Развитие ребенка в первый год жизни

Развитие детей в — первый год — жизни

Развитие детей в первый год жизни. Дети и слуховые аппараты

2003, № 1 (2 ) февраль-март, Младенец

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:

· Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
· Эмоции;
· Общие движения;
· Движения руки и действие с предметами;
· Подготовительные этапы развития и понимания речи;
· Навыки и умения.

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт — поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции « комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — « а-а-а»,» а-бы-ы»,» е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — « ба-ба-ба», « да-да-да», « ма-ма-ма». Малыш может подолгу « разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос « Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы ( поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в « ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов ( ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний ( кс-кс), а также слов традиционного детского языка ( ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова» надо» и « нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно « поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в « переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру» Ладушки», « Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.Ваша любовь и ласка — основа гармоничного развития малыша!

– ноющие, писклявые звуки, издаваемые ребенком и периодически прерываемые плачем, двигательных реакций на внешний раздражитель.

Однако уже в возрасте 2-3 недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте 2-3 месяцев начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Так, услышав голос, 3-месячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление уже можно рассматривать как первые зачатки речевого общения.

– несвязанная, неразборчивая речь ребенка.

После 3-4 месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это объясняется тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги типа: « да-да-да» или « ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождаемые словами. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами « иди-иди», ребенок протягивает руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос « Где мама?» ребенок поворачивается в сторону матери или ищет ее глазами. Таким образом, в 6-6,5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или названием объекта и предмета.

С 7-8 месяцев у ребенка значительно увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Существенной особенностью речевого развития детей является то, что первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти слова еще не являются настоящим языком, хотя характерно, что возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных для него ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками.

С 8-9 месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые вызывают у него определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи быстро увеличивается количество понимаемых ребенком слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться собственно обращенными к нему словами.

По мнению С. Н. Карповой, основными характеристиками развития речи ребенка в первый год жизни являются следующие стадии:

1. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

2. На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного « комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание.

3. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения.

4. На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение. 5. Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться « псевдословами», которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений. С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. И к концу первого года жизни малыш усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

Период первоначального овладения языком

В конце первого – начале второго года жизни у ребенка начинается период развития собственно речевого общения, которое выделяется теперь уже в самостоятельную форму общения малыша с окружающими. Таким образом происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью – периоду первоначального овладения языком.

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Первая стадия – стадия « слов-предложений». Она начинается на 12-13-м месяце жизни и длится до полутора лет.

Первые слова ребенка отличаются особым своеобразием. Малыш уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данным предметом и отношения к нему.

Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией с предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово « ки-ки» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.

Следующей особенностью данного периода является то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом – как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и призыв о помощи, и просьбу о том, что ребенку необходимо что-то сделать, и др. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающего его жеста или действия малыша. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, но еще грамматически несопоставимых друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития не является грамматически дифференцированной.

Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, наряду с которым формируется и речь, еще имеет характер наглядных, практически действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании в конкретных словах языка. Эти слова сами включаются в мышление ребенка на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Надо отметить, что в этот период речевого развития ребенка не является достаточно развитой и фонетическая сторона детской речи. Малыш часто выпускает в словах отдельные звуки и даже целые слоги. Например, « Эня» вместо « Женя» и др. Нередко ребенок переставляет звуки в словах или замещает одни звуки другими. Например, « осё» вместо « хорошо» и др.

Стадия двух-трехсловных предложений

Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка.

Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений или как стадия морфологической расчлененности детской речи. С переходом к данной стадии начинается весьма быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих уже гораздо более устойчивое и четкое значение. Увеличение темпов овладения языком на данной стадии речевого развития ребенка может быть объяснено тем, что в своей речи малыш пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, то есть что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Вероятно, это явление в свою очередь обусловлено развитием мыслительных процессов у ребенка.

