Умение расслабляться

Глубокое мышечное расслабление

Для начала, следует сказать, что техника глубокого мышечного расслабления и погружения в своё тело используется в телесно-ориентированной психологии. Это сугубо психологическая техника. Не имеет ничего общего с мистическими и эзотерическими устремлениями, получением сверхъестественных способностей, путешествием в тонкие миры и прочими подобными делами. Эти дела из другой песочницы, и многие разумные люди не рекомендуют копаться в той песочнице.

Статьи о психологии любви на сайте о любви с точки зрения психологии, философии, религии и искусства

Навигация по сайту:

Зачем нужна техника глубокого мышечного расслабления?

Прежде всего, эта методика подходит для лечения и профилактики психосоматических болезней. Глубокое мышечное расслабление оказывает непосредственное физическое воздействие, начиная от простого мышечного расслабления и до активации всей иммунной системы организма. Она помогает достичь эмоционального и душевного равновесия, рождает оптимизм и автоматически улучшает общее самочувствие человека.

Научившись расслабляться и воздействовать на свой организм, человек снова начинает доверять способности тела сопротивляться болезни. Тело опять становится источником радости и удовольствия, кроме того, оно служит и важным средством обратной связи – насколько эффективно человек живет. Человек обретает контакт с самим собой, своими эмоциями. А быть подлинным собой — значит жить во всей полноте своего существа, всецело присутствуя в ситуации, а следовательно, и в своем теле.

Многие говорят, что после упражнений на расслабление они начинают видеть все в ином свете и ощущают прилив энергии. Это становится своеобразным способом энергетической подзарядки. Если человеку удастся физически расслабиться, это нарушит порочный круг страха и напряжения, вернет радость жизни. Каждая имеющаяся в теле хронически напряженная мышца — это напуганная мышца; иначе она не противилась бы с таким упорством и цепкостью потоку проходящих через тело чувств и жизненных сил. Это еще и разгневанная, сердитая мышца, поскольку гнев является естественной реакцией на принудительно наложенные ограничения и на отсутствие свободы. И, кроме всего прочего, здесь также имеет место печаль из-за потери даже потенциальной возможности пребывать в состоянии приятного возбуждения, когда кровь энергично циркулирует, а тело словно вибрирует и его пронизывают волны позитивного возбуждения.

Все занимающиеся техникой погружения в тело говорили, что проходили через периоды своего детства или прошлого опыта, когда они научились подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота). Упражнения, подобные «погружению в своё тело», помогают вернуться в соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, развивают способность улавливать малейшие нюансы в изменении собственного самочувствия и управлять процессами своего тела.

Почему возникают такие заболевания (по мнению некоторых исследователей до 80% пациентов лечебных учреждений могут быть отнесены к разряду психосоматических больных)? До необходимости лечиться людей доводит невнимание к чувствам или их непонимание. Телесная психотерапия подразумевает, что взаимное отчуждение людей обусловлено отчуждением человека от собственного тела и эмоций.

Для всех людей, страдающих психосоматическими заболеваниями характерно одно: они не умеют, не научены облекать свои чувства в слова и высказывать их вслух. Психотерапия учит человека распознавать и выражать полноту своих чувств, а не вытеснять их телесными страданиями.

Как можно обвинять кого-то в том, что, живя в обществе, он полностью следовал его правилам — ведь мало кто умеет адекватно обращаться со своими эмоциями. Как и все, вы даже не подозревали о существовании какой бы то ни было связи между эмоциональным стрессом и болезнью. Поэтому ваше участие почти наверняка было результатом бессознательных представлений и принятых в обществе норм поведения.

Источниками удовольствия являются свобода движений и отсутствие напряжения. Развитию способности к получению удовольствия препятствует влияние общества, требующего от людей, чтобы они пренебрегали своими первичными потребностями, соглашаясь с социальными условностями и уступая чужим потребностям.

