Зигмунд фрейд труды

Зигмунд фрейд труды

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»

(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Политико-правовые взгляды Зигмунда Фрейда :Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история

права и государства ; История правовых учений /А. Б.

Карабанов ; Науч. рук. О. В. Мартышин. -М.,2001. -23 с.-

Политико-правовые взгляды Зигмунда Фрейда : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Актуальность и степень научной разработанности темы исследования. Зигмунд Фрейд – основатель оригинального направления в психологии и психиатрии, получившего имя «психоанализ». Поначалу психоанализ являлся именно методом исследования и лечения неврозов и принес его создателю мировую известность. Однако со временем Фрейду становится тесно в узких рамках психологии, и всегда вызывавшая его живой интерес общественная проблематика получает теоретическое освещение.

Созданные Фрейдом труды вошли в «золотой фонд» человеческой мысли, а сам он, по признанию многих критиков фрейдизма, является одним из величайших ученых, когда-либо живших на Земле. «Это был человек, – пишет, к примеру, Д. Стаффорд-Кларк,

чье имя всегда будет стоять в одном ряду с такими именами, как Дарвин, Коперник, Ньютон, Маркс и Эйнштейн. Идеи этих людей. являются частью наследия всего человечества»[3].

Созданный Фрейдом психоанализ оказал глубокое влияние на последующий ход развития психологической науки, в том числе и в России. Однако не меньшее, чем узко психологическая и клинико-терапевтическая стороны учения 3. Фрейда, воздействие на научную мысль получило проложенное им направление исследования общественных явлений посредством психоаналитического метода. «Сейчас все существенные продукты фантазии человечества,

пишет по этому поводу Р. Файн, — от сновидений до объяснения истории, получили психоаналитическое толкование»[4].

Пожалуй, наибольшее распространение как в научных кругах, так и среди массовых индивидов психоанализ получил в Соединенных Штатах. «Психоаналитические учения в США, — отмечает известный критик фрейдизма Гарри Кользат Уэллс, — дали буйные ростки, проникшие во все области нашей культуры, начиная с антропологии и социологии и кончая художественной литературой, театром, кино, радио, телевидением»[5]. «Ни один комплекс идей, — пишет он в работе, посвященной истории психоанализа, — за исключением, пожалуй, прагматизма, не сыграл более важной роли и не оказал более глубокого влияния на формирование американского сознания двадцатого века, чем психоанализ»[6]. Надо, впрочем, отметить, что в США, равно как и в других странах, в наше время наибольшей популярностью пользуются модифицированные варианты фрейдизма, на идейное содержание которых, однако, основное влияние оказал ортодоксальный психоанализ.

Помимо различных неофрейдистских направлений современной психологии и философии психоанализ также оказал воздействие на многочисленные философские и социологические теории, возможно, наибольшее, на некоторые школы атеистического экзистенциализма. О влиянии психоанализа на развитие экзистенциализма писал, к примеру, один из виднейших представителей атеистического направления этого философского течения Ж.-П. Сартр[7].

Кроме того, влияние фрейдизма выражается также в том, что многие специфические понятия и категории психоанализа используются в философских, социологических, искусствоведческих, политологических

исследованиях, а также в повседневной жизни, т. е. они прочно вошли в научный и обыденный лексикон. Такие понятия психоанализа, как, например, «сублимация», «идентификация», «супер-эго», «проекция», «рационализация» и многие другие, пишет Гизелла Хинкле, применяются абсолютным большинством западных обществоведов, причем эти понятия и категории настолько глубоко внедрились в сознание западных интеллектуалов и массового читателя, что ими пользуются уже по традиции, «иногда не отдавая себе отчета, — пишет она,

в их интеллектуальных истоках»[8].

Таким образом, созданный Фрейдом психоанализ – это одно из наиболее видных и популярных направлений общественной мысли XX в.

Учитывая то значение, которое прикладной психоанализ приобрел на Западе, представляется актуальным ввести в отечественную научную мысль изучение этого направления и исследовать первое приложение психоаналитического метода к исследованию политики и права – политико-правовые взгляды Фрейда.

Соответственно, целью настоящего исследования является комплексный анализ политико-правовых взглядов Фрейда.

