Виды нарушения памяти

Виды нарушения памяти

Память. Виды памяти. Как улучшить память: питание и витамины для улучшения памяти. Меню для памяти. Что влияет и нарушения памяти

Память представляет собой свойство человеческого мозга, которое позволяет записывать, хранить и воспроизводить информацию. Сегодня существуют различные теории памяти. Изучением этого свойства занимаются многие ученые мира. Однако до сих пор никому не удалось достоверно установить, как информация усваивается и запоминается нашим мозгом.

Если ученым все-таки удастся раскрыть все тайны памяти, это даст возможность бороться с ее различными нарушениями. Каждый человек имеет собственные способы запоминания. В науке сегодня существуют различные методики улучшения памяти. Их эффективность была доказана проведенными исследованиями. Нужно отметить, что каждому виду памяти соответствует свой способ.

Традиционно память принято делить на визуальную, слуховую и моторную. Визуальная память – когда человек лучше всего запоминает увиденное, слуховая – услышанное, моторная – то, что он сам записал. По временной характеристике память разграничивают на непосредственную, оперативную и долговременную.

Непосредственная память хранит информацию только 0,25 секунд. Она дает возможность осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

Оперативная память работает в настоящий момент времени. Ее объем меньше, чем у непосредственной. Время обработки информации может доходить до 20 секунд.

Долговременная память длительное время хранит те образы явлений и предметов внешнего мира, которые человеку потребуются еще не раз. Долговременная память подразделяется на: генетическую и наследственную. Генетическая содержит информацию, накопленную предками. Наследственная – это память ближайших родственников.

В классификации психологов выделяют следующие виды памяти: двигательную, образную, словесно- логическую, эмоциональную, не произвольную и произвольную. Существуют и другие классификации видов памяти.

Очень многие знания о механизме человеческой памяти были получены учеными в ходе изучения феноменов её нарушения. Нарушения памяти называются «амнезии». Они могут вызываться различными причинами. Русский психиатр С. С. Корсаков в 1887 г. опубликовал свою работу «Об алкогольном параличе». В ней была впервые описана картина грубых нарушений памяти, причинами которых становится сильная алкогольная интоксикация. Данное открытие получило название «корсаковский синдром». Сегодня принято выделять несколько видов нарушений памяти. Гипомнезия представляет собой ослабление памяти. Она возникает с возрастом. Также может быть вызвана каким-либо заболеванием мозга: эпилепсия, склероз мозговых сосудов и т.п.

Гипермнезии — это аномальное обострение памяти. Она встречается достаточно редко. При этом человеку очень трудно забыть какое-либо событие.

Парамнезия — это ложные или искаженные воспоминания. При этом происходит смещение настоящего и прошлого, а также реального и воображаемого.

Выделяют и детскую амнезию. Она подразумевает то, что человек не помнит события раннего детства. Скорее всего, связана она с незрелостью гиппокампальных связей. Причиной может также быть использование в этом возрасте других методов кодирования «ключей» к памяти.

Самые разные факторы могут усиливать или ослаблять нашу память. Главным из них можно назвать степень важности информации. Чем важнее для человека информация, тем лучше он ее запоминает. Но бывают и исключения. По мнению психологов, если человек все время забывает что-то, то причины этого стоит искать в психологических проблемах, связанных с этой информацией. Большое влияние на человеческую память оказывают и гормоны. Так, при климаксе и ряде гинекологических заболеваний у женщин происходит снижение уровня эстрогена. Доказано, что это способствует ослаблению памяти.

На процессы запоминания сильнее всего воздействуют гормоны щитовидной железы. Это было установлено в ходе многочисленных исследований. Ухудшение памяти вызывается даже небольшим снижением их количества.

Для производства гормонов щитовидной железы нужны йод, витамин В2 и цинк. В нашей стране большая часть населения сегодня страдает нехваткой этих полезных веществ. Лучше всего память действует между 8 и 12 часами дня. После этого ее эффективность постепенно снижается и восстанавливается к 19 часам.

