Психология межличностного общения

Проблемы межличностного общения в молодежной среде

Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Психология общения и взаимодействия

Проблемы межличностного общения в молодежной среде – это серьезный пласт в развитии психологии отношений. Данная тема представляет собой общественный интерес, поскольку затрагивает модели человеческого взаимодействия. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, но порой не знает, что сделать для воспитания самодостаточности, не умеет понять его до конца.

Современное общение молодежи чаще всего основывается на взаимном обмене эмоциями и впечатлениями, полученными в течение ближайших дней. Парни и девушки одаривают друг друга приветствиями, рукопожатиями, не забывая при этом делиться чувствами. Стоит обратить внимание на настроение участников. Как правило, взаимодействие нескольких подростков между собой носит сугубо эмоциональный характер. Юношеский возраст предполагает глубоко интимные беседы о том, что в данный момент является значительным, представляет личный интерес для всех собеседников. Подростки редко отличаются особенной тактичностью, поэтому в процессе их взаимодействия друг с другом то и дело вспыхивают споры, и даже случаются ссоры.

Если ненавязчиво понаблюдать за молодыми людьми, можно заметить следующую картину: подростки разбиваются на группы, у каждой из которых имеется свой лидер. Даже в старших классах школы прослеживается такая тенденция: юноши и девушки не общаются со всеми подряд одноклассниками, а выбирают себе в друзья тех, с кем у них есть схожие увлечения, взгляды на жизнь. Общность интересов – это ведущий фактор, отражающий проблемы межличностного общения в молодежной среде. Стоит заметить, что подросток никогда не будет взаимодействовать с теми личностями, которые ему неприятны, если только он не зависит от них.

Общение по интересам в юношеском возрасте сводится, как правило, к обмену впечатлениями. Подростки пересказывают друг другу фильмы и книги, которые вызвали у них бурю сильных положительных или отрицательных эмоций. Межличностное общение и взаимодействие имеют большое значение для тех, кому от пятнадцати до восемнадцати лет. Здесь на первый план выходит установление доверительного контакта, который и гарантирует возникновение понимания.

Юношеству свойственен предельный максимализм. Стоит обратить внимание на то, как горячо подростки обсуждают тревожащие их темы. Насколько неистово горят при этом глаза собеседников. Парни и девушки готовы принимать любое высказывание за чистую монету. Главное условие при этом таково, чтобы оно соотносилось с их внутренним миром, получало определенное энергетическое звучание в процессе осмысления. Иногда можно заметить, как сильно подростки не принимают усредненную точку зрения. Для них все существует в черно-белых тонах: одно – хорошо, а другое – плохо. Именно по такой причине им бывает нелегко понять взрослых людей, которые готовы искать компромиссы. Психология межличностного общения юношества предполагает погружение в собственные эмоции и бессознательный поиск отражения собственных чувств у оппонента.

Юношеский возраст большей частью предполагает живое общение. В процессе эффективного взаимодействия подростки учатся отстаивать свое мнение, выражать индивидуальную точку зрения. Не всегда приобретение такого опыта дается легко. Иногда приходится проходить череду тяжелых душевных испытаний, предполагающих участие в конфликтах со сверстниками. Способность иметь свое мнение развивается, сталкиваясь с многочисленными трудностями. Молодые люди прикладывают значительные усилия для того, чтобы оказаться услышанными, завоевать авторитет, обрести уверенность в себе.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде базируются на принятии чужой точки зрения и самореализации. Если по каким-то причинам подростку не удается найти собственное место в коллективе, он начинает чувствовать себя лишним. Умение проявить свою сущность так же важно и значимо, как и обладание интересными, незаурядными способностями. Если человек не может прийти к самораскрытию перед окружающими, то неминуемо будет испытывать трудности в общении. Способность иметь собственное мнение предполагает яркое развитие индивидуальности. Юношам зачастую недостает умения абстрагироваться от эмоций. Им не хватает толерантности, терпимости. Серьезное эмпатийное слушание развивается после 22-25 лет.

