Взаимоотношения в семье с ребенком

Взаимоотношения в семье с детьми

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Правовое воспитание в семье и в ДОУ

Права детей дошкольного возраста в детском саду и семье зачастую нарушаются. Сократилась система учреждений социальной сферы. Если до

90-х годов XX века охват детей дошкольным образованием составлял 70%, то в настоящее время он снизился до 50%, и дети всё чаще остаются без надзора. В результате у большинства родителей вызывают отчаяние те или иные проявления в поведении ребёнка. Не зная как вести себя в трудных ситуациях, родители нередко используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности.

Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

  • Декларация о правах ребёнка (1923 г.)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
  • Всемирная декларация о б обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

Семейный кодекс РФ (1996 г.) – оговаривает, что родители не в праве причинить вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Федеральный Закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми – инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. Кроме того, государством принят ряд нормативных правовых документов (президентская программа “Дети России” (2001 г.).

В соответствии с Законом “Об образовании” и Типовым положением о ДОУ, в Уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В трудовом договоре, а также в договоре с родителями должны быть оговорены условия сохранения защиты прав и достоинств ребёнка.

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с выявления неблагополучных детей. Эффективным в этой связи является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются тестирование родителей (Приложение 1) и посещение неблагополучных семей на дому.

Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако именно она наиболее эффективна в работе с родителями. Педагогу необходимо обратить внимание на форму обращения к ребёнку, употребление уменьшительно-ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, брак или семейный союз шалости, капризы, а также на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику), телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). Эффективным средством педагогического и правового общения является наглядная агитация (Приложение 2) ; семинары, проводимые заведующими или старшим воспитателем. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов.

Трудовое воспитание в ДОУ и в семье

Цели воспитания детей в взаимоотношения в семье с детьми учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

  • Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  • Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  • Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.

Воспитание самостоятельности дошкольников.

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьёй. Педагог разъясняет родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослого. Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных

упражнениях в доступных ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.

Чем старше брак с французом ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить её. (Приложение 3)

Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д. Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.

Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников ответственности.

Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.

Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордость наполняется ребёнок!

Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т.д.

Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.

Взаимодействие ДОУ с семьёй в экологическом воспитании дошкольников.

Одним из акты обследования семей вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развитие эмоционально окрашенного к ней отношения. И этой проблемой должны заниматься не только детские сады, школы и другие воспитательно — образовательные учреждения, но прежде всего родители. Будет ли опыт общения ребёнка с родителями в системе отношений “родители – дети – природа” положительным зависит от того, какое место ребёнку отведено в семье. Если родители концентрируют своё внимание на том, чтобы удовлетворить очередной каприз ребёнка, создаются условия для формирования эгоцентрической личности. Там, где ребёнок равноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, создаются благоприятные условия его развития.

При составлении консультаций для родителей необходимо охватить все аспекты проблемы приобщения детей 6–7 лет к природе посредством эмоционально – положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса. Консультации должны обязательно сопровождаться доказательными фактами по проблеме и проходить в форме живой дискуссии.

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ

Основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать взаимоотношения в семье с детьми стороннего наблюдателя или «контролера&quot.

Невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки. (Приложение 5)

На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия. (Приложение 6)

Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям.

Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования. (Приложение 7)

Источник:
Взаимоотношения в семье с детьми
Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Л.С. Выготский доказал, что формирование высшей психической…
http://semyafamily.ru/kredit-v-brake/vzaimootnosheniya-v-seme-s-detmi.html

Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения Текст научной статьи по специальности — Психология семьи и быта

Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения Текст научной статьи по специальности «Психология семьи и быта»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Джос Ю. С., Рысина Н. Н.

В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей , имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведенияя по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Джос Ю.С., Рысина Н.Н.,

The article presents the study of family factors and the peculiar features of rearing children with learning difficulties and behavioural disorders. There were found out reliable differences in parent-child relationships in experimental group in comparison with the control group. The possible reasons for family problems are discussed. The necessity of correction procedures was experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения»

?ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ

Ю.С. Джос1, Н.Н. Рысина Институт развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоносова, Архангельск

В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведения по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: дети, школьные трудности, расстройства поведения, семейные взаимоотношения.

Characteristic of family relations with Children having learning difficulties and behavioural disorders. The article presents the study of family factors and the peculiar features of rearing children with learning difficulties and behavioural disorders. There were found out reliable differences in parent-child relationships in experimental group in comparison with the control group. The possible reasons for family problems are discussed. The necessity of correction procedures was experimentally proved.

Key words: children, learning difficulties, behavioural disorders, family relations.

За последние десятилетия увеличилось число детей, имеющих школьные трудности [4, 5, 14, 17]. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Предпосылки школьных трудностей отмечаются с дошкольного возраста, когда имеет место функциональная незрелость мозговых структур, и включают в себя двигательную расторможенность, моторную неловкость, рассеянность, повышенную утомляемость, инфантилизм и импульсивность. У школьников на первый план выступают трудности обучения и нарушения поведения. В подростковом возрасте данные отклонения могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании [2, 7, 12, 18].

