Психология бессознательного читать

Интегральная психология

Мы начнем знакомство с коллективным бессознательным с самого известного и популярного разработчика этой темы Карла Густава Юнга и в качестве вступления приведем его цитату, которая сегодня очень популярна в сети интернет:

«Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности». Jung C.G., «Memories, Dreams, Reflections». p.220. — 1962

Целью развития человека Юнг считал достижение Самости. Самость (Selbst) по Юнгу — это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней.

Итак, если попытаться перефразировать Юнга, то можно сказать, что для полноценного развития нам необходимо интегрировать сознание с бессознательным.

Юнг выделяет два уровня бессознательного. Он писал, что непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании. Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг проанализировал сновидения и фантазии своих пациентов и выявил в них образы и идеи, которые никак не вписывались в личностный опыт человека, поскольку они были гораздо шире его возможностей. Затем оказалось, что этот слой бессознательного напрямую связан с мифологическими и религиозными мотивами, которые Юнг обнаружил в культурах древнейших цивилизаций, разделенных между собой во времени и пространстве.

К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, «далеко превосходящая сознательный ум». Они улавливают некие «праформы». Эти «праформы» всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.

Впоследствии эти «праформы» были названы «коллективным бессознательным». Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам и находящихся в нашем с вами коллективном бессознательном.

Чаще всего архетипы могут проявляться в снах и видениях, когда сознательная часть психики не подвергает их обработке. Это неясные, малопонятные образы, которые ощущаются, как что-то безгранично превосходящее человеческую личность. Выражаясь в человеке архетип активизирует определенные поведенческие схемы, делает психику чувствительной к информации определенного типа. Именно прорывом архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20—30-х годах, «закат Европы», выразившийся прежде всего в приходе нацистов к власти и второй мировой войне. К. Юнг считал это закономерным следствием развития европейской культуры, ее технического прогресса в овладении миром с помощью совершенствования технологии и упадка символического знания.

К. Юнг вошел в историю науки также изучением случайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с другом. (Например, смерть родственника и одновременно тревожный сон; совпадения событий у близнецов, длительное время не имевших контактов друг с другом; проявление сверхинтуиции, как это было со шведским философом Сведенборгом, почувствовавшим на большом расстоянии пожар у себя в доме.) К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически.

В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Уникальные труды К. Г. Юнга позволяют взглянуть на многие загадочные феномены нашей жизни в новом свете: например, источник особой одаренности и талантливости выдающихся художников и писателей можно увидеть в этой колоссальной общей «копилке человечества», которую Юнг назвал коллективным бессознательным. В таком случае их талантливость можно объяснить особой чувствительностью к этому пласту, особой степенью настроенности, чуткости, так что это общее коллективное бессознательное проявляется через них. Или феномен предчувствия или ощущения происходящего события без явного знания о нем так же говорит нам о том, что существует некая связь между событием и ощущающим его на растоянии человеком.

Юнг также говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: «в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание — это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром». «Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928).

Все эти факты являются неопровержимым доказательством одной важной для нас вещи, а именно, наличия какой-то глубинной связи соединяющей в себе все и вся, наличие какого-то единого общего корня или общей души, если можно так назвать это образование. Причем, как следует из наблюдений Юнга, она живет и развивается по своим законам, независимо от того, что люди приходят и уходят. И каждое поколение и каждый отдельный человек вносит свой вклад в это общее развитие. А что внесем в это развитие мы, читатель? Футбольные оргии?

А может быть, читатель, мы сможем когда-нибудь выйти из этого «эгоистического комка личных желаний» к «широкому миру объективности» и реализовать «более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия»?

Источник:
Интегральная психология
интегральная психология, Психология для каждого, Система душ, Коллективное бессознательное К.Г.Юнга
http://i-psy.ru/content/view/136/173/

Юнг К-Г

Юнг К.-Г. «Психология бессознательного», «Психологические типы» (психология культуры)

Карл Густав (1875 — 1961)

Юнг Карл Густав — швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. – ученик и ближайший соратник З.Фрейда. Однако в процессе практической работы с пациентами Юнг постепенно приходит к расхождению во взглядах с учителем. В 1913 г. в отношениях Фрейда и Юнга наступает кризис, окончившийся разрывом. По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это – вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Таким образом, Юнг преодолевает пансексуализм Фрейда.

Работы и труды деятеля

Психологические типы (1921)

Источник:
Юнг К-Г
Юнг Карл Густав — швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. – ученик и ближайший соратник З.Фрейда
http://kulturoznanie.ru/?div=jung

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как влюбить в себя мужчину интроверта 10 истин о любви, которые поймут только интровертыСчитаете ли вы себя интровертом? Или, возможно, вы… (1)

Начало отношений психология 10 ошибок, которые совершают влюбленные в начале отношений Когда отношения только начинаются, очень важно не… (1)

Звонить ли первой мужчине скорпиону 20 правил, чтобы мужчина стал вами одержим Мужчины любят трудности и теряют интерес, когда объект… (1)

Нужно ли соблюдать дома правила речевого этикета Влияние этикета на формирование культурного уровня школьниковВлияние этикета на формирование культурного уровня школьников Этикет как… (1)

Правила установления деловых контактов Деловое общение (21) 2 Формы делового общения. Организация презентаций, официальных приемов, коктейлей и брифингов 18… (1)

COMMENTS