Трудности общения

Трудности в общении

Фотогалерея: Трудности в общении

Специалисты по проблемам общения разделяют трудности в общении на две группы. Первая группа — субъективные; они переживаются одним из собеседников, но не всегда очевидны для другого и могут не проявляться в конкретной ситуации общения. Вторая группа — объективные; они проявляются в конкретной ситуации общения, очевидны для обоих собеседников и мешают им достичь поставленных целей, оставляя ощущение неудовлетворенности общением.

Примером субъективной проблемы в общении является застенчивость. А к объективным трудностям относятся трудности, которые связаны с уровнем коммуникативной грамотности одного или обоих собеседников.

Трудности в общении могут быть вызваны четырьмя основными группами причин. К ним относятся:

  • неадекватная оценка партнера по общению;
  • неадекватная самооценка;
  • использование неподходящих для данной ситуации способов общения;
  • постановка нереальных целей общения.

Трудности, вызванные первыми двумя группами причин, чаще всего являются субъективными, в то время как вторая группа причин обычно приводит к возникновению трудностей объективного характера.

Как решать проблемы в общении? Решение любой проблемы начинается с определения ее причин. Вам нужно понять, что именно вызывает ваши трудности в общении, а уже потом бороться с ними — если это в ваших силах. Вы можете справиться с трудностями, за которые несете ответственность лично вы или оба собеседника, но если проблемы вызваны поведением второго собеседника, вы мало что сможете сделать, если он сам не захочет пойти вам навстречу.

Очень сложно дать универсальный совет тем, кто хочет справиться с трудностями в общении. Список проблем, возникающих в процессе общения, и их причин очень длинный, каждой из проблем можно посвятить отдельную статью. Кому-то нормально общаться мешает застенчивость, а кому-то — излишняя болтливость. Кто-то не умеет кратко и четко формулировать свои мысли, а у кого-то плохо получается слушать и слышать собеседника. С каждой из этих проблем нужно бороться по-своему.

Если говорить в общем, то для того чтобы избежать большинства трудностей в общении, нужно развивать свое умение общаться. Общение — это не просто взаимный обмен фразами; очень большое значение имеет невербальная составляющая общения — не то, что говорят собеседники, а то, как они это говорят. Поза, жесты, мимика, интонации — все это оказывает большое влияние на исход общения.

Часто трудности в общении возникают потому, что один или оба собеседника пренебрегают элементарными правилами ведения беседы, начиная с выбора темы разговора и грамотностью и чистотой речи. Эти правила кажутся чем-то само собой разумеющимся, и именно поэтому о них часто забывают.

Чтобы предотвратить барьеры в общении, важно помнить, что в коммуникации принимают участие как минимум два человека, а успех общения зависит от всех собеседников. Успешное общение строится на уважении к партнерам по коммуникации — это самое главное, о чем вам нужно помнить.

Перечисленные выше советы касаются в основном объективных трудностей. Субъективные проблемы в общении, как мы уже говорили, у каждого свои, поэтому и подход к их решению должен быть индивидуальным. Если вы не можете справиться со своими проблемами самостоятельно, не бойтесь обратиться к специалисту: умение попросить помощи — вовсе не признак слабости, как многие думают. Для того чтобы осознать свою проблему и взяться за ее решение, нужна немалая смелость.

Источник:
Трудности в общении
Время от времени каждый человек испытывает трудности в общении. Каковы их причины и как бороться с этими трудностями?
http://strana-sovetov.com/psychology/7116-trudnosti-v-obshchenii.html

Трудности общения

Ульяновский государственный технический университет

ОБЩЕНИЯ: ОСНОВЫ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

Рецензенты: канд. пед. наук Н.Н. Никитина;

канд. техн. наук В.И. Приходько. Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.

Психологические трудности общения: основы психотехнологии: К 18 Учебное пособие.-Ульяновск, 2000. -52 с.

Освещены некоторые психологические трудности общения, психотехнологии общения, даны тесты для диагностики индивидуальных особенностей личности.

Предназначается для студентов направления 521500 «Менеджмент».

УДК 159.9 (075) ББК 88 я7

© Г.Г. Камардина, 2000 © Оформление. УлГТУ, 2000

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ 5

1.1. Барьеры, возникающие в общении 5

Чем объяснить все возрастающий в наши дни интерес к вопросам об-щения? Исследования связывают это с развитием и влиянием на разные формы общественной жизни таких наук, как кибернетика, теория информации. Многие люди связывают интерес к общению с возросшими сложностями современных производственных и коммерческих отношений.

Владение культурой общения -одно из важнейших профессиональных качеств личности в любой сфере деятельности.

