Тургенев иван сергеевич

ТУРГЕНЕВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

ТУРГЕНЕВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1818–1883) – русский писатель.

В 1834 Тургенев перешел в Петербургский университет, который окончил в 1837 со званием «действительного студента» (экзамен на кандидата не выдержал). К этому времени относится первый известный литературный опыт Тургенева – романтическая драма в стихах Стeно (1834, опубл. 1913). Профессор российской словесности П.А.Плетнев, которому юноша показал поэму, нашел ее слабым подражанием Дж.Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть», и даже напечатал в своем журнале «Современник» два его стихотворения (стихи Тургенева появлялись там и позднее).

В мае 1837 Иван Сергеевич отправился в Германию совершенствоваться в философии (в Автобиографии он писал, что главным мотивом отъезда была ненависть к крепостному праву, омрачившему его детские годы: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел. <…> Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтоб из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право»). На пароходе, которым Тургенев следовал за границу, случился пожар, и пассажиры едва спаслись (событие, описанное в очерке Пожар на море, 1883).

До 1841 слушал лекции в Берлинском университете, где сблизился с кружком русских студентов, поклонников «системы Гегеля» (М.А.Бакунин, Т.Н.Грановский, Н.В.Станкевич и др.). Близким его другом надолго стал Бакунин (позднее Тургенев не раз гостил у его родственников в Премухино), хотя отношения их закончились разрывом, и Бакунин послужил прототипом Рудина в одноименном романе.

В мае 1841 Тургенев вернулся в Россию, собираясь преподавать философию (с этой целью в апреле-мае 1842 в Петербургском университете сдает магистерские экзамены). Однако кафедра философии в Московском университете, которую он надеялся занять, была закрыта и восстанавливать ее не собирались. В 1843 после продолжительных хлопот был зачислен на службу в канцелярию министра внутренних дел, где тогда обсуждался вопрос освобождения крестьян, однако служба не задалась. Познакомившись в ноябре 1843 с французской певицей Полиной Виардо, Тургенев все чаще испрашивает отпуска «по болезни» и выезжает вслед за ней за границу, пока в апреле 1845 окончательно не вышел в отставку.

На эти же годы приходятся его первые замеченные публикой литературные выступления (поэмы Параша, 1843; Разговор, 1844; Андрей, 1845; Помещик, 1845; повести Андрей Колосов, 1844; Три портрета, 1845; Бретер, 1846; Петушков, 1847), в которых преобладает влияние М.Ю.Лермонтова, и, вместе с тем, в них – в соответствии с принципами «натуральной школы» – на первый план выдвинуто изображение «среды» и ее уродующего воздействия на человека. Эти первые поэмы и повести Тургенева были высоко оценены главным идеологом «натуральной школы» В.Г.Белинским, который во многом и был «наставником» начинающего писателя (знакомство их состоялось в конце 1842).

Пробует свои силы и в драматургии: пьесы Нахлебник (1848), Холостяк (1849), Где тонко, там и рвется (1847), Месяц в деревне (1850) и др. с успехом, однако недолго, шли на сцене (наибольшим успехом пользовалась одноактная пьеса Завтрак у предводителя, 1849), хотя автор считал их предназначенными для чтения, а не для театра. В целом же, Тургенева-драматурга современники не слишком ценили: лишь появление новаторских пьес А.П.Чехова позволило ретроспективно оценить эту сторону творчества писателя (считается, что он в некоторых аспектах предвосхитил поэтику чеховской драмы).

Образ рассказчика, гуманного охотника, как бы отодвинут в тень: он лишь сторонний наблюдатель или внимательный слушатель. Возникает иллюзия простоты и непосредственности рассказа. При этом мужик в Записках охотника в нравственном отношении уравнен с барином, а иногда оказывается выше его. Дворянство, однако, тоже представлено не только однозначно-отрицательными образами, вроде утонченного деспота Пеночкина (Бурмистр) или злобных самодурок старух (Петр Петрович Каратаев), но и благородным, хотя взбаламошным Чертопхановым, робким Недопюскиным (Чертопханов и Недопюскин), «славной» Татьяной Борисовной (Татьяна Борисовна и ее племянник) и самим рассказчиком.

