Психология среднего возраста

Особенности психологии среднего возраста

— психологическая «стабилизация» личности;

— осознание своих главных интересов в жизни;

— уход от родительской опеки, самостоятельность дальнейшего жизненного выбора;

— устремление в будущее (в этом возрасте люди обычно часто думают о будущем, которое часто представляется в идеальных тонах, оптимистически).

Как правило, в период среднего возраста человек окончательно определяется с профессиональным выбором и создает семью.

Зрелость (40 — 60 лет) — как правило, время, когда человек достигает пика своего профессионального и личностного развития. В этот период обычно психологическое развитие человека «консервируется» и остается на стабильном уровне.

Период зрелости обычно делят на два самостоятельных периода:

— ранней (40 — 45-49 лет);

— поздней зрелости (45-49 — 60 лет).

Для психологии ранней зрелости характерно такое явление как «кризис середины жизни». Для этого периода характерны:

— попытка подвести первые итоги жизни (мысль человека начинает все реже концентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем и прошлом);

— переосмысление прожитого опыта;

— осознание ограниченности своих возможностей, в т.ч. — по времени и по здоровью;

— корректировка жизненных планов.

Как правило, такая корректировка идет в сторону уменьшения притязаний, но не всегда. Глубина кризиса данного возраста часто зависит от того, совпадает ли идеальное представление человека о жизни с реальным.

Для периода ранней зрелости также характерно некоторое снижение самооценки и новое психологическое восприятие возраста. Человек начинает вновь чувствовать себя «молодым», психологически вновь начинать ощущать себя «в начале жизни».

Поздняя зрелость (45-49 — 60 лет) — время максимального раскрытия внутреннего потенциала человека. Для психологии данного возраста характерны:

— окончательное избавление от комплексов;

— адекватное и полное осознание своих интересов, приоритетов, своего места в жизни;

— стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир.

1. Новый характер развития теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием.

2. Способность реализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям. Позитивно разрешать противоречия и трудности.

3. Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других.

4. Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать).

5. Социальные и культурные ориентиры, которые используются для определения успешности и своевременности развития во взрослости (социологическая роль и социальный статус).

Зрелость (по Шаковаленко) — самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Это период взрослости, когда может осуществляться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, а такая ситуация в создании собственной семьи и воспитания детей.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих — главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлением к самостоятельности, независимости и отношением к ответственности.

Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять эту ответственность, есть ключевое переживание социальной ситуации развития данного периода.

Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

Специфика молодости как возрастного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период — овладение выбранной профессией.

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Проблемы профессиональной продуктивности многие психологи увязывают с понятием «акмэ» — вершины, поры расцвета. Оно появилось еще в античные времена. Восходящее к древним грекам понимание зрелости как поры «акмэ» нашло отражение и в названии той части возрастной психологии, которая изучает зрелость: «акмеология».

Выделение внутри периода зрелости «акмэ» — вершины, поры наибольшего расцвета перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого у всех или, по крайней мере, у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.

В соответствии с представлениями об «акмэ» как сравнительно узком периоде наибольшего расцвета, их сторонники видят основную задачу акмеологии в установлении закономерностей проявления этого наиболее продуктивного периода зрелости, тех условий, которые способствуют оптимальному протеканию этого пика или, возможно, пиков.

Отметим, что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональные спортсмены, артисты балета и т.д. достигают своего «акмэ» в самом начале периода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. В других профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т.п., «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Во всех таких случаях время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки — с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют на индивидуально-личностные особенности человека. например, для любого вида спорта возраст как начала наибольшего расцвета спортсменов-профессионалов, так и заката их карьеры индивидуален.

Вместе с тем, для представителей очень многих профессий, пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить об обязательном «акмэ» в профессиональной деятельности актера или преподавателя, врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообще представителей тех профессий (в том числе рабочих), в которых профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной готовности.

Решающая роль в наличии, либо отсутствии в профессиональной продуктивности периода «акмэ», после которого следует спад, обычно принадлежит направленности личности, доминирующему мотиву. Влияние направленности личности будет рассмотрено ниже.

В период взрослости человек переживает 3 кризиса:

Кризис 30 лет

Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса тридцати лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Кризис 40 лет

У некоторых людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса тридцати лет. Оно происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Кризис сорока лет — это период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.

Кризис среднего возраста также связан со страхом старения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все данные проявления и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно.

Пенсионный кризис

Для большинства людей уход на пенсию — это одно из самых значительных изменений статуса, происходящих в поздней взрослости.

Одним из важных факторов, определяющих отношение человека к выходу на пенсию, является здоровье. Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем.

