Потребность в общении

Виды потребностей в общении

Коммуникативные действия человека могут быть вызва­ны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности.

Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради сни­жения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже со­всем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Если каждый раз после вступления в контакт с другими людьми снижение напряже­ния происходит аффективно, может сформироваться навяз­чивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы погово­рить.

Аффилиация — собственно сама потребность в общении как таковая проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества. Она свойственна людям с высо­кой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не мо­гут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривает­ся как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становит­ся потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту нашу потребность. Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его досто­инств.

Есть люди, стремящиеся поддержать общение посредст­вом интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта внутренняя установка порождает эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлече­ния внимания к собственной персоне. Если же у партнеров в общении с ними не удовлетворяются другие фундаменталь­ные потребности, то в таких «интересных рассказчиках» бы­стро разочаровываются. Тот, кто накапливает информацию ради общения, поступает неразумно, ибо знания нужны для дела, а не для общения.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необыч­ности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать его признания в другом, и большей частью он находит его в общении с людьми, склон­ными оценивать данную личность положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в покровительстве или заботе о другом прояв­ляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в те­чение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеко­любие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необхо­димо стремиться быть альтруистом. В его общении эта моти­вация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ партнера может быть воспринят негативно, как его нежелание пойти на кон­такт или более того — как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

Для наиболее полной характеристики общения рассмот­рим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное это общение прямое, без посредни­ков. Опосредованное общение если оно обусловлено внеш­ними факторами — преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Мы живем в обществе, и каждый из нас выполняет мно­жество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т. д.

Общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необхо­димости. Вместо знаний о личности собеседника в этом слу­чае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предпола­гает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему про­ездной билет, а в случае его отсутствия — оплатит штраф.

Таким образом, совершенно разные люди в сходных усло­виях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые об­ществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в та­ком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социа­льной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не сво­бодно от личностных отношений.

Например, в беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже су­ровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отодвигаются на задний план.

Вид общения, противоположный формальному, — обще­ние неформальное. Оно более наполнено личностным смыс­лом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформаль­ного общения — дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие чер­ты личности, например, как направленность на общение, до­верие, незамкнутость и т. д., способствуют установлению лич­ностных, то есть неформальных отношений между партнера­ми. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контак­та, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями — эффективное средство к достижению неформального общения.

В рамках общей типологии различают также вербальное и невербальное общение. Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством переда­чи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

В зависимости от того, насколько ярко в общении прояв­ляются отношения, различают следующие его виды.

Социально-ориентированное общение. Общественные от­ношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, до­клад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и ре­шает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непо­средственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т. п.

То есть такое общение реализует общественные отноше­ния и имеет целью организовать социальное взаимодейст­вие.

Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь бо­лее четко обозначены отношения, обусловленные совмест­ной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения — решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда — производст­венных задач, в сфере обучения — познавательных. Но непо­средственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная — организация коллективного взаимодей­ствия.

Личностно-ориентированное общение. Это общение од­ного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1) деловое, то есть направленное на совместную деятель­ность, по сути совпадающее с предметно-ориентирован­ным; 2) второй вариант — общение типа «выяснения отно­шений».

Общественные отношения здесь как бы отодвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят лич­ностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становит­ся ясно, что общественные отношения присутствуют в са­мых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами обще­ния условны, так как в реальности коммуникативные ситу­ации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером такого сложного, многопланового явления может служить общение преподавателя со студентами.

Характеристика делового общения: сущность, особенности, роль в современном бизнесе

Деловое общение — есть общение, имеющее цель вне себя и служащее способом ор­ганизации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодейст­вие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

В деловом общении предметом общения является дело.

Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект вы­ступает в качестве объекта.

Например, при жестко авторитарном стиле руководства отно­шение начальника к подчиненному выступает в основном как от­ношение субъекта к объекту.

В этом случае формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического соположе­ния управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишен свободы действия, что право принятия решения пре­доставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

партнер в деловом общении всегда выступает как лич­ность, значимая для субъекта;

общающихся людей отличает хорошее взаимопонима­ние в вопросах дела;

основная задача делового общения — продуктивное со­трудничество.

Источник:
Виды потребностей в общении
Коммуникативные действия человека могут быть вызва­ны самыми различными потребностями. Первая из них — потребность в безопасности. Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги
http://studfiles.net/preview/6023127/page:6/

Потребности в общении

Какие потребности удовлетворяются в общении и через общение? Каковы движущие силы общения, его внутренние причины? Ради чего люди вступают в контакт друг с другом? Если в каждом отдельном случае ответить на поставленные вопросы конкретно (Какую потребное удовлетворяет этот человек? Какова его цель? Чего он хо­чет от меня?), это поможет устранить многие ошибки. Мотивов, побуждаю­щих человека задавать тот или иной вопрос, может быть много. Результат общения зависит от того, насколько мо­тивы собеседника совпадают с вашими, и от того, наско­лько точно вы «уловили» его мотив.

Среди множества мотивов (делающих общение сред­ством удовлетворения потребностей) можно выделить не­сколько основных. К ним относятся:

1. Потребность в престиже (признании). Когда человек, вступая в общение, надеется или стремится выразить свои личностные качества через признание, восхищение, по­ложительные оценки со стороны других, он удовлетворя­ет именно потребность в престиже. В этом нет ничего удивительного: общаясь, мы ищем признания наших спо­собностей и, не найдя его, бываем огорчены, разочарова­ны и даже агрессивны. Если в процессе общения мы не можем удовлетворить потребность в престиже, будет ли общение (да и сам собеседник) интересно для нас? Обще­ние с людьми, склонными оценивать нас положительно, всегда привлекательно.

2. Потребность в доминировании. Это стремление ока­зывать активное влияние на образ мыслей и действий, вкусы, установки другого человека. В мягкой форме она выглядит следующим образом: если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, значит, мы удовлетворяем потребность в доминировании. В жесткой форме, в гипертрофированном виде эта потребность вы­ражается в стремлении оказывать влияние на другого ради самого этого влияния.

3.Потребность в аффилиации. Аффилиация означает потребность в общении ради самого общения (поддержа­ния теплых отношений, устранения дискомфорта или оди­ночества). Некоторые люди не переносят одиночества, так сильна их потребность в аффилиации. Оказавшись в комнате один, человек с ярко выраженной потребностью в аффилиации стремится немедленно вос­становить общение (даже с помощью телефона).

4.Потребность в безопасности. Это одна из базовых,

или, как говорят психологи, «витальных», потребностей. Так вот, свою базовую жизненную потребность человек удовлетворяет разнообразными спо­собами (бегство, нападение, притворство, конформизм и даже неврозы). Но если, по тем или иным причинам, ка­кие-то из этих реакций блокируются, то почти всегда по­требность в безопасности удовлетворяется в общении. Даже совсем незнакомые люди становятся более общите­льными в ситуации тревожного ожидания (например, в очереди у кабинета врача).

5.Потребность в сохранении индивидуальности. Эта потребность проявляется в стремлении к такому общению, при котором или в результате которого мы могли бы прочитать в лице и речи другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Она зарождается в раннем детстве, когда родители общаются с ребенком как с единственным и неповторимым существом. Для того, чтобы сохранять индивидуальность, человеку приходится сопротивляться нивелирующему влиянию социальной среды, которая каждого из нас относит к определенной категории людей с готовыми программами реагирования на ту или иную ситуацию. Сопротивление и является основой потребности в сохранении индивидуальности.

6.Потребность в покровительстве.

7.Потребность в познании.

8.Потребность в красоте.

1. 3. Общение как главный способ деятельности социального работника.

В обстановке исторических потрясений огромное значение имеет деятельность социального работника, его гуманность, готовность прийти на помощь, умение слушать и понимать, общаться с различными группами людей и через это общение решать практические задачи, стоящие перед индивидом и обществом; т.е. овладение искусством общения является важнейшим и важнейшим навыком, которым должен обладать человек, по роду деятельности непосредственно занятый работой с людьми.

Условно общение можно разделить на два блока: первый — стихийное общение в процессе жизнедеятельности человека, без которого невозможно существование самого общества, второй — целенаправленный процесс, осуществляемый специальными учреждениями, организациями и отдельными лицами, в том числе и непосредственно в социальной работе.

Правомерность специального рассмотрения проблемы целенаправленного общения в системе социальной работы вызывается следующими причинами.

Во-первых, универсальным характером воздействия. Во-вторых, определяющим характером целенаправленного непосредственного общения по сравнению со стихийным, осуществляющимся во всех видах человеческой деятельности. В-третьих, это обусловлено масштабностью его действия: повсеместно, целенаправленно охватывается по существу значительная часть населения; поэтому анализ содержания общения, характера возникающих взаимоотношений, их влияние на настроение людей — вопрос крайне важный, но пока не нашедший должного отражения в литературе.

В-четвертых, непосредственное общение создает значительно большие возможности не только для убеждения, но и для переубеждения, т.к. есть условия для диалога, выявления различных точек зрения для обсуждения. Внимание к этой проблеме вызывается также и диалектические противоречивым характером развития самого процесса общения.

В-пятых, практика последних лет свидетельствует о том, что социальные работники не владеют должной культурой общения.

Источник:
Потребности в общении
Какие потребности удовлетворяются в общении и через общение? Каковы движущие силы общения, его внутренние причины? Ради чего люди вступают в контакт друг с другом? Если в каждом отдельном случае
http://studopedia.ru/8_62320_potrebnosti-v-obshchenii.html

Потребность в общении

Все люди заводят себе друзей, вступают в группы и сообщества и избегают одиночества. Они поступают так, потому что испытывают потребность в общении – одну из главных социальных потребностей человека. Ее значимость подчеркивают психологи, оценивая психическое здоровье личности по ее способности поддерживать дружеские отношения с другими людьми. Осознают важность общения и сами люди, когда ощущают себя нужным кому-то или страдают от одиночества.

Почему общение жизненно необходимо?

А почему люди поселяются рядом друг с другом, стремятся вместе проводить время, работать и отдыхать? Потому что удовлетворяя потребность в общении, мы реализуем и другие наши социальные потребности, самая главная среди которых – желание получить поддержку. Когда она есть, возникает ощущение принадлежности к обществу значимых людей, уверенность в том, что они принимают нас.

В этом случае мы полностью удовлетворены общением и оказанной социальной поддержкой, особенно если в нее включаются такие важные аспекты, как:

Эмоциональная поддержка. Когда мы уверены в том, что нас любят и о нас хотят заботиться друзья, близкие и любимые нами люди, что они относятся к нам с искренней симпатией и расположением.

Информационная поддержка. Когда мы с легкостью получаем нужные сведения об окружающем мире и о том, как лучше всего строить свои отношения с ним.

Оценочная поддержка. Когда мы имеем возможность сравнивать наше отношение к событиям и людям с оценками других людей, делать выводы о том, правильно ли мы воспринимаем те или иные явления, и поэтому можем изменить свое отношение к ним.

Инструментальная поддержка. Когда мы получаем конкретную помощь, в которой иногда нуждаемся – физическую, материальную. Она выражается в каких-то определенных действиях, которые приносят нам ощутимую пользу.

Эмоциональный обмен. Есть и другая важная сторона общения – передача своих мыслей, чувств, состояний другим людям. Это помогает уменьшить тяжесть горестных переживаний и увеличивает ощущение радости, восторга, счастья.

И если по какой-то причине человек не может поделиться своим настроением, если он лишен поддержки, его настигает тяжелый стресс. Недаром одно из самых суровых наказаний для преступников – одиночное заключение.

Последствия дефицита общения

Изоляция и невозможность реализовать общение как свою потребность порождает феномен одиночества – тягостное эмоциональное состояние. Оно переживается как отчаянное ощущение своей ненужности, непривлекательности, отверженности, как чувство глубокой печали, тревоги, ожидание какой-то опасности, порой и необоснованное. Некоторые чувствуют себя одиноко на людях, когда качество социальных отношений их не устраивает, когда они не включены ни в какие социальные группы и контакты.

Уединение и острая тяга к общению

Но это не означает, что потребность в общении требует от человека постоянного взаимодействия с другими людьми. Если есть прочные дружеские связи, чувство эмоциональной поддержки от окружающих, человек не только спокойно переносит временное уединение, но и сам иногда стремится к нему. Нам всем бывает нужно побыть наедине с самим собой. Это тоже естественная потребность, более того, если человек не страдает от того, что в течение нескольких часов лишен общества – это говорит о его зрелости.

Но пока эта зрелость не достигнута, потребность в общении бывает очень острой – например, у ребенка. Известно, что младенцы, еще не умея говорить, уже тянутся к взрослому, стараются привлечь его внимание. Они демонстрируют оживление и радость, когда контактируют с ним, отличают приветливый голос от раздраженного, улыбаются в ответ на улыбку и могут заплакать, увидев нахмуренное лицо.

Дети хуже адаптируются и вырастают подозрительными, недоверчивыми и угрюмыми, если с самого раннего возраста оказались лишены любви и нежности. Это подтверждают и исследования, а значит, именно удовлетворяя свою потребность в общении, человек становится отзывчивым и добрым, дружелюбным и открытым.

А поэтому важно учиться гармоничному общению, реализовывать свои желания и вырастать в целостную, зрелую личность.

Источник:
Потребность в общении
Все люди заводят себе друзей, вступают в группы и сообщества и избегают одиночества. Они поступают так, потому что испытывают потребность в общении – одну из главных социальных потребностей
http://kak-bog.ru/potrebnost-v-obshchenii

Потребность в общении

Людям общаться хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать — потребность в общении. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться? Вместо предисловия — фрагмент из статьи М.И. Лисиной:

Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.

Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми.

По сути дела остается открытым и вопрос о специфике потребности в общении — о ее качественном своеобразии и несводимости к любым другим потребностям. На словах ее часто признают, но на практике коммуникативную потребность нередко сводят к другим потребностям—во впечатлениях, в безопасности, в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом или в совокупности всех благ^.

Потребность в общении у младенцев, детей и подростков

Потребность в общении у детей, по всей видимости, не врожденная — она формируется на фоне активности взрослых и в благополучном варианте обычно начинает активно проявляться к 2 месяцам.

Подростки убеждены не только в том, что у них есть потребность в общении, но также и в том, что в связи с этим они имеют право общаться столько, сколько им захочется. Нередко протестуют против попыток взрослых как-то ограничить их общение, отрегулировать его, а также настаивают на том, что поскольку у них потребность в общении, они могут удовлетворять ее за счет взрослых, никак себя не ограничивая.

Короче, оплачивайте детям их переговоры по мобильникам независимо от суммы счетов.

Чем это кончается? — Тем, что вроде бы невинная потребность в общении превращается в жесткую зависимость от общения: такую же, как зависимость алкоголика от водки или наркомана от очередной дозы. В это трудно поверить, но во время эксперимента, где детей лишили привычного общения через интернет, отобрали мобильники и оставили без телевизора (всего на восемь часов!), 65 участников из 68 испытали сильнейший стресс. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Пятеро испытали острые «панические атаки». У троих возникли суицидальные мысли. Может быть, стоит что-то подправить в консерватории?

Многие взрослые, когда общаются меньше, чем им хочется, погружаются в негатив.

Когда люди живут и общаются, у них возникает много желаний. Когда они привыкают к мысли, что им все все это еще и «положено», они начинают называть потребностями в общении. И эти потребностей с каждым годом становится все больше. И если вы не будете людям эти потребности удовлетворять, они будут вам страдать и рассказыать, что вы ущемляете им их потребности, то есть законные интересы.

На сегодняшний день проявлениями потребности в общении считаются следующие желания (потребности):

  • Потребность в положительной оценке, одобрении
  • Потребность в психологической защищенности
  • Потребность во внимании
  • Потребность в равенстве
  • Потребность человека участвовать в решении всех касающихся его вопросов
  • Потребность в информации
  • Потребность в признании компетентности
  • Потребность в благодарности
  • Потребность в смехе (потребность в эмоциях от нейтрального юмора)
  • Потребность в завершении общения

Источник:
Потребность в общении
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/potrebnost-v-obschenii

(Visited 1 times, 1 visits today)

COMMENTS