Теория зигмунда фрейда о личности

Теория зигмунда фрейда о личности

Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда, его вклад в психологическое направление социологии. Исследование психологом человеческой сущности, конфликтности его природы. Оценка влияния теории Фрейда о структуре человеческой личности на развитие социологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В начале XX столетия одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения неврозов — психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд развил свои идеи, в частности в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии. Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм) существенно повлияла на традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

В своей Автобиографии Зигмунд Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1956 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем. О моих предках с отцовской стороны я знаю, что они некогда обитали в рейнских землях в Кельне; в связи с очередным преследованием евреев в XVI или XV веках семейство перебралось на Восток, и на протяжении XIX в. оно переместилось из Литвы через Галицию в немецкоязычные страны, в Австрию». См.: З. Фрейд. Автобиография. В кн.: Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 1992. С. 91-92.

Вся жизнь Фрейда связана с Австрией — сначала с Австро-Венгрией, затем, после распада «лоскутной империи» в результате первой мировой войны, с Австрийской республикой. Точнее говоря, исключая прошедшее в Моравии и в Лейпциге раннее детство и вынужденную эмиграцию в старости, Фрейд провел свою жизнь в Вене. Здесь он окончил сначала гимназию, а потом медицинский факультет Венского университета, здесь им был создан психоанализ.

В общественном мнении Зигмунд Фрейд стоит в одном ряду с Коперником и Эйнштейном, считается одним из самых бесстрашных умов мировой науки, ученым-революционером, совершившим дерзкий интеллектуальный прорыв в сферы «глубинной психологии», куда до него наука почти не проникала.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Из этой гипотезы, как мы видим, также вытекает, что феномен, обозначенный Фрейдом как «Эдипов комплекс», был присущ человеку с момента его возникновения и является чуть ли не субстанциональным началом и базисом человеческого бытия. По мнению Фрейда, разработанный им комплекс Эдипа действительно играет наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека. Исследуя сновидения своих пациентов, ученый обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о снах, основным мотивом которых была половая связь с матерью. Усмотрев в этом определенную тенденцию, З. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Существенно важную роль в организации человеческого поведения в норме и патологии ученый отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх смерти и чувство вины.

Наблюдая за своими пациентами, Фрейд обратил внимание на то, что когда больному ставились известные задачи, он испытывал затруднения, находясь во власти сопротивления, которого не осознавал. Даже если пациент чувствовал при этом неудовольствие и догадывался, что в нем действует какое-то сопротивление, он все равно не мог ни назвать, ни указать его. Поскольку это сопротивление, по мнению Фрейда, исходило несомненно из Я, то ученый сделал вывод, что в самом Я есть «нечто такое, что… бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т.е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание…». З. Фрейд. Я и Оно. В кн.: Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. С. 428 Это вытеснение в Я происходит из другой сферы, с которой Я непосредственно связано и которую Фрейд предложил назвать «Оно».

Таким образом, по мнению Фрейда, отделение «Сверх-Я» от «Я» отражает черты как индивидуального, так и родового развития: сообщая родительскому влиянию длительное выражение, оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением. Впоследствии «Я-Идеал» формируется также под влиянием других людей и выступает в итоге как продукт культуры, складывающейся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств. «В… ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины». Там же. С. 439.

Рассматривая взаимодействие сфер личности, Зигмунд Фрейд указывал на извечную и непреодолимую противоречивость этого процесса: «Я-идеал является… наследником Эдипова комплекса и… самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо. Выставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. В то время как Я является преимущественно представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира или Оно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и Я-идеалом в конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров». Там же. С. 439.

Как психоаналитик Фрейд объяснял чувство вины у неврастеников влиянием «Сверх-Я». С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривается в том, чтобы освободить «Я» от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил «Я» спасается с помощью специальных «защитных механизмов», образовавшихся в результате эволюции человека.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты ее бытия, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важные значения всем сферам личности и механизму их взаимодействия, ученый вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психологический конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает одним из способов разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» — «Я» — сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.

В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалась многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем стоит отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему установить не только их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в формировании характера личности, ученый высказал предположение о существовании различных видов характеров и их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду, эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом следует подчеркнуть, что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

В целом теория личности Зигмунда Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотря на наличие в них догматической психосексуализации и множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как на изменяющееся во времени, структурированное, противоречивое динамическое образование.

Источник:
Теория зигмунда фрейда о личности
Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда, его вклад в психологическое направление социологии. Исследование психологом человеческой сущности, конфликтности его природы. Оценка влияния теории Фрейда о структуре человеческой личности на развитие социологии.
http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0a65625b2bc68b5c43a89521206d27_0.html

Теория Фрейда

В наши дни нет, наверное, человека, который не слышал о Зигмунде Фрейде (1856-1939). Это австрийский психолог, невролог и психиатр. Именно он является "отцом" психоанализа, который оказал огромное влияние не только на медицину, но и на социологию, искусство, литературу. Австриец внёс большой вклад в понимание причинно-следственных связей поведенческих функций личности. Благодаря этому, стало более ясно, почему человек думает, чувствует, поступает именно так, а не иначе.

Для одних специалистов теория Фрейда является образцом понимания человеческой сущности, для других – конъюнктурщиной, не имеющей под собой никакой рациональной основы. Однако, несмотря на агрессивно настроенных оппонентов, всемирное признание налицо. Поэтому находится немало людей, желающих ознакомиться с работами австрийского психолога. Но рассмотреть в полном объёме труды Фрейда в рамках одной статьи невозможно. Во-первых, они предназначается для специалистов, а во-вторых, слишком обширны и многогранны. Поэтому в сжатой форме ознакомимся лишь с основными постулатами и выкладками, отражающими суть фрейдовской теории.

