Психологическое манипулирование

Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога

Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога

“Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является «жертвой» чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную «игру»”.

Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является «жертвой» чьих-то манипулятивных воздействий. Жертвы не чувствуют себя свободными, ощущают, что их используют другие в своих целях или что они втянуты в какую-то бесконечную «игру».

Что же это за феномен, столкновения с которым столь неприятны? «Манипуляция — это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий» (Е.Л. Доценко. Манипуляция: психологическое определение понятия/ Психологический журнал. 1993.№4.с. 137). В процессе конструирования определения автор указывает на необходимость выделения намерения как ядра манипу-лятивной попытки: «. стремление отправителя воздействия непременно реализовать именно свой сценарий, навязать свое соотношение сил, добиться односторонних преимуществ» (там же).

Манипулятивное поведение рассматривалось такими психологами, как Э. Фромм, Э. Берн, М. Джеймс и Д. Джонгвард, У. Новак и В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, А.Б. Добрович, Е.Л. Доценко и др. Как правило, большее внимание уделялось вопросам классификации и определения, а также вариантам объяснения этого феномена, чем методическим аспектам обучения сопротивлению манипулирования.

В своей работе школьный психолог сталкивается с проблемами, которые связаны с неконструктивным поведением. Одним из них является манипулятивное поведение в подростковой среде.

Подростки используют достаточно жесткие манипулятивные приемы.

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям у них еще не достаточно сформированы, это может быть связано с тем, что подростки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией. Возрастные особенности тинэйджеров описаны в трудах Д.И.Фельдштейна, И.С. Кона, Э. Эриксона, X. Ремшмидта. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования.

Кратко опишем основные моменты, которые стоит учитывать при создании коррекционных программ, цель которых — научить подростков сопротивляться манипулированию собой.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения «Я-концепции». Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка. Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы.

В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие будет выглядеть в глазах окружающих.

Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин «групповое давление».

В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать. » и т.д. Смещение выбора в будущее может выглядеть так: «Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне». Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке.

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы. Как явление конформизм часто проявляется в подростковом возрасте, так как очень сильным является желание «быть как все».

Одна из разновидностей давления — подражание окружающим, психическое заражение («стадное чувство»). Человек «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники). В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения к себе как ко взрослому.

На этом этапе обостряется стремление к автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс. Необходимость общения со сверстниками своей референтной группы также порождает повышение конформности. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение и т.д.

Программа “Как сказать “нет” и не потерять друзей” (сопротивление давлению группы сверстников)

Программа данного тренинга направлена на формирование уверенного, но не агрессивное поведения.

  • научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях,
  • познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности;
  • обучить пяти психологическим техникам сопротивления давлению.

Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящее в результате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более устойчивым к ранней алкоголизации, наркомании и половым связям, более независимым и поэтому, как правило, более уважаемым в среде сверстников.

Возраст учеников: 13-17 лет

Форма занятий: классный час или малая группа, предварительно “разогретая”.

Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания

Тема 1. Типичные ситуации группового давления. Ошибки и последствия неуверенного поведения

Разыгрываются ситуации, предложенные самими участниками тренинга или ведущим. Например, ситуации, когда подростки на “слабо” делают что-то опасное для жизни и здоровья. Ситуации, в которых значимые сверстники предлагают выпить, “уколоться”, “раскурить косячок”, пойти на сомнительную вечеринку и т.п. Темы конфликтов традиционные: СЕКС, АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ.

Психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят идти, но не знают, как отказать и при этом боятся оказаться высмеянными или отверженными группой.

Ошибки спонтанного неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя: смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность такого поведения. Обсуждение проблемы.

Тема 2. Три базовых права личности

Три права каждого:

1. Право делать то, что для тебя лучше.

2. Право самому выбирать.

3. Право переменить решение.

Групповая дискуссия на данную тему.

Проигрывание трех ситуаций, в которых представлены примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав.