Использование сленга в общении между подростками сегодня считается нормой. Тот, кто употребляет больше резких словечек, как правило, пользуется большой популярностью в группе. Молодежный жаргон имеет яркую экспрессивно-негативную окраску. К использованию сленга люди прибегают затем, чтобы скорее влиться в новый коллектив, завоевать доверие одногруппников, показать себя с лучшей стороны.

Также применение жаргонизмов в речи помогает подросткам существенно экономить время в разговоре и при этом оставаться уверенными в том, что все окружающие сверстники их правильно поймут. Современный молодежный язык прямо-таки изобилует критически настроенными словами. Как правило, использование сленга у юношей позволяет им почувствовать себя раскованно в новой компании.

Такие группы помогают подросткам сполна выразить свой внутренний мир. Доступность информации в наше время значительно облегчает самоидентификацию молодых людей. Принадлежность к какому-либо неформальному объединению способствует установлению понимания между его участниками.

Проявлять свой внутренний мир, настроения и чувства становится значительно проще. Каждая неформальная организация имеет свои идеалы и ценности. Например, у эмо – это эмоции и чувства, выставленные напоказ. Готы взращивают в себе депрессивный взгляд на мир, романтизируют смерть, мрачно одеваются. Молодые люди выбирают именно то, что им оказывается ближе всего в настоящий момент времени. Межличностное общение и взаимодействие строится по принципу выражения своей индивидуальности и принятия точки зрения оппонента.

В последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. Большое количество подростков буквально прилипают к монитору, обмениваясь личными сообщениями с незнакомцами.

Стоит помнить о том, что живое общение всегда должно быть предпочтительней виртуального. У юношей часто складывается впечатление, что их никто не понимает, и только человек на другом конце планеты разделяет все их мысли и чувства. На самом деле это большое заблуждение, обусловленное романтическими исканиями юности. Виртуальное общение в целом помогает подростку снять эмоциональное напряжение, найти единомышленников, узнать много нового. Большинству молодых людей требуется определенное время, чтобы научиться понимать самих себя, принимать происходящие события без страха и негативных установок.

Оно включает в себя взаимодействие юношей и девушек в группе: с одноклассниками и однокурсниками. В отличие от общения по интересам, социальные контакты не выбирают. Находясь в коллективе, приходится взаимодействовать с абсолютно разными людьми, и такой навык существенно пригодится в будущем. Зрелый и состоявшийся человек должен уметь эффективно общаться с разными людьми, выносить что-то полезное для себя из каждой встречи.

Нередки конфликты и непонимание среди подростков на почве разности интересов. В таких ситуациях неприязнь и отторжение развиваются очень быстро. Подростки предпочитают активно выражать свою позицию, стремятся проявлять себя как только возможно.

Редко кто из подростков действительно доволен собственными достижениями. Знаний о мудрости жизни еще мало, а вот выражать свою позицию по любому вопросу уже хочется. Вот почему юноши и девушки так ценят людей, которые умеют выслушивать и понимать, не перебивая и не осуждая. Как правило, внешние данные многих не устраивают, отчего появляются многочисленные комплексы.

Проблема часто бывает надуманной, а вот страдания по этому поводу начинаются самые настоящие. Уверенность в себе – это то, что приобретается путем трудоемкой работы над собой. Конечно, она не может возникнуть за один день. Вот почему в молодежной среде так много конфликтов. Каждый юноша, хоть сколько-нибудь обладающий амбициями, стремится продемонстрировать окружающим свою силу и могущество.

В процессе общения между собой подростки учатся осознавать и принимать собственные интересы. Наиболее значимые перспективы и возможности открываются перед ними, как правило, ближе к 16-17 годам. Это время развития самоактуализации. Индивидуальность юношей и девушек становится наиболее полной, четкой и целенаправленной.

Осознание своей личностной ценности – это момент, предшествующий полному принятию себя. Данный этап невозможен, если по каким-то причинам прежде не проделана работа по эффективному взрослению. Подростки, испытывающие сложности в общении, не могут легко выражать свою точку зрения, избегают ситуаций, когда требуется что-то доказывать и объяснять окружающим.

Таким образом, проблемы межличностного общения в молодежной среде обусловлены необходимостью участников отстаивать свою позицию. В этот момент сталкиваются несколько ярких индивидуальностей, каждая из которых хочет доказать миру собственную непревзойденную правоту.

