Отношение родителей к детям

Отношение родителей к воспитанию детей

Отношение родителей к воспитанию детей. Часто совершают ошибки, которые пагубно скажутся на ребенке. Переступив через свои слабости во благо дитя.

Изначально — с рождения, а в лучшем случае с момента зачатия, отношения детей и родителей строятся на основах воспитания, за результаты которого ответственность несут именно папа и мама, или же другие близкие родственники, в случае, если семья неполная. Этот процесс проходит под влиянием различных факторов в зависимости от возраста, коллектива и т. д. Однако основное воспитание происходит в семье. Именно там чадо имеет пример для подражания, получает поддержку, помощь, советы и ответы на все вопросы.

Это совокупность методов и приемов воздействия на детей с целью формирования у них характера, убеждений, взглядов, определения ценностей, в общем смысле – становления личности. Грамотный и полный воспитательный процесс должен охватывать абсолютно все сферы жизни. Основополагающие позиции:

  • нахождение чада в этом мире, распределение ролей находящихся в кругу его общения родственников и посторонних людей, самооценка;
  • бережное отношение к животному и растительному миру, окружающей среде, личному и чужому имуществу;
  • труд, отношение к чужому труду, беседы о профессиях и их значимости;
  • социальное равенство и уважение к людям с любым уровнем достатка;
  • физическое равенство и уважение к детям и взрослым людям с ограниченными физическими возможностями;
  • гигиена;
  • физкультура и спорт, здоровый образ жизни, вредные привычки.

Воспитание складывается из взаимоотношений в семье, запретов, дозволенностей, моральных и материальных ценностей каждой отдельной «ячейки общества».

В общем, отношение родителей к воспитанию проявляется в двух аспектах: на подсознательном уровне и осознанно.

Подходя безответственно к воспитанию потомства, родители зачастую совершают непоправимые ошибки, которые пагубно отражаются на формировании ребенка как личности и даже на развитии его возможностей и способностей.

Можно выделить основные ошибки:

  • подавление авторитаризмом;
  • вымещение на детях злости, что проявляется в необоснованном переходе на крик, раздражении и физическом воздействии;
  • попытки устранения недостатков, которые присутствуют у самих родителей;
  • неприятие особенностей и индивидуальностей ребенка;
  • непоследовательность в общении;
  • несогласованность между самими родителями;
  • безосновательная категоричность, полная доминантность, переходящая в деспотию и диктаторство;
  • проявление недоверия к детям, ограничение их возможностей.

Отношения в семье нужно строить на чувстве ответственности, доброжелательности, осуществлять с проявлением тактичной настойчивости, понимания, и только тогда применяемые методы окажутся результативными.

Должное отношение родителей к детям – это абсолютное разграничение своих слабостей и необходимого воздействия. При постановке определенной цели и четкой границе дозволенного не стоит резко менять пути подхода из-за жалости по первому крику, недовольству, слезам малыша.

Сила родителей заключается в том, чтобы довести начатое до конца, переступив через свои слабости во благо маленького человека — будущей личности и члена общества. Атмосфера в семье должна быть благополучной для развития и формирования мировосприятия.

Следует отметить, что не нужно поступаться собственными принципами и интересами, тем самым унижая себя в глазах ребенка.

Кроме существующих норм и стандартов при подходе к воспитанию есть некоторые жизненные моменты, о которых следует задуматься:

  • уменьшите дистанцию «власти» между вами и детьми, приблизьте их к себе, станьте одним целым, будьте для них не только примером для подражания и воспитателем, но лучшим и надежным другом;
  • не пытайтесь воплотить в ребенке свои несбывшиеся мечты, разрешите ему жить своей жизнью согласно желаниям и возможностям;
  • выстройте доверительные отношения, дети не должны вас бояться;
  • не будьте противоречивы между собой, иначе малыш запутается, и ему будет сложно определиться с правильной моделью поведения;
  • не забывайте получать удовольствие от общения друг с другом, наслаждайтесь временем, проводимым вместе, не ставьте целью в жизни исключительно воспитание детей, подарите им и себе радость от возможности быть рядом и научитесь ощущать счастье от происходящего.

И очень важно помнить, что основами воспитания во все времена считались проявления любви и долготерпения. Только в заботе, ласке, понимании родители смогут добиться ожидаемых результатов.