Зигмунд Фрейд был убеждён, что всё, о чём мы думаем и переживаем, имеет свою первопричину. Это означает, что в поведении человека не бывает случайных поступков. В глубинах нашего сознания находятся скрытые источники, побуждающие совершать те или иные действия. Глубины сознания – это подсознание. Именно оно и играет определяющую роль в нашей жизни. Нам кажется, что мы разумны, рациональны, отдаём отчёт своим действиям. Однако в действительности это лишь внешняя оболочка, под которой скрыт огромный пласт непознанного.

Теория Фрейда утверждает, что все мы родом из детства. Именно в первые 5-6 лет жизни закладываются основы человеческого характера. Иными словами, создаётся фундамент, на котором уже строится здание. При этом строительные работы ведутся всю жизнь. Что-то меняется, убирается, достраивается. А вот фундамент незыблем. Его просто нельзя трогать, так как тогда всё здание рухнет.

Далее следует сказать, что в трудах почтенного австрийца большое значение придаётся сексу. Но в это понятие Фрейд включал не примитивное совокупление двух тел, а целый мир человеческих удовольствий, чувств и страстей. Что касается половой жизни, то она является лишь частью многогранной и прекрасной действительности, формирование которой происходит в первый годы человеческой жизни.

Ребёнок утоляет голод не только потому, что это является физиологической потребностью организма, но и потому, что поглощение пищи доставляет ему наслаждение. Он начинает испытывать любовь к тем, кто баюкает его, ласкает, вытирает, то есть даёт физические радости. Они сочетаются с духовной пищей, когда общение с человеком доставляет малышу удовольствие.

По мере взросления ребёнок обнаруживает, что его половые органы чрезвычайно чувствительные. Это уже следующий этап развития личности. Но по своей сути он является продолжением предыдущего процесса, в основе которого лежат физические наслаждения. Способность любить и характер этой любви становятся основой сексуального воспитания.

С раннего детства каждого человека постоянно побуждают отказываться от чего-то любимого. Малыш любит оправляться, когда ему заблагорассудится и игнорирует туалет, но по мере взросления ему запрещают это делать. Ребёнок хочет выразить свой протест, а ему напоминают, что плачут лишь маленькие дети.

Количество ограничений с возрастом растёт, а требования повышаются. Дети не любят рано вставать, но их заставляют это делать, потому что нужно идти в детский сад. И постепенно в сознании маленького человека формируется уверенность, что заслужить любовь окружающих можно лишь, не возражая им. Происходит подавление своих чувство и желаний в угоду другим людям.

Человек растёт, становится взрослым. Он достигает психологической зрелости, а иногда, наоборот, направляет свои силы на удовлетворение всё тех же детских желаний. Разница заключается лишь в том, что они несколько видоизменяются в зависимости от психического и интеллектуального развития личности.

Кто-то может с наслаждением предаваться чревоугодию. Для этих целей он использует свой рот, через который и получает наслаждение. А другой индивидуум становится блестящим оратором. В этом случае используется тот же орган, но он приносит наслаждение уже в иной плоскости. Первый человек ограничивается примитивным удовольствием в ущерб подлинным радостям. Второй достигает наивысшей гармонии в своих желаниях. При этом оба используют одну и ту же часть лица.

Теория Фрейда описывает множество вариантов замены детских желаний более зрелыми и взрослыми. Такие процессы он назвал "механизмами адаптации". В их основе лежат устремления маленького ребёнка, претерпевшие трансформацию в результате определённого жизненного опыта и возраста. Это лишний раз подчёркивает, что каждый человекбольшой ребёнок. Если с него сорвать груз лет и лишнюю шелуху, то на свет появится очаровательный малыш со своими детскими пристрастиями и желаниями.

Другой основополагающий момент психоанализаналичие в сознании человека самых разнообразных конфликтов. Это означает, что в психике каждого человека идёт непрестанная борьба противоборствующих сил. Это жадность и щедрость, добро и зло, легкомыслие и основательность, порок и целомудрие. Данный перечень можно продолжать очень долго. Это нужно обязательно помнить для того, чтобы лучше познать свой внутренний мир и раскрыть свою истинную природу. Ведь иногда человек знает себя очень плохо и не может даже представить, на что он способен в той или иной ситуации.

Основная задача теории Фрейда заключается в создании универсальной методики, способной помочь человеку решить его жизненные проблемы. Психоанализ и старается по мере сил справиться с тем грузом проблем, который давит на психику и мешает каждому из нас почувствовать себя по-настоящему счастливым. Фрейдовские методы подсказывают, как переосмыслить самые глубинные свои желания. Внешне они регулярно проявляются в повседневном поведении, но вот так сразу определить их очень сложно.

Поэтому люди иногда годами ходят к психоаналитику. Даёт ли пользу такое лечение? Всё зависит от конкретного человека, от его желания познать свой внутренний мир и измениться к лучшему. Чтобы был положительный результат, нужно в первую очередь верить в эффективность психоанализа, а стало быть, и в самого австрийца, придумавшего его. Если же относиться ко всему этому несерьёзно или с иронией, то позитивный итог никогда не наступит, а теория Фрейда так и останется теорией и не обретёт практическую ценность.

Источник:
Теория Фрейда
Теория Фрейда является основой психоанализа. Базируется она на том, что все мысли и переживания людей имеют первопричину, заложенную в подсознании.
http://www.factruz.ru/brain_human/freud-theory.htm

(Visited 11 times, 1 visits today)

Популярные записи:

COMMENTS