Источник:
Проблемы межличностного общения в молодежной среде
Современное общение молодежи чаще всего основывается на взаимном обмене эмоциями и впечатлениями, полученными в течение ближайших дней. Парни и девушки одаривают друг друга приветствиями, рукопожатиями, не забывая при этом делиться чувствами.
http://fb.ru/article/282243/problemyi-mejlichnostnogo-obscheniya-v-molodejnoy-srede-psihologiya-obscheniya-i-vzaimodeystviya

Психология межличностного общения

1. Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих.

2. Высокая коммуникативная культура младших командиров — фактора здорового морально-психологического климата в подразделении.

Для успешного информационного обмена с командирами и подчиненными сержантам (старшинам) необходимо знать основные требования к его организации. Вот некоторые из них:

1. В общении военнослужащих происходит не просто механическая передача информации, а формируется и уточняется смысл сказанного. Поэтому необходимо поддерживать постоянную обратную связь общающихся, иначе весь смысл или его значительная часть могут быть искажены или утрачены;

2. Существует «эффект избирательности» информационного воздействия, т.е. разное восприятие и влияние одного сообщения на различных военнослужащих. К этому приводит различие индивидуально-личностных особенностей и ситуативных психологических состояний общающихся;

3. Существуют «барьеры» на пути информационного обмена: пассивность внимания; влияние возрастных, этнических, социокультурных и других установок; посторонние шумы и другие неблагоприятные условия окружающей среды и социального окружения;

4. В воинском коллективе существуют официальные и неофициальные «каналы информации». По неофициальным каналам активно циркулируют слухи, домыслы и т.п.;

5. Дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнедеятельности военнослужащих и особенно объективное оценивание их сложности и экстремальности;

6. Наиболее значимые слова следует располагать в первой части фразы. В разрешающих командах разрешение следует располагать в конце, после содержания действия подчиненного, в запрещающих — в начале;

7. Оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в условиях шумовых помех 7+2 слова;

8. При служебном радиообмене -максимальный темп передачи информации до 180 слов/мин.

Передача информационного сообщения, распоряжения (приказания) будет эффективной, если военнослужащий:

• четко сформулирует для себя цель сообщения;

• твердо и понятно выскажет основную мысль;

• сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость;

• потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т.е. убедится в понимании своего сообщения;

• спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной неадекватной реакции на сообщаемую информацию.

Взаимопонимание между военнослужащими — это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берется познание людьми друг друга в процессе общения. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность — противодействие, которое ведет Сначала к недопониманию, а затем и непониманию человека человеком.

Воспитывая подчиненных, сержанты (старшины) должны учитывать, что взаимопонимание всегда полнее в коллективе единомышленников. Если же в подразделении есть хотя бы один человек с ярко выраженными эгоистическими устремлениями или представлениями, то в определенных жизненных ситуациях он неизбежно вступает в противодействие с окружающими. Это противодействие становится источником конфликтов между воинами.

Понимание людьми друг друга сказывается на взаимоотношениях между ними. Фактически эти два социально-психологических явления тесно связаны. Связь заключается в том, что это понимание в ходе совместной деятельности позволяет или не позволяет им самим избирательно устанавливать и поддерживать взаимодействие с тем или иным партнером. Так складываются определенные взаимоотношения в воинском коллективе.

Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотношения между военнослужащими: уважение, доверие, внимательность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание же затрудняет межличностные отношения. Недоверие, скепсис, равнодушие и т. п. снижают качество совместной деятельности. Учитывая это, младшие командиры должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его.

Причины, снижающие взаимопонимание:

• отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком;

• незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, языка друг друга;

• различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения; недостаток времени, необходимого индивидам для умственной переработки полученных данных; случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;

• непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость;

• различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью которых оценивают личностные качества друг друга, содержание речи взаимодействующего лица и его поведение;

• нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают военнослужащие по воле командира;

• потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.

Указанные причины недопонимания возникают нередко и подчас обусловлены самим процессом общения, в которое вступают люди с различными психическими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без его организации и руководства добиться взаимопонимания почти невозможно.