Лиза и Лаврецкий наследуют лучшие черты патриархального дворянства (их носительница в романе – Марфа Тимофеевна, тетка Лизы), и в то же время им чужды как варварство и невежество прежних времен, так и слепое преклонение перед Западом. Они способны на самопожертвование и готовы к длительному, упорному труду. Характеры неловкого Лаврецкого (многими чертами сходного с Пьером Безуховым) и религиозной Лизы Калитиной (напоминающей Татьяну Ларину) показаны как специфически русские. Роман, исполненный аллюзиями на литературу пушкинской эпохи, прозвучал как отходная дворянской России и имел особенный успех у современников, без различия партий и воззрений (прежде всего «западников» и «славянофилов»). Одобрение было всеобщим. По словам П.В.Анненкова, «роман был сигналом повсеместного примирения».

Тургенев вновь желал устранения «недоразумений» и всеобщего примирения, однако роман не только вызвал бурю полемики, но и способствовал окончательному размежеванию различных политических течений. Критики «Современника» (М.А.Антонович, Чернышевский) увидели в образе Базарова злую карикатуру на молодое поколение. Д.И.Писарев, критик радикального «Русского слова», наоборот, нашел в нем все «лучшие и нужные» черты будущего революционера, которому нет пока простора для деятельности. Друзья же и единомышленники Тургенева обвиняли его в заискивании перед молодым поколением, в неоправданном возвеличении Базарова и принижении «отцов». Ф.М.Достоевский высоко оценил «беспокойного и тоскующего (признак великого сердца) Базарова, несмотря на весь его нигилизм».

Пытаясь объясниться, Тургенев напечатал статью По поводу «Отцов и детей», но вызвал лишь новый всплеск недоброжелательных отзывов. Обиженный и непонятый, он надолго уезжает из России. Повести Призраки (1864) и Довольно (1865) должны были стать его прощанием с публикой. В них почти нет сюжета, а есть лишь поток несвязных, порой фантастических видений. В этих необычных для Тургенева повестях проявились слабые стороны его лиризма – некоторая холодность и рассудочность (не случайно именно их Достоевский в Бесах избрал мишенью своих пародий).

Теория «малых дел», проповедуемая в романе, в то время приобретала все большую популярность среди народников, и, несмотря на неблагоприятные отзывы Н.К.Михайловского и П.Н.Ткачева о романе, само внимание писателя к «хождениям в народ» было оценено в революционных кругах. Очередной приезд Тургенева в Россию в 1879 стал поводом для бурных чествований с обедами и речами среди молодежи и либеральной интеллигенции. Однако более совершенные в художественном отношении поздние повести (Бригадир, 1866; Странная история, 1870; Степной король Лир, 1870; Стук… стук… стук. 1871; Пунин и Бабурин, 1874; Часы, 1875; и др.), где он обратился к изображению прошлого России (XVIII и начала XIX века), к «странностям» мышления и судьбы русского человека, независимым от «веяний времени», не получили большого отклика.

Под влиянием всеобщей моды на спиритизм Тургенев обращается и к занимавшим его всегда потусторонним явлениям (эта тема присутствует еще в Фаусте). Так возникает ряд его «таинственных повестей» (Собака, 1870; Сон, 1877; Песнь торжествующей любви, 1881; Клара Милич, 1882), посвященных загадочным явлениям человеческой психики: гипнозу, внушению, присутствию душ умерших среди живых и т.п.

В поздние годы Тургенев получил европейское признание. Вообще, его литературные интересы во многом теперь были связаны с Европой. Он тесно общается с ведущими французскими писателями – Г.Флобером, Ж.Санд, Э.Золя и др.; в 1878 вместе с В.Гюго председательствует на международном литературном конгрессе в Париже; получает титул почетного профессора Оксфордского университета и еще множество лестных знаков внимания. Он переводит на русский язык рассказы Флобера, рекомендует русских авторов для переводов на европейские языки и т.д.

Мысленно он, конечно же, по-прежнему был обращен к России. Его «лебединой песнью» стали Стихотворения в прозе, создававшиеся им в последние годы жизни (первая часть появилась в 1882; вторая при жизни не публиковалась). Характерно, что этот лирический цикл обрамляют стихотворения о России – Деревня (Последний день июня-месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край. ) и Русский язык (Во дни разлук, во дни горестных сомнений…). В последний раз Тургенев побывал в России в 1881 и, словно предчувствуя, что это его последний приезд, посетил родное Спасское-Лутовиново. Последние его слова, сказанные перед смертью 22 августа (3 сентября) 1883 в Буживале на юге Франции, были обращены к орловским лесам: «Прощайте, мои милые, мои белесоватые…».

