Психические процессы памяти подразделяются

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Познавательные психические процессы

Изучение психических процессов как процессов, условно выделенных в целостной структуре психики человека. Характеристика группы основных познавательных процессов, участвующих в построении образов окружающего мира: ощущение, восприятие, мышление, память.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Внимание, память, мышление

2. Ощущение и восприятие

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов — познавательные, эмоциональные и волевые — образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

«Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.» Познавательные процессы — мышление, внимание, память, ощущение, восприятие — формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, познавательные процессы взаимодействуют друг с другом слаженно и незаметно для человека.

Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер благодаря познавательным процессам.

1. Внимание, память, мышление.

Внимание существенно отличается от всех прочих психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не является самостоятельным видом психической деятельности как формы отражения.

Внимание — это “такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем не сознаваемых.” 11 Немов Р. С. Психология. Словарь — справочник (в 2-х частях). Ч. 1. — М., 2003. С. 107.

Внимание — это “направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте.” 22 Там же. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности. В зависимости от активности внимание разделяют на два вида: непроизвольное (пассивное), в возникновении которого намерение человека не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря намерению человека, вследствие приложения им усилия воли.

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренненаправленное внимание.

Произвольное внимание выделяет из всей, массы явлений, действующих на анализаторы, ее часть, которая не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же различных условиях. То количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей, называется объемом внимания. Опыт показывает, что одновременно можно охватить только четыре — шесть объектов, хотя объекты бывают разные.

Внимание имеет также такие характеристики, как распределение, переключение, концентрация, устойчивость. 11 Немов Р. С. Психология: в 3 — х т. Т. 1 — М., 2001. С. 316.

Распределение внимания — это способность человека одновременно выполнять несколько действий.

Оно зависит от индивидуальных особенностей личности, но в еще большей степени — от развития у человека соответствующих навыков в выполнении каждого действия, на которое в дальнейшем будет распределяться внимание.

Переключение внимания — это перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Концентрацией внимания называется сосредоточение внимания на одном только объекте. Роль ее может быть различна. С одной стороны, она необходима для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, и поэтому неумение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание — большой недостаток. Но, с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что, в свою очередь, создает невозможность своевременно воспринять другие, иногда очень важные объекты.

Устойчивостью внимания называется продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Внимание в сочетании с готовностью выполнять определенную деятельность создает у личности соответствующую установку. А, становясь свойством личности, она становится одним из компонентов направленности личности.

Память можно определить как “способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.” 11 Реан А. А. Психология и педагогика. — СПб., 2000. С.189. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо, более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как “психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.” 11 Общая психология / Под ред. А.В. Карпова. — М., 2007. С. 210. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Память — одно из уникальных способностей человека. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Мышление — это «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.» 11 Общая психология / Под ред. А.В. Карпова. — М., 2007. С. 214.

Ощущение — это «простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира , а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.» 11 Немов Р. С. Психология: в 3 — х т. Т. 1 — М., 2001. С. 326. В действительности уже в ощущениях субъекту представлены не только отдельные свойства окружающего мира, но и иные, более общие его характеристики.

Ощущения являются главным источником знания человека о себе и об окружающем мире. Ничто человек не может узнать иначе, чем через опыт, получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью органов чувств. Действительно, человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить, что такое цвет и свет так, как это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо слышащий человек.

В зависимости от источника раздражений, действующих на рецепторы, ощущения подразделяются на три группы. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из различных специфических ощущений: 22 Там же. С. 328.

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела.

Восприятие — «познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Это процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов.» 11 Немов Р. С. Психология. Словарь — справочник (в 2-х частях). Ч. 1. — М., 2003. С. 119. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением. В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности. К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостность, константность. 22 Там же.

Предметность понимается как воспроизводимость в перцептивном образе его свойств как свойств самого объекта (образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т. д.).

Свойство целостности перцептивного образа обнаруживается в ряде феноменов. Например, когда неполнота, выпадение или искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию, или когда мы группируем разрозненные детали так, что они образуют осмысленное целое.

Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия таким образом, что изменение его фоновых характеристик не влияет на параметры признака воспринимаемой фигуры. Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации существует три вида восприятия: восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные.

Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.

Основными познавательными психическими процессами, которые участвуют в построении образов окружающего мира, являются: ощущение, восприятие, мышление, память.

Благодаря познавательным процессам мир предстаёт перед нами не как нагромождение цветов (оттенков, форм, звуков, запахов), в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств, в каждый момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но и имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.

Весь этот беспредельный в пространстве и времени мир умещается в маленьком пространстве человеческого организма.

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы.

познание психика процесс восприятие

Список используемой литературы

1. Немов Р. С. Психология: в 3-х т. Т. 1 — М., 2001.

2. Немов Р. С. Психология. Словарь — справочник (в 2-х частях). Ч. 1. — М., 2003.

3. Реан А. А. Психология и педагогика. — СПб., 2000.

4. Современная психология: справочное руководство.- М.,2006.

5. Общая психология / Под ред. А.В. Карпова. — М., 2007.