Наряду со знанием особенностей информационной стороны немаловажным является учет особенностей и закономерностей процесса взаимовосприятия в общении. Ведь от того, как военнослужащие воспринимают образы друг друга в общении, во многом зависит его качество в целом. Умение распознавать ситуативные психологические состояния подчиненных позволяет командирам выбирать наиболее оптимальные формы воздействия на них. В психологии общения глубоко и предметно исследованы механизмы психики человека, которые обеспечивают ему возможность правильно воспринимать окружающих, а также себя в процессе межличностного общения. Вот перечень и краткая характеристика наиболее известных из них:

• уподобление себя другому путем мысленного «переноса» на себя его личностных качеств;

• сочувствие, сопереживание душевному состоянию другого, его доминирующему эмоциональному состоянию;

• оценка и объяснение поступка, намерения другого посредством приписывания ему собственного понимания, мотивов, установок;

• мысленное отражение мнений, установок партнера по общению по отношению к себе, т.е. взгляд на себя глазами другого;

• восприятие, возникшее на основе симпатии, привлекательности, притягательности партнера и т.п.

В зависимости от развития вышеперечисленных механизмов перцепции (восприятия) военнослужащий способен в той или иной степени адекватности реагировать на разнообразие ситуации межличностного общения, совместной деятельности и поведения, предупреждать конфликты и затруднение в отношениях с сослуживцами.

Не менее важным условием, обеспечивающим успешность межличностного общения, является учет специфики взаимодействия общающихся.

В данной связи необходимо помнить, что в различных ситуациях общения (деловая, неформальная, напряженная, незнакомая и т.д.) следует грамотно выбирать и выдерживать оптимальную психологическую позицию (роль) в контакте с сослуживцем, подчиненным или командиром. Психологи выделяют три таких позиции: старшего, равного, младшего. Их выбор, как правило, определяется должностным статусом, возрастом, компетентностью или мастерством, доминантностью личности или особенностью самой ситуации общения. Полезным будет также знание и формирование у себя навыков взаимодействия, основанных на разных тактиках поведения. Существует пять основных тактик: приспособление, избежание (уход), компромисс, сотрудничество и соперничество. Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффективной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выигрыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия.

Так, приспособление — наиболее приемлемая форма поведения на этапе вхождения в новый коллектив и адаптации в нем. В частности, имеется в виду круг отношений с людьми более компетентными, высокостатусными в пределах данной группы (общности) и т.д.

В некоторых случаях избежание является единственно возможной формой поведения. К примеру, вы оказались в конфликтной ситуации, и вам важнее всего сохранить нормальные отношения с оппонентами, или до поры до времени вы не имеете права раскрыть конфиденциальную информацию, и т.п.

Компромисс хорош там, где у военнослужащих имеется примерное равенство статусов, опыта, авторитетов и существует готовность идти на взаимные уступки (согласие) по каким-либо проблемным вопросам.

К сотрудничеству целесообразно прибегать в тех случаях, когда сослуживцы находятся в добрых, доверительных отношениях, их интересы не противоречат друг другу, но при этом возможны различные взгляды на оценки и способы решения проблемы.

И, наконец, соперничество может быть единственно правильной тактикой поведения в ситуациях взаимодействия (общения), когда военнослужащий действует в соответствии с духом закона и морали, защищает истину или достоинство от неправомерных посягательств.

Под сущностью данного явления понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состояние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия (общения) военнослужащих. Факторы МП К (морально-психологического климата) воинского коллектива представляют собой сложную динамическую систему условий жизнедеятельности (см. схему 2).

— доброжелательное, уважительное отношение к подчиненным и сослуживцам;

— обоснованное принятие решений и мер управленческого воздействия;

— знание и учет интересов, потребностей и запросов подчиненных;

— развитие и проявление высоких нравственных качеств во взаимоотношениях;

— компетентное, творческое и инициативное отношение к обязанностям по службе;

— обнаружение и предупреждение негативных явлений в подразделении;

— формирование зрелого, позитивного общественного мнения в коллективе и положительного эмоционального настроя;

— справедливое оценивание результатов службы, учебы, поступков, уместность в поощрениях и наказаниях;

— своевременное информирование подчиненных по значимым для них вопросам.

