Популярные записи:

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (39)Слова для любимой девушки до слез Признания в любви в прозе для любимой девушки Милая моя, любимая и неповторимая! Мне очень… (21)Шуточные вопросы для мужчин о женщинах Афоризмы о женщинахБез женщин плохо и с женщинами плохо. Но с другой стороны - с… (18)Перекличка по районам донецк в контакте Перекличка по ДонецкуПерекличка по Донецку. Без флуда. Перекличка по районам Донецка! Фото, видео, факты. Изначальное… (16)Красивое письмо парню в армию Красивое письмо любимому в армиюЛюбимый человек не может быть рядом по долгу службы, а вы… (12)

Развитие речи у ребенка

Развитие речи у ребенка

— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

— период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

— период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

— период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

В возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам. В возрасте двух-трех месяцев — начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

В становлении речи большое значение имеет подражание. Установлено, что уже в первые недели после рождения голос ребенка в звуковых особенностях начинает коррелировать с голосом матери. Подражание происходит не совсем последовательно (так сказать, академически): сначала в отдельных слогах, потом словах, а потом фразах. Ребенок пробует свои силы сразу на всех уровнях сложности. Внимательный наблюдатель с хорошим слухом может уловить в нечленораздельных звуках, издаваемых ребенком 10-12 месяцев, целые фразы (например «Петя хочет кушать?» или «Это что такое!»).

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Ребенок подражает речи взрослого и в ее интонационной, и в ритмической стороне. Постепенно в лепете появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги: «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни появляются элементы настоящего речевого общения: у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. На вопрос «Где мама?» ребенок уже может поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами.

Первое понимание слов возникает в эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Если для взрослого человека слово это инструмент для сообщения информации, то для ребенка это некоторый атрибут ситуации. Первые слова ребенка можно рассматривать даже как рефлекс (реакцию) на ситуацию-стимул. Увидев, например, собаку, надо обязательно сказать «Гав!», а сев кушать — «Ам!»

С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. У ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. Происходит подражание звучанию только тем словам, которые у ребенка вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели уже некоторый смысл.

С началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. До 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в двенадцатый-тринадцатый месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

Постепенно начинается переход к этапу первоначального овладения языком. Самое главное, что происходит, — ребенок начинает понимать инструментальный характер языка. Оказывается, с помощью слов можно добиться тех или иных эффектов. Более того, некоторых эффектов можно добиться только словами. Например, если он хочет посмотреть определенный мультик, то можно произнести название этого мультика. С помощью простого плача «заказать» мультик не получится.

Отношения ребенка с окружающим миром развиваются стремительно. Каждый день он знакомится с новыми предметами, осваивает новые действия. Чем дальше, тем нужнее становится речь: с помощью слов можно попросить о чем-то конкретном, можно рассказать о своих впечатлениях, можно просто пообщаться.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Они одновременно и существительные, и глаголы. Слово «мама», например, означает и саму маму, и процесс общения с ней. Слово «биби» — и автомобиль, и поездка на нем.

Лексический запас еще невелик, и ребенок одним и тем же словом может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» может означать и кошку, и меховую шубу. Бывает и так, что взрослому даже не понять основание, по которому словом стал обозначаться еще один предмет, внешне совершенно не похожий на другой.

В этот период одно слово это и подлежащее, и сказуемое, и целое предложение. Как правило, первые слова это существительные.

Фонетическая сторона речи еще продолжает формироваться. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги: вместо «Женя» они могут сказать «Эня», вместо «Гулять» — «Лять». Звуки часто переставляются, заменяются похожими. Вместо «хорошо» ребенок говорит «фофо».

Со второго полугодия второго года жизни ребенок начинает осваивать двух-трехсловные предложения. Продолжается бурный рост активного (как и пассивного) словаря ребенка. В два года ребенок может употреблять 250-300 слов, имеющих устойчивое и дифференцированное лексическое значение.

На данной стадии ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные «р» и «л», свистящие «с» и «з» и шипящие «ж» и «ш».

В этом возрасте ребенок начинает пробовать выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, что будет в будущем. Таким образом, в своей речи ребенок постепенно отходит от наглядности и действенности, постепенно учится абстрагироваться от того, что он видит в настоящее время.

В два с половиной года начинается новый период — развитие языка ребенка в процессе речевой практики. Речь развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм.

Возникают новые коммуникативные ситуации. Взрослые читают ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. В том числе таких, про которые ребенок имеет пока еще очень смутные представления.

Слушая рассказы и сказки, ребенок сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. Речевое общение постепенно становится основным источником развития мышления. Именно речевое общение способствует формированию понятий «истина» и «ложь». Постепенно ребенок осваивает признаки истинных фраз, признаки ложных фраз. В той или иной форме закладывается представление о логике, что в свою очередь способствует формированию научной, цельной картины мира.

Речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов (неологизмов). Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок говорит: «жирафленочек». Желая сказать «животное», ребенок может сказать: «собашка» (собака + кошка). Тем не менее, придумав новое слово и «попользовав» его несколько дней, ребенок может потом начисто забыть про него, потому что никто из окружающих больше это слово не использует.

В 4-5 лет ребенок начинает говорить сложноподчиненными предложениями. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные части. Все чаще используются логические слова-связки: «потому что», «чтобы», «если», «но» и другие.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, основные его грамматические особенности, лексический состав. Можно сказать, что ребенком уже к этому периоду проделана огромная работа. Если взрослый человек задался целью изучить иностранный язык хотя бы до такой степени, в какой на нем говорят шестилетние дети — носители языка, ему придется очень много «попотеть».

Активный словарь шести-семилетнего ребенка составляет две-три тысячи слов. Но значения далеко не всех слов ребенок понимает четко, осмысленно. В дальнейшем эти понятия будут постоянно уточняться. Значения некоторых слов будут суживаться, других — расширяться.

Понимание речи тоже далеко от идеала. Ребенку может показаться, например, что «сын учителя» и «учитель сына» — одно и то же.

Только полное, систематическое, научное изучение языка в школе способно приблизить ребенка к более-менее полному владению языком. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Сам язык в школе становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения происходит овладение более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

На речь ребенка большое влияние оказывает речь родителей и других близких людей. И это влияние не всегда конструктивное: от родителей могут быть «унаследованы» разного рода фонетические, смысловые, грамматические огрехи. Все это должно быть скорректировано в школе.

Большое значение для развития речи имеют письменные упражнения: сочинения, изложения, диктанты и т.д. Письменная речь способствует более серьезному, требовательному отношению к языку и речи.

Разумеется, еще одним важным этапом в развитии речи является начало освоения иностранного языка.

Источник:
Развитие речи у ребенка
— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка), — период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается
http://azps.ru/articles/kid/razvitie_rechi_u_rebenka.html

Развитие речи у ребенка

Еще 10 статей на тему: Развитие речи у малыша

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

Образец гуления

2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяцев— малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Источник:
Развитие речи у ребенка
Mama.ru — сайт про родительство: полезные советы, увлекательные истории и хорошие картинки.
http://mama.ru/articles/kogda-rebenok-nachinaet-govorit/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (7)Что такое отношения Что значит серьезные отношения, серьёзность отношений определяется по разным критериям Мы задали шести корреспондентам вопрос,… (5)Какие вопросы можно задать в игре правда или действие 100 вопросов парню, которые можно ему задать - Сто вопросов 100 вопросов парню, которые можно… (5)Доклад на тему правила речевого этикета Презентация на тему: Речевой этикет Речевой этикет Слово - не что иное, как отдаленное и… (5)Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (5)

COMMENTS