Уменьшительно ласкательные слова

Какие есть слова (примеры слов) с уменьшительно-ласкат — ельными суффиксами?

Какие есть слова (примеры слов) с уменьшительно-ласкат­ ельными суффиксами?

В русском языке немало суффиксов, которые придают слову уменьшительно-ласкательное значение. Часто они используются именно для подчеркивания нежности в обращении к человеку по имени: Юля — Юленька, или Таша — Ташенька.

К уменьшительно-ласкательным относятся суффиксы:

еньк — деревня-деревенька и выше приведенные примеры

ик — дом-домик, стол-столик

В русском языке немало суффиксов, с которыми слова приобретают уменьшительно-ласкательное значение.

Давайте составим слова с этими суффиксами:

В русском языке довольно большое количество слов, при помощи которых словам можно придать уменьшительно-ласкательное значение:

ушк — дед — дедушка

онок — белка — бельчонок.

ик — заяц — зайчик

очк — папа — папочка

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Очк»:

Кнопочка, наколочка, баночка, белочка, блондиночка, бомбочка, булавочка, ниточка, иголочка, веточка, выручалочка, палочка.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ок»:

Снежок, теремок, кузовок, кружок, воротничок, маячок, вьюнок, глазок, голосок, городок, должок, дьяволёнок, коготок, петушок, паучок, островок, колосок.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ик»:

Дождик, гномик, батончик, билетик, бокальчик, зубик, кристаллик, крестик, котик, ромбик, магнитик, носик, заборчик.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Еньк»:

Деревенька, зелёненькая, беленькая, красненькая, новенькая, синенькая, маленькая.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ек»:

Замочек, ангелочек, ботиночек, бугорочек, веерочек, вилочек, звоночек, комочек, кусочек, праздничек, подбородочек, подарочек, ящичек, часочек, хлебушек, уголочек.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Чик»:

Стульчик, балаганчик, бутончик, голубчик, зайчик, жетончик, колокольчик, любимчик, кувшинчик.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ышк»:

Солнышко, брёвнышко, глупышка, коротышка, рядышком, ядрышко, пёрышко.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ушк»:

Дедушка, бабушка, болтушка, верхушка, гнилушка, девчушка, игрушка, кормушка, коровушка, прабабушка, прадедушка, речушка, хохотушка, травушка.

Источник:
Какие есть слова (примеры слов) с уменьшительно-ласкат — ельными суффиксами?
В русском языке немало суффиксов, которые придают слову уменьшительно-ласкат­ ельное значение. Часто они используются именно для подчеркивания нежности в обращении к человеку по имени: Юля — Юленька,
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1744838-kakie-est-slova-primery-slov-s-umenshitelno-laskatelnymi-suffiksami.html

Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов

Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор»

Цели урока.

Образовательная: формирование умения образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса – ИЩ -.

Коррекционно-развивающая: развитие словотворчества и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам.

Коррекционно-воспитательная: создание атмосферы успешности для каждого учащегося предупреждение утомляемости детей, развитие интереса к логопедическим занятиям через сказкотерапию.

Оборудование: картинка-символ СУФФИКСА, КОРНЯ, картинки с изображением предметов для образования новых слов с помощью суффикса, карточки с заданиями для индивидуальной работы карточки с суффиксами, дерево.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли
гости, и мы с вами покажем, как мы умеем работать и играть.
— Повторите за мной.
Ень,ень, ень, ень – скажем всем мы « добрый день ».
Вы, вы, вы,вы — будем все мы вежливы.
Те, де, де, те – и услышим « здравствуйте ».
Ос, ас, ас, ос – я не буду вешать нос.

2. Развитие мелкой моторики пальцев.

Я мячом круги катаю.
Взад, вперед его катаю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сдуваю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
И теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

3. Актуализация опорных знаний:

— Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. (Выделяли корень в словах, придумывали однокоренные, родственные слова ).
-Послушай слова и назови лишнее.
Дорого, дорогой, дорога, дорожить.
Сова, засов, совушка, совиная.
Слон, прислониться, слоновья, слонята.
Загорел, горит, горевал, горящий.

4. Формирование новых понятий.

(Работа у доски и на карточке).
А) — Любите ли вы сказки? — Сейчас я вам расскажу сказку.
Есть сказочная страна, в которой живут….. слова. Это очень большая страна, вы ведь знаете, что слов в нашем языке много-много.
А теперь представьте себе двор нашей школы. Представили? А теперь слушайте. В одном городе, в одном из дворов жил-был ….дом. (Слайд № 2) Не большой, но и не маленький – в 5 этажей, пятиэтажный дом. А рядом стоял высоченный дом-башня. (Слайд № 3) Смотрел 5-этажный дом на башню и думал: какая она высокая, какая красивая! Как мне хочется быть таким же!

И вот однажды ночью, когда все люди спали, дом заговорил с башней: как мне хочется стать высоким и большим, как ты! Как мне хочется! А башня отвечает: есть такой волшебник по имени – ИЩ –. Позови его, он тебе обязательно поможет. Позвал дом этого волшебника, и вот что получилось. (Демонстрируются 2 карточки с изображением Крепыша-корня и Волшебника- суффикса, рядом с которыми их «имена» Дом , — ИЩ –. Прочитайте, что получилось. В слове чего-то не хватает. Конечно, в конце надо добавить – Е-.

