Работы фрейда

Зигмунд Фрейд: великий врач, мыслитель и ученый

Зигмунд Фрейд оставил свой след в истории не только как выдющийся врач-психоаналитик, но и как один из самых видных мыслителей двадцатого века.

Зигмунд Фрейд является не просто самой известной фигурой в истории развития психологии, но также одним из самых влиятельных и противоречивых мыслителей двадцатого века. Работы и теории Зигмунда Фрейда помогли нам сформировать взгляды на детство, личность, память, сексуальность и терапию. Многие ученые работали над трудами, который выросли из наследия Фрейда, а другие исследователи прославились, разработав новые теории, опровергающие его идеи.

В 2001 году журнал Time причислил Фрейда к числу самых значимых мыслителей прошлого века. В 2006 году американский журнал Newsweek назвал Фрейда «самым развенчанным доктором в истории». И хотя его теории долгое время являлись предметом нескончаемых споров и обсуждений, невозможно отрицать его влияние на развитие психологии, терапии и культуры. Как написал англо-американский поэт Оден в 1973 в своем стихотворении, посвященном Зигмунду Фрейду:

Кто ошибался и порою был абсурден.

Теперь уже он даже и не личность —

Для нас теперь он целый мир воззрений.

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Моравии. В юности Фрейд вместе со своей семьей переехал из Фриберга в Вену, где в основном и жил до конца своей жизни. В детстве родители сами занимались его образованием, после чего Фрейд поступил в гимназию Шпурлинг, которую закончил с отличием.

Получив степень в области медицины в Университете Вены, Фрейд долгое время практиковал как терапевт. Благодаря своему сотрудничеству со знаменитым французским врачом Жан-Мартеном Шарко, Фрейд заинтересовался изучением психических расстройств.

Теории Фрейда оказали несомненное влияние на развитие науки, но подвергались значительной критике как при жизни Фрейда, так и сейчас. Тем не менее, его идеи тесно переплелись с современной культурой, достаточно вспомнить такие понятия, как оговорка по Фрейду, подавление бессознательного и психологическое отрицание, которые стали регулярно использоваться в повседневном языке.

Его идеи сыграли такую важную роль в психологии, что впоследствии залегли в основу отдельной научной школы психоанализа. Хотя в дальнейшем на смену психоанализу пришел бихевиоризм, нельзя отрицать его влияние на развитие психологии и психотерапии. В основу самых известных теорий Фрейда легло изучение сознательного и подсознательного, инстинктов жизни и смерти и психосексуального развития человека.

Работы Фрейда содержат подробное описание его основных идей и теорий, включая его любимую тему — толкование снов. «Эта работа… содержит самые ценные открытия, которые мне посчастливилось сделать. Озарения подобного рода случаются только раз в жизни», — писал Фрейд о книге «Толкование сновидений». Другие его известные работы посвящены изучению тотемов и табу, иллюзий и психопатологий. В своих научных трудах Фрейд много писал о вопросах секса, религии, взаимоотношений с женщинами и культуры.

Фрейд оставил после себя не только грандиозные научные работы, он также оказал существенное влияние на людей, которые впоследствии сами стали выдающимися мыслителями.

Источник:
Зигмунд Фрейд: великий врач, мыслитель и ученый
Зигмунд Фрейд оставил свой след в истории не только как выдющийся врач-психоаналитик, но и как один из самых видных мыслителей двадцатого века. Зигмунд Фрейд является не просто самой известной фигурой в истории развития психологии, но также одним из самых влиятельных и противоречивых мыслителей двадцатого века.
http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/biography/zigmund-frejd.html

Зигмунд Фрейд и его великий психоанализ

Сегодня трудно представить себе развитие медицины, литературы и культуры в целом без этого выдающегося человека и его открытий!

  • Содержание:
  • 1 Отец психоанализа
  • 2 Метод свободных ассоциаций и толкование сновидений
  • 3 О Фрейде
  • 4 Психоанализ
  • 5 Почитать в Интернете
  • 6 Психоанализ сегодня
  • 7 **
  • 8 Обсуждение в Сети
  • 9 Работы Фрейда и книги о Фрейде
  • 10 Еще книги
  • 11 Книги о психоанализе
  • 12 Еще книги
  • 13 Видео
  • Содержание:
  • 1 Отец психоанализа
  • 2 Метод свободных ассоциаций и толкование сновидений
  • 3 О Фрейде
  • 4 Психоанализ
  • 5 Почитать в Интернете
  • 6 Психоанализ сегодня
  • 7 **
  • 8 Обсуждение в Сети
  • 9 Работы Фрейда и книги о Фрейде
  • 10 Еще книги
  • 11 Книги о психоанализе
  • 12 Еще книги
  • 13 Видео

В противоположность традициям критического мышления XIX в., Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Источник:
Зигмунд Фрейд и его великий психоанализ
Сегодня трудно представить себе развитие медицины, литературы и культуры в целом без этого выдающегося человека и его открытий!
http://moikompas.ru/compas/psychoanalysis_freud

Работы фрейда

Суперэго – это психическая система, которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели и идеалы. При оптимальном функционировании она способствует внутрипсихической и межличностной гармонии и облегчает социальную адаптацию. Временами «голос совести» становится весьма громким. Суперэго, подобно Эго и Ид, – это не определенная область мозга, а теоретическая концепция (хотя и кажется, что антропоморфный подход сулит прямую выгоду).

