Значение памяти в жизни человека

В ГАРМОНИИ С СОБОЙ

«Бог дал нам память, чтобы у нас всегда были розы в декабре.»

Порой они возвращаются….

У кого-то чаще, у кого-то – реже, у кого-то очень яркие, у кого-то приглушенные…

Вылезают из закоулков памяти и тревожат душу.

Они бывают то радостными, то грустными. Порой от них настоящее расцветает яркими красками, а в какие-то моменты они делают жизнь невыносимой.

При встрече с некоторыми из них на губах появляется улыбка, а от других начинает сильнее биться сердце и на глаза наворачиваются слезы.

Как велико значение памяти в жизни человека!

Порой, закрывая глаза, мы видим лица знакомых, места, в которых когда-то бывали, и которые казалось совсем позабыли. Только очертания немного размыты, как в дымке, ведь прошло уже так много времени.

Однако эти очертания воскрешают в памяти события, которые казались давно позабытыми. Они воскрешают различные этапы жизни человека.

Они похожи на картины художников эпохи Возрождения – то темные и мрачные, то нежные, радостные. Так же, как порой не каждая картина становится понятной зрителю с первого раза, так и что-то, что было в нашей жизни когда-то, с расстояния прожитых лет видится по-другому.

Иной раз возникает желание вернуть все обратно, а порой человеку хочется , чтобы все стерлось из памяти окончательно.

Но какими бы они ни были, наши воспоминания, добрыми или печальными, радостными или грустными, без них жизнь потеряла бы свою целостность.

Ведь без прошлого нет настоящего.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.

Если даже за все вам – усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

Глава Ь § 1

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память воздает, сохраняет а обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т. е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу, своей Родине. Поэтому В. И. Ленин и учил нас, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» 1.

Память и личность. Память, как и все другие психические процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо, воспроизводит либо узнает — всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

Человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека маловажно, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связало.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в надолго.

Продуктивность памяти во мдамчш зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, намять связана с особенностями .лживости. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти я управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставят в своей деятельности.

Ассоциации. Запоминание — это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал — это значит связать его с прежними знаниям, запомнить иностранное слово — это значит связать его с соответствующим понятием.

Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в вашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с греческого — «соединение», «связь»). Без этих связей, ила ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании н другого элемента этой связи. Я слышу фамилию человека, я у меня в сознании возникает его образ. Я читаю английское слово «thе tаblе», и у меня всплывает

понятие «стол. Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности.

Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Прежде всего следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации — это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций но смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения (временная ассоциация), расположения фигур на шахматной доске (пространственная ассоциация).

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друг». Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе; рассказ о великом полководце Кутузове может вызвать образ Суворова.

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о, смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.

Конкретное содержание ассоциации определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы, профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого рода образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника, зубного врача и словесника.

Разумеется, все проявления памяти нельзя свести только к указанным трем видам ассоциаций, как это считала идеалистическая психология. Основу наших знаний составляют ассоциации более высокого уровня, сложные, или смысловые, ассоциации, отражающие объективные связи типа «причинами следствие», «род и вид», «целое и часть». Иными словами, в этом случае связь между объектами устанавливается не потому, что они воспринимались одновременно или похожи друг на друга, а потому, что одно явление есть следствие другого, или часть другого, или вид другого. К вопросу о смысловых связях мы еще вернемся.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Значение памяти в жизни или основные её функции

Отражение в памяти внешних воздействий постоянно используется индивидом в поведении. Образы вступают в связи между собой, закрепляются, сохраняются и воспроизводятся при возникновении необходимости. Без образов внешнего мира, было бы невозможным приобретение и накопление личного опыта.

В зависимости от особенностей деятельности человека память выполняет следующие функции: закрепление, сохранение и актуализацию материала. font class=»zh»>В свою очередь, функции памяти рассматриваются как основания для выделения мнемических процессов, основные из которых (происходящие в памяти) – кодирование, хранение, воспроизведение и забывание.

Кодирование – познавательный процесс, который начинается еще на этапе физического восприятия материала. Происходит это при участии сенсорной памяти человека. Затем обработанная информация перемещается в кратковременную память – психический процесс, выполняющий перегруппировку полученных сведений. После чего обработанные элементы отправляются в оперативную память – психический процесс, который выполняет анализ и узнавание характеристик.

Хранение (архивизация) – познавательный процесс удержания и переработки закодированной информации, зависящий от участия семантического или эпизодического видов памяти. Но чаще всего их работа выполняется в конгломерате. Семантическая память – психический процесс хранения понятий, собранных в течение жизни, как некоего алфавита, и правил, с помощью которых он оперирует понятиями. Благодаря этому виду памяти, мы знаем, что такое стул, стол, ваза. Но как связаны эти понятия в данный момент, в конкретном случае для отдельного человека, отражается в эпизодической памяти . Этот психический процесс можно сравнить с неким каркасом, на который накладываются картины нашей жизни.

Эти два вида памяти человека дополняют друг друга и определяют способы организации хранения информации. Предпочитаемым вариантом архивизации оказывается тот, что соответствует материалу по сложности и другим особенностям. Начнем с вариантов организации хранения, которые, скажем так, формируются извне. Например, пространственная — подразумевает наличие «опорных точек» и связей в социальной жизни субъекта, с тем, что надо запомнить. Другой пример – линейная память , которую можно сравнить с линейной организацией нумерации и алфавита. И также в памяти мы дни недели можем определять по их номеру, фамилии в телефонном справочнике находить по алфавиту, открывать нужную страницу книги.

