Виды общественных отношений

Виды общественных отношений

Обще?ственные отноше?ния (социа?льные отноше?ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Данное словосочетание имеет различные определения, некоторые представлены ниже:

  • Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
  • Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами — это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи).

Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребляемым, ученые не пришли к общему выводу относительно их определения. Встречаются определения социальных отношений через конкретизацию того, между кем и по поводу чего они возникают:

  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношениялюдей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их социального равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Однако в любом случае под ними понимают устойчивые формы организации социальной жизни. Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

Общественные отношения — это совокупность нормативно регулируемых нравами, обычаями и законами индивидуальных субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, складывающихся под влиянием а) взаимной борьбы индивидов за объекты собственности, б) совместной жизнедеятельности на общей территории, в) генетической программы воспроизводства жизни, г) сотрудничества друг с другом на условиях общественного разделения труда в производстве, распределении, обмене и потреблении совокупного общественного продукта. См.: Бобров В. В., Черненко А. К. Правовая технология. — Новосибирск: ИЗд-во СО рАН, 2014. — с. 157.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Источник:
Виды общественных отношений
Обще?ственные отноше?ния ( социа?льные отноше?ния ) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Виды общественных отношений

1. ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОСОБОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические, или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодействия.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые, общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений

лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем виде определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.

Право – не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. . Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились еще в предперестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Правоотношения – следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит,

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 208; Т. 4. С. 112.

что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опос-редования. Именно связь с правом, урегулиррванность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе – правоотношение. Правоотношения как бы вызревают в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями. «Юридические мотивы», социальная необходимость, тенденции, интересы должны быть осознаны законодателем, пройти через волю государства, получить объективацию в нормах и в конечном счете воплотиться в соответствующих правоотношениях.

Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, – материальный и 4юрмальный источники*.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные, принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют

сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых (правоотношения); 2) не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.

В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом, и наоборот.

Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.

Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.

1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы – нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосре-дуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

Правоотношение – это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставитсльно-обязы-вающий характер, она всегда кого-то па что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля;

во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, но крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

«Товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться. Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаровладельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых – распорядиться этими вещами; таким образом, один товаровладелец лишь по воле другого, следовательно, каждый из них лишь при посредстве одного общего им обоим волевого акта может присвоить себе чужой товар, отчуждая свой собственный».

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголов-но-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные

Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т. 23. С. 94.

несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Таковы основные особенности правоотношений. Как надстроечные явления, они обусловлены в конечном счете экономическими, политическими, социальными, культурными и иными факторами и причинами.

Виды правовых отношений. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д. Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые возникают из правомерных действий субъектов, вторые – из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

По степени конкретизации и субъектному составу правоотношения делятся на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным. В относительных – 1 строго определены обе стороны (например, должник – кредитор, продавец – покупатель). Их можно назвать поименно.

Общерегулятивныс, или просто общие, правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать закоцы, правопорядок). Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных – обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

Содержание правоотношений. В любом правовом отношении выделяется фактическое, юридическое и волевое содержание. О фактическом (экономическом, политическом и т.д.) уже говорилось выше. Оно не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.

Структура правового отношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъекты; 2) объект; 3) субъективное право;

4) юридическая обязанность.

В обществе непрерывно действует, пульсирует сложнейшая сеть горизонтальных и вертикальных правоотношений. Люди порой даже не замечают, что являются их участниками – настолько они естественны, привычны, необходимы. Одни из них более или менее постоянны (отношения собственности, гражданства, власти), другие переменны (учеба, работа, семья), третьи возникают и тут же прекращаются (разнообразные мелкие сделки: купля-продажа, пользование транспортом, услугами социально-культурных и хозяйственно-бытовых учреждений, участие в гражданском обороте и т.д.). Ни один человек не может оставаться вне правоотношений, не вступать в них в своей повседневной жизни и деятельности, так как без этого он не мог бы реализовать многие свои права и возможности, удовлетворить интерес, потребности.

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем правовой науки, теории права.