По поводу Суперэго, его развития и функционирования, ведется большая полемика. Споры вокруг этой концепции во многом порождены определенной двусмысленностью и несоответствиями, берущими начало в работах Фрейда. Тем не менее, данную главу открывает краткий их обзор, так как наши современные представления покоятся на фундаменте, заложенном Фрейдом. Мы обратимся к некоторым из двусмысленных и трудных мест в его концепции, после чего изложим основные предпосылки структуры Суперэго и его функций. Следующая глава посвящена развитию Суперэго. В связи с тем, что мы предполагаем сходство развития и функционирования Суперэго у мужчин и женщин, в этих двух главах дается общая теория. Различия Суперэго, связанные с полом, рассматриваются в четырнадцатой главе в контексте разнообразных точек зрения, связанных с развитием Суперэго у женщин.

Несколькими годами позже, продолжая развивать мысль о внутренней критической инстанции, «которая даже в спокойные времена принимает критическую позицию в отношении Эго» (1921, стр. 109), Фрейд точнее определил ее функции. Они включают в себя «самонаблюдение, морализацию, цензуру сновидений и ведущую роль в вытеснении» (стр. 110). Далее он отмечает, что весь предшествующий опыт отношений с людьми может повторно воспроизводиться с помощью Суперэго (стр. 130).

В другом очерке, представленном в том же году, «Инфантильная генитальная организация» (1923) Фрейд признает нехватку понимания ранних лет женского развития. Этот пробел в знаниях в особенности заметен в его теории формирования и функционирования Суперэго у девочек, которую он начинает развивать в упомянутой выше работе, и продолжает в 1925 году работой «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925). По мнению Фрейда, если принять во внимание, что именно согласие девочки со своей кастрацией обусловливает ее прогресс в эдиповой фазе, то у нее меньше причин для интернализации Суперэго, чем у мальчика. Фрейд также полагает, что Суперэго главным образом является результатом идентификации с отцом. Поскольку девочки чаще отождествляются с матерью, а не с отцом, он делает вывод, что их Суперэго мягче.

Далее Фрейд развивает свои мысли о внутренней критике в связи с возникновением страха наказания и о сигнальной функции тревоги. Он предполагает, что после разрешения Эдипова комплекса ребенок больше не боится наказания извне, так как теперь он боится гнева собственного Суперэго. «Отношение Эго к чему-то как к опасности и развитие сигнальной тревоги – это влияние Суперэго: его недовольство, наказание или потеря его любви» (1926, стр. 139-140).

Начиная с 1926 года Фрейд углубляет определенные аспекты концепции Суперэго и пробует расширить ее применение. К примеру, он отмечает, что функции Суперэго и Эго трудноразличимы, за исключением лишь случая психического конфликта, когда эти различия выявляются (1926, стр. 97). Он также исследует важную роль Суперэго в увековечении культуры (1927) и в связи с требованиями общества (1930).

Возвращаясь к проблеме строгости Суперэго Фрейд (1933) поясняет, что оно может быть безжалостным, приводя к чувству вины и неполноценности, даже если родители были добры, терпимы, отзывчивы и не внушали страха. Окончательно обобщая свои идеи, Фрейд пишет:

«Излишняя строгость Суперэго – это не следствие его реальной модели (родительской); она зависит от силы защитных механизмов, действующих против эдиповых искушений» (1940, стр. 206). Фрейд здесь высказывает мысль о том, что «детали взаимоотношений Суперэго и Эго становятся вполне доступными пониманию, если их рассматривать в ретроспективе отношения ребенка к родителям» (1940, стр. 146, курсив наш).

Мы склоняемся к точке зрения, что родители, как и сам ребенок, вносят значительный вклад в развитие Суперэго. Это влияние может усиливаться не только инстинктивными влечениями и защитами против них, но и незрелостью сознательных функций ребенка, проявляющейся в том, что в воспоминаниях реальные события внешнего мира искажаются.

