Психическое развитие ребенка 5 лет

Все о детях и матерях

Особенности нервно-психического развития ребенка 4-5 лет

У детей 4-5 лет происходит бурное развитие клеток головного мозга. С этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Развиваются его творческие способности. Он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и иностранный язык. Это возраст становления личности, важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этом периоде, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет.

У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связаны бурное развитие речи ребенка, увеличение его словарного запаса. В 5 лет он способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг пего. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.

Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители должны быть готовы к ответу на бесконечные «почему?». В то же время не стоит впадать в крайность и загружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика ребенка еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушен им сна и просто отвращение к занятиям.

Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице («Маша хочет конфету») к обозначения в первом лике («Я хочу конфету»). В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает- положительные отклики у окружающих.

Ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому можно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.

Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное — развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.

Источник:
Все о детях и матерях
Особенности нервно-психического развития ребенка 4-5 лет У детей 4-5 лет происходит бурное развитие клеток головного мозга. С этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка.
http://momma-baby.ru/content/osobennosti-nervno-psikhicheskogo-razvitiya-rebenka-4-5-let

МФ, общение и полезная информация для всей семьи

Вы здесь » МФ,общение и полезная информация для всей семьи » Развитие ребёнка » Психическое развитие ребенка 4-5 года жизни

  • Автор: Вольтури
  • Счастливое солнышко
  • Откуда: москва
  • Зарегистрирован: 2006-12-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16117
  • Уважение: +81
  • Позитив: +111
  • Пол: Женский
  • Возраст: 34 [1984-02-12]
  • ICQ: 407411389
  • !:
  • *:

Уважаемые родители, в данной теме приводятся основные этапы, закономерности и нюансы развития ребенка.

Не спешите записывать своих детей в «отстающие», если, прочтя данные материалы, Вы обнаружили, что Ваше чадо чего-то не умеет из того, что умеют «среднестатистические дети» в этом возрасте. Судить о развитии ребенка можно только комплексно, причем сравнивая его не с другими детьми, а только с самим же ребенком на более ранних этапах его развития. Кроме того, возможно, у вашего малыша одна из сфер (моторика, речевое развитие, логика) развита с опережением, что сказывается на более медленном развитии остальных его «граней».
Тема открыта для того, чтобы родители могли понимать, что «в рамках» и что нет, на что обращать внимание, что является тревожными признаками – и обращались бы к специалистам вовремя, в то же время не надумывая себе несуществующих проблем.

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.

Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его общем психическом развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: «Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности. оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад».

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными «ненужными» (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а открывающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Вот как рассуждают дети: «Ветер дует, потому что деревья качаются», «Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами», «Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе».

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.
При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: «Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению».

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Обращайтесь с просьбой к нему: «Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю». Или так: «Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой». Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.
источник сайт кид ру

Источник:
МФ, общение и полезная информация для всей семьи
Вы здесь » МФ,общение и полезная информация для всей семьи » Развитие ребёнка » Психическое развитие ребенка 4-5 года жизни Автор: Вольтури Счастливое солнышко Откуда:
http://mamkinforum.ru/viewtopic.php?id=7863

Особенности развития ребенка в 5 лет

Когда ребенку исполняется 5 лет, родителям рекомендуется проверить уровень его физического и психического развития, а также проконтролировать, как совершенствуется внимание, логика, память и мышление. Это можно сделать с помощью простых тестов. Если у малыша имеются проблемы с их выполнением, родители успеют подтянуть его с помощью регулярных занятий.

К сожалению, многие упускают эту возможность и начинают заниматься с ребенком всего за несколько месяцев до школы. Малыша перегружают большим количеством информации и требований, он быстро переутомляется, и в результате у него может сформироваться негативное отношение к учебному процессу. По этой причине проводить развивающие занятия с ребенком рекомендуется именно с пятилетнего возраста, когда времени для подготовки к школе еще предостаточно, и ее можно организовать без чрезмерных нагрузок.

Показатели нормального уровня развития ребенка в 5 лет

Оценивать уровень развития ребенка в 5 лет можно с помощью специальных тестов. Каждая группа заданий направлена на проверку определенного критерия детского развития и охватывает набор показателей, а также навыков и умений, которыми ребенок должен обладать в пятилетнем возрасте.

Физическое развитие. В 5 лет ребенок помимо нормальной ходьбы, бега и прыжков должен уметь играть с мячом, кататься на велосипеде, ходить и бегать по лестнице. При нормальном физическом развитии ребенок в 5 лет обладает хорошим чувством равновесия, например, может почти так же ловко, как и взрослый, пройти по узкой доске. Нормы роста для мальчиков составляют 106–116 см, для девочек – 102–111 см. Мальчики в этом возрасте должны весить от 16, 4 до 19,7 кг, а примерный вес девочек должен составлять от 15,4 до 19 кг.