Согласно завещанию, тело Тургенева перевезли в Россию, и 27 сентября (9 октября) 1883 похоронили на Волковом кладбище в Петербурге при огромном стечении народа. Похороны его обратились в демонстрацию. По словам П.В.Анненкова, «на могиле его сошлось целое поколение со словами умиления и благодарности как к писателю и человеку».

Издания: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т., тт.1–12 (соч.). М., 1978–1986.

Источник:
ТУРГЕНЕВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ
ТУРГЕНЕВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1818–1883) – русский писатель.
http://www.krugosvet.ru/node/40007

Тургенев Иван Сергеевич

Русский писатель, член-корреспондент Путурбургской Академии Наук (1880). В цикле рассказов “Записки охотника” (1847 &#151 52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах “Рудин” (1856), “Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860), “Отцы и дети” (1862), повестях “Ася” (1858), “Вешние воды” (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи &#151 разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе “Дым” (1867) и “Новь” (1877) изобразил жизнь русских крестьян за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские “Стихотворения в прозе” (1882). Мастер языка и психологического анализа. Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, &#151 из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении “гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек”.

С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства он знал французский, немецкий, английский языки.

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Познакомился и сдружился с Н. Станкевичем и М. Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.

Вернувшись в 1841 на родину, поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: познакомился с Гоголем, Аксаковым, Хомяковым. В одну из поездок в Петербург &#151 с Герценым.

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

В 1843 Тургенев поступил на службу чиновником “особенной канцелярии” министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в “Современник” очерк “Хорь и Калиныч”, который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием “Записки охотника”.

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в “Современнике”, ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии.

В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.

Наряду с “охотничьими” рассказами Тургенев написал несколько пьес: “Нахлебник” (1848), “Холостяк” (1849), “Месяц в деревне” (1850), “Провинциалка” (1850). Во время ареста и ссылки создал повести “Муму” (1852) и “Постоялый двор” (1852) на “крестьянскую” тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести “Дневник лишнего человека” (1850); “Яков Пасынков” (1855); “Переписка” (1856). Работа над повестями облегчила переход к роману.

Летом 1855 в Спасском был написан роман “Рудин” и в последующие годы романы: в 1859 &#151 “Дворянское гнездо”; в 1860 &#151 “Накануне”, в 1862 &#151 “Отцы и дети”.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным “Вестником Европы”, в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман “Новь” (1876).

Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника “Вперед”. Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к “Запискам охотника”, дополняя их новыми очерками, написал повести “Пунин и Бабурин” (1874), “Часы” (1875) и др.

Началось общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с “Современником”, теперь снова восстановилась и стала быстро расти. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа (3 сентября н.с.) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Источник:
Тургенев Иван Сергеевич
Биографии русских и зарубежных писателей, Biography author, школьная программа, жизнь и творчество, урок литературы, русская литература
http://www.kostyor.ru/biography/?n=57

Тургенев иван сергеевич

Чертопханов и Недопюскин.

Ермолай и мельничиха.

Гамлет Щигровского уезда.

Петр Петрович Каратаев.

Касьян с Красивой мечи.

Реформатор и русский немец

“Нечто или Чемодан”

Похождения подпоручика Бубнова

Несколько дней в Пиренеях

Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине

  • Капля жизни[1884]4kОценка:6.59*43 Проза

    Старые портреты. Конспект

    Песнь торжествующей любви. Конспект

    Первоначальный план и формулярный список действующих лиц

    Список действующих лиц

    (Un incendie en mer)

    Последний рассказ Тургенева.

