Традиционная семья

Многодетная и традиционная»: Учителя о курсе «семейного уклада» для школьников

«Многодетная и традиционная»: Учителя о курсе «семейного уклада» для школьников

Интервью: Елизавета Любавина

Разговоры о введении уроков «семейного счастья» в российскую школьную программу ходят не первый день — а в отдельных регионах «семьеведение» уже преподаётся как факультатив. Совсем недавно в открытом доступе появились методические рекомендации к курсу о семейном укладе для школьников. Его разработала общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» совместно с Минобрнауки. Для родителей же предусмотрен буклет «Мудрость сорока поколений о роли семьи в воспитании детей», плакат с цитатами Владимира Путина о семье и список сценариев для мероприятий с детьми.

Программа «семейного счастья» предполагает блоки «мужской и женской культуры» и «основ семейного уклада». Авторы уверенно оперируют такими понятиями, как «настоящий мужчина», «истинная женщина», «нравственно-духовные ориентиры», «семейные ценности и нормы поведения». Разработчики методики считают неблагоприятной тенденцией появление «новых форм брака» (например, «визитного брака» и «пробного брака»), порицают «вторичное безбрачие», то есть «безбрачие после развода или овдовения».

В содержание курсов не допускается включение пропаганды
«сексуальных извращений» и «иных явлений, направленных на разрушение традиционных семейных ценностей». А на плакате можно найти цитату Владимира Путина: «Многодетная, благополучная, традиционная семья должна вновь стать символом России».

Мы изучили материалы курса и попробовали разобраться вместе с учителями, психологами и юристом, к чему может привести «семейное счастье» в школах.

Я негативно отношусь к этой инициативе: она может принести дискомфорт детям, чьи семьи не попадают в категорию «благополучных». Я бы предпочла избегать подобных ярлыков. «Благополучность» семьи обычно основывается на финансовой стабильности и наличии двух родителей. Но зачастую оказывается, что внешне благополучные семьи скрывают в себе множество психологических конфликтов. При этом дети, чьи родители не живут вместе, могут чувствовать себя совершенно комфортно до тех пор, пока им не скажут: «Вы живёте в „неправильной“ семье».

Курс обществознания уже включает в себя блок занятий о семье — о её функциях и о семейном праве. В учебнике, по которому я занимаюсь, не прописано строгое разделение ролей — речь скорее о взаимопомощи и поддержке. Если мы решаем расширить этот разговор, то вместо того, чтобы учить детей играть навязанные роли, нужно помогать людям взаимодействовать. Семьёй может называться не только брак мужчины и женщины: две сестры, живущие вместе, — это тоже семья. Я бы говорила о межличностной коммуникации, но предложенная концепция, к сожалению, совсем не об этом.

Проводить подобные занятия не в компетенции учителя: педагоги начнут привносить в курс свои субъективные ценности и установки, при этом многие придерживаются «традиционных» взглядов. Прежде чем вести занятия о семье и отношениях, учителя должны проходить специальную подготовку. Но лучше если подобную инициативу организуют как психологический тренинг, вести который будут специалисты, а дети — посещать по желанию.

учитель истории и обществознания

Из поколения в поколение переходит непонимание того, как общаться внутри семьи и воспитывать детей. Многие родители действуют «по обычаю», а для них это советские привычки и традиции, хотя сейчас мы живём в других реалиях. Я считаю, что основы семейной психологии будут полезны современным школьникам. Создавая семью, многие действуют рефлективно или копируют модель родителей, не обращаясь к психологии, индивидуальному опыту и обстоятельствам.

В программе, по которой мы занимаемся на уроках обществознания, тема семьи сквозная. С пятиклассниками мы говорим о семейных традициях и праздниках, со временем переходим к теоретической части: обсуждаем виды семей — полигамные и моногамные модели в разных культурах, системы матриархата и патриархата, семьи разных народов (не все школы используют такую учебную программу. — Прим. ред.). Рассматриваем семейное право и экономику — учимся формировать бюджет.