Психическое развитие. В 5 лет ребенок должен уметь оценивать свои поступки и делать успехи в контроле собственного поведения: проявлять чувства справедливости и сопереживания, а также отличать плохие поступки от хороших. Малыш уже умеет запоминать правила и следовать им. Для нормального психического развития ребенка в 5 лет очень важна атмосфера в семье. Если все члены семьи относятся друг к другу с уважением и спокойно решают конфликтные ситуации, дети этого возраста преимущественно находятся в хорошем настроении, часто демонстрируют оптимизм, уверенность в себе, интерес к окружающему миру и высокую социальную активность.

Социальное развитие. Пятилетний ребенок должен хорошо контактировать не только со своими ровесниками, но и с взрослыми людьми. Обычно малыш показывает стремление помочь родителям и близким и с готовностью выполняет какие-либо просьбы и поручения. При возникновении конфликтов ребенок реже упрямится и чаще проявляет уступчивость, с ним можно довольно легко договориться. Одиночным играм он предпочитает совместные игры со сверстниками или взрослыми.

Внимание. В возрасте 5 лет ребенку необходимо умение концентрироваться на определенном задании в течение минимум 15 минут. Ему должны легко даваться игры на быстроту реакции и внимательность, например, хлопать в ладоши, когда среди ряда произносимых взрослым слов он слышит слова на букву «а». Также ребенок должен уметь одновременно удерживать в поле зрения 8–10 предметов, точно копировать движения, находить отличия между предметами или рисунками.

Память. Ребенок должен легко запоминать 8–10 картинок, рассказывать по памяти короткие сказки, стихи, считалочки и скороговорки, описывать содержание картинок. В этом возрасте ребенок умеет в точности повторить текст из 3–4 несложных предложений.

Мышление. Пятилетний ребенок должен уметь находить и объяснять отличия между различными явлениями и предметами, самостоятельно складывать из конструктора заданные фигуры, находить среди ряда предметов лишний и объяснять свой выбор, группировать предметы по определенному признаку, понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок.

Развитие речи. В 5 лет ребенок с правильным речевым развитием уже умеет строить сложные предложения, а также составлять фразы из предложенных слов, выразительно рассказывать стихи, составлять небольшие рассказы.

Занятия с пятилетним ребенком рекомендуется проводить ежедневно, постепенно подготавливая его к учебе. Время занятий нужно увеличивать постепенно. Сначала можно уделять им по 5–10 минут в день, предлагая ребенку одно или два простых задания. Затем следует увеличивать длительность развивающих игр и занятий, отводя им по 30–40 минут в течение дня. Учить ребенка нужно не только основам школьной программы, важно также развивать его воображение и творческие способности.

Изучение букв и цифр. Пятилетнего ребенка пора учить различать звуки родного языка. Чтобы малышу было легко научиться читать, учить буквы следует не так, как они произносятся в алфавите, а так, как они звучат в словах, иначе впоследствии ему будет сложно складывать звуки в слова: например, вместо «ма» он будет произносить «эм-а». К 5 годам ребенок должен уметь считать от 1 до 9 и наоборот.

Развитие памяти, логики и мышления. Учите ребенка запоминать изображения (показывайте картинку и спрашивайте, что на ней изображено), разучивайте вместе с ним стихи и песенки, а также предлагайте задания, где малышу нужно проявить сообразительность. Для этого придумывайте разные игры, в которых ребенку нужно определить, чем отличается один предмет от остальных, а также правильно сгруппировать предметы по определенным признакам (цвету, размеру) и т.п. Как только ребенок начинает хорошо справляться с очередным заданием, немного усложняйте его.

Творческие занятия. Очень хорошо, если творческая деятельность ребенка сочетается с обучением. Например, при изучении азбуки можно предложить малышу построить буквы из деталей конструктора, нарисовать их, вылепить из пластилина, вместе с ним слепить и испечь печенье в виде букв или цифр. Для развития воображения с ребенком можно изготавливать различные поделки, предоставляя ему возможность проявить фантазию.

Развитие речи. К 5 годам у ребенка должно полностью сформироваться правильное произношение звуков. Если малыш произносит один или несколько звуков искаженно, необходимо обратиться к логопеду, который определит причину этого нарушения и составит программу для его исправления. Также для полноценного развития речи ребенка 5 лет важно обучать новым словам и развивать у него способность грамотно и ясно излагать свои мысли. Такие занятия очень легко проводить в простой и непринужденной форме, рассказывая ребенку что-нибудь новое, обсуждая с ним события дня или прочитанную сказку.

