Виды управленческого общения

Виды управленческого общения

VI. Межличностные коммуникации в организации. — раздел Психология, Психология управления как наука 1. Управленческое Общение Как Коммуникация. 2. Виды Управленческого .

1. Управленческое общение как коммуникация.

2. Виды управленческого общения.

3. Диалог как актуальное коммуникативное взаимодействие.

1.Управленческое общение как коммуникация.

Общение –разнообразные контакты (взаимодействия) между индивидами, в ходе которого они обмениваются информацией и оказывают влияние друг на друга.

Управленческое общение –специфический вид общения, целью и результатом, которого является решение управленческих задач.

Стороны управленческого общения:

1) коммуникативная сторона (обмен информацией);

2) интерактивная сторона (обмен действиями);

3) перцептивная (процесс восприятия одним человеком другого).

Характеризуя интерактивную сторону общения, следует учитывать, что в процессе организации совместной деятельности, возможно, пять основных стратегий взаимодействия:

1. Сотрудничество, направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей, целей, интервью – это стратегия максимализации общественного выигрыша.

2. Компромисс – стратегия, реализующаяся в частном достижении целей партнера при помощи при получении относительного выигрыша для себя – реализуется мотив относительного выигрыша.

3. Уступчивость, предполагает жертву собственных целей ради реализации целей и интересов по взаимодействию – реализуется альтруистический мотив – мотив максимализации выигрыша другого.

4. Противодействие – предполагает ориентацию лишь на собственные цели, без учета интересов партнера – максимализация собственного выигрыша.

5. Избегание – отрицательное равенство, потеря собственных интересов ради исключения выигрыша другого.

Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия одним человеком другого в процессе общения, эмоциональную оценку другого, попытку прогнозировать поведение другого.

Выделяют следующие механизмы, обеспечивающие процесс социальной перцепции:

a) в процессе познания и понимания людей друг друга используются механизмы: эмпатии, аттракции (форма познания, понимания другого человека, основывается на формировании устойчивого позитивного чувства к нему), идентификации;

b) в процессе познания самого себя используются рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению;

c) прогнозирование поведения другого человека на основе каузальной атрибуции (приписывание мотивов поведения).

В основном делают акцент на коммуникативной стороне общения. Коммуникация в организации – информированные взаимодействия, осуществляемые с целью:

— получения или сообщения информации необходимой для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;

— собственно воздействия на поведение других людей.

Результат взаимодействия людей друг с другом сказывается не только на эффективности деятельности организации, но и проявляется во взаимоотношениях людей друг с другом, социально-психологическом климате.

Управленческое общение выступает не только условием, но и важным компонентом управленческой деятельности. Любой руководитель от 50% до 90% времени тратит на различные виды общения, причем доля межличностного общения с руководителем среднего и низшего звена.

Управленческое взаимодействие осуществляется в следующих семи сферах деятельности руководителя организации:

1) Экспертное взаимодействие, т.е. взаимодействие в процессе организации деятельности, когда руководитель задает образец требований к процессу и качеству совместной деятельности. Здесь он выступает в роли специалиста.

2) Представительная сфера, т.е. руководитель представляет интересы своего подразделения в более широкой организационной структуре взаимодействия с вышестоящим руководством, общественными и иными организациями.

3) Организационная сфера — управленческое взаимодействие осуществляется при планировании, регулировании, организации и контроля над деятельностью соответствующего коллектива и отдельных его представителей.

4) Кадровая сфера – руководитель оценивает профессионализм подчиненных с последующей аттестацией и т.д.

5) Социально-психологический климат – регулирование межличностных отношений (неформальных), разрешение конфликта, при необходимости воспитательная работа.

6) Условия и режим труда коллектива – руководитель должен добиваться условий организации деятельности с учетом санитарных норм, норм безопасности.

7) Организационная культура – взаимодействие направлено на создание и поддержку традиций, символов, мифов организации.

