Отношения в семье с детьми

Ваш психолог

В дошкольном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит взрослому, а, прежде всего, учится приспосабливаться к нему как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей «самости», когда он начинает противопоставлять себя другим, утверждая «Я сам!», «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!», «Я не хочу!», взрослые, естественно, перестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к взрослой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед за развивающейся «самостью» ребенка и его отдельными проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.

Общение в семье. В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные — подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, — понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, — он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении — ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.

Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.

Перечисленные стили общения в семье при всех различиях имеют общее- родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания. Конечно же, культура семейного воспитания должна развиваться в семьях и достижения в этой сфере должны передаваться следующим поколениям. Ведь именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в этом отношении.

Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

Описанные стили отношений к ребенку в семье показывают, сколь тернист путь развивающейся детской личности. В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

Таким образом, прикоснувшись к возможным условиям жизни маленького школьника в семье, мы увидели, как невелика для ребенка вероятность жить в идеальных условиях семьи, где взрослые понимают особенности его умственного и личностного развития. Лишь нормальные, здоровые психически, любящие родители обеспечивают ребенку чувство защищенности, доверия и условия для нормального существования.

Опасны родительские антагонизм и агрессия, которые чаще всего возникают при алкоголизации, наркотизации и последующей общей деградации семьи. Алкоголизация семьи возникает в результате патологической склонности взрослых к алкоголю или негативных традиций пьяного застолья, существующих в ближайшем окружении. Она влияет на социальное поведение людей, и в результате — низкая дисциплина труда во всех отраслях; агрессивное поведение по отношению к окружающим и т.д. Все это наблюдают и принимают (присваивают) дети. В таких условиях они привыкают к тому, что пьянство и пьяные драки — норма жизни.

Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье или усыновленного ребенка.

Существует отдельная, весьма актуальная в наше время проблема — новый папа. Мужчина женится на женщине по сердечной склонности и любви. Брак- это свободный союз двух людей. Но если мужчина предлагает руку и сердце женщине с ребенком, то на него ложится ответственность и за этого ребенка. Взрослый человек имеет жизненный опыт, выдержку, разум. У ребенка в столь нежном возрасте, как шесть, семь, восемь лет, опыта маловато, он раним, тревожен, ревнив. Он уже страдал из-за ссор разводящихся родителей или из-за отсутствующего отца и тайны своего появления на свет. Ребенок может начать защищаться — он так неуверен в себе, он так боится неопределенного будущего с «новым дядей».

Источник:
Ваш психолог
В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.
http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/34-communicate/95-styles-of-communication-offered-by-adults-in-the-family-and-in-school

Проблемы и характеристика детско родительских отношений

Проблемы и характеристика детско родительских отношений

Не во всех бездетных семьях царят лад и гармония. Что уж говорить о больших семьях, где подрастают дети разных возрастов! Ссоры, слёзы и конфликты почти неизбежны. Достигать баланса в отношениях сложно: ведь у каждого из членов семьи свои цели и интересы. Однако, миллионам семей по всему миру удаётся выстраивать качественные детско-родительские отношения. Как они этого добиваются?

Проблемы детско родительских отношений — решение есть

1. Нужно проводить с детьми много времени. Несмотря на занятость, родители должны уделять своим детям достаточно времени. Работа и психологическая усталость – не отговорка. Сегодня пожалеете себя – завтра пожалеете об этом! Проводите время с детьми качественно. Выбирайтесь на пикники, занимайтесь спортом, заинтересовывайте ребенка своим хобби! Только так можно построить доверие и взаимоуважение.

2. Задавайте вопросы спокойным тоном

Темперамент родителей и их воспитание сильно влияют на отношения с детьми. Научитесь общаться со своими чадами в спокойном тоне. Безусловно, вы хотите детям всего наилучшего, но это не повод выплёскивать на них всю свою экспрессию. Ребёнок пришёл из школы – не спешите читать нотации. Постарайтесь спокойно обсудить, что произошло за день. Сделайте это привычкой. Она очень помогает в жизни: по мере взросления потребность родителей в умении спокойно общаться с детьми только возрастает.

3. Избегайте грубости, ненависти, злости. Все мы люди, но это не повод и не оправдание выплёскивать свои негативные эмоции на детей.

Любите детей, несмотря на их несоответствие вашим ожиданиям и плохие (с вашей точки зрения) поступки.

4. Заботьтесь о детях как должно. Относитесь к детям с добротой, но не оправдывайте любое их деяние. Это неправильная стратегия. Родительская обязанность – объяснять ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Впрочем, в идеале нужно подкреплять это своим положительным примером.

