Стадии развития личности по фрейду

Психоаналитическая теория а

Психоаналитическая теория З. Фрейда ВВЕДЕНИЕ Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В.

Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.

Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического — в неосознанном. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода.

Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Почти за 45 активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал Первую развернутую теорию личности Обширную систему клинических наблюдений Оригинальный метод лечения невротических расстройств. Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими либо другими средствами.

Далее мы рассмотрим психодинамическую теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких как психоаналитическая терапия, психоанализ и многое другое. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА Психоанализ основные концепции и принципы Термин психоанализ имеет три значения Теория личности и психопатологии Метод терапии личностных расстройств Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов.

Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую топографическую модель.

Психодинамическое направление в теории личности Содержание Нормативная часть Психология личности как наука о человеке Исторические представления о характере и темпераменте Исследования личности в дореволюционный и советский периоды Индивидуальная теория

в психоанализ Содержание Введение 1. Психодинамическая теория личности как основа психоанализа 2. Психосексуальные стадии развития 3. Психоаналитическая терапия 4. Развитие психоанализа Список использованной литературы Введение Психоанализ это психотерапевтический метод, разработанный З.

…2 Структура личности… 4 Движущие силы поведения….6 На грани внутреннего взрыва… 7 Защитные механизмы личности… 8 Первозначность развития личности через внутреннюю суть человека… 10 Психоанализ З. Фрейда….11 Прорыв в бессознательное…13 Заключение….14

в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей.

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка — это путь к успешной сдаче.

Источник:
Психоаналитическая теория а
Психоаналитическая теория З. Фрейда ВВЕДЕНИЕ Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики
http://5ballov.qip.ru/referats/preview/19746/?referat-psihoanaliticheskaya-teoriya-z-freyda

Психосексуальное развитие личности

Формирование личности с точки зрения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Теория либидо, стадии развития личности и влияние сексуальных инстинктов. Возрастные периоды становления и динамики сексуальности. Девиации психосексуального развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Формирование личности с точки зрения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда.

1.1. Теория либидо. Структурная модель развития личности Зигмунда Фрейда.

1.2. Психосексуальные стадии развития личности. Эдипов комплекс и комплекс Электры.

2. Современное виденье психосексуального развития личности. Влияние психосексуального развития на становление и развитие личности в целом.

Список используемой литературы

В настоящее время существует много различных психологических школ по-своему определяющих этапы развития личности и причины лежащие в основе этого развития. Для того, что выяснить, как психосексуальное развитие влияет на становление и развитие личности в целом, рассмотрим теоретические аспекты психоаналитической теории З. Фрейда, где психосексуальное развитие отождествлял с развитием личности, а также современный подход о психосексуальном развитии человека

С точки зрения З. Фрейда психосексуальное развитие это — период жизни человека, на протяжении которого формируется половое самосознание, половое поведение и психосексуальные ориентации личности

Личность человека развивается на протяжении всей его жизни. Личность и процесс ее формирования — это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению. Несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается, и процесс ее становления протекает всю жизнь.

Термин «психосексуальный» подчеркивает, что главный фактор формирования личности — это сексуальный инстинкт.

Цели данной работы: рассмотрение вопроса о психосексуальном развитии личности и его влиянии на становление развития личности в целом.

Основные задачи: анализ научной литературы по данной теме; раскрыть основные понятия; подвести качественные выводы по изученному материалу.

1. Формирование личности с точки зрения психоаналитической теории Зигмунда. Фрейда

Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым аэрогенной зоной. В каком-смысле все тело представляет собой одну большую аэрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус, и половые органы. Фрейд был убежден в том, что аэрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения, и что манипуляции в области этих зон, ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.

На основе общих тезисов психоанализа 3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

Концепция Фрейда — ID, Эго и Суперэго приобрела известность в популярной культуре, несмотря на отсутствие поддержки и значительный скептицизм многих исследователей. Согласно Фрейду, из трех элементов личности, известные как ID, Эго и Суперэго — совместной работе по созданию сложного человеческого поведения.

ЭГО (Лат. «ego» — «я») компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, « исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение Некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики — суперэго.

Суперэго («Super-Ego» — Сверх — Я) последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Суперэго служит судьей или цензором поступков и мыслей эго. Это хранилище моральных норм поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести суперэго выполняет роль по ограничению, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения — это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или запрещений. Суперэго рaзрабaтывает, рaзвивaет и утверждает моральные нормы личности [7, c.112].

И так согласно теории З. Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Оно, Я и Сверх-Я. Оно, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия, а развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

1.2 Психосексуальные стадии развития личности. Эдипов комплекс и комплекс Электры

З. Фрейд утверждал, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Оральная стадия. Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него — единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями.

Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта — включая губы, язык и связанные с ними структуры — становится главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания — всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами — источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве прототипов каждого акта сексуального удовлетворения в будущем [5, c. 89].

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.

Фаллическая стадия. Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок чувствует «сексуальное» возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между самими родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца [8, c.145].

