Психоанализ фрейда читать

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

«ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ФРЕЙДА» (1904а)

«О ПСИХОТЕРАПИИ» (1905а)

«ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ» (1910d)

«К ВОПРОСУ О ТАК НАЗЫВАЕМОМ „ДИКОМ“ ПСИХОАНАЛИЗЕ» (1910k)

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СНОВИДЕНИЙ В ПСИХОАНАЛИЗЕ» (1911e)

«ДИНАМИКА ПЕРЕНОСА» (1912b)

«СОВЕТЫ ВРАЧУ ПРИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ» (1912е)

«НАЧАЛО ЛЕЧЕНИЯ» (1913c)

«ВОСПОМИНАНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ПРОРАБОТКА» (1914g)

«ЗАМЕЧАНИЯ О ЛЮБВИ В ПЕРЕНОСЕ» (1915а)

«НОВЫЕ ПУТИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ» (1919а)

Когда современный читатель обращается к работам Фрейда, посвященным психоаналитической технике (1904–1919), он с удивлением обнаруживает, какое огромное количество вопросов, поставленных Фрейдом, и в наши дни, спустя сто лет после открытия психоанализа, остаются без ответа. Можем ли мы, например, обойтись без психоана­лиза сегодня, учитывая новейшие терапевтические достижения? Мо­жем ли мы предоставить более убедительные, чем раньше, научные «доказательства» эффективности психоанализа? Дают ли другие тера­певтические методы, которые считаются более быстрыми и менее до­рогостоящими, похожие долгосрочные результаты? Все эти вопросы уже были поставлены Фрейдом, который надеялся получить удовле­творительные ответы в не столь отдаленном будущем.

Труды по психоаналитической технике – большая редкость

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ (1904-1913)

Ссылки на страницы приводятся по изданию: Freud S. (1904-1913). La tech­nique psychanalytique, trad. A. Berman. Paris: PUF, 1953 (1-re ed.), 1970 [страни­цы, указанные в квадратных скобках, приводятся по изданию: OCF. Р., Х, ХI].

«La methode psychanalytique de Freud» (1904а, p. 1-8). «De la psychotherapie» (1905а, p. 9-22). «Perspectives d’avenir de la therapeutique psychanalytique» (1910d, p. 23-34 [OCF. Р., X, 61-73]). «A propos de la psychanalyse dite ‘sau-vage’» (1910k, p. 35-42 [OCF. Р., X, 205-231]). «Le maniement de l’interpretation des reves en psychanalyse» (1911е, p. 43-49 [OCF. Р., XI, 41-48]). «La dinamique du transfert» (1912b, p. 50-60 [OCF. Р., XI, 105-116]). «Conseils aux medecins sur le traitement paychanalytique» (1912e, p. 61-71 [OCF. Р., XI, 143-154]). «Le debut du traitement» (1913с, p. 80-104).

Фрейд начинает с напоминания о том, в чем заключается психоанализ, и утверждения его научной ценности. Он уточняет разницу между разны­ми формами психотерапии и собственным методом — психоанализом, кото­рый, по его мнению, «наиболее глубоко проникает и приносит наибольшую пользу, так как он сильнее всех изменяет пациента. <…> Из всех методов он самый интересный, единственно способный дать нам сведения о причинах появления болезни и о связи между симптомами» (1905а, р. 12). Он объяс­няет свой особый интерес именно к своему психотерапевтическому под­ходу по сравнению с другими, одновременно не дискредитируя последние: «Я не отбрасываю ни один из этих методов, я и сам воспользовался бы одним из них, если бы представился подходящий случай. По чисто субъективным причинам, я посвятил себя тому единственному методу, который Брейер называл «катартическим», а я предпочитаю называть «аналитическим»» (1905а, р. 12).

