Смысловая память

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ» в других словарях:

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ. См. смысловая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

память смысловая — см. Память логическая … Большой медицинский словарь

Память семантическая — память на значения (слов, предметов и др.). Некоторые авторы относят эту память к долговременной. Синоним: Референтная память, Смысловая память, Логическая память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ — СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ. Вид памяти, который основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов и явлений. В противоположность С. п. механическая память основывается на единичных… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

смысловая память — память, основанная на выделении и запоминании смысловых вех в речевом произведении … Толковый переводоведческий словарь

Смысловая память — память на мысли, в том числе на смысл полученной информации … Психология человека: словарь терминов

Память — I Память способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической… … Медицинская энциклопедия

память логическая — (син.: П. логически смысловая, П. смысловая) П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.) … Большой медицинский словарь

Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

В младшем школьном возрасте память, как и все дру­гие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты про­извольности, становясь сознательно регулируемой и опос­редованной. «Память в этом возрасте становится мысля­щей» (Д.Б. Эльконин, 1989, с 56).

Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффектив­ности, высокий уровень которой необходим при выпол­нении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен мно­гое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.

Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном счете на от­ношение к учебе и школе.

Психологи различают кратковременную и долговремен­ную память, а также виды памяти в зависимости от харак­тера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных ус­ловиях, так как в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например:

а) зрительная память необходима для выполнения ра­боты по образцу (списывание с доски, работа с пропися­ми, с последующим продолжением по памяти);

б) слуховая память – для работы по словесной инст­рукции с указанием порядка выполнения задания: напи­сание под диктовку элементов букв, рисование под дик­товку геометрических узоров по клеточкам и т.п.;

в) логическая память – для запоминания последова­тельности слов, которые могут быть объединены в смыс­ловые группировки, последовательности действий в сю­жетных рассказах и т.д.

Если при выполнении этих видов заданий вы обнару­жили какие-либо отклонения, недостатки в работе ребен­ка, это может означать, что у него плохо сформирован соответствующий вид памяти. Самыми простыми и дос­тупными способами развития недостаточно сформирован­ных видов памяти могут служить следующие упражнения.

Похожие упражнения легко придумать самим, варьи­руя условия, материал и сюжеты игр на развитие зритель­но-моторной и зрительной памяти.

Для развития слуховой памяти целесообразно исполь­зовать упражнения, приведенные выше для развития зри­тельно-моторной памяти, но с применением вместо на­глядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, вы просите ре­бенка выполнить с помощью конструктора предложен­ное задание без обращения к образцу, а по памяти; вос­произвести какой-либо рисунок по словесному описа­нию и т.д.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства за­поминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классифика­ция, выделение смысловых опор и составление плана и др. (Развитие логической памяти . 1976.)

Специальные исследования показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умствен­ное действие, должно включать два этапа: а) формирова­ние самого умственного действия; б) использование его как мнемического приема, средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием клас­сификации для запоминания материала, необходимо ов­ладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, по­скольку в подавляющем большинстве дети этого возрас­та самостоятельно (без специального обучения) не исполь­зуют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – меха­ническому повторению.

Для развития логической памяти рекомендуется ис­пользовать следующие задания и упражнения.

Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые мож­но разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обоб­щения, являющиеся базой для развития логической па­мяти. Если вы обнаружили, что ребенок не сумел выде­лить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объеди­нять слова в группы по смыслу. Вскоре он сам убедится, что так запоминать легче.

Аналогичный способ запоминания предлагают детям при запоминании различных предметов, цветов, последо­вательности событий.

Усложняя задание, можно заменить отдельные пред­меты для запоминания каким-либо рассказом с четко вы­деленными смысловыми блоками. Если ребенок не уло­вил последовательности событий и связь между ними, ему нужно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с опорой на смысловые компоненты. Для облегче­ния запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памятки.

1 См .: Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памя­ти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагнос­тика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 153-155

Смысловая память основана на понимании, т.е. на де­ятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь со­здаются пригодные для запоминания связи, т.е. крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать огра­ничения кратковременного запоминания. Связи, исполь­зуемые для запоминания, носят вспомогательный харак­тер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо матери­ала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памя­ти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П. Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрас­тов, испытывающих трудности в мнемической деятельно­сти, начиная с 2 класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Методика заключается в том, что перед учеником ста­вят задачу выделить главное в тексте (создать мнемичес­кие опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы выч­ленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой ча­сти?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтвер­ждает правильность этого выделения. Обучающая ме­тодика имеет две части. Первая часть – выделение смы­словых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

Инструкция. «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два воп­роса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста, и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать: о ком (или о чем) говорится дальше, и что об этом гово­рится. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ

1 Цит. по кн.: Афанасьев П. О., Кореневский Е.И„ Шапошников И.Н. Сборник статей для изложения. – М., 1953.

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но про­махнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из-под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спаса­ются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от уста­лости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгоре­ли задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

После чтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затрудне­ния, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самим учеником.

Э. – О ком говорится в начале рассказа?

Э. – Что говорится о дедушке?

У. – Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

Э. – О ком говорится дальше?

Э. – Что о нем говорится?

У. – Дедушка попал в лесной пожар.

Э. – Потом о ком говорится?

Э. – Что о нем говорится?

У. – Дедушку спас от пожара зайчонок.

Э. – О ком говорится в конце рассказа?

Э. – Что о нем говорится?

У. – Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Общие правила выделения мнемических опор:

1. Текст предварительно не разбивается на части.

2. Главные мысли выделяются по ходу чтения мате­риала.

3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4. Главные мысли текста должны иметь единую смыс­ловую связь – «ручеек».

5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

6. Если какое-то записанное предложение не соответ­ствует остальным, значит, выделена не главная мысль, и нужно вернуться к этому месту в тексте.

7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятель­но составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3-4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) го­ворится?» и «Что про это говорится?» сливаются в один и пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (да еще об основном) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом. Но мнемическую деятель­ность можно сделать более эффективной, используя вто­рую часть методики.

Эта часть методики направлена на обучение составле­нию плана как смысловой опоры запоминания. Выделен­ные главные мысли представляют собой не просто коро­тенький рассказ об основном, но могут являться планом текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляют­ся требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся:

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что го­ворится в каждой части рассказа;

б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана дол­жны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предло­жения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И кроме того, план – это толь­ко инструмент, и каждый может выбрать такой инстру­мент, который ему больше нравится и позволяет достиг­нуть цель – запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по вто­рому и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пере­сказать вслух все, что запомнил, подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

1. Какими особенностями характеризуется память детей младшего школьного возраста? Каковы качественные преоб­разования мнемической функции на протяжении данного воз­растного периода?

2. Использование каких приемов развития памяти является наиболее адекватным в работе с младшими школьниками?

Смысловая память

Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука . Л.Л. Нелюбин . 2003 .

Смотреть что такое «смысловая память» в других словарях:

СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ — СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ. Вид памяти, который основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов и явлений. В противоположность С. п. механическая память основывается на единичных… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Смысловая память — память на мысли, в том числе на смысл полученной информации … Психология человека: словарь терминов

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ. См. смысловая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Память семантическая — память на значения (слов, предметов и др.). Некоторые авторы относят эту память к долговременной. Синоним: Референтная память, Смысловая память, Логическая память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании это ассоциации, объединенные и обобщенные… … Большая психологическая энциклопедия

Память — I Память способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической… … Медицинская энциклопедия

память логическая — (син.: П. логически смысловая, П. смысловая) П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.) … Большой медицинский словарь

Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов

память смысловая — см. Память логическая … Большой медицинский словарь

СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях:

смысловая память — память, основанная на выделении и запоминании смысловых вех в речевом произведении … Толковый переводоведческий словарь

Смысловая память — память на мысли, в том числе на смысл полученной информации … Психология человека: словарь терминов

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ. См. смысловая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Память семантическая — память на значения (слов, предметов и др.). Некоторые авторы относят эту память к долговременной. Синоним: Референтная память, Смысловая память, Логическая память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании это ассоциации, объединенные и обобщенные… … Большая психологическая энциклопедия

Память — I Память способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической… … Медицинская энциклопедия

память логическая — (син.: П. логически смысловая, П. смысловая) П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.) … Большой медицинский словарь

Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов

память смысловая — см. Память логическая … Большой медицинский словарь

Источники:
ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 . Смотреть что такое «ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ» в других словарях: ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ —
http://psychology.academic.ru/6913/%D0%9F%D0%90%D0%9C%D0%AF%D0%A2%D0%AC_%D0%A1%D0%9C%D0%AB%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
В младшем школьном возрасте память, как и все дру­гие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает
http://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1380.html
Смысловая память
Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука . Л.Л. Нелюбин . 2003 . Смотреть что такое «смысловая память» в других словарях: СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ —
http://perevodovedcheskiy.academic.ru/1599/%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C
СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . Смотреть что такое «СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ» в других
http://methodological_terms.academic.ru/1870/%D0%A1%D0%9C%D0%AB%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF_%D0%9F%D0%90%D0%9C%D0%AF%D0%A2%D0%AC

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо девушке из армии Красивое письмо любимой девушке из армии Все наши разногласия, ссоры кажутся такими мелкими и незначительными… (2)

Наркоман лечение Вопрос? Звони! это займёт всего несколько минут! Ты также можешь скачать анкету, заполнить её и… (2)

Записка девушке Записка в букетеЦветочные композ иции и букеты из них являются отличным подарком по любому поводу… (2)

Как понять что ты понравилась парню при первой встрече Как понять, что нравишься парнюМногие девушки не знают, как понять, что нравишься парню, какое должно… (2)

Как мужчина дева добивается женщину Как мужчина дева добивается женщинуМужчины/парни, родившиеся под знаком Девы (особенно в конце августа) , какие… (2)

COMMENTS