Виды памяти в психологии

Виды памяти в психологии

Классификация видов памяти в психологии позволяет из одного довольно объемного понятия выделить значимые частности. Ведь память человека – это сложная функция, которая имеет множество нюансов. Для понимания характерных особенностей человека просто необходимо представлять, какие бывают формы памяти в психологии.

В зависимости от индивидуальных особенностей, у каждого человека развит сильнее один из нескольких основных типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный или смешанный. Зная, какой тип памяти сильнее развит у вас, вы будете быстрее обучаться искусству и наукам, используя самый быстрый и удобный для этого канал восприятия.

Рассмотрим эти типы памяти более подробно:

Занятия в школах и университетах построены таким образом, чтобы задействовать сразу все типы памяти: человек воспринимает информацию на слух, записывает ее, обращаясь к двигательной памяти, и смотрит на наглядные материалы, подключая и зрительную память.

Существует много различных классификаций памяти. Мы рассмотрим, как разделяют виды памяти исходя из характерных особенностей информации.

Данные типы памяти просто необходимы для обучения и развития человека, без которого жизнь была бы скучна и бесцельна.

Мир Психологии

Экспериментальная психология памяти

В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Образная память бывает нескольких типов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Эти типы памяти редко встречаются в чистом виде и, скорее, можно говорить о преобладании у человека того или иного типа памяти. Обонятельную, осязательную и вкусовую память можно в известном смысле назвать «профессиональными» типами памяти: как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности субъекта.

Иногда встречается особый тип памяти — так называемая эйдетическая память (от греч. Эйдос — образ). Эйдетические или наглядные образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая недоступна обычному представлению. По образному выражению У. Джеймса, при эйдетической памяти «мозг воспринимает, как воск, а удерживает, как мрамор».

Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами. Эйдетические образы занимают как бы среднее место между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.

Впервые эйдетические образы были подвергнуты систематическому изучению в работах немецкого психолога Э. Йенша и представителей его школы. Йенш рассматривал эйдетический феномен как необходимую фазу психического развития. Расцвет этой фазы приходится на возраст 14-15 лет. В дальнейшем эйдетическая способность обычно угасает. Эйдетизм у взрослых может служить предпосылкой к художественному творчеству. Известно, что эйдетической способностью обладали Гете, Бальзак, Флобер, Бетховен, А.Н. Толстой и др.

Йенш выделил пять степеней эйдетизма:

  • латентный эйдетизм, наличие которого устанавливается лишь косвенным путем, а именно тем, что изменение величины послеобразов при приближении или удалении экрана от глаз наблюдателя не соответствует закону Эммерта. Закон Эммерта гласит, что послеобразы увеличиваются в своих линейных размерах в строго геометрической пропорции по мере удаления экрана от глаз наблюдателя;
  • слабые эйдетические образы от простых объектов (квадрата, круга и т.п.);
  • слабые эйдетические образы от более сложных объектов, в которых запечатлеваются некоторые детали рисунка;
  • эйдетические образы сложных объектов;
  • эйдетические образы высокой степени отчетливости и ясности от сложных объектов.

Основное отличие эйдетических образов от представлений состоит в том, что эйдетик видит отсутствующие предметы находящимися вовне. Вспоминаемый образ буквально проецируется вовне, происходит соответствующее приспособление зрения к восприятию этого образа. Специальные исследования показали, что рассматривание эйдетического образа сопровождается движениями глаз испытуемого. В этом отношении эйдетические образы сходны с галлюцинациями, но отличаются от последних объективным отношением к ним эйдетиков. Установлено наличие эйдетических феноменов в области слуха, осязания, обоняния и других видов чувствительности.

Эйдетические образы обычно динамичны, изменчивы, фрагментарны: наблюдается смещение деталей образа, одни из них могут на время исчезать, другие — становиться более четкими. В эйдетическом образе могут воспроизводиться объекты, которые демонстрировались в разное время. Может утрачиваться различение эйдетических образов и образов, вызванных реальным раздражителем. Часто эйдетические образы становятся объемными и подвижными, отмечается как бы «оживление» деталей запечатленного рисунка: ветви деревьев раскачиваются, поезд движется и т.п. Уже, казалось бы, угаснувшие эйдетические образы часто без какой-либо очевидной причины через несколько часов оживают вновь. Они репродуцируются в сновидениях, насильственных воспоминаниях, галлюцинациях.