Рамки так называемого «классического» психоаналитического лечения не сильно изменились с тех пор, как Фрейд установил их в начале ХХ в., по крайней мере, в том, что касается классического психоанализа, при ко­тором используется так называемая позиция «кушетка/кресло», когда па­циент лежит на кушетке, а аналитик сидит позади него так, что пациент его не видит. Фрейд посвящал каждому пациенту один час ежедневно пять, а то и шесть раз в неделю. В своих работах Фрейд не рассматривает другие техники, ведущие свое происхождение от психоанализа, например такие, как психоаналитически ориентированная психотерапия, или другие подоб­ные подходы; он говорит только о классическом психоанализе.

Что касается самого процесса, Фрейд подчеркивает, что таковой не может быть описан по причине своей сложности, сравнивая его с игрой в шахма­ты: «Тот, кто рассчитывает по книгам научиться благородной игре в шах­маты, немедленно обнаружит, что только начальные и завершающие ма­невры можно схематически описать, в то время как ее огромная сложность сразу после начала партии не поддается никакому описанию» (1913с, р. 80).

Затем Фрейд описывает свою манеру работать и условия, в которых про­текает лечение. Так, в начале работы он просит каждого нового пациента неукоснительно следовать «основному правилу психоанализа», т. е. сообщать психоаналитику все, что приходит ему в голову, «отказавшись от любой критики и от какого бы то ни было выбора». Вместе с тем он рекомендует аналитику слушать пациента с «равномерно взвешенным» вниманием и избегать записей во время сеанса, чтобы не мешать себе слышать (1912е, р. 62 [146]). Фрейд утверждает, что не стоит придавать слишком большое значение даже самому точному стенографическому отчету, поскольку с его точки зрения запись аналитических наблюдений обнаруживает свою мнимую точность и потому не может заменить «присутствия на аналитическом сеансе» (1912е, р. 64 [148]).

Как только врач начинает доверять пациенту, давая ему возможность най­ти собственный путь к разрешению внутренних конфликтов, становится понятным утверждение, которое без конца повторял Фрейд в своих ста­тьях о психоаналитической технике: «Психоанализ требует много времени. Больше чем этого желал бы пациент» (1913с, р. 88). Он отмечает: «Желание сократить время лечения вполне понятно», но, к несчастью, «один очень важный фактор противоречит этому желанию: неторопливость глубоких психических изменений и, в первую очередь, без сомнения, „вневременной“ ха­рактер наших бессознательных процессов» (1913с, р. 89).

Фрейд пишет, что перенос встречается не только в психоанализе, а происходит и при других обстоятельствах нашей жизни, но только в рамках пси­хоанализа его можно проработать. Он описывает два вида переноса: «пози­тивный» перенос, основанный на теплых чувствах, и «негативный» перенос, основанный на враждебных чувствах: «Когда мы избавляемся от переноса, сделав его осознанным, мы устраняем только связь этих двух составляющих аффективного акта с личностью врача» (1912b, р. 57 [114]).

Обучение психоанализу, как и любой другой медицинской технике, проводится «теми, кто им уже владеет» (1910k, р. 41 [212]). Чтобы по возможности защитить пациентов от опасностей, которым их может подвергнуть вмешательство «диких» психоаналитиков, в 1910 г. Фрейд основал Международную психоаналитическую ассоциацию (МПА) – организацию, которая развилась и играет большую роль и в наши дни. «Члены ассоциа­ции заявляют о вступлении в организацию, разрешая опубликовать свои имена. Что позволяет нам отказаться от всякой ответственности за тех, кто не относится к нашим, но претендует на то, чтобы называть свой ме­тод „психоанализом“» (1910k, р. 42 [213]).

Рамки психоанализа: медленное и постепенное становление сеттинга

Что такое «рамки» психоанализа?