    (Un incendie en mer)

    Искушение святого Антония

    Перечни написанных, начатых и задуманных пьес

    Сатирические стихотворения и пародии

    “Когда монарх наш незабвенный. “

    “Жил-был некакий мальчишка. “

    Новая любовь – новая жизнь. А. Фета

    Магадэва и баядера. П. Петрова

    Из трагедии “Фауст”:

    I. Посвящение к “Фаусту”. А. Фета

    VI. Комната Маргариты. Н. Грекова

    VII. Церковная ограда. Э. Губера

    Из трагедии “Ифигения в Тавриде”. А. Яхонтова

    Из трагедии “Торквато Тассо”. А. Яхонтова

    La légende de Saint-Julien l”Hospitalier

    (Речь, произнесенная 10 января 1860 года на публичном чтении, в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым)

  • Поездка в Альбано и Фраскати[1861]24kОценка:8.90*6 Мемуары, Публицистика

    Из-за границы. Письмо первое

    Письмо к редакторам “Современника”

    “Вчера были похороны Грановского. ..”

    (Заметки по поводу последних произведений гг. Тургенева и Л. Н. Т[олстого])

    Н. В. Гоголь. “Ганц Кюхельгартен”

    Н. А. Некрасов. “Мечты и звуки”

    И. И. Лажечников. “Первые опыты в прозе и стихах”

    И. С. Тургенев “Параша” и “Разговор”

    А. А. Фет. “Лирический Пантеон”

    I. Смена стилей в театре Тургенева

    II. Романтическая драма

    III. Пастичьо испанского театра

    V. Драматические провербы

    VI. Психологическая драма

    VII. Либретто комических опер

    VIII. Тургенев – театрал и теоретик драмы

    Материалы к сценической истории Тургенева

    Тургенев на сцене

    Фиксация тургеневского спектакля “Месяц в деревне” в Художественном театре

    Муза Нового Поэта. – Затишье, повесть г. Тургенева. – Отрочество, повесть Л. Н. Т.- XV стихотворений Баратынского.- Географический словарь или “Библиотека для Чтения” и мнение г. Сенковскаго о сочинении г. Тенгоборского. – Георг-Фридрих Мюллер, монография С. М. Соловьева. – Персидские доктора и пациенты. – Письмо Н. С. Тихонравова о “Двух Словах” г. Погодина.

  • Зайцев Б.К.Тургенев после смерти[1932]14kПублицистика, Критика

    Холостяк, комедия в трех действиях, Ив. Тургенева

    Отсталые люди, или Предрассудки против науки и искусства, комедия-водевиль в одном действии П. Г.

    Глава I. “Горе от ума”.- Чацкий

    Глава II. “Горе от ума” во второй половине 20-х годов и в начале 30-х

    Глава III. “Горе от ума” в критике Белинского

    Глава IV. Евгений Онегин во второй половине 20-х годов

    Глава V. Печорин

    Глава VI. “Люди 40-х годов”.- Бельтов

    Глава VII. “Люди 40-х годов”.- Рудин

    Глава VIII. “Люди 40-х годов”.- Лаврецкий

    Глава IX. “Люди 40-х годов” и Гоголь

    Глава X. Тип Тентетникова и вторая часть “Мертвых душ”

    Глава XI. Илья Ильич Обломов

    Глава XII. Обломовщина и Штольц

    Глава I. М. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х годах

    Глава II. Политическая сатира Салтыкова.- “История одного города”

    Глава III. Дух времени и направления 60-х годов.- “Дым” Тургенева

    Глава IV. Базаров, как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип

    Глава V. “Кающиеся дворяне” и разночинцы 60-х годов.

    Глава VI. Глеб Успенский в конце 60-х и в начале 70-х годов

    Глава VII. Глеб Успенский в 70-х годах.- Интеллигенция и народ

    Глава VIII. Глеб Успенский.- Власть земли.- Классовая психология крестьянства

    Глава IX. Передовая идеология 70-х годов.- Лавров и Михайловский

    Глава X. “Мирные пропагандисты”.- Поколение 70-х г.

    Глава XI. Достоевский в 70-х годах

    Глава XII. Идейное наследие Достоевскаго

    Глава XIII. 80-е годы.- “На ущербе”, роман П. Д. Боборыкина.

    I. Чаадаев и русское национальное самоотрицание

    По воспоминаниям М. П. С–вой.

