Упражнения для развития памяти

Упражнения для развития памяти

1. Чтение про себя.

4. Чтение жужжащее.

5. Чтение в ритме скороговорки.

6. Чтение по «цепочке» (каждый ученик в заданной последовательности читает по 1 слову, предложению или абзацу).

7. Динамическое чтение. На специальной карточке или доске пишется столбик, состоящий из 5-7 слов, с постепенным наращиванием числа букв в этих словах.

8. Бинарное чтение. Два учащихся одновременно читают один и тот же текст.

9. «Очередь». Сначала текст читает тренер, потом – учащиеся.

10. «Буксир». Здесь существует 2 варианта:

• Читая текст, тренер постепенно ускоряет скорость чтения. Учащиеся также читают вслух, стараясь поспевать за тренером;

• Тренер читает вслух, а ученики – про себя. Затем тренер прекращает читать, и учащиеся должны показать в тексте то слово, на котором остановился тренер.

11. «Ловушка». Тренер либо хорошо и быстро читающий ученик читает известный текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача учащихся – найти эту замену.

12. «Голова и хвост». Тренер либо учащийся начинает читать выбранное им предложение, ученики же должны быстро отыскать его в тексте и дочитать все вместе.

13. «Прыжки». Чтение текста через слово.

14. «Первый и последний». Чтение в слове 1-й и последней буквы, а в предложении – 1-го и последнего слова.

15. Чтение по кругу. Учащиеся читают короткий текст по 1 слову друг за другом.

16. «Прятки». Выбирается признак, по которому требуется отыскать слово в тексте, допустим, слово состоит из 2 или 3 слогов, начинается на букву К, имеет ударение в последнем слоге и т.д.

17. «Кто быстрее?» Всем учащимся раздаются карточки с разными короткими текстами, на доске пишется предложение. Задача учеников – по сигналу тренера максимально быстро найти карточку с текстом, в котором содержится это предложение.

18. «Фотоглаз». Здесь также есть 2 варианта для развития памяти:

• На доске пишется столбик слов, с которым учащиеся знакомятся некоторое время. Затем слова закрывают, а ученики по памяти должны их назвать;

• Показывается кадр диафильма, учащиеся же должны по памяти воспроизвести субтитр к просмотренному кадру.

19. «Найди меня». На листах пишутся строчки из разных букв, задача учеников найти «спрятанные» между этими буквами слова.

20. «Угадай». Упражнение может быть выполнено в 2 вариантах:

• Антиципация слов, отдельных предложений, а также пословиц;

• Чтение сквозь решетку.

21. «Сканирование». Ученикам дается 20-30 секунд на то, чтобы «пробежать» глазами текст, и отыскать в нем важную информацию.

22. «Счет слов». На максимально высокой скорости ученики читают текст и в то же время считают слова. Перед началом выполнения упражнения учащимся задается вопрос, ответить на который они будут должны по завершении работы.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1. Артикуляция: согласные и гласные, слоги разных видов.

2. Прочтение скороговорок.

3. Чтение различных труднопроизносимых слов (эскалатор, экскаватор, демократия).

4. «Окончания». Отрабатывается четкость произношения окончаний слов. Продолжительность упражнения – не больше 30 секунд. 5. Выделение голосом различных слов в предложении.

6. Выборочное чтение восклицательных и вопросительных предложений.

7. «На одном дыхании». Делается глубокий вдох, после чего предложение читается от начала и до конца.

8. Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.

9. «Эхо». Тренер читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, учащиеся должны повторить эти строчки с той же интонацией.

10. Разметка текста: логическое ударение, паузы, ослабление и усиление голоса.

11. «Ускорение». Выбранное предложение читают несколько раз, с каждым разом ускоряя темп и увеличивая силу голоса.

12.Чтение-пение. Тренер выбирает мотив известной песни, на который ученики должны пропеть какое-то стихотворение или короткий рассказ.

13. «Голоса». Выбирается образ старушки, какого-нибудь животного или ребенка, подражая голосам которых ученики читают текст.

14. Чтение с настроением. Один учащийся читает текст, другим же нужно определить его настроение.

15. Чтение по ролям.

16. «Замена». Чтение с заменой голоса героя (к примеру, слова Винни-Пуха голосом Пятачка).

18. Чтение по ролям при отсутствии слов автора.

19. Конкурс чтецов. Учащиеся готовятся к конкурсу самостоятельно.

20. Дикторское чтение. Текст делится на части и закрепляется за определенным «диктором», который готовится самостоятельно и с тренером к тому, чтобы показать остальным учащимся образец чтения.

Упражнения для понимания смысла текста.

1. Озаглавливание текста.

2. Словарная работа. Прочтение слов и подробное разъяснение их лексического значения.

3. Определение основной темы текста, а также его главной мысли.

4. Деление текста на логические части и составление его плана.

5. Подбор подходящих иллюстраций к тексту.