Другой областью теории, вызывающей полемику, является период формирования Суперэго. Фрейд полагал, что решающую роль играет идентификация с отцом, относящаяся ко времени попыток избежать страха кастрации и разрешить Эдипов конфликт (1923а, стр. 28-39). То есть Суперэго формируется по мере разрешения Эдипова конфликта, что дало Фрейду основания именовать его «наследником Эдипова комплекса» (стр. 36).

Meлани Кляйн (1928) – одна из тех, кто не согласен с таким поздним формированием Эдипова комплекса, хотя она рассматривает похожие мотивы: комплекс образуется, чтобы избежать телесных повреждений. Кляйн полагает, что Суперэго складывается в период орально-садистской фазы (во вторую половину первого года жизни), и что этот процесс основывается на интроекции пугающих и наказывающих родительских фигур. Такие интроекции являются результатом проекции орально-садистских импульсов младенца на родителей.

Мы придерживаемся мнения, что воззрения как Фрейда, так и Кляйн ошибочны. С нашей точки зрения Суперэго, подобно остальным психическим системам, развивается линейно, начиная с первого года жизни. Фрейд, придерживаясь мнения о том, что Суперэго образуется после разрешения Эдипова комплекса, не принимает в расчет ранние стадии развития; создается впечатление, что его образование одномоментно. Что же касается взглядов Кляйн, то изучение процесса развития показывает, что тех сложных функций, которые она приписывает младенцу, объясняя образование Суперэго на восьмом или девятом месяце жизни, у него в это время нет.

О развитии Суперэго выдвинуты другие, более правдоподобные, концепции. Гринэйкр (1952а) полагает, что оно включает в себя четыре этапа: основа закладывается в первые два года жизни; опыт плохого и хорошего в годы формирования привычек; борьба за эдипов отказ примерно в пятилетнем возрасте; укрепление достижений эдиповой фазы за счет социализации и слияния индивидуального и социального сознания в латентный период. Якобсон (1964) и Малер (1965а) вполне, на наш взгляд, справедливо привлекают внимание к роли доэдиповых объектных отношений и связанного с ними конфликта в формировании Суперэго. Совсем недавно Эмди (1988а, 1988) привел результаты исследования процесса развития, фокусирующегося на том, что он называет «моральными эмоциями», корни которых уходят во взаимодействия ребенка с матерью, и которые возникают независимо от матери. Относится это к возрасту двух-трех лет.

Терапевтический опыт привел Фрейда к постулату, что психика устанавливает некий идеал – стандарт, с которым личность себя сопоставляет. Эта идея получила широкое распространение. Рассмотрим подробнее природу данного стандарта. 13

Основываясь на переживании радостных эмоций в отношениях с матерью или отцом, когда ребенок чувствует, что его хвалят, одобряют, поощряют и любят, он формирует разнообразные идеалы, одновременно стремясь продлевать и повторять такие отношения. Эти психические представления, несущие типичные и желаемые стандарты или способы существования, можно сгруппировать, используя первоначальный фрейдовский термин «Эго-идеал».

Фрейдом и другими авторами описаны различные идолы, сознательные и бессознательные. Они возникают по мере процесса развития, и временами одни из них конфликтуют с другими. Чтобы провести различие между ними, Сандлер с коллегами (1963) предложил рассматривать Эго-идеал как слагаемое идеальных объектных представлений, идеальных представлений об идеальном ребенке и идеальных представлений об Эго. Мы считаем такой подход особенно полезным при отслеживании развития компонентов аппарата Суперэго.

Идеальные объектные представления формируются из ранних детских впечатлений от родителей, которых ребенок видит совершенными и всемогущими. Идеальные объектные представления во время раннего детства приукрашиваются и вбирают в себя фантазии об исполнении желаний, а также опыт доставляющих радость взаимоотношений. Эти ранние образы всемогущества, совершенства, чудесного являются весьма стойкими и становятся стандартами, с которыми субъект может соотносить себя, будущие объекты, либо поздние впечатления от родителей – например, в подростковом возрасте.

Идеальные представления о себе – это уникальный и личный взгляд на то, «каким бы я хотел видеть себя» (Sandler и другие, 1963). Многие идеалы, сосуществуя бессознательно и сознательно, составляют идеальное представление о себе, которое в итоге складывается в более сложную психическую конструкцию, нежели дают ранние интроекты и идеалы.

