Вопросы для беседы

Беседа на уроках природоведения

Беседа – наиболее распространенный и эффективный метод обучения в начальной школе. В ходе беседы учитель с помощью системы целенаправленных вопросов подготавливает учащихся к восприятию нового материала, на основе наблюдений и жизненного опыта младших школьников побуждает их самих делать выводы, обобщения, приобретая при этом новые знания. Беседа позволяет также обеспечить систематическое повторение и закрепление пройденного материала.

Умело используя беседу, учитель способствует активизации познавательной деятельности учащихся, в процессе которой они учатся думать, рассуждать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Беседа позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к каждому в зависимости от уровня их развития и подготовки. В беседе могут принимать участие все учащиеся. Место беседы в учебном процессе определяется целью урока, характером учебного материала, запасом имеющихся у учащихся знаний. Беседа тесно связана с методами и приемами работы, которые учитель планирует использовать на уроке, – работой с картой, картиной, таблицей, статьей или рисунком в учебнике, просмотренным кинофильмом и т. п.

В процессе подготовки беседы учителю следует продумать ее логический ход и при проведении строго придерживаться его. Активизируя умственную работу учащихся, учитель направляет их мысль к самостоятельным выводам, помогая глубже осмысливать материал, прочнее его запоминать. В процессе беседы надо шире использовать конкретные факты, живые яркие образы, на основе которых у учащихся вырабатываются определенные взгляды и убеждения.

Активное отношение самого учителя к беседе, его эмоциональный настрой, умение возбуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к беседе позволяют вовлечь в общий разговор даже слабых учеников. Учитель составляет вопросы с учетом подготовки учащихся, общего уровня их развития. Каждый вопрос должен быть посильным для ребенка, в то же время направляться на достижение основной цели беседы и логически увязываться с предыдущими вопросами.

В зависимости от того, какую цель преследует беседа и на каком этапе урока природоведения она используется, выделяют несколько разновидностей бесед.

Цель вводной беседы – восстановить в памяти учащихся те знания, которые были получены ими ранее в ходе обучения или приобретены самостоятельно, и на их основе подготовить детей к активному восприятию нового материала. Такая беседа обычно проводится в начале изучения темы или раздела.

Так, при изучении темы «Зимние изменения в природе» во II классе во вводной беседе об изменениях неживой природы учитель может задать такие вопросы: какие признаки наступления зимы вы знаете? Какие основные приметы зимы вы наблюдали? Каково главное отличие зимы от осени? Далее, опираясь на наблюдения школьников, учитель строит беседу следующим образом: что произошло зимой с водоемами? Когда вы заметили, что вода в реке стала замерзать? Когда выпал первый снег? Когда установился постоянный снежный покров? Затем учитель предлагает рассмотреть рисунки на странице 47 учебника и ответить на вопросы. В заключение учащиеся делают вывод об основных признаках наступления зимы в неживой природе: низкая температура воздуха, установление постоянного снежного покрова, замерзание почвы и водоемов.

Сообщение новых знаний. Опираясь на имеющиеся у школьников знания, учитель с помощью системы продуманных и целенаправленных вопросов подводит их к необходимым выводам и обобщениям, помогает устанавливать связи и закономерности между отдельными фактами и явлениями природы. Важно, чтобы в процессе этой беседы учитель рассматривал прежде всего существенные признаки, закономерности изучаемых природных объектов и явлений. Чем больше младшие школьники будут сравнивать, сопоставлять, тем осмысленнее они будут воспринимать изучаемый материал, активнее будет протекать их мыслительная деятельность.

Например, при изучении темы «Зубы и уход за ними» (III класс) учащиеся уже знают, какое значение имеют зубы, какую роль они выполняют в процессе пищеварения, что от зубов зависит правильное произношение и т. д. Но они еще не знают, какие виды зубов бывают, как зуб устроен, как правильно ухаживать за зубами. Для уяснения этого учитель предлагает следующие вопросы: почему зубы имеют различную форму? (Заранее на дом учитель дал учащимся задание рассмотреть свои зубы в зеркало.) Какую работу выполняют резцы? Клыки? Коренные зубы? Какое значение имеет эмаль, покрывающая зубы? Почему зубы портятся? (Этот вопрос учитель задает после объяснения устройства зуба.) Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить зубы здоровыми и крепкими? Почему ежегодно надо показывать свои зубы врачу? (После беседы дети читают статью в учебнике, закрепляя изученный материал.)