Люди являются существами общественными, выживание которых зависит от совместных и скооперированных действий всей группы. Ограничения на поведение, которые способствуют росту благосостояния группы и ее процветанию, вовсе не обязательно вредны или оскорбительны для индивидуума, входящего в эту группу. Совсем другое дело — ограничения, налагаемые на чувства. Поскольку чувства образуют собой телесную жизнь человека, то оценивать чувства как «хорошие» или «плохие» — значит оценивать данного индивида, а не его действия и поступки.

Неправильно защищаясь от сильных негативных впечатлений, мы лишаем себя сильных положительных впечатлений.

Психологическая травма — реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь. Все эти события могут и не быть травмирующими, если человек интегрировал их в свое мировоззрение.

Под мышечным панцирем подразумевается хроническое мышечное напряжение, которое предохраняет от переживания неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются. Иначе говоря, играющие роль брони мышцы создают препятствия для струящихся в теле потоков энергии. Заблокированные негативными впечатлениями и поэтому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются, что приводит к телесной скованности, нарушениям энергетических процессов в теле и изменениям личности.

У человека любой стресс, любое раздражение приводит к выбросу «гормонов действия». Стрессовая ситуация провоцирует мышечное напряжение и готовит организм отреагировать действием на стресс. Причем далеко не всегда это напряжение внешне заметно. В современном мире разрядка возникшего внутреннего напряжения не происходит. И остается так называемый мышечный зажим – незначительный и со временем проходящий. Но если пережитый стресс многократно и часто повторяется, тогда напряжение копится, и возникает стойкий зажим определенной группы мышц. Подобные очаги хронических мышечных напряжений обнаруживаются по телу повсеместно, служа зримыми признаками заблокированных импульсов и потерянных чувств.

Мышечный панцирь образуется в результате негативного воздействия стрессов. Но не из-за того, что человек вынужден мобилизовать все силы организма в определенные периоды жизни. А из-за того, что ситуация не разрешалась должным образом и не было возможности (или умения) расслабляться. Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко. Его функция — защита от неудовольствия. Однако, организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию. Расслабление мышечного панциря освобождает значительную жизненную энергию. Только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от своего хронического напряжения и зажима.

Освобождение ригидных (лишенных гибкости) мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления. Хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбуждения: тревожность, гнев, сексуальное возбуждение. Воздействуя на мышечные зажимы возможно воздействовать на соответствующие структуры в психике, и наоборот.

Естественное (настоящее) Я покоится глубоко внутри нашего тела, погребенное под многочисленными слоями напряжения, которые служат представлениями наших подавленных чувств. Чтобы добраться до этого глубинного Я, пациент должен совершить путешествие назад, в отдаленное прошлое, во времена своего самого раннего детства. Это путешествие неизбежно порождает боль, поскольку пробуждает неприятные и пугающие воспоминания и вызывает на поверхность многочисленные болезненные чувства. Но по мере снятия напряжения и облегчения задавленности чувств тело, медленно и постепенно становится полностью живым.

Время от времени все скрытые чувства, страдания поднимаются до уровня сознания, но, поскольку такое событие угрожает выживанию, их снова загоняют вниз. Мы в состоянии выжить, если живем на поверхности, где мы в силах контролировать свои чувства и поведение; но это сопровождается необходимостью принести в жертву глубокие и подлинные чувства. Проживание на поверхности означает — в терминах ценностей, исповедуемых эго, — поддержание нарциссического образа жизни, который по своей сути оказывается пустышкой и результатом которого, как правило, оказывается депрессия. Когда человек начинает вести жизнь в глубинах своего естества, то поначалу это может показаться болезненным и пугающим, но в конечном итоге подобный образ жизни способен принести ощущение полноты и радости жизни, если только у нас достанет мужества пройти через свой персональный ад в надежде и с целью достичь рая.