Идею курса я считаю хорошей. Но чтобы реализовать её, нужны продуманные формы. Теоретический курс — это не более чем лишняя нагрузка и пустые лозунги. Практика — тренинги, мастер-классы, обсуждения и рефлексия — окажется полезной. Так можно разбирать реальные ситуации. Мне кажется странным и бесполезным просто заявить ученикам, что создавать семью хорошо, а дети — это счастье, не объяснив, как с ними общаться, какой бюджет нужен на воспитание ребёнка и что семья — это огромная работа. На уроках мы, например, начинаем с обсуждения, а затем переходим к практике: занимаемся тайм-менеджментом, чтобы понять, как распределять время, если у тебя есть семья, работа и ипотека.

Смысловая нагрузка должна зависеть от запроса — нужно смотреть, какие проблемы возникают у ребят или родителей, что их беспокоит. Сейчас школе не хватает индивидуального подхода. Услышать запрос, когда в твоём классе около тридцати человек, нелегко. Но чиновникам проще ввести новый курс — и заодно показать видимость своей работы, — чем проводить качественные изменения.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека.

Из сценариев мероприятий с детьми и родителями

Многодетная, благополучная, традиционная семья должна вновь стать символом России.

В. В. Путин, из наглядных материалов курса

Время и история не раз доказывали абсолютную ценность традиционных семейных устоев. Они всегда берегли и возвышали Россию, делали её могущественнее и сильнее, составляли нравственную основу нашего многонационального народа.

В. В. ПУТИН, ИЗ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ КУРСА

учитель истории и обществознания

Пока информация об этом нововведении в школу не поступала. Я ознакомилась с материалами и могу сказать, что это курс «ни о чём»: ценность семьи не закладывается извне, она постепенно формируется у ребёнка. Говорить, что многодетная и полная семья «благополучная», а остальные — нет, притом что многие дети растут без отцов, в приютах или с опекунами — значит давать повод для травм и так уже пострадавшей детской психике. Разговоры о том, что «полноценно», а что нет, как, впрочем, и навязываемая сейчас православная культура в многоконфессиональной стране — это повод для розни, конфликтов и агрессии.

Семейное право — то, что действительно полезно знать детям — уже включено в курс обществознания. Я считаю, что нам нужны не лекции, а реальные примеры. Общество должно уходить от двойных стандартов: учиться честно работать и поддерживать детей, а не воспитывать ребят, подчёркивая «ущербность» их семей.

Материалы заставляют задуматься и о вождизме: плакат с В. В. Путиным и его цитатами о семье — повод в очередной раз вернуться к этой проблеме.

когнитивно-поведенческая психотерапевтка, клиническая психологиня, основательница движения «Психология за права человека», феминистка

Для нашей страны характерна объективация подростков: система основана на том, что мы должны им что-то дать, так как сами они якобы не способны принять осознанное решение. Получается, что мы воспринимаем отдельную возрастную группу как несамостоятельную и пытаемся навязать ей свои идеи — прежде всего те, которые сейчас выгодны государственной системе.

Само обращение к традиционным ценностям поднимает вопрос о нормативности: почему мы пытаемся уложить всех людей на одну полочку? Курс апеллирует к понятиям «правильно/неправильно», «хорошо/плохо», «нормально/ненормально» — эта позиция не допускает разнообразия.

Во-первых, тема семьи актуальна не для всех. Мы стигматизируем тех, кому она как социальная ячейка неинтересна, и тех людей, чьи семейные отношения не складываются. Сейчас существует множество форматов партнёрств — навязывая один из них как правильный, мы не даём людям разобраться во всей палитре возможностей. Говоря о многодетных семьях как основе общества, мы забываем про женщин, которые не хотят или не могут иметь детей, и про многих интерсекс-людей.

Если говорить о влиянии подобной инициативы на детей, я бы развела всех подростков на три условные группы. Первая — ребята, которые просто останутся равнодушны. Вторая — те, кто будут впитывать информацию и развиваться в заданном векторе. Это может привести к категоричности и неприятию других. С другой стороны, для них это сильное ограничение опыта: если не показать им альтернативный путь, они могут не раскрыть множество внутренних возможностей и стремлений. В третью группу попадают ребята, чей опыт диссонирует с программой курса, — в этом случае велик риск развития тревожных и депрессивных расстройств.