Современное понимание роли психических процессов в жизни людей

Современное понимание роли психических процессов в жизни людей

К психическим процессам относятся те процессы, которые условно выделены в целостной структуре человеческой психики. В частности, выделение психических процессов является неким условным разделением психики на определенные составные элементы, которые возникают под влиянием механистических представлений ученых-психологов. Что касается современной психологии, то считается, что психические процессы имеют тесную взаимосвязь, и по мнению ученых, представляют собой целостный процесс. В настоящее время в науке производится разработка интегративного подхода к психике, и классификация психических процессов в определенной мере имеет пропедевтическую и педагогическую ценность.

В чем выражена взаимосвязь психических процессов? К примеру, они известны тем, что без памяти невозможно восприятие, без восприятия невозможно запоминание, а без мышления невозможно внимание. Психические процессы представлены формой существования психики. Как известно, психика не является статичной, подобно застывшей фотографии. Ее формирование происходит при взаимодействии личности со средой. Поэтому, ее рассмотрение производится непосредственно в динамике, в развитии, в действии. Психические процессы находятся в составе более сложных видов психической деятельности.

Современная классификация психических процессов

В современной науке психические процессы подразделяются на три группы. Известно, что к первой группе относят познавательные психические процессы, или иначе они называются когнитивными. Они обеспечивают отражения, получаемые человеком из окружающего мира. В их число входят восприятия, ощущения, мышление, внимание, представление, а также воображение. Ко второй группе относятся эмоционально-волевые процессы, иначе их называют процессами психической регуляции. Они ответственны за обеспечение особенностей деятельности и поведения. В частности, сюда входят волевые усилия человека, его чувственные переживания, процессы принятия решений, мотивации, а также процессы контроля и целеобразования.

К третьей группе относятся коммуникативные психические процессы, которые обеспечивают взаимодействие индивидов. Причем, это имеет отношение как к выполнению совместных действий, так и в межличностных общениях (вербальное и невербальное общение). Психические состояния дают характеристику функционирования психики в данный момент, с учетом критериев работоспособности, быстродействия, интенсивности, качества, и прочее. В структуре личности данная характеристика психики является более устойчивой, если сравнивать ее с психическими процессами.

Основные характеристики психических процессов

Для психических состояний имеются свои характеристики, имеющие определенные различия. В частности, они отличаются по эмоциональности и уровню. Например, к эмоциональным состояниям относятся печаль, радость, стыд, агрессивность, и прочее. Также имеются и другие отличия:

  • по уровню интенсивности (активационные);
  • по уровню психофизиологическому ресурсу (тонические);
  • по психическому напряжению (тензионные);
  • по продолжительности (временные);
  • по знаку состояния (благоприятные или неблагоприятные).

Психическими свойствами личности являются характеристики, которые наделены устойчивостью и постоянным проявлением. Именно эти характеристики обуславливают деятельность личности и ее поведения. Причем, доказано, что свойства типичны для человека в течение длительного периода, а во многих случаях они являются постоянными всю его жизнь.

Психические процессы и их особенности

Психические процессы, свойства и состояния имеют между собой тесную взаимосвязь. К примеру, свойства характера или темперамента являются во многом предопределяющими, от них зависит, каким будет психическое состояние в определенной ситуации. Кроме того, данная взаимосвязь является более сложной, чем она представлена на данном этапе человеческого развития. В данной области ученым еще предстоит открыть важнейшие закономерности и феномены. В настоящее время можно лишь утверждать, что психика является достаточно неизученной областью, в которой полно сюрпризов.

Большая часть исследователей считает, что психические процессы являются составной частью единой цепи процессов макрокосмоса, планеты Земля и всей Солнечной системы. Не секрет, что на психику могут влиять так называемые вспышки, наблюдаемые в Солнечной системе, которые сопровождаются повышенной возбудимостью многих людей. Все эти факторы говорят о том, что сама по себе психика связана с познанием процессов, происходящих как в ближнем пространстве, так и в мировом, то есть, дальнем. Это положение становится актуальным в связи с тем, что люди все больше отгораживаются от данного пространства, создавая специфическуювторую природу, тогда как первая, являющаяся естественной, оставляется лишь для отдыха.

Источники:
Классификация психических явлений
Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. Психический процесс —это акт психической деятельности,
http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn78.html
Познавательные психические процессы
Изучение психических процессов как процессов, условно выделенных в целостной структуре психики человека. Характеристика группы основных познавательных процессов, участвующих в построении образов окружающего мира: ощущение, восприятие, мышление, память.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00103609_0.html
Современное понимание роли психических процессов в жизни людей
Современное понимание роли психических процессов в жизни людей
http://www.psyportal.net/15868/sovremennoe-ponimanie-roli-psihicheskih-protsessov-v-zhizni-lyudey/

(Visited 28 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Измена с точки зрения эзотерики Энергетический механизм возникновения измены Меня иногда упрекают, что в своих статьях я не очень лестно… (4)

Если муж эгоист Если муж эгоист Все девушки задаются вопросом «Как выйти замуж?», а замужние дамы чаще всего… (4)

Как возбудить мужчину деву Все о мужчине ДевеМужчина-Дева симпатичен, спокоен, разумен, надежен, вдумчив, заботлив. Он успешен в делах, мил,… (4)

Письмо женатому любовнику о расставании Письмо женатому мужчинеПривет, любимый! Решила написать тебе письмо. Странно, конечно, но не могу признаться во… (3)

Как себя вести если муж не ночевал дома советы психолога Как себя вести если муж не пришел ночевать домой, советы психологаКак себя вести если муж… (3)

COMMENTS