Питание и витамины для улучшения памяти. Меню для памяти

Установлено, что мозг человека нуждается в правильном питании не меньше, чем наш желудок. Память во многом зависит от полноценного питания. Клеткам мозга особенно необходимы некоторые витамины и микроэлементы.

Ненасыщенные жирные кислоты составляют около трети нашего мозга. При их нехватке нейроны перестают работать. Это даже может привести к стиранию воспоминаний. Эти кислоты заставляют кровь лучше циркулировать. Они поступают в наш организм из рыбьего жира, орехов, семечек, а также из соевого, подсолнечного, рапсового и оливкового масел.

Углеводы являются источником глюкозы, которая подпитывает нейроны. Лучше всего на память воздействуют медленные углеводы. Мы получаем их из круп и овощей. Исключение составляют только морковь и свекла. Такая пища заряжает умственной и физической энергией на целый день.

Белки (протеины) содержат аминокислоты, которые просто необходимы нашим нервам и мозгу. Лучше всего получать их из рыбы, а также злаковых и бобовых культур: бурый рис, чечевица и красная фасоль.

Витамины группы В являются главными витаминами для нашего мозга и нервной системы. Они играют наиважнейшую роль в механизме запоминания и необходимы организму постоянно. Нужны они и для правильного обмена белков.

Витамины Е и А обеспечивают нас энергией, защищают клетки мозга, отвечают за процесс жирового обмена. Могут даже привести к замедлению ослабления памяти при болезни Альцгеймера.

Из макро- и микроэлементов для нашей памяти важнее всего железо, магний, и цинк, которые нужны для эмоционального равновесия и концентрации внимания.

Виды нарушения памяти и способы их коррекции

К особым психологическим функциям, связанным с качеством жизни, физиологическим характеристиками, уровнем здоровья относятся мнемические процессы. Нарушение памяти — устойчивое или кратковременное явление, поддающиеся коррекции специальными медицинскими препаратами, подходами к тренировкам функций. Возникновение недуга связано с множеством причин, в первую очередь, церебрального характера.

В научной литературе процессы, связанные с нарушениями мнемических функций, определяются как дисмнезия. Различают несколько видов, связанных с психоэмоциональными состояниями, обусловленные возрастными особенностями или вследствие церебральных расстройств работы головного мозга.

Причины расстройства мнемических процессов могут стать основой для разработки подходов в строго индивидуальном порядке. Среди них выделяются:

  • психоэмоциональные расстройства;
  • глубокое стрессовое состояние;
  • перенапряжение: физическое, умственное;
  • травмы головного мозга;
  • длительные хронические заболевания, сопровождающиеся болевым синдромом;
  • операции с применением наркозов;
  • злоупотребление токсическими, психоактивными веществами;
  • наличие психиатрических заболеваний в стадии обострения.

Нередко нарушение памяти и внимания связано с гормональными процессами, обменом веществ, вызванными сопутствующими заболеваниями эндокринной системы. Дисметаболические процессы, связанные с нехваткой фолиевой кислоты, витамина В12. Зачастую они проявляются в детстве, становятся фактором, затрудняющим процесс обучения.

  • К гипермнезии относят кратковременное обострение процессов памяти. Пациент припоминает эпизоды из своей жизни, может рассказать их во всех подробностях, читать наизусть отрывки из произведений, но сам не помнит, что произошло несколько минут назад. Зачастую синдром характерен для больных с маниакальном синдромом, при наркомании с галлюциногенными состояниями. Лечению не поддается, проходит в связи с изменениями состояния выздоровления.
  • Гипомнезия проявляется в ретроградном мышлении. Согласно представлениям Рибо-Джексона память теряется от настоящего к прошедшему времени. Такое нарушение памяти в пожилом возрасте проявляется чаще и заключается искажении механических процессов (забывание имен, номеров телефонов, дат, событий). Чаще связана с атрофией как последствием травматического воздействия в связи с сосудистыми проблемами в головном мозге.
  • Амнезия — это полное отсутствие памяти. Может быть кратко- или долговременной. Связана как с нарушением функций кровообращения, так и на фоне психологических стрессовых расстройств.