От той или иной ее трактовки зависит решение многих других юридических вопросов, поскольку правовые отношения – один из главных каналов перевода права на социальную действительность, интересы людей и их объединений. При этом анализ данной проблемы предпо

лагает не только юридический, но и философский уровень рассмотрения.

Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Источник:
Виды общественных отношений
1. ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОСОБОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные,
http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/97.htm

Общественные отношения

Понятие общества является сложным. Существуют различные подходы к определению данного понятия.

В целом можно сказать, что общество представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на Земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество в философском осмысление предстаёт как целостная система. Что же понимают под целостной системой? Выделяют два основных вида систем: целостные и суммативные.

Суммативные системы – это малосвязанные системы (куча камней над дорогой, толпа прохожих людей) и т. д. Целостные системы – возникают тогда, когда между частями и элементами системы возникают системообразующие связи, т. е. когда все части и элементы выполняют те или иные функции, направленные на сохранение данной целостности, поддержания её динамического равновесного состоянии. Причём эти функции контролируются, управляются целостностью. Общество является целостной системой потому, что все его составные части и структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной целостности и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.

Общество является сложной многосвязанной системой. В массовых действиях трудно оценивать общественные события только по отдельным связям. Оценивать приходится по определённой сумме связей, возникающих между людьми, по какому-то свойству. Суммарный эффект связей по какому-либо свойству в науке обозначают отношением.

Общественные отношения – это суммарный эффект определённых общественных связей по какому-либо общественному свойству. Например, отношения обмена товаров представляют собой эффект множества конкретных связей, в которые вступают конкретные люди на рынке: одни – в качестве продавцов, другие – в качестве покупателей. Происходит обмен товарами. Продавец даёт покупателю свой товар, покупатель отдаёт деньги, но деньги – это тоже товар, который называют всеобщим эквивалентом. В качестве денег выступает такой товар, который обменивается на все другие товары. Таким товаром выступает золото.

Политическое отношение складывается из суммы таких политических взаимодействий и связей, которые возникают между отдельными депутатами, между парламентом и президентом и т. д. В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, нравственные, религиозные, семейно-бытовые и др. Вся совокупность общественных отношений, присутствующих в обществе, образует общественную структуру.

Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, между различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями), а также между отдельными сторонами общественной жизни. В структуре общества выделяют пять основных сфер жизни: 1) экономическая сфера; 2) политическая сфера; 3) сфера социально-классовых отношений; 4) сфера семейно-бытовых отношений; 5) сфера духовной жизни.

Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи, носящей причинный и закономерный характер. Изменения в одной сфере оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни и общества в целом составляет сфера экономической жизни.

Основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества.

Способ производства – это то, каким образом люди производят, распределяют и потребляют материальные блага. Способ производства включает в себя 2 стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают в себя личностный фактор и вещественные компоненты.

Личностный фактор – это люди, производящие материальное благо, обладающие соответствующими знаниями, умениями навыками. Вещественными компонентами являются средства производства, они включают в себя предметы труда (это то, на что направлен труд) и средства труда.

Производственные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ. Это отношения между владельцами средств производства, между управляющими и инженерно-техническими работниками, между рабочими и владельцами средств производства и т. д.

Отношения собственности – это отношение людей к средствам производства. Характер этих отношений зависит от формы собственности. Исторически существовали различные формы собственности с различной степенью обобщенности. Выделяют частную собственность и различные виды общей собственности: коллективная, групповая, акционерная, общинная и общностная (родоплеменная, народностная, национальная и общества в целом).

Экономическое сознание включает в себя представления об экономических отношениях и характере материального производства на уровне обыденного сознания и теоретического сознания. На уровне обыденного сознания складывается представление о материальном производстве и экономических отношениях, исходя из условий непосредственной практической жизни людей. На уровне теоретическом формируются различные учения об экономической жизни общества.

В рамках диалектико-материалистической философии выделяют два основных закона: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре. Первый из этих законов указывает на характер развития способа производства. Сущность данного закона проявляется в диалектике взаимосвязи производственных отношений и производительных сил общества.

