Психология эмоциональных отношений

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношении. М.: Изд-во МГУ, 1987. 176 с.

Появление такой книги симптоматично. В психологии долгие годы доминировало внимание к негативным моментам человеческой природы в ущерб исследованию позитивных. Примеров тому достаточно — исследования разнообразных патологий, но не здоровья, трудностей в общении, но не продуктивных его форм, жестокости и насилия, но не взаимопомощи и доброты. Такая тенденция, вполне объяснимая не только в контексте истории психологии, но и аспекте истории общественных отношений, начинает преодолеваться лишь в последние годы. Книга Л.Я. Гозмана — шаг в становлении позитивно-ориентированной психологии в позитивно-развивающемся обществе.

Надо сказать, что «субъективная» проблематика пробивала себе дорогу в нашей науке с немалым трудом. Советская психология десятилетиями игнорировала собственно субъективный мир человека — мир его переживаний и чувств. Широко распространилась, хотя обычно и не эксплицировалась прямо, та точка зрения, что человеческое поведение (в том числе и общение) может быть объяснено без обращения к человеческим чувствам, которые являются как бы эпифеноменами объективных, внешне наблюдаемых процессов и не играют регулятивной роли в жизни человека. Решительно возражая самим выбором проблематики против такой позиции, автор выступает за очеловечивание психологии, превращение ее из науки об отдельных психических явлениях, реальность которых зачастую понятна лишь специалистам, в науку о душе, в науку «о тебе и для тебя».

Книга Л.Я. Гозмана необычна не только по теме. Специфической особенностью является и ее подчеркнуто личностный характер. Уже в разделе «От автора» выражается благодарность не только учителям, что вполне традиционно, но и друзьям и говорится, что без эмоциональных отношений с ними появление книги было бы невозможным. И в основном тексте автор не скрывает своих пристрастий. Совершенно очевидно, что многие факты и концепции, о которых идет речь в книге, имеют в его глазах не только чисто научное, но и этическое и даже эстетическое значение. Такая особенность работы, конечно, может быть оценена неоднозначно. Сторонники научного пуризма, по-видимому, сочтут это недостатком, по нашему же мнению, поскольку логика изложения не нарушается, фактические данные излагаются вполне корректно, книга от такой пристрастности только выигрывает.

Безусловным достоинством работы является сочетание традиционно научного взгляда с точкой зрения практического психолога. Автору удалось использовать опыт проводимой им психотерапевтической работы как в описании тех или иных феноменов, так и в самой организации материала. Это делает текст живым, рассматриваемые проблемы не отгорожены от жизни частоколом из определений, таблиц и протоколов экспериментов, а, наоборот, сохраняют свою жизненную человеческую напряженность.

Вряд ли имеет смысл пересказывать содержание книги. В ней достаточно подробно описан весь процесс зарождения, формирования, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре. Значительное место в каждой из четырех глав занимает фактическая информация о закономерностях эмоциональных отношений — информация, никогда ранее у нас не публиковавшаяся и абсолютному большинству психологов неизвестная. Добавим к этому, что речь идет об информации увлекательной, подробно и точно проанализированной, хорошо поданной. Это, кстати, делает книгу интересной не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Источник:
Ваш психолог
Ваш психолог, посвящен вопросам психологии, вмещает в себе различные учебные, научные, научно-популярные и другие материалы по психологии, а также связанными с ней науками и учебными дисциплинами.
http://vash-psiholog.info/obsh/21-2010-04-13-18-22-57/115-2010-04-14-14-52-05.html

Психология эмоциональных отношений

  • Психология эмоциональных состояний 41 кб.
  • Психология семьи и семейных отношений 42 кб.
  • Психология семейных отношений 17 кб.
  • Психология рыночных отношений 18 кб.
  • Психологическое исследование эмоциональных состояний личности в процессе лечебного 377 кб.
  • Современные разработки в психологии 721 кб.
  • Аутогенная регуляция эмоциональных состояний 10 кб.

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

«Социальная психология».
Тема: «Психология эмоциональных отношений».
Выполнила:

1. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования

1.1 Актуальные проблемы исследования эмоциональных

1.2 Регулятивная роль эмоциональных отношений ………………..……5

2. Психология симпатий

2.1 Механизм возникновения симпатий…………………………….…….7

3. Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений

3.1 Закономерности стабилизации эмоциональных отношений……. 10

3.2 Закономерности распада эмоциональных отношений………. ……11

Список используемой литературы…………………………………………..….15

Данная работа посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми.

Психологическое исследование этих отношений необходимо для того, чтобы внести ясность в вопрос о том, почему возникают, как развиваются и по какой причине распадаются столь значимые для нас эмоциональные отношения с другими.

Эмоциональные отношения — явление комплексное, требующее междисциплинарного исследования. Комплексность, междисциплинарность объекта — эмоциональных отношений и позволяет предположить, что его психологическое исследование может дать нечто новое по сравнению с философскими, историческими, этнографическими линиями анализа и с анализом в рамках искусства.

Само понятие «эмоция» (лат. emovere – возбуждать, волновать) означает психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. 1

Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. 2

Цель курсовой работы – изучить психологические основы эмоциональных отношений.

1. Рассмотреть актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений.

2. Выявить роль эмоциональных отношений.

3. Охарактеризовать симпатию и эмпатию в психологическом значении.

4. Провести обзор закономерностей стабилизации и распада эмоциональных отношений.

  1. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 806с. – (Словари). – С. 784
  2. [ 1 – С.786 ]

1. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования.

1.1 Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений.

Признание актуальности и полезности психологического изучения эмоциональных отношений не снимает сомнений относительно возможности такого изучения. Сомнения вызваны как спецификой самого объекта — неясно, обладает ли он собственными закономерностями и может ли быть вписан в контекст психологического, прежде всего, социально-психологического, знания, так и недостаточным на первый взгляд уровнем развития методического инструментария современной социальной психологии.

Исследования эмоциональных отношений представляют собой весьма актуальную задачу, эмоциональные отношения имеют ряд специфических, доступных анализу закономерностей, возникающие при работе этические трудности могут быть, хотя бы частично, преодолены.

Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. Как отмечал А. Н. Леонтьев, классические теории эмоций «рассматривают их трансформацию у человека как инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию «подчинить чувства холодному рассудку» 3 . В действительности же, по мнению А. Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие» 4

1.2. Регулятивная роль эмоциональных отношений.

Эмоциональные отношения играют огромную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая такие значимые из них, как, например, достаток и работа 5 .

Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг к другу все в большей степени выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастанием роли психологических факторов в детерминации таких важнейших институтов, как институты дружбы 6 и семьи 7 .

Регулятивная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их воздействии на функционирование и особенно создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

Но регулятивная роль эмоциональных отношений не может быть понята до конца, если ограничиваться анализом только одной культуры. Необходимы межкультурные сравнения. Оказалось, например, что во многих обществах любовь не включается в число распространенных причин заключения брака, а в некоторых — эмоциональные отношения между будущими супругами считаются даже крайне нежелательными. Имеющиеся данные позволяют связать роль эмоциональных «непрактических» (т. е. не сводимых к прямой экономической или социальной выгоде) факторов с различными аспектами жизни изучавшихся обществ, но прежде всего — со свободой выбора брачного партнера.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. С. 200

5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения: Сборник/Под ред. В. А. Ядова. — Л., 1979.

6 Кон И. С. Дружба. — М., 1980.

7 Ханин Ю. Л., Буланова Г. С. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития//Вопр. психологии. — 1981. — № 5.

Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональных отношений (аттракции). В современной психологической науке аттракция понимается как:
? притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;
? особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;
? эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;
? эмоциональный компонент межличностного общения.
Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л. Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, особенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, свойства самого субъекта аттракции, культурный контекст и временную детерминанту развития отношений.

Основными координатами межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, валентность (направленность) характера отношений, свободный или вынужденный способ создания семейной пары.

Л. Я. Гозман подчеркивает, что аттракция связана с альтруизмом, с желанием высоко оценивать друг друга. Фундаментальное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном общении, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чувства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисемейную ситуацию. Чем выше аттракция, тем больше потребность в общении у партнеров, тем чаще они общаются друг с другом. В счастливых браках, по мнению Гозмана, выше вербальный компонент любви, т. е. члены семьи охотнее и чаще говорят о своей любви.
2. Психология симпатий

2.1 Механизмы возникновения симпатий
В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику.

Далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Большое влияние на аттракцию оказывают достоинства человека. Л. Я. Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры.

Установлена очень большая зависимость аттракции от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу. Кроме этого влияет на характер эмоциональных отношений удачливость другого человека. Сильно сказывается на аттракции сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. Вопрос дискутируется по поводу того, являются ли более привлекательными сходные качества или противоположные. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.

Л. Я. Гозман выделяет пространственную близость, частоту контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствующих возникновению и укреплению симпатии.

Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.

К сожалению, часто «любовь» и «влюбленность» обсуждаются как синонимы, об их глубокой разнице молчит психология, и лишь внешними касаниями говорит искусство. Пожалуй, в мировой литературе есть только один эпизод, в котором по-настоящему уловлена разница, хотя и тут она не осознана как разница влюбленности и любви. Это сцена из «Войны и мира», когда Андрей Болконский признается в любви Наташе

Понимание другого человека путём эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. 9

8. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с. (Серия «Кафедра психологии»). С -180-182

9. [ 1 – С. 786 ]
Различают: 1) эмпатию эмоциональную – основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатию когнитивную – базирующуюся на интеллектуальных процессах – сравнении, аналогии и пр.; 3) эмпатию предикативную – проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяют: 1)сопереживании – переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей её от других видов понимания, таких как идентификация и прочие, является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с углублением жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
3.
Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений.

3.1. Закономерности стабилизации эмоциональных отношений.

Проблема стабилизации эмоциональных отношений стоит в практическом плане значительно более остро, чем проблема их возникновения.

На уровне обыденного сознания исключительно распространены представления о принципиальной невозможности сохранения высокого уровня любви, о неизбежности ее исчезновения.

В то же самое время романтическая любовь – явление довольно распростроненное. Люди любят и неоднократно за свою жизнь, люди значительно чаще влюбляются, чем женятся или выходят замуж.

Предварительно скажем, что вопрос о стабилизации эмоциональных отношений не совпадает с проблемой сохранения пары (супружеской).

Стабилизация, длительное сохранение взаимодействия в паре может быть достигнута и не за счет психологических факторов:
а) материальных, экономическая выгода

б) отсутствие других привлекательных альтернатив
Взаимодействие пары может продолжаться и на фоне:

действия, вернее использование механизмов защиты (напр.) рационализации.

Если человек считает, что сохранение любви принципиально невозможно, что это норма – исчезновение любви в браке, тогда он будет сохранять отношения и в отсутствие эмоциональной привязанности.

Стабилизация эмоциональных отношений в постромантический период может быть только следствием активности их субъектов.

1. Адекватность организации взаимодействия.

Важность равноправия в отношениях.

Исследования показывают, что разрушающим для эмоциональных отношений является чувство вины для разных возрастов, возникающие как реакция на отношения власти в диаде, на неравномерность отношений. Вину как правило испытывает “эксплуататор”. Не менее разрушающим является чувство агрессии, возникающее у “эксплуатируемого”.

Равноправность отношений – значимо для сохранения, прогрессивного их развития.

2. Выраженность уровневых характеристик личности.

Способность сохранить любовь, связана с личностными особенностями субъектов. Речь идет не просто о наличии определенных личностных характеристик (процессуальное), а об уровневых характеристиках. Гозман: “Степень выраженности уровневых характеристик личности определеят способность индивида вступать в стабильные эмоциональные отношения, т.е. действительно быть субъектом своих отношений, а не пассивным объектом, зависимым от ситуаций.

О каких уровневых характеристиках идет речь?

Речь идет о таких свойствах личности, которые соответствуют в целом стандартам самоактуализации, или психического здоровья.

Стремление к самореализации, самоактуализации

Характер доминирующих потребностей.

Люди живут на уровне дефицитарных потребностей по выражению (Маслоу), явно уступают по возможностям сохранения длительных эмоциональных отношений тем, кто живет на уровне потребностей личностного роста.

Включенность пары в значимую совместную деятельность.

Что в семье может быть в качестве предмета такой деятельности?

Хозяйственная (но она стала терять свое значение; воспитание детей, благополучие в доме, создание очага – не как экономическое благополучие, а для удовлетворения разнообразных психологических потребностей (в безопасности – дом, эстетических).

Однако оптимальным вариантом представляется тот, когда предметом совместной деятельности членов пары будут выступать они сами.

Обеспечение благополучия и личностного роста каждого из них.
3.2 Закономерности распада эмоциональных отношений.

Распад эмоциональных отношений является для человека исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное деструктивное воздействие на его психическое и соматическое состояние.

Среди одиноких людей (мужчин в возрасте старше 65 лет) по сравнению с их семейными сверстниками:

В 2 раза выше смертность от рака легких и желудка

В 10 раз – от туберкулеза

В 7 раз – от цирроза печени.

Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем у семейных.

Серьезные последствия имеет хроническое нарушение эмоциональных отношений: Б. Блюм, Ашер С., С. Уайт убеждены: «Не вызывает сомнения связь между дезорганизацией отношений в семье, с одной стороны, и психическими и эмоциональными расстройствами».

Развод является фактором риска для алкоголизма, суицида, автомобильных катастроф.

Распад эмоциональных отношений в паре это не одномоментный крах.

Процесс распада не есть патология развития эмоциональных отношений, он не обязательно направлен на разрыв, напротив, наравне с прекращением отношений партнеры все время рассматривают возможнос ти их перестройки и сохранения.

Исследования С. Дака (70- 80 г .г.) позволили ему создать, описать модель процесса распада эмоциональных отношений. Он делит процесс распада на 4 фазы:

Каждая решает свои задачи, имеет свои проявления, свой результат.

Интрапсихическая фаза: “Прояснение проблемы для себя”.

Т.е. цель этой фазы в понимании того, что именно в данных отношениях является неудовлетворяющим, идентификации своих проблем с определенными аспектами отношений.

Для решения этой задачи S. повышает внимание к таким характеристикам эмоциональных отношений как справедливость, равенство, растет враждебность к партнеру, стремление оценивать и сравнивать его с другими людьми, часто обсуждает отношения с референтами, растет чувство вины и неопределенности, тревожность. Результат этой фазы: решение об экспицировании конфронтации с партнером.

Цель: конфронтация с партнером, затем перестройка или прекращение отношений. В общении партнеров начинают преобладать негатинвые моменты, продолжается ухудшение состояния – все больше возрастает чувство вины, тревожность и т.д. характерно выяснение отношений между партнерами. Экспериментирование со своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о будущем. Все это направлено на поиск возможностей для перестройки отношений, сохранения их в новом варианте. Результатом может быть либо успех на этом пути, либо решение о прекращении отношений.

Третья фаза – социальная.

Задачи: собственно прекращение отношений. Информирование об этом значимых других и получение их “санкций”, минимализация негативных (психических и социальных) последствий прекращения отношений. На этой фазе наблюдается постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируется сомнение по поводу своего будущего, страх одиночества и т.д.

Одновременно активизируется тенденция возложить на партнера ответственность за неудачу, партнеры становятся более общительными и болтливы.

В результате они добиваются принятия факта прекращения эмоциональных отношений окружающими людьми.

Фаза “отделки” – происходит наиболее индивидуально.

Цель: реинтерпритация происходящего для создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером.

Следует отличать супружескую любовь от юношеской романтической.
Заключение
Психологический анализ такой значимой для человека проблемы, какой является проблема эмоциональных отношений, не может ограничиваться констатацией наличия тех или иных фактов или закономерностей — перед ним неизбежно встает вопрос о возможностях и путях оптимизации эмоциональных отношений и целенаправленного воздействия на них.

Источник:
Психология эмоциональных отношений
Тема: Психология эмоциональных отношений. Тип: Закон. В работе есть: рисунки 3 шт. Язык: русский. Разместил (а): Твиттер. Размер: 22 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Психология эмоциональных отношений

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и ее типы. Русский Эрос (концептуальный обзор). Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и семейной жизни.

Наиболее подробно прояснение закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений выполнено Л.Я. Гозманом в его работе «Психология эмоциональных отношений». Анализ эмоциональных отношений играет важную роль в понимании процессов формирования брачной пары, динамики развития супружества и внутрисемейной ситуации в целом, в установлении гармоничных детско-родительских отношений и стилей воспитания.

Л.Я. Гозман указывает на многоаспектпость эмоциональных отношений (аттракции). В современной психологической науке аттракция понимается как:

— притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

— особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

— эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

— эмоциональный компонент межличностного общения.

Аттракция зависит от различных причин, среди которых Л.Я. Гозман указывает степень сходства между партнерами, особенности взаимодействия между ними, ситуацией, в которой происходит общение, свойства самого субъекта аттракции, культурный контекст и временную детерминанту развития отношений.

Основными координатами межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, валентность (направленность) характера отношений, свободный или вынужденный способ создания семейной пары.

Л.Я. Гозман подчеркивает, что аттракция связана с альтруизмом, с желанием высоко оценивать друг друга. Фундаментальное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном общении, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чувства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисе-мейную ситуацию. Чем выше аттракция, тем больше потребность в общении у партнеров, тем чаще они общаются друг с другом. В счастливых браках, по мнению Гозмана, выше вербальный компонент любви, т.е. члены семьи охотнее и чаще говорят о своей любви.

МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИМПАТИИ

В своем исследовании Л.Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику.

Далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Большое влияние на аттракцию оказывают достоинства человека. Л.Я Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры.

Установлена очень большая зависимость аттракции от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу. Кроме этого влияет на характер эмоциональных отношений удачливость другого человека. Сильно сказывается на аттракции сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. Вопрос дискутируется по поводу того, являются ли более привлекательными сходные качества или противоположные. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.

Л.Я. Гозман выделяет пространственную близость, частоту контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствующих возникновению и укреплению симпатии.

Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.

«Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший».

ФЕНОМЕН ЛЮБВИ И ЕЕ ТИПЫ

Психология издавна интересовалась «любовью», не сосчитать страниц, посвященных любви, но от этого она не перестала быть загадкой. Любовь одна, но подделок под нее — тысячи. Любовь остается откровением для каждого человека сегодня, как и тысячелетия назад. Еще в древнеиндийском трактате «Ветка персика» так описывалось возникновение любви:

«Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

В этих метафорических словах, при всем их наивном схематизме, просвечивает облик почти идеальной любви, полностью захватывающей человека. Такая всепоглощающая любовь встречается, видимо, нечасто: в мире царят другие, более простые виды любви.

В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос — стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; филиа — любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге — спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, агапе — любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.

Об универсальности, архетипичности темы любви говорят мифы и сказки различных времен и народов. Не потому ли, что любовь — самая сильная потребность души человека. Именно об этом говорит миф об Амуре и Психее, рассказанный Апулеем (Цит. по: Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991).

У этого мифа есть маленькое продолжение, которое редко приводят. У Амура и Психеи родилась дочь, и назвали ее Наслаждением. Комментарии, как говорится, излишни.

Двадцать четыре века назад Платон создал первую в человеческой культуре философию любви; это стало очень крупным шагом вперед в постижении человеческой любви, а позднее — истоком для большинства любовных теорий.

Любовь для Платона — двойственное чувство, она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней живет тяга людей к прекрасному — и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Эрот двулик, говорит Платон, он несет человеку и пользу и вред, дает ему зло и добро. Любовь таится в самой природе человека и нужна для того, чтобы исцелять изъяны этой природы, возмещать их.

Одна из основ любовной теории Платона — его учение о крылатой природе души. Человек для идеалиста Платона состоит из бессмертной души и смертного тела. Душа человека — маленькая частица «вселенской души», и сначала она парит в «за-небесной области», по которой разлита «сущность», «истина» — великое первоначало всего мира.

Основа всех видов человеческой любви, как бы глубинная ось ее чувств — это отношение к другому человеку как к самому себе: такое состояние души, когда все в нем так же дорого подсознанию, как он сам.

Современные концепции, объясняющие механизмы возникновения любви, за исходное принимают физиологическое влечение. Романтическая любовь интерпретируется как сильное возбуждение, которое может быть результатом чего угодно, но нередко соседствует с опасностью, смертью, страхом. Склонность к интерпретации может оказаться выше, чем само возбуждение. Романтическая любовь непостоянна и нестабильна, так как 1) причины возбуждения в обыденных ситуациях быстро исчезают; 2) связана с постоянным переживанием сильных (как положительных, так и отрицательных) эмоций, от которых быстро устают; 3) ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой реальный человек становится фантомом. Статистически нормальный исход семейных отношений, построенных на романтической любви, — распад.

В любви кроме эмоциональной интерпретации важен уровень самопринятия. В благоприятных ситуациях уровень самопринятия повышается, при распаде — снижается.

Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именно с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.

Источник:
Психология эмоциональных отношений
Size: 260.68 Kb.; Аттракция. Механизмы возникновения симпатии. Феномен любви и ее типы. Русский Эрос (концептуальный обзор). Источники и стили любви. Условия сохранения эмоциональных отношений. Причины отрицательного отношения к себе и семейной жизни
http://kk.convdocs.org/docs/index-96879.html

Психология эмоциональных отношений

Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот курс явлений обычно охватывается понятием “межличностные отношения”), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров (“у нас хорошие отношения”, “я плохо к нему отношусь”). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений.

Два этих аспекта – «объективный» и оценочный, – хотя и тесно переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся, тем не менее, к различным аспектам реальности – это объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение – с другой.

Что же касается отношений между людьми – межличностных – то одним из критериев их типологизации может быть как раз степень выраженности эмоционального или оценочного компонента. В некоторых межличностных отношениях он представлен сравнительно слабо и не влияет ни объективно, ни субъективно на развитие отношений.

Для того чтобы и этот оценочный аспект стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с другими, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т.д.

В последние годы в советской и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (еще раз повторим, что имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «аттракция» (синоним – «межличностная аттракция»). «Права гражданства» этому термину дал международный справочник психологических исследований Psychological Abstracts, который с 1965 года выделяет работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел.

В то же время отмечается, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Таким образом. Аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта.

Прежде всего, аттракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция – это отношение к другому человеку, т.е. она принадлежит и к классу социальных установок. Наконец аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия. Обратимся к взаимоотношениям с каждым из этих трех явлений.

Рассмотрение аттракции как эмоции – при этом аттракция становится проблемой общей психологии – подготовлено анализом эмоций, содержащимся в трудах Ф.В. Басина, Л.В. Благонадеждиной, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Г.Х. Шингарева и др. Специфика же аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете – аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека.

Анализ аттракции как аттитюда (социальной установки) подготовлен самой историей развития ее экспериментального изучения. Если обратиться к практике измерения аттракции, обнаружится, что несмотря на разнобой определений. В ней просматривается единообразие.

Специфической особенностью аттракции является именно то, что она представляет собой аттитюд на единичный объект, на индивида, в отличие от обычно изучаемых аттитюдов на некоторый класс объектов.

Для большинства исследователей межличностного восприятия предметом изучения являлись такие когнитивные компоненты, как точность восприятия, приписывание личностных черт на основе особенностей внешности, искажения в восприятии другого человека и т.д. Эмоциональные компоненты образа другого человека исследовались значительно реже. Вместе с тем на уровне констатации эмоциональная оценка объекта межличностного восприятия фигурировало в исследованиях и ее наличие очевидно. (В частности, этой проблеме посвящены в различной степени работы по невербальным средствам общения, например, работы В.А. Лабунской по экспрессивным движениям). Можно предположить, что именно этим, недостаточно пока изученные эмоциональные компоненты межличностного восприятия и составляют содержание межличностной аттракции.

Перед тем как перейти к интеграции трех вышеизложенных представлений об аттракции, остановимся еще на одном моменте – возможности рассматривать аттракцию в системе общения. Так согласно Г.М. Андреевой, общение может быть охарактеризовано «путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной». Следовательно, аттракция, или эмоциональные отношения, как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру общения, составляя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент.

Итак, эмоциональные отношения выступают как бы в трех ипостасях: эмоция, имеющая своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Анализ эмоциональных отношений может строиться как вокруг аттракции (тогда это будет эмоциональное отношение одного человека к другому), так и вокруг объективно существующего процесса (тогда мы будем иметь дело с проблемой эмоциональных отношений между людьми). В первом случае все внимание уделяется чувствам и мнениям партнеров друг о друге, при этом неизбежно обедняется – если не теряется вовсе – специфика разных этапов развития отношений; отметим, что именно в этом направлении долгое время шли исследования эмоциональных отношений. Во втором случае в фокусе оказываются закономерности развития отношений, их перехода от одной фазы к другой.

Мы будем придерживаться логики этого последнего подхода. Эмоциональные отношения будут рассматриваться как развивающийся во времени процесс, закономерно переходящий от одного этапа к другому.

Объектом психологического анализа могут быть как положительные по знаку эмоциональные отношения – симпатия, дружба, любовь, так и отрицательные, представленные негативными полюсами перечисленных феноменов. Термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру.

В качестве примера можно привести вопросник по измерению дружеских отношений, предложенный П. Райтом. Он выделяет три параметра дружбы: добровольную взаимозависимость, трудность поддержания отношений, а также ценности дружбы, которые в свою очередь подразделяются на ценности информационные, прагматические и психологические. Методика Райта включает в себя вопросы на каждый из выделенных параметров.

Таким же образом построены и советские методики. Так, шкалы любви и симпатии, разработанные совместно с Ю.Е. Алешиной на основе аналогичных шкал З. Рубина, состоят из 14 вопросов, 7 из которых направлены на измерение любви (как феномена, включающего в себя привязанность, заботу и интимность), а 7 – симпатии (в которую в данном случае входят уважение, восхищение и восприятие объекта как сходного с собой). Проведенная нами психометрическая проверка показала достаточную надежность методики по различным критериям.

Разработанная аспиранткой кафедры социальной психологии МГУ М.А. Абалакиной методика изучения взаимоотношений в добрачной паре состоит из 28 вопросов. Эта методика позволяет измерять ориентацию партнеров на заключение брака, удовлетворенность отношениями и “позитивность” отношений.

На основе составленных нами наборов вопросов (40 – для малознакомых и 55 – для хорошо знакомых людей) можно измерять уровень аттракции по различным составляющим ее переменным. Эта методика отвечает выдвигающимся ранее критериям – эмпирическая особенность структуры аттракции, учет пола субъекта и объекта, единый методический принцип для измерения аттракции на разных этапах развития отношений.

Чем выше аттракция между двумя людьми, тем чаще они обращаются или по крайней мере пытаются общаться друг с другом.

Высокий уровень аттракции между участниками общения способствует обычно и большей точности межличностного восприятия.

Регуляторная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их взаимодействии на функционирование и создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

Таким образом, одна из функций любви, как это становится ясно из межкультурных исследований, состоит в том, что она является как бы дополнительным ориентиром в выборе партнера тогда, когда отсутствуют другие, более определенные способы его поиска. Любовь, следовательно, полифункциональна, а набор и относительная важность функций связаны с различными аспектами социальной жизни.

З.Рубин на основании лонгитюдального исследования 231 пары юношей и девушек приходит к выводу, что уровень любви положительно влияет на прогресс отношений только тогда, когда субъект отношения разделяет романтические установки. Есть и иные данные, свидельствующие о том, что любовь в браке далеко не всегда играет позитивную роль.

Фактов противоположного рода немного, но они все же есть. Так, сравнение успешных и неудачных браков показало, что в стабильных браках уровень любви, измеренный по стандартным шкалам, значительно выше. При более подробном анализе структуры супружеской любви оказалось, что счастливые семьи особенно сильно отличаются от несчастливых по вербальному компоненту любви, т.е. в счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. На наш взгляд, этот результат имеет большое значение как в научном, так и гуманистическом плане. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью браком была получена также и в проведении нами совместно с Ю.Е. Алешиной исследовании на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

Источник:
Психология эмоциональных отношений
Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно
http://studopedia.ru/7_166649_psihologiya-emotsionalnih-otnosheniy.html

(Visited 16 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (2)

Правила этикета при входе в помещение Кто кого должен пропускать у двери? Сейчас правила этикета помнят немногие. Пара-тройка правил из серии… (2)

Развитие плода ребенка 10 недель беременности развитие плода фотоБеременность на 10 неделе – что происходит, ощущения. 10 неделя… (2)

Поздравить девушку сына с днем рождения Красивые позравления с днем рожденияПоздравления « С днем рождения »,Замирает душа на мгновение.Стихи и проза… (2)

Потребности и цели Потребности, желания, цели Потребности, желания, цели - это довольно похожие понятия. Эта статья ставит целью… (2)

COMMENTS