Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.

Характеристика перцептивной стороны общения

Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить. Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение. Получается, что благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.

Перцептивный аспект общения – другой в моих глазах и «Я» глазами других

Это взаимное восприятие не ограничивается только наблюдением за собеседником. Важной характеристикой перцептивной стороны общения можно считать и то, что оценивая партнера, человек одновременно отслеживает, как тот относится к нему самому: насколько приятно ему их общение, разделяются ли им ценности и установки, соглашается ли он с выводами.

Поэтому при каждой беседе или взаимодействии люди не только оценивают друг друга, но анализируют реакцию собеседника на свое поведение и ситуацию в целом – при помощи приемов идентификации и рефлексии.

Идентификация – это довольно распространенный способ восприятия других. Им пользуются все, когда пытаются понять кого-либо и ставят себя на его место, переносят собственные состояния и особенности на окружающих.

А рефлексия помогает узнать, как другие относятся к нам. Воспринимают ли они нас как достойных людей, добрых, умных и интересных собеседников или же оценивают отрицательно?

Мнение, которое сложилось у собеседников друг о друге, существенно влияет на эффективность их взаимодействия и дальнейших отношений. И оно может оказаться неверным.

Что мешает объективной оценке?

Существует несколько факторов, которые могут искажать впечатления о других людях; их называют феноменами (или эффектами) межличностного восприятия.

Эффект ореола – это преобладание какого-то одного сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность. Например, все недостатки при этом могут оправдываться или, наоборот, общее неблагоприятное мнение заставит воспринимать достоинства человека как притворство и лицемерие.

Эффект первичности – похож на эффект ореола. Только в этом случае первая информация о человеке становится самой запоминающейся и важной, она определяет отношение ко всем его поступкам и в будущем практически не подвергается изменениям.

Эффект последней информации – дает тот же результат, только за основу берутся самые последние сведения о человеке. Они могут перечеркнуть прежнее отношение к нему, изменить его на противоположное.

Эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения или привычки, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?

Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.

Источник:
Перцептивная сторона общения
В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот
http://kak-bog.ru/perceptivnaya-storona-obshcheniya

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Перцептивная сторона общения: психологическое содержание

Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.

Перцептивная сторона общения имеет следующие функции:

  • формирует содержание межличностного восприятия;
  • содействует установлению взаимопонимания;
  • обеспечивает влияние партнеров по общению друг на друга.

Все это возможно благодаря «работе» конкретных механизмов. К ним можно отнести следующие.

  • Во-первых, аттракция, эмпатия и идентификация, которые способствуют познанию и пониманию друг друга людьми.
  • Во-вторых, рефлексия, которая помогает познанию самого себя в общении.
  • В-третьих, каузальная атрибуция, которая будет способствовать прогнозированию поведения в процессе общения каждого партнера.

Перцептивная сторона общения должна обязательно включать в себя работу всех этих механизмов. Остановимся более подробно на их характеристике.

Идентификация — это механизм познания друг другом людьми, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека будет строиться на основании попытки себя поставить на место партнера.

Эмпатия подразумевает наличие эмоционального сопереживания ему.

Привлечение или аттракция представляет собой форму познания собеседника, которая основана на формировании позитивного устойчивого чувства к нему.

Перцептивная сторона общения будет зависеть во многом от того, насколько хорошо развиты эти механизмы, помогающие понять другого человека. Помимо этого, необходима рефлексия и каузальная атрибуция.

Рефлексия представляет собой механизм, при помощи которого происходит самопознание в общении. В его основе лежат способность представлять то, каким образом он воспринимается своим партнером.

Каузальная атрибуция подразумевает интерпретацию поступков и чувств другого человека, когда имеется намерение выяснить причины его поведения.

Когда изучалась перцептивная сторона общения учеными, то были выделены интересные закономерности:

  • причина успеха людьми приписывается всегда себе, а вот неудач — обстоятельствам или другим людям;
  • человек, который отрицательно относится к своему собеседнику, всегда будет характеризоваться последним более негативно;
  • партнер по общению воспринимается обычно через призму «первого впечатления» и его ошибок.

На последней закономерности остановимся более подробно.

Обычно при оценке незнакомого человека на пятьдесят процентов мнение будет правильным, а на остальные же пятьдесят — ошибочным. Это происходит из-за трех факторов, которые и были выделены, когда изучалась перцептивная сторона общения. Психология человека гласит, что на него, вне зависимости от опыта, пола и возраста, всегда будут влиять:

  • Ошибка превосходства. Человека, который нас превосходит по каким-либо параметрам, мы всегда будет оценивать, как более умного и талантливого. В противном же случае, наоборот.
  • Ошибка отношения к нам. Человеку, который относится к нам доброжелательно и уважительно, всегда будут приписываться положительные черты характера.
  • Ошибка привлекательности. Человек, который нам нравится внешне, либо же по индивидуальным качествам, будет восприниматься совсем иначе. Ему будут приписываться даже несуществующие качества личности.

Итак, обобщая сказанное: перцептивная сторона общения — это необходимый его компонент. Она должна включать в себя:

  • самопознание в процессе общения;
  • понимание и познание собеседника;
  • прогнозирование поведения своего партнера.

Источник:
Перцептивная сторона общения: психологическое содержание
Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.
http://fb.ru/article/38955/pertseptivnaya-storona-obscheniya-psihologicheskoe-soderjanie

Перцептивная стороны общения

Коммуникативная, интерактивная и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Что же такое общение? Общениеэто многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Итак, многоплановый процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.

В начале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Они многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.

Коммуникативная сторона общения — это передача информации.

В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника обладают единой системой кодирования.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее — знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. К средствам вербальной коммуникации относится речь. Речь — это деятельность общения (выражения, взаимодействия, сообщения) посредством языка. Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Итак, речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная — на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. При подготовке к устной или письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной или письменной. Под письменной речью понимают речь с использованием письменных знаков. Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью.

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки.

Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную ( в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация — процесс общения с помощью языка; использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык.

Невербальная коммуникация — это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапазон, тональность, плач, смех, темп речи.

Визуальное общение (“контакт глаз”) — новая область исследования. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Интерактивная сторона общения — взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Итак, исходным условием успешного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью — возникает межличностный конфликт. В совместной деятельности причинами конфликтов могут быть предметно-деловые разногласия и личностные интересы. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся.

Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, иными словами, понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации.

Немаловажное место в общении занимает психологическое воздействие. Психологическое воздействие — структурная единица, компонент общения. По своей сущности это проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого проникновения являются изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, установок, состояний и т.п.). Психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения в психике людей, а через нее — в их деятельности и поведении.

Особую форму общения людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, бескорыстие чувств. Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным, приятельским отношениям, либо даже к превращению в свою противоположность — вражду.

Идеальная дружба — это глубочайшая искренность, полное взаимное доверие, безоглядное раскрытие своего интимного я. Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии другого.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида “накладываются” на представления о партнере, иными словами, как формируется образ партнера по общению.

Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Перцептивная сторона общения — восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. Речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой — чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого человека включает две стороны — идентификацию и рефлексию. Рассмотрим эти механизмы.

Идентификацияэто способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Рефлексия — еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает наличие обратной связи — получения субъектом информации о результатах взаимодействия.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя.

Семьяэто первая социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений и общения между ее членами создают в семье специфическую морально-психологическую атмосферу. Взаимоотношения родителей и детей и специфика их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются в семье, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга, обеспечивающего нормально протекающее общение в семье. Взаимная информированность родителей и детей может быть обеспечена только за счет разнообразия и сфер и тем их общения.

Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на формирование навыков общения детей с другими людьми.

Источник:
Перцептивная стороны общения
Коммуникативная, интерактивная и МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Что же такое общение? Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
http://studopedia.ru/2_65364_pertseptivnaya-storoni-obshcheniya.html

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)

Механизмы перцептивной стороны общения:

Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.

Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.

Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Источник:
Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов
Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Общение как взаимодействие
http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/395-perzeptivnai

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как сказать мужчине что соскучилась Как сказать ему, что ты скучаешь Хорошо также договориться о каких-нибудь ритуалах, которыми вы будете… (2)

Приступы ревности Как избавиться от приступов ревности Сейчас, как скоро вы данное проверили, поймите, отчего вы ведете… (2)

Что сказать мужчине после ссоры Если мужчина после ссоры не берет трубку В жизни каждой пары бывают не приятные моменты,… (2)

Самые добрые слова Добрые слова Притча о роли, которую имеют добрые слова в нашей жизни — Айкидо, —… (2)

Письмо девушке с извинениями Извинения любимой девушкеПрости меня, моя родная,Моя хорошая, прости!Я очень виноват, я знаю!Свою обиду отпустиИ не… (2)

COMMENTS