Было предпринято достаточно много исследований особенностей восприятия и воображения у детей-эйдетиков. Однако ввиду трудно уловимой природы эйдетического феномена методы отбора детей-эйдетиков не отличались строгостью. Основной методический прием состоял в следующем: испытуемому предлагалось рассматривать в течение 10-15 с картинку, содержащую большое число различных деталей. Затем картинка убиралась из поля зрения испытуемого, и ему предлагалось по возможности подробнее описать ее содержание. Если испытуемый при этом называл большое число деталей, предполагалось, что он продолжает видеть картинку.

Однако точность описания не может быть доказательством наличия эйдетической способности. Экспериментальные данные показали, что количество деталей, содержащихся в эйдетическом образе, обычно не так уж феноменально велико, хотя наблюдались и поразительные исключения.

Используя данную методику, Йенш и его сотрудники обследовали детей г. Марбурга, в котором они работали. По результатам этого исследования, наличие эйдетической способности было обнаружено у 60% подростков.

Длительность эйдетических образов у некоторых испытуемых Хейбера достигала 10 мин и более, у других наблюдались отчетливые образы продолжительностью не более 1 мин, причем ни один из испытуемых не мог произвольно продлить эйдетический образ.

Почему дети-эйдетики не испытывают никаких трудностей, несмотря на непрерывную «бомбардировку» образами? Автор выявил несколько способов, с помощью которых дети управляют появлением образов.

Один из них заключается в том, чтобы ни на что не смотреть слишком долго. Кроме того, можно «стереть образ» путем интенсивных миганий глаз или отведя взгляд от экрана, на котором предъявлялась картинка и куда проецируется образ. Наконец, называние предметов, изображенных на картинке, препятствует возникновению образа. Очевидно, что дети-эйдетики сохраняют информацию либо в виде образов, либо в виде словесной памяти и не обладают одновременно и той и другой способностью. Эти данные свидетельствуют о зрительной природе эйдетических образов.

В чем состоит отличие эйдетического образа от послеобраза? Послеобраз является результатом дифференциальной адаптации рецепторов сетчатки. Такой образ как бы «выжжен» на сетчатке и не может перемещаться относительно сетчатки. Эйдетический образ, напротив, динамичен, подвержен трансформациям.

Кроме того, во время формирования послеобраза необходима довольно стабильная фиксация глаз, обеспечивающая дифференциальную адаптацию. Вероятность получения послеобраза изменяется обратно пропорционально количеству движений глаз во время рассматривания тест-объекта и возможности сканирования самого образа, когда он уже сформирован. Испытуемые-эйдетики, напротив, сканируют изображение во время его рассматривания и перемещают взгляд при описании образа. Следовательно, эйдетический образ по своему происхождению не является сетчаточным.

Р. Хейбер разработал специальную методику эксперимента, позволяющую проверить зрительную природу эйдетического образа. С этой целью испытуемому последовательно предъявляют две картинки, первая из которых содержательная. При ее наложении на вторую получается третья картинка, образованная комбинацией двух предыдущих. При последовательном рассмотрении картинок узнать, что получится в результате наложения, можно лишь при условии сохранения образа первой картинки в течение времени, достаточного для наложения его на вторую картинку.

Многообразие проявлений памяти — зрительная, слуховая, двигательная, осязательная и др. — привело к постановке вопроса, существует ли память как единое свойство сохранять и воспроизводить ранее имевшиеся впечатления или же, говоря словами С.С. Корсакова, есть «отдельные специальные памяти для различных родов впечатлений». У. Джеймс, например, считал неправильной постановку общей проблемы памяти, так как, по его мнению, нет единой способности к запоминанию, а есть множество различных видов памяти со свойственными им специфическими закономерностями.

Против гипотезы «специальных» памятей свидетельствуют лишь чрезвычайно редкие случаи универсальной феноменальной памяти. Такой памятью обладал журналист Шерошевский, память которого в течение нескольких десятков лет изучали А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев.

