Закономерности общения

Закономерности общения

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений. Если исходить из того, что социальная психология прежде всего анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура; наконец, какое место они занимают по всей сложной системе человеческих отношений?

Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет “психологические” отношения личности.

Место и природа межличностных отношений. Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные> вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы – чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено (см. Морено, 1958), для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.

Возвращаясь к предложенной схеме – о взаимодействии межличностных и общественных отношений, можно сказать, что социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уж о других ее ограниченностях, например, о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, “по поводу” нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Принятие тезиса об органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования коммуникативного процесса, типичным для традиционной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента – именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единого коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей.

Ни та, ни другая постановка проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма – пусть не деятельности, но активности; пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений слабо обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки этого вопроса. (Немаловажным обстоятельством является и предписанность предложенной постановки проблемы практическими потребностями оптимизации деятельности и общения в реальных социальных группах.)

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия “ролевого” и “личностного” общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, “предметно-проблемное” (Хараш, 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжены с деятельностью.

Идея “вплетенности” общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может “конституировать” общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников (А.А. Леонтьев, 1975. С. 116).

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется “обратное влияние общения на деятельность” (Андреева, Яноушек, 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом:

Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967.

Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.

Коломинский Я.Л. Проблемы личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1979.

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973.

Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //

Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

Методологические проблемы социальной психологии. 1975.

Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

Платонов К.К. О системе психологии. М., 1974.

Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

Источник:
Закономерности общения
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений. Если исходить из
http://polbu.ru/andreeva_psychology/ch04_all.html

Закономерности общения

Г. В. Щёкин, Основы психологических знаний: Учеб. пособие— 4-е изд., стереотип. — К.: МАУП. — 128 с.: ил. — Библиогр. в конце разд., 2001

Глава 18 Закономерности общения и взаимодействия людей

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,— раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.

Структура общественных отношений исследуется социологией. Это означает, что общественные отношения имеют безличный характер: их сущность — во взаимодействии не конкретных личностей, а конкретных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную социальную позицию. При этом каждый индивид всегда выполняет несколько социальных ролей (например, мужчина может быть одновременно отцом, бухгалтером, спортсменом, зятем и т. д.).

Акт же интернализации определяется рядом индивидуально-психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Отсюда, природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. При этом общение всегда выступает в единстве с деятельностью. Единство общения и деятельности заключается в том, что люди общаются не просто в процессе выполнения ими различных общественных функций, но в некоторой деятельности, по поводу этой деятельности. Часто общение выступает как сторона деятельности, а деятельность — как условие общения.

Структура общения включает в себя три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (состоит в обмене информацией между индивидами); интерактивную (заключается в организации взаимодействия, т. е. обмена не только знаниями, но и действиями); перцептивную (означает процесс восприятия друг друга партнерами и установление взаимопонимания). В общении выделяются также три функции: информационно-коммуникативная; регуляционно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная.

П Общение как обмен информацией

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Различают коммуникацию вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

При вербальной коммуникации не просто передается информация посредством речи, но ее участники особым способом воздействуют друг на друга. При этом могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению: личностно-речевая и социально-речевая. Невербальная коммуникация включает такие системи знаков оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическую (система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингви- стическую (включение в речь пауз или других вкраплений, например покашливания, плача, смеха и т. п.). Пространство и время также являются особой знаковой системой (их изучает проксемика — пространственная психология), а “контакт глаз” является системой знаков, имеющей значение в визуальном общении.

Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляющего информацию), может быть двух видов: побудительная (выражается в приказе, просьбе, совете, т. е. направлена на стимуляцию действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения). При этом стимуляция выступает или как активация, т. е. побуждение к действию, или как интердикция, т. е. запрещение действия, или как дестабилизация — рассогласование некоторых автономных форм деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, носящие либо социальный, либо психологический характер. Например, информация в обществе распространяется через “фильтр” доверия или “недоверия”. Этот фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Существуют средства, ослабляющие действия фильтров. Совокупность таких средств называется фасцинацией. Эти средства выполняют роль сопроводителя информации, создают благоприятный “фон” (например, музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи).

П Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей. Основные типы взаимодействия — кооперация и конкуренция. Различают также соревнование и конфликт.

Выделяют три основные формы организации совместной деятельности: 1)

совместно-индивидуальную (бригада, где у каждого имеется свое задание); 2)

совместно-последовательную (например, производственный конвейер); 3)

совместно-взаимодействующую (например, спортивные команды).

Имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии. Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида накладываются на представление о партнере по взаимодействию и как то и другое проявляется в организации совместной деятельности.

П Общение как восприятие людьми друг друга

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотношение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Осознание себя через другого человека включает две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению). Близким к идентификации явлением есть эмпатия — стремление эмоционального отклика на проблемы другого человека.

В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и более общие характеристики. Приписывание происходит либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим образцом поведения, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов (каузальная атрибуция).

Различают три эффекта при восприятии людьми друг друга: ореола (галоэффект), когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого индивида, и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок; новизны и первичности при восприятии незнакомого человека возобладает ранее предъявленная информация — эффект первичности (например, если сказать, что этот человек интроверт, а потом экстраверт, то будет преобладать первое), при восприятии знакомого человека действует эффект новизны — последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой; стереотипизации, которая часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например профессиональной (бухгалтер, учитель, военный и т. д.). Стереотипизация может привести к предубеждению (например, формированию негативных этнических стереотипов).

Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг к другу определенные отношения. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, называется аттракцией. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюд) на другого человека.

П Психологические способы воздействия в процессе общения

Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (ситуации паники, большие открытые аудитории при музыке и т. д.). Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, являются аплодисменты.

Внушение — целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей. При внушении осуществляется передача информации, основанная на некритическом ее восприятии. При этом дети в большей мере поддаются внушению, чем взрослые, а утомленные люди — легче, чем чувствующие себя хорошо. Решающим условием эффективности внушения является авторитет внушающего (суггестора).

Специфика подражания состоит в том, что индивид не просто принимает внешние черты поведения другого человека или массовые психические состояния, а и воспроизводят черты и образцы демонстрируемого поведения. Законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (например, духу религии подражают раньше, чем религиозным обрядам); низшие подражают высшим, периферия — центру и т. д.

Аттитюд (социальная установка) — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им

определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая целенаправленный характер протекания деятельности относительно данного объекта.

Аттракция (от лат. “привлекать”, “притягивать”) — понятие, означающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привлекательности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни — до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Барьеры психологические — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм этого явления состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, “страх сцены”). В социальном поведении индивида психологические барьеры представлены коммуникативными, т. е. барьерами в общении, проявляющимися в отсутствии эмпатии, не гибкости межличностных социальных установок и т. д., а также барьерами смысловыми.

Коммуникация (от лат. “делаю общим”, “связываю”, “общаюсь”) — смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называют коммуникативными. Основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Контроль социальный — формы и способы воздействия, применяемые обществом и социальными группами для регулирования поведения входящих в них людей.

Конфликт (от лат. “столкновение”) — столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями. В психологии выделяют следующие виды конфликтов: внутриличностный (столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов); межличностный (ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм); межгруп- повой (конфликтующими сторонами являются социальные группы).

Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. во взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Роль в социальной психологии — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе в системе межличностных отношений.

Совместная деятельность — организованная система а к т и в- н о с т и взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Статус в социальной психологии (от лат. “положение”, “состояние”) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Источник:
Закономерности общения
Глава 18 Закономерности общения и взаимодействия людей: Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,— раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.Структура общественных отношений исследуется социологией. …
http://www.med24info.com/books/osnovy-psihologicheskih-znaniy-ucheb-posobie-4-e-izd-stereotip-k-maup-128-s-il-bibliogr-v-konce-razd/glava-18-zakonomernosti-obscheniya-i-vzaimodeystviya-lyudey-11142.html

Закономерности общения и взаимодействия людей

Тайны бизнеса и деловой этикет

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера или провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Каждому человеку, независимо от профессии, социального статуса в той или иной степени приходится сталкиваться с подобными проблемами.

^ Закономерности общения и взаимодействия людей

^ Особенности вербальной коммуникации

Основная форма вербальной коммуникации – беседа, разговор.

^ Правила повышения эффективности беседы.

Чтобы завязать с человеком общение, стать его другом, надо понравиться ему. Для этого надо показать себя, раскрыться перед ним. Чтобы свободно раскрыться перед человеком, надо принять и оценить самого себя.

Трудность в сохранении внимания в течение долгого времени слушания.

Установки и убеждения. У всех людей есть некие стереотипы, установившиеся взгляды и убеждения. Этот процесс называется «избирательным восприятием» и сопутствует слушанию.

Отношение к говорящему человеку. Симпатии и антипатии к человеку всегда окрашивают воспринимаемую нами информацию в позитивные и негативные тона.

Настрой на тему как на трудную ставит подсознательный барьер в голове слушателя.

Настрой на тему как не новую.