Повторительно-обобщающая беседа позволяет учителю в работе с учащимися выделять наиболее существенные моменты в изучаемом вопросе, устанавливать более широкие и глубокие связи между изученными явлениями природы. Главная ее задача – обобщить и систематизировать знания, подвести учащихся к определенным выводам и обобщениям. Особенно часто этот вид беседы используется при подведении итогов наблюдений за сезонными изменениями в природе, после проведения экскурсий, в конце изучения определенной темы или раздела.

Так, во II классе на обобщающем уроке по теме «Весна в природе» для выяснения характерных особенностей весны учитель спрашивает: сколько времени продолжалась весна? Какой месяц весны был самый теплый? Какой самый дождливый? Какой самый холодный? Когда шел снег? Когда – дождь? Когда река освободилась ото льда? И т. д. Анализируя и сопоставляя данные «Дневника наблюдений», учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Таким же образом учащиеся устанавливают изменения в растительном мире. Вопросы учителя могут быть следующими: когда появились первые подснежники? Какие раннецветущие растения вы наблюдали в нашей местности? Когда на деревьях стали распускаться почки? Какое дерево или кустарник зацвело первым?

При проведении такой беседы важно устанавливать причинно-следственные связи. Например, учащиеся должны объяснить, как с изменением температуры изменяются виды осадков, почему первые цветущие растения называют подснежниками, с чем связан ранний прилет птиц в данный район и т. п.

Вопросы и задания.

1. Каково значение беседы для преподавания природоведения в начальных классах?

2. Охарактеризуйте основные разновидности беседы.

3. Каким образом можно обеспечить эффективность проведения беседы на уроках природоведения?

4. Почему во время беседы необходимо использовать другие методы преподавания?

5. Проанализируйте на уроке в базовой школе эффективность использования беседы.

6. Составьте беседу по одной из природоведческих тем (по указанию преподавателя-методиста).

Источник:
Беседа на уроках природоведения
Беседа – наиболее распространенный и эффективный метод обучения в начальной школе. В ходе беседы учитель с помощью системы целенаправленных вопросов подготавливает учащихся к восприятию нового
http://www.bookfi.ru/priroda/beseda_na_urokah_prirodovedenija.html

Как беседовать с ребенком?

Успешность беседы зависит:
А) От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.)
Б) От искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.)

Основные приемы установления контакта.
1.Деловые, естественные взаимоотношения.
2.Учет интересов и потребностей собеседника.
3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер.

При формулировке и постановке вопросов предпочтительно:
*задавать вопросы в косвенной форме;
*вопросы должны быть краткие, максимально понятные собеседнику;
*достижение каждым вопросом определенной цели.

Избегать:
*вопросов в «лоб»;
*малораспространенных слов, слов с двойным значением;
*формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы;
*формулировок, внушающих определенные ответы;
*слов, вызывающих определенное отрицательное (положительное) отношение;
*не этично затрагивание интимных сторон личности самого собеседника.

Основные приемы ведения беседы.
1.Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.
2. Помогать наводящими вопросами.
3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.
4.Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.
5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

Вопросы для беседы.

1.Прямые – с однозначно понимаемым смыслом, например:
«Нравится ли тебе твоя группа?» Иногда личные вопросы смущают собеседника, поэтому ответ может быть неискренен.

2.Косвенные – истинные цели для собеседника замаскированы. Например:
«Всегда ли тебе хочется быть в группе?», «Нравится ли вашим ребятам ваша группа?» При ответе на безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

а)Проективные вопросы (разновидность косвенных вопросов). В них речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке или персонаже:
«Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?» При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом, выразит свое собственное отношение.

б)Вопросы внушающего действия.
Очень внушающие: «Не согласен ли ты с тем, что…», «Не считаешь ли ты…», «Не кажется ли тебе…»
Внушающие: «Поделки ты делаешь?» (здесь неизвестно делает ли вообще ребенок поделки)
Менее внушающие: «Или – или» («Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»)

Наиболее благоприятная форма вопроса (определительные вопросы) «Чем ты любишь заниматься дома?»

Основные требования к проведению беседы.

1.Подготовка к беседе:
А) определить цель беседы.
Б) определить целевые вопросы.
В) определить вопросы, поддерживающие беседу.