2.Виды управленческого общения:

1) формальные и неформальные виды управленческого общения. Формальные коммуникации определяются должностными инструкциями, функциональными обязанностями и т.д. Неформальные — складываются на основе симпатий, общих интересов. Но даже тогда, когда руководитель общается неформально он всегда «первый» среди равных;

2) индивидуальные и групповые коммуникации. Индивидуальные – это беседы, диалоги и т.д. К групповым коммуникациям относятся совещания, переговоры, публичные выступления. Они отличаются по форме организации проведения и целям, по количеству;

3) индивидуальные формальные и индивидуальные неформальные; групповые формальные и групповые неформальные;

4) управленческие и неуправленческие виды коммуникаций. Управленческие опосредованы технологическими процессами деятельности, зафиксированы в должностных инструкциях; неуправленческая коммуникация возникает на основе потребности людей в общении;

5) в зависимости от уровня коммуникативного воздействия выделяют:

— межличностный уровень коммуникации – общение типа: «человек – человек», «человек – группа», «человек – межличностная среда»;

— межгрупповой уровень коммуникации – общение типа: «подразделение – подразделение», «подразделение – организация», «подразделение — внешняя среда»;

— организационный уровень коммуникации – общение типа: «организация – организация», «подразделение – организация», «организация – внешняя среда».

Доля межличностного общения увеличивается среди менеджеров среднего и низшего звена.

6) Вертикальная и горизонтальная коммуникация (в связи с направленностью информационных потоков). Горизонтальная коммуникация характеризует взаимодействие между равными по служебному положению и статусу работниками. Вертикальная коммуникация — характеризует взаимодействие между работниками и группами работников, находящихся на разных уровнях иерархии. Горизонтальные информационные потоки чаще всего имеют неформальный характер общения, являются самыми эффективными с коммуникативной точки зрения.

Вертикальные информационные потоки могут быть нисходящими (от руководства к работникам) и восходящими (от нижестоящих к вышестоящим сотрудникам).

Нисходящие вертикальные потоки могут быть формальными и неформальными, их эффективность определяется следующим: чем больше передаточных звеньев переходит нисходящая информация, тем она более искажается. Каждое передаточное звено забирает около 50% информации.

Факторы, влияющие на искажение информации:

— сознательное и бессознательное искажение информации человеком в зависимости от ее субъектной значимости и оценки;

— социально-демографические особенности персонала организации;

— наличие функциональных, должностных и прочих фильтров;

— феномен испорченного телефона;

— коммуникативная некомпетентность управляющего персонала;

— особенности социально-психологического климата организации;

— отсутствие контроля над качеством поступающей информации.

Восходящие вертикальные потоки редко бывают неформальными, исходящими искажение могут достигать 90%, вследствие того, что информация меньше всего анализируется.

Для улучшения восходящих потоков информации используют:

1) систему действий, обозначенных термином «политика открытых дверей»;

2) систему действий, называемую «выведением управления за пределы кабинета» — управление путем обхода рабочих мест.

Большую роль эффективной организации коммуникации играет коммуникативная культура руководителя как совокупность коммуникативных умений и навыков.

К основным коммуникативным умениям руководителя относятся:

— умение провести деловую беседу (эффективный диалог);

— умение провести совещание;

— умение вести переговоры.

Навыки, приемы общения, которыми должен обладать руководитель:

— прием, установление контакта (приветствие, улыбка);

— прием поддержания контакта;

— прием устранения коммуникативных барьеров;

— прием эффективного слушания;

— прием составления и постановки вопросов перед собеседником;

— приемы завершения контакта;

— приемы противодействия манипулирования.

3.Диалог как актуальное коммуникативное взаимодействие.

Все коммуникативные взаимодействия в организации делят на четыре группы:

1) коммуникативный акт;

3) парциальное взаимодействие, взаимоотношения как совокупность всех составляющих актов диалога;

4) полное взаимодействие взаимоотношений.

Основным методом стоящих перед людьми проблем средствами коммуникации является диалог,представляющий собой совокупность коммуникативных собеседников.

Диалог используется при ведении переговоров, дискуссий, при желании понять собеседника, при необходимости скорректировать поведение другого человека с целью воздействовать на состояние.

Для того чтобы диалог был эффективным используют поэтапную стратегию ведения диалога:

1. Подготовительная фаза диалога. Цель: составить общий план предстоящего разговора, продумать весь диапазон решений. Следует продумать свои мотивы поведения, а также цели, мотивы и коммуникативные особенности собеседника, подбирать аргументы, факты, определять логику документов с учетом интересов, состояния отношения собеседника (ИСО); продумать какие контраргументы может привести собеседник; найти область пересечения своих ИСО с ИСО собеседника; заранее продумать компромиссы, составить общий план разговора, предусмотрев техники коммуникации.

Необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, которые могут влиять на диалог.

Объективные: уровень нормативности предстоящего разговора; пространственный и временной факторы; степень значимости; степень ответственности; типичность обсуждаемых вопросов.