6. Определение типа исследуемого текста.

7. Определение содержания текста исходя из иллюстрации.

8. Составление диафильма. Тренер делит текст на части и распределяет их между учениками. Учащийся читает свою часть текста, рисует к нему иллюстрацию и составляет краткую подпись. Все рисунки соединяются друг с другом и затем используются для пересказа текста в кратком изложении.

9. Работа по вопросам тренера. Учащегося или учебника.

10. Выборочное чтение. Требуется найти в тексте описание природы, конкретного героя и т.д.

11. Чтение в целях подготовки к дальнейшему пересказу.

12. Восстановление текста в его логической последовательности. Выбираются статьи из газет или журналов, затем их разрезают на части, перемешивают и дают учащемуся в конверте.

13. «Пропущенное слово». Тренер читает текст, пропуская при этом одно слово. От учеников требуется вставить в это место текста слово, которое будет подходить по смыслу.

14. Восстановление текста. На листочке бумаги крупными буквами пишется короткий текст, который разрезается на мелкие части. Затем назначается команда из 2-3 учеников, которой поручается восстановить исходный текст. Усложненные варианты упражнения – в конверт добавляют кусочки из других текстов, или смешивают в нем 2-3 разные статьи.

15. Распространение предложений. В 1-2 классах это упражнение выполняется по вопросам педагога, в 3-4 классах – самостоятельно.

16. Составление кроссвордов к выбранному тексту.

17. Фантограммы. Упражнение выполняется в 2 вариациях:

• Фантазии учащихся по поводу изменения содержания какого-то хорошо знакомого текста при замене одного условия (например, времени года, героя, места действия и т.д.);

• Ученикам выдаются листки, на которых написано начало рассказа в виде 2-3 предложений. Каждый учащийся составляет свое продолжение рассказа. После этого все работы зачитываются, и определяется самый лучший рассказ.

18. Викторины по нескольким маленьким текстам или одному большому произведению.

19. Составление загадок к отдельным словам из текста.

20. Небольшие сочинения для анализа поступка или характера героя.

21. Подбор поговорок и пословиц, которые раскрывают главную тему текста.

22. Составление ребусов к словам изучаемого текста.

Упражнения для развития памяти

Сегодняшний пост я посвящаю тем, кто не верит в свои силы , связывая свои неуспехи с плохой памятью.

Я познакомлю вас с очень интересным человеком и дам несколько советов для улучшения вашей памяти.

Кто из нас не мечтает с легкостью запоминать новые слова иностранного языка и не забывать их долгие годы?

Кто не хочет обладать прекрасной памятью?

А знаете ли вы что обычный человек использует свою память всего на 10%? Знаете ли вы, что человеческий мозг способен вместить в себя в 10 раз больше информации, чем все национальные архивы CША?

Обычная книга содержит информацию в объеме — около 1.3млн знаков

Впечатляет, не правда ли?

Теперь становиться понятным, где берут ресурсы памяти полиглоты, знающие по 30 и более языков. Конечно, есть люди, обладающие феноменальной, на наш взгляд, памятью. С одним из таких людей я хочу вас познакомить.

Возможно, вы уже слышали об этом человеке, его часто показывают по телевизору в передачах по типу “Очевидное -невероятное”, где он демонстрирует свои экстраординарные способности.

Знакомьтесь: Самвел Гарибян – дважды рекордсмен книги рекордов Гинесса. Как говориться, лучше один раз увидеть, поэтому предлагаю вам посмотреть небольшое видео с его участием, а потом продолжим наш разговор:

Нельзя не отметить, что при всей своей исключительности Самвел – обычный человек, а значит обладает таким же мозгом как и мы с вами:)

В одном из своих интервью, он утверждает, что каждый человек может увеличить эффективность запоминания в 10-15 раз от того уровня, где он находится, если будет использовать правильные методы.

Существует огромное количество различных приемов, методик и упражнений для развития памяти. Некоторые из них мы сегодня рассмотрим.

Но сначала, немножко теории , чтобы вы понимали, откуда “ноги растут”

У каждого из нас есть два основных вида памяти: смысловая(или логическая) и чувственная(или образная)

Логическая память – это память на мысли, которые выражены словами родного языка или специальными знаниями(математическими, химическими формулами)

К образной памяти ученые относят:

  • Зрительную память – сохранение и воспроизведение зрительных образов. Люди, обладающие хорошей зрительной памятью легко запоминают материал, если могут мысленно себе представить то, что нужно запомнить.
  • Слуховую память – это не только хорошее запоминание различных звуков речи или музыки, но точное их воспроизведение. Именно этот вид памяти необходимо развивать людям, изучающим иностранные языки
  • двигательную память – участвует в формировании двигательных умений и навыков.
  • эмоциональную память – принимает участие в работе всех видов памяти. Этот вид памяти является основой для прочности запоминания любого материала. Доказано, что материал, который нравится, интересен и вызывает положительные эмоции, запоминается легко и надолго.