2. Вступить в контакт можно:
А) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику.
Б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер.
В) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

Если вы увидели пассивность собеседника, то Вы:
— начали с неудачного вопроса;
— спросили невпопад;
— у него нет настроения;
— взяли не тот тон;
— или угодили в больное место.

3.Создайте атмосферу доверия.
•собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
•при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами;

4.Обстановка для беседы:
*благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, изолированная комната)
*не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей; тревога, беспокойство)

5.Во время беседы следите за:
-точностью формулируемых мыслей;
-оговорками, недомолвками;
-желанием уйти от ответа;
-паузами;
-тембром голоса, интонацией;
-мимикой, жестами;
-срабатыванием механизма так называемой психологической защиты.

По материалам книги Б.С.Волкова, Н.В. Волковой «Подготовить ребенка к школе как?»

Источник:
Как беседовать с ребенком?
Успешность беседы зависит : А) От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.) Б) От искренности даваемых
http://doshkolyata.ru/kak-besedovat-s-rebenkom/

Корпорация Тяньши (Tiens) в России

Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве. Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности.

Спрашивать — значит проявлять интерес к партнеру и готовность уделить ему время. Однако своими неумелыми, назойливыми, неуместными вопросами можно добиться обратного эффекта: вместо информации партнер «закроется», насторожится, а то и вовсе откажется от сотрудничества. Вот почему так важно уметь правильно задавать (ставить, формулировать) вопросы.

Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому — значит обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.

Для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.

Открытые вопросы (какой, как, в связи с чем?) – которые предполагают ответы в развернутой форме. Они задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника. С помощью вопросов этого типа вы позволяете своему собеседнику маневрировать: он может по своему усмотрению выбрать ту информацию, которую хочет вам сообщить.

Закрытые вопросы предполагают ответ словом «да» или «нет» и предназначены для логического завершения переговоров, ускорения получения согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности. Они резко сужают «пространство для маневра» у вашего собеседника.

Если задавать закрытые вопросы подряд, да еще с определенной интонацией, то у собеседника может сложиться впечатление, что его допрашивают. Это может привести к созданию напряженной атмосферы беседы. Поэтому тут важна мягкость интонации — раз, чередование закрытых вопросов с чем-то другим — два.

Альтернативные вопросы (с помощью союза «или) – которые дают ощущение «выбор без выбора», где задающий может сам формировать ответ. Это — вопросы перехвата инициативы, управление беседой и для подведения собеседника к решению. Например: «Как вы считаете, когда нам лучше провести следующее заседание: уже на этой неделе или перенесем его на следующую?».

Чтобы собеседник не ушел от конкретного ответа, предоставляя только выгодную для него информацию и не увел разговор в сторону, в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.

Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Второстепенные вопросы — запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.

Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.

Не следует задавать вопрос, если вы заранее знаете ответ на него. Не рекомендуется начинать вопрос со слов: «Почему вы не…?» или «Как вы могли…?». По-настоящему грамотный вопрос — это запрос об информации, а не скрытое обвинение. Если вы недовольны решением партнера или его действиями, постарайтесь тактично, но твердо сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.

Риторические вопросы служат для более глубокого рассмотрения проблем. На эти вопросы не даются прямые ответы, так как их цель — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы или обеспечить поддержку вашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения. Например: «Можем ли мы считать подобные действия нормальными?», «Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?», «Когда наконец люди научатся понимать друг друга?».

Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы. Они задаются в тех случаях, когда вы уже получили достаточную информацию по одной проблеме и хотите переключиться на другую или же когда вы почувствовали сопротивление собеседника и пытаетесь его преодолеть.

Если собеседник отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют выявить уязвимые места его позиции. Например: «Как вы считаете, нужно ли…», «Как в действительности у вас происходит…», «Как вы представляете себе…».

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Ему предоставляется возможность внести поправки в изложенную позицию. В результате чего создается благоприятная атмосфера на основе общего подхода к проблеме. Примеры таких вопросов: «Считаете ли вы, что…?», «Правильно ли я понял ваше мнение о том, что…?».

Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы.

Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны. Это позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) оптимизировать разговор, привнести в него новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл и открытость. Такой прием дает гораздо лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, унылое чередование обвинений, самооправданий и в результате приводят к конфликту.

Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.

Следует отметить, что контрольные вопросы типа «кто, что?» ориентированы на факты, а вопросы «как, зачем?» в большей мере направлены на человека, его поведение, внутренний мир.