Тема 3. Пять техник конструктивного сопротивления

(Техники даются по мере усиления давления).

1. немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте “уважительных” причин;

2. повторяйте свое “нет” вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий;

3. поменяйтесь местами и начните сам давить на противника: “Почему ты на меня давишь?”;

4. откажитесь продолжать разговор: “Я не хочу об этом больше говорить”;

5. предложите компромисс или альтернативный вариант.

Выполнение упражнений на овладение навыками, проигрывание ситуаций с дублерами.

Тема 4. Решительное поведение в реальной жизни

Признаки решительного поведения. Позы и мимика, язык тела. Интонации, взгляды и жесты.

Дискуссия о широте применения данного метода. Обмен личным опытом участников.

Другие интересные материалы:

Великолепное методическое пособие по консультированию ВИЧ-инфицированных.

Круглый стол ученых-криминологов, членов Совета по Законодательству при.

В конце 2006 года в издательстве Санкт-Петербургского государственного.

“…Сотни тысяч молодых людей помещены за последние два-три года в следственные.

«Церковь смотрит на проблему зависимого поведения человека в первую очередь.

Психологическое манипулирование

Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия

В книге комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. Сущность манипуляций людьми, выделяется как скрытое психологическое принуждение личности.

Показывается, что тайное принуждение личности как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей – от межличностного общения, до массовой коммуникации и присуще различным культурам и историческим условиям. Авторами раскрываются содержание и структура информационно-психологического воздействия, описываются его конкретные формы, методы и технологии.

Для студентов и аспирантов, изучающих политологию и социальную психологию, специалистов гуманитарных специальностей и всех тех, кто интересуется вопросами информационно-психологического воздействия и психологической защиты от манипулирования личностью.

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВЛАСТИ

1.1. Значения контроля за информационными потоками для социального управления

1.2. Социально-психологические особенности политической ситуации в российском обществе

1.3. Информационная среда и информационно-психологическое воздействие в условиях кардинальных изменений российского общества

1.4. Взаимодействие человека и информационной среды: проблема информационно-психологической безопасности личности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Особенности анализа феномена тайного принуждения личности

2.2. Тайное принуждение личности в различных культурно-исторических условиях

2.3. Использование тайного принуждения личности в различных сферах социального взаимодействия

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТАЙНОМ ПРИНУЖДЕНИИ ЛИЧНОСТИ

3.1. Общая характеристика понятийного отображения проявлений тайного принуждения личности

3.2. Анализ, систематизация и уточнение основных понятий, отображающих проявления тайного принуждения личности

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

4.1. Общая характеристика научного понятийного аппарата, отражающего проявления тайного принуждения личности

4.2. Средства описания процесса межличностных манипуляций

4.3. Анализ и обобщение подходов к определению понятия «манипуляция»

4.4. Определение понятия «манипуляция» как научного отображения сущности тайного принуждения личности

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных технологий тайного принуждения личности

1.2. Сущность, содержание и общая характеристика психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

1.3. Общие правила и требования к проведению информационно-пропагандистских акций в процессе осуществления психологических операций

1.4. Характеристика основных компонентов психологических операций, используемых во внешнеполитической сфере и военном противоборстве

ГЛАВА 2. «CRISIS MANAGEMENT» И ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Понятия « Crisis management » и «кризисных» технологий

2.2. Иллюстрация кризисных технологий с использованием ситуационного моделирования (моделирования гипотетических ситуаций)

2.3. Основные составные компоненты crisis management’а

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1. Общая характеристика информационно-психологических операций, используемых в сфере внутриполитических отношений

3.2. Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений

3.3. Характеристика лоббирования как компонента информационно-психологических операций

3.4. Комплексные организационные технологии тайного принуждения личности: уточнение и систематизация понятий

3.5. Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АНАЛИЗА

1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа психологических манипуляций в массовых информационных процессах

1.2. Основания выделения различных групп манипулятивного воздействия, используемых в массовых информационных процессах