Личных и социальных контактов между пациентом и аналитиком не­обходимо избегать, особенно вне сеансов. По причинам, связанным с кон­фиденциальностью, аналитик не предоставляет никаких сведений о своем пациенте третьим лицам и не вступает в контакт с окружением пациента и его семьей, кроме как в исключительных случаях и с согласия пациен­та. С этой точки зрения можно считать одним из парадоксов психоанализа тот факт, что четкие этические границы, которые устанавливают пациент и аналитик в своем общении, в действительности представляют собой гарантию, позволяющую свободно нарушать эти границы в воображении и в фантазиях. С этой точки зрения, рамки психоаналитического процесса создают преграду, которая на символическом уровне репрезентирует за­прет на инцест.

Результат долгого развития

Неразрывная связь между рамками и аналитическим процессом

Понять смысл рамок изнутри

Одним из важных аспектов обучения будущего психоаналитика явля­ется усвоение им смысла психоаналитических рамок, которое начинается с опыта личного анализа, а затем закрепляется на супервизиях с опытны­ми коллегами, чтобы рамки перестали восприниматься как список ригид­ных правил, навязанных произвольно психоаналитиком или институцией.

С этой точки зрения, аналитические рамки имеют смысл только в той мере, в какой каждое условие имеет свой смысл в контексте психоаналити­ческой ситуации. Например, практика показывает, что отношение пациента к рамкам часто становится способом невербальной коммуникации между анализандом и аналитиком – способом, который прежде всего может быть выражением трансферентных бессознательных сопротивлений, способных быть интерпретироваными и проработаными. Таким образом, по мере про­движения анализа, с помощью аналитика пациент постепенно начинает лучше понимать значение различных компонентов рамок и их отношение к процессу переноса.

Основы рамок в классическом психоанализе

Скорее «искусство», чем «техника», с точки зрения детерминистской науки

Природа терапевтической работы психоаналитика и ее объект, чело­веческая психика, – причина того, что установление рамок само по себе не дает абсолютной гарантии успеха психоаналитического процесса. Этот аргумент используют некоторые критики, чтобы поставить под сомнение обоснованность психоаналитического метода, опираясь на научную детер­министскую модель. Возражение требует, чтобы мы задержались на этом вопросе и представили опровержение.

Что же касается невозможности с точностью предвидеть успех пси­хоаналитического лечения с каждым конкретным пациентом, я думаю, что и на этот упрек можно ответить с методологической точки зрения. Так, по мнению Ж. Вассали (2001), техника Фрейда не является «техникой» в том смысле, который вкладывают в это слово сегодня, но в смысле «технe» Аристотеля, т. е. является «искусством». Следовательно, продукт этой дея­тельности связан не с уверенностью и необходимостью – как это было бы согласно законам линейного детерминизма, а с «вероятным» и «возможным».

«ВОСПОМИНАНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ПРОРАБОТКА» (1914g)

Ссылки на страницы приводятся по изданию: Freud S. (1914g). Rememoratio, repetition et elaboration // La technique paychanalytique, trad. A. Berman. Paris: PUF, 1953 (1-re ed.), 1970, p. 105-115.

«ЗАМЕЧАНИЯ О ЛЮБВИ В ПЕРЕНОСЕ» (1915а)

Ссылки на страницы приводятся по изданию: Freud S. (1915a). Observation sur l’amour de transfert // La technique psychanalytique, trad. A. Berman. Paris: PUF, 1953 (1-re ed.), 1970, p. 116-130.

«НОВЫЕ ПУТИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ» (1919а)

Ссылки на страницы приводятся по изданию: Freud S. (1919a). Les voies nou-velles de la therapeutique psychanalytique // La technique psychanalytique, trad. A. Berman. Paris: PUF, 1953 (1-re ed.), 1970 [страницы, указанные в квадрат­ных скобках, приводятся по изданию: ОСF.Р, ХV, р. 97-108].