К вышеописанным типам вопросов следует добавить так называемые вопросы-капканы, которые может задавать оппонент инициатору общения. Последний должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них, при этом учитывая цели оппонента. В процессе общения следует быть готовым к следующим типам вопросов-капканов.

Вопросы, направленные на проверку компетентности. Цель таких вопросов — оценка знаний и опыта инициатора общения. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним собеседник. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Зачем вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ?».

Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний. Цель таких вопросов — блеснуть собственной компетентностью и эрудицией перед другими участником беседы. Это одна из форм самоутверждения, попытка «умным» вопросом заслужить уважение партнера. Если вопрос действительно относится к деловой встрече, то вы можете попросить его автора ответить на него самому. Задавая вопрос, ваш собеседник вряд ли ожидает такой просьбы. После того как он закончит свой ответ, вы можете его дополнить.

Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса. Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.

Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.

Если так случилось, что вы не можете оправдать такого противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите других участников деловой встречи в истинности провокационного замечания. Но даже если вы правы, и непоследовательность ваших слов имеет объективные причины (вы можете доказать это), то все равно не стоит использовать возможность разобраться с провокатором. Ввязаться в «разборки» — не самый лучший способ завоевывать авторитет присутствующих. В лучшем случае после вашей победы оппонент выпадет из работы, в худшем — будет искать возможность отомстить позже. Продемонстрируйте, что вы выше, неуязвимы для подобных «уколов», — и заслужите уважение других участников деловой встречи.

Независимо от вида и характера вопросов следует строго придерживаться основного принципа — отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть.

Перед тем как задавать вопросы собеседнику, нужно поставить себя на его место и задуматься над тем, что может его заинтересовать, с чем бы он согласился, а с чем — нет.

В начале беседы возьмите на себя инициативу и попытайтесь создать благоприятную атмосферу с помощью закрытых вопросов. При этом следует задавать только такие вопросы, на которые обязательно получите положительные ответы. Этим вы облегчите себе задачу получить согласие и завоюете доверие собеседника.

На следующем этапе, когда расширяются границы областей передачи информации и производится обмен мнениями, следует задавать преимущественно открытые вопросы.

После этого наступает этап проверки полученной информации. Здесь преобладают риторические вопросы и вопросы для обдумывания.

В конце беседы, намечая новое направление информирования, пользуйтесь переломными вопросами.

Чего вы добиваетесь, задавая эти 5 типов вопросов?

Вы избегаете или существенно снижаете вероятность «беседы-ссоры». Ведь любое утверждение (особенно не подкрепленное фактами) вызывает у собеседника дух противоречия и контраргументы в закрытой или открытой форме. Если же вы своим утверждениям придадите форму вопроса, то тем самым смягчите или нейтрализуете желание собеседника вам противоречить.

Если клиент тянет с ответом, вы можете, в зависимости от обстоятельств, применить два тактических хода:

1. Молчать, пока не получите ответ или пока клиент не скажет, что не хочет отвечать на этот вопрос. В данном случае молчание оказывается золотом, так как, когда все молчат, человек вынужден либо ответить на трудный для него вопрос, либо прямо отказаться от ответа.

2. Задайте свой вопрос еще раз, дождавшись благоприятного момента. Если вопрос стоит того, его можно и повторить.

Если переговоры происходят в быстром темпе, и информация, о которой вы спрашиваете, имеет определяющее значение для принятия решения, используйте первый прием. Если сведения вам не нужны сию же минуту, воспользуйтесь вторым методом — повторите свой вопрос при первой же возможности. Второй способ предполагает большую гибкость и уменьшает возможность конфронтации. Однако если вам просто необходимо узнать какие-то данные, не бойтесь настаивать: «Подождите, мне все-таки необходимо знать…»

Когда клиент упорствует и не желает отвечать на поставленный вопрос, иногда уместно разрядить обстановку легкой шуткой. Вы можете с улыбкой сказать: «А вы крепкий орешек!» Или: «Эх, мне бы вашу осторожность, я был бы Рокфеллером». Какой бы серьезной ни была тема обсуждения, немного юмора никогда не помешает. Особенно если вы не боитесь подшутить над собой.

Если ваш клиент отвечает шуткой, но по-прежнему уклоняется от ответа, вам нужно вернуться к серьезному тону и продолжать настаивать на своем, и в конце концов вы либо получите ответ, либо убедитесь в том, что здесь вам не светит. Отрицательный результат — тоже результат, из которого следует, что нужно поискать другие источники информации.

