Развитие памяти в онтогенезе

Виды памяти

Проблемой памяти занимались: ЛСВ, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П.П. Блонский, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, Б. В. Зейгарник и многие другие.

*по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору: 1.Зрительная — связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у ч-ка способность к воображению. 2.Слуховая — это запоминание и воспроизведение разнообразных звуков. Особенную разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью, логикой. 3.Двигательная — запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. 4.Эмоциональная — это память на переживания. Она участвует в работе вех видов памяти. На эмоц. памяти основана прочность запоминания материала. 5.Осязательная, обонятельная, вкусовая — их роль сводится к удовлетворению биологич. потреб-тей или потреб-тей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

*По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала:

1. Непроизвольная — запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной анемической задачи. 2. Произвольная — такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Развитие памяти в онтогенезе.

Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является тот характер процессов в нервной системе, который получил свое .

Память — одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значител .

(Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И.Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 26-36) Начало исследований социальной перцепции в социальной психологии ознаменовало собой уточнение содержания этого понятия и с точки зрения составления своеобразного «перечня» социальных объектов, восприятие которых необходимо .

Курсовед: экономика и право

Глава 1. Анализ основных категорий психологии памяти 5

1.1. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 5

1.2. ВИДЫ И УРОВНИ ПАМЯТИ 9

1.3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАМЯТИ 12

Глава 2. Характеристика возрастной динамики памяти 16

2.1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 16

2.2. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 18

2.2.1. Развитие памяти ребенка в младенчестве и дошкольном детстве 18

2.2.2. Развитие памяти в школьных возрастах 21

2.2.3. Динамика изменений памяти во взрослых возрастах 24

Список использованной литературы 29

Память считается одним из наиболее важных познавательных процессов. Однако, можно сказать, что память выступает основой всякого познания, ее работа определяет и функционирование психической сферы в общем.

История изучения памяти в психологии давняя и начинается еще с работ Г. Эббингауза. Именно этот ученый поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов, установил в своих экспериментах ряд важных закономерностей работы памяти.

Большой вклад в проблему филогенетического и онтогенетического развития памяти внесли советские ученые — П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. В своих работах данные авторы основывались на представлении о памяти как специфически человеческом, обусловленном культурой, феномене. В частности, в экспериментах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева была доказана гипотеза об интериоризации мнемических средств, первоначально имеющих материальную форму и привлекаемых в общение взрослого и ребенка.

В настоящее время большое распространение приобрели исследования памяти в рамках когнитивной психологии. В этом направлении психологии память понимается как совокупность процессов приема, трансформации, хранения и извлечения информации.

В проблематике памяти ставится большое количество вопросов, однако наиболее важными из них в прикладном смысле имеют вопросы, касающиеся развития памяти, целенаправленного управления ею. Это связано с заинтересованностью специалистов смежных областей в более эффективной организации своей деятельности. Таким образом, актуальность нашей работы определяется необходимостью рассмотреть развитие памяти в онтогенезе для привлечения этих сведений в практику педагогической работы и другие сферы.

Целью нашей работы выступает характеристика возрастной динамики памяти.

Для реализации вышеуказанной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие памяти, охарактеризовать ее составляющие.

2. Описать отдельные виды памяти. Указать специфические феномены, характерные для данного психического процесса.

3. Указать основные закономерности развития памяти.

4. Описать характер развития памяти на разных этапах онтогенеза.

Объект — память как отдельный психический процесс.

Предмет — возрастная динамика в развитии памяти.

Гипотеза: в своем развитии память человека претерпевает качественные преобразования, превращаясь из натуральной психической функции в сложно организованную мнемическую деятельность, опосредованную культурным опытом человека.

Методологической базой нашей работы являются представления о памяти как высшей психической функции, разрабатываемые в отечественной психологической традиции (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). При работе над данной проблематикой мы использовали метод анализа литературных источников.

Глава 1. Анализ основных категорий психологии памяти

1.1. Понятие памяти, ее психологическая характеристика. Процессы памяти

Под памятью в психологии понимают психический процесс, обеспечивающий удержание поступающей к человеку информации и последующую ее актуализацию в деятельности [4; 5].

Память занимает важное место в общей организации психической деятельности человека, определяя единство всех психических процессов. «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [14, c. 168].

Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой функции, то речь может идти лишь о некоторой очень общей и элементарной способности к запечатлению и при соответствующих условиях восстановлению данных чувствительности, т. е. о том, что можно назвать мнемической функцией [9]. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в «память», строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включается мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т. д.).