В наилучшем положении находятся здоровые люди, желавшие выйти на пенсию. Положение людей с плохим здоровьем — наихудшее, независимо от их желания или нежелания выходить на пенсию.

Наиболее активно изучением проблем психического развития на данном возрастном этапе, занимались: Э. Эриксон, В.И. Слоботчиков, Г.А. Цукерман, Шарлота Бюллер, А.В. Толстых, В. Франкл и др.

Источник:
Особенности психологии среднего возраста
— психологическая «стабилизация» личности; — осознание своих главных интересов в жизни; — уход от родительской опеки, самостоятельность дальнейшего жизненного выбора; — устремление в
http://studbooks.net/1346327/psihologiya/osobennosti_psihologii_srednego_vozrasta

Психологические проблемы среднего возраста

Рассмотрим, каковы психологические проблемы среднего возраста. Некоторые мужчины среднего возраста вследствие страха быть связанными и лишиться свободы не вступают в брак. При этом одни из них относятся к категории «закоренелых холостяков», которые длительным сексуальным отношениям предпочитают кратковременные гетеросексуальные связи. Другие отказ от заключения брачных уз связывают с тотальной занятостью на работе. Некоторым в своих отношениях с женщиной удается пройти через начальную эротико-романтическую фазу и изменить свое отношение к ней на более глубокую привязанность. В большинстве случаев такое изменение характера связи приводит к желанию заключить брак.

Брак требует от мужчины выполнения новой для него роли. Общество ожидает от него, что он станет кормильцем (пусть даже не всегда единственным) и будет «как скала» стоять на защите интересов своей семьи. Он обязан также соблюдать сексуальную верность. Поскольку секс в браке становится повседневностью, неудачи в этом отношении первоначально могут вызывать раздражение. В настоящее время супружеские пары лучше, чем в прошлом, осведомлены о сексуальности и прилагают гораздо больше усилий для того, чтобы поддерживать эти отношения на должном уровне.

Кроме сексуальной неверности, причиной разводов бывает переживание жизненного кризиса в середине жизни, возникающего обычно в возрасте около 40 лет. Наряду с изменением профессии некоторые мужчины в возрасте от 31 до 40 лет считают, что развод – это средство для разрешения кризиса и начала новой жизни. Некоторые женятся повторно и вскоре разводятся вновь, так как убеждаются, что новая связь – это ошибка.

Кризисы в таких непродолжительных браках, возможно, следствие использования неподходящих моделей личностного общения, которые были приобретены в детстве и никогда не корригировались. Эти модели прежде всего возникают в семьях, где родители служат для детей плохим примером и тем самым препятствуют установлению понятия о прочных любовных отношений у своих детей. Например, нет уверенности в том, что мужчина, который вырос в семье, где между партнерами складываются отношения без проявления симпатии супругов другу, сможет создать устойчивый брак.

К психологическим последствиям развода относят ярость, чувство вины и переживание жизненной неудачи. Если разрыв связан с изменой жены или ее желанием разорвать отношения, то это может вызвать у мужчины снижение чувства самоуважения и даже отразиться на других сторонах его жизни. Развод часто является пусковым механизмом депрессии.

Психотерапия супружеских пар, брачное консультирование иногда могут разрешить проблемы и упрочить супружеские связи. Психотерапия может способствовать прояснению конфликта и принятию более рациональных, не основанных лишь на эмоциональных реакциях, решений.

Брак – это комплексное и дающее повод для соревнования, предприятие. Он требует умения приспосабливаться друг к другу, взаимных уступок, гибкости и настойчивости. В браке наряду с межличностными отношениями следует поддерживать и защищать эротический аспект. Конструктивный подход к многочисленным трудностям, которым подвергаются партнеры, является гарантией здоровья и длительной любви в браке.

Психологические проблемы среднего возраста. Отцовство

В последние десятилетия роль отца претерпела изменения. Ожидания мужчины в отношении отцовства существенно изменились. Современный молодой отец уделяет большее, чем его отец в прошлом, внимание вопросам питания, ухода и воспитания ребенка.

Так как в исполнении нашей собственной родительской роли большое значение имеет пример собственных родителей и опыт, приобретенный в детстве, новый стиль отцовства еще не закреплен и по крайней мере в начале требует определенных усилий. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что мужчина может быть таким же заботливым, как и женщина.

Мягкость и нежность папы особенно важны для грудного ребенка, который таким образом получает необходимое семейное тепло.

При определенных усилиях и поддержке многим мужчинам удается добиться гораздо большей близости со своими детьми, чем это было у их отцов. Невнимательный или дистанцированный от семьи отец ограничивает психическое развитие как своего сына, так и дочери. Маленький мальчик нуждается в мужском примере для самоидентификации. Новые исследования показали, что присутствие отца и его активное взаимодействие с сыном воспитывают «мужественность». Имеются десятки традиционных мужских видов деятельности, при которых отец может служить образцом мужского ролевого поведения.

