Уменьшительно ласкательные слова

Какие есть слова (примеры слов) с уменьшительно-ласкат — ельными суффиксами?

Какие есть слова (примеры слов) с уменьшительно-ласкат­ ельными суффиксами?

В русском языке немало суффиксов, которые придают слову уменьшительно-ласкательное значение. Часто они используются именно для подчеркивания нежности в обращении к человеку по имени: Юля — Юленька, или Таша — Ташенька.

К уменьшительно-ласкательным относятся суффиксы:

еньк — деревня-деревенька и выше приведенные примеры

ик — дом-домик, стол-столик

В русском языке немало суффиксов, с которыми слова приобретают уменьшительно-ласкательное значение.

Давайте составим слова с этими суффиксами:

В русском языке довольно большое количество слов, при помощи которых словам можно придать уменьшительно-ласкательное значение:

ушк — дед — дедушка

онок — белка — бельчонок.

ик — заяц — зайчик

очк — папа — папочка

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Очк»:

Кнопочка, наколочка, баночка, белочка, блондиночка, бомбочка, булавочка, ниточка, иголочка, веточка, выручалочка, палочка.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ок»:

Снежок, теремок, кузовок, кружок, воротничок, маячок, вьюнок, глазок, голосок, городок, должок, дьяволёнок, коготок, петушок, паучок, островок, колосок.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ик»:

Дождик, гномик, батончик, билетик, бокальчик, зубик, кристаллик, крестик, котик, ромбик, магнитик, носик, заборчик.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Еньк»:

Деревенька, зелёненькая, беленькая, красненькая, новенькая, синенькая, маленькая.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ек»:

Замочек, ангелочек, ботиночек, бугорочек, веерочек, вилочек, звоночек, комочек, кусочек, праздничек, подбородочек, подарочек, ящичек, часочек, хлебушек, уголочек.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Чик»:

Стульчик, балаганчик, бутончик, голубчик, зайчик, жетончик, колокольчик, любимчик, кувшинчик.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ышк»:

Солнышко, брёвнышко, глупышка, коротышка, рядышком, ядрышко, пёрышко.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Ушк»:

Дедушка, бабушка, болтушка, верхушка, гнилушка, девчушка, игрушка, кормушка, коровушка, прабабушка, прадедушка, речушка, хохотушка, травушка.

Источник:
Какие есть слова (примеры слов) с уменьшительно-ласкат — ельными суффиксами?
В русском языке немало суффиксов, которые придают слову уменьшительно-ласкат­ ельное значение. Часто они используются именно для подчеркивания нежности в обращении к человеку по имени: Юля — Юленька,
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1744838-kakie-est-slova-primery-slov-s-umenshitelno-laskatelnymi-suffiksami.html

Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов

Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор»

Цели урока.

Образовательная: формирование умения образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, суффикса – ИЩ -.

Коррекционно-развивающая: развитие словотворчества и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам.

Коррекционно-воспитательная: создание атмосферы успешности для каждого учащегося предупреждение утомляемости детей, развитие интереса к логопедическим занятиям через сказкотерапию.

Оборудование: картинка-символ СУФФИКСА, КОРНЯ, картинки с изображением предметов для образования новых слов с помощью суффикса, карточки с заданиями для индивидуальной работы карточки с суффиксами, дерево.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли
гости, и мы с вами покажем, как мы умеем работать и играть.
— Повторите за мной.
Ень,ень, ень, ень – скажем всем мы « добрый день ».
Вы, вы, вы,вы — будем все мы вежливы.
Те, де, де, те – и услышим « здравствуйте ».
Ос, ас, ас, ос – я не буду вешать нос.

2. Развитие мелкой моторики пальцев.

Я мячом круги катаю.
Взад, вперед его катаю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сдуваю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
И теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

3. Актуализация опорных знаний:

— Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии. (Выделяли корень в словах, придумывали однокоренные, родственные слова ).
-Послушай слова и назови лишнее.
Дорого, дорогой, дорога, дорожить.
Сова, засов, совушка, совиная.
Слон, прислониться, слоновья, слонята.
Загорел, горит, горевал, горящий.

4. Формирование новых понятий.

(Работа у доски и на карточке).
А) — Любите ли вы сказки? — Сейчас я вам расскажу сказку.
Есть сказочная страна, в которой живут….. слова. Это очень большая страна, вы ведь знаете, что слов в нашем языке много-много.
А теперь представьте себе двор нашей школы. Представили? А теперь слушайте. В одном городе, в одном из дворов жил-был ….дом. (Слайд № 2) Не большой, но и не маленький – в 5 этажей, пятиэтажный дом. А рядом стоял высоченный дом-башня. (Слайд № 3) Смотрел 5-этажный дом на башню и думал: какая она высокая, какая красивая! Как мне хочется быть таким же!

И вот однажды ночью, когда все люди спали, дом заговорил с башней: как мне хочется стать высоким и большим, как ты! Как мне хочется! А башня отвечает: есть такой волшебник по имени – ИЩ –. Позови его, он тебе обязательно поможет. Позвал дом этого волшебника, и вот что получилось. (Демонстрируются 2 карточки с изображением Крепыша-корня и Волшебника- суффикса, рядом с которыми их «имена» Дом , — ИЩ –. Прочитайте, что получилось. В слове чего-то не хватает. Конечно, в конце надо добавить – Е-.