В заключение Фрейд заглядывает в будущее психоанализа, воображая развитие аналитической техники, которое позволило бы применять эту терапию при психозе, а не только при неврозе. Кроме того, он допускает возможность, что людям из социально не защищенных слоев общества в будущем могла бы быть бесплатно предоставлена адаптированная форма психоаналитической терапии: «Все заставляет думать, что в связи с массовым использованием нашей терапии мы будем вынуждены смешивать чистое золото психоанализа со свинцом прямого внушения. Иногда мы даже будем вынуждены, как при лечении военных неврозов, прибегать к гипноти­ческому воздействию. Но какой бы ни была форма этой народной терапии и ее элементов, ее самыми важными и самыми активными частями оста­нутся те, что принадлежат истинному психоанализу без всяких уклоне­ний» (р. 141 [108]).

Воздержание [абстиненция] – любовь в переносе – психоаналитичес­кие рамки – контрперенос – психоаналитический процесс – воспоми­нание – повторение, вынужденное повторение – психоаналитическая техника – позитивный перенос, негативный перенос.

Невозможно обсуждать вопрос психоаналитической техники, не упомянув о первопроходческой роли Шандора Ференци – венгерского врача и психоаналитика, клинический, технический и теоретический вклад кото­рого трудно переоценить. Он долгое время занимал особое место рядом с Фрейдом, но в конце его жизни между ними возникли глубокие расхож­дения по противоречивому вопросу о так называемой «активной» технике Ференци.

В 1909 г. Ференци опубликовал свою самую известную статью под назва­нием «Интроекция и перенос», в которой ввел понятие интроекции, ставшее одним из основных понятий психоанализа. Он опубликовал и множество других работ, поражающих оригинальностью и богатством клинического материала. Кроме того, он разделял интерес Фрейда к роли телепатической передачи, а также к филогенетической гипотезе, согласно которой травма­тические воспоминания, относящиеся к доисторическим временам и пе­редающиеся следующим поколениям, лежат в основе неврозов. К тому же работы Ференци, посвященные военным неврозам, способствовали попу­ляризации психоанализа после Первой мировой войны.

В 1918 г. на состоявшемся в Будапеште V Международном конгрессе Ференци был избран президентом Международной психоаналитической ассоциации, но в связи с социальными и политическими волнениями в Венгрии был вынужден уступить этот пост Э. Джонсу. В следующем, 1919 г., Ференци оставил свой пост профессора психоанализа в университете Будапешта и полностью посвятил себя пациентам и разработке психоанали­тической техники.

За те 25 лет, что длились их взаимоотношения, Фрейд и Ференци обменялись более чем 1200 письмами, их переписка продолжалась до самой смерти Ференци в 1933 г. Эти письма составляют драгоценный источник информации о том решающем в истории развития психоанализа периоде. Хотя в конце 1920-х годов они отдалились друг от друга, но их разрыв ни­когда не был окончательным, и в своей речи на похоронах Ференци в 1933 г. Фрейд признал высочайшие заслуги своего ученика перед психоанализом.

Спор об активной технике привел к тому, что Ференци оказался неза­служенно забыт фрейдистким психоаналитическим сообществом на многие десятилетия. Но недавно опубликованные работы восстановили его историческую роль в развитии психоанализа и вновь привлекли интерес к его новаторским идеям (Haynal, 1986, 2001). Хотя Ференци и был забыт на долгое время, следует уточнить, что его влияние сохранилось благодаря известным психоаналитикам, проходившим у него анализ: среди них Джонс, Кляйн, Рикман, Рохайм, Балинт и Гроддек. Кроме того, его исследования активной техники повлияли также на взгляды и труды его непосредственного учени­ка Балинта, а также на труды Винникотта, Масуда Хана, Кохута и Моделла.

Роль Международной психоаналитической ассоциации сегодня

В 1910 г. на Конгрессе в Нюрнберге Фрейд в целях охранения созданного им психоанализа основал Международную психоаналитическую ассоци­ацию (МПА). В составе этой организации в 1920 г. числилось 240 человек, в настоящее время в ней состоят немногим более 10 000 членов примерно в тридцати странах, в основном в Европе, Северной Америке и Латинской Америке. Деятельность МПА включает установление единых стандартов обучения, проведение международных конференций и конгрессов, оказание помощи в развитии клинической работы, психоаналитического образова­ния и исследований. Ассоциация координирует международные аспекты профессиональной жизни психоаналитиков и руководит созданием новых групп, в частности, в странах, которые только начинают проявлять интерес к психоанализу, как это происходит, например, уже несколько лет в странах Восточной Европы и во многих других.