Суперэго функционирует для поддержания внутрипсихической и межличностной гармонии и облегчения социальной адаптации. По Фрейду, для того, чтобы осуществить эту задачу оно «наблюдает за Эго, отдает распоряжения, выносит суждения и наказывает – в точности как родители, чье место оно занимает» (1940, стр. 205). Судя по этим и другим комментариям, кажется очевидным, что Фрейд определяет базовую функцию Суперэго как самонаблюдение и запуск защитных механизмов, а также вынесение самосуждений, что ведет либо к одобрению и вознаграждению, либо к упрекам и критике в свой адрес и наказанию (1914, стр. 95; 1917, стр. 247; 1921, стр. 109, 110; 1923а, стр. 36, 37; 1933, стр. 65)

Суперэго также выполняет функцию вынесения суждений о себе, сравнивая поведение человека с идеальным поведением и оценивая степень сходства. Если между действительным представлением о себе и внутренним стандартом или идеалом имеется значительное расхождение, то это сопровождается агрессивно окрашенной самокритикой, упреками и наказанием, обычно в форме болезненных аффектов вины, стыда, тревоги, депрессии и чувства неполноценности, что ведет к утрате самоуважения (Jacobson, 1946). Поэтому наказание со стороны Суперэго может быть столь же категоричным и иррациональным, как и любой импульс Ид. Фрейд (1933) заключил, что цель терапевтического анализа (также как и поздних этапов развития, в особенности подросткового возраста) состоит в ослаблении влияния Суперэго на функционирование Эго.

С другой стороны вынесение суждений о себе может вызвать и одобрение. В этом случае родительскую роль берут на себя идентификации с родительскими поощрениями, похвалой и гордостью за ребенка, и в итоге ребенок сам себя вознаграждает. Чувства гордости, собственного достоинства и возросшее самоуважение являются следствием приверженности внутренним стандартам.

Фрейд подчеркивает важность функционирования Суперэго для поддержания нарциссического равновесия:

«Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Эго к собственному Суперэго; аналогично чувству вины, оно является выражением напряженности между ними. трудно отделить чувство неполноценности от чувства вины» (1933, стр. 65-66).

Фрейд также пишет:

«Муки, вызываемые упреками совести, в точности соответствуют детскому страху потерять любовь, страху, на место которого заступила мораль. С другой стороны, если соблазн сделать что-либо нежелательное с точки зрения Суперэго, Эго успешно преодолевает, то самоуважение растет, а чувство гордости усиливается» (1940, стр. 206).

В аналитической литературе чаще подчеркиваются садистские компоненты Суперэго и меньше внимания уделяется его гуманным свойствам: защите, любви и заботе Нюнберг в числе первых обсуждает концепцию мягкого Суперэго, полагая, что его истоки лежат в доэдиповых отношениях матери и ребенка (1932, стр. 145). Крамер подробно изучает идею интернализации доэдиповой любящей матери. Он считает, что когда этот поддерживающий и направляющий аспект Суперэго не развивается, Эго остается беззащитным перед Ид, что приводит к патологическим последствиям (1958). Сходным образом Шафер указывает на «любящую и любимую» сторону Суперэго. Она представляет любимых и любящих, защищающих, утешающих и руководящих доэдиповых и эдиповых родителей, которые «даже наказывая, дают необходимую заботу, тепло и ласку» (1960, стр. 186).

Эти функции заботы, покровительства и любви (наряду с наказывающей ролью родителей) ребенок интернализует, идентифицируясь с ними, что является частью успешного утверждения либидного постоянства объекта. Идентификация с «объектом в создающей комфорт роли» (Furer, 1967) в конечном счете дает ребенку возможность любить, защищать, утешать и руководить с чувством гордости за себя. 15

Поэтому успешное становление Суперэго дает мощный потенциальный источник благополучия. Это позволяет ребенку с каждым годом все меньше зависеть от внешних источников «нарциссической поддержки», предоставляя возможность избегать разочарования и фрустрации, пользуясь интернализованными идеалами и стандартами, чему способствуют родители.

Теперь мы обращаемся к развитию данной психической системы. В очередной главе нами прослеживается развитие Суперэго, начиная с формирования категорий «можно и нельзя» и вплоть до структуры этой системы, функционирующей не только для внушения болезненных аффектов стыда, вины и низкого самоуважения, но и для обеспечения приверженности морально-нравственным стандартам без дополнительной внешней поддержки.

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Источник:
Работы фрейда
Суперэго – это психическая система, которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели и идеалы. При оптимальном функционировании она способствует
http://psylib.org.ua/books/taiso01/txt12.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как можно наказать мужчину в постели Как можно наказать мужчину в постели Вы уже давно вместе и настолько привыкли друг к… (5)

Кризис 50 лет возрастная психология Кризис 50 лет возрастная психологияКризис трех лет - граница между ранним и дошкольным возрастом -… (4)

Платья на свадьбу вечерние Вечернее платье на свадьбу для мамы жениха и невесты В ожидании предстоящего свадебного торжества мамы… (4)

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (4)

Если игнорировать мужчину рака Верный способ как завоевать мужчину Рака и покорить его сердце Верный способ как завоевать мужчину… (4)

COMMENTS