1.3. Особенности и задачи основных этапов информационно-психологического воздействия манипулятивного характера

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

2.1. Техника формирования доверия и привязанности к коммуникатору

2.2. Манипулятивные техники в массовых информационных процессах

2.3. Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия

ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

1.1. Позиции рассмотрения и особенности анализа межличностных манипуляций

1.2. Обсуждение как основной компонент межличностного взаимодействия

1.3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий

ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ИГРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ)

2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр

2.2. Примеры межличностных манипулятивных игр

2.3. Техники скрытого получения информации от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры

2.4. Манипулятивные игры в предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБСУЖДЕНИЯХ И ДИСКУССИЯХ

3.1. Принципы информационного обмена в ходе конструктивного общения

3.2. Требования к аргументации и логическому доказательству в ходе конструктивного обмена информацией

3.3 Психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении

ГЛАВА 1. ЛОЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.1. Определение понятия «ложь». Формы проявления лжи

1.2. Социально-психологические истоки формирования склонности ко лжи и манипулированию другими людьми

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЕ НЕИСКРЕННОСТИ, ДЕЗИНФОРМИРОВАНИЯ И МАНИПУЛЯЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

2.1. Психологические основы методики выявления дезинформирования и манипуляций в непосредственном общении

2.2. Психологические признаки неискренности, наблюдаемые в процессе непосредственного общения

Психологическое манипулирование

Ежедневно в быту, в транспорте, на работе, либо в процессе ведения собственного бизнеса, мы сталкиваемся с психологическим манипулированием . Мы оказываем влияние на окружающих нас людей с целью добиться от них каких – либо действий. Мы хотим, чтобы подчиненные без проблем выполняли наши указания, чтобы посетители пришли на наши сайты, заказали услугу, купили наш товар.

Сложность управления в бизнесе и в других сферах общения, заключается в том, что психика людей создана под индивидуальными представлениями об окружающем мире, сформировавшейся собственной системой ценностей.

По этому, в процессе управления бизнесом, мы встречаем постоянное психологическое противодействие, которое необходимо преодолевать.

Преодолеваем психологическое манипулирование силой убеждения, используя весомые аргументы, опыт, авторитет, желание учитывать мнение других при принятии решения, и т.д. Не являются манипулированием открытые просьбы о помощи, прочие ситуации, когда намерения обращающихся к Вам людей предельно ясны. Полной противоположностью манипуляции является актуализация – использование при воздействии на окружающих принципов честности, открытости, доверия, и осознанности.

Убеждение принципиально отличается от манипуляции. При манипуляции оказывается скрытое психологическое воздействие. Манипулятор скрывает реальную цель, которую он преследует, добиваясь определенной цели через Ваши чувства и эмоции. Психологами даются различные определения манипуляции, общий смысл которых заключается в том, что подверженного влиянию человека «прибирают к рукам», понукая им настолько искусно, что у него сохраняется впечатление самостоятельности его действий и решений.

Для оказания психологического воздействия, манипулятор пытается выявить Ваши душевные нити, дергая за которые, можно заставить Вас совершить определенные действия. Такими ниточками могут быть неудачные отношения с противоположным полом, Ваши привычки, комплексы по поводу характера, манеры поведения, за которые Вас можно упрекнуть.

— Чувство превосходства, Власть над окружающими, способность умелого управления людьми, получение от манипулирования моральных и материальных выгод приносят манипулятору множество положительных эмоций. Часто таких манипуляторов называют «энергетическими вампирами», за прилив эмоционального подъема, и соответствующее ему чувство душевной ущербности у объектов манипулирования.

— Не желание осознавать в себе внутренние психологические проблемы, не желание менять собственную жизнь, нежелание работать над собой. Освоить приемы манипулирования проще, чем менять себя.