В способе производства активной составляющей являются производительные силы. Исторически они постоянно изменяются. Исходной точкой к их изменению являются изменения во взаимосвязи человека и средства производства, а эта взаимосвязь изменяется с изменением социальных качеств людей и средств производства. Постоянным импульсом подобных изменений являются противоречия между потребностями, интересами людей и способом их удовлетворения.

Чтобы обеспечить себя необходимыми благами, люди вынуждены трудиться, заниматься производством. Потребности и интересы людей заставляют их постоянно искать надёжные способы получения благ. Им приходиться вовлекать в производство новые орудия труда, создавать технологические процессы, различные способы трудовой деятельности, т. е. постоянно видоизменять средства производства.

Новые средства производства оказывают непосредственное воздействие на самого человека. Совершенствуются трудовые, производственные навыки самих людей, они приобретают соответствующие научно-технические знания, расширяются их производственные возможности, приобретаются новые профессии, новые виды производственной деятельности.

Но по мере дальнейшего развития производительных сил и их обновления производственные отношения стареют, становятся тормозом на пути обновлённых производительных сил, наступает необходимость в их замене, они заменяются на новые производственные отношения, соответствующие новым производительным силам. При этом снова на место старого способа производства устанавливается новый.

Таким образом, происходит постоянная замена старого способа производства новым (т. е. постоянное обновление способа производства).

При каждой замене старого способа производства новым происходят качественные изменения в сфере экономической жизни. Старая экономическая структура заменяется новой экономической структурой.

Сущность закона определяющей роли способа производства по отношению к общественной структуре в том, что при замене старого способа производства новым происходит качественное изменение общественной структуры, на место старой общественной структуры устанавливается новая общественная структура.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

Сфера социально-классовых отношений включает в себя 3 компонента: 1) различные социальные группы, социальные слои (интеллигенция, священнослужители, жреческие касты и т. д.), классы, социальные общности (род, племя, народность, нация); 2) система отношений между социальными группами, слоями, классами, нациями и др. социальными общностями; 3) социально-классовое и национальное сознание, т. е. отражение существующих социально-классовых и национальных отношений на уровне обыденного сознания и теоретического. Структура сферы социально-классовых отношений исторически изменялась.

В первобытнообщинном строе социальная структура была однородной. Это означает, что различия между людьми были только по полу и возрасту. Не было различий по социальному положению, не существовало социальных слоёв и классов. Социальной общностью являлись род и племя.

Род – коллектив кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Род имел общий язык, общую родовую культуру, общие традиции. Несколько родов, проживающих совместно, составляли племя.

Племя – это такая общность, которая характеризуется общим языком, общей племенной культурой, племенными традициями, общими обычаями и культами, общностью территории.

В рабовладельческом обществе сформировалось социально-неоднородное общество. Наряду с различием по полу и возрасту существовало различие по социальному положению. Выделялись два основных класса: рабы, рабовладельцы. Существовали крестьяне-общинники, ремесленники в городах, купцы, священнослужители, появился слой интеллигенции (философы, учителя). Сформировалась новая социальная общность – народность.

В целом народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная и культурная общность людей, возникающая путём смешения племён в результате заключения союзов, завоеваний, переселений и т. п.

В феодальном обществе произошло изменение в социальной структуре. Появились такие основные классы, как феодалы и крепостные крестьяне. В начале и в конце существования феодального общества выделился слой свободных крестьян-общинников, в городах – ремесленники, купцы, священнослужители, интеллигенция (учителя, преподаватели университетов).

В капиталистическом обществе сложилась своя соответствующая неоднородная структура общества. В качестве основных классов выделялись буржуазия, пролетариат (рабочие, лишённые средств к существованию, и вынужденные продавать свою рабочую силу).

Впервые определения классам дал В. И. Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства».

В буржуазном обществе сформировалась новая историческая общность людей – нация.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, психологии, языка, бытовых и культурных традиций, религиозных верований. В отличие от народности, здесь на передний план выходит единство экономической жизни.