Для достижения поставленной цели диссертантом выдвигаются следующие задачи:

раскрыть основные положения и категории психоаналитической системы;

■ показать методологические основы и источники концепции Фрейда о происхождении государственно-правовых институтов;

■ проанализировать основные положения фрейдовской версии происхождения властных институтов, отметив ее основные характеристики;

■ раскрыть фрейдовскую концепцию табу как первого варианта права;

■ провести сопоставительный анализ марксистского и фрейдовского взглядов на происхождение власти и права;

■ дать общую оценку фрейдовской концепции происхождения государственно-правовых институтов;

■ раскрыть фрейдовскую концепцию происхождения государства и религии евреев и дать ей оценку;

■ показать методологические основы и источники фрейдовской концепции массовой психологии;

■ дать оценку фрейдовской концепции массовой психологии;

■ провести анализ фрейдовской концепции преступления и наказания;

■ раскрыть идеи Фрейда о конфликте личности и общества;

■ проанализировать связь политической философии Фрейда с его идеями о церкви и религии;

■ показать отношение Фрейда к марксизму и его практическому воплощению – большевизму;

■ раскрыть правовые взгляды Фрейда;

■ рассмотреть решение Фрейдом вопросов войны и мира.

В качестве методологической основы предпринятого исследования выступает диалектико-материалистический метод познания с присущими ему принципами всесторонности рассмотрения объекта, историзма и противоречия, а также общенаучные методы идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному, исторический, логический, системно-структурный и сравнительный методы.

Объектом исследования является социальная философия Фрейда, выступающая сферой приложения психоаналитической методологии; предмет исследования – политико-правовые взгляды Фрейда.

Научная новизна диссертации состоит в том, что представленная работа – первое в отечественной литературе комплексное исследование политических и правовых взглядов 3. Фрейда. Ни политическая философия, ни правовые идеи Фрейда не были предметом отдельного исследования в советской литературе; правовые взгляды основателя психоанализа не получили систематического освещения даже в западных источниках. Отдельные работы, посвященные изучению политических идей Фрейда, не носят комплексного, всеобъемлющего характера. Восполнить пробел в научной критической литературе, представив систематическое исследование политико-правовых взглядов 3. Фрейда, и призвана настоящая монография.

Теоретическая значимость исследования, таким образом, выражается в том, что оно вводит в круг изучаемых историей политических и правовых учений теорию, пользующуюся большой популярностью в зарубежных научных кругах и у массового читателя, и открывает возможность для дальнейших исследований в данной области, т. е. политических концепций представителей постфрейдистских и неофрейдистских школ, в основе теорий которых лежат положения классического психоанализа.

Практическая ценность работы состоит в том, что зафиксированные в ней положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинаров по истории политических и правовых учений, при составлении учебников, учебных пособий, программ и методических указаний, а также для составления программы спецкурса по психоаналитическим концепциям политики и права.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

■ методологической основой психоаналитического исследования первобытных властных институтов и права, политики, отношений власти и подчинения, государственных учреждений выступают методы аналогии и экстраполяции.

■ Первыми нормами права, согласно фрейдовской версии, были предписания табу. В. вопросе о характере и функциональном значении табу Фрейд придерживался широкого взгляда на проблему. Несмотря на то, что в критической литературе, как правило, отмечается, что Фрейд подчеркивал запретительный

уклон первобытного права, на самом деле он признавал наличие норм не только уголовного, но и гражданского права в примитивных сообществах. При объяснении процесса нормообразования Фрейдом принимался в расчет как субъективный, так и объективный фактор, хотя действие социально-исторических законов, в принципе, им игнорировалось. Право, по Фрейду, – это исключительно демократический институт, отражающий волю большинства.

■ Фрейдовское и марксистское объяснения происхождения государства и права, хотя и имеют несколько существенных точек соприкосновения, по сути диаметрально противоположны. Фрейдовская и марксистская формулы общественного развития совпадают в признании той роли, которую играет овладение силами природы, и не совпадают в оценке значения экономических отношений.

■ Совпадая в основе своей с учениями таких представителей социальной психологии XIX – XX вв., как Ле Бон, Зигеле, Троттер, Бернхейм, Ломброзо и др., фрейдовская трактовка масс и вождей выделяется из общего числа подобных учений представлением о глубинном устройстве психики и модели человеческой личности, один из структурных элементов которой – Сверх-Я – отождествляется с общественными и государственными институтами и их лидерами. Недостатком фрейдовской концепции масс и вождей является не то, что ее автор рассматривает указанные проблемы через призму природы человека, а то, что при этом игнорируются общественно-исторические законы развития, а также то, что взгляд на природу человека носит неисторический характер. Фрейдовская концепция масс и вождей имеет консервативный характер.

■ Фрейдовская концепция преступления и наказания открыла перспективное направление исследований в области криминальной психологии.

■ Вопреки широко распространенному в критической литературе мнению, что постулированный Фрейдом в 20-х гг. инстинкт смерти означает неизбежность войн, диссертант выдвигает тезис, состоящий в том, что прямые и косвенные средства избежания войн, предложенные во втором очерке о войне и отсутствующие в первом, – следствие реформированной теории инстинктов.

■ Несмотря на консервативный и элитистский характер концепции массовой психологии, Фрейд – либеральный политический мыслитель. Он не был чужд постановки проблемы социальной справедливости, но категорически отвергал большевистскую

практику. Возникновение тоталитарных режимов в Европе убедило его в преимуществах демократической парламентской системы.

Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, а также в докладе, сделанном на кафедре теории государства и права Московской государственной юридической академии, где диссертация была обсуждена и получила одобрение.

Структура работы обусловлена проблематикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, его объект и предмет, методологические основы, дается обзор литературы по выбранной теме, подчеркивается научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы, отмечается, где и каким образом основные результаты исследования прошли апробацию, а также выделяются основные положения и выводы диссертации, выносимые на защиту.

Вторая глава – «Психоаналитическая версия происхождения государственной власти и нормативно-правового регулирования» – состоит из шести параграфов. В первом параграфе раскрываются методологические основы и источники фрейдовской версии происхождения государственной власти и нормативно-правового регулирования. В качестве основного инструментария, с помощью которого осуществляется решение поставленной Фрейдом задачи, выступают методы аналогии и экстраполяции, благодаря которым удается провести параллель между невротиком, ребенком и представителем примитивных культур. Основанием для этого выступают

сформулированное Ламарком правило, отстаивающее тезис о наследуемости приобретенных признаков, а также предельно широкая трактовка «основного биогенетического закона» Геккеля, согласно которому онтогенез в основных чертах повторяет филогенез. Источниками этой оригинальной концепции Фрейда стал материал, полученный из психоаналитической практики (толкование сновидений, анализ невротических симптомов, анализ детской зоофобии) и накопленные к тому времени сведения из области антропологии и этнографии. Основное влияние на Фрейда оказали труды Р. Смита, Ч, Дарвина и Дж. Аткинсона.

также новация Фрейда, новация совершенно логичная, ибо другие теоретики общественного договора, не предполагавшие наличие тиранической власти в естественном состоянии, да и любой власти вообще, разумеется, не могли предполагать и ее насильственную смену. Нетрадиционность фрейдовского варианта теории естественного состояния и общественного договора заключается также в том, что после насильственного свержения прежней власти ее прерогативы перешли в руки тех, кто не участвовал в революционных событиях, — в руки женщин, что знаменовало собой наступление самого свободного в истории человечества периода –

В третьем параграфе исследуется фрейдовская концепция табу как первого варианта права. На основе анализа данной концепции делается вывод, что в вопросе о значении табу Фрейд придерживался широкого взгляда, относя к ним как первые нормы только что возникшего общества, так и различные предметы, состояния, местности и даже определенных лиц. Разделяя подобный широкий взгляд на проблему табу, Фрейд, тем не менее, остается верен себе в вопросе об источниках, ставших причиной их возникновения. В основе – опять-таки природа человека (на передний план в данном случае выходит амбивалентность). В диссертации также

носителей воли – человеческих существ. Таким образом, при всех тех совпадениях, на которые мы обращали внимание, по сути, рассматриваемые теории диаметрально противоположны.

единственные заслуживающие внимания аспекты фрейдовской концепции. В основе ее – апробированная в «Тотеме и табу» схема: деспотическая власть Моисея — убийство вождя-деспота – раскаяние и чувство вины – реставрация лидера. Таким образом, мы можем констатировать, что, за исключением некоторых незначительных различий, «Моисей и монотеизм» предстает реминисценцией первого антропологического труда Фрейда.

Третья глава – «Политико-правовые феномены как отражение борьбы инстинктов и психических инстанций» – состоит из двух параграфов. В первом параграфе исследуются фрейдовские концепции масс и вождей, преступления и наказания, конфликта личности и общества, отношение Фрейда к марксизму и большевизму, связь политической философии Фрейда с его идеями о церкви и религии. Основным содержанием этих концепций Фрейда является то, что политические и религиозные институты и идеологии, криминальное поведение и уголовное преследование в основе своей имеют психологическую мотивацию и выступают отражением борьбы инстинктов и психических инстанций. Методологической основой психоаналитического исследования политики, отношений власти и подчинения, государственных институтов также являются методы аналогии и экстраполяции.

человека, а то, что при этом игнорируются общественно-исторические законы развития, а также то, что взгляд на природу человека носит неисторический характер.

На основе анализа фрейдовской концепции преступления и наказания диссертантом делается вывод, что Фрейд вскрыл одну из причин делинквентного поведения, а именно чувство вины, а также открыл перспективное направление исследований, получивших дальнейшую разработку в последующих работах.

индивида со времен убийства первобытного отца до наших дней с пожеланием передачи рычагов власти в руки лиц с совершенно отличными психологическими характеристиками. Не будь этих психологических механизмов и структур, мы стояли бы перед дилеммой: либо природа человека все-таки изменяется, либо сословию идеальных правителей никогда не суждено появиться. Но здесь не нужно пытаться согласовывать различные элементы фрейдовской системы, которые и в первоисточнике приведены в стройный порядок, замеченный, к сожалению, не всеми критиками, большинство которых полагает, что ортодоксальный фрейдизм не допускает раскрытие и развитие творческих сил и возможностей человека.

Во втором параграфе рассматриваются правовые взгляды Фрейда и его решение вопросов войны и мира. Автор посчитал нужным объединить их в единый структурный элемент, поскольку на развитие и функционирование обоих феноменов, по мысли Фрейда, оказывает доминирующее влияние инстинкт смерти (Танатос).

Что касается собственно правовых идей Фрейда, то на основе их анализа автор приходит к выводу, что право, по Фрейду, — это институт, отражающий волю большинства; господство сильных, брутальных одиночек квалифицировалось им как насилие (право, конечно, тоже насилие, но в его основе благо большинства). Правовая концепция Фрейда предполагает возможность трансформации насилия в право, угнетения — в демократические институты. Определенные ограничения и насилие все равно остаются, но они требуются для свободы составляющих общество граждан. Насилие необходимо для свободного развития всех и каждого, для подавления неправового насилия сильных и жестоких индивидов.

Проводя сопоставительный анализ работ Фрейда по проблемам войны и мира («Размышления о войне и смерти» и «Почему война»), диссертант приходит к заключению, что второй очерк о войне, несмотря на то, что в нем воспроизводятся многие положения первого, содержит в себе заряд оптимизма – в нем основатель психоанализа предлагает способы предотвращения войн в дальнейшем, т. е. ищет пути избежать их,

в то время как вывод первой статьи повергает в полнейший пессимизм: войны неизбежны. Во многом это следствие реформированной инстинктивной теории. Если раньше деструктивность была компонентом либидо, т. е. была проявлением основного инстинкта, которому слабые социальные инстинкты не в силах противостоять, то в тридцатых годах агрессия, став формой инстинкта смерти, приобретает самостоятельное значение, став равной по влиянию другой мощной силе – инстинкту жизни. Две силы теперь противостоят друг другу, будучи примерно равными в энергетическом потенциале. Это и позволяет искать пути активизирования мощной силы, противостоящей Танатосу. Эти способы, надо признать, сами недалеки от утопии, но все же реформированная теория инстинктов оставляет место для надежды, вселяет определенный оптимизм, совершенно отсутствующий в «Размышлениях о войне и смерти».

В заключении, подводя итог анализу политических и правовых взглядов Фрейда, автор квалифицирует рассматриваемую теорию как культурологическую.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

Политические взгляды Зигмунда Фрейда. – Труды Московской государственной юридической академии. М., 2001, № 7, 5 с.

Фрейдовская концепция происхождения государства и религии семитов. – «Объединенный научный журнал». М., Тезарус, 2001, № 20, 2 с.

Фрейдистская версия происхождения и эволюции государственно-правовых институтов. – «Государство и право», 23 с. (в печати).

[1] 3. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб., Алетейя, 1999, т. II, с. 484.

Источник:
Зигмунд фрейд труды
Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция» (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ Политико-правовые
http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=108018

Зигмунд фрейд труды

Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор) в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли при нем музицировать. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет на медицинский факультет.

С тех пор Фрейд стал на путь приложения понятий своего психоанализа к коренным вопросам религии, морали, истории общества. Это был путь, оказавшийся тупиковым. Не от сексуальных комплексов, не от либидо и его превращений зависят социальные отношения людей, а именно характер и строй этих отношений определяют в конечном счете психическую жизнь личности, в том числе и мотивы ее поведения.

Не эти культурно-исторические изыскания Фрейда, а его идеи, касающиеся роли неосознаваемых влечений как при неврозах, так и в обыденной жизни, его ориентация на глубинную психотерапию стали центром объединения вокруг Фрейда большого сообщества врачей, психиатров, психотерапевтов. Прошло то время, когда его книги не вызывали никакого интереса. Так, потребовалось 8 лет, чтобы была раскуплена книга “Толкование сновидений”, отпечатанная тиражом в 600 экземпляров. В наши дни на Западе столько же экземпляров продается ежемесячно. К Фрейду приходит международная слава. В 1909 г. он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: “За вами будущее”.

В 1910 г. в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были такие, в частности, ставшие крупными психологами исследователи, как Альфред Адлер и Карл Юнг. Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности принципу всемогущества сексуального инстинкта. Против этого догмата говорили как факты психотерапии, так и их теоретическое осмысление.

Источник:
Зигмунд фрейд труды
Зигмунд Фрейд: биография и этапы жизни, листинг основных трудов по психологии, толкование сновидений по Фрейду, учение Фрейда, краткий словарь психологических терминов.
http://zigmund.ru/biografiya.html

COMMENTS