5. Говорите ребенку то, что положено. Обязательно рассказывайте ребенку о тех вещах, которые ему нужно знать о жизни. Не нужно избегать негативных сторон. Если вы не расскажете об отрицательных явлениям сами, дети узнают о них из других источников. Ваша позиция «скрывать всё до последнего» может быть воспринята как лицемерие, и доверие, на котором строятся нормальные детско-родительские отношения в семье, подорвётся.

6. Интересуйтесь, что происходит с ребёнком, но не лезьте в его дела. Сохранить баланс действительно сложно, но постарайтесь быть тактичным. Никогда не поступайте с ребенком так, как не хотели бы, чтобы он поступал с вами и вашими делами. Ключ к успеху тут – всё тот же спокойный и доверительный тон в разговоре.

Следуйте этим советам, и когда-нибудь вы непременно услышите в свой адрес слова благодарности со стороны детей.

Источник:
Проблемы и характеристика детско родительских отношений
Как построить отношения с детьми? Что такое гармоничные детско-родительские отношения в семье?
http://www.beauly.ru/sm/otnosheniya-sm/7357

Этикет дома

Основы семейного этикета, отношения в семье, отношения с детьми и соседями.

Я не открою Америку, если скажу, что конфликты поколений в семье – не редкость, а, к сожалению, досадная и постоянная реальность. Хорошо еще, если представители разных поколений находят общий язык с такой же легкостью, как герои рекламных роликов про растительное масло, стиральный порошок и зубную пасту. В жизни все гораздо сложнее, хотя бы потому, что, повторюсь, бытие человека меняется значительно быстрее, чем сознание, и многие из тех, кому за пятьдесят (а иногда — и только за сорок) просто психологически не могут адаптироваться к миру своих детей.

В восточном обществе все гораздо проще: там как жили одной большой семьей с бабушками-дедушками, тетками-дядями, кузенами и кузинами и т.д. и т.п., так и живут. Слово старшего – будь он хоть трижды в маразме – закон и обсуждению не подлежит, слово мужчины – такой же закон для женщины, которая, в свою очередь, став свекровью, автоматически превращается для своей невестки некой верховной жрицей. Но это – Восток, который, как известно, дело тонкое, поэтому такой этикет мы обсуждать не будем. Обсудим наш, российский, который, между прочим, еще сто лет тому назад мало чем отличался от вышеописанного восточного, а теперь изменился до неузнаваемости, причем далеко не в лучшую сторону, как это ни прискорбно отмечать.

А ведь существуют правила поведения для родителей и детей, которые на самом деле пока еще не отменял. Например, в любой семье уважение к своим родителям и своим детям — непреложный принцип семейных отношений. Научиться говорить друг другу “доброе утро” и “спокойной ночи” может каждый, так же, как и “приятного аппетита” и “спасибо”. Сообщать куда идешь и во сколько предполагаешь вернуться – ничуть не сложнее, чем выучиться правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой за столом. Но если любая нормальная мать готова потратить сколько угодно времени, чтобы научить свое дитя ходить, говорить, есть и отправлять свои естественные потребности самостоятельно, то на этом воспитание (как и взаимопонимание) в большинстве семей заканчивается. А ведь воспитания-то еще и не было, была, простите, элементарная дрессировка.

Вы, может быть, удивитесь, если я скажу, что чем старше становится ребенок, тем больше времени нужно уделять его воспитанию. При этом срок, за который можно получить неплохо воспитанное чадо, не так уж велик. К пяти – ну, максимум, к семи годам – человек уже практически складывается, как личность и воспитанию, точнее, перевоспитанию, поддается очень плохо.

В особом внимании нуждаются дети подросткового возраста. Чем ближе вы будете своему ребенку, чем больше будет у вас общих интересов, тем легче вам будет направить его, что-то подсказать, от чего-то предостеречь его. В идеале авторитет родителей должен быть для ребенка истиной в последней инстанции, все, интересующие его вопросы он должен задавать именно родителям, а не Васе из соседнего подъезда и не Маше с соседней улицы. Мудрые японцы, например, исхитряются воспитывать своих детей, абсолютно ничего им не запрещая, то есть слово “нельзя” в воспитательном лексиконе отсутствует напрочь. Детям терпеливо объясняют, что вот это – опасно, это – вредно, это – некрасиво, это – просто гадко. Не знаю, как вам, а лично мне не доводилось встречать плохо воспитанных японцев.