К числу духовных признаков нации относится развитое национальное самосознание, приверженность к национальным ценностям, чувство патриотизма.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями, или же когда предприниматель становится профессиональным политиком.

Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.

Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявление существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государственные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы, прежде всего суд, прокуратура, милиция или полиция; государственный арбитраж; политические партии и движения; общественные организации: профсоюзные, молодежные и др., защищающие интересы определенных социальных и профессиональных групп, в том числе их политические интересы, связанные с реализацией их политических прав и свобод. Все эти государственные органы, другие политические учреждения и организации взаимодействуют между собой и образуют более или менее целостную политическую систему.

К наиболее важным институтам политической системы общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Это некие узловые механизмы функционирования политического строя общества, которые должны обеспечивать его стабильность и развитие. Они проявляются в деятельности отдельных органов государственной законодательной и исполнительной власти: парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий, движений и средств массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения.

Сфера политической жизни включает в себя: политическую систему; политические отношения, политическое и правовое сознание. Политика (др. греч. – дела государства) – это обусловленная интересами определённых социальных групп форма деятельности, направленная на защиту и утверждение их интересов.

Политическая система включает в себя различные политические организации. Главной политической организацией является государство.

Понятие «государство» различно в различных философских системах. Так, Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Г. Гегель полагал, что государство положено извне абсолютной идеей. Т. Гоббс считал, что государство возникает на основе общественного договора по согласию людей для согласования отношений между людьми. Вл. Соловьёв определял государство как организованную жалость. К. Маркс и Ф. Энгельс дают своё понимание государства как аппарата силы для подавления господствующим классом желания и воли эксплуатируемого населения. Такая пестрота воззрений на государство свидетельствует о том, что последовательно научно не продуман ответ на вопрос о его сущности.

Государство существовало не всегда. Оно – результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Термин «государство» ввёл Н. Макиавелли.

Этот термин означает общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства. В целом, государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти: законодательной, исполнительной, судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогресса.

Кроме того, в политическую систему включаются различные политические объединения и партии. Политическая система общества в процессе исторического развития изменялась. Она возникла с возникновением первого классового общества – рабовладельческого. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил три основных признака государства: наличие публичной власти; наличие налогов, предназначенных для содержания аппарата власти и решения социальных задач государства; территориальный признак, действие государственной власти на определённой территории.

Государство состоит из следующих органов: органы власти – законодательные и исполнительные, центральные и периферийные; армия; полиция, милиция, органы госбезопасности; суды, прокуратура, тюрьмы; различный чиновничий аппарат (налоговый, отдел народного образования, здравоохранения и др.). В частности, в соответствии с конституцией Российское государство имеет следующую структуру: центральные органы власти (законодательный орган власти – Федеральное собрание, нижняя палата – Государственная дума, верхняя палата – Совет Федерации; исполнительный орган власти – правительство во главе с председателем правительства); периферийные органы власти (Республиканское или областное народное собрание, правительство республики или области во главе с председателем); судебные органы, от центральных до периферийных, включают в себя прокуратуру, судей, адвокатов, тюрьмы; армия, органы госбезопасности, милиция, ФСБ.

Выделяют две основные формы правления государства:

— республиканская (государственные должности избираемые);

— монархическая (власть одного человека, передаётся по наследству).

Подводя итог по теме, отметим, что общество в философском осмыслении представляет собой целостную систему, имеющую определённую структуру, в которой выделяются следующие сферы: экономическая, политическая, социальная, семейно-бытовая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, но основу общества составляет экономическая сфера жизни. Источники самодвижения общества заключены, прежде всего, в сфере экономической жизни, в основном противоречии между потребностями и интересами людей и способом удовлетворения этих потребностей и интересов.