Все разнообразие видов нашей памяти можно классифицировать, что упрощает, но в то же время и упорядочивает это явление. Классификация дает перспективную возможность изучать феномен памяти.

В основу классификации памяти положены три признака, в связи с которыми ее различают: 1) по преобладанию форм психической активности — моторной, эмоциональной, образной или интеллектуальной; 2) по способу запоминания — произвольному или непроизвольному; 3) по продолжительности, сроку хранения информации [14; 18].

Объекты деятельности — движение, чувство, образ или слово — дали названия таким видам памяти, как двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Двигательная, или моторная, память — запоминание, сохранение и воспроизведение движений («память тела», «память-привычка»). Она выражается в образовании привычек, лежит в основе всех практических и трудовых действий, часто не замечаемых, не фиксируемых человеком. Походка, манера разговаривать, смеяться, почерк связаны с двигательными навыками.

Говорят: «Стиль — это человек», но многое может быть изменено и улучшено при самоконтроле и корректировании системы собственных движений. Поэтому-то физиолог И. С. Бериташвили называл двигательную память упражненческой. Двигательную память укрепляют и совершенствуют природный дар и постоянные тренировки. Двигательная память иногда оказывается преобладающей.

Память как особый психический феномен обладает специфическими особенностями, основные из которых мы укажем в данном параграфе.

Глава 2. Характеристика возрастной динамики памяти

2.1. Общие закономерности развития памяти в онтогенезе

Исследования, посвященные проблемам развития памяти, указывают, что меняется место памяти в системе психологических функций. То, что при непосредственном запоминании берется непосредственно памятью, то при опосредствованном запоминании берется с помощью ряда психических операций, которые могут не иметь ничего общего с памятью; происходит как бы замещение одних психически функций другими [10; 12].

С изменением возрастной ступени изменяется не только и не столько структура самой функции, которая обозначается как память, сколько изменяется характер тех функций, с помощью которых происходит запоминание, изменяются межфункциональные отношения, которые связывает память с другими функциями.

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие памяти в общей системе психических функций происходит согласно следующей закономерности [2].

Память ребенка более зрелого возраста иная, чем память младшего ребенка, она играет иную роль, чем в предшествующем возрасте.

«Память в раннем детском возрасте является одной из центральных основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мышление ребенка раннего возраста — это совсем не то, что мышление ребенка более зрелого возраста. Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти… Определение понятий у ребенка основано на воспоминании» [2, с. 160].

2.2. Возрастная динамика развития памяти

2.2.1. Развитие памяти ребенка в младенчестве и дошкольном детстве

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Например, прекращение плача, когда в комнату входит мама [13].

Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые этот процесс наблюдается в конце первого полугодия жизни малыша и сначала ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если же промежуток времени между узнаванием и последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать несколько дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

2.2.2. Развитие памяти в школьных возрастах

Учебная деятельность требует развития высших психических функций, в том числе памяти. Ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти усвоенное или услышанное. Однако произвольность познавательной деятельности ребенка возникает лишь на пике волевых усилий, когда ребенок специально организует себя, согласуясь с внутренними или внешними побуждениями. Специально изучение роли мыслительных процессов при запоминании осуществил А. А. Смирнов [15].

2.2.3. Динамика изменений памяти во взрослых возрастах

К началу молодости память человека приобретает характеристики, необходимые с точки зрения ее социализированного функционирования.

Отдельные аспекты в развитии памяти в период от 18 до 40 лет исследовал Я.И Петров. Он установил, что наиболее высокие показатели развития памяти приходятся именно на возрастной этап 18-30 лет, а низкие с наибольшей тенденцией к снижению –– на возраст 31-40 лет. Особенно эта закономерность характерна для кратковременной вербальной памяти. Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет. Я.И. Петров отмечает наличие зависимости динамики развития мнемических функций от характера деятельности человека. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития.

Как нам удалось показать в нашей работе, память представляет собой сложный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека, что создает основу для интеграции всей психической сферы человека, для переживания человеком своей жизни и себя самого как непрерывного в пространстве и времени. Память выступает основой для организации и функционирования всех психических процессов, в свою очередь, испытывая влияние на себе других сторон психической сферы индивида.

Многообразие проявлений памяти не позволяет свести ее к одной единственной классификационной схеме. Существуют различные попытки представить отдельные варианты работы памяти как ее виды: по преобладанию форм психической активности память подразделяют на образную, моторную, эмоциональную и словесно-логическую; по времени хранения материала — на кратковременную и долговременную; по участию воли в процессах памяти — на произвольную и непроизвольную.