Источник:
Особенности развития ребенка в 5 лет
Статья поможет родителям определить, каким должно быть развитие ребенка в 5 лет, а также узнать, соответствует ли их малыш нормам физического и психического развития этого возраста.
http://mezhdunami.net/dety/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-5-let.html

Психическое развитие ребенка 5 лет

Через моделирование жизни окружающих людей ребенок 5 года жизни реализует стремление к самостоятельности. Он открывает для себя сложность человеческих отношений, общественные функции людей и разные виды деятельности. Поэтому в психическом развитии ребенка 5 лет происходит большой скачок.

К 5-летнему возрасту ребенок уже знает об необратимых и обратимых процессах, различает ситуации, в которых произошли изменения различного количества или признака, от ситуации, с неизменным количеством и признаком. Например, если перелить воду из широкой низкой емкости в узкую и высокую, то количество ее не увеличится. Хотя на первый взгляд малышу может показаться, что в высокой емкости воды больше.

Психическое развитие ребенка 5 лет активизирует воображение. В данном возрасте именно воображение становится основой для решения самых простых арифметических заданий, а также счета от 1 до 10. С помощью него формируется геометрическая интуиция, которая дает возможность решать простейшие геометрические задания. Воображение является важнейшей психической функцией, лежащей в основе успешности многих видов творчества человека, и взрослого в том числе.

Дети 5-летнего возраста могут решать довольно сложные задания, если предоставить возможность малышу наблюдать доступные для понимания примеры. Он уже способен устанавливать связи, распределять предметы по нескольким признакам.

Психическое развитие ребенка 5 лет обусловлено усовершенствованием мелкой моторики. Дети этого возраста проявляют поразительную ловкость при выполнении различной сложности действий. Они постепенно учатся сочетать мелкие движения рук и зрительный контроль. Что дает им возможность совершенствовать способность к изобразительной деятельности. Многие малыши рисуют с большим удовольствием, так как возможность сочетания зрительного и моторного развития это большое достижение.

Ребенка 5-летнего возраста увлекает не только рисование, но и игра. Игры детей этого возрастного периода становятся более сложными: они уже групповые, моделирующие и сюжетно-ролевые. Они заранее обдумывают сюжет игры, распределяют роли, устанавливают правила и четко контролируют их справедливое выполнение. В психическом развитии ребенка 5 лет игра занимает важное место, поскольку именно в ней дети проявляют терпеливость, настойчивость и дисциплинированность. В процессе игры малыш развивает сообразительность, творческое воображение и волевые качества.

Такой прогресс в развитии ребенка 5 лет возможен только благодаря речи. Именно на 5 году жизни малыш не просто овладевает речью, а творчески осваивает язык – занимается словотворчеством. Он уже использует почти все части речи, словарный запас заметно увеличился.

Характерной особенностью речи детей этого возраста является использование ее в общении со сверстниками. В свою очередь общение развивает речь. Малыши задают вопросы, рассказывают сказки, рассуждают, пересказывают и обмениваются впечатлениями.

Только между 4 и 5 годами ребенок с легкостью запоминает различную информацию. Его память носит характер непроизвольного запоминания. То есть, все самое интересное ребенок запоминает произвольно. Намного труднее для него освоить отвлеченные понятия (времена года, дни недели, месяца и так далее).

Благодаря развитию памяти, речи, мышления, восприятия, а главное воображению, ребенок пяти лет может воспринимать сказки и открывать в них свои собственные решения жизненных проблем. Слушая сказку, ребенок видит образы и героев – они или хорошие или плохие. Это помогает малышу научиться отделять добро от зла, что в свою очередь способствует формированию поведения.

Психологическое развитие ребенка 5 лет выражается в хорошем психомоторном развитии. Он вынослив и может проводить много времени на прогулках, во время которых узнает много нового. Таким образом, познания об окружающем мире 5-летнего малыша расширяются.

Источник:
Психическое развитие ребенка 5 лет
Через моделирование жизни окружающих людей ребенок 5 года жизни реализует стремление к самостоятельности. Он открывает для себя сложность человеческих отношений, общественные функции людей и разные
http://kurszdorovia.ru/deti/trening/psihicheskoe-razvitie-rebenka-5-let/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Жесты мужчин когда они хотят женщину О чем говорят мужчины на языке жестов Любая дама давно в курсе, что мужчину можно… (8)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (8)

Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (7)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (7)

Характеристика психолога Характеристика деятельности практического психолога школы Психолог имеет полное высшее образование по специальности «практический психолог» и… (6)



COMMENTS