Мой идеал — это курс, который говорил бы о разнообразии и о праве человека выбирать. Говорить, что гендер — социальный конструкт, а идентичность может не соответствовать полу. Полезнее воспитания нравственности курс сексуального просвещения: в стране с эпидемией ВИЧ неразумно обходить эту тему стороной. В разговоре про отношения нужно охватывать все их форматы: одинаково нормально испытывать чувства к одному человеку или к нескольким одновременно, своего или противоположного пола. Или мы говорим обо всём, или же оставляем человека самостоятельно разбираться со своим чувственным опытом.

Разрушение семьи — это разрушение естественного фундамента человеческой социализации. Разрушение института семьи по сути своей катастрофично, поскольку разрушение фамилистического способа репродукции может привести к формированию несемейного способа социализации.

ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе научиться в нём первым совестным движениям сердца; и подняться в нём к дальнейшим формам человеческого единения Родине и государству.

И. Ильин, цитата из методических рекомендаций

Сложны для понимания гражданские браки (по сути, сожительство), добровольная бездетность, гомосексуальные союзы.

В основе семьи лежит любовь. Любовь многогранная, любовь многоликая. Любовь мужчины и женщины. Любовь родителей и детей.

Из методических рекомендаций

педагог-психолог, заместитель директора по направлению деятельности отдела диагностики, консультирования и групповой работы ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Основной вопрос — в реализации программы. Что стоит за общими словами в методичках? Я считаю, что подобная инициатива — это хорошая идея, а школа может говорить о семье и отношениях. Но разрабатывать и вести программы должны компетентные психологи. Более того, автор тренинговой программы должен обучить специалистов, которым предстоит по ней работать.

Я не считаю, что нужна отдельная дисциплина. Я вижу этот проект как психологическую группу или тренинги, которые ребята смогут посещать по желанию. Это должно быть интерактивно и дискуссионно, а не назидательно. Тогда это было бы действительно полезно — сделать акцент на ответственном подходе к созданию и планированию семьи, коммуникативных навыках и уважении друг к другу. К тому же при разговоре о семье стоит быть очень аккуратным, особенно с младшими классами, чтобы ребята, живущие с одним родителем, не чувствовали себя ущемлёнными.

Сейчас активно обсуждается и другой вопрос — нужно ли сексуальное просвещение в школах. Я считаю, что да: ребята должны знать о личных границах и о том, что сказать нет — это нормально. Они ждут первого сексуального опыта, который зачастую оказывается травматичным. Это во многом обусловлено отсутствием просвещения. Но сейчас мы упираемся в нехватку специалистов.

Если блок «мужская и женская культура» подразумевает разделение ролей, то для семьи это скорее вред. К разводам может приводить в том числе и культивирование гендерных ролей: если женщина больше зарабатывает, а мужчина хотел бы реализоваться через заботу о детях, но не может этого сделать из-за социального давления, мы получаем причины для конфликтов.

учитель обществознания и истории

Понимание ситуации в семье — ключ к пониманию ребёнка. Первый вопрос, который задаст социальный педагог или школьный психолог, будет касаться именно семьи. Я считаю, что подобные инициативы нужны школе. Верю, что это сможет повлиять на отношение родителей к детям и, возможно, подтолкнёт их изменить общение внутри семьи.

Тему сексуального просвещения и гендерной теории можно раскрывать на классных часах: социальные роли сильно навязываются. Например, классная руководительница моей дочери говорит, что она ведёт себя «не как девочка»: может отстаивать свою позицию или резко высказываться. Мне не ясно, почему мальчику дозволено это делать, а девочке — нет. Я понимаю, что мы не можем обменяться с мужчинами репродуктивными функциями и отменить анатомию, но это не должно приводить к строго закреплённым ролям.

Цель курса — подготовить специалистов и родителей к работе по возрождению, укреплению и сохранению прогрессивных народных семейных традиций, к использованию полученных знаний в практике социального воспитания детей, что должно способствовать росту их самосознания, этнокультурной идентичности на основе общечеловеческих ценностей, а также укреплению российской семьи.