Это окончание слова ДОМИЩЕ . Слышите, как только сказали это слово, всем сразу стало ясно, что дом большой, очень большой, большущий. Послушайте, что было дальше. Стал дом домищем и сначала очень радовался – высоко стоит, далеко глядит.Только холодно там, наверху, людей совсем не видно, а ребят и подавно. Стало ему грустно.Тогда догадался он позвать другого волшебника, и тот сумел сделать его маленьким. Как теперь мы скажем о нем?

Правильно, ДОМИК . (Слайд № 4) . Какой Волшебник живет в этом доме? Как его зовут? (Слайд № 5) Напишите слова ДОМ, ДОМИЩЕ, ДОМИК . Какая у них общая часть? Наденьте во всех словах на Крепыша шапочки. В каких словах есть Волшебники? Как их зовут? Оденьте им шапочки. У зтой семьи есть еще родственники. В классе вы пишите классную работу, а дома? ДОМАШНЮЮ , правильно. Волшебника в этом слове зовут – АШН — .

А теперь составь волшебную историю сам. (Жил-был шкаф ….)
— Итак, какая часть слова показывает, что предметы маленькие?
— Верно, суффикс. А какой суффикс? (- ИК — ).
— Какой суффикс называет большущий предмет? (- ИЩ -).
— Конечно же вы догадались что мы с вами сегодня работаем над …….. (уменьшительно-ласкательными суффиксами ).

— Что же мы получаем с помощью Волшебника – суффикса? (новые слова).
— Где он находится в слове? (после корня).
На нашем уроке сегодня мы будем использовать произведения русского народного
фольклора.

— Что такое народный фольклор? (Это народная мудрость).
Какие произведения народного творчества вы знаете? (Сказки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, скороговорки, загадки). (Слайд № 6) .

Б) Работа с загадкой.

— Какие загадки вы знаете?
— Загадка – это народная мудрость. Это умение описать предмет намеками,
не договаривая того, что нужно.
— Отгадайте одну из них.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Это зима ). (Слайд № 7) .
-Как догадались, что это зима. (Выпал снег, на окнах — узоры, дети катаются на
санках).
— Назовите зиму ласково. (Зимушка) .
— Какая часть помогла сделать это?
— Какой суффикс – Волшебник в этом слове? (УШК) .

В) Слого-звуковой анализ слова ЗИМУШКА.

— Сколько в слове гласных?
— Сколько согласных?
— Сколько слогов? Почему?
— Выложи схему слова. Поставь ударение.
-Какое слово спряталось в слове ЗИМУШКА (М УШКА) .
— Что такое МУШКА?
-Замените 2-й звук на звук — О — (МОШКА) .
— Что такое МОШКА?
— Замените 2-звук на звук- Ы- (МЫШКА ) .
— Какие 3 новых слова мы получили? (МУШКА, МОШКА, МЫШКА) .
— Подберите еще родственные слова. (Зимний, зимовать, зимовка.)
— Запишите слова.
— Выделите корень в этих словах.
— Какая часть слова помогла назвать слово ЗИМА ласково? (Суффикс — УШК -).

Г) Работа с потешками.

(Работа по карточкам).
— Что такое потешки?
Потешки – жанр устного народного творчества, особые забавы взрослых с маленькими
детьми. Назначение этих произведений – развлечь, развеселить, потешить себя и своих
товарищей.
— Вспомните одну из них. (Петушок, петушок, золотой гребешок).
-А эту потешку мы попробуем изменить, чтобы она зазвучала совсем по –другому.
— Прочитайте потешку. Понравилась ли она вам? Давайте заменим выделенные слова
на слова, в которых есть уменьшительно – ласкательные суффиксы.
(Текст на доске и у каждого ученика на карточке). (Слайд № 8) .

Как по снегу, по метели трое санок летели.
И шумят и гремят, колокола звенят.
В первых санках – дед .
В других санках – баба .
В третьих санках – тетя .

— Проверьте. (Слайд № 9.)

Как по снегу, по метели трое сан очек летели.
И шумят и гремят, колоколь чик и звенят.
В первых санках – дед ушк а.
В других санках — баб ушк а.
В третьих санках — тёт ушк а.

— Оденьте на суффиксы шапочки.
-Назовите, какие еще суффиксы называют предмет ласково
или показывают, что предмет маленький. (-ОЧК -,- ЕЧК -, — ЧИК -,- УШК — ) .

Есть на пальцах наших ногти
На руках запястья, локти.
Темя, плечи, шея, грудь
И животик не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два
И мочки две.
Брови, скулы и виски
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой.

6. Закрепление полученных знаний.

А) Волшебники заблудились. Верните их на место.

Источник:
Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов
Конспект логопедического урока для 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор
http://logoped18.ru/logopedist/obrazovaniye-slov-s-pomoshchyu-umenshitelno-laskatelnykh-suffiksov.php

(Visited 16 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если мужчина скорпион разлюбил А вы знаете, как ведет себя влюбленный мужчина Скорпион?А вы знаете, как ведет себя влюбленный… (2)

Красивые письма мужчине иностранцу Войти на сайтВсем привет! Хотела сделать выпуск в воскресенье или в понедельник, но поленилась, если… (2)

Мужчина рак измена Изменяет ли Мужчина РакПри общении с мужчиной-Раком избегайте грубости и вульгарности. Он ценит верность, надежность,… (2)

Как проверить измену мужа Как узнать изменяет ли муж В жизни любой женщины может наступить момент, когда ей придется… (2)

Как определить измену мужа по трусам Как узнать про измену мужа: главные признаки и где искать улики Мужчины по своей природе… (2)

COMMENTS