Психология отношений подростков

Взаимоотношения подростков со сверстниками

Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода.

В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации [16; 19; 27]. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей [44]. Поэтому «чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него» [5].

В сравнении с более ранними возрастными этапами отношения подростка со сверстниками усложняются: «Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями, разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил» [5].

У подростков существует тяга к двум формам общения со сверстниками: стихийно-групповому и интимно-личностному общению [40]. Тяга к стихийно-групповому общению проявляется в реакции группирования подростка со сверстниками [8]: подростки собираются в различные компании и неформальные объединения. Группа сверстников становится для подростка референтной, т.е. субъективно значимой и эталонной, нормы и требования этой группы подросток принимает и разделяет [4].

И.С. Кон выделяет три основных специфических функции общения подростков со сверстниками [17]:

Психологическая зависимость от сверстников играет положительную роль для социализации и самовоспитания подростка: «Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность – умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях» [5].

Однако психологическая зависимость подростка от сверстников может играть неблагоприятную роль, приводя не к социализации, а, напротив, к девиантному поведению подростков. В тех случаях, когда нормы и ценности группы сверстников являются асоциальными, у подростка с высокой вероятностью может возникнуть асоциальное поведение: «Если подростка отвергает семья и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях подросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным» [19].

Как правило, подросток предпочитает асоциальную группу в тех случаях, когда его социальные связи в семье и школе деформированы [3]. В этих случаях следует помнить, что подросток отдает предпочтение той среде, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением [34]. Поэтому единственный способ избавить подростка от негативного влияния асоциальной группы – поиск или создание альтернативной, более предпочтительной для него среды в семье или школе.

Многие исследователи считают, что ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностная [4; 10]. «Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым» [5]. Подросток испытывает потребность в понимании, хочет иметь возможность кому-то полностью доверять.

На разных стадиях подросткового возраста мотивы выбора друзей различаются: «Младшие подростки, как правило, выбирают друзей на основе общности занятий, дел, которыми можно вместе заниматься. Для старших большее значение приобретают личностные качества партнеров. Некоторые выбирают друзей по сходству качеств, или по похожести друг на друга. Другие – по принципу идеального Я, – в этом случае выбирается друг с наличием тех качеств, которые хотелось бы иметь у себя» [43].

Таким же образом происходит динамика предпочтения стихийно-группового и интимно-личностного общения: если в начале подросткового возраста преобладает реакция группирования, то в дальнейшем значимость группы сверстников уступает место значимости интимно-личностного общения с одним или несколькими друзьями [10]. Кроме того, результаты некоторых исследований [3; 40] говорят о том, что реакция группирования является следствием неудовлетворения потребности подростка в интимно-личностном общении, а в тех случаях, когда данная потребность удовлетворена, большинство подростков не испытывает стремления к стихийно-групповому общению.

Потребность старших подростков в интимно-личностном общении проявляется и в форме романтической любви к сверстнику противоположного пола [5; 8], которая сопровождается, как правило, огромным эмоциональным накалом, но в то же время в большинстве случаев не является долговечной. Безответное чувство становится источником очень тяжелых переживаний подростка.

Интерес к противоположному полу обычно так же оказывает положительное влияние на социализацию подростка: «Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования» [5].

Таким образом, общение подростка со сверстниками крайне важно для его психического развития и социализации. В процессе общения со сверстниками подросток приобретает навыки социального взаимодействия «на равных», необходимые в его последующей взрослой жизни.

Источник:
Взаимоотношения подростков со сверстниками
Психологические особенности взаимоотношений подростков с ровесниками: функции и формы общения со сверстниками в подростковом возрасте, дружба и любовь подростков
http://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/sistema-socialnyh-svyazey-podrostka/vzaimootnosheniya-podrostkov-so-sverstnikami/

Межличностные отношения подростков-школьников

Что делать, когда межличностные отношения подростков, школьников старшего возраста, приводят к нервным расстройствам, депрессиям и тупиковым ситуациям?

Многие молодые люди, юноши и девушки, начиная со старшего подросткового (школьного) возраста, часто пишут психологу о проблемах в межличностных отношениях и взаимодействиях со своими возлюбленными.

Проблемы межличностных отношений подростков, школьников старшего возраста

Подобные, хоть и частые, но все же неадекватные взаимоотношения между подростками, как со стороны парней, так и девушек, ни к чему хорошему не приводят — молодые люди, как правило, расстаются с кучей сохраненных негативных эмоций, незаконченных ситуаций и переживаний.

Многие подростки, особенно девушки, еще долго переживают расставание, находясь в депрессивном состоянии, на грани нервного срыва, тайно надеясь на возобновление межличностных отношений.