Итак, результаты многолетнего изучения памяти позволили произвести ее первичное феноменологическое разделение. Вместе с тем проблема механизмов памяти до настоящего времени остается дискуссионной.

2. Вторым критерием деления памяти на виды является характер целей деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют память непроизвольную и произвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или припомнить. В тех случаях, когда человек ставит такую цель, говорят о произвольной памяти.

При этом процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические. Единство механизмов непроизвольной и произвольной памяти, в основе которых лежат основные свойства мнемических следов — постепенное исчезновение при отсутствии возбуждения и скачкообразное упрочение при актуализации — не отрицает функциональных различий между этими двумя видами памяти. Такие различия связаны, прежде всего, с различиями в целях и направленности системы действий, реализующих оба вида запоминания. Различные цели и различная направленность формируют и актуализируют своеобразные способы достижения целей. К настоящему времени можно считать установленным, что продуктивность запоминания в непроизвольной памяти зависит от способов немнемических действий, а в произвольной — от способов специальных мнемических действий.

Имеются и определенные различия в содержании материала, запоминаемого непроизвольно и произвольно. Непроизвольная память более тесно связана с интимной, эмоциональной и смысловой сферой человеческой жизни. В непроизвольной памяти фиксируется смысл событий. Этот вид памяти относительно безразличен к форме. Последняя в непроизвольной памяти может трансформироваться в достаточно широких пределах. В то же время смысл события удерживается точно и прочно. По-видимому, многие неосновательные по самонаблюдению, но по существу точные прогнозы и оценки, касающиеся тех или иных событий, имеют своим источником сохранение смысла и забывание формы, а порой и содержания прошлых событий.

Произвольная память связана не столько с интимным миром человека, сколько с кругом его трудовых и социальных обязанностей. Этот вид памяти не безразличен к форме, основное в нем — не столько выделение личностного смысла событий, сколько их значения и формы. Доведенная до абсурда произвольная память, например, при зубрежке, безразлична не только к смыслу, но и к значению событий. Следовательно, непроизвольный и произвольный виды памяти ориентированы на выделение различных информативных признаков, содержащихся в одних и тех же событиях.

Непроизвольная и произвольная память образуют единую систему. Как отмечает С.П. Бочарова (1990), системный анализ памяти показывает, что все ее процессы могут выступать как в произвольной, так и в непроизвольной форме в зависимости от стоящей перед субъектом задачи. Произвольная форма памяти, для которой характерна сознательная установка субъекта на будущее воспроизведение, выполняет в структуре познавательной деятельности организующую функцию, направляя все познавательные процессы на достижение мнемической цели. Непроизвольная форма памяти включена в структуру целенаправленной деятельности как способ достижения познавательных или практических целей.

Определение указанных различий между непроизвольной и произвольной памятью в настоящее время лишь намечается и требует дальнейшего тщательного изучения. Условием плодотворности такого изучения является раскрытие операционного состава и мотивационной сферы непроизвольной и произвольной памяти.

В этих целях содержится источник мотивации и направленности действий субъекта.

3. Наконец, третьим критерием деления памяти на виды является время закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности). В соответствии с этим критерием различают память кратковременную и долговременную. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного повторения и воспроизведения. Кратковременная память характеризуется очень недолгим его сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Д. Вулдридж (1965) пишет об этом процессе: «Можно представить себе, что входные устройства непрерывно передают в управляющие центры мозга последовательный ряд «панорам» состояния внешнего мира, причем каждый «кадр» этой последовательности сохраняется лишь несколько секунд, а затем угасает, и только мозговой механизм концентрации внимания отбирает какую-то часть полученной информации для более длительного хранения».

Делению памяти на кратковременную и долговременную раньше в известной мере соответствовало деление на так называемую непосредственную и опосредствованную память.

Термином «непосредственное» запоминание подчеркивался как бы автоматический характер запечатления, которое осуществляется якобы без какой-либо активности субъекта. Опосредствованное запоминание предполагало использование более или менее развернутых приемов, средств.