Теперь, надеюсь, вы понимаете, что если вам легко запомнить увиденное или прочитанное – значит у вас хорошо развита зрительная память.

Если же вы не можете запомнить материал, пока не запишете его и не произнесете его вслух- то у вас преобладает двигательное восприятие.

Нужно отметить, что в чистом виде преобладание какого-то одного вида памяти у человека встречается очень редко. В большинстве случаев у людей можно наблюдать смешанные виды: зрительно-слуховой, зрительно- двигательный и т. д. Как правило, наиболее развитым видом памяти у человека является тот, который чаще всего используется.

А теперь хочу вас обрадовать – память как и все живое , поддается тренировке и развитию!

Причем специалисты рекомендуют развивая память, больше внимания уделять не тем видам, которые у вас и так хорошо развиты, а больше работать над тем, в чем вы не очень сильны.

Но это не значит, что вы должны отказаться от использования каких-то видов памяти. Наоборот, используйте по необходимости все способы, комбинируйте их, экспериментируйте, и через некоторое время ваша память будет вас только радовать.

Наконец-то мы добрались до самого главного: Я хочу предложить вам простые упражнения для развития памяти.

Ознакомьтесь с ними, выберите то,что вам подходит:

— Не можете запомнить алфавит английского языка – выучите песенку про алфавит и вы его больше никогда не забудете.

— Для того, чтобы дети запомнили название цветов, я использую специальный стишок: “Цвет знамен и цвет побед, называется он – red”, “А у елки цвет один, называется он – green”. С полной версией этого стихотворения я познакомлю вас в ближайшее время. Подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить:)

— Для запоминания системы основных времен англ. языка хорошо использовать таблицу Дмитрия Петрова, о которой я писала ЗДЕСЬ

  • Абсолютно все запомнить невозможно, да и не нужно. Научитесь выделять главное.

    — Если это текст – составьте план к нему.

    — Заведите свой словарик, но записывайте слова по темам, ( семья, Приветствия , Календарь. …) Чем осознаннее мы запоминаем материал, тем крепче и дольше он будет удерживаться в памяти. При изучении иностранного языка важно – понимание того, что вы хотите запомнить.

    — Не учите текст, фразы или слова до тех пор пока вы не разберетесь с переводом и пока не уточните правильность произношения.

  • Заведите себе привычку гуляя, называйть предметы окружающего мира на иностран.языке.

    — Играйте в слова на прогулке с детьми и учите язык.

    — Если ребенку трудно выучить стих – выучите вместе с ним вместе. Как учить стихи с дошкольниками я писала в ЭТОЙ СТАТЬЕ. А про изучение стихотворений с детьми школьного возраста я скоро напишу.

  • Общие рекомендации для улучшения памяти:

    Работа памяти очень зависит от общего благополучия вашего организма, поэтому так важно:

    • Хорошо высыпаться.
    • Правильно питаться
    • Быть физически активным(доказано, что физические упражнения стимулируют рост новых нейронов в мозге)

    И главное: Регулярно нагружайте свой мозг!

    Надеюсь, статья была вам полезна. Расскажите в комментариях, какие упражнения вы используете для улучшения вашей памяти и каких добились результатов.

    Упражнения для развития памяти младших школьников

    Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

    Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

    Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

    Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

    На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

    Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

    Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

    Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

    Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

    Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

    Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

    Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

    Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

    Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

    Для занятия вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

    Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

    Источники:
    Упражнения для развития памяти
    Упражнения для развития памяти на этой странице помогут. Перечень упражнений структурирован и удобен для чтения
    http://www.edetika.ru/stati-interesno/eto-interesno/razvitie-tehniki-chteniya.html
    Упражнения для развития памяти
    Эти простые упражнения помогут вам лучше запоминать иностранные слова и укрепят вашу память
    http://uchim-vmeste.ru/prover-sebya/uchi-i-pomni-prostije-uprazhnenija-dlia-razvitija-pamiati.html
    Упражнения для развития памяти младших школьников
    Запоминаем зрительно Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это
    http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov.html

    (Visited 5 times, 1 visits today)

    Популярные записи:

    Что делать если муж пьет и не ночует дома Муж не приходит домой ночевать На часах уже далеко за полночь, а ваш ненаглядный все… (4)

    Ласковые слова любимому мужчине на ночь 25 красивых пожеланий спокойной ночи любимому Если вы не стесняетесь выражать свои чувства к своему… (4)

    Козерог мальчик Козерог мальчик Козерог отличается от других даже внешне. Козерог мальчик - ребенок, в котором с… (4)

    Как уйти от мужчины скорпиона Как уйти от мужчины скорпиона Скорпионы невозмутимы лишь внешне – на самом деле это эмоциональные… (4)

    50 целей в жизни в настоящем времени Роль и значение списка из 100 целей на жизнь человека Доброго времени суток, уважаемые читатели… (4)



    COMMENTS