Различают несколько видов:

  • тотальная, связанная с полным выпадением памяти о всех событиях;
  • конградная, когда больной помнит, что было до, после события, но процесса как это происходило, вспомнить не может;
  • лакунарная отражается частичным припоминанием;
  • антероградная или ретроградная, связанная в невозможностью вспомнить, что было до события или после, например, при аварии, травме.

К процессам устойчивого расстройства мнемических функций относят парамнезии. При этом происходит заполнение памяти фантазийными событиями. Такой же вид расстройств, но при объективных ощущениях, что это уже когда-то было при прочтении, увиденном событии медики называют криптомнезией. Здесь же можно упомянуть так называемые «отчужденные припоминания», когда личность причисляет что-то услышанное к своей личной жизни.

Нередко встречаются парамнезии в виде дежавю, проявляющихся в том, что был когда-то в этом месте или появился впервые.

Любое нарушение памяти связано с глубокими или незначительными поражениями головного мозга. Они могут поддаваться корректировке при помощи специальных лечебных препаратов с последующей психотерапевтической работой.

Для выбора тактики лечения собирается анамнез больного, выделяются первопричины.

В зависимости от процессов, выявляются пораженные участки церебральной структуры с предварительным исследованием методами магнито-резонансной томографии, прицельных энцефалограмм, выявляющих общие и характерные проблемы. Нередко назначается исследование гормонального фона, биохимический анализ крови, что поможет поставить правильный диагноз, подобрать дозы препаратов.

Затем назначается терапия, способствующая:

  • снятию интоксикации, психиатрических синдромов;
  • витаминотерапия;
  • средства для профилактики нарушения мнемических функций;
  • препараты, восстанавливающие кровообращение сосудов головного мозга;
  • психотропные лекарства.

Среди вспомогательных средств рекомендуется применение упражнений для развития функций мышления, внимания. В комплекс входят игры, дидактические средства. При умело организованной работе психолога, дефектолога, все мнемические расстройства корректируются, создавая благоприятный фон для улучшения качества жизни.

Нарушения памяти

Память — это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Различают два вида фиксации: кратковременную память (следы внешних раздражений удерживаются в памяти до тех пор, пока существует источник сигналов, а затем угасает) и долговременную (информация сохраняется в памяти на долгие годы). Последняя является для человека источником знаний, опыта, навыков.

У человека различают моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над другими. Механическое запоминание основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти. Зрительная память базируется на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая — преимущественно на звуковом, словесном. Когда запечатлевание поступающей информации имеет в своей основе выраженные эмоциональные переживания, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая память, т. е. запоминание, основанное на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений.

Одним из самых частых расстройств памяти является амнезия — частичная или полная ее потеря. Пробелы памяти могут быть на определенные отрезки времени, на отдельные события. Такая частичная амнезия наиболее ярко выражена у человека, потерявшего сознание (например, при эпилептическом припадке), а также при сопоре, коме.

При травматическом поражении головного мозга или другой церебральной патологии органического генеза из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию. Это характерный признак ретроградной амнезии.

Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания, например, за черепно-мозговой травмой, носит название антероградной амнезии.

В клинике психиатрии нередко наблюдают фиксационную амнезию. Она проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации. Указанное расстройство чаще всего встречается при корсаковском амнестическом синдроме.

Обострение воспоминаний — гипермнезия — одновременном незначительном изменении функции запоминания наблюдается при тяжелых инфекционных заболеваниях, а также в маниакольном состоянии. Необходимо отметить, что по мере выздоровления гипермнезия исчезает и фиксация памяти возвращается к прежнему уровню.

При тяжелых депрессивных состояниях, сопровождающихся выраженной тоской, угнетенностью, больные жалуются на обострение памяти на неприятные события, несчастья далекого прошлого. При этом в целом снижается процесс запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти. Гипомнезией страдают лица пожилого возраста с атеросклеротическими поражениями сосудов головного мозга. Встречается она также и при травматической болезни.