Из методических рекомендаций

Нравственные ценности, лежащие в основе семьи, в целом совпадают с общенациональными ценностями.

Источник:
Многодетная и традиционная»: Учителя о курсе «семейного уклада» для школьников
Что принесут детям уроки «семейного счастья» — Wonderzine
http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/235759-family-values

Традиционная семья

Традиционное право (обычное право) — это исторически первое системное правовое образование, к которому — с известной долей условности — применимо понятие «правовая система». Условность объясняется тем, что понятие «обычное право» относится к совокупности социальных норм, имеющих форму обычая, которые действуют не только в раннеклассовых, но и в предклассовых обществах. С точки зрения системности перед нами — незавершенное право, а порой и предправо или протоправо.

Правопонимание здесь еще слитно с космическим миропониманием. Эпоха обычно-традиционного права еще не знает юриспруденции как сферы профессиональной деятельности. Еще нет дифференциации норм обычно-традиционного права на отрасли. Поэтому оно не знает различий между гражданским деликтом и уголовные преступлением. Отсутствует вертикальная соподчиненность норм, ведь единственный источник права здесь — обычай. Роль государства в формировании и реализации права еще крайне слаба.

Обычное право возникает как право личное, а не территориальное и лишь со временем приобретает территориальный характер. Обязательная сила обычая, лежащего в его основе, происходит из признания его «своим» в рамках данной родовой, территориальной (соседские общины, города и т. д.) или профессиональной общности (например, среди торговцев). Так, обычное право общины понимается в Тропической Африке как «совокупность норм, признаваемых ее членами в качестве обязательных». Обычное право характерно для обществ с застойным характером развития, со слабо развитой (либо лишь формирующейся) государственностью. Оно понимается как элемент вечного и неизменного «мирового порядка», которому следовали многие поколения предков. В этом смысле оно есть форма (способ) консервации прошлого. Его локальная замкнутость и противоречивость всегда являлись препятствием на пути централизации государства.

Как элемент «мирового порядка» оно нерукотворно. Поэтому его не создают, его находят и применяют к конкретному делу. Правотворчество как таковое здесь отсутствует. Необходимые изменения в обычное право вносят с помощью толкования в процессе применения его норм.

В течение веков обычное право существовало как право устное — в форме пословиц, поговорок, мифов и т. д. Запись обычного права (в форме «варварских правд») была первым шагом к его унификации. По мере создания централизованных государств оно вытесняется законодательством государства.

В правовых системах современных развитых стран обычное право составило в ряде случаев основу самостоятельных комплексов правовых норм — таких, как торговое право, в том числе международное торговое право, английское общее право и т. д. Наконец, термин «обычное право» применяется здесь также к нормам обычно-правового происхождения.

Эпоха обычного права существовала в Европе до середины XI в. 27 , а в ряде районов современного мира продолжается и сегодня. Речь идет о регионах, где сохранились «пласты традиционных отношений. Это прежде всего Тропическая Африка. 28 Обычное право широко применяется также в ряде районов Афганистана, Йемена, Индии и т. д. В частности, в Индии племенные структуры, сохранившие обычное право, включают 45 млн. человек.

Высшей ценностью африканского традиционного общества считается дух коллективизма и взаимопомощи, понимаемый как его основа. Поэтому тяжбы между членами традиционных общностей разрешаются, прежде всего, на основе примирения сторон. Если спор создает угрозу единству большой семьи (например, спор по поводу наследства), он считается безнравственным.

Судебные функции обычно осуществляют племенные вожди. С установлением в указанных странах колониальных и полуколониальных режимов обычное право испытывает значительное влияние европейского права. Так, условием его действия становится соответствие норм обычного права колониальному законодательству и принципам европейского права.

Применение обычного права в колониальных судах вело к постепенному изменению обычного права под влиянием европейского права. Так, в судах при отсутствии необходимой Нормы вопрос решался с позиций европейского права. Апелляции по делам обычного (и вообще традиционного) права большей частью рассматривали судьи-европейцы, не знавшие этого права. Конфликт европейского и традиционного права разрешался, как правило, с позиций права метрополии.