Причины подверженности манипуляции

— Желание иметь прекрасный имидж в глазах окружения, боязнь «потерять лицо». Страх перед мнением людей порождает ненависть к окружающим. Человек зацикливается на мнении окружающих. Мысли могут превратиться в навязчивую идею. Нестабильность внутреннего состояния человека проявляется на манерах речи, поведения. Человек демонстрирует окружению внутренние проблемы, что делает человека потенциальным объектом манипулирования.

— Неправильная самооценка. Человек низко ценит свои личностные качества, уверен в своей ущербности. Человек уверен, что он ценится в обществе только тогда, когда он способен угождать окружающим. Демонстрируя окружающим подобные черты характера, человек приглашает в свою жизнь манипуляторов, которые не упустят возможность властвовать. Неправильная самооценка способствует развитию ненависти к самому себе.

— Неправильные приоритеты. Человеку становиться принципиально важно мнение о нем конкретных людей из его окружения. Ради роста в глазах определенных людей, человек готов поступиться собственными моральными принципами. Привычка действовать в угоду манипулятору порождает возвышение, идеализацию, оправдание манипулятора, приводит к «идолопоклонству» перед манипулятором.

— Неумение сказать «нет». Наблюдается иногда даже у самых сильных людей. В самых острых ситуациях, такие люди теряют чувство независимости, начинают играть во вред себе. Такие люди становятся «подарком» для манипуляторов.

Психологическое манипулирование предполагает воздействие на человека для получения необходимой реакции. Добиться необходимой реакции можно следующими способами:

— Вербальная манипуляция. Для воздействия на человека используются методы разговорного воздействия. Психологи разделяют методы речевого воздействия на блоки, представляющие собой определенные наборы фраз, в которых заключается скрытый приказ к выполнению действий. Фразы, сказанные яко бы невзначай, способны зацепить самые тонкие душевные ниточки, заставляя человека выполнять определенные действия. Понятно, что альтернативы выбора действия, у объекта манипулирования будут отсутствовать.

— Невербальное психологическое манипулирование . Ожидаемую реакцию от человека можно получить путем воздействия с помощью определенного набора знаков, подаваемых телом, мимикой, жестами манипулятора. Например, расслабленная поза манипулятора располагает объект манипулирования к ослаблению внимания. Непроизвольные жесты тела могут многое рассказать о внутренних чувствах объекта манипулирования.

Успешное психологическое манипулирование людьми, не требует знания особенности их личной жизни. В психологии известны различные типы характера людей, определив которые, можно понять, какие приемы воздействия на человека могут дать результат.

-Характер воздействия всегда тайный. Манипулятор добровольно не раскроет истинные цели.

— Психологическая роль манипулятора в процессе воздействия может меняться. Выступает в роли жертвы, обиженного жизнью. Роль жертвы может быть заменена на роль карателя и борца за справедливость. Манипулятор может предстать в виде спасателя, бескорыстно пришедшего на помощь.

— Использование для воздействия обстоятельств, очень важных для Вас. При этом чаще всего используются и особенности Вашего характера, известные всем Ваши реакции на определенные внешние воздействия.

— Манипуляция на основании действительно существующих фактов. Может происходить и без обмана, но факты преподносятся отрывочно, именно в выгодном манипулятору контексте.

— Использование при манипуляции досконально продуманной лжи. У профессионалов в манипуляции, ложь вылетает просто на автоматизме, она возникает как моментальная реакция на возникшее обстоятельство, причем смысл лжи всегда будет истолкован в пользу манипулятора.

— Манипуляция на чувстве страха и тревоги. Основана на внушении чувства опасности, после которого следует дружеское предложение способа избежать опасность.

— Манипуляция на чувстве вины. Манипуляция выражается в разыгрывании демонстративной обиды, после чего ожидается от Вас определенное действие. (Обидел кадровичку неосторожным словом – беги в магазин за конфетами, иначе не простит). Демонстративную обиду необходимо научиться распознавать.

— Манипуляция на чувстве жалости и сострадания. Каждый из Вас видел жалких нищих, сидящих на тротуарах, около церквей, часто держащих на руках маленьких детей. Сложно предположить, что на самом деле, данный вид деятельности является бизнесом, приносящим реальные деньги.