Источник:
Общественные отношения
Понятие общества является сложным. Существуют различные подходы к определению данного понятия. В целом можно сказать, что общество представляет собой определённую совокупность людей, проживающих
http://www.labex.ru/page/g14_fil_lek_49.html

Право как вид социализации

В ряду разнообразных отношений, складывающихся и существующих в обществе, особую роль играют социальные отношения между обществом и властью. Эти отношения характеризует многогранность и многоаспектность содержания, но вместе с тем им присуща общая функция, которую осуществляют все формы и виды социальных отношений. Такой функцией является социализация.

В научной литературе наиболее часто социализация определяется как процесс усвоения индивидом знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе[1]. Подобное определение дает несколько одностороннее представление об этом процессе, поскольку вне рассмотрения остается источник (субъект) социализации.

Процесс социализации в качестве необходимого условия предполагает наличие социальных отношений, в основе которых лежат отношения между социальной системой (государством) и членами общества. Социальная система задает рамки функционирования членов общества, и является, таким образом, источником (субъектом) социализации.

Наличие субъекта социализации предполагает непременное наличие объекта, на которого направлено социализующее воздействие. Этот объект (или объекты) не теряет в процессе социализации своей самоидентичности и не растворяется в субъекте. С ним происходит процесс именуемый «социальной адаптацией», который можно определить как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды[2].

В современной социальной теории понятия «социализация» и «социальная адаптация» нередко смешиваются или объединяются[3]. Вместе с тем речь идет о совершенно разных явлениях, о процессах, носящих противоположно направленный характер в рамках субъект-объектных социальных отношений (см. рис. 1).

Рис. 1. Социальные отношения в обществе

Для успешной социальной адаптации индивид должен овладеть теми знаниями, навыками и усвоить те нормы и ценности, которые присущи социальной системе, выступая, тем самым, в ходе этого процесса в качестве объекта социализации. Однако, прежде чем кому-либо освоить какие-либо нормы эти нормы должны быть кем-то установлены. Установитель этих норм, таким образом, и выступает в качестве источника (субъекта) социализации.

Социальные нормы – это продукт деятельности социальной системы, которая стремится обеспечить стабильность своего существования, для чего необходимо членов общества сделать управляемыми. Таким образом, социализация может быть рассмотрена как процесс воздействия социальной системы на индивида с целью обеспечения его управляемости.

Естественно, что социализация предполагает осуществление социального контроля, призванного влиять на индивида так, чтобы направленность и характер его действий не выходили за рамки допустимого в данной системе. По мнению А.М. Яковлева основной функцией системы социального контроля «является воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур».[4] Таким образом, сущность социализации заключается в создании граничных условий (рамок) функционирования членов общества, обеспечивающих их управляемость со стороны социальной системы.

Говоря о многоаспектности взаимоотношений государства и общества, следует говорить и о разных видах социализации. В частности можно выделить следующие виды социализации:

политика, функциями которой является снятие социальной напряженности в обществе, легитимизация сложившейся социальной структуры государственного управления, нейтрализация социально активных групп с целью их включения в политический процесс и последующей социализацией;

образование, предполагающее освоение социальных навыков и умений, обеспечивающих возможность участия членов общества в социальных отношениях и выполнение ими соответствующих социальных ролей;

идеология, представляющая собой мировоззренческую позицию, насаждаемую доминирующей социальной элитой с целью обеспечения легитимности и устойчивости сложившихся социальных отношений и реализации собственных интересов и др.

Однако, наиболее всеобъемлющим видом социализации является право. Понятие «право» определяется как «система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых ими»[5]. Обеспечивая регламентацию общественной жизни и контролируя соблюдение членами общества социальных норм поведения, право является «необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества»[6].

В качестве основных можно выделить следующие признаки права:

1) право – неотъемлемый элемент государства;

2) нормативность и формальная определенность права (право состоит из норм, регулирующих социальные отношения, которые письменно зафиксированы);

3) право выражено в официальной форме – имеет свои источники (законы, нормативные акты и т.п.);

4) системность права (право обладает универсальной внутренне согласованной, упорядоченной структурой;

5) нормы права должны соблюдать все, а в случае их нарушения нести равную ответственность независимо от социального статуса;

6) общеобязательный характер права обеспечивается при необходимости применением и реализацией государственного принуждения;

7) право отличается от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религии).