Это окончание слова ДОМИЩЕ . Слышите, как только сказали это слово, всем сразу стало ясно, что дом большой, очень большой, большущий. Послушайте, что было дальше. Стал дом домищем и сначала очень радовался – высоко стоит, далеко глядит.Только холодно там, наверху, людей совсем не видно, а ребят и подавно. Стало ему грустно.Тогда догадался он позвать другого волшебника, и тот сумел сделать его маленьким. Как теперь мы скажем о нем?

Правильно, ДОМИК . (Слайд № 4) . Какой Волшебник живет в этом доме? Как его зовут? (Слайд № 5) Напишите слова ДОМ, ДОМИЩЕ, ДОМИК . Какая у них общая часть? Наденьте во всех словах на Крепыша шапочки. В каких словах есть Волшебники? Как их зовут? Оденьте им шапочки. У зтой семьи есть еще родственники. В классе вы пишите классную работу, а дома? ДОМАШНЮЮ , правильно. Волшебника в этом слове зовут – АШН — .

А теперь составь волшебную историю сам. (Жил-был шкаф ….)
— Итак, какая часть слова показывает, что предметы маленькие?
— Верно, суффикс. А какой суффикс? (- ИК — ).
— Какой суффикс называет большущий предмет? (- ИЩ -).
— Конечно же вы догадались что мы с вами сегодня работаем над …….. (уменьшительно-ласкательными суффиксами ).

— Что же мы получаем с помощью Волшебника – суффикса? (новые слова).
— Где он находится в слове? (после корня).
На нашем уроке сегодня мы будем использовать произведения русского народного
фольклора.

— Что такое народный фольклор? (Это народная мудрость).
Какие произведения народного творчества вы знаете? (Сказки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, скороговорки, загадки). (Слайд № 6) .

Б) Работа с загадкой.

— Какие загадки вы знаете?
— Загадка – это народная мудрость. Это умение описать предмет намеками,
не договаривая того, что нужно.
— Отгадайте одну из них.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Это зима ). (Слайд № 7) .
-Как догадались, что это зима. (Выпал снег, на окнах — узоры, дети катаются на
санках).
— Назовите зиму ласково. (Зимушка) .
— Какая часть помогла сделать это?
— Какой суффикс – Волшебник в этом слове? (УШК) .

В) Слого-звуковой анализ слова ЗИМУШКА.

— Сколько в слове гласных?
— Сколько согласных?
— Сколько слогов? Почему?
— Выложи схему слова. Поставь ударение.
-Какое слово спряталось в слове ЗИМУШКА (М УШКА) .
— Что такое МУШКА?
-Замените 2-й звук на звук — О — (МОШКА) .
— Что такое МОШКА?
— Замените 2-звук на звук- Ы- (МЫШКА ) .
— Какие 3 новых слова мы получили? (МУШКА, МОШКА, МЫШКА) .
— Подберите еще родственные слова. (Зимний, зимовать, зимовка.)
— Запишите слова.
— Выделите корень в этих словах.
— Какая часть слова помогла назвать слово ЗИМА ласково? (Суффикс — УШК -).

Г) Работа с потешками.

(Работа по карточкам).
— Что такое потешки?
Потешки – жанр устного народного творчества, особые забавы взрослых с маленькими
детьми. Назначение этих произведений – развлечь, развеселить, потешить себя и своих
товарищей.
— Вспомните одну из них. (Петушок, петушок, золотой гребешок).
-А эту потешку мы попробуем изменить, чтобы она зазвучала совсем по –другому.
— Прочитайте потешку. Понравилась ли она вам? Давайте заменим выделенные слова
на слова, в которых есть уменьшительно – ласкательные суффиксы.
(Текст на доске и у каждого ученика на карточке). (Слайд № 8) .

Как по снегу, по метели трое санок летели.
И шумят и гремят, колокола звенят.
В первых санках – дед .
В других санках – баба .
В третьих санках – тетя .

— Проверьте. (Слайд № 9.)

Как по снегу, по метели трое сан очек летели.
И шумят и гремят, колоколь чик и звенят.
В первых санках – дед ушк а.
В других санках — баб ушк а.
В третьих санках — тёт ушк а.

— Оденьте на суффиксы шапочки.
-Назовите, какие еще суффиксы называют предмет ласково
или показывают, что предмет маленький. (-ОЧК -,- ЕЧК -, — ЧИК -,- УШК — ) .

Есть на пальцах наших ногти
На руках запястья, локти.
Темя, плечи, шея, грудь
И животик не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два
И мочки две.
Брови, скулы и виски
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой.

6. Закрепление полученных знаний.

А) Волшебники заблудились. Верните их на место.

Источник:
Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов
Конспект логопедического урока для 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Русский народный фольклор
http://logoped18.ru/logopedist/obrazovaniye-slov-s-pomoshchyu-umenshitelno-laskatelnykh-suffiksov.php

(Visited 10 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Ласкательные слова Ласковые и нежные слова любимой! К девушке можно по-разному относиться: можно с душою, а можно… (6)

Характеристика на неблагополучную семью Социальная характеристика семьи образец Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы… (5)

Как себя вести если муж не ночевал дома советы психолога Как себя вести если муж не пришел ночевать домой, советы психологаКак себя вести если муж… (5)

Звонить ли первой мужчине скорпиону 20 правил, чтобы мужчина стал вами одержим Мужчины любят трудности и теряют интерес, когда объект… (5)

Если парень боится отношений Как сделать так, чтобы парень боялся тебя потерять Взаимоотношения двух людей, в особенности, если это… (5)



COMMENTS