Источник:
Отношение родителей к воспитанию детей
Отношение родителей к воспитанию детей. Часто совершают ошибки, которые пагубно скажутся на ребенке… Переступив через свои слабости во благо дитя…
http://rearchildren.ru/semya/otnoshenie-roditelej-k-vospitaniju-rebjonka/

Отношение родителей к детям с нарушениями здоровья

Отношение родителей к детям с нарушениями здоровья

Е.Г. Силяева [44] выделяет два основных типа родительского отношения к больным детям:

Таким образом, типичные виды родительского отношения к больным детям представляют собой «крайние полюса» всего множества вариантов отношений родителей к детям и заключаются либо в максимальной самоотдаче, либо в полном отстранении родителей от ребенка.

Л.И. Солнцева и С.М. Хорош выделяют три типа взаимоотношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья: к уже упомянутым гиперопеке и отчуждению от ребенка они добавляют деспотизм родителей [49].

И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева [23], более подробно рассматривая родительское отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, выделяют следующие типичные модели воспитания:

Следует подчеркнуть, что все перечисленные модели воспитания являются неадекватными, препятствуют развитию ребенка и исключают его психологическое благополучие. По результатам эмпирических исследований, лишь в 2% семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья обнаруживаются адекватные межличностные отношения и конструктивные модели воспитания [23].

В.В. Ткачева [50] выделяет три типа матерей детей с нарушениями здоровья, для каждого из которых характерны соответствующие особенности родительского отношения:

Согласно результатам эмпирических исследований, наиболее адекватным с точки зрения родительского отношения из перечисленных типов является авторитарный тип: «Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относящиеся к авторитарному типу. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что родители с такими психологическими характеристиками демонстрируют самые высокие количественные показатели (в 60,1% случаев) по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит стенический тип реагирования на стресс, качественные характеристики которого предполагают возможность преодоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии» [23].

Наименее адекватным, в свою очередь, является невротичный тип: «Родители, относящиеся к невротичному типу, демонстрируют самые высокие показатели по установлению неадекватных взаимоотношений с ребенком (в 86% случаев). … Невротичный психологический тип опирается на особенности гипостенического типа реагирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных возможностей невротичных родителей для преодоления проблем ребенка и его адекватного воспитания» [23].

Отношение родителей к детям с нарушениями интеллекта характеризуется противоречивостью: «Типичной реакцией матери является жа­лость, стремление опекать, контролировать. В то же время у матерей проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его интересы в силу их примитивности» [49].

Таким образом, родительское отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья значительно варьирует. К факторам, влияющим на родительское отношение, прежде всего, относятся [23]:

  • Характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления;
  • Личностные особенности родителей, их ценностные ориентации, традиции, установки и т.п.;
  • Социальная среда, экономические и другие внешние условия, которые препятствуют или способствуют реализации родителями своих воспитательных задач.

Однако наиболее значимым фактором, влияющим на родительское отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, является эмоциональное принятие либо отвержение ребенка родителями. «В том случае, если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным к жизни ребенком. … огромный фактический материал свидетельствует о том, что там, где рождается желание помочь, чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение (гипоопека)» [23].

Более глубокий анализ родительского отношения к детям с нарушениями здоровья приводит к выводу о том, что практически во всех случаях присутствуют в той или иной степени признаки отвержения ребенка родителями, порой даже неосознаваемого самими родителями.

Так, например, Л.М. Колпакова и Г.Н. Мухаиметзянова [18] выделяют три типа отношения матери к ребенку-инвалиду: принимающий, отвергающий и амбивалентный, причем, по результатам их исследования, амбивалентный тип, сочетающий элементы принятия и отвержения, встречается наиболее часто. Наличие внутренних конфликтов, сомнений, противоречий как характерная особенность родителей детей-инвалидов обнаружена и в проведенном Т.Г. Горячевой и И.А. Солнцевой исследовании 226 матерей, имеющих больного ребенка [10]. Результаты исследования И.Ю.Левченко и В.В. Ткачевой говорят о том, что у большинства родителей отсутствует установка на принятие дефекта ребенка даже благоприятных случаях [23]; там же имеется указание на наличие внутреннего конфликта в родительских установках и ожиданиях.

Наиболее глубоко родительское отношение к ребенку-инвалиду изучено в исследовании Т.Г. Горячевой и И.А. Солнцевой, и, согласно полученным ими результатам, «мате­ринское отношение в группах матерей, принявших участие в исследовании, ха­рактеризуется дисгармоничностью: на бессознательном уровне матери эмоцио­нально отвергают ребенка, однако на сознательном, поведенческом уровне от­вергающее родительское отношение проявляется в чрезмерной опеке» [10].