— Открытое давление. Проявляется в неприкрытом давлении, оказываемом, например, словами – «настоящий мужчина должен», «настоящий мастер своего дела должен», и.т.д. Часто такое давление сопровождается скандалами. Для оказания давления часто используется сарказм, насмешки, презрение, манипуляции на попытках вызывать чувство стыда.

— Пассивное психологическое манипулирование . Проявляется в виде демонстративных жестов, недовольного лица, хлопанья дверью, бросания трубки телефона. В деловой сфере часто используется демонстративный отказ от неформального стиля общения, отказ от активности при необходимости принятия совместных действий, демонстративное отсутствие на важных встречах, либо опоздание без объяснения причин.

Скрытое манипулирование встречается чаще всего. Воздействие на объект манипулирования происходит с помощью тонкой игры на чувствах, при которой объект манипулирования не подозревает о скрытом воздействии. Скрытое манипулирование производится обычно следующими методами:

— Метод «поглаживания» — дружеские жесты при общении (например, похлопывание по плечу), демонстративное заступничество, успокаивание, комплименты, навязчивая демонстрация общих интересов, с целью стать «своим» для объекта воздействия.

— Игра на родственных связях (друзья и родственники считаются обузой в бизнесе).

— Демонстративная уступка в ущерб собственным интересам. Побуждает чувство вины и обязанность по отношению к манипулятору.

— Ссылка манипулятора на авторитетные имена, навязывая определенные точки зрения и корректируя ход мыслей в нужном себе направлении.

— Игра на чувстве собственной важности объекта воздействия. Манипулятор в процессе общения играет подчеркнутую роль подчиненного, выпячивает свою некомпетентность, не знание вопроса. С помощью таких действий манипулятор отключает чувство осторожности у объекта манипулирования, что заставляет его совершить ошибки.

— Отвлечение от темы разговора. В момент обсуждения манипулятор сбивает с хода мысли объект воздействия, подняв очень важную для объекта тему, но при этом к данной беседе не имеющую никакого отношения.

— Способ подмены реальной цели общения с помощью подчеркивания другой цели. Например, выбирая в магазине какие – либо вещи, Вас просветят, что все вещи Вам к лицу и спросят – какую именно Вы купите? Навязав в разговоре тему сравнения двух вещей, подразумевают, что принципиальное решение о покупке именно в этом магазине Вы уже приняли.

— Отключение способности человека критически мыслить путем навязывания необходимости принять решение здесь и сейчас, наводя чувство страха опоздать с принятием решения.

— Возможность подтолкнуть человека к принятию решения, сыграв на азарте. Например, пообещав значительную скидку, которая будет действовать очень короткое время.

В бизнесе манипуляции встречаются повсеместно, во всех сферах деятельности. Манипуляции позволяют заключать боле выгодные для партнера сделки, подтолкнуть его к принятию важных решений. Истинная цель манипулятора не совпадает с целью, демонстрируемой им в момент делового общения. Результатом такой манипуляции будет, как правило, нанесение партнеру явного, либо скрытого ущерба.

— Манипуляции в рекламе. Часто в рекламе ювелирных магазинов можно увидеть слоган «если любишь — докажи». Ясно, что подобная реклама затрагивает самые больные места человеческого самолюбия, касающиеся жадности, гордости, желания казаться значимым. Чувства, рождаемые внутри нас подобными призывами, не оставляют в покое, разрывают нас изнутри.

— В процессе руководства фирмой, руководитель ведет за собой подчиненных, убеждая их правильности собственного взгляда и заставляя делать все, что способствует развитию. Часто, убеждения руководителя направлены на выжимку из подчиненных максимально возможной отдачи. Незначительные ошибки руководства подчиненные могут понять, но значительные, приведшие к краху фирмы, даже после утомительной работы, прощать уже никто не будет.