Источник:
Развитие детей в — первый год — жизни
Развитие детей в первый год жизни
http://deafworld.ru/gluhie_deti/razvitiedetei1/

Развитие ребенка в первый год жизни

Информационный портал для заботливых родителей

В последние несколько лет по стране распространилась мода на «раннее развитие». И моя деятельность (книги, игры, сайт) в немалой степени способствовала этой моде.
Так получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!
• например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
• карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,
и другими пособиями, но совсем не задумываются о главном!

Мало того, родители дома нагружают ребенка карточками, а потом тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова нагружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

В первый год жизни ребенку нечто совсем другое, просто карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
Так без чего все-таки нельзя обойтись в первый год? Что самое важное? А что можно пропустить и не делать в обязательном порядке.
В этой статье я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт.

Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде. Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!

Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.

Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша. Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!

Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.
Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!

В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно).

Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше). Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.

Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

Вот, собственно, и все.
«Какое же это раннее развитие?», — скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!
А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками?
Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!
А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.

А ведь свободное движение важнее всех карточек!
Карточки смело можно заменить речью и показом окружающих предметов! В конце концов, книги и спокойный любящий голос мамы заменят любые карточки!

А что мы видим в современных «прогрессивных» семьях?

Дети, укутанные, как на северный полюс, сидят в кроватках и перебирают «развивающие» игрушки!
Несколько раз в день им продемонстрируют карточки Домана или презентации.
А потом снова потеплее оденут и положат на спинку – «развиваться» с умными игрушками!

Родители замирают от счастья, купив дорогостоящую игрушку или невероятно «полезную» книжку. А время уходит!
Другие родители увлекаются невероятным количеством сложных игр и пособий, круглые сутки делают эти пособия, и занимаются по ним. А у ребенка не остается время просто поползать и поиграть.

Мне бы хотелось, чтобы мамы, у которых есть малыши первого года жизни, задумались над моими словами и попробовали следовать этим простым советам.

Кроме этого, отмечу, что есть вещи, которые важные не для развития, а для морального и физического здоровья, без которых тоже нельзя обойтись в первый, да, пожалуй, и во второй год. Это ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ и совместное пребывание с мамой (желательно и днем, и ночью). Без мамы малышу плохо! (задумайтесь, работающие мамы, не стоит ли подождать хотя бы год). А уж без грудного молока совсем худо! Здоровье ребенка потом не купите ни за какие деньги. А наладить грудное вскармливание можно даже в том случае, если после рождения вы покормили всего месяц и бросили. Прошло полгода и вы одумались. Любая родившая женщина может кормить! Это медицинский факт. Главное – правильно к этому подойти. Но это тема совсем другой книжки.

И в заключение скажу, что очень важно, как вы относитесь к ребенку. Общаться с малышом надо не как с малышом, а как с человеком. Как мы к ребенку относимся, таков он и есть. За дурачка или несмышленыша считаем? Он такой и будет. Доверяем, общаемся, уважаем — растет уверенная яркая личность.

Если у читателя возникли вопросы по этой статье, сомнения или возражения, приглашаю их зайти на форум и написать в теме «Без чего невозможно раннее развитие в первый год» в разделе «Развитие ребенка в первый год жизни».
Для того, чтобы задать вопрос в теме, необходимо зарегистрироваться.

Источник:
Развитие ребенка в первый год жизни
Сайт Лены Даниловой. Методики раннеего развития, книги для родителей, кубики Зайцева, игры Никитина. Здоровье, безопасность ребенка, детский досуг в Москве. Интерьер детской комнаты
http://www.danilova.ru/publication/baby_razv_06.htm

Этапы развития ребенка до года

Первый год жизни малыша – один из важнейших периодов в его жизни. Именно в первые 12 месяцев после рождения формируются детское здоровье и психика, и от того насколько нормально протекает развитие новорожденного будет зависеть его будущее состояние.

