Психологические основы делового общения

Основы делового общения

Этика делового общения является совокупностью правил, нравственных норм и представлений, которые регулируют поведение людей и отношения между ними во время процесса производства или любого другого вида трудовой деятельности. Предметом этой ветви этики выступают принятые в определённых ситуациях нормы и правила общения, прогнозирование и определение способа поведения при заданных условиях, изучение факторов, которые влияют на поведение субъекта в деловой среде. Спецификой делового общения является его направленность на достижение рыночных целей (например, получение прибыли), что обуславливает формальный (официальный) статус обеих его сторон.

Этические основы делового общения базируются на:

Нравственные основы делового общения заключены в принципе нравственного императива, по которому конкретный результат не должен влиять на моральные решения и цель не оправдывает средства, то есть злом в любом случае является взяточничество, обман клиентов независимо от его масштаба и количества обманутых людей. Не стоит забывать о внешнем облике (одежда со вкусом, необходимые аксессуары) для работников определенного уровня, на который вы претендуете. Важно быть грамотным и полностью искоренить из речи бранные слова и слова-паразиты, загрязняющие речь и отвлекающие внимание от смысла высказываемого.

Любезное, доброжелательное, приветливое и вежливое поведение с подчиненными, деловыми партнерами, сослуживцами, соблюдение субординации и тона общения с начальством, а также внимание ко всем окружающим, к их мнениям, анализ чужой точки зрения, взаимопонимание и объективная оценка собственной критики – главные психологические основы делового общения.

Источник:
Основы делового общения
Этика делового общения является совокупностью правил, нравственных норм и представлений, которые регулируют поведение людей и отношения между ними
http://www.delopis.ru/896-osnovy-delovogo-obscheniya.html

Психологические основы делового общения

Для многих выступить перед незнакомой аудиторией или просто вступить в беседу с незнакомыми людьми – это непосильная задача. И взрослый человек уже чувствует себя маленьким ребенком, который стесняется отвечать на уроке. Вам это знакомо? Тогда статья «Психологические основы делового общения» поможет вам.

Хоть раз в жизни каждый человек испытал чувство неловкости, чувство неуверенности в той или иной ситуации. А ведь многим знакома ситуация, когда вместо решительного «нет», вы выдавливаете из себя «да». Так или иначе, но практически у каждого человека в жизни были похожие ситуации. В настоящее время все более популярными становятся тренинги. На них вы изучаете психологические основы уверенного поведения, они позволяют приобрести навыки партнерского делового общения.

Любое предприятие, которое дорожит своей репутацией, утвердит у себя правила делового общения. Как ни странно, основы делового общения являются важным компонентом бизнеса. Эти стандарты описывают общие правила, которые должны выполнять работники. Существует три вида делового общения:

1. Деловое общение ” подчиненный-руководитель ”. Это касается делового общения подчиненного с руководителем. Необходимо выработать норму поведения по отношению к руководителю. Постарайтесь сделать руководителя своим союзником. А если вы неверно выстроите взаимоотношения, то вы настроите его против себя, сделаете своим недоброжелателем. Вам стоит в отношениях с руководителем придерживаться следующих норм и принципов:

– Вам надо стать опорой руководителя в создании доброжелательной атмосферы в коллективе. Руководителю нужна такая поддержка.

– Никогда не навязывайте точку зрения руководителю, не пытайтесь им командовать. У вас имеются предложения или замечания? Надо вежливо и тактично уметь их высказать.

– В отношении с руководителем забудьте категорический тон. Вечно поддакивающий работник быстро надоедает, а всегда говорящий “нет” раздражает.

– Не изменяйте своим принципам и имейте устойчивый характер.

– Нельзя “через голову” обращаться по рабочим вопросам к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный начальник в этом случае потеряет свой авторитет, а вы прослывете человеком, пренебрегающим мнением начальника или сомневающимся в его компетентности. В лице непосредственного руководителя вы приобретете врага.

2. Деловое общение “руководитель-подчиненный”. Это касается общения руководителя и подчиненного.

Очень важно, какие нормы и принципы установлены руководителем по отношению со своими подчиненными. Четко следует уяснить, какое поведение на работе приветствуется, а какое – нет. Это касается норм, как и на основе чего отдает руководитель распоряжения, в чем заключается служебная дисциплина, деловое общение. В хорошем коллективе обязательно должна существовать этика делового общения между руководителем и подчиненным. Без этого в коллективе дискомфортно. Руководителю придется учитывать личность подчиненного. Это может быть самостоятельный квалифицированный сотрудник, а может быть нерешительный человек, которого постоянно надо подталкивать. От этого и зависит форма распоряжения и нормы поведения.

К формам распоряжения относятся: просьба, приказ, запрос и т. д. Приказ чаще применяют в отношении неисполнительных сотрудников. Просьба применяется, если отношения между руководителем и подчиненным носят доверительный характер. При такой форме сотруднику легче обозначить проблему и ее решения. Именно отношения руководителя к подчиненным и определяют весь характер делового общения, нравственно-психологический климат в коллективе. Определим некоторые элементы общения:

– Если сотрудник не исполнил распоряжения руководителя, то нужно не только дать понять, что руководителю известно об этом, но и сделать подчиненному соответствующее замечание. Иначе, это может показать, что невыполнение своих обязанностей ненаказуемо.