Таким образом, даже в случаях сознательного принятия родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, внешних проявлений заботы о них, в глубине души, на бессознательном уровне родители в большинстве случаев отвергают больного ребенка.

Источник:
Отношение родителей к детям с нарушениями здоровья
Родительское отношение к детям-инвалидам с нарушениями здоровья: классификация видов отношения родителей к больным детям, типы матерей детей с аномалиями развития
http://psy-diplom.ru/primery-i-obrazcy/roditelskoe-otnoshenie-k-detyam-oligofrenam/otnoshenie-roditeley-k-detyam-s-narusheniyami-zdorovya/

Стили родительских отношений

Вот вы и пережили самые первые трудности родительских будней. Хочется верить, что основные проблемы позади и дальше будет легче, радостнее и интереснее. А как же пословица «Маленькие детки — маленькие бедки»? Молодые родители не склонны верить таким пессимистическим прогнозам. И правильно: все дело в стилях родительских отношений и в самой проблеме.

Симбиоз мамы и дитя

Бывает, что мама со всей нежностью обнимает кроху, а он убегает и прячется, пытаясь втянуть ее в более интересную теперь для него игру. Значит, пришло время перемен. После года наиболее подходящим типом материнского отношения будет некоторое увеличение дистанции и совместные с малышом игры с разнообразными предметами. Назовем такой стиль родительских отношений «принятие и кооперация». Принятие крохи с его новыми запросами, заинтересованность его делами и планами, а также поощрение его инициативы и самостоятельности будут самым подходящим вариантом. После 1 года замечательно работает подход Марии Монтесори. Организация специальной среды, развивающей возможности маленького человечка, увлекательные совместные занятия помогают малышу успешно перейти на следующую возрастную ступеньку.

После 3 лет малыши уже готовы к играм со сверстниками, что как раз и соответствует ведущей деятельности этого возраста — ролевой игре. Детям уже не интересно просто строить домик из конструктора, они хотят играть в строителей. Поэтому родительский совет: «Иди, построй домик» — не то, что ребенку в данный момент нужно. Лучше завести разговор о том, что «мы плывем на корабле, я здесь кок, ты — матрос, и надо после шторма починить корабль». Это вызовет гораздо больше энтузиазма у 3-летнего мальчика. Вот несколько способов изменить отношения с ребенком к лучшему.

  • Начните водить малыша в группу развития или организуйте регулярные встречи нескольких семей с детьми. Не ограничивайтесь совместными застольями, можно проводить концерты, спортивные игры, походы, работать на дачном участке.
  • Плодотворное общение папы с ребенком и его внимание к жене трудно переоценить. Это сразу решает несколько задач: увеличивает дистанцию ребенка с матерью и выстраивает здоровую иерархию в семье.
  • Общение малыша с бабушками и дедушками тоже пойдет малышу на пользу.

Послушный — это не идеал

А вот неудачные родительские подходы.

Работа над ошибками

Умение встать на позицию ребенка, посмотреть на мир его глазами — очень хороший урок для нас, взрослых. На первый взгляд это непросто. Но попробуйте!

Напишите сочинение от имени ребенка о своей маме (то есть о себе самой) — так, как его написал бы, по вашему мнению, малыш, если бы мог формулировать свои мысли и описывать свои переживания.

Существует замечательный принцип воспитания детей, придерживаясь которого родителям удается избежать многих ошибок и разочарований в будущем: «Стоит жить не ради детей, не отдельно от детей, а вместе с детьми».

Источник:
Стили родительских отношений
Сайт для родителей, рекомендации мамам и папам о воспитании и развитии детей
http://mamochki-detishki.ru/vospityvaem-v-sootvetstvii-s-vozrastom-rebenka/

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (3)

Красивые слова о жизни в прозе Красивые статусы про жизнь со смыслом Красивые статусы про жизнь со смыслом - Никогда не… (3)

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (3)

Женатый козерог любовник Как увести женатого мужчину и его удержать? Он женат! Так сложилось, что вы просто раньше… (3)

Если муж игнорирует Если муж не обращает вниманияКак быть, если ваш муж перестал обращать на вас внимание? Мы… (2)

COMMENTS