Обращая внимание на условия оптимизации морально-психологического климата подразделения возможностями эффективного общения, необходимо напомнить о важности проблемы коммуникативной культуры младших командиров.

В решении этой проблемы особое место занимает стиль общения младшего командира с подчиненными. Часто именно он становится одним из важных факторов формирования здорового морально-психологического климата в воинском коллективе. Достаточно хорошо известен классический подход, который выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили. Практика показывает, что ни один из них не является универсальным в любых ситуациях служебного взаимодействия, но владение ими позволяет точнее реагировать на различные условия военной службы и запросы подчиненных.

Нормативные требования уставов и воинских законов способствуют выбору в первую очередь авторитарного стиля. Строгое следование этому стилю ведет к высокой результативности выполняемых задач, при том, что общение и взаимоотношения в подразделении не выходят за пределы выполняемых задач. Безусловно, многочисленные ситуации взаимодействия в Вооруженных Силах требуют именно такого подхода. Особенно если это касается боевой обстановки. В то же время в этом случае в руководстве возрастает роль соблюдения строгого баланса обязанностей, прав и возможностей подчиненных. Жесткий упор на авторитарный стиль может давать и негативный эффект — рост агрессивности и враждебности во взаимоотношениях, которые могут выплескиваться на самого слабого члена коллектива.

Демократический стиль часто обеспечивает высокое качество деятельности в коллективе. Подчиненные оказываются способны к самостоятельности и инициативности в своих действиях, у них развивается творческий подход к делу. Взаимоотношения в большей степени ориентированы на дружбу и войсковое товарищество. Подчиненные демонстрируют гордость общими успехами. С другой стороны, важным моментом становится соблюдение определенных рамок, за которыми самостоятельность перерастает во вседозволенность.

При попустительском стиле младший командир только лишь в малой степени оказывает влияние на подчиненных. В этих условиях обстановка в коллективе и качество решения задач значительно ухудшаются. Будучи удовлетворенными на первых порах такой обстановкой, подчиненные в дальнейшем часто заявляют о своих предпочтениях более авторитарному командиру.

Из каких основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее основанием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.). Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Умение извлекать полезное из этих отношений делает нас мудрыми и успешными.

На базе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими; производить благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общений) и особе нор в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки — устойчивые формы нашего поведения.

Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.

Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей -важный и сложный этап в достижении высокой коммуникативной культуры. Его выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.

Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть признаны:

• публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;

• самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;

• индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;

• составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.)?**

• самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

• аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;

• групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др.

О высокой культуре общения свидетельствует умение собеседников владеть голосом. «Я сделался настоящим мастером только тогда, — отмечал педагог А.С. Макаренко, — когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». Умение владеть голосом включает своевременные остановки в речи, логические, психологические паузы, правильные ударения. С помощью этого воспитатель передает слушающему его лицу не только свои мысли, но' и оттенки чувств, богатство представлений и собственное видение (восприятие) предмета.

Для культурного общения характерны живой, эмоциональный обмен мнениями, четкая дикция, убедительность. Настоящий командир должен уметь выслушать собеседника, оценить ход общения и увидеть соответствие его поставленной цели. Ответная реакция и интонации говорящего позволяют сержанту (старшине) определить психическое состояние человека, установить степень заинтересованности партнера в разговоре, подготовленности к нему, личностный смысл общения. Последнего уже достаточно, чтобы понять собеседника и сформулировать нужные для данного момента суждения. Изложенные голосом определенной силы и тона, эти суждения призваны оказывать влияние на мысль воина, поднять его состояние до уровня, который дает возможность понять другую сторону.

Таким образом, повышение компетентности военнослужащих в вопросах психологии общения становится насущной практической задачей. Основой ее решения является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и офицера как важного условия формирования и поддержания гуманистических и уставных взаимоотношений, здорового морально-психологического климата в воинских коллективах.

Руководителю занятия важно на протяжении всего занятия обращать внимание на практическую значимость тех проблем, которые будут последовательно раскрыты в обоих вопросах. Заранее могут быть подготовлены примеры, характерные для конкретного подразделения, имевшие место в недалеком прошлом или использующие личный опыт самих военнослужащих.