Если человек обещает вам вернуться позже к обсуждению интересующего вас вопроса, в большинстве случаев вам ничего не остается делать, как подождать. Вы должны прямо поставить вопрос: «Когда я могу рассчитывать на ответ с вашей стороны?» И обязательно запишите обещанную дату и точные слова этого человека.

Итак, задавая вопросы в процессе делового общения, можно получить от партнера профессиональную информацию, лучше узнать и понять его, сделать отношения с ним более искренними и доверительными, а также узнать его позицию, обнаружить слабые стороны, дать ему возможность разобраться в своих заблуждениях. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решение задачи своей деловой встречи.

Источник:
Корпорация Тяньши (Tiens) в России
Для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.
http://tiens-russia.com/?p=9376

О чем проводить беседы для младших школьников?

Нравственное воспитание школьников выступает очень важным для учителя, ведь ему нужно знать не только предметы, которые он читает, а и знать их методики. Кроме того, он должен направить деятельность только на воспитание детей.

У младших школьников активно развиваются разные виды восприятия – это и физическое, и художественное, и эмоциональное. Поэтому и учителя, и родители должны обращать на это внимание. В школе нужно активно проводить занятия по физической культуре, ведь именно на этом уроке младшие школьники энергичные и активные, именно здесь они отдыхают от эмоционального напряжения, которое могут испытывать на уроках.

Что касается художественного развития, то оно заключается в ощущении прекрасного ребенком, с ним нужно посещать разные выставки, концерты и музеи, желательно также, чтобы он сам принимал в них участие.

Эмоциональное развитие младшего школьника также очень важно, ребенку нужно объяснять, что есть не только позитивные эмоции, но и негативные, он должен знать, что в будущем он будет сталкиваться с разными ситуациями, и будут испытывать при этом самые разные чувства.

Как видно, развитие младших школьников нужно начинать с самых малых лет, в школе педагог должен рассказывать о нравственных нормах, об отношениях людей к обществу, к коллективу, к труду, к окружающим и к самим себе.

Поэтому в воспитании применяются самые разные средства, но чаще всего – проводятся беседы. Беседа являет собой метод систематического и поочередного обсуждения знаний, которые требуют участия со стороны ученика и педагога. Она отличается от обычного рассказа тем, что педагог представляет ученику разные точки зрения, приводит ему примеры, выслушивает его мнения и предпочтения.

Стоит отметить, что беседа тогда будет иметь воспитательный характер, когда в ее основе будет лежать проблема, которую можно будет разрешить при помощи разных идей и мнений. Учитель должен научиться ставить такие проблемы, которые будут помогать ученикам, находить ответы самостоятельно.

Ни в коем случае нельзя допускать того, что сценарий беседы заучивается заранее, и проговаривается без эмоций. Естественно, можно подготовить заранее возможные вопросы, но дети должны говорить только то, что они думают, не стоит навязывать им свое мнение. Нужно учить их вырабатывать самостоятельную точку зрения, чтобы они учились слушать мнения других, не перебивая и не осуждая собеседника.

Также нужно отметить, что беседа не должна превращаться в лекцию, где учитель говорит, а дети слушают и держат свое мнение в себе. Нужно подойти к вопросу, так, чтобы беседа превратилась в теплое откровение, где ученики откроют свою душу.

Что касается материала для беседы, то он должен быть подготовленным так, чтобы хорошо подходил к возрасту учеников. Ни в коем случае нельзя подбирать тяжелые вопросы, которые трудны для детского восприятия. Обязательно нужно руководствоваться прожитым опытом и примерами, нужно чаще отвлекаться от темы, тогда результат будет желаемым.

Большую ошибку допускают те, которые думают, что беседы для младших школьников — это спонтанный метод, к которому не нужно заранее готовиться. Наоборот, профессиональные педагоги готовятся к ним заранее, ставя себя заранее не место ученика, продумывая факты и совершая их анализ.

Кроме того, беседа имеет свою структуру и включает в себя следующие пункты:

— подготовка к беседе;

— оценка беседы и выводы, сделанные детьми.

Как показывает практика, желательно проводить беседы во внеурочное время, несколько раз в месяц. Готовиться к ней нужно около недели, и для младших школьников она должна занимать около 30 минут времени.