Развитие ребенка в первый год жизни может сигнализировать о многих нарушениях в его здоровье. Поэтому так важно не только специалистам, но и непосредственно маме внимательно наблюдать за состоянием своего чада, чтобы возникшие проблемы со временем не переросли в неизлечимые патологии. Рассмотрим этапы развития ребенка до года.

Предложенная здесь форма поэтапного развития ребенка не является категоричной. Рамки развития тех или иных навыков зависят от индивидуальности каждого ребенка, поэтому данная информация должна быть принята к сведению, для общего ознакомления с особенностями развития малышей до 1 года.

Постепенно новорожденный ребенок начинает привыкать к окружающей среде: реагирует на прикосновения и голоса извне, яркий свет. Активно формируется реакция звукового сосредоточения;

К концу первого месяца жизни у малыша в прямом смысле слова прорезается голос: он изредка издает радостные звуки («гы», «кха» и т.д.). На втором месяце ребенок уже не просто обращает свое внимание на голос взрослого, но и проявляет ответную реакцию, издавая протяжные звуки – гуление («а-а-а», «агу», «бу» и т.д.). Одновременно с развитием речевого аппарата запускается развитие артикуляции и понимание речи взрослых. Чтобы малыш в этот период активно учился понимать речь других людей, необходимо периодически разговаривать с ним, читать сказки или петь песни.

Так ребенок начинает постепенно различать голоса взрослых, запоминать их имена и отзываться на собственное имя. Развивается и двигательный аппарат: обычно ко второму месяцу малыш уже может поднимать ручки вверх и сосать кулачок, совершает первые попытки взять в руки игрушку;

В это время продолжает активно развиваться речь младенца: бессвязные одиночные звуки перерастают в звукосочетания, подвигая малыша из стадии гуления в период лепета. В возрасте 5-ти месяцев ребенок уже реагирует на свое имя и практически безошибочно может отличать названые и знакомые ему вещи. Хватательный рефлекс у малыша к 4 месяцу уже развит, кроме того он уже может самостоятельно переворачиваться с бока на бок;

Проявление речи ребенка остается на том же этапе, а понимание и осознание разговора взрослых развивается активными темпами. Малыш понемногу начинает проводить связь между предметами и словами. Так, например, при произношении названия какого-либо предмета ребенок начинает активно искать его глазами. Координация детских движений улучшается день ото дня, а многие детки уже могут садиться на попу или ползать. К концу 9 месяца ребенок все чаще начинает внимательно рассматривать и крутить попавший в его руки предмет, активно осваивает простые жесты;

В завершении 9 месяца ребенок более уверенно ощущает себя на ногах: в это время малыш уже может не просто передвигаться на четвереньках по полу, но и делать свои первые неуверенные шаги. Понемногу ребенок учиться откликаться на просьбы родителей, вступает в осознанный диалог с взрослыми: теперь он умеет не просто издавать звуки, но и знает некоторые простые слова (мама, папа, дай, привет, на и т.д.).

Активность в передвижении у ребенка с каждым днем лишь возрастает. У малыша к наступлению первого года жизни просыпается бурное желание исследовать все вокруг, поэтому маме нужно быть особенно бдительной и острожной в этот период.

Источник:
Этапы развития ребенка до года
Этапы физического и психического состояния ребенка в первый год жизни. Этапы развитие новорожденного по месяцам.
http://www.tofeelwell.ru/etapi-razvitiya-rebenka-do-1-goda/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Личностная характеристика человека пример Личные качества в резюме - пример. Что написать в личных качествах в резюме для приема… (2)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (2)

Мужчина козерог пропадает В разгар романа мужчина исчезает А ведь у вас все так хорошо шло, и… он… (2)

Пролактин в таблетках Женские гормоны в таблеткахГормональные таблетки – одни из самых сильнодействующих медицинских препаратов. На сегодняшний день… (2)

Наклейки на грудь Наклейки для подтяжки груди Sin Bye Bra bare lifts (невидимый бюстгальтер для поднятия бюста) 14… (2)

COMMENTS