Опыт любовного, но не «обольстительного» общения отца с дочерью во многом способствует формированию ее установок в отношении самой себя и мужчин в период зрелости. Отец, который не ожидает от дочери ничего, кроме кротости и миловидности, прилагает мало усилий для того, чтобы развить ее честолюбие и способности, необходимых для защиты и укрепления ее жизненных позиций. Девочка, чей отец ожидает от нее успехов и работоспособности, в своей дальнейшей жизни часто проявляет большую активность.

На установки мужчины по отношению к своим детям влияет то, как обращались с ним его собственный отец, братья и сестры. Это влияние может быть хорошим или дурным. Если с отцом ребенка плохо обращались его родители (например, жестокое обращение или сексуальная эксплуатация), то такая ситуация может повториться в следующем поколении. С помощью психотерапии и других лечебных мероприятий можно преодолеть этот «порочный круг». Группы самопомощи, частично действующие в рамках программ терапии родителей, жестоко обращающихся со своими детьми, также могут быть полезны. В любом случае квалифицированное вмешательство показано как для тех, кто проявляет жестокость, так и для их жертв.

Отцовство апеллирует к здоровой части психики мужчины. Нежелательные манеры и способы поведения в молодости мужчин, ныне ставших отцами, могут изменяться. Например, мужчина испытывал ранее двойственные чувства по отношению к своему отцу. После рождения ребенка новые конфликты между ними могут проявляться более бурно, если мужчина внезапно осознает, что склонен к чрезмерному наказанию своего ребенка, подражая тому стилю воспитания, который применялся к нему.

Чувство ревности к тому вниманию, которое жена уделяет ребенку, может принимать угрожающие формы. Такой поиск жертвы в лице ребенка может привести к серьезным конфликтам между супругами.

Проблемы, которые встречаются у некоторых отцов, побуждают их к обращению за психологической помощью. Центральным пунктом такой психотерапии должна быть выработка представлений о тех необходимых усилиях, которые следует приложить для поддержания психического здоровья своих детей в будущем.

Карьера и профессия

Исследования ученых показали, что период от 30 до 40 лет жизни мужчины важнейший для проявления его в профессиональной области. Стремление к успеху и устройству карьеры становится для него главным центром внимания. Это время конфликта между интересами семьи и требованиями работы. В случае если работа является «любовницей» мужчины и основным содержанием его жизни, это может послужить причиной неудачи в браке.

«Трудоголизм» может быть и способом бегства от неудачного брака. За ним часто скрывается страх, связанный с финансовым положением или с вопросами гордости и самоуважения. Навязчивая потребность работать может свидетельствовать об алчности, желании разбогатеть, обладать властью или основываться на соображениях престижа. Эти проблемы, в зависимости от их причин, могут угрожать не только семье, но и здоровью самого мужчины.

У некоторых отмечается несоответствие между работой и домашней жизнью. К примеру, мужчина, вне дома отличающийся агрессивностью и компетентностью, в семье может быть пассивным и зависимым партнером, от которого жена требует, чтобы он угадывал и выполнял все ее потребности и прихоти. Мужчина, который на работе отличается неуверенностью и раболепием, дома может вести себя как тиран.

Самоуважение и чувство собственного достоинства в пору зрелости могут зависеть от профессиональных успехов, часто измеряемых финансовыми масштабами. Чувство удовлетворенности у многих мужчин зависит от их карьеры. Профессиональные неудачи и провалы могут вызвать тяжелую депрессию. Недостаточно успешная работа нередко приводит к самоуничижению. Самоирония может быть связана как с готовностью к поражению, так и с подсознательным игнорированием своей неудачливости. Из-за того, что значительное число мужчин завидуют «пассивной роли» женщины и желают избавиться от общественного давления, требующего от них успешности, часто возникает проблема пассивности, с помощью которой мужчина стремится противостоять этим социальным требованиям.

Изоляция многих мужчин в 30 – 40-летнем возрасте часто имеет причиной борьбу за лидерство и досаду на собственные неудачи. Мужчины не могут ладить со своими коллегами по работе, поддерживать близкую дружбу с друзьями юности или товарищами из прошлого времени. Такая изоляция приводит к депрессии. В этом возрасте часто именно из-за этого мужчина ищет прибежища в браке. Многим мужчинам можно порекомендовать поддерживать контакты хотя бы со своими подругами. Мужская дружба также может служить важной защитой психического здоровья мужчины.