— постоянные: социально-демографические особенности собеседника, пол, возраст, стаж работы, индивидуально-психологические особенности собеседника, компетентность собеседника; его мировоззрение, морально — этические принципы собеседника.

— переменные факторы зависят от соматического и физического состояния партнера, его эмоциональное состояние, уровень личного и профессионального интереса к вопросу, степень осведомленности собеседника.

Эта фаза завершается состоянием общего плана диалога.

2. Контактная фаза диалога. Цель: создать такую атмосферу, чтоб у реципиента появилось желание дольше продолжать разговор. Примерно через 40-50 минут формируется первое впечатление друг о друге, желание продолжать разговор или нет.

На этой стадии используются следующие тактики поведения коммуникатора:

— активное видение – наблюдение за вербальным и невербальным поведением собеседника с целью определения его желания.

— пассивное слушание – предоставление возможности собеседнику высказаться;

— синхронизация поведения – подстраивание темпа речи, эмоционального состояния коммуникатора к ритму поведения и эмоциональному состоянию реципиента.

В этой фазе важно оценить объективные и субъективные факторы, которые могут не позволить провести конструктивный разговор, лучше обсудить время и место следующей встречи.

3. Фаза взаимной ориентации в диалоге. Цель: понять ИСО реципиента, информировать его о своих намерениях, найти область пресечения своих ИСО и ИСО собеседника, продумать аргументы к ИСО собеседника

Задачи: сохранение контакта и желания реципиента продолжать разговор; установление взаимопонимания между партнерами.

4. Фаза аргументации или принятия решения в диалоге. Цель: убеждение собеседника в принятии нужного решения или совершения требуемого действия.

Задачи: сохранить контакт с собеседником; высказать аргументы, обращенные к ИСО собеседника; определить зону компромисса; принять совместное решение.

5. Фаза завершения диалога. Цель: обеспечение хорошего делового контакта с человеком на будущее, сохранение желания у собеседника сотрудничать после окончания разговора.

Задачи: получить от реципиента обратную связь и дать краткую обратную связь коммуникатора о ходе диалога.

Источник:
Виды управленческого общения
VI. Межличностные коммуникации в организации. Психология Психология управления как наука. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/3vy6n/p6/

Виды управленческого общения

Управленческое общение: понятие, формы, принципы, структура

Деловое (управленческое) общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия. Интернет магазин кафельной плитки в Москве

Структура делового (управленческого) общения.

В управленческом общении принято различать такие структурные компоненты:

Содержание делового общения детерминируется социально значимым предметом общения, в качестве которого может выступать любая социально-значимая проблема какой-либо сферы жизни общества (материальной, духовной, регулятивной). Она может быть связана с производством материальных или духовных продуктов, созданием и предложением разного рода услуг (информационных, образовательных, финансовых, менеджерских, маркетинговых).

Типология делового общения по цели общения представлена на рис. 1.

Рис. 1. Типология видов делового (управленческого) общения по цели общения

К структурным компонентам делового общения относятся и средства общения — знаковые и символические системы деловой коммуникации, обеспечивающие передачу, обмен и переработку информации, поступающей от деловых партнеров.

Различают невербальные и вербальные, паралингвистические и экстралингвистические средства деловой коммуникации. К невербальным относятся образные (неязыковые) системы деловой коммуникации, которые включают в себя сигналы кинесические (мимику, жесты, походку, позу, взгляд), такесические (телесные контакты: похлопывания, рукопожатия), проксемические (дистанция между деловыми партнерами и угол ориентации по отношению друг к другу).

Вербальные (речевые, словесные) средства делового общения отражают сущностную логико-смысловую канву деловой коммуникации. Они включают в себя различные речевые конструкции, фразеологические обороты, характерные для официального делового стиля языка. Кроме профессионального языка, который требует предельной точности речи, в деловой коммуникации может присутствовать и разговорная лексика, разного рода речевые шаблоны, эмоционально-окрашенные неологизмы, метафоры. Они выполняют в основном целевую коммуникативную функцию в спонтанно возникающих диалогах, беседах деловых партнеров.

Паралингвистические и экстралингвистические средства делового общения по существу служат дополнением вербальной коммуникации. Паравербальные сигналы, составляющие основу паралингвистической системы, характеризуют тональность голоса делового партнера, его диапазон и тембр, логические и фразовые ударения. Экстралингвистическая система характеризует темп речи делового партнера, включение в нее пауз, покашливания, смеха, элементов плача.

Таким образом, речевые оттенки в высказываниях деловых партнеров сигнализируют об их эмоциональных состояниях и в целом о самом эмоциональном фоне делового общения[4].