Развитие памяти проходит по линии овладения ею как специфической деятельностью, обладающей собственными средствами. Человеческая память становится опосредованной, или использует вспомогательные средства. Обращение к употреблению вспомогательных средств изменяет принципиальную структуру акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредствованным, опирающимся на две системы или на два ряда стимулов: к прямым стимулам, которые мы можем назвать «стимулами-объектами» запоминания, присоединяются дополнительные «стимулы-средства». Ее дальнейшее развитие идет как бы по двум отдельным взаимосвязанным линиям: по линии развития и усовершенствования средств запоминания, остающихся в форме действующих извне раздражителей, и по линии превращения этих средств запоминания в средства внутренние.

Развитие памяти от рождения до конца дошкольного детства осуществляется скорее автономно от всех других психических процессов, причем память сама определяет развитие психических функций. Первые признаки работы памяти мы наблюдаем в условных рефлексах, свойственных уже новорожденному. Далее ее работы проявляет себя в узнавании все большего круга предметов. Однако в данном возрасте память носит еще непроизвольный характер.

Поступая в школу, ребенок оказывается в новой ситуации развития, которая предъявляет к нему множество требований, в том числе к способностям целенаправленного и эффективного овладения предлагаемыми обучением знаниями. Память школьника в силу педагогического взаимодействия и стоящих перед школьником задач приобретает все более организованный и произвольный характер, опираясь на мнемотехнические средства и техники.

Характерной особенностью памяти в зрелом возрасте является то, что она сохраняет свою смысловую организацию, наиболее сохранными выступают те ее аспекты, которые могут быть поняты как опосредованные речью и мышлением. Натуральные аспекты памяти страдают по сравнению с «культурной» памятью значительно больше.

В психолого-педагогических исследованиях, к практическому значению которых хотелось бы привлекать внимание учителя, сделаны важные выводы, прежде всего о том, что осмысленное, логическое запоминание, противоположное запоминанию бессмысленному, механическому, в принципе доступно детям всех возрастов. Отмечается, однако, что учащиеся неоправданно часто прибегают к механическому заучиванию, что логическое запоминание учебного материала имеет у них непроизвольно-интуитивный характер и значительно реже намеренно осмысленный, «произвольно-дискурсивный».

Развитие памяти в онтогенезе

Развитие памяти в онтогенезе — раздел Психология, Введение в психологию развития: учебное пособие Память Во Всех Ее Формах Очень Важна Для Любой Стадии Онтоген.

Память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка. О существовании первых форм памяти свидетельствуют исследования пренатального периода, которые показывают, например, что звуки из сериала, просмотренного будущими матерями, узнавались ребенком после рождения. Известны также отдельные воспоминания выдающихся людей прошлого (в частности, С. Дали), относящиеся к периоду существования внутри утробы. Актуализация подобных образов используется и в трансперсональной психотерапии С. Грофа, тем самым также подтверждая наличие первичной памяти у еще неродившегося младенца.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания – импринтинг (запечатление), основанный на повышенном содержании в крови ребенка бета‑эндорфинов, что способствует высокой впечатлительности новорожденного. Именно поэтому считается полезным, чтобы первая встреча ребенка с родителями не откладывалась надолго [8, 9, 12, 14, 16].

На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Раньше всего, уже на первом месяце, возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий. Начиная со второго года и до семи‑восьми лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения. Поэтому дети после года нередко очень раздражаются, если, рассказывая сказку, взрослый заменяет или переставляет слова.

Во втором полугодии ребенок предпочитает знакомую игрушку новой, т. е. узнает их; он также способен различать близких людей по голосам.

После года у ребенка формируются элементарные представления. На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после двух‑трехнедельной разлуки, то после года – даже после двухмесячного перерыва.

После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа – сад, дом, дорогу, и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте. На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия – умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом, ножницами; они складываются в динамические стереотипы, однако еще далеки от автоматизмов.

Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После двух лет начинают запоминаться имена, клички, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально‑ассоциативная память (мать одевается – значит, скоро уйдет; достают выходной костюмчик – значит, придется идти к врачу).

«Память в раннем возрасте – одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью…Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт…», – писал Л.С. Выготский [6, с. 392].