    Либеральное уподобление Тургенева Аскоченскому.- Бурные события эпохи.- Направление “Отечественных Записок”.- Громека и его заступничество за радикальные журналы.- Сатирические фельетоны Щедрина в “Современнике”.- Колебания в политическом направлении “Современника”.- Выходка против нигилистов.- Насмешка Щедрина над романом Чернышевского.- Первая схватка с “Русским Словом”.- “Лукошко глубокомыслия” и “бутерброды глубокомыслия”.- Отъезд Щедрина и решительная битва между обоими журналами.- Вмешательство Писарева.- Антонович и Писарев о Чернышевском.- Чернышевский о Чернышевском.- Победа “Русского Слова” и падение “Современника”.- Прекращение обоих журналов и возникновение новых изданий.

  • Воровский В.В.И. С. Тургенев как общественный деятель[1908]9kПублицистика, Критика

    Некрасов и Кони

    Некрасов и Белинский

    Некрасов и Тургенев

    Некрасов и Чернышевский

    Некрасов и Добролюбов

    Некрасов и Салтыков-Щедрин

    Некрасов и Елисеев

    Некрасов и Михайловский

    Текст первого издания: “Вестник Европы”, NoNo 11-12, 1884.

  • Зайцев Б.К.Жизнь Тургенева[1932]425kПроза, Биографическая проза

    Источник:
    Тургенев иван сергеевич
    Чертопханов и Недопюскин. Ермолай и мельничиха. Гамлет Щигровского уезда. Петр Петрович Каратаев. Касьян с Красивой мечи. Реформатор и русский немец “Нечто или Чемодан”
    http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/

    Тургенев Иван Сергеевич

    Иван Тургенев родился в старинной дворянской семье. Детство провел в основном в сельской местности, где и получил начальное образование. Рос на попечении «гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». Мать его Варвара Петровна, получив от дяди большое наследство, считалась самой богатой помещицей в губернии. Натура незаурядная и решительная, она к тому же отличалась крайней деспотичностью, правила «подданными» на манер самодержавной государыни – с «полицией» и «министрами», заседавшими в особых «учреждениях» и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (позже этот уклад был описан в рассказе Тургенева «Собственная господская контора»). Отец писателя Сергей Николаевич, красавец-гусар, женился на Варваре Петровне по расчету и семейными делами почти не занимался, а с 1830-х годов, после разлада с женой, жил отдельно.

    Надо сказать, что крутой нрав Варвары Петровны (ее уж точно никак не отнесешь к «тургеневским женщинам») распространялся не только на крепостных, живших в постоянном страхе, но и на сына. В то же время она была женщиной образованной и дала своим детям хорошее образование. С малых лет Тургенева вывозили за границу, а после переезда семейства в Москву в 1827 г. обучали лучшие педагоги. В общем, к моменту поступления в Московский университет Иван Тургенев уже говорил на французском, немецком, английском языках, сочинял стихи. Через год он перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1837 г. по словесному отделению философского факультета.

    К студенческому времени относится и первый известный литературный опыт Тургенева – романтическая драма в стихах «Стéно». Профессор российской словесности П. А. Плетнев, которому юноша показал поэму, нашел ее слабым подражанием Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть», и даже напечатал в своем журнале «Современник» два его стихотворения.

    Все это немного не вяжется с закрепившимся за Тургеневым образом трусоватого и малодушного толстяка. Именно во время путешествия на пароходе, которым Тургенев следовал в Германию, случился пожар, и пассажиры едва спаслись (событие, описанное в очерке «Пожар на море»). После того пожара, со ссылкой на одного из пассажиров, широко разошелся слух о трусости Тургенева – якобы он рвался в спасательную шлюпку к женщинам и детям, восклицая: «Умереть таким молодым!» Впрочем, эти слухи опровергает в своих воспоминаниях Е. В. Сухово-Кобылина.

    Так или иначе, но до Германии Тургенев добрался целым и невредимым. И вплоть до 1841 г. слушал лекции в Берлинском университете, где сблизился с кружком русских студентов, поклонников «системы Гегеля» (М. А. Бакунин, Т. Н. Грановский, Н. В. Станкевич и др.). Близким его другом надолго стал Бакунин (позднее Тургенев не раз гостил у его родственников в Премухино). И хотя отношения их закончились разрывом, Бакунин послужил прототипом Рудина в одноименном романе.

    В 1842 г. Тургенев сдал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии, но из-за закрытия кафедры философии в Московском университете преподавателем не стал. Отказавшись от защиты диссертации и научной деятельности, Тургенев до 1844 г. служил в чине коллежского секретаря в Министерстве внутренних дел. В мае 1841 г. Тургенев вернулся в Россию, собираясь преподавать философию.