Основное предназначение и сущность права определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на членов общества. По сути, право призвано выполнять две основные функции: регулятивную и охранительную. Первая заключается в регулировании общественных отношений (через обеспечение согласованности действий индивидов), в воспроизводстве господствующих социальных отношений (через законодательное закрепление социальных норм поведения), вторая – в защите существующего общественного строя и господствующих социальных отношений (через установление мер юридической ответственности).

С древних времен ни одно государство не обходилось без права. Как социальная функция право возникает практически одновременно с государством, поскольку изначально они призваны обеспечить эффективность действия друг друга. Социальные нормы права можно обнаружить уже в XVIII в. до н.э. (древневавилонский исторический памятник – законы царя Хаммурапи).

В процессе становления право всегда было неразрывно связано с социальным управлением, пройдя в своем развитии несколько стадий.

Стадия I. Первая стадия была обусловлена спецификой племенной (этнической) организации общества. На этой стадии права в привычном нам виде еще не существовало. Жизнь людей регулировалась этническими нормами поведения, которые основывались на традициях и обычаях. Ф. Энгельс по этому поводу отмечал: «Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал»[7]. Принадлежность к роду обеспечивала определенные личностные «родовые права» [8], а если соплеменник оказывался по какой-то причине вне рода, он становился теперь и вне закона.

Этнические нормы характеризуются отсутствием официальной и формальной определенности, а также инфраструктуры социального принуждения – правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений и т.п. Главным их отличием от норм социального права является то, что этническая элита (старейшины) не обладала средствами социального принуждения. Впоследствии этнические нормы поведения выступали в качестве основы при формировании системы социального права.

Стадия II. Вторая стадия развития социального управления начинается с образования первых государств, что представляло собой процесс объединения в союз нескольких этнических групп, в которых действовали этнические нормы поведения, и установления единого центра управления обществом. Целью объединения было приобретение дополнительных прав и привилегий одними членами общества за счет ущемления прав других (рабов и обычных граждан).

На этой стадии из этнической элиты выделяется социальная элита, которая в силу своего статуса обладает внеличностными социальными правами, возможностями и преимуществами. Для обеспечения подчинения общества необходимо было создать новые механизмы социального управления. Одним из таких механизмов и стало право, представлявшее собой единые социальные нормы поведения этносов.

Возникшее социальное право с одой стороны стояло выше этнического права (традиций и обычаев), с другой стороны оно не отменяло, а дополняло и усиливало этнические механизмы управления обществом. Предназначение права заключалась в сохранении и закреплении существовавших социальных ролей и функций.

В результате первые государства состояли из трех социальных групп – социальной элиты, рядовых граждан и рабов. Первая группа имела все права: социальные – установленные государством и этнические (установленные традициями), вторая группа могла претендовать только на этнические права, а последняя группа была бесправна вовсе. Такое положение отражено, в частности, в законах Хаммурапи. Провозглашенная в этом нормативном документе «социальная справедливость» подразумевала не только деление людей на свободных и рабов, но и неравноправное положение самих свободных – членов различных сословий.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и разных социальных групп[9].

Одновременно этнические нормы поведения дополнялись и усиливались религиозными нормами, основанными на Священном писании, которые являлись фундаментом социального управления. Однако это вело к тому, что параллельно с социальной элитой формировалась религиозная элита, которая присваивала властные полномочия и от которой зависело не только общество, но и сама социальная элита. Тогда как государство, власть, право и законы были производны от религии. Государственная организация вне религии была еще недостаточно развита и слишком слаба, чтобы быть самостоятельной в управлении обществом, поэтому нуждалась в религии как источнике легитимизации социальной элиты.

Эта стадия развития социального управления характерна для государств рабовладельческого и феодального типа. Она начинается с момента формирования первых государств и завершается кризисом абсолютных монархий.

Стадия III. Эта стадия длится от начала формирования конституционных монархий и до современных демократий. По мере усиления и усложнения государства как социального механизма властвования происходило размежевание социальной и религиозной элит. В результате религиозные нормы перестали занимать главенствующее положение в жизни общества. Освобождение жизни общества из-под всеобъемлющего влияния церкви и усиление роли государства и его институтов практически повсеместно привело к замещению религиозных норм поведения социальными. Социальная элита все меньше и меньше нуждалась в посредничестве религии. Подобное соотношение нормативных систем характеризует очередной этап развития права. Здесь мы можем говорить о становлении социального права в современном виде.

Исторически возникнув как социальное явление (до тех пор, пока не возникло деление общества на элиту и остальное население – не существовало и правовых норм), право выражало волю и интересы господствующих социальных элит. Мировой опыт существования и функционирования государства и права свидетельствует о том, что «в праве выражается прежде всего воля властвующих»[10]. Однако, независимо от стадии развития социального управления право выступало и выступает в качестве нормы социальных отношений. Объектом приложения права всегда являлись и являются граждане, а субъектом – государство в лице соответствующей элиты.

Право в полной мере испытывает влияние исторических традиций, господствующей идеологии и ряда других факторов. Однако в системе этих обусловливающих и воздействующих на право факторов государство (государственная власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер, стать юридическими.

Наличие права означает, что большой круг общественных отношений принимают характер правовых отношений, в которых их участники являются носителями юридических прав и обязанностей. Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализации государственной политики, право одновременно является важным показателем положения личности в обществе и государстве.

Господство социального права не означает наличия равенства в отношении всех слоев общества перед законами. В той или иной мере нарушают законы все, но при этом одни «попадаются», другие «не попадаются». И хотя современные правовые нормы формально строятся на принципе равенства[11], существуют еще и те, которые «не подпадают». Эти третьи – властвующие – являются основой любого государства, реализуя свои интересы не только посредством использования силовых средств, но и с помощью права.

Право в этом контексте служит механизмом, обеспечивающим решение триединой задачи социального управления:

1) присвоения ресурсов,

2) легитимизации статуса,

3) социализации общества.

Описанное выше значение права было отмечено еще Ж.-Ж. Руссо, писавшим о том, что тот, кто определяет и обеспечивает реализацию правовых норм, в свое распоряжение приобретает мощнейший механизм социального управления. «Самый сильный никогда не бывает настолько силен, – писал он, – чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превратит свои силы в право, а повиновения ему – в обязанность»[12].

Безусловно, право и власть не одно и то же, поскольку «… власть есть возможность влиять на поведение других, а право есть осуществление этой возможности; …не что иное как осуществленная (опредмеченная) власть»[13].

В истории и теории права существует два взаимоисключающих подхода в трактовке сущности и понятия права: юридический (от лат. jus – право) и легистский (от лат. lex – закон)[14].

Для юридического типа правопонимания характерно различение права и закона. При этом под правом понимается нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола государственной власти, т.е. определенное социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой, своей сущностью и отличительными особенностями. Юридический подход трактует право с позиции государства, которое старается убедить граждан в том, что законы для всех, что все равны перед законом и т.д., и т.п. Таким образом, юридический подход как бы показывает «как должно быть».

Именно с соблюдением закона связывал свободу людей Дж. Локк, утверждавший, что: «Свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем».[15] Однако, совершенно очевидно, что любые правила создаются для того, чтобы ограничить самостоятельность в обществе, и, следовательно, обеспечить максимальную управляемость членов общества, а это – главная задача социализации.

Согласно легистскому подходу, под правом понимается продукт государства: право – это приказ государственной власти, и только такой властный приказ есть право, право сводится к закону, оно производно от государства, его сущностным признаком и отличительной особенностью является властная сила, обеспеченность властным принуждением. По логике легистского правопонимания одна только власть, создающая право, действительно знает, что такое право и чем оно отличается от неправа. Легистский поход, таким образом, рассматривает право с позиции граждан, показывая «как есть на самом деле» или «как может быть».

В любом случае формой реализации права как вида социализации является законодательство представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений[16]. Основная функция законодательства заключается в легитимизации и охранении социальных отношений, а также в социализации общества. По сути, законодательство призвано устанавливать социальные рамки общественных отношений. Фридрих А. фон Хайек усматривал задачу законодателя «… не в конструировании нужной системы, а просто в создании условий для стабильного развития и обновления уже имеющегося равновесного порядка…», а задачу законов – «гарантировать формирующийся порядок».[17]

Право – это всего лишь свод правил социального поведения, устанавливаемых социальной системой. Задача права заключается в формализации механизма социального управления обществом на основе законодательных норм. В свою очередь законодательство может быть как тормозом общественного развития, так и важнейшим регулятором социальных преобразований.

Обеспечивая исполнение правовых норм с использованием инфраструктуры социального принуждения, в качестве инструментов социализации в сфере права выступают, к примеру:

— правоохранительные органы, обеспечивающие соблюдение членами общества норм социального права;

— судебные органы, обеспечивающие легитимность наказания за нарушение норм социального права со стороны членов общества;

— органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением норм социального права;

— пенитенциарные учреждения, обеспечивающие изоляцию асоциальных членов общества и их принудительную социализацию.

Реализация правовых норм, представляющих собой государственные веления, осуществляется с использованием определенных средств – обещания награды и угрозы физическим принуждением или лишением каких-либо благ.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. А в государственных органах, где должностные лица и представители власти за надлежащее выполнение своих юридических обязанностей получают заработную плату, нарушение запретов и неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения.

Таким образом, социальная функция права заключается в осуществлении социального принуждения в отношениях между государством и обществом. Диктат государства подталкивает членов общества к мысли: стань таким, каким хочет видеть тебя государство, и ты избавишься от всех трудностей, приобретешь ощущение безопасности во внешней и внутренней жизни. Этот процесс и является реальной социализацией в противовес идеологизированному традиционному понятию и право выступает в нем одним из важнейших составляющих элементов.

[1] См., напр.: Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 274-275; Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – С. 646; Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С. 686 и др.

[2] Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С. 7.

[3] См., напр.: Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 13; Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 274-275; Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – С. 646 и др.

[4] Яковлев А.М. Социальный контроль в изменяющемся мире (нормативно-психологический аспект). / В. сб. Социология и проблемы социального развития. – М.: Наука, 1978. – С. 372.

[5] Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 501.

[6] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Изд. «Вестник», 1997. – С. 313.

[7] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. – М.: Политиздат, 1985. – С. 109.

[8] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. – М.: Политиздат, 1985. – С. 97.

[9]Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. – 1991. – № 12.

[10] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Изд. «Вестник», 1997. – С. 300.

[11] См. например: ст. 19 Конституции РФ, Ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН и др.

[12] Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. – WEB: http://uchcom.botik.ru/PUSTYN/lib/russot.ru.html

[13] Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: Изд. «Вестник», 1997. – С. 299.

[14] Новая философская энциклопедия в 4-х тт. – М.: «Мысль», 2000. – Т. 3. – С. 305.

[15] Локк Дж. Сочинения. Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С. 274-275.

[16] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 212.

[17] Познание, конкуренция и свобода (антология сочинений Фридриха А. фон Хайека) – WEB: Московский Либертариум / http://www.libertarium.ru/libertarium/lib_hayek_reader03.htm#31

Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 1,77 MБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Источник:
Право как вид социализации
В ряду разнообразных отношений, складывающихся и существующих в обществе, особую роль играют социальные отношения между обществом и властью. Эти отношения характеризует многогранность и
http://www.aup.ru/articles/socupr/6.htm

(Visited 49 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Жесты мужчин когда они хотят женщину О чем говорят мужчины на языке жестов Любая дама давно в курсе, что мужчину можно… (8)

Красивые слова о жизни в прозе Красивые статусы про жизнь со смыслом Красивые статусы про жизнь со смыслом - Никогда не… (8)

Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (7)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (7)

Характеристика психолога Характеристика деятельности практического психолога школы Психолог имеет полное высшее образование по специальности «практический психолог» и… (6)



COMMENTS