Глубокие чувства, похороненные нами в себе, — это чувства, принадлежавшие тому ребенку, которым мы когда-то были, ребенку, пребывавшему невинным и свободным, ребенку, знавшему радость до той поры, пока его дух не оказался сломленным тем, что его заставляли испытывать чувства вины и стыда в связи с его самыми естественными импульсами и порывами. Этот ребенок продолжает по-прежнему жить в наших сердцах и в нашем нутре, но мы потеряли с ним контакт, а это означает, что мы потеряли контакт с самыми глубинными частями самих себя. Чтобы найти себя, чтобы отыскать в себе это погребенное дитя, мы должны опуститься вниз, в самые глубинные зоны нашего естества, во тьму бессознательного.

Если эго человека, привыкшего «казаться, а не быть» не капитулирует, то человек не в состоянии капитулировать перед лицом любви. Чудо любви выходит за рамки досягаемости научного знания. Наука не в состоянии установить логическую связь между сердцем как насосом для прокачки крови по всему телу и сердцем как органом любви, которая представляет собой чувство. Мудрые люди уже давно понимали этот кажущийся парадокс. Утверждение Паскаля о том, что «у сердца есть свои разумные резоны, которые не дано понять резонерствующему разуму», продолжает и сегодня оставаться справедливым.

Все пациенты терапевта в той или иной степени страдают какой-нибудь иллюзией. Некоторые питают иллюзию, что богатство приносит счастье, что слава приносит с собой гарантию любви или что демонстрация покорности и подчинения защищает человека от возможного насилия. Подобные иллюзии вырабатываются в нас на ранних стадиях жизни в качестве средства, позволяющего выжить в различных болезненных и неприятных ситуациях детской жизни; позднее, став взрослыми, мы боимся отказаться от них. Возможно, самая большая из всех иллюзий — это вера в то, что сознательный разум контролирует тело и что, изменив характер своего мышления, мы сможем изменить и наши чувства.

Умение отдаться во власть своему телу, капитулировать перед ним означает позволить телу стать полностью живым и свободным. Это значит, что всем непроизвольным, рефлекторным процессам, протекающим в теле, вроде дыхания, следует предоставить полную свободу действий и никак не контролировать их. Тело — это вовсе не какая-то машина или станок, который человек должен запускать либо останавливать. У нашего тела есть свой собственный «ум», и оно само знает, что ему надо делать. В результате единственное, от чего мы на самом деле отказываемся, капитулируя перед телом, — это иллюзия о силе и власти нашего разума.

Многие люди имеют о реальной действительности довольно путаные представления, поскольку ставят знак тождества между окружающей действительностью и принятой культурной нормой, а не тем, что они непосредственно ощущают и воспринимают своим телом. Разумеется, если чувства отсутствуют или редуцированы, то есть понижены, то человек ищет смысл жизни вне своего Я. А вот те индивиды, чье тело полно жизни и пульсаций, могут непосредственно чувствовать реальность своего бытия, и о них можно сказать, что это по-настоящему чувствительные и чувствующие люди. То, насколько человек полон жизни и насколько сильно он чувствует, является мерилом степени его контакта с реальной действительностью.

Цель терапии состоит в том, чтобы человек открыл самого себя, а это повлечет за собой восстановление его души и высвобождение его духа. К этой цели ведут три шага. Первым из них является самоосознание, а это означает умение ощутить каждую часть своего тела и те чувства, которые могут в ней возникнуть. Разумеется, когда индивиду удается ощутить свою печаль, боль или страх, это вовсе не доставляет ему никакой радости, но если указанные подавленные эмоции не прочувствовать, то от них вообще невозможно будет избавиться. Человек томится в тюрьме, скрытой за этим улыбчивым фасадом, который не позволяет лучам солнца проникнуть в глубины человеческого сердца.