Такой подход обеспечит максимально эффективное усвоение теоретических аспектов проблемы общения излагаемых в первом вопросе. Особо надо подчеркнуть необходимость связи таких проблем, как общение, взаимовосприятие и взаимопонимание. В ходе занятия можно предложить военнослужащим самим сформулировать содержание основных видов взаимодействия, дать возможность проиллюстрировать примерами, расставляя акценты на ключевых положениях.

Во втором вопросе рекомендуется сделать упор на роли сержантского состава в обеспечении здорового морально-психологического климата в подразделении. Результативность занятия способны повысить выходы на повседневную воинскую деятельность подразделения.

В заключение можно, обратив внимание на знания наиболее активных военнослужащих, показать возможности их практического воплощения в жизнедеятельности воинского коллектива.

1. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Отечество. Честь. Долг. Под редакцией: А.И. Колясникова. — М.: Изд-во Московской типографии №2, 2005.

2. Буранов С.Н. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. — 2004 — №7.

3. Горянина В .А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Мириманова М.С. Конфликтология. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

старший преподаватель кафедры психологии

Военного университета, кандидат педагогических наук.

преподаватель кафедры психологии Военного университета

Источник:
Психология межличностного общения
1. Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих. 2. Высокая коммуникативная культура младших командиров — фактора здорового морально-психологического климата
http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2006/2006-04-3.html

Психология межличностного общения

В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные разработки отечественной военной психологии по проблеме межличностного общения военнослужащих. Достаточное внимание уделено рассмотрению социально-психологических аспектов общения офицера, а также психологическим особенностям управленческого воздействия командира на подчиненных.

Предназначено студентам факультета военного обучения НГТУ, обучающимся по программе подготовки специалистов по военно-учетной специальности «Психология», а также постоянному составу университета, проявляющему интерес к теории и практике отечественной военной психологии и педагогики.

1. Общение как социально-психологическое явление 5

2. Психологические особенности управленческого общения 19

Участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Важным средством такого взаимодействия выступает общение. Необходимость общения военнослужащих обусловлена, во-первых, обязанностью совместного участия в военно-профессиональной деятельности, овладения своей специальностью, усвоения норм поведения в воинских коллективах; во-вторых, потребностью личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям.

Общение принадлежит к базовым категориям отечественной психологической науки. В последние годы она стала в один ряд с такими категориями как сознание, личность, деятельность, коллектив и др. Такая постановка проблемы, возводящая общение в ранг важнейших научных и практических проблем, исходит из анализа взаимосвязи общения, военно-профессиональной и других видов деятельности различных категорий военнослужащих.

Войсковой опыт свидетельствует, что уровень профессионализма командира (начальника) во многом определяется не столько его технической подготовленностью, сколько умением общаться с подчиненными, т.е. личными качествами и способностью руководить людьми. Обусловлено это тем, что более двух третей рабочего времени военного руководителя занимает общение с личным составом. Для того чтобы овладеть наукой и искусством общения, офицеру необходимы знания закономерностей и механизмов этого процесса, структуры, форм и приемов общения, а также уяснить его место в сложной системе взаимоотношений военнослужащих.

Источник:
Психология межличностного общения
Электронная библиотека учебников, Психология межличностного общения (Калюжный А.С.)
http://studentam.net/content/view/1057/24/

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

О скорпионах О скорпионахПрикольные Скорпионы Скорпион (лат. Scorpius) является довольно крупным созвездием. Созвездие Скорпиона содержит 162 звезды,… (1)

Как пережить расставание советы психолога Как пережить расставание: cтадии, которые проходит каждый (советы психолога) Отношения имеют свойство заканчиваться, даже если… (1)

Как отомстить мужчине скорпиону Как мстят СкорпионыВ результате, женщины были в полном восхищении от его способности к длительным сношениям.… (1)

Слова при расставании с женатым мужчиной Расставляем точки над «ё» или как расстаться с женатым мужчиной?Расставляем точки над «ё» или как… (1)

Хочу быть счастливой Как стать счастливой Под словом «счастье» каждый человек подразумевает что-то свое, но одно можно сказать… (1)

COMMENTS