Колонизаторами осуществлялась также, хотя и в явно недостаточных размерах, систематизация обычного права в ее первичных формах. Так, ряд сборников обычного права был подготовлен на английских и французских территориях в Африке. При этом упорядочение традиционных норм сводилось лишь к внешней обработке обычно-правового материала.

С достижением независимости в странах Тропической Африки сложился двоякий подход к проблеме обычного права. Одни из них проводят курс на его интеграцию путем включения обычно-правовых норм в законодательство и (или) санкционирование известной их части, другие — курс на запрет обычного права. Интеграция обычного права в национальную систему права характерна для англоязычных стран континента, а также ряда франкоязычных стран (Того, Бенин, Заир и т. д.). Обычное право признается здесь источником права. Его унификация и интеграция проводятся посредством как законодательства, так и судебной практики.

В англоязычных странах в качестве средства (канала) унификации и интеграции традиционного права, как и в колониальный период, используется судебный прецедент. При этом известная часть норм обычного права не включается в законодательство и сохраняет значение самостоятельного источника права в формальном смысле.

Применяются также первичные формы учета и систематизации обычного права (Кения, Танзания, Ботсвана и т. д.).

Действие обычного права запрещено в ряде стран французского языка (Котдивуар, Мали, Конго и т. д.). Однако и здесь оно нередко продолжает действовать в «чистом» виде в силу инерции традиционного правосознания, воспринимающего европейские нормы и принципы как явление чужеродное. 29

Источник:
Традиционная семья
Традиционное право (обычное право) — это исторически первое системное правовое образование, к которому — с известной долей условности — применимо понятие «правовая система». Условность объясняется
http://studfiles.net/preview/2876737/page:7/

Традиционная семья

Традицио?нная правова?я семья? (также семья? традицио?нного пра?ва либо систе?ма обы?чного пра?ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.

Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).

Термин «традиционная правовая семья» ввёл в научный оборот французский юрист Рене Давид, который более детально рассмотрел и охарактеризовал данную правовую систему [1] .

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц, на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.

В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:

  • Континентальная (Африка, Азия);
  • Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии и Микронезии).

Таким образом, островной регион Тихого океана является единственным водным регионом, где действует обычное право. На островах ни в акватории Атлантического океана, ни в акватории Индийского океана обычное право не действует (за исключением Мадагаскара).

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.

Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда [2] .

Система обычного права подразделяется на две большие группы:

  • Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.
  • Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Источник:
Традиционная семья
Традицио?нная правова?я семья? (также семья? традицио?нного пра?ва либо систе?ма обы?чного пра?ва ) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F

Традиционная семья в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности — Социология

Традиционная семья в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Гурджиян М.В.

В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи , сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Гурджиян М.В.,

The article presents the social and philosophical foundations of the traditional family functioning in the modern Russia. Basing on the study of the typical features of a traditional family , comparison of its principles and values with the features of a modern family, the author concludes that the traditional model of family, updated in accordance with the realities of today, should become a promising model of family relations organization in the Russian society taking into account traditions and mentality of the Russian people, and it will be positively received by the society.

Текст научной работы на тему «Традиционная семья в современном российском обществе»

?УДК 17.023.32(470 + 571) Гурджиян Мадонна Вартановна

аспирант кафедры философии Поволжского государственного технологического университета

ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Gurdzhiyan Madonna Vartanovna

PhD student, Philosophy Department, Volga Region State University of Technology

TRADITIONAL FAMILY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи, сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и мен-тальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.

традиционная семья, семейные отношения, семейные ценности, кризис семьи, патриархальная семья, духовность, стабильность брака, вера.

The article presents the social and philosophical foundations of the traditional family functioning in the modern Russia. Basing on the study of the typical features of a traditional family, comparison of its principles and values with the features of a modern family, the author concludes that the traditional model of family, updated in accordance with the realities of today, should become a promising model of family relations organization in the Russian society taking into account traditions and mentality of the Russian people, and it will be positively received by the society.

traditional family, family relations, family values, crisis of family, patriarchal family, spirituality, stability of marriage, faith.

