Ситуация общения

Ситуация общения, ее компоненты

Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в процесс общения, представляет себе реально существующие условия общения и, в соответствии с ними, определяет или корректирует свое речевое поведение.

Общение — это сложная форма социальной активности. В нем вы­деляются следующие компоненты: содержание, цель и средства.

Содержание общения — это информация, которая через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о моти­вации, эмоциональном или ином состоянии. Один человек, например, с помощью общения может передавать другому информацию об име­ющихся у него потребностях. Через общение от человека к человеку могут передаваться данные, свидетельствующие об удовлетвореннос­ти и других эмоциях: радости, гневе, печали, страдании и т.п., — ори­ентированные на то, чтобы определенным образом настроить собесед­ника, вызвать с его стороны определенные действия. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает чувство радости.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внеш­ней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, напри­мер сигналы об опасности или о присутствии положительных, биоло­гически значимых факторов, скажем пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Животные вступают в общение друг с другом только в связи с удовлетворением их органи­ческих потребностей или инстинктов. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приоб­ретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки и т. п.

Цель общения — то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Целью общения может стать побуждение другого человека. к определенным действиям, предупреждение о том, что ему, напротив, необходимо воздержаться от каких-либо действий, передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в сов­местной деятельности, установление и выяснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. У человека общение представляет собой средство удовлетворения многих потребностей, включая соци­альные, культурные, познавательные, творческие, эстетические нужды, потребности интеллектуального роста, нравственного развития и мно­гие другие.

Под средствами общения понимается то, с помощью чего оно реа­лизуется. Средства общения могут быть естественными и искусствен­ными. Естественными называют средства общения, данные человеку от природы. Это, например, заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусствен­ные — это те способы общения, которые изобрели или придумали сами люди. К ним, например, можно отнести многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи инфор­мации. Отличия средств общения людей от средств общения живот­ных не менее существенны, чем отличия содержания и целей общения человека и содержания и целей общения представителей фауны.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменны­ми составляющими, зависящими от потребностей человека и не всегда сознательно контролируемыми. То же самое можно сказать о средствах общения. Их использованию можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содер­жание и цели общения. Это зависит от культуры человека, уровня ин­теллектуального развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, то прежде всего имеют в виду технику и средства общения.

Техника общения — это способы преднастройки человека на обще­ние с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпо­читаемые средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать подходящую технику и при­емы общения.

Затем в процессе общения необходимо контролировать его ход и ре­зультаты, уметь правильно начинать, продолжать и завершать акт об­щения, оставляя у партнера по общению соответствующее благоприят­ное или неблагоприятное впечатление и добиваясь того, чтобы у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элемен­ты, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор началь­ных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера, выполнение действий, направленных на опреде­ленное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем вещам; цели сооб­щения, результату общения и отношению к партнеру. Поза, как и вы­ражение лица, служит средством демонстрации определенного отно­шения или к партнеру, или к содержанию того, что ему сообщается (воспринимается от него). Иногда субъект общения сознательно кон­тролирует свою позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруд­нить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния обычно облегчает общение и обозначает добро­желательное отношение к нему. Если же один из партнеров по обще­нию ведет разговор, глядя в сторону, стоит вполоборота или спиной к собеседнику, на значительном от него расстоянии, то общение обычно затрудняется и свидетельствует о недоброжелательном отношении лю­дей друг к другу.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, офици­альный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавли­вать дружеские взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к хорошо знакомому человеку. Напротив, обра­щение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону явля­ются признаком доброжелательного отношения, готовности пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. О том же — об отношении к человеку или к содержанию общения — свидетель­ствует присутствие или отсутствие на лице в момент общения добро­желательной улыбки.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, скрывая свое состояние или отношение к парт­неру, отводят в сторону глаза или прячут от их взгляда руки. В по­добных ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, встречаются обмолвки, речевые ошибки, другие трудности, о при­роде которых много и интересно говорил 3. Фрейд.

В процессе общения применяются техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под ней понимается получение ин­формации о партнере по общению, используемой для коррекции соб­ственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакции, последующее изменение в соответ­ствии с этим и собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи или не умеют пользоваться ею.

Механизм обратной связи предполагает умение соотносить свои ре­акции с поведением партнера, с оценками собственных действий и де­лать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собе­седника на сказанные слова. В обратную связь также включаются коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное пове­дение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает дей­ствия своего партнера. Умение использовать обратную связь в обще­нии является одним из важнейших моментов, входящих в процесс общения и структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности — это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования и культуры, разного уровня развития, имеющие различный жизнен­ный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по своим этим свойствам. Образованные и культурные люди обладают, как пра­вило, более развитыми коммуникативными способностями, чем необ­разованные и малокультурные. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководите­ли), нередко обладают более развитыми коммуникативными способ­ностями, чем представители других профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют воз­растные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а до­школьники общаются со взрослыми и сверстниками иначе, чем это де­лают старшие школьники. Техника и приемы общения пожилых людей, как правило, отличаются от техники и приемов общения молодых. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, и в их техни­ке преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно выраженный эмоцио­нальный характер. С возрастом эти особенности постепенно исчезают и общение становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экономным в его экспрессивном выражении. Совершенствуется с воз­растом и обратная связь в общении.

Профессиональная принадлежность в практике общения проявля­ется на этапе преднастройки, в выборе тона высказывания и в специ­фических реакциях на действия партнера по общению. Актерам, на­пример, свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими людьми, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними настолько, что продолжают игру и в реальных человеческих отношениях. Учителям и руководите­лям может быть свойствен начальственный, высокомерный или поучи­тельный тон общения. У врачей, особенно психотерапевтов, в общении с людьми часто проявляется повышенное внимание и сочувствие им.

По своему назначению общение многофункционально. Мож­но выделить пять основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2.Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Из­вестно, что на определенных стадиях развитие поведения, дея­тельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосре­довано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функ­ции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю актив­ность ребенка.

Общение ребенка и взрослого — это не только передача перво­му суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок зачастую активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения не­противоречивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроиз­водит, реализует опыт других (взрослых) людей.

4. Функция организации и поддержания межличностных от­ношений. Восприятие других людей и поддержание с ними раз­личных отношений (от интимно — личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения — не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, од­нако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в обще­нии человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Общение всегда рассматривалось как полифункцианальный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям:

Источник:
Ситуация общения, ее компоненты
Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в процесс общения, представляет себе реально существующие условия общения и, в соответствии с ними, определяет или корректирует
http://infopedia.su/4x377c.html

Ситуация общения

§ 3. Ситуация общения — Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Разговаривая с людьми, мы неосознанно анализируем ситуацию общения, в которой мы оказались, и в зависимости от этого, наша речь меняется. Диалог с приятелем будет отличаться от разговора с родителями – это будут разные ситуации общения.

Каждый раз перед началом разговора мы определяем, о чем будем говорить, что хотим сказать. Это всегда зависит от целей нашего общения. Возможно, ты не всегда осознанно можешь выразить цель своего общения, но она всегда присутствует. Просьбу ты выразишь совсем иначе, чем поздравление.

Ситуацию общения иначе называют речевой ситуацией, а условия, при котором оно происходит, называют компонентами речевого общения. Важно не только с кем и с какой целью ты общаешься, но и как, когда ты это делаешь. Если не учитывать все эти факторы, то мы рискуем тем, что наше общение пройдет неудачно, а поставленная цель не будет достигнута. Именно поэтому очень важно понимать ситуацию общения.

Источник:
Ситуация общения
§ 3. Ситуация общения — Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова) Разговаривая с людьми, мы неосознанно анализируем ситуацию общения, в которой мы оказались, и в зависимости от
http://uroki.tv/%C2%A7-3-situaciya-obshheniya-russkij-yazyk-6-klass-ladyzhenskaya-baranov-trostencova/

Ситуация общения

Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое «Ситуация общения» в других словарях:

ситуация общения — 1) Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи. 2) Ситуация, в которой возникает общение между говорящим и слушающим … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ситуация общения — совокупность различного рода обстоятельств, условий, в которых происходит или может (должен) происходить речевой или коммуникативный акт, осознаваемых с точки зрения адекватности – неадекватности им его содержания и стиля. Сюда включается:… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ситуация общения, в которой возникает рассуждение-размышление — 1) Ситуация общения, которая предполагает обращенность автора речи к читателю или слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов. Основной задачей общения здесь становится выражение мнения,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ — (от фр. situation – совокупность обстоятельств). Система внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, побуждающие его к выполнению действий. К элементам С. могут относиться и состояния самого человека в предшествующий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ситуация речи (речевая ситуация) — (< фр. situation положение, обстановка, обстоятельство) Ситуация, которая предполагает речевое общение, включение собеседников на тематическом и композиционном уровне в речевой акт, в его диалогический и монологический контекст. В речевой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ситуация языковая — Взаимоотношение общего языка (официального языка, языка межнационального и мирового общения, письменного языка) и отдельного языка (местного, регионального). Наличие разновидностей общего языка (языка посредника) и отдельного языка является… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ — – это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ситуация — 1. Контекст речи, т.е. те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание. 2. Материальные и/или идеальные объекты и отношения между ними. 3. Конкретная или абстрактная действительность, описываемая… … Толковый переводоведческий словарь

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — – 1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не имеющего однозначного решения. Несмотря на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ — (от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник:
Ситуация общения
Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю.
http://sociolinguistics.academic.ru/632/%D0%A1%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ситуация общения «Мой внутренний мир» (старшая группа)

Ситуация общения «Мой внутренний мир» (старшая группа)

Ситуация общения «Мой внутренний мир» (старшая группа)

Мне дали новую группу. С детьми мы только что познакомились,они привыкали ко мне и я присматривалась к каждому из них. Чтобы лучше узнать друг о друге, я придумала вот такую ситуацию общения.

Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них. Воспитывать навыки эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека, развивать способность понимать себя самого.

Звучит спокойная классическая музыка. Дети сидят в кругу на стульчиках.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга. Посмотрите, что у меня в руках? (Достает «волшебное» зеркальце)

Это зеркальце, ребята, поможет нам узнать много нового и интересного друг о друге. Давайте закроем глаза, расслабимся. Гармония, спокойствие поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои успехи, неудачи, увлечения…

Воспитатель начинает рассказ о себе.

Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию воспитатель. Мне нравится вместе с детьми познавать мир, открывать в нем что-то новое, развиваться вместе с вами: лепить, рисовать, строить. Меня всегда радуют ваши успехи, огорчают трудности, поэтому мы с вами будем одной дружной семьей, чтобы вместе идти по дороге знаний. Все мы разные, у каждого из нас есть свои достижения и недостатки, которые кто-то может исправить сам, а кому-то нужна помощь. Давайте внимательнее и добрее относиться друг к другу, во всем помогать.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол, где лежат «маски настроения». Каждый из вас возьмет для себя ту маску, которая раскроет (отразит) ваше настроение.

Каждый ребенок объясняет свой выбор маски по своему настроению.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Воспитатель: Правильно. Солнце, которое нас согревает. Так пусть оно станет в нашей группе символом дружбы и добра.

Дети на каждом лучике солнца пишут свои имена, воспитатель помогает им.

Конкурс «Малыши — друзья природы» Педагоги и воспитанники нашего дошкольного учреждения принимали участие в муниципальном конкурсе рисунков и поделок из природного материала.

Перспективное планирование НОД «Этикет и ситуация общения» по программе «Детство» Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД) старшей группы Образовательная область «Социализация»: Этикет.

Источник:
Ситуация общения «Мой внутренний мир» (старшая группа)
Ситуация общения «Мой внутренний мир» (старшая группа)
http://www.maam.ru/detskijsad/situacija-obschenija-moi-vnutrenii-mir-starshaja-grupa.html

(Visited 20 times, 1 visits today)

Популярные записи:

1000 вопросов девушке 100 вопросов, которые можно задать девушке, Мужской блог100 вопросов, которые можно задать девушке, Мужской блог… (3)

Поздравить девушку сына с днем рождения Красивые позравления с днем рожденияПоздравления « С днем рождения »,Замирает душа на мгновение.Стихи и проза… (3)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (3)

Как написать заявление в суд Как составлять исковое заявление в суд: образец, форма и рекомендацииКак составлять исковое заявление в суд:… (3)

Если мужчина скорпион разлюбил А вы знаете, как ведет себя влюбленный мужчина Скорпион?А вы знаете, как ведет себя влюбленный… (3)

COMMENTS