Все отмеченные расстройства памяти относятся к ее количественным нарушения.

Качественные расстройства памяти — парамнезии — представляют собой ошибочные, ложные воспоминания. К ним относятся псевдореминисценции, характеризующиеся тем, что больной заполняет пробелы памяти событиями, совершившимися ранее, но не в то время, на которое он указывает. Например, больной, находясь в стационаре на лечении, в течение нескольких дней заявляет, что якобы вчера ездил в Полоцк. Он действительно был в Полоцке, но в другое время.

К качественным расстройствам памяти относятся и конфабуляции. Это такое состояние, когда провалы в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями, не имевшими места. По содержанию конфабуляции очень разнообразны, что определяется особенностью личности больного, его настроением, степенью развития интеллекта и способностью к воображению, фантазии.

Псевдореминисценции и конфабуляции являются симптомами развития старческого слабоумия. Парамнезии же, возникающие при инфекционных, благоприятно протекающих сосудистых психозах или алкогольном психозе Корсакова, в процессе выздоровления обычно имеют тенденцию к обратному развитию.

Иногда наблюдается такое ослабление памяти, при котором больной не может отличать факты и события, действительно имевшие место, от когда-либо услышанных, прочитанных или увиденных во сне. Это криптомнезии.

Решая проблему механизма памяти, Сеченов (1863) и Павлов (192) на основании данных многочисленных исследований установили, что в его основе лежат следовые условные рефлексы. В этом случае физиологическая основа памяти сводится к ассоциации следовых сигналов с сигналами, поступающими из окружающей среды. Это подтверждается тем фактом, что у людей, страдающих психическими расстройствами в пожилом возрасте, при развивающемся снижении реактивной нервной системы отмечается ухудшение или полное отсутствие оживления старых и образования новых условных связей.

В последние годы все более утверждается биохимическая теория памяти. Она сводится к тому, что различные виды обмена веществ в головном мозге и в первую очередь рибонуклеиновой (РНК) под влиянием биоэлектрических потенциалов, исходящих из анализаторов, обуславливают образование белка, несущего закодированную информацию. При повторном поступлении в мозг информации, сходной с предыдущей, начинают резонировать те же нейроны, в которых сохранился след. Нарушение нуклеинового обмена, и, прежде всего РНК, приводит к расстройствам памяти.

  • Развитие памяти: миф или реальность? — основные препараты, позволяющие улучшить запоминание при «мозговом штурме» — сессии и т.п.
  • Расстройства мышления — что такое мышление, расстройства — бред, навязчивые состояния
  • Нарушение эмоциональной сферы — положительные и отрицательные эмоции, слабодушие, аффект, стадии аффекта, эмоциональные переживания
  • Расстройство восприятия — что понимают под восприятием, иллюзии, галлюцинации и психосенсорные расстройства
  • Общая психопатология. Психиатрия как специальность медицины — что такое психиатрия, основные задачи и разделы психиатрии
  • Все статьи раздела психология, статьи для психологов, специалистов

У нас также читают:

    — Аппендикс и аппендицит — что такое аппендикс, острый и хронический аппендицит

— Любовь. Влюбленность. Физиология полового акта — что такое любовь и влюбленность, философско-психологический и физиологический аспекты, феромоны, взгляд и прикосновения, как происходит половой акт, что такое эрекция и оргазм. Частота половых сношений в зависимости от возраста, количество за всю жизнь и др. интересные цифры

— Как похудеть после родов? — причины набора лишнего веса, профилактика и методика похудения

Причины и механизмы нарушения памяти

Причины и механизмы нарушения памяти. Синдромы нарушения памяти

Тесно связанным со вниманием является психический процесс память. Следует заметить, что и нарушения внимания часто сопровождаются нарушением памяти.