Одной из ключевых причин обращения к вопросу о роли традиционной семьи в российском обществе представляется системный кризис семейных ценностей и отношений в современной России. Этот кризис проявляется прежде всего в сокращении числа ежегодно регистрируемых браков на фоне роста числа регистрируемых разводов. Кроме того, кризис семейных отношений отчетливо проявляется в низкой ценности детей в семьях: в 2014 г., по данным Росстата, среднее число рожденных детей составило 1,75, что, очевидно, не обеспечивает простого воспроизводства населения. Причин у данного явления, безусловно, немало, однако нельзя отрицать определенную обусловленность низкой рождаемости характером восприятия современным российским обществом семьи и семейных ценностей.

Приведенные обстоятельства делают вопросы, связанные с изучением роли семьи в современном обществе, восприятия обществом основополагающих семейных ценностей, важным направлением исследования множества наук. С социально-философской точки зрения интерес представляет вопрос о том, какая из моделей семейных отношений характеризуется наибольшей устойчивостью и призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе. При этом социальную философию в не меньшей степени волнуют вопросы о том, воспринимается ли указанная модель организации семейных отношений обществом положительно, каковы возможности ее пропаганды и популяризации.

Следует отметить, что в России сосуществуют три типа семьи: традиционный (патриархальный), детоцентрический и супружеский. У каждой модели семейных отношений свой пик популярности, этап доминирования. Так, до Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья с доминирующим авторитетом мужчины в доме, с послевоенных лет — детоцентрические семьи, в которых дети представляли центр интересов семьи, благополучия и сохранения брака. Начиная с 90-х гг. формируются супружеские пары, в которых доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества жизни супругов.

В специальной литературе указываются сущностные признаки традиционной семьи. Как отмечает Ю.Е. Коростылева, «традиционная семья — это большая семья, в которой представители не одного поколения проживают в одном доме и занимаются коллективным трудом (общим делом). Традиционная семья основана на патриархальном идеале» [1, с. 31].

Дополнительно подчеркнем, что само по себе понятие «традиционная семья» применительно к поликультурному российскому обществу не является монолитной конструкцией. Российское общество, как на предыдущих исторических этапах развития, так и сегодня, состоит из сотен этносов, исповедующих десятки различных религий, проживающих компактно или рассеянно на разных территориях. В то же время исследования позволяют выделить некоторые общие признаки традиционной семьи для полиэтнического, поликультурного и полирелигиозного российского социума.

В частности, сущностные основы традиционной семьи основаны на патриархальном идеале, а именно уважении к родителям и старшим, служении ближнему, почитании памяти своих предков и семейных святынь, выполнении семейных, профессиональных и гражданских ролей, то есть личность воспринимается и на уровне сознания и моделей поведения. Еще в первой половине XX в. философ Иван Ильин писал о тесной связи личностных и семейных ценностей: «Духовный кризис подрывает семью; если духовность колеблется в семье, она начинает слабеть и вырождаться в человеческих отношениях» [3].

Приведенное описание достаточно ярко характеризует концентрацию в рамках традиционной семьи многочисленных социально-положительных элементов, включая высокие нравственные основы формирования семейных отношений, преемственность поколений и комплексность морально-этического и духовного воспитания в семье. Указанные характеристики пребывают в дефиците в современной российской семье, на что указывают как приведенные выше статистические данные, так и наблюдения многочисленных авторов.

А.В. Ковалева с сожалением констатирует: «В настоящее время традиционная семья в том виде, какой мы знали ее в былые времена, практически полностью ушла в прошлое, сохранив лишь отдаленно напоминающие ее характеристики. Происходящие процессы отражаются на семье как целостной единице, и в частности на семейных отношениях. Семья претерпевает трансформационные процессы семейно-брачных отношений, это изменение структуры и численности семьи, образование новых ценностных ориентаций и новых нормативных семейных кризисов и многое другое. Изменяя свои формы, семья приобретает новые характеристики, отдельные из которых порождают определенные риски в ее благополучии. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на жизнеспособность семьи в современном мире» [4, с. 267].

Причины трансформации традиционной семьи в детоцентрическую, а затем в супружескую преимущественно очевидны и достаточно хорошо осмыслены различными исследователями.

Можно сказать, что в основе современной российской семьи лежат не специфические функции семьи, которые имманентно исходят из ее сущности и отражают специфику семьи как социального феномена (воспроизводство, содержание и воспитание детей), а производные, неспецифические ценности и потребности, в частности получать и отдавать любовь и заботу, обеспечивать душевный комфорт. Данное обстоятельство, очевидно, и породило забвение традиционной семьи в современном обществе: для осуществления неспецифических функций семья не требуется в принципе — получать и отдавать любовь и заботу, иметь душевный комфорт, сексуальные отношения, детей, пребывать в общем благополучии с известной степенью успешности можно и вне семьи.

Анализ этих негативных тенденций приводит к выводу о том, что для современного общества именно традиционная семья является единственной моделью семейных отношений, способной преодолеть кризис в данной сфере, существенно повысить значимость и роль семейных ценностей. Примечательно, что исследования выявляют тенденцию к усилению положительного восприятия традиционной семьи и семейных ценностей российским обществом, причем не только той ее частью, которая проживает в религиозной и социокультурной среде с хорошо сохранившимися элементами традиционного уклада семейной жизни [5].

Следовательно, общественное признание требуется именно традиционным семьям, и государство и общество должно оказывать им всемерную поддержку. Речь, безусловно, не идет о насильственном насаждении идеалов традиционной семьи в российском обществе. Здесь надлежит учитывать и светский характер Российского государства, свободу вероисповедания, и определенные черты традиционной семьи, такие как низкая социальная и географическая мобильность, делающие данную модель семейных отношений недостижимым идеалом в текущих общественно-экономических условиях. Наконец, современное общество может оказаться не готовым принять такие черты традиционной семьи, как фактический запрет абортов, выбор супруга по предписанию родителей, жесткое табу на предупреждение и прерывание беременности.

Однако полагаем, что духовность и коллективизм, традиционно присущие русской менталь-ности, должны и могут стать фундаментом возрождения модели традиционной семьи в российском обществе. Организация жизни по принципу многопоколенности семьи с преимущественной ценностью родства, думается, ни в коей мере не противоречит современным правовым и нравственным ориентирам, а в отношении других особенностей традиционной семьи еще предстоит прийти к общественному консенсусу, результатами которого могут быть как трансформация правовых и моральных норм (включая отношение к абортам и разводам), так и гибкость обновленной модели традиционной семьи (допустимость разводов и абортов при определенных условиях, повышение роли женщин в семейном управлении, выход семейного труда за рамки домохозяйства).

Таким образом, традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в современном российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа, призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе и, очевидно, будет позитивно воспринята социумом.

1. Коростелева Ю.Е. Патриархальный идеал как основа традиционной семьи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3, № 1. С. 31-33.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб., 2008.

4. Ковалева А.В. Негативные факторы трансформации традиционной семьи в современную // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6, № 1. С. 265-272.

5. Голова А. Социально-экономические механизмы разрушения традиционных семейных отношений // Общество и экономика. 2013. № 9. C. 178-186.

1. Korostelyova, YE 2015, ‘The patriarchal ideal of the traditional family as the basis’, Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

2. Korostelyova, YE 2015, ‘The patriarchal ideal of the traditional family as the basis’, Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

3. Ilyin, IA 2008, The path of spiritual renewal, St. Petersburg.

4. Kovaleva, AV 2015, ‘Negative factors of transformation of the traditional family in the modern’, Scientific notes of TOSU, vol. 6, no. 1, p. 265-272.

5. Golova, A 2013, ‘Socio-economic mechanisms of destruction of traditional family relations’, Society and economy, no. 9, p. 178-186.

Источник:
Традиционная семья в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности — Социология
В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи, сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.
http://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-semya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve

(Visited 11 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если водолей любит по настоящему Водолей, не робей! Как влюбить в себя мужчину ВодолеяВодолей, не робей! Как влюбить в себя… (3)

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (3)

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (3)

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (3)

Как помириться с женой если дело дошло до развода Как помириться с бывшей женой: золотые советы Не ломайте голову над тем, кто же из… (2)

COMMENTS