— Манипуляции, направленные на ускорение выполнения работы. С помощью определенного набора фраз можно подогнать работника, который и так успевает все сделать в срок, сказав ему, что он слишком долго возится.

— Манипуляции в продажах. Продавцов заставляют улыбаться, отключая тем самым бдительность и способность критически оценивать качество товара, забыть про возможность большего выбора. Позитивное отношение к продавцу вызывает и положительное отношение к товару. В процессе общения, продавец определяет, на какие именно струны следует надавить (жадность, гордость, и т.д.) во время презентации товара. В процессе продажи манипуляции происходят на всех этапах – от выбора вещи до пробивания чека. Продавец упорно преодолевает сомнения покупателя, ведь в любой момент он может передумать.

Особое место психологическое манипулирование занимает при продажах в сетевом маркетинге, либо в обработке прохожих «пешими мерчендайзерами». Воздействие на покупателя в данных видах продаж может перерасти из мягкого влияния в грубое воздействие на психику.

— Манипуляции с использованием комплиментов во время проведения переговоров. Комплименты, как правило, не банальны, выдержаны в деловом стиле. Комплименты расслабляют психику, и объект тем самым подготавливается к более серьезному воздействию. В процессе делового общения может быть предпринята попытка вывести Вас из психологического равновесия с помощью иронии, насмешек, мнимого непонимания. Смысл сказанного намеренно искажается.

Описывать все виды психологического манипулирования в данной статье нет смысла. Разновидностей воздействия на психику людей существует множество. Иногда манипуляция на столько завуалирована под нормальную обстановку, что можно даже и не понять, в чем именно заключался подвох, но при этом просто будет присутствовать чувство, что нас просто использовали.

Истоки искусства манипуляции находятся в каждом из нас, уходят корнями в самое детство, когда мы манипулировали родителями с целью получить заветную игрушку, сладости, и т.п. В жизни человек подсознательно применяет приемы манипуляции, совершенствуя свое умение. Сама по себе манипуляция не плоха и не хороша. Все зависит от намерений при ее использовании.

Самое худшее обстоятельство для жертв манипуляции заключается в том, что они несут прямые материальные и моральные потери, отвечая за действия, которые они совершили не по своей воле, поддавшись психологическому воздействию. У жертв манипуляций на всю жизнь остаются душевные раны, которые запоминаются навсегда.

Распознав манипуляцию, и неся потери, человек навсегда теряет доверие к манипулятору. Доверие является базовой основой деловых, семейных отношений. По этому, распознанная попытка психологического манипулирования, либо слухи о Вашей склонности к манипулированию, могут привести к полному разрыву отношений, принеся тем самым в жизнь манипулятора огромное количество проблем, не соизмеримых с той выгодой, которую он получил, играя с психикой окружающих.

Источники:
Как сказать “нет” и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога
“Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции. До сих пор нет достаточного числа профессиональных программ диагностики и коррекции поведения, которые необходимы для тех, кто является
http://www.narcom.ru/publ/info/305
Психологическое манипулирование
Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия В книге комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием
http://www.evartist.narod.ru/text3/72.htm
Психологическое манипулирование
Психологическое манипулирование, Для чего применяют манипулирование, Потребность манипулирования, Методики манипулирования, Приемы психологического
http://biz-incom.ru/psihologiceskoe-manipulirovanie

(Visited 13 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (5)

Психология мужчины от которого ушла жена Бросила жена Бросила жена, что делать? Почему ушла жена? Скажите, как вернуть любимую женщину? Помогите… (5)

Мужчина козерог в начале отношений Какие женщины нравятся козерогам? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, прежде всего нам необходимо… (5)

Слова при расставании с женатым мужчиной Расставляем точки над «ё» или как расстаться с женатым мужчиной?Расставляем точки над «ё» или как… (5)

Как мужчина дева добивается женщину Как мужчина дева добивается женщинуМужчины/парни, родившиеся под знаком Девы (особенно в конце августа) , какие… (5)



COMMENTS