Процесс хранения организован и как бы «изнутри», когда значение памяти состоит в том, чтобы провести параллели с уже имеющейся информацией. Например, ассоциативная организация – это запоминание предметов со схожими признаками или характеристиками. Товары – признак для продуктов питания, одежды, обуви. Части речи – характеристика для глаголов, существительных, прилагательных. Имена на букву «К» — признак, а собственно имена – предметы.

Считается, что оптимальным способом организации памяти является иерархический . Напоминает иерархию в классическом понимании: существует ранжирование уровней от главного к подчиненному и на каждом последующем уровне запоминаются более конкретные характеристики. Например, в научной классификации существует иерархия рангов от общего к частному: царство, тип, класс, отряд, семейство и так далее. Но в памяти не все так однозначно. Гораздо дольше люди анализируют факт, что «воробей — животное». А «воробей — птица» или «собака — животное», напротив, осознается просто. Связано это с привычностью данных понятий и с информацией, накопленной в эпизодической памяти, т. е. с нашим опытом.

Этот познавательный процесс рассматривают, как восстановление данных из памяти. Информация всегда воспроизводится в одной структуре с той, в составе которой запоминалась. Благодаря этому мы вспоминаем кто такой Эйнштейн, законы классической механики, знаменательные дни своей жизни. В первом случае надо вспомнить, где жил ученый, в какой эпохе, каков его вклад в науку. Во втором, конкретные законы, среди множества запомненных. В третьем, яркие детали определенного события. Одновременно с извлечением работает эпизодическая память, именно этот психический процесс подключает к воспроизведению связанные события.

Конечно же, по «опорным точкам» и установленным связям проще восстановить информацию. Это характерно для человека любого возраста. Однако с годами извлечение материала происходит не всегда так просто. Часто пожилые люди, жалуясь на проблемы с памятью, связывают их с начинающимся склерозом. На самом же деле значение памяти здесь минимально, трудности вызывает сам процесс извлечения данных из нее. Способность к узнаванию при этом никак не страдает и позволяет более точно, чем извлечение, определить объем памяти.

Познавательный процесс, который состоит в отсутствии у человека возможности восстановить запомненную информацию, называется забыванием. Этот процесс столь же важен, что и предыдущие.

Существуют различные причины забывания. Среди них: низкий уровень организации материала, его характер, степень новизны для человека, возраст, неиспользование материала. К этому списку добавим и неосознаваемые мотивы, и травмы головного мозга. К примеру, по причине сложности организации запоминания пожилые люди зачастую с трудом осваивают что-то новое.

Но забывание свойственно не только людям в возрасте. Никто, за редким исключением, не в силах вспомнить, что с ним происходило в жизни за период с рождения до трех лет. Это связывают с тем, что у ребенка этого возраста отсутствуют как словарный запас, так и необходимый опыт жизни. Он не позиционирует себя как личность и не способен воспринимать свои действия по отношению к другим. Не происходит еще и распознавания понятий «сегодня», «завтра». Но существуют, например, гипноз или лекарственные препараты, под воздействием которых человеку все-таки удается припоминать события раннего возраста.

Интерференция – еще одна из причин забывания с отрицательным влиянием информации, сопутствующей восприятию. Проактивная интерференция связана с событиями в жизни человека, произошедшими до запоминания материала. Так, студент, получивший плохие известия накануне экзамена, не в состоянии будет подготовиться к нему хорошо. Ретроактивная интерференция устанавливает взаимосвязь между последовательно изучаемыми материалами, и если связь между ними сильная, или, напротив, слабая, то интерференция незначительно повлияет на качество запоминания. Но, если первый и второй материалы относительно похожи, то процесс кодирования первого будет страдать. Примером является освоение итальянского с последующим изучением французского языка. При этом неиспользование итальянского повышает вероятность его забывания.

Еще один вид забывания – мотивированное забывание или подавление. Возникает тогда, когда у человека появляется желание уйти от проблем. Это не случайный, а действительный процесс торможения следов в памяти, когда информация переносится в подсознание. Например, забываем подписать счет на оплату, выучить экзамен или явиться на встречу, связанную с отрицательными последствиями.

Трудно переоценить роль, которую память играет для человека. Это бесценный дар получать, накапливать и воспроизводить личный жизненный опыт. А без необходимого опыта, который человек непрерывно получает в течение жизни, и деятельности, невозможно было бы адаптироваться к стремительно меняющимся событиям. Нет у человека памяти — нет вместе с ней и возможности нормально функционировать ни отдельной личности, ни целому обществу.

Источники:
В ГАРМОНИИ С СОБОЙ
Воспоминания – род встречи
http://v-garmonii-s-soboi.ru/chto-nasha-zhizn-igra/vospominaniya-rod-vstrechi
Глава Ь § 1
Глава IX.ПАМЯТЬ § 1. Память и ее значение
http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii30.html
Значение памяти в жизни или основные её функции
Основные процессы, происходящие в памяти — кодирование, хранение, воспроизведение и забывание информации. Память как познавательный психический процесс.
http://pamyatplus.ru/harakteristika/funkcii.html

(Visited 44 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Бывший муж женился сразу после развода Бывший муж женился сразу после развода Возможно, вы знаете его давно и считаете, что у… (1)

Письмо парню в армию на новый год Письмо солдатуМы с тобой редко говорим по телефону, но мне все равно это очень важно… (1)

Если игнорировать мужчину рака Верный способ как завоевать мужчину Рака и покорить его сердце Верный способ как завоевать мужчину… (1)

Письмо женатому любовнику о расставании Письмо женатому мужчинеПривет, любимый! Решила написать тебе письмо. Странно, конечно, но не могу признаться во… (1)

Меня бросил любовник как пережить Как пережить разрыв с любовником?Объясните, пожалуйста, не ужели так можно с людьми играть. Просто взять… (1)

COMMENTS