    В ноябре 1843 г. произошло знакомство Тургенева с французской певицей Полиной Виардо. В Петербург приехала итальянская опера, давали «Севильского цирюльника». Иван Сергеевич увидел Виардо в роли Розины – и пропал навсегда. Последующие сорок лет, до самой смерти, Тургенев был связан с «проклятой цыганкой», как называла Виардо его мать. Он полюбил замужнюю и счастливую в браке иностранку, к тому же и не очень красивую.

    После этого чиновничьи заботы все меньше занимали Тургенева. Он все чаще брал «больничный» и выезжал вслед за Виардо за границу, пока в апреле 1845 г. окончательно не вышел в отставку и не уехал из России. В итоге, большую часть жизни он провел во Франции.

    Еще до отъезда за границу Тургенев отдал в «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Издатель Панаев напечатал его, сопроводив подзаголовком «Из записок охотника», чтобы расположить читателей к снисходительности. Очерк имел оглушительный успех, которого не предвидели ни автор, ни издатель. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 г. они выходят отдельной книгой под названием «Записки охотника». Именно эти маленькие рассказы и очерки, на которые сам писатель не возлагал особых надежд, и принесли ему настоящую славу. Наряду с «охотничьими» рассказами Тургенев пишет несколько пьес: «Нахлебник» (1848 г.), «Холостяк» (1849 г.), «Месяц в деревне» (1850 г.), «Провинциалка» (1850 г.).

    В 1850 г. Тургенев возвращается в Россию, в качестве автора и критика сотрудничает в «Современнике», бывшем тогда своеобразным центром русской литературной жизни. В 1852 г. под впечатлением смерти Н. Гоголя Тургенев публикует некролог, запрещенный цензурой. За это он подвергся месячному аресту, а затем был выслан в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. Во время ареста и ссылки Иван Сергеевич пишет повести «Муму» и «Постоялый двор» на «крестьянскую» тему.

    В 1853 г. Тургеневу разрешили приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено лишь в 1856-м. В это время его все больше занимает жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка». Работая над повестями, он подготовил переход к романам. Летом 1855 г. он написал «Рудина», в 1859 г. – «Дворянское гнездо», в 1860 г. – «Накануне», в 1862 г. – «Отцы и дети». «Дым» вышел в 1867-м, «Стихотворения в прозе» – в 1882-м. Тургенева называли «летописцем русской интеллигенции» за умение угадывать подспудные движения чувства и мысли культурного слоя русских людей. В своих романах (все они написаны на злобу дня) он воплощал не только уже существующие типы и идеалы, но и едва нарождающиеся.

    Несколько лет Тургенев ничего не писал. В 1865 г. он купил участок земли в Баден-Бадене, рядом с виллой Полины Виардо, и поселился в Европе уже навсегда, бывая в России только наездами.

    Под влиянием всеобщей моды на спиритизм Тургенев обратился к занимавшим его всегда потусторонним явлениям. Это увлечение воплотилось в его «таинственных повестях» («Собака», «Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич»), посвященных загадочным явлениям человеческой психики: гипнозу, внушению, присутствию душ умерших среди живых…

    В поздние годы Тургенев получил европейское признание. Вообще, его литературные интересы во многом теперь были связаны с Европой. Он тесно общается с ведущими французскими писателями: Г. Флобером, Ж. Санд, Э. Золя и др. В 1878 г. вместе с В. Гюго он председательствовал на международном литературном конгрессе в Париже, получил титул почетного профессора Оксфордского университета.

    Но до конца дней он оставался русским писателем. Согласно завещанию, тело Тургенева перевезли в Россию

    и 27 сентября (9 октября) 1883 г. похоронили на Волковом кладбище в Петербурге при огромном стечении народа. Похороны его обратились в демонстрацию. По словам П. В. Анненкова, «на могиле его сошлось целое поколение со словами умиления и благодарности как к писателю и человеку».

    Источник:
    Тургенев Иван Сергеевич
    Иван Тургенев родился в старинной дворянской семье. Детство провел в основном в сельской местности, где и получил начальное образование. Рос на попечении «гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев,
    http://top50.nameofrussia.ru/person.html?id=77

  • COMMENTS