Родители должны постараться узнать, чем интересуется их ребенок, понять, что привлекает их ребенка в его друзьях. Если вам не нравится увлечение вашего ребенка, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним. Этим вы только увеличите дистанцию между ним и собой. Действительно, современную музыку людям старших поколений понять, а тем более, полюбить трудновато. Но ведь можно попросить ребенка надеть наушники.

Никогда не ругайте и не обвиняйте в чем-либо его друзей и не жалуйтесь их родителям. Даже если они не правы, постарайтесь тактично объяснить это ребенку. Не устраивайте скандалов своему ребенку в присутствии его друзей или посторонних людей. Ведь тем самым вы унижаете ЛИЧНОСТЬ в глазах совершенно посторонних людей. Лучше выбрать время и спокойно поговорить со своим отпрыском о его неудачах. Именно поговорить, а не устраивать экзекуцию, пусть и чисто вербальную. А еще лучше – посоветоваться. Исключительно, между прочим, удобный глагол для соблюдения хорошей мины при плохой игре: вы тактично даете ребенку понять, что он кое в чем ошибся, что-то сделал неправильно и теперь вы вместе попробуете ситуацию, как теперь говорят, “разрулить”.

Способов для этого есть несколько, перечислю только самые-самые общепринятые:

1. Будьте тактичны, не упрекайте ребенка в его неудачах, даже если он не воспользовался вашими советами. Лучше еще раз подскажите ему, как следует поступать в подобных случаях.

2. Порой отношения между родителями и повзрослевшими детьми становятся натянутыми. Как же должны вести себя родители и дети? Постарайтесь объяснить детям, что вас волнует их судьба, их будущее, поэтому они не должны принимать родительский интерес к ним и тому, чем они занимаются, за простое любопытство.

3. Даже если отношения с родителями не настолько близки, чтобы можно было всем поделиться с ними, подросткам все же не стоит от них все скрывать. Дочь или сын должны предупреждать, куда они идут и в какое время вернутся. Молодые люди должны понять, что это не означает вторжение в их личную жизнь. Просто, живя в семье, нужно соблюдать определенные правила и не провоцировать лишние конфликты.

В свою очередь те дети, которые постарше и уже называются “подростками” (по-русски – “тинейджерами”), задерживаясь где-то по своим очень важным делам просто обязаны по всем правилам приличия позвонить и предупредить об этом родных, чтобы они не волновались. Особенно актуально это стало сейчас, примеров приводить не буду, их все знают не хуже меня.

Хорошо бы познакомить родителей с наиболее близкими друзьями или другом, в таком случае они тревожились бы меньше. Телефончик на всякий случай попросить, адрес ненавязчиво узнать: мало ли что. Но – Боже сохрани и упаси использовать полученную информацию для почти профессионального отслеживания перемещений собственного чада. Это все – на самый крайний случай. И уж, конечно, родители должны понимать, что нетерпение, нетактичность, подозрительность — не лучшие средства установления контакта с повзрослевшими детьми.

Как же вести себя родителям? Специалисты советуют придерживаться в разговорах с подростками четырех основных правил:

1. Постарайтесь быть спокойными, сдержанными, даже если вы очень взволнованны или возмущены. Тон разговора не должен быть грубым и резким — это только оттолкнет вашего ребенка.

2. Ни в коем случае не оскорбляйте сына или дочь грязными подозрениями, не кричите, не употребляйте бранных слов.

3. Попросите своего ребенка в следующий раз не приходить так поздно или предупреждать вас о том, когда вернетесь. Задавая детям вопросы, помните, что это не должно походить на допрос.

4. Предложите, но не приказывайте, пригласить ее друга (его подругу) домой. Скажите, что вы очень хотите с ним (ней) познакомиться, тем более что это, наверняка, так и есть.

Теща и зять, свекровь и невестка, шурин и деверь, сноха и золовка, и прочие и прочие, и прочие… Пари держу, что сейчас очень немногие в состоянии правильно назвать “титул” ближайших родственников. “Сноха” у нас позабыто, “невестка” ее прекрасно заменила. “Золовка” тоже какой-то раритет, хотя значит – сестра мужа. А вот сестра жены зовется своячницей. Нужно, наверное, знать, кто кому кем приходится, чтобы правильно строить отношения. “Невестка” – это жена брата, а сват и сватья – родители вашего зятя или снохи. Сразу, конечно, не запомнить, но постепенно…

Очень часто конфликты и ссоры возникают не только между “старыми и новыми” членами семьи, то есть между тещей и зятем, свекровью и невесткой, но и вместе или с участием всех вышеперечисленных персонажей. Не зря же в старину бытовала поговорка “золовка-колотовка”. Теперь можно хоть как-то решить жилищную проблему и дать молодой семье возможность пожить самостоятельно, но еще совсем недавно это было практически нерешаемым вопросом.