Для ребенка раннего и дошкольного возраста характерно также присутствие особой формы памяти – эйдетической, которая представляет собой буквальное «считывание» информации с подробного внутреннего образа. Например, если попросить ребенка вспомнить, сколько полосок на хвосте у котенка, то время, затраченное на ответ, будет равно тому, которое потребовалось бы для реального подсчета. Эта форма памяти сохраняется в незначительной степени и у школьника, проявляясь, например, в том, что для воспроизведения учебного материала ему иногда достаточно вспомнить то место на странице учебника, где он располагался (под картинкой, в начале параграфа). У взрослых, кроме известных своими способностями мнемонистов, эйдетическая память встречается крайне редко [9, 16].

В дошкольном возрасте усиливается произвольность запоминания, а в младшем школьном память приобретает познавательный характер: таким образом осознается мнемическая задача и развиваются способы ее выполнения, что необходимо для успешного обучения в школе.

В ходе онтогенеза роль различных видов памяти в познавательной деятельности человека меняется. Так, механическое запоминание уступает место осмысленному, непроизвольное – произвольному, непосредственное – опосредствованному. Появление новых качеств запоминания очень важно для компенсации возрастного ослабления памяти у пожилых людей, которые, не утрачивая навыков саморегуляции, помогают себе «протезировать» пространство: например, активнее использовать ежедневники и другие вспомогательные средства.

Проблемы памяти обретают особую важность в контексте применения психоаналитически ориентированных методов психотерапии, когда возникает необходимость оценки достоверности автобиографических воспоминаний. Дж. Боулби, исследуя феномен привязанности, выделил три типа памяти: глубинную, семантическую и эпизодическую [8, 14].

Система биографической памяти является дискуссионным предметом возрастной психологии, по поводу которого возникает множество вопросов: какова онтогенетическая последовательность перечисленных видов памяти, в чем заключается их взаимовлияние, какова в них мера искажений реальности. Но сами эти виды памяти сейчас ни у кого не вызывают сомнений.

Развитие психики в онтогенезе

Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение) — это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.

Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое (развитие нервной системы); половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта); эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными (генетическими) факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.

Генотип — это врожденные генетически предопределенные особенности организма. Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества; своеобразно развиваются и проявляются генетически предопределенные свойства организма. В результате формируется фенотип. Взаимодействие наследственности, врожденности, условий внутриутробного развития и личного опыта происходит сложным образом, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения. Внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности. С другой стороны, один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды.

Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т.п.), на которые индивид реагирует в течение всей жизни и которые влияют на его психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т.п. Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор, лишь перенеслись в экспериментальную сферу.

Так, английский психолог Ганс Юрген Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% — влиянием наследственности. Однополые близнецы имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0.9. Разнополые близнецы, братья и сестры генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности. Коэффициент корреляции их интеллекта равен 0,5. В то же время близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут отличаться. Например, один из близнецов может стать преступником, а другой прекрасным юристом.

Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Спор психологов о том, какой из факторов является решающим в процессе развития — наследственность или окружающая среда, привел к возникновению теории конвергенции обоих факторов. Ее основоположник, Вильям Штерн, считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития. Иными словами, развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли последнего.

Психическое развитие ребенка — это процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Источниками развития служат:

1) взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым (Л. С. Выготский);

2) усвоение ребенком социального опыта, воплощенною в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).

Источники:
Виды памяти
Проблемой памяти занимались: ЛСВ, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П.П. Блонский, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, Б. В. Зейгарник и многие другие. *по преобладающему в процессах
http://www.fineplogic.ru/fplos-495-1.html
Курсовед: экономика и право
На сайте "Курсовед: экономика и право" возможно заказать курсовую работу, контрольную работу, реферат, диплом.
http://kursoved.com/pedagogika-i-sotsial-naya-rabota/984-kursovaya-pamyat.html
Развитие памяти в онтогенезе
Развитие памяти в онтогенезе Психология Введение в психологию развития: учебное пособие. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/47sjb/p42/
Развитие психики в онтогенезе
Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение) — это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей
http://studme.org/122811285618/psihologiya/razvitie_psihiki_ontogeneze#23

(Visited 114 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Слова благодарности мужчине за то что он есть ПИСЬМО БЛАГОДАРНОСТИ МУЖЧИНЕ!Ты появился в моей жизни именно тогда, когда мне начинало казаться, что отношения… (4)

Как манипулировать мужчиной скорпионом Ваш мужчина – манипулятор, что делать? Главное — не волнуйтесь. Ведь если мужчина манипулирует отношениями,… (4)

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (4)

Профессиональный этикет Профессиональный этикетВ жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных… (3)

Как завязать отношения с девушкой Как завязать отношения с девушкой - вопрос психологуКак завязать отношения с девушкой - вопрос психологу.… (3)



COMMENTS