В настоящее время деление памяти на непосредственную и опосредствованную, по-видимому, себя изжило, главным образом потому, что даже кратковременное запоминание, как выяснилось, предполагает определенную активность субъекта и использование соответствующих способов, является опосредствованным процессом, не сводимым к механическому запечатлению. Так, Дж. Сперлинг связывает кратковременную память со слуховой памятью, с речью как необходимым условием сохранения и воспроизведения информации. Способы кратковременного запоминания часто не могут быть выявлены путем наблюдения или интроспективно, так как представляют собой в высокой степени автоматизированные внутренние действия.

Основной функцией долговременной памяти является предвосхищение, т.е. направленность на будущие события высокой вероятности и перенос благоприятных реакций на один и тот же стимул из прошлого в будущее. Это свойство позволяет организму осуществлять принцип экономии усилий на основе отбора и долговременной фиксации существенных реакций и вызывающих их стимулов. В данном случае процесс отбора и фиксации предполагает способность долговременной памяти «сжимать масштаб времени», т.е. воспроизводить последовательность событий, развертывающихся за макроинтервалы времени.

Таким образом, долговременная память — это:

— отражение процессов длительного порядка;

— такая фильтрация событий, детерминантой которой является степень общности, повторяемости событий;

— такая фиксация опыта, которая абстрагируется от несущественных признаков и отражает лишь связи, существенные для целенаправленного поведения субъекта.

В отличие от долговременной, основная функция кратковременной памяти — первичная ориентировка в окружающей среде. Она может давать материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизировать старые мнемические следы — с другой. Однако сама функция первичной ориентировки предполагает отражение пространственно-временной структуры среды в конкретный момент времени и анализ степени многообразия параметров внешнего мира.

В таком случае кратковременная память — это:

— отражение быстро изменяющихся процессов;

— фильтрация событий не по существенным взаимосвязям, а по степени качественного многообразия, также существенного для организма;

— фиксация такого числа параметров, которое предполагается конечным. Кратковременная память как поставщик материала для долговременной памяти должна реагировать не только на значимость сигнала, но и на его новизну.

Вместо термина «кратковременная память» в литературе нередко употребляются различные его синонимы: «мгновенная», «немедленная», «краткосрочная» и т.п. Некоторые авторы, однако, в качестве одного из таких синонимов используют и термин «оперативная память», стремясь подчеркнуть им не временной, а «деловой» характер той же кратковременной памяти. Между тем за этим термином в советской психологии закрепилось другое содержание.

Понятием оперативная память (термин был введен Н.И. Жинкиным в 1958г.) обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то осуществляем его по частям, «кусками». При этом мы удерживаем в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которыми при этом оперирует человек, могут быть различными.

Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной, хотя и намечает точки их соприкосновения. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих и из кратковременной, и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти. Как только работа прекратилась, он либо возвращается или поступает на хранение в долговременную память, либо забывается.

Иная точка зрения (М.С. Роговин, 1977) состоит в том, что оперативная память представляет собой лишь рассматриваемый под определенным углом зрения вариант кратковременной памяти. В оперативной памяти длительность сохранения обусловлена той степенью необходимости удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение определенного результата.

Основные характеристики оперативной памяти: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность и помехоустойчивость.

Точность оперативной памяти — показатель идентичности воспроизводимого и требуемого материала.

Скорость запоминания характеризует то время или число повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для решения задачи информации.

Длительность сохранения характеризует то максимальное время, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задач, т.е. время от предъявления информации до осуществления цели действия.

Лабильность (подвижность) оперативной памяти характеризует соотношение между запоминанием и забыванием материала.

Наконец, помехоустойчивость оперативной памяти характеризует устойчивость к действию внешних и внутренних помех (например, к влиянию качества предшествующего и последующего к запоминаемому материала).

Память – основа познания окружающего мира

Познавательная функция психики заключается в построении образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной.

Чувственную деятельность обеспечивают ощущение и восприятие, а рациональную – мышление и воображение. Результаты такого познавания действительности стают опытом человека благодаря памяти. Сложно переоценить ее значение, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, ее потерю можно смело сравнить с потерей свободы. Человек, владеющий информацией об особенностях функционирования разных видов памяти, о ее закономерностях, знающий теории памяти в психологии имеет возможность осознать важность этого познавательного процесса и по-новому взглянуть на возможности собственной памяти.

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим. В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности. Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

  • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
  • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
  • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
  • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

  • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
  • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
  • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности : произвольная, непроизвольная, метапамять.

  • Произвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
  • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
  • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения. Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения. Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.

Таким образом, человек способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию об отсутствующем предмете. Механизмы памяти можно объяснить также с помощью электрофизиологии. Нейроны нашего мозга создают замкнутые цепи, по которым движутся нервные импульсы. Именно там сохраняется информация, переработанная мозгом. Когда поток импульсов повторяется, процесс длится быстрее и легче.

Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:

Запоминание – процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

Сохранение – процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

Воспроизведение – процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.

Забывание – процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.

Виды памяти человека:

Существуют определенные законы и упражнения для тренировки памяти. Зная, по каким правилам функционирует память в человеческой психологии, вы можете улучшить процесс запоминания нужного вам материала и сделать его более быстрым.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и вместе с тем с таким трудом не находит себе места в научных концепциях, как внимание. В житейской психологии вниманием часто объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием — ошибки, промахи и неудачи. Однако в психологической науке проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят.

Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами.


Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит равным доказательством соответствующей функции. В связи с этим в некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений,— внимание рассматривается как побочный продукт и характеристика других процессов.

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и задачами — так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. В связи с тем, что внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.

В психологии принято выделять следующие критерии внимания:


внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;

сосредоточенность на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;

увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;

избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;

ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

Исторически внимание принято определять как направленность сознания и его сосредоточенность на определенных объектах. Однако если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению: внимание — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятиями доминанты, активации и ориентировочной реакции.

Понятие «доминанта» было введено русским физиологом А.Ухтомским. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждении. Именно эта характеристика доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.

Избирательный характер протекания психических процессов возможен лишь в состоянии бодрствования, которое обеспечивает особая структура мозга — ретикулярная формация. Избирательная активация обеспечивается нисходящими влияниями ретикулярной формации, волокна которой начинаются в коре головного мозга и направляются к двигательным ядрам спинного мозга. Отделение ретикулярной формации от коры головного мозга приводит к снижению тонуса и вызывает сон. Нарушения функционирования ретикулярной формации приводят к нарушениям внимания.

С.Л. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. По мнению этого ученого, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности».

Взгляды, близкие к этим, высказывал Н.Ф.Добрынин. Он считал внимание формой проявления активности личности и полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. В его концепции внимание определялось как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью ученый понимал выбор деятельности и поддержание этого выбора, а под сосредоточенностью — углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.

В теории П.Я.Гальперина внимание рассматривается как процесс контроля за действиями. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и т.д. Такой опыт самонаблюдения, казалось бы, не согласуется с данными экспериментов, в которых показывается, насколько сложной является задача совмещения двух действий. Однако большинство совмещений становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля. Похожие взгляды приобретают все большую популярность в современных западных концепциях внимания.

Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.

К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.


Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).

Объем внимания — это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7+-2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.

Представление — это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятии, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событии в них нередко сливаются или стираются. Кроме того, представления отличаются от восприятий своей изменчивостью, непостоянством и возможностью «реконструкции» — преобразования механизмами воображения.

В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективных вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений.

Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.


Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, при этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других — неприятное. Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с разной глубиной понимания, — в соответствии с этим выделяют механическое и логическое запоминания. Мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, которое в значительной мере зависит от понимания и ориентировки в материале в целом, а также от выделения смысловых групп и связей между элементами. В качестве способов произвольного запоминания и организованного заучивания, позволяющих обнаруживать эти связи в запоминаемом материале, выступают мнемические действия. В.Д.Шадриков определил следующий состав мнемических действий:

группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.);

выделение опорных пунктов— фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.);

план — совокупность опорных пунктов;

классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;

структурирование— установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

схематизация— изображение или описание чего-либо в основных чертах;

аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

мнемотехнические приемы — готовые способы запоминания;

перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

достраивание запоминаемого материала и привнесение нового в запоминаемое — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам;

серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;

повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

Связь перечисленных мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном действии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения в значительной степени зависит от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превращается в реконструкцию материала, связанную с его новым, углубленным осмысливанием.

Сохранение — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.

Воспроизведение — актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде:

узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи;

собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации;

припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия;

реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).