– При необходимости критике подвергайте действия и поступки, а никак не личность сотрудника.

– Руководителю не стоит давать советы подчиненному, как поступать в личных делах.

– Если руководитель по какой-либо причине не владеет ситуацией, то не стоит давать сотрудникам возможности заметить это. Надо постараться сохранить их уважение.

– Руководитель должен быть справедливым. Один из принципов: за большие заслуги – большее вознаграждение. Руководитель должен поощрять свой коллектив.

– Прекрасно выполнил подчиненный свою работу – поощрите его не только материально, но и морально. Лишним не будет еще раз его похвалить. У подчиненного должно укрепляться чувство собственного достоинства.

3. Деловое общение “между сотрудниками”. Это общение между равными сотрудниками. Дело весьма непростое общаться с равными по статусу коллегами из других отделов. Нужно найти подходящий тон, манеры поведения. Особенно это важно для общения внутри коллектива одной организации. Именно такие коллеги являются соперниками в карьерном росте с одной стороны, а с другой стороны вы вместе принадлежите к команде общего управляющего. Уважайте коллегу.

– Необходимо четко разделить обязанности и ответственность в выполнении общей работы.

– Никогда не преувеличивайте свои деловые возможности, не давайте пустых обещаний. Если вы не сможете их выполнить, даже если на это были объективные причины, вам будет неудобно. На работе не стоит выспрашивать о личных делах и проблемах. Не лезьте человеку в душу.

Источник:
Психологические основы делового общения
Для чего необходимо знать психологические основы делового общения
http://www.allwomens.ru/13415-psihologicheskie-osnovy-delovogo-obscheniya.html

Тема 1

Для жизни и развития организации важны и необходимы коммуникации как внешние, так и внутренние. В нутрии организации должны быть отлажены как вертикальные, так и горизонтальные каналы передачи информации, и коммуникативные навыки в межличностном взаимодействии. И руководитель в организации является не только носителем культуры, но и ролевой моделью поведения, которую сознательно или неосознанно копируют подчиненные, как говорится, он задает тон. И сотрудники, и организация в целом будут настолько коммуникативно – компетентны, насколько руководитель понимает ценность коммуникаций и насколько он сам компетентен в этой области.

В различного рода международных форумах, совещаниях, бизнес-семинарах и переговорах ежегодно принимает участие немалое число наших соотечественников. И цифра эта с каждым годом неуклонно растет, однако практика убедительно доказывает, что им порой не хватает элементарных знаний о психолого-этических нормах и принципах делового общения. Хочется искренне надеяться, что восполнению данного пробела в какой-то мере будет способствовать предлагаемая вниманию заинтересованного слушателя лекция.

В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики. Важны ли они при встрече представителей разных культур? Существуют две точки зрения на этот счет. Обе признают наличие национальных особенностей. Согласно первой точке зрения интенсивность делового общения в современном мире приводит к "размыванию" национальных границ, формированию единых норм и правил. Развитие международных связей, обмены в области культуры, науки, образования ускоряют процесс. В результате, например, японец или китаец, получивший образование в США, воспринимает особенности американского мышления и поведения. По мере развития цивилизации процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, формированием многих единых параметров ведения переговоров, играют все большую роль.

Представители второго направления, напротив, склонны отводить национальным особенностям одно из центральных мест в международном деловом общении, и в частности на переговорах, составляющих основу этого общения. Они полагают, что "трудности на переговорах возникают в связи с различиями в ожиданиях", которые, в свою очередь, обусловлены различиями в культурах [392, р. 19]. Наибольшее влияние на человека оказывают ценности, традиции, обычаи и т. д., усвоенные в детстве, то есть те, которые имеют именно национальную основу [396]. К данному аргументу добавляется и другой. В международный бизнес активно включается все большее число людей, часто не обладающих опытом международного общения. Они вносят значительный элемент национальной специфики.

Так как же на самом деле? Насколько значимы существующие национальные различия? Думается, что национальные особенности имеют значение в переговорном процессе, а степень их значимости различна в каждом конкретном случае. Шведский исследователь К. Йонссон отмечает, что обычно при значительном совпадении интересов сторон, то есть при сотрудничестве, национальные различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как они начинают играть важную роль [405].

Итак, участники международного общения придерживаются единых норм и правил, тем не менее национальные и культуральные особенности могут оказаться весьма значимыми при деловых отношениях. Прежде чем описывать национальные особенности, сделаем несколько пояснений.

Во-первых, под национальными стилями, как правило, понимаются стили, типичные скорее для тех или иных стран, а не определенных национальностей. Так, китаец, живущий в США и ведущий переговоры от американской компании, в определенной мере может сохранить черты, присущие китайскому национальному характеру, и это будет влиять на его поведение на переговорах. Однако в целом его стиль ведения переговоров будет скорее американским, поскольку на формирование переговорного стиля в большей степени оказывают те условия, в которых человек работает и то, от имени какой страны он ведет переговоры.

Источник:
Тема 1
Для жизни и развития организации важны и необходимы коммуникации как внешние, так и внутренние. В нутрии организации должны быть отлажены как вертикальные, так и горизонтальные каналы передачи
http://studopedia.ru/2_80983_tema–psihologicheskie-osnovi-delovogo-obshcheniya.html

COMMENTS