А когда новобрачным приходится жить вместе с родителями одного из супругов, то, естественно, возникают не только материальные и жилищно-бытовые трудности, но и трудности в общении, взаимопонимании. Чтобы эти трудности уменьшить, свести к минимуму, сын или дочь должны познакомить будущего супруга со своими родителями до того, как зарегистрировать свой брак. Причем лучше это сделать не накануне свадьбы, а раньше. Очень трудно молодой девушке или молодому человеку входить в семью, членов которой они плохо знают.

И уже совсем хорошо, если будущие муж и жена заранее познакомят друг с другом родителей. Когда-то существовал прекрасный обычай отмечать помолвку. На это мероприятие обычно приглашали всех близких родственников и друзей, что давало возможность помолвленным составить для себя более или менее полную картину своего будущего окружения. Сейчас это как-то не принято, а жаль. Красивый был обычай, а главное – полезный.

Грустно ведь получится, если сноху (или зятя) воспримут как человека не своего круга, если она (он) не будет устраивать родителей мужа (жены) своей манерой поведения, одеваться и так далее. Мало того, что молодым людям придется притираться друг к другу, так еще и с новыми родственниками нужно будет дружбу крепить. В противном случае молодая семья почти стопроцентно обречена на распад.

Чтобы этого не произошло, разумеется, нужно прилагать определенные усилия. Вот что советуют специалисты в области семейных отношений для “разруливания” потенциально конфликтных ситуаций:

“1. Муж и жена должны разбираться в своих отношениях сами. Они могут попросить совета у родителей, но ни в коем случае не жаловаться друг на друга.

2. Зять быстрее и легче завоюет расположение тещи, если будет:

а) благодарить тещу за обед (ужин, завтрак);

б) дарить цветы в праздник и тогда, когда он приносит цветы жене;

в) делиться с тещей своими успехами на работе и спрашивать у нее совета;

г) помогать во всем, не ожидая, когда об этом попросят. Стараться выполнить самую незначительную просьбу;

д) интересоваться ее здоровьем;

е) во время размолвки между женой и тещей не принимать сразу сторону жены. В этой ситуации зятю лучше всего промолчать и подождать пока “гроза” пройдет.

Выполнение указанных рекомендаций поможет и снохе быстрее добиться расположения свекрови.

3. Родители не должны вмешиваться в отношения молодоженов. Не пристало матери говорить своей дочери (или своему сыну) о том, какой у нее плохой муж (плохая жена).

Подозрительность, недоверие, намеки — все это разрушает молодую семью и причиняет много страданий.

Если дочь жалуется своей матери на мужа, то мать не должна принимать ее сторону. Лучшая позиция для нее в этой ситуации — сохранять нейтралитет.

4. Свекровь и теща, как женщины более опытные, а значит, более мудрые, должны быть более терпеливыми и сдержанными. Они не должны обижаться по пустякам. Мудрая свекровь, желающая своему сыну счастья, не будет жаловаться ему на сноху, а мудрая теща — дочери на зятя.

Если вам не нравится избранник(ца) вашего ребенка, это еще не значит, что вы должны пытаться их развести. Поэтому, прежде чем что-то сказать снохе или сыну, хорошо подумайте, ведь своими словами вы можете причинить боль собственному ребенку.

5. В присутствии внуков свекровь и теща никогда не должны осуждать сноху или зятя, отчитывать их за какие-либо промахи, упрекать в неправильном воспитании внуков, указывать на их ошибки и, самое главное, не жалеть внуков, наказанных родителями”.

Источник:
Этикет дома
Основы семейного этикета, отношения в семье, отношения с детьми и соседями.
http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/etiket/cont108.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Козерог кот мужчина Гороскоп КозерогаХарактеристика Козерога, рожденного в год Кота или Кролика. Этот Козерог значительно отличается от представителей… (2)

Как распознать измену парня Королева Свиданий Ходят разговоры о том, что все мужчины полигамны и измена – это для… (1)

Спина От чего может болеть спина? 7 возможных причин Боль в спине — очень распространённая проблема,… (1)

Здоровое фитнес питание Как правильно питаться при занятиях фитнесом Правильное питание и занятия фитнесом невозможно отделить друг от… (1)

Алексей петренко Алексей Петренко смотреть фильмы онлайн биография Народный артист РСФСР (16.06.1988). Народный артист Украины (1999). Окончил… (1)

COMMENTS