Забывание — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях — даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Данная закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов. В процессе забывания заученный материал не только уменьшается в объеме, но и претерпевает качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к его более длительному сохранению. Материал, связанный с потребностями, целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э.Мюллером и А.Пильцекером в 1900 г.

Ослабление следов. Следом памяти называют результат работы мнемической системы, а ослаблением следов — уменьшение с течением времени силы ассоциативных связей. Впервые силу следа экспериментально изучил немецкий психолог Г.Эббингауз, построив знаменитую кривую забывания, согласно которой основной объем информации забывается в первый час после запечатления.

Интерференция — тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или последующей деятельности. Существуют два вида интерферирующего влияния: ретроактивная интерференция («назад действующее»), при которой новый материал ухудшает сохранение предшествующего, и проактивная интерференция, состоящая в том, что предшествующий материал ухудшает запоминание последующего. Вероятность интерференции тем сильнее, чем больше сходство между предшествующей и последующей деятельностью, меньше степень научения и осмысленности, сложнее запоминаемый материал.

Своеобразное толкование забывания было предложено основателем психоанализа 3.Фрейдом. Он рассматривает забывание как результат работы защитных механизмов, выясняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие и неприятные воспоминания: в первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостности самооценке личности.

Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального состояния, реконструкция условий, в которых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восстановления, казалось бы, утраченной информации. Большое значение для предотвращения забывания имеют активное повторение и особенно организация материала, осуществляющаяся путем его включения в системы все более и более богатых семантических связей.

Память занимает особое место среди психических функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой мнемический компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны. Множество видов памяти можно представить в ряде классификаций.


По времени сохранения материала выделяются:


сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения — 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм»». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

По характеру психической активности в структуру памяти входят:


двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

эмоциональная память хранит пережитые чувства, ко-горые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

По характеру целей деятельности память может быть:


непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти.Непроизвольно запоминаются:


материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Ассоциация — это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

По использованным для запоминания средствам память бывает:


непосредственой натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, — это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека, как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;

внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим нехитрым средствам человек делает свою память более совершенной и эффективной;

внутренне опосредствованной памятью, являющей собой высшую форму памяти —логическую память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для того, чтобы такой переход мог осуществиться, сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.

  1. Какие базовые теоретические концепции внимания существуют в психологии?
  2. Каковы главные свойства и виды внимания?
  3. В чем состоят основополагающие взгляды на нейрофизиологическую природу внимания?
  4. Каковы основные мнемические процессы?
  5. Какие виды памяти вы знаете?

  1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995. Гл. 6.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.М., 2004. Гл. 6 и 8.
  3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под Ред. Ю.М.Забродина. М., I980.
  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., ]998.

Источники:
Виды памяти в психологии
Классификация видов памяти в психологии позволяет из одного довольно объемного понятия выделить значимые частности. Ведь память человека – это сложная функция, которая имеет множество нюансов.
http://kak-bog.ru/vidy-pamyati-v-psihologii
Мир Психологии
в раздел Оглавление «Когнитивная и прикладная психология» Раздел 1 Экспериментальная психология памяти Виды памяти
http://www.persev.ru/book/vidy-pamyati
Память – основа познания окружающего мира
Определение, понятие и виды памяти в психологии. Процессы и законы функционирования памяти человека. Типология в современной науке.
http://www.manalfa.com/lichnost/pamyat-v-psihologii
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и вместе с тем с таким трудом не находит себе места в научных концепциях, как внимание. В житейской психологии
http://kpip.kbsu.ru/ps/glava7.html

(Visited 19 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если водолей любит по настоящему Водолей, не робей! Как влюбить в себя мужчину ВодолеяВодолей, не робей! Как влюбить в себя… (3)

Характеристика на неблагополучную семью Социальная характеристика семьи образец Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы… (3)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (2)

Как пережить расставание советы психолога Как пережить расставание: cтадии, которые проходит каждый (советы психолога) Отношения имеют свойство заканчиваться, даже если… (2)

Как мужчина овен проявляет симпатию Как завоевать мужчину знака Овна? Мужчина овен в ЛюбвиКак завоевать мужчину знака Овна? Мужчина овен… (2)

COMMENTS