Начиная с 1920-х годов, когда во всем мире стало расти число психоана­литиков, начались попытки выработать международные критерии, чтобы обеспечить распространение психоанализа оптимальным образом. Чтобы избежать подводных камней неприемлемой для ассоциации оценки будущего психоаналитика «внешней» инстанцией, подготовка будущих психо­аналитиков доверяется обществам, входящим в состав МПА и действующим по принципу саморегулирования в рамках ассоциации. Психоаналитичес­кое образование основывается, по существу, на трех взаимодополняющих этапах. Это личный опыт анализа – так называемый «обучающий» анализ; супервизия первых аналитических случаев опытными психоаналитиками; приобретение фундаментальных знаний, в первую очередь изучение твор­чества Фрейда.

Источник:
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Комментарий: Глава из книги Ж.-М. Кинодо «Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе» (2012), вышедшей в свет в издательстве Когито-Центр. «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ФРЕЙДА» (1904а) «О ПСИХОТЕРАПИИ» (1905а) «ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ» (1910d)
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3108

Психоанализ фрейда читать

Психоанализ в понимании Фрейда — это, во-первых, название процедуры исследования процессов, которые почти недосягаемы никаким другим способом; во-вторых, название метода лечения невротических нарушений и, наконец, в-третьих, определение «суммы психологической информации, получаемой таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину».

1. Введение в психоанализ

2. Психоанализ и учение о характерах

Качайте свои файлы в 5 раз быстрее и удобнее с помощью программы Download Master

5 комментариев на «Зигмунд Фрейд. Методика и техника психоанализа»

Евгений, давно я у вас здесь небыл, надеюсь у вас всё хорошо(или ещё лучше).Хочу сказать большое спасибо огромное спасибо за то, что стали заливать файлы на ifolder ,если это как то сократило ваш доход от сайта разместите какой нибудь баннер, мне не жалко посмотреть рекламку лишний раз, этого добра ведь и так хватает, а тут хоть раз сделаю это с удовольствием.

P.S. жму на рекламку от гугла ??

продлите время хранения файла. книга Фрейда методика и техника психоанализа

yarasvet.rusfolder.net/files — бесплатный хостинг файлов. У нас вы можете бесплатно разместить файл до 500Мб. Количество и время хранения файлов не ограничены.

Внимание! Изменился интерфейс управления файлами. С новыми возможностями можно ознакомиться тут

Размер: 146.71 Мб

Размещен: 2010-02-04 09:22:55

Доступен до: 2012-08-03 15:34:36

Описание: Зигмунд Фрейд. Методика и техника психоанализа

Файл помещен в архив .

Зигмунд Фрейд. Методика и техника психоанализа. Продлен и готов к скачиванию.

Пожалуйста пере залейте файлы, обе ссылки не рабочие

Источник:
Психоанализ фрейда читать
Название: Методика и техника психоанализа Автор: Зигмунд Фрейд Тип:
http://yarasvet.ru/?p=2804

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Характеристика деловой этики Деловая этикаНа фоне экономических реформ, развития частного предпринимательства, формирования новых рыночных отношений, а также в… (4)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (4)

Что он сейчас делает ГАДАНИЕ - ЧТО ОН ДЕЛАЕТВспомните сами, как часто в жизни Вам приходилось ломать голову над… (4)

Как мужчина скорпион добивается женщину Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью, добиваясь женщины?Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью,… (3)

Если водолей любит по настоящему Водолей, не робей! Как влюбить в себя мужчину ВодолеяВодолей, не робей! Как влюбить в себя… (3)

COMMENTS