Память — это психическая функция, которая обеспечивает фиксацию (рецепцию, импрегнацию), сохранение (ретенцию) и воспроизведение (репродукцию) различных впечатлений, дает возможность копить информацию и пользоваться прежним опытом. [8]

Индивидуальная память различается по объему, быстроте, точности и прочности запоминания. Объем памяти исчисляется количеством информации, которая может быть в ней зафиксирована.

Запоминание (быстрота, точность, воспоминание) и забывание во многом зависят от личностных качеств, конкретного отношения данного человека к тому, что подлежит запоминанию. Запоминание связано с отношением к впечатлениям. Важное значение для запоминания имеет спонтанность мышления — умственные стереотипы приводят к интеллектуальной слепоте.

Различают непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание сопровождает деятельность человека и не связано со специальным намерением запомнить что-либо. Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание. Оно наиболее продуктивно и лежит в основе всякого обучения, но требует соблюдения специальных условий (осмысливание запоминаемого материала, предельное внимание и сосредоточенность). [10]

В зависимости от организации процессов памяти и длительности удержания информации различают непосредственную, кратковременную, промежуточную (буферную) и долговременную виды памяти. Первые три вида иногда объединяют в кратковременную память. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, обладает различной емкостью, спецификой фиксируемых данных. Кратковременная память делится также на так называемый непосредственный отпечаток, промежуточную форму кратковременной памяти (или стадию консолидации) и оперативную память.

Функциональное значение этого вида памяти состоит в продлении эффекта коротких внешних сигналов на время, достаточное для оценки их значения в центральной нервной системе и отбора полезной информации. [11]Кроме того, непосредственная память обеспечивает непрерывный характер восприятия. Это модально-специфическая память с рядом хранилищ для каждого канала сенсорной информации.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению .

Таблица 2. группы физическая косвенная Раздражительность негативизм обидчивость подозрительность вербальная чувство вины мальчики 3,9/3,4 2,6/1,4 2,9/2,1 3,6/3,0 2,6/2,5 2,7/2,7 3,5/2, .

Специалисты предлагают применительно к состоянию группы применять аутогенную тренировку в комплексе с приемами самовоздействия. Система АТ и самовнушений обычно включает несколько этапов. I этап – изучение участниками своих личных особе .

Источники:
Виды нарушения памяти
Память — это свойство человеческого мозга, которое позволяет записывать, хранить и воспроизводить информацию. Установлено, что мозг человека нуждается в правильном питании не меньше, чем наш желудок. Память во многом зависит от полноценного питания. Будьте здоровыми вместе с женским сайтом www.InMoment.ru
http://www.inmoment.ru/beauty/health/memory.html
Виды нарушения памяти и способы их коррекции
Как проявляются нарушения памяти различной этиологии. Причины развития отклонения и терапевтические способы коррекции памяти.
http://onevroze.ru/vidy-narusheniya-pamyati-i-sposoby-ix-korrekcii.html
Нарушения памяти
Статья о видах памяти, основных нарушениях и расстройствах памяти
http://www.medicinform.net/psycho/psych_spec8.htm
Причины и механизмы нарушения памяти
Причины и механизмы нарушения памяти. Синдромы нарушения памяти Тесно связанным со вниманием является психический процесс память. Следует заметить, что и нарушения внимания часто сопровождаются
http://www.safepsychology.ru/pcofs-416-1.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Прощение за измену в стихах Извинения жене от мужаЯ и сам не ведал, что творю. Потому сейчас прощенья, И открытым… (4)

Как управлять мужчиной овном Как понять мужчину-Овна?Общение с властным, впечатлительным и ревнивым мужчиной-Овном далеко не всегда дарит положительные эмоции.… (4)

Как мужчина скорпион добивается женщину Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью, добиваясь женщины?Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью,… (4)

Страсть к мужчине в прозе Нежные слова любимому мужчине в прозе Самые нежные (ласкательные) слова в прозе, посвященные мужчине, которого… (4)

Как возбудить мужчину деву Все о мужчине ДевеМужчина-Дева симпатичен, спокоен, разумен, надежен, вдумчив, заботлив. Он успешен в делах, мил,… (4)

COMMENTS