак себя вести если муж… (3)

COMMENTS