Оценка внешнего вида собеседника. Предубеждение к речи из-за того, что не нравится внешний вид собеседника, его одежда, манера, голос.

Отвлечение внимания. Это происходит всегда и самопроизвольно: мысли уходят в сторону, зацепившись за что-то или из области текущих не решенных проблем, собственных забот и т.д.

Глубина ответа. Не следует отвечать легко на серьезные высказывания и не следует отвечать серьезно на пустые слова. Советовать, спорить и критиковать не рекомендуется только на первой стадии установления отношений.

Убежденность – это уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Одним из ключевых моментов процесса убеждения является разъяснение партнеру, что в его собственных интересах принять точку зрения убеждающего.

Необходимым условием восприятия является сходство позиций говорящего и слушателя. Поэтому начинать убеждение нужно с подчеркивания близости интересов.

Необходимо собрать по возможности полную информацию о характере человека, его интересах, постараться понять, чего он хочет, чего добивается, и сыграть на этих струнах.

Люди легче воспринимают позицию того, к кому испытывают положительные чувства.

Убеждать следует аудиторию высокообразованную и находящуюся в привычной ситуации. Внушение же дает больший эффект в аудитории с невысокими познавательными способностями и в кризисных ситуациях.

Не вступать в длительный разговор, если партнер не выказывает желания близкого общения.

Не злоупотреблять агрессивным (эгоистичным, навязчивым) самораскрытием.

Не настаивать на интимной теме, если собеседник не поддерживает ее.

Не давать непрошеных советов.

Не критиковать ничего, что партнер воспринимает как «это мое».

Не спорить только для утверждения своей правоты.

Не концентрировать внимание на промахах и недостатках собеседника.

Не подшучивать и не подтрунивать.

Не перебивать собеседника слишком часто.

Под манипуляцией обычно понимают один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

^ Технология и психология деловых отношений

Формирование первого впечатления. Ритуал знакомства – это последовательное прохождение вместе с партнером по деловому общению точек «психологического соприкосновения», в большей мере определяющих первое впечатление. Первое впечатление складывается из мелочей, но означает многое. Нужно научиться управлять первым впечатлением.

приветствие и мотивирующее утверждение

обращение по имени

Ваша встреча начинается с взгляда. Это первая точка взаимодействия. Затем приветствие и рукопожатие. Многие элементы невербального поведения при встрече определяются бизнес-этикетом. Бизнес-этикет нормирует наиболее эффективные и общепринятые правила поведения в деловых ситуациях. Соблюдая бизнес-этикет, вы демонстрируете значимость и важность для вас делового партнера, создаете ему удобства, безопасность и комфорт. Профессиональный внешний вид и личная гигиена –с оставляющие успеха на этом этапе. Не забывайте: вы – живая витрина компании. Поэтому будьте готовы к тому, что вас будут оценивать и рассматривать.

^ Ведение деловых переговоров

Переговоры – это взаимное деловое общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда людям нужно придти к соглашению, они должны вести переговоры.

^ Инструкция участнику переговоров

Последствия плохо организованных переговоров:

материальные потери; потери репутации.

Подготовка к переговорам

Отнеситесь к подготовке серьезно, не полагайтесь на то, что легче сориентироваться по ходу.

Определите предмет переговоров (о чем будут переговоры).

Установите вашего возможного партнера (получите необходимую информацию о партнере: его надежности, опыте участия в аналогичных переговорах, финансовых делах и т.п.).

Выявите наличие альтернатив данным переговорам:

Источник:
Закономерности общения и взаимодействия людей
Тип: Закон; Размер: 389.15 Kb.; Каждому человеку, независимо от профессии, социального статуса в той или иной степени приходится сталкиваться с подобными проблемами
http://rudocs.exdat.com/docs/index-151390.html

Основные закономерности общения

– это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении : 1) коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); 2) интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми (регулятивная функция); 3) перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция).

Деловое общение является такой формой взаимодействия людей, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Один из «кодексов» делового общения звучит так: «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела». Уметь общаться – значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Для успешности делового общения собеседникам необходимо избегать ошибок восприятия, которые могут создавать в процессе коммуникации определенные барьеры.

Рассмотрим основные закономерности общения.

Источник:
Основные закономерности общения
контрольная по социальной психологии. ВУЗ: НГПУ. Страниц: 23. Цена: 250 руб. Тема: Основные закономерности общения Размер файла: 43 Кбайт. В работе есть: введение, заключение, список литературы. Краткое описание: Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения.
http://referat54.ru/Psychology_and_pedagogy/13476/

COMMENTS