Этап подготовки довольно сложен, так как он включает в себя самую разную деятельность и учителя, и детей. Нужно определиться с темой, подумать, будет ли она актуальной и нужной для детского развития.

Далее нужно подобрать материал, в котором будет говориться, как нужно поступить в определенной ситуации, какие выводы нужно сделать. После этого можно написать примерные вопросы, которые на протяжении беседы могут изменяться или добавляться.

Ученикам также заранее говорится о том, что будет проводиться беседа на определенную тему. Они должны также к ней подготовиться, подумать, какие бы вопросы они хотели задать, определить примерные ответы, понять свою точку зрения.

Учитель должен сделать так, чтобы беседы для школьников были интересными и актуальными, чтобы дети активно участвовали в ее проведении, а главное – чтобы высказывали свое мнение. Педагог поступает правильно в том случае, когда во время беседы задает вопросы, наводит жизненные примеры, отмечает краткие и убедительные замечания, уточняет рассказы детей, плавно исключает появления негативных мыслей.

Правильно заданные вопросы должны привести к тому, что у детей должно выработаться определенное моральное правило, которое они будут выполнять при разговорах с другими. Учитель может при подготовке вопроса ориентироваться на следующие моменты:

— Вопрос должен заставить ребенка задуматься над поступком.

— Вопрос должен обратить внимание детей на нравственную сторону жизни и поступка.

— Вопрос должен привлекать внимание ребенка к переживаниям людей, он должен научиться сопереживать людям.

Ни в коем случае беседа не должна содержать в себе всякого рода насмешек, упреков и так далее. Она должна быть непринужденной и дети должны чувствовать себя спокойно, делиться впечатлением и опытом.

Для того чтобы беседа была успешной, нужно правильно ее начать, возбудив интерес у детей. Для этого можно использовать некоторые приемы:

— Поставить вопрос, который связан с каким-то понятием, к примеру, что такое вежливость и так далее.

— Перед тем, как перейти непосредственно к теме беседы, можно рассказать интересную и занимательную ситуацию, которая имеет прямое отношение к разговору.

— При объявлении темы можно придать ей особой важности, подчеркнув ее значение при помощи афоризмов или высказыванием знаменитого человека.

Излагать материал желательно в форме рассказа, объяснения, можно обращаться за помощью к книгам, картинам, газетам и так далее.

Когда подходит момент к анализу поведения школьников, нужно обращать внимание только на положительные примеры, о разных негативных моментах лучше говорить мягко, не повышая тона, намекая на то, что школьники ликвидируют негативную ситуацию.

При подведении итогов нужно приводить яркие высказывания для того, чтобы беседа ярче проникла во внутреннее сознание ученика.

Для младших школьников желательно проводить беседы на такие темы:

— «Уроки вежливости». Эта беседа нужна для того, чтобы ребенок знал и понимал, как нужно вести себя с окружающими. Ему нужно донести важность моральных ценностей, таких, как достоинство, правила поведения, нормы, и так далее.

При проведении желательно обращаться к позитивным героям сказок, литературным персонажам и так далее. Ребенок должен научиться употреблять как можно чаще вежливые слова, представлять, какую роль в жизни ребенка играет семья, родные и окружающие люди,

Также нужно рассказать школьнику, насколько важна взаимная помощь и взаимная поддержка, а также дружба с одноклассниками и другими детьми. На примерах отрывков из художественной литературы нужно подчеркнуть, что помощь должна быть обязательно бескорыстной, нужно помогать не только родным, а и незнакомым людям, если те нуждаются в такой помощи.

Также школьник должен знать, что очень плохо обманывать окружающих людей, что правда все равно рано или поздно окажется снаружи, нужно доказать, что человека ценят благодаря честности.

Понятие вежливости включает в себя также знание о труде, который также очень важен для жизни, что с малых лет нужно помогать родителям. Кроме того, ребенок должен очень аккуратно относиться к своим вещам, так как если их бросать по всей комнате, не ухаживать за ними, тогда они очень быстро придут в негодность.

— Беседы о семье. В них педагог помогает осознать школьникам, что родители являются самыми близкими людьми, которых нужно уважать и ценить. Ведь всем известно, что где бы человек ни был, в какую бы страну не занесла его жизнь, он всегда может вернуться в отчий дом, где его любят и ждут. Также младший школьник должен понять, что именно родительская любовь является самой бескорыстной и преданной.