1.1. Барьеры, возникающие в общении

Проблема трудностей межличностного общения привлекает в последнее время все большее внимание специалистов. Согласно выполненным исследованиям затрудненное общение представлено разнообразными характеристиками. Столь же многообразны в научной литературе и попытки классификации трудностей общения и вызывающих их причин.

Под психологическими трудностями общения следует понимать нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно, и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения.

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют их появлению. Ведь у партнеров по общению часто разные, нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Чтобы научиться успешно преодолевать такие психологические барьеры, необходимо вооружиться элементарными знаниями сущности потребностей, характеров, установок, темпераментов.

Потребность (в психологии)-состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования иразвития, и выступающее источником его активности.[9]

У индивида с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным. Ав другом случае ничтожный повод дает бурную вспышку:«реакция» вэтом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Для темперамента существенным является скорость протекания психических процессов, показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Процесс перехода от более быстрых темпов к медленным и, наоборот, от медленных к более быстрым осуществляется у всех людей по-разному: у одних более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других -как бы рывками, неравномерно, толчкообразно. Это особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов. [11]

Темперамент человека характеризуется впечатлительностью, силой и устойчивостью того воздействия, которое оказывается на человека. Особенности темперамента сказываются на впечатлительности человека: у одних бывает более, у других менее значительная. Различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление, даже сильное, оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность всегда индивидуальна у каждой личности, связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает.

Центральной особенностью темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью устойчивости действия.

Импульсивность -та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей. Темперамент особенно проявляется в скорости, ритме, темпе психомоторики человека -в его практических действиях, речи, выразительных движениях, походке, мимике, движении головы, манере вскинуть взгляд. Иногда кратковременная встреча с человеком говорит о особенностях его темперамента. Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности, свойственной человеку, от того, как в нервной системе сменяются два основных процесса -возбуждения и торможения. Люди имеют разные темпераменты, и это определяется рядом причин:

1. 1. у всех людей процессы возбуждения и торможения разнятся по силе, по интенсивности протекания;

2. 2. эти процессы могут быть как уравновешены, так и не уравновешены, т.е. один из них может преобладать;

3. 3. разной может быть подвижность нервной системы, т.е. быстрота смены

1. 1. Сила, интенсивность, степень активности нервных процессов. Эти процессы протекают у разных людей по-разному -от вялости, инертности и пассивной созерцательности на одном полюсе до высших проявлений энергии, до стремительности действия на другом.

2. 2. Степень возбудимости, динамические качества -быстрота, резкость, ритм, амплитуда движений и речи. Они могут варьироваться от высокой возбудимости и резкости до заторможенности и медлительности.

3. 3. Подвижность, впечатлительность, импульсивность.

1. 1. слабый, неуравновешенный, подвижный -нервический;

2. 2. слабый, неуравновешенный, малоподвижный -чувствительный;

3. 3. сильный, неуравновешенный, подвижный -холерик;

4. 4. сильный, неуравновешенный, малоподвижный -пылкий;

5. 5. сильный, уравновешенный, подвижный -сангвиник;

6. 6. сильный, уравновешенный, малоподвижный -флегматик;

7. 7. слабый, уравновешенный, подвижный -беспечный;

Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью. Сангвинический -слабой впечатлительностью и большой импульсивностью. Меланхолический -сильной впечатлительностью и малой импульсивностью.

Флегматический -слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Эта классическая схема вытекает из соотношения основных признаков темпераментов -впечатлительности и импульсивности. Исследования показывают, что сила и подвижность нервных процессов чаще всего связаны между собой. Поэтому многие исследователи объединяют компонент «сила и подвижность» в единую характеристику -экстраверсию, т.е. активность и подвижность, обращенность психики к внешнему миру. В отличие от интроверсии -слабости и малоподвижности, обращенности во внутренний мир.

Айзенк, составляя тест на тип темперамента, определял его по сочетанию двух факторов: экстра-или интроверсии и уравновешенности. У него получились четыре следующих сочетания: [10]

1. 1. экстравертированный, нестабильный -холерик;

2. 2. экстравертированный, стабильный -сангвиник;

3. 3. интровертированный, нестабильный -меланхолик;

4. 4. интровертированный, стабильный -флегматик.

Сангвиник -человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей интересов, взглядов, высокую приспосабливаемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отмечается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик -человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. Ипри серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Темперамент во всех своих проявлениях опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.

В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность, как свойство темперамента, может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; вдругом -на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость, втретьем -чувствительность в смысле сентиментальности.

Формирование характера на базе свойства темперамента существенно связано с направленностью личности.