Вторым шагом к открытию самого себя является самовыражение. Если чувства не выражаются, они переходят в подавленное состояние и человек теряет контакт с самим собой. Когда детям запрещают выражать определенные чувства, например гнев, или наказывают за то, что они их выражают, то подобные чувства приходится скрывать и в конечном итоге они становятся частью непроглядного подземелья в глубинах данной личности. Масса людей пребывает в ужасе от своих чувств, которые они считают опасными, угрожающими или безумными.

Третий шаг к собственному освобождению заключается в достижении самообладания. Это состояние означает, что человек знает, что именно он чувствует в данный момент; он находится в контакте с самим собой. Он также владеет способностью выразить себя надлежащим образом, причем так, чтобы это лучше всего отвечало его высшим интересам. Такой индивид полностью владеет собой. Он сумел избавиться от всевозможных бессознательных подпорок, педалей и рычагов управления, которые брали свое начало в страхе быть самим собой. Он сумел избавиться от чувства вины и стыда по поводу того, каков он есть и что он чувствует. Он сумел освободиться от различных мышечных напряжений в своем теле, которые прежде блокировали его самовыражение и ограничивали его самоосознание. Их место заняли теперь приятие самого себя и свобода быть собою.

Поскольку все те события и переживания детских лет, которые позднее порождают проблемы и сложности взрослого человека, фиксируются в его теле и находят там структурное отражение, то внимательное «прочтение» тела может предоставить терапевту базисную информацию о прошлом данного лица. Этого нельзя добиться быстро, это отнюдь не легко и это не лишено страхов и опасностей. В некоторых случаях такое путешествие может занять целую жизнь, но наградой является чувство, что твоя жизнь прожита не напрасно. Человек может найти истинный смысл жизни в глубоком переживании радости.

Сущность метода «проста» до невозможности: устроиться в удобную позу и погрузиться в ощущение своего тела. Обстановка, окружающая вас во время погружения в тело, должна максимально способствовать сосредоточенности и покою. Идеально, если вы будете чувствовать себя в полной безопасности, когда исключена сама возможность того, что вас кто-то прервет или отвлечет.

Большинство людей ощущают, что им удалось достичь расслабления с первого раза, но поскольку релаксация может постепенно становиться все более полной и глубокой, вы увидите, что со временем вам удастся погрузиться в состояние все более и более глубокого расслабления. Просто концентрируйте внимание на своем теле: не требуется почувствовать тепло, легкость, тяжесть или ещё что-то. Пускай тело говорит само за себя. Не навязывайте свои ожидания и пожелания.

Прислушивайтесь и чувствуйте то, что есть на самом деле. Начинается путешествие в свой внутренний мир. Расслабление и концентрация дополняют друг друга и чем больше человек расслабляется, тем легче ему сосредоточиться. Потом тело начинает давать обратную связь.

Находим источники телесного дискомфорта или участки тела, которые тяжело почувствовать, пытаемся их «оживить»; прислушиваемся к всплывающим в связи с этим чувствам и вспоминаемым событиям, работаем с этим — и таким образом продвигаемся на пути к целям. А цели – полнота человеческой жизни, реализация себя, способность быть самим собой, лечение и профилактика психосоматических заболеваний. Счастье и гармония. На деле не всё так просто как может показаться. Впрочем, если кто и говорил, что достижение этих целей – легкая и быстрая задача, — то вас обманывали.

В качестве подсказки: есть золотые правила психологии и психотерапии, в объективности которых убеждаются представители разных направлений психотерапии, только говорят о них разными терминами. Кстати, о том же говорят и многие мыслители, не относящиеся к психологам. Например, одним из критериев полноценной и зрелой личности является умение быть аутотентичным (быть самим собой), так же как умение жить «здесь и сейчас». И ещё важная мысль: человек вправе испытывать любое чувство, любое переживание и состояние; главное, — не принимать за окончательную истину свои рассуждения и выводы на основе переживаний. Критерием истины можно будет считать полное отсутствие сомнений по поводу чего-либо у человека, который до конца честен с самим собой. Всё остальное – гипотезы, предположения, «временные истины», более или менее приближающиеся к познанию Истины. Но это уже отдельная тема.