Возникает извечный вопрос, что же делать, чтобы дружить и любить друг друга в старшем школьном возрасте и не превращать свои подростковые отношения в драму или трагедию?

Запоминаем правила межличностных отношений подростков старшего школьного возраста

Так же, как и я не должен жить по ожиданиям другого человека.

Каждый человек уникален и единственен в своем роде; каждый имеет свободу своей личности, и у каждого есть свои собственные желания и потребности — все это нужно принимать и уважать, таким как есть, и у себя и у другого.

Также, каждый отдельный подросток (школьник) имеет свой темперамент и характер; свое воспитание и мировоззрение; свою карту реальности (модель мира), и свое личное мировосприятие.

Социальная маска в межличностных отношениях подростков

Очень важно: Следует заметить, что большинство людей носят социальные маски, которые образуются в позднем детстве под воздействием воспитания и социализации, и часто не снимаются в межличностных отношениях, на протяжении всей жизни.

Отсюда, человек в маске может Вам показаться весьма привлекательным и положительным (или наоборот), и вызвать у Вас высокие чувства и симпатию. Но когда, при сближении, маска приспустится и обнажиться истинное лицо, реальная суть — Вы можете испытать всю «прелесть» разочарования.

Еще одна проблема межличностных отношений, это то, что Вы и сами можете не осознавать собственную социальную маску. В которой, Вы может и приглянулись и понравились своему партнеру. Но когда Вы вдруг заметите, что отношения портятся — это может быть, что из под маски начал выходить некий негатив.

Поэтому, желательно понять и осознать свое истинное лицо, свое внутреннее «Я», словом, познать себя, чтобы можно было познать другого и выстраивать прекрасные, настоящие и долгосрочные взаимоотношения.

Человеческие взаимоотношения, вещь довольно тонкая и хрупкая, но истинные межличностные отношения, построенные на любви, уважении и взаимопонимании, стоят того, чтобы беречь, холить и лелеять эту тонкость и хрупкость.

Источник:
Межличностные отношения подростков-школьников
Что делать, когда межличностные отношения подростков, школьников старшего возраста заходят в тупик
http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/obshhenie-i-kommunikacii/mezhlichnostnye-otnosheniya-podrostkov-shkolnikov/

Оценка отношений подростка с классом

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы (а именно – учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто. А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б–не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены, В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А – создают дух соперничества между учениками,

Б–не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей, Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем, В – работать со сведущими в данной области людьми.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» – «П», «коллективистический» – «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

где a — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b – «прагматическому», c – «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Источник:
Оценка отношений подростка с классом
Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных
http://azps.ru/tests/2/tt27.html

Психология отношений матери и девочки-подростка

Часто в семьях с подростками возникают различные конфликты, которые, несомненно, зависят от многих факторов, в том числе и психических особенностей каждого. Они решают важную роль в построении не только конфликтов, но и в отношениях в общем, влияют на взаимопонимание, связь между членами семьи. Какие же психологические особенности матери и девочки-подростка? Как они взаимодействуют между собой и с какими трудностями сталкиваются матери, воспитывая девочек-подростков?

Для того чтобы рассмотреть и проанализировать психологические особенности матери и девочки-подростка, сначала отдельно проанализируем каждые из них, а потом сосредоточим внимание на их взаимодействии. Во-первых, разберем психологические особенности подростков в возрасте 12-15 лет, в том числе обратим внимание на поведение в такой период девочек, проследим, как меняется их самооценка, представление о жизни, поведение и психика.

Что представляет собой переходной возраст? Все мы знаем, что это период так званого «скачка от детства к взрослости», и у разных людей он может проходить совсем не похоже. Но в этом возрасте происходит не только половое созревание, физиологические изменения организма, но и яркие психические и социальные трансформации.

Если следовать за Фрейдом, личность человека делиться на три части: я, оно, и сверх-я. Оно – это бессознательное нашего разума, все инстинкты, то, что есть у нас общего с животным, сверх-я – это, и наоборот, наша совесть и моральные ценности, то, что побуждает нас на высокие поступки. Я – это посредник, наше истинное лицо, которое постоянно подавляется другими. Особенностью подросткового возраста является формирование внутреннего «я», идентификации нового образа. Подросток хочет найти себя, узнать получше свои возможности и характер, определиться в этом мире. Из этого и поиск истины, часто ложные суждения о том, что тебя окружает, максимализм.

