Отношение к учебе

Как привить ребенку интерес к учебе?

Часто возникает ситуация, когда по тем или иным причинам ребенок просто не хочет учиться. Обычно это выясняется в первом-втором классе, в то время как вы с трудом подобрали самую престижную школу, прошли подготовительные курсы для дошкольников, провели массовую работу по заинтересованности своего малыша учебой.

А тут вдруг – стоп, и детский характер начинает бунтовать. Одна учительница с хорошим стажем и первой категорией с ужасом для себя признала: «Сын учится во втором классе, в школе, где я уже пять лет преподаю. Мальчик всегда был трудоспособным, все схватывал на лету, но как только пошли в школу, ни одно выполнение домашнего задания не обходилось без уговоров и слез. В семье у нас почти все занимаются научной деятельностью: муж у меня кандидат наук, бабушка – доцент в университете… Что происходит с сыном, для меня загадка».

Здесь нужно понять, по какой причине детям тяжело привыкнуть к статусу ученика. Ведь проблема может быть как в учителе младших классов, с которым сразу не налажено взаимопонимание, в больших нагрузках, наваливающихся на детские плечи в специализированных школах, так и в отсутствии стимула к обучению или элементарной неготовности ребенка к школе.

Тот факт, что на вопрос шестилетнему «почемучке» «Пойдешь ли ты в школу в этом году?» он утвердительно машет головой, еще ничего не значит. Дети тянутся ко всему новому, как тянутся и к знаниям. Но школа – это не только источник интересного и увлекательного для ребенка. Это еще и первый опыт проявления дисциплинированности, налаживания отношений в коллективе. Поэтому если у малыша не сформирована, прежде всего, мотивация к учебе, то будь он хоть семь пядей во лбу, он спасует перед трудностями, возникающими в школе.

Бывает, что малыш очень одарен, он ищет свежие потоки информации и впитывает все новое с удовольствием. А как только переступает порог школы – понимает, что там скучно и нельзя делать то, что хочется, нужно выслушивать по десять раз одно и тоже, наблюдать, как другие дети с трудом отвечают на простые вопросы.

Другой тип младших школьников ориентирован на получение похвалы за свои достижения. Это социально ориентированные дети, которые учатся на «отлично» лишь потому, что для них существует авторитет взрослых. Однако с возрастом такой авторитет может поменяться на новый круг интересов, старших друзей, и тогда картина изменится с точностью до наоборот.

Есть просто ленивые дети, а есть и такие, которые недополучили внимание и любовь и в результате очень пассивны, бездеятельны.

Все дети, которые идут в первый класс, должны обладать тремя видами готовности:

— интеллектуальной (широкий кругозор, определенная дошкольная база знаний, логическое мышление, рационализм);

— мотивационной (ребенок знает, что в школе интересно и что в школу ходить нужно);

— волевой (ребенок способен делать осмысленные поступки и владеет диалогом).

Отсутствие любой их этих готовностей влечет за собой трудности, которые рано или поздно проявятся. Поэтому психологи советуют проверять степень готовности малыша, прежде чем отвести в школу.

Развитых, сообразительных детей необходимо учить «действовать по правилу», то есть вырабатывать послушание и дисциплину. Даже есть очень простая игра, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет», а вопросы задавать такие, которые как раз провоцируют эти ответы (к примеру, «ты любишь маму?», «ты сегодня завтракал?», «ты хочешь мороженое?»). Пытаясь подобрать ответ, ребенок научится мыслить и соотносить свои действия с установленными правилами. Малыш может просто кивать головой, но результат также будет положительным.

Ленивых детей и детей с более низким уровнем восприятия знаний необходимо сильно заинтересовать учебой. Каждый родитель хорошо знает, чем увлекается его чадо. Исходя их этого, в игровом виде можно стимулировать детские привязанности, проектируя их на учебный материал. Допустим, ребенок любит рисовать. Пусть рисует, но при этом рассказывает, что он рисует и почему. Можно создавать целые фантастические рассказы, а потом и реальные истории, придуманные ребенком, и дополнять их комплектом новых знаний. Развитие мышления, моторики рук, усидчивости и заодно расширение кругозора обеспечено.

Ребенок любит только играть? Сейчас существует масса интеллектуальных и развивающих игр, подготавливающих детей к школе.

Иногда ребенку не хватает простого понимания, для чего нужно учиться. Здесь поможет стимул. Поощрение всегда положительно влияет на детей. Только старайтесь избегать денежного эквивалента этого самого поощрения. Это может сформировать неправильное мировоззрение у ребенка. Хотя в наши дни такое поведение с детьми считается адекватным.

Стимул стимулом, но зачастую создается ситуация, когда ребенок уже учится в школе, он уже отличник, и вдруг ни с того, ни с сего ломается. Проблема хорошо изложена в письме мамы второклассника, приведенном в начале статьи. В самом деле, как быть?

Трактовок может быть несколько. Первая – то, что ученик просто не воспринимает усложненную информацию. Чаще всего это связано с повышением терминологической лексики, которая очень модна в современных школах. Стирается главное – «я знаю о чем-то, что можно применять». Блокируется понимание речи – блокируется восприятие материала.

Вторая – отсутствие наглядности. Многим детям, которые привыкли познавать мир на ощупь, вкус и цвет, тяжело объяснить новые понятия на словах. Эта трудность сейчас особенно обострилась за счет того, что дети не так стремятся к чтению, как раньше. А компьютер, телевизор и игры напрочь лишают их ассоциативного мышления.

Третья трактовка давно известна: по какой-то причине ребенок пропускает пройденную тему урока, а потом теряет понимание последующей информации.

В результате этого, интерес к знаниям, который проявлялся в начале, резко падает. Ребенок сначала отчаивается, потом уходит в безразличие и допускает появление плохих оценок. Здесь родительское понимание и поддержка могут сотворить чудо. Объясните малышу, что вы любите его и таким, что он очень умный, просто нужно немножко поработать над собой. Позанимайтесь с ним, помогите с уроками, найдите свой подход к решению проблемы. Татьяна рассказывает: «В школе у меня всегда были проблемы с математикой. Ну не давались мне все эти задачи, хоть правила знала от зубов. Помогла мама. Она садилась со мной, читала условие задачи и начинала рисовать его каким-то своим способом, который был мне настолько понятным, что я тут же находила правильное решение. До сих пор считаю в уме так, как она учила».

Это пример нестандартного мышления, которое есть у каждого ребенка, и наличие которого не говорит о неспособности учиться.

Не обязательно просиживать с детьми до первого курса университета над домашними заданиями. Такой метод абсолютно не соотносится с родительской заботой и правильным воспитанием. Достаточно научить ребенка организовывать свой труд в течение первого школьного года. Самостоятельность принесет более существенные результаты, нежели мама с ногайкой.

Да и вообще нельзя ни в коем случае ассоциировать учебу с наказанием. Как часто родители за какую-либо провинность усаживают ребенка за чтение или каллиграфию, лишая права поиграть. На одном форуме 25-летняя Вера сказала, что ненавидит передачу «Умники и умницы»: «До сих пор не могу победить отрицательные эмоции, а все потому, что в детстве мама меня заставляла смотреть, полагая, что так я стану умнее. А еще тяжело переносилось постоянное сравнение с другими детьми: посмотри, мол, какие они все». Негативное отношение к учебе и комплекс неполноценности могут сыграть злую шутку с любым школьником.

Запомните: нет не склонных к учению детей, стремление к познанию – очень человеческое свойство. Есть такие понятия, как несвоевременность школьного возраста, неправильное восприятие школы как таковой, отсутствие целевой направленности учебы.

Вот мнение одной из мам по поводу признания мамы-учительницы: «Всегда можно сыграть на том, что ребенку действительно близко. А наша, родительская ошибка в том, что мы стараемся заставлять свое чадо делать то, что самим нам не давалось. Мама, работающая учителем, – это еще не показатель для ребенка, а только стереотип, что такой просто обязан быть отличником. Предоставьте ему самому решить, как выйти из этой ситуации. Вплоть до того, что он останется на второй год. Пусть он сейчас ошибется, нежели сорвется в одиннадцатом классе, так ничему не научившись. Потом ошибка может быть роковая, а формирование самостоятельности начинается с 7 лет».

Очень рационально и верно сказано. Хотя не во всех ситуациях нужно полагаться целиком на самостоятельность своего ребенка. Будьте другом своему малышу и сможете пройти любые преграды на пути к знаниям как школьным, так и жизненным.

Источник:
Как привить ребенку интерес к учебе?
Сайт для родителей о детях Мамашкам.Ru. Ребенок, семья, малыш, родители, младенец, кроха, детям. Здоровье и питание детей, развитие и обучение детей, психология и воспитание детей, няни. Красота и здоровье, беременность и роды, образование и карьера, семья и отношения, звездные дети, товары и услуги для детей и родителей
http://www.mamashkam.ru/detki/psihologiya_vospitanie/priviti_rebenku_interes_uchebe.html

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Методические приемы исследования мотивации к учению

Работу выполнила: Николаева Нина Алексеевна
Учитель математики первой квалификационной категории
МКОУ «Днепровская средняя общеобразовательная школа»
Новодугинский район, Смоленская область, с. Днепровское

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
• наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
• вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
• обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Выявление мотивированных детей и развитие творческих способностей у учащихся осуществляется следующим образом:
• тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
• диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
• диагностика индивидуальных способностей учащихся;
• тестирование самооценки своих способностей.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:
• 1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);
• 2-й этап – диагностика;
• 3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;
• 4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Мотивы обучения:
• мотив долга и ответственности – № 1;
• мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
• мотивы собственного благополучия – № 5–