Форма делового (управленческого) общения составляет важнейший структурный элемент делового общения. Она характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения. Одно и то же информационное содержание делового общения может быть реализовано на основе различных способов коммуникации и совместной деятельности деловых партнеров: деловой беседы, совещания, переговоров, пресс-конференции, публичного выступления, презентации, дискуссии.

Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др .

Аргументация и показ товара.
Последовательность аргументации играет важную роль и имеет некоторые правила по проведению деловой беседы между продавцом и покупателем. Продавцу надо поднимать проблемы, вызывающие беспокойство клиента, показывая, что продавец о них знает. Окружать себя рекомендациями, указывать на солидность репутации, доказывать все, что выдвигается .

Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк .

Источник:
Виды управленческого общения
Управленческое общение: понятие, формы, принципы, структура Деловое (управленческое) общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности
http://www.timepsyhology.ru/tpsys-306-1.html

Особенности управленческого общения

Управленческое общение — это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческого воздействия на людей с учетом обратной связи. Существуют следующие формы управленческого общения:
1. Субординарная. В основу такого общения положены административно-правовые нормы. Оно складывается между руководителями и исполнителями, а также между руководителями разных уровней.
2. Служебно-товарищеская. В основу такого общения положены административно-моральные нормы. Оно складывается между коллегами по работе.
3. Дружеская. Основой такого общения являются морально-психологические нормы взаимодействия. Такое общение может быть между руководителями, между подчиненными (коллегами по работе), между руководителями и подчиненными.

В зависимости от конкретных условий,- индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения. Например, на уровне управления предприятием, цехом наиболее целесообразна субординарная форма, а на уровне бригады она неэффективна.

Все эти тревожные явления можно преодолеть путем приобретения опыта в публичных выступлениях, совершенствования подготовки к выступлениям, тренировки памяти и внимания, повышения уровня самооценки, умения управлять вниманием аудитории. Созданию привлекаемого для аудитории имиджа (образа) выступающего способствуют следующие факторы.

1. Внешняя привлекательность личности оратора. Она зависит от манеры поведения оратора (походка, позы, мимика, жесты), манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться гигиеническими средствами. Первое и достаточно стойкое внешнее впечатление о человеке складывается за первые 90 с.

Беспорядок в одежде и прическе, пренебрежение правилами гигиены говорят о неуважении человека и к самому себе, и к своему окружению, что исключает какое-либо желание общаться с ним (и тем более быть к нему расположенным). Однако следует знать и о другой крайности — крикливая и претенциозная одежда, чрезмерное использование украшений, косметики, парфюмерии снижает статус оратора, так как свидетельствует о недостаточном уровне его общей культуры. Кроме этого, экстравагантность в одежде и прическе отвлекают слушателей от содержания выступления, а запах парфюмерии (особенно в летнюю жару) может вызвать приступы удушья, аллергию и просто испортить настроение у слушателей. Свидетельством подлинного эстетического вкуса и высокой культуры оратора (да и вообще любого человека) являются уместность во внешних проявлениях и сдержанность в поведении.

В отношении мимики и жестов оратора недопустима ни одна из крайностей. Если они отсутствуют, то это создает впечатление неуверенности в себе, «зажатость», что мешает установить хороший контакт с аудиторией. Чрезмерность жестикуляции, гримасы, расхаживание по аудитории, переступание с ноги на ногу, пританцовывание, постукивание пальцами по трибуне (столу) выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям. Чем выше социальный статус человека, его профессионализм, тем более естественно он держится, используя умеренную жестикуляцию и мимику, соответствующие каждому данному моменту выступления.

Речь выступающего должна быть спокойной, что не вызывает сомнений в его знаниях и уверенности в себе. В то же время монотонную речь слушать тяжело, поэтому рекомендуется то повышать, то понижать голос в процессе выступления.

2. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Прежде чем начать говорить, необходимо выдержать паузу продолжительностью 15-20 с. В противном случае контакт с аудиторией установить трудно.

Визуальный контакт (контакт глазами) усиливает влияние на партнера по общению. Психологи считают, что собеседники проявляют взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, а менее 1/3 — свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Выступающему рекомендуется (в целях контроля за реакцией аудитории на его выступление) выделить несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. В этом случае у каждого слушателя создается впечатление, что оратор обращается лично к нему.