В настоящее время (с 14 октября 2007) вышла новая, усовершенствованная версия этой статьи. © Поздняков Василий Александрович, 15 мая 2006, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Источник:
Глубокое мышечное расслабление
Для начала, следует сказать, что техника глубокого мышечного расслабления и погружения в своё тело используется в телесно-ориентированной психологии. Это сугубо психологическая техника. Не имеет
http://heatpsy.narod.ru/06/immersion.html

Развитие умения расслабляться, формирование уверенности

Развитие умения расслабляться, формирование уверенности

Задачи: развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики; формирование чувства уверенности в себе.
Инструментарий: 12-15 мелких предметов, цветок, коробочка с различными зёрнышками, музыкальное сопровождение.

По той же схеме. Ритуал приветствия.

Упражнение, направленное на расслабление, снятие напряжения: «Мудрец».

Психолог:
«Закройте глаза, представьте мысленно зелёный луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой ваш вопрос, который вам больше всего хочется задать ему. Задайте мысленно мудрецу ваш вопрос, выслушайте ответ. Позади мудреца прикреплён календарь. Посмотрите, какое на нём число».
После того, как дети откроют глаза, психолог просит их поделиться своими фантазиями. Для этого упражнения используется спокойная расслабляющая музыка.

3. Основная часть

Психолог:
«Стоит на лужайке бугорок. Бугорок-то непростой: покачивается да подпрыгивает, словно у него ножки. И впрямь у него ножки есть, и даже мордочка. Ведь это крот!
Вот и весь я тут, — говорит, — со всеми сокровищами, которые я нашёл в земле: гвоздь, шарик, зеркальце, ключ …

Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти: «Что изменилось?»

Психолог делит детей на две команды. Выкладывает на стол не менее 12 мелких предметов. Ребята из первой команды внимательно смотрят на предметы и стараются их запомнить в течение 10-15 секунд. Затем ребята из первой команды поворачиваются спиной к столу, а ребята из второй команды убирают несколько предметов. Первая команда должна определить, каких предметов недостаёт. После этого команды меняются местами, запоминает вторая команда. Можно дать детям более сложный вариант задания: не убирать предметы, а изменить порядок их расположения.

Много предметов было у крота. А куда их все сложить? Самое лучшее – иметь штанишки с карманами. Но где раздобыть такие штанишки? Увидел крот бабочку, побежал за ней.
Бабочка, постой, бабочка! Ты по свету летаешь и много всего видишь. Может, ты знаешь, где бы я мог достать штанишки с большими карманами? Будь добра, скажи, они мне очень нужны. Погоди, не улетай! Но бабочка улетела.

Вот и в жизни бывает так, что нам не всегда удаётся добиться того, что нам хочется. Для того, чтобы что-то получилось нам приходиться приложить много сил и старания.

Упражнение, направленное на возможность испытать разные формы поведения и проверить, какие из них приводят к желаемому результату: «Подари цветок».

Психолог даёт одному из участников цветок.
Владелец цветка может подарить его тому, кому захочет. Но все остальные ребята постараются получить цветок, по очереди обращаясь к хозяину цветка с соответствующей просьбой. Каждый может попросить только раз. Владелец цветка выслушивает просьбы, а потом делает свой выбор и отдаёт цветок. После того, как цветок обретает нового владельца, проводится обсуждение. Тот, кто отдал цветок, объясняет свой выбор, чем его тронула просьба.

Психолог продолжает рассказывать сказку:
Подбежал крот к речке, пробрался в тростник, где птица камышовка вила гнездо.
Хорошо, я сошью тебе штанишки, — пообещала птичка, — но ты принеси мне полотно.
Но где мне его взять? – плачет крот на бугорке.