К числу школьных факторов риска, приводящим к трудностям в обучении относятся: стрессовая тактика педагогических воздействий (стрессы, связанные с постоянными замечаниями со стороны педагогов и родителей, ситуации неудачи), дефицит времени, интенсификация учебного процесса и усложнение школьных программ, несоответствие технологий обучения возрастным и функциональ-

Контакты: 1 Ю.С. Джос-E-mail: icd@pomorsu.ru

ным возможностям детей, нерациональная организация учебного процесса, повышение требований к формированию социальной зрелости [5, 13]. Воздействие факторов риска вызывает развитие комплекса проблем дезадаптации, включающего нарушение приспособления к успешному функционированию в школьной среде и дальнейшее изменение психологического, личностного и социального развития ребенка [1, 15].

Причины школьной дезадаптации могут иметь различную природу, однако их внешние проявления нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости в результате трудностей при обработке учебной информации, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью [5, 15, 19].

Неуспешность в учебе часто сочетается с проблемами поведения, что приводит к негативному отношению находящихся рядом взрослых и ухудшению детско-родительских взаимоотношений [3, 6]. В целом нарушения воспитания приводят к эмоциональному дискомфорту у детей, тогда как эмоциональная сфера школьников играет большую роль в формировании познавательных процессов, организации поведения и социальной адаптации. В связи со стойкой неспособностью в овладении школьными навыками такие дети оказываются в ситуации хронического неуспеха. Состояние фрустрации порождает у них разнообразные вторичные психогенные расстройства. Это приводит к новым конфликтам в семье и школе, а результатом является снижение мотивации к обучению, что в свою очередь ещё больше усугубляет трудности.

В настоящее время проблема влияния семьи на процесс первичной социализации ребенка приобретает все большее значение. Именно в семье идет формирование неосознаваемых регуляторов, ранних фиксированных установок, регулирующих поведение ребенка в естественных ситуациях. В семье происходит первый опыт общения, закладываются коммуникативные навыки, формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, основы его поведения [10, 11].

Ряд авторов подчеркивают в генезе возникновения школьных трудностей и дезадаптации у детей патопластическую роль отклонений воспитания. С другой стороны семейные факторы являются управляемыми [8, 9, 16]. Исходя из этого, целью настоящего исследования является изучение влияния семейных факторов на проявления школьных трудностей у детей.

В исследовании принимали участие 72 школьника (7-16 лет), имеющих специфические школьные трудности и/или снижение школьной мотивации; 40 здоровых детей (дети, имеющие 1 и 2 группу здоровья без признаков нарушения поведения, не имеющие невротических расстройств и хронических заболеваний). Нарушения школьных навыков и расстройства поведения были выявлены на основании комплексного медико-психолого-педагогического обследования в СДВГ-Центре «Содействие» Института развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоно-

сова. Для оценки школьных трудностей использовали метод интервьюирования детей и родителей, наблюдение за поведением ребенка, анализ карты развития ребенка (ф. 112). Особенности воспитания в семье определяли с помощью теста «Анализ семейных взаимоотношений» [16], тест «кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 году, мы использовали для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Статистическая обработка результатов исследования была проведена с использованием пакета прикладных программ STADIA 6.0, SPSS 12.0 for Windows. Оценка достоверности различий проводилась с помощью непараметрического критерия х2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Следует отметить, что у 92% школьников школьные трудности сочетались с расстройствами поведения (оппозиционно-вызывающими расстройствами, расстройствами поведения, ограниченными рамками семьи, несоциализированными и социализированными расстройствами поведения, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).

Возникновение нарушений поведения зависит от взаимодействия многих факторов: биологических (осложнения беременности и родов, травмы и органические поражения центральной нервной системы, наследственная предрасположенность), социально-психологических (напряженная обстановка между членами семьи, отклонения в воспитании, эмоциональная депривация, дистрессовые ситуации), личностных (аффективность эмоций, импульсивность, склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов, ригидность, алек—е- ситимия и др.) [7, 12]. (Г)

Осложнения беременности и родов, наличие перинатального поражения ЦНС достоверно чаще отмечается у детей с трудностями обучения при сравнении с группой здоровых детей (таблица).

Пре- и перинатальные факторы могут приводить к несформированности комплекса познавательных функций, лежащего в основе обучения базовым школьным навыкам. Между тем установлено, что отдаленные исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной степени опосредуется социально-

Частота встречаемости патологии беременности и родов

Дети с трудностями обучения Здоровые дети

Патология беременности 63 87,5 22*** 55,0

Патология родов 55 76,3 11** 27,5

Перинатальное поражение ЦНС 61 84,7 15*** 37,5

Источник:
Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения Текст научной статьи по специальности — Психология семьи и быта
В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведенияя по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.
http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-vzaimootnosheniy-v-semie-s-detmi-imeyuschimi-trudnosti-obucheniya-i-rasstroystva-povedeniya

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (3)

Как мужчина овен проявляет симпатию Как завоевать мужчину знака Овна? Мужчина овен в ЛюбвиКак завоевать мужчину знака Овна? Мужчина овен… (3)

Массаж спины Классический массаж спины – лучшая процедура для здоровья позвоночника В статье пойдет речь о классическом… (2)

Почему мужчина козерог не проявляет инициативу Почему мужчина не проявляет инициативу: 4 возможных причиныПочему мужчина не проявляет инициативу: 4 возможных причины… (2)

Ласкательные слова Ласковые и нежные слова любимой! К девушке можно по-разному относиться: можно с душою, а можно… (2)

COMMENTS