Ориентируясь на психологический закон «установка определяет восприятие», никогда не следует начинать выступление с извинений, оправданий, с неуверенных фраз. Нужно псжазать аудитории свое лучшее «Я». Аудиторию обязательно нужно приветствовать, выразить одобрение (если оно заслужено), не бояться улыбаться. Улыбка снимает сопротивление аудитории, демонстрирует уважение и расположение к ней оратора, создает ему в глазах слушателя имидж приятного человека. Улыбка может быть разной: улыбка-понимание, улыбка-благодарность, улыбка-радость, улыбка-одобрение, улыбка-признательность и т.д., но она всегда должна быть естественной и идти из глубины души. Фальшивая, «приклеенная», улыбка отталкивает людей.

Воздействие оратора на аудиторию во многом зависит от организации пространства. Если слушатели рассредоточены в большом помещении несколькими группами, то оратору трудно создать единое поле эмоционального напряжения. Эффект изолированности, появляющийся при этом, способствует ослаблению внимания слушателей, снижает интерес к теме выступления. Люди в аудитории должны быть расположены друг от друга в пределах личной или персональной зоны, а оратор от слушателей в пределах социальной либо публичной зоны. На отношение к выступлению и оратору влияют также время выступления, внешние условия (температура воздуха, влажность, посторонние звуки, запахи и т. п.).

3. Завоевание расположения аудитории. Расположить к себе аудиторию может человек, способный уловить настроение людей, их ожидания, сопереживающий их нуждам и трудностям.

Оратор не должен демонстрировать превосходство над аудиторией, так как это унижает слушателей и, как следствие, они начнут отыскивать недостатки и промахи в выступлении. Тон общения со слушателями обнаруживает внутреннюю культуру оратора. Он должен быть доверительным, уверенным (без назиданий и морализации) и выражать уважительное отношение к людям.

4. Риторический1 аспект выступления. Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Субъективные причины ослабления внимания зависят от качеств ва самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное, т. е. непонятное; давно известное; перегруженное информацией; несоответствующее интересам аудитории; невыразительное по форме изложения (тихий голос, монотонность, бедный язык; грамматические, стилистические и орфоэпические ошибки); суетливая манера поведения оратора; прикованность к тексту; догматически-назидательный тон.

Для удержания внимания слушателей в течение отведенного на выступление времени оратору необходимо стремиться к тому, чтобы выступление:
1) было содержательным и качественным;
2) пробуждало творческие способности слушателей;
3) было логически организовано (готовило слушателей к самостоятельным выводам);
4) соответствовало теме, месту, аудитории;
5) было динамичным (интенсивным по темпу; насыщенным мыслями и аргументами; сопровождалось подвижной мимикой, умеренной продуманной жестикуляцией, живым голосом с меняющимися интонациями, паузами);
6) было доступным, содержало конкретные примеры;
7) излагалось живым образным языком;
8) содержало наглядность и в целом вызывало интерес, т. е. эмоциональное и интеллектуальное влечение.

Интересу слушателей к речи, произносимой оратором, могут способствовать следующие приемы: прямое обращение к аудитории, диалог со слушателями; использование новой информации, неожиданной для слушателей; делегирование возможностей принятия решений слушателями; апелляция к авторитету в области науки, опыта (либо как к личности); внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия); юмор; гипербола; контраст, парадокс; создание эффекта присутствия (т. е. слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит оратор) и другие приемы.

Таким образом, руководитель может эффективно выполнять свои управленческие функции только в том случае, если он достаточно хорошо овладеет искусством делового общения.

Источник:
Особенности управленческого общения
Управленческое общение — это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческого воздействия на людей с учетом обратной связи. Существуют следующие формы управленческого общения: 1.
http://psyera.ru/4548/osobennosti-upravlencheskogo-obshcheniya

(Visited 10 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как спят девушки В чем лучше спать ночью девушке с парнем? Сложно ответить однозначно, так как не знаем… (1)

Эрогенные точки мужчины козерога Все действенные эрогенные зоны мужчины Мужчины – порой просто необъяснимые существа. Во время близости они… (1)

Какие мужчины нравятся женщинам козерогам Какие мужчины нравятся женщинам-козерогам?Не просто говорят так, что женщина любит ушами. компании в Оказавшись мужчин,… (1)

Если женщина молчит Если женщина молчитОна молчит… А если женщина молчит, то это может означать либо очень многое,… (1)

Как проучить мужа после ссоры Как проучить мужаМы с мужем уже год живём в браке ( в моей квартире) Притирались… (1)

COMMENTS