Источник:
Психологические проблемы среднего возраста
Рассмотрим, каковы психологические проблемы среднего возраста. Некоторые мужчины среднего возраста вследствие страха быть связанными и лишиться свободы не вступают в брак. При этом одни из них
http://www.astromeridian.ru/psy/srednii_vozrast_ot_31_do_40_let.html

Тема 14

Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)

В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. И хоть развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.

Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие когнитивной сферы человека имеет индивидуально обусловленный характер.

Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.

В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии.

Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее.

Еще одним важным шагом, которым человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.

Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.

На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.

В данный период наблюдается нормативный кризис 30–33 лет. Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.

Таким образом, каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественно-полезной деятельностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала.

Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи.

14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

В 40–60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь.

В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться. Эти изменения носят следующий характер: ухудшается общее самочувствие, зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, причем некоторые переносят его очень тяжело и физически и психологически.

Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека. Работоспособность остается на том же уровне и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью.

В среднем возрасте интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости: человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др.

Эмоциональная сфера в это время развивается неравномерно. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоциональное состояние начинает влиять успешность трудовой деятельности.

В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит.

Меняется структура мотивации, так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат, т. е. он стремится сразу удовлетворить свои потребности. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В результате этого происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.

«Я-концепция» обогащается новыми «Я-образами» с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть «Я– концепции» – самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «Я». Самооценки приобретают обобщенный характер.

«Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием других людей (детей, учеников, сослуживцев).

Ведущим видом деятельности становится труд, успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самоактуализацию личности. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом, стабилизируются.

Так как средняя взрослость – период активного труда, то человек все свое свободное время в основном тратит на работу.

В этот период наблюдается так называемый «кризис середины жизни» (40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния.

Многие считают, что лучшие годы жизни – это период до сорока лет, а период после сорока – это гигантская «черная дыра», в которой предстоит провести остаток жизни, что в этом возрасте прекращаются нравственный рост и развитие человека, что человеку «за сорок» придется распроститься с юношескими мечтами и планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни, личного счастья. Американский психолог Р. Кесслер считает такое мнение ошибочным: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?»

Исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом. У многих людей переход в средний возраст протекает спокойно, они считают его периодом, связанным с переопределением целей. Данная переориентация предполагает сравнение себя с другими людьми, ставившими аналогичные цели в той же профессиональной деятельности. Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».

Однако данный возраст для многих становится кризисным потому, что происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития, в результате чего человек может утратить смысл жизни. Если возникает кризис, то единственным выходом из положения становится обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.

Если человек будет «зацикливаться» на себе, то со временем его начнут одолевать болезни и разовьется новый кризис. Замечено, что кризису середины жизни подвержены люди, склонные избегать самоанализа, не замечающие перемен в жизни и организме, использующие механизм отрицания. Американские ученые отметили, что кризис среднего возраста у состоятельных людей наблюдается чаще, чем у малоимущих и представителей рабочего класса.

14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)

Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология – это область знаний, изучающая процесс старения человека.

Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.

Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.

Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. Больше всего страдают интеллектуальные функции. Динамика этих процессов зависит от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.

Память основывается на логических связях, которая тесно связана с мышлением, поэтому мышление пожилого человека весьма развито.

В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными.

В аффективной сфере прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний.

Пожилые люди часто думают о смерти, но не боятся наступления этого дня.

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. д.

Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести.

«Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Этот процесс будет эффективным, если индивид успешно разрешает нормативные кризисы и конфликты, способен к выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной «Я-концепцией» и в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический подход к жизни, который позволяет притормозить процесс старения.

Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы деятельности, уровень образования – все это также влияет на сохранность трудоспособности. Многие известные писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л.Н. Толстой и др.)

Факторами, определяющими поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.

Источник:
Тема 14
Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет) В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека,
http://www.razlib.ru/psihologija/vozrastnaja_psihologija_konspekt_lekcii/p14.php

(Visited 48 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как быстро собраться на свидание Примите контрастный душ. Сначала согрейтесь под теплой водой, потом включите холодную. И так повторите 4-5… (3)

Дорогому человеку слова Дорогому человеку слова Припев:И пропадает в миллионах навек, когда-тоСамый дорогой человек, правда -Слишком глубокая рана;Забывать… (2)

Муж не хочет меня после измены Как вернуть доверие мужа после измены и не стать рабыней озлобленного супругаКак вернуть доверие мужа… (2)

Как и о чем заговорить с девушкой, чтоб не быть посланным Совет 2 : О чем говорить с девушкой на прогулке: полезные советы Да-да-да! Это может… (2)

Женщина 36 лет психология Женщина 36 лет психология ВРЕМЯ СЛЕЗ- 13 -17 лет, это Время Слез, джульетовский период. Это… (2)

COMMENTS