Темперамент -динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера.

Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

1.3. Барьер характера

Характер (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать») -это те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Мы обычно говорим, что у человека хороший или плохой характер. Иногда мы говорим, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение. Другими словами, бесхарактерный человек -это человек, лишенный внутренней определенности. Каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером отличается прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающегося в определенности его действий и поступков. Знать характер человека -это знать те существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий.

Определенность характера -это не определенность вообще, а определенность по отношению к чему-то, к конкретной сфере значимых для человека жизненных отношений.

Определенность, составляющая сущность характера, может образоваться у человека по отношению к тому, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношения к миру и определяется.

Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Большой характер -это большая определенность в большом, она неизбежно скажется и в малом. Характер человека проявляется в его поведении, вего делах, поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Он зарождается, закладывается в мотивах его поведения, определяемых конкретной ситуацией.

Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действии, вего делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера.

Характер человека -результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях, обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Мотив поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируется в характере. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию, направленных на их закрепление поступков.

К характеру относятся не все относительные устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке ,по мере того как складывается его образ жизни, атолькотечерты, которые обусловливают по преимуществу его действия. К характеру относятся только те свойства, которые выражают направленность личности.

В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность.

Характер -это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Характер может выразиться в целях, которыеонсебеставит, в средствах или способах, которыми он их осуществляет, так и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Форма или способ поведения являются наиболее существенным или показательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения. Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении; в психологическом -в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т.е. избирательном отношении к вещам, к людям.

Не всякая ситуация дает ключ к пониманию характера. Для того чтобы выявить подлинный характер человека, важно найти те специфики ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный характер. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет ответственность за него.

В результате систематизации особенностей мышления людей, эмоциональных проявлений и мотивов поведения получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Е. Жариков и Е. Крупильницкий предлагают восемь основных психологических типов характеров: [10]

1. 1. лидер или доминирующий -(Д);

5. 5. пассивный -(П);

7. 7. мечтатель -(М);

1. 1. Я справляюсь с такими делами, когда надо убеждать, инструктировать, распоряжаться (Д).

2. 2. Я легко решаю алгебраические задачи (Л).

3. 3. Я бы не смог работать санитаром в больнице, так как не переношу грязи (Э).

4. 4. В любую минуту я готов сразить соперника удачной репликой или ответить на его выпад (Б).

5. 5. У меня мирные отношения с людьми, я избегаю споров и борьбы (П).

6. 6. Когда я оказываюсь неподвижным, меня тянет в сон (Н).

7. 7. Ялюблю мечтать, не задумываясь, насколько реальны мои мечты (М).

8. 8. Я быстро подмечаю слабые стороны человека, егоидейит.п.(С).

Источник:
Трудности общения
Актуальность проблемы психологических трудностей общения обу-словлена рядом обстоятельств. Прежде всего она определяется особенностью современного этапа развития нашего общества -приоритетом
http://spb-tei.ru/2006/04/12/trudnosti-obshhenija..html

Трудности общения

Освещены некоторые психологические трудности общения, психотехнологии общения, даны тесты для диагностики индивидуальных особенностей личности.

Предназначается для студентов направления 521500 «Менеджмент».

1.1. Барьеры, возникающие в общении 5

1.2. Барьер темперамента 7

1.3. Барьер характера 12

1.4. Барьер акцентуации характера 15

1.5. Барьер манеры общения 18

1.6. Барьер отрицательных эмоций 21

1.7. Барьер речи 25

Вопросы для самопроверки к главе 1 27

2.1. Общение с трудными людьми 28

2.2. Техника аутопсиходиагностика субъекта общения 32

2.3. Психотехника слушания 37

2.4. Краткая психологическая характеристика основных форм личности 38

2.5. Процедуры профессионально-управленческого алгоритма аутопсиходиагностики 41

2.6. Психологическая техника формирования аттракции 42

2.7. Психотехника «Создаем себе настроение» 46

2.8. Оружие для борьбы с неприятностями 47

Вопросы для самопроверки к главе 2 49

Чем объяснить все возрастающий в наши дни интерес к вопросам общения? Исследования связывают это с развитием и влиянием на разные формы общественной жизни таких наук, как кибернетика, теория информации. Многие люди связывают интерес к общению с возросшими сложностями современных производственных и коммерческих отношений.

Владение культурой общения — одно из важнейших профессиональных качеств личности в любой сфере деятельности.

Источник:
Трудности общения
Электронная библиотека учебников, Психологические трудности общения: основы психотехнологии (Камардина Г.Г.)
http://studentam.net/content/view/234/24/

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS