Виды общения

Виды общения

Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

Когнитивное (обмен знаниями);

Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями);

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навками).

Биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления ме6жличностных контактов.

Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);

Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);

Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

Косвенное общение (общение через посредников).

Деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Инструментальное. Это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения.

Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся:

Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом);

Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).

Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).

Различают также межличностное, групповое и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.

Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.

Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем.

Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало.

Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения.

Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой.

Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Источник:
Виды общения
Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); Когнитивное
http://www.studfiles.ru/preview/5662003/page:3/

Виды общения

Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение — отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Общение также различается на опосредстванное и непосредственное. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.

Опосредованное общение — коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).
Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение — не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное. Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины — разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные — взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Источник:
Виды общения
Виды общения по целям: 1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; 2) социальное общение
http://psyera.ru/vidy-obshcheniya-1192.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (2)

Неблагополучная семья Неблагополучная семья: характеристикаНеблагополучная семья: характеристика. Дети из неблагополучных семей Будущее каждого человека зависит от семьи,… (2)

Семя мужчины Льняное семя: схема употребления и противопоказанияЛьняное семя: схема употребления и противопоказания Льняное семя получают из… (2)

Слова благодарности мужчине за то что он есть ПИСЬМО БЛАГОДАРНОСТИ МУЖЧИНЕ!Ты появился в моей жизни именно тогда, когда мне начинало казаться, что отношения… (2)

Интересные темы для дискуссии Ваш психологГрупповая дискуссия в работе со старшеклассниками Содержание и структура дискуссии Чаще всего выделяют следующие… (2)



COMMENTS