Подростки часто склонны резко менять поведение – от очень взрослого, понимающего и правильного, к, наоборот, очень детскому, менять настроение от эйфории к депрессии, изменять свои вкусы и предпочтения, так сказать, искать себя. Часто подростки выбирают для себя какой-то авторитет из звезд, друзей, родителей, в основном, кумира – намного старше и мудрее, его поведение оригинальное, интересное для подростка. Не имея устойчивой, сформированной личности, подростки создают себе образец и подстраивают под него свое поведение, тон голоса, жесты и мимику. Наиболее часто подобные процессы происходят подсознательно.

Также характерной чертой будет высокая восприимчивость, максимализм, желание выделиться, проявить уже почти сформированного себя, что встречается у более зрелых подростков. Для них характерно отстаивать свое мнение, не уступать в своих предубеждениях и часто заявлять об этом, подчеркивая свою значимость.

Именно поэтому подростки в этот период часто сталкиваются с проблемами самооценки, наиболее часто — низкой. Они склонны все преувеличивать, в том числе и свои недостатки, о своей внешности и чертах характера судят не из собственных наблюдений, а от общественного мнения. Самокритичность и отсутствие собственного мнения особенно характерно для девочек, поскольку они более склонны переживать по поводу внешности.

Яркой особенностью девочек-подростков будет стремление к самостоятельности, желание избавиться от опеки родителей, освободиться от контроля с их стороны. Так же девочки постоянно стремятся к взрослости, имея при этом ложные рассуждения о ней. Курение, распивание спиртных напитков, много косметики, взрослая одежда, трата денег, ранние сексуальные контакты – вот как действуют они для того, чтобы выглядеть старше. Для них желание быть взрослой выглядит очень заманчиво, ведь взрослые воспринимаются как люди, которые наделены властью и вседозволенностью.

Одна из самых характерных черт — ярко выраженная агрессия, высокий уровень возбудимости. Проявлению агрессии подростки могут учиться и у своих родителей, копировать ее на подсознательном уровне. Если родители часто ссорятся при ребенке, решают конфликты с помощью давления, авторитета и агрессии, то ребенок вскоре приобретет подобную форму поведения. Грубость, резкая перемена характера, стремление к взрослости и серьезности характерно и для девочек-подростков, поэтому, у них часто возникают проблемы с матерью.

Если говорить о психических особенностях матери в этот период, то все зависит от ее отношения ребенку, особенностей ее характера, возможности справляться с трудностями и проблемами. Для большинства матерей травмирующим является то, что ее ребенок, девочка, с нежной и маленькой принцессы превращается в кого-то другого. И хотя большинство родителей знакомы с особенностями переходного возраста, для них все же стрессовым является наблюдение подобной ситуации. Часто, родители применяют неправильные меры воспитания, наказывают детей за то, что им предоставлено природой, приписывают чувство вины. Подобное поведение является нерациональным и может привести к серьезным психическим трудностям ребенка.

Особенностью отношений матери и ребенка в данный период являться столкновение различных представлений об интимном психологическом пространстве. Мать желает больше знать о ребенке, быть ближе к нему, когда девочка отталкивает ее от своего интимного психологического барьера и замыкается в себе.

Психологические особенности матери и девочки довольно конфликтные, но и с этим можно справляться. Замечайте успехи своего ребенка, хвалите его, помогите ему пережить подростковые трудности, но не навязывайтесь – пусть он сам попросит вас о помощи, но при этом он должен знать, что на вас всегда можно положиться и получить нужную, откровенную помощь. Больше времени проводите вместе, просматривайте фильмы, гуляйте, отдыхайте вне дома, проводите ребенку разные культурные программы. Позаботитесь о том, чтобы она всегда чувствовала свою важность и значимость, уникальность и особенность.

Источник:
Психология отношений матери и девочки-подростка
Читайте как наладить отношение мамы и девочки подросткового возраста
http://www.allwomens.ru/10662-psixologicheskie-osobennosti-materi-i-devochki-podrostka.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Ревность тельца Ревность тельцаТелец - знак земли, устойчивый домохозяин имеет достойные шансы провести всю свою жизнь с… (1)

Скучает ли он 5 способов понять, скучает ли парень по вамЕсли вы дама с характером и не привыкли… (1)

Как влюбить в себя парня навсегда Влюбить в себя мужчину РыбыКак бы мы ни отказывались верить в гороскопы и лунные календари… (1)

Как развестись в украине Особенности процедуры развода в Украине Особенности процедуры развода в Украине Бракоразводный процесс — процедура довольно… (1)

Как заставить стрельца ревновать Гороскоп ревностиГороскоп ревности. Как заставить Стрельца ревновать Знак Зодиака Стрелец (23.11-21.12). Люди данного знака Зодиака… (1)

COMMENTS