Латентный период. В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сексуальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично — к появлению в его личности структур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Генитальная стадия. С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта [8, c.150].

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника) — в основном, таким же образом, как это происходит при разрешении эдипова комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечение юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

2. Современное виденье психосексуального развития личности. Влияние психосексуального развития на становление и развитие личности в целом

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. Условно можно выделить следующие возрастные периоды становления и динамики сексуальности.

1.Парапубертатный период (1—7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития).

2. Препубертатный период (7—13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития).

3. Пубертатный период (12—18 лет) — самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития).

4. Переходный период становления сексуальности (16—26 лет) характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов (последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо).

5. Период зрелой сексуальности (26—55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером.

6. Инволюционный период (51—70 лет) — снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий).

Психосексуальное развитие охватывает первые четыре возрастных периода, а его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности. При этом формируются половое самосознание и поведение, психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа психосексуального развития.

Разделение психосексуального развития на этапы условно, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой динамичные структуры, меняющиеся не только в процессе их формирования, но и в течение всей последующей жизни, хотя основы всех компонентов сексуальности закладываются при их становлении.

Преждевременное психосексуальное развитие — раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. Основными его причинами являются соматические, психические и микросоциальные факторы.

К девиациям психосексуального развития относят следующие: нарушения полового самосознания (аутоидентификации), проявляющиеся различными вариантами транссексуализма. Нарушения стереотипа полоролевого поведения. К ним относятся: а) трансформация полоролевого поведения — формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании; б) гиперролевое поведение, характеризующееся чрезмерной акцентуацией некоторых особенностей половой роли. Нарушения психосексуальных ориентации — искажения направленности полового влечения и форм его реализации, то есть «половые извращения», «сексуальные перверсии», «парафилии».

Различают нарушения психосексуальных ориентации по объекту, возрасту и полу объекта. К нарушениям психосексуальных ориентации по объекту (замещающие нормальный объект) относятся нарциссизм, эксгибиционизм, скопофилия, фетишизм, зоофилия, некрофилия; к нарушениям психосексуальных ориентации по возрасту объекта — педофилия, эфебофилия, геронтофилия; к нарушениям психосексуальных ориентации по полу объекта — гомосексуализм.

Фоном, способствующим становлению нарушения психосексуальных ориентации и определяющим их выраженность, а в ряде случаев и клиническую картину, служат различные варианты психосексуального дизонтогенеза, которые заключаются в нарушении сроков и темпов становления сексуальности и в искажениях полоролевого поведения. В зависимости от фона выделяют следующие группы перверсий.

Транзиторные, заместительные парафилии наблюдаются при невозможности адекватно реализовать половое влечение (период юношеской гиперсексуальности, длительная изоляция в однополых коллективах, сексуальные расстройства и т. д.). Обычно они сочетаются с нормальным психосексуальным развитием и при первой же возможности половая жизнь нормализуется. Длительно существующие заместительные перверсии могут перерасти в истинные.

Перверсии, формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития. В этих случаях психосексуальные ориентации формируются в более ранние возрастные периоды (парапубертатный и препубертатный), вследствие чего искажаются сексуальные проявления, свойственные возрасту.

Многие отклонения в функционировании взрослых являются последствиями превратностей развития ранней детской сексуальности Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.

Список используемой литературы

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб.заведений: М.: изд.центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

2. Хьелл Л., Зеглер Д., Теории личности — СПб.: Питер, 2001. — 608с.

3. Райгородский Д.Я. Психология личности. Отечественная психология: Учебник для вузов. Издательство БАХРАХ-М, 2008. — 544 с.

4. Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008. — 251 с.

5. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — 356 с.

6. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. — Минск, 1997. — 456 с.

7. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — 372 с

8. Фрейд З. Психология сексуальности. Мн.: «Прамеб». 1993. — 289 с.

9. Шнабель З. Мужчина и женщина. Интимные отношения — 2 изд. Кишенев, 2000. — 350 с.

Источник:
Психосексуальное развитие личности
Формирование личности с точки зрения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Теория либидо, стадии развития личности и влияние сексуальных инстинктов. Возрастные периоды становления и динамики сексуальности. Девиации психосексуального развития.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00086779_0.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как легче перенести развод Как легче перенести развод В каком возрасте ребенок легче переносит развод родителей? Прав ли он.… (1)

Как наладить отношения со снохой Как наладить отношения со снохой? Мирослава Всего вам доброго, Елена, мудрости, спокойствия и удачи! Будет… (1)

Гостевой брак: достоинства и недостатки Личная свобода — следующее достоинство гостевого брака. Не нужно менять привычного образа жизни, «прогибаться» под… (1)

Поздравление парню на полгода отношений своими словами Поздравления на полгода (6 месяцев) отношенийПолгода существует пара,И с этим поздравляю я,И от души вам… (1)

Ласковые слова ребенку мальчику Ласковые слова детям, добрые прозвища и детский лепетЛасковые слова детям, добрые прозвища и детский лепет… (1)

COMMENTS