В ходе беседы нужно показывать жизненные примеры о важности семьи, обращаться к художественным произведениям, к жизненным ситуациям и так далее. Ученик должен самостоятельно дать ответ на вопрос, кто для него в жизни самый важный, кому нужно помогать и кого нужно ценить.

Педагог может навести примеры стихотворений, пословиц и песен о маме, о ее роли в жизни каждого человека. Поэтому с самого малого возраста нужно помогать маме по мере своих сил.

— Очень важной будет проведенная беседа для младших школьников на тему «Настоящая дружба». Ведь дети этого возраста еще проходят период адаптации в школе, поэтому очень важно найти для них хороших друзей, при помощи которых можно легко справиться с любыми неудачами.

В ходе беседы нужно спросить у детей о том, что они понимают под словом дружба, как они выбирают друзей и каким должен быть настоящий друг. Педагог должен при помощи различных приемов донести к детям важность дружбы, что нужно всегда стараться играть и трудиться вместе, помогать друг другу совершенно безвозмездно и так далее.

Дети должны сами прийти к выводу о том, что самому очень тяжело жить на свете, что рано или поздно каждому понадобиться помощь, которую окажет только друг. Поэтому с самого юного возраста нужно учиться уступать друг другу, делиться друг другом не только жвачками, а и своими мыслями, проблемами, высказывать свое мнение и слушать мнение друзей, ведь настоящие друзья никогда не посоветуют плохого.

— Беседы о взаимопомощи для ребенка младшего школьного возраста тоже важны, так как ученик должен понимать, что нужно всегда идти на помощь не только родным и близким, а и малознакомым людям. При помощи художественных произведений нужно объяснить ребенку, что настоящая помощь должны быть сделана только от души, она не измеряется ни в каких суммах. Также нужно рассказать о том, что благодарность другого человека является самой большой наградой, которую нельзя заменить ничем.

В этой беседе нужно обратить внимание на такое моральное качество, как правда. Детям нужно очень аккуратно объяснить, что не стоит из-за состояния стыда или страха наказания со стороны родителей скрывать правду, врать, так как вранье, никогда и никого ни к чему хорошему не приводило, наоборот, человек замыкался в себе и не мог дальше жить спокойно.

Дети должны понять простую истину о том, что правду нужно говорить любую, какой бы она не была. На примерах можно показать ребенку, что родители очень рады за своего ребенка, когда он говорит правду. Важно доказать, что правда – это очень ценное качество.

Стоит отметить, что не только педагоги должны проводить беседы с детьми на разные темы. Важно, чтобы родители с самого малого возраста объясняли ребенку, насколько важно расти добрым, честным, отзывчивым и вежливым человеком. Воспитывать эти чувства помогут ролевые и дидактические игры, в которые нужно играть с ребенком трехлетнего возраста. Тогда он будет вырабатывать эти моральные качества и в зрелом возрасте.

Желательно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, и объяснять про негативные последствия плохих поступков. Нужно не кричать на школьника за его погрешности, а правильно объяснять, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы ему самому стало стыдно, и он понял, что так поступать нельзя никогда.

Как видно, подготовиться к беседе не так и просто. Ведь опытные педагоги нередко отмечают тот факт, что беседу провести намного сложнее, чем урок. Но вышеуказанные рекомендации помогут значительно упростить подготовку.

Источник:
О чем проводить беседы для младших школьников?
В статье рассказано о том, как правильно проводить беседы для младших школьников. Описано, на какие темы проводить беседы для школьников, почему они так важны и
http://veselajashkola.ru/klass/o-chem-provodit-besedy-dlya-mladshix-shkolnikov/

(Visited 43 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Какие вопросы задать парню на первом свидании… Как выбрать тему для разговора на первом свидании Тем для разговора на первом свидании много,… (1)

Что происходит с мужчиной когда он влюбляется Great PictureВсе самое интересное в мире: астрология,тесты,отношения,психология,цитаты Он чувствует себя счастливым. Его счастье исходит от… (1)

Как отомстить мужчине козерогу Гороскоп совместимости -> #16 мне кажется эта стена непреодолима.. то что я чувствую не дай… (1)

Эхинацея детям комаровский Дети старше 7 летМоему ребенку девять лет, и он часто болеет. Знакомые посоветовали давать ему… (1)

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (1)

COMMENTS