И вдруг к кроту склоняется цветочек, под которым он сидел.
Не плачь, кротик, — говорит цветочек, — я дам тебе совет. Меня называют льном. И если ты сделаешь всё, что я тебе скажу, будут у тебя штанишки».

Упражнение на развитие воображения «Дорисуй».

Психолог предлагает участникам дорисовать предложенные линии так, чтобы получились изображения каких-либо предметов или образов.
Психолог:
«Вы помогли кроту выполнить задание, данное кроту цветком. И цветок дал кроту полотно. Он принёс его камышовке. Она скроила и сшила для него отличные штанишки с большими карманами, в которые он сложил все свои сокровища».

4. Рефлексия занятия

По той же схеме.

Упражнение, заключающее занятия: «Благодарность без слов».

Психолог предлагает всем детям по кругу, без помощи слов, с помощью жестов, мимики или движений выразить чувство благодарности сидящему рядом.
Ритуал прощания.

Источник:
Развитие умения расслабляться, формирование уверенности
Развитие умения расслабляться, формирование уверенности Задачи: развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мелкой
http://psycholog-school.ru/program-accompaniment/psychological-employment-20.php

Умение расслабляться или как забыть про Блект

Умение расслабляться или как забыть про стрессы.Рами Блект

Опубликовано Октябрь 24, 2010 с Нет комментариев

Тренинг Рами Блекта об умении расслабляться и важности расслабленного состояния.

Учитель и консультант по древнеиндийской астрологии и восточной психологии.

Начав изучать различные виды йогических практик — увлекся этим. Увидев всю глубину знаний и навыков индийских мудрецов-святых, оставил армию и принял обет монаха в индуистском храме и почти пять лет изучал восточные духовные практики, Ведическую Астрологию (Джйотиш) и Аюрведу. Является автором ряда научно-популярных статей, посвященных исследованию сознания, сверхглубинных эмоций, роли подсознания в жизни человека, влиянию планет на психику человека. Имеет более 100 публикаций. Автор книги «Судьба и Я».

На основе древних знаний просветленных мудрецов и последних достижений современной науки разработал ряд уникальных авторских курсов и тренингов ( «Изучаем Ведическую Астрологию и Альтернативную психологию с легкостью и любовью», «Анатомия успеха», «Ведическая Астропсихология», «Практические техники восточной психологии для западного человека», «Альтернативная психотерапия», «Влияние планет на судьбу и здоровье» и другие).

Признан лучшим тренером на 5-м международном фестивале звезд психологии и психиатрии в 2005. В 2007 году номинирован на международную премию «Персону года в области тренинговых программ. С 2004 года является президентом международной Ассоциации восточной психологии. В 2005 году согласно опросам, проводимых независимыми СМИ, вошел в десятку наиболее популярных астрологов мира.

Год выпуска: 2007 г.
Автор: Рами Блект
Исполнитель: Рами Блект
Жанр: Психология
Язык: Русский
Тип аудиокниги: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 128kbps
Размер: 196 мб

Источник:
Умение расслабляться или как забыть про Блект
Тренинг Рами Блекта о том как научиться расслабляться
http://allmediabooks.com/2010/10/24/umenie-rasslablyatsya-ili-kak-zabyt-pro-stressy-rami-blekt/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Красивое письмо парню на расстоянии ЖС ->Среда, 16.05.2018, 09:02 Любовь дарит нам крылья. Бывает ли любовь на расстоянии? Многие ответят,… (7)

Пошлые вопросы для игры правда или действие 100 вопросов парню, которые можно ему задать - Сто вопросов100 вопросов парню, которые можно ему… (7)

Жесты мужчин когда они хотят женщину О чем говорят мужчины на языке жестов Любая дама давно в курсе, что мужчину можно… (7)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (7)

К чему снится свой ребенок которого еще нет К чему снится ребенок - видеть детей во сне Ребенок - символ надежды, будущего. Поэтому,… (7)



COMMENTS