Развитие речи у ребенка

Развитие речи у ребенка

— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

— период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

— период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

— период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

В возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам. В возрасте двух-трех месяцев — начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

В становлении речи большое значение имеет подражание. Установлено, что уже в первые недели после рождения голос ребенка в звуковых особенностях начинает коррелировать с голосом матери. Подражание происходит не совсем последовательно (так сказать, академически): сначала в отдельных слогах, потом словах, а потом фразах. Ребенок пробует свои силы сразу на всех уровнях сложности. Внимательный наблюдатель с хорошим слухом может уловить в нечленораздельных звуках, издаваемых ребенком 10-12 месяцев, целые фразы (например «Петя хочет кушать?» или «Это что такое!»).

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Ребенок подражает речи взрослого и в ее интонационной, и в ритмической стороне. Постепенно в лепете появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги: «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни появляются элементы настоящего речевого общения: у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. На вопрос «Где мама?» ребенок уже может поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами.

Первое понимание слов возникает в эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Если для взрослого человека слово это инструмент для сообщения информации, то для ребенка это некоторый атрибут ситуации. Первые слова ребенка можно рассматривать даже как рефлекс (реакцию) на ситуацию-стимул. Увидев, например, собаку, надо обязательно сказать «Гав!», а сев кушать — «Ам!»

С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. У ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. Происходит подражание звучанию только тем словам, которые у ребенка вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели уже некоторый смысл.

С началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. До 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в двенадцатый-тринадцатый месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

Постепенно начинается переход к этапу первоначального овладения языком. Самое главное, что происходит, — ребенок начинает понимать инструментальный характер языка. Оказывается, с помощью слов можно добиться тех или иных эффектов. Более того, некоторых эффектов можно добиться только словами. Например, если он хочет посмотреть определенный мультик, то можно произнести название этого мультика. С помощью простого плача «заказать» мультик не получится.

Отношения ребенка с окружающим миром развиваются стремительно. Каждый день он знакомится с новыми предметами, осваивает новые действия. Чем дальше, тем нужнее становится речь: с помощью слов можно попросить о чем-то конкретном, можно рассказать о своих впечатлениях, можно просто пообщаться.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Они одновременно и существительные, и глаголы. Слово «мама», например, означает и саму маму, и процесс общения с ней. Слово «биби» — и автомобиль, и поездка на нем.

Лексический запас еще невелик, и ребенок одним и тем же словом может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» может означать и кошку, и меховую шубу. Бывает и так, что взрослому даже не понять основание, по которому словом стал обозначаться еще один предмет, внешне совершенно не похожий на другой.

В этот период одно слово это и подлежащее, и сказуемое, и целое предложение. Как правило, первые слова это существительные.

Фонетическая сторона речи еще продолжает формироваться. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги: вместо «Женя» они могут сказать «Эня», вместо «Гулять» — «Лять». Звуки часто переставляются, заменяются похожими. Вместо «хорошо» ребенок говорит «фофо».

Со второго полугодия второго года жизни ребенок начинает осваивать двух-трехсловные предложения. Продолжается бурный рост активного (как и пассивного) словаря ребенка. В два года ребенок может употреблять 250-300 слов, имеющих устойчивое и дифференцированное лексическое значение.

На данной стадии ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные «р» и «л», свистящие «с» и «з» и шипящие «ж» и «ш».

В этом возрасте ребенок начинает пробовать выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, что будет в будущем. Таким образом, в своей речи ребенок постепенно отходит от наглядности и действенности, постепенно учится абстрагироваться от того, что он видит в настоящее время.

В два с половиной года начинается новый период — развитие языка ребенка в процессе речевой практики. Речь развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм.

Возникают новые коммуникативные ситуации. Взрослые читают ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. В том числе таких, про которые ребенок имеет пока еще очень смутные представления.

Слушая рассказы и сказки, ребенок сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. Речевое общение постепенно становится основным источником развития мышления. Именно речевое общение способствует формированию понятий «истина» и «ложь». Постепенно ребенок осваивает признаки истинных фраз, признаки ложных фраз. В той или иной форме закладывается представление о логике, что в свою очередь способствует формированию научной, цельной картины мира.

Речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов (неологизмов). Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок говорит: «жирафленочек». Желая сказать «животное», ребенок может сказать: «собашка» (собака + кошка). Тем не менее, придумав новое слово и «попользовав» его несколько дней, ребенок может потом начисто забыть про него, потому что никто из окружающих больше это слово не использует.

В 4-5 лет ребенок начинает говорить сложноподчиненными предложениями. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные части. Все чаще используются логические слова-связки: «потому что», «чтобы», «если», «но» и другие.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, основные его грамматические особенности, лексический состав. Можно сказать, что ребенком уже к этому периоду проделана огромная работа. Если взрослый человек задался целью изучить иностранный язык хотя бы до такой степени, в какой на нем говорят шестилетние дети — носители языка, ему придется очень много «попотеть».

Активный словарь шести-семилетнего ребенка составляет две-три тысячи слов. Но значения далеко не всех слов ребенок понимает четко, осмысленно. В дальнейшем эти понятия будут постоянно уточняться. Значения некоторых слов будут суживаться, других — расширяться.

Понимание речи тоже далеко от идеала. Ребенку может показаться, например, что «сын учителя» и «учитель сына» — одно и то же.

Только полное, систематическое, научное изучение языка в школе способно приблизить ребенка к более-менее полному владению языком. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Сам язык в школе становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения происходит овладение более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

На речь ребенка большое влияние оказывает речь родителей и других близких людей. И это влияние не всегда конструктивное: от родителей могут быть «унаследованы» разного рода фонетические, смысловые, грамматические огрехи. Все это должно быть скорректировано в школе.

Большое значение для развития речи имеют письменные упражнения: сочинения, изложения, диктанты и т.д. Письменная речь способствует более серьезному, требовательному отношению к языку и речи.

Разумеется, еще одним важным этапом в развитии речи является начало освоения иностранного языка.

Источник:
Развитие речи у ребенка
— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка), — период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается
http://azps.ru/articles/kid/razvitie_rechi_u_rebenka.html

Развитие речи у ребенка

Еще 10 статей на тему: Развитие речи у малыша

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

Образец гуления

2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяцев— малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Источник:
Развитие речи у ребенка
Mama.ru — сайт про родительство: полезные советы, увлекательные истории и хорошие картинки.
http://mama.ru/articles/kogda-rebenok-nachinaet-govorit/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Красивое письмо любимому в разлуке Красивое письмо любимому в разлукеКак ты там? Как твоё здоровье? Что нового у тебя? Милый… (7)

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (6)

Брак по залету Форум Все чаще встречаю мнение, что брак по беременности - это полная и абсолютная противоположность… (6)

Поведение влюбленной женщины стрельца Женщина Стрелец в ЛюбвиВ том, как любит женщина Стрелец, есть много от ее родной стихии… (6)

Если мужчина скорпион остыл Как вернуть и удержать мужчину скорпиона?Мужчина скорпион относится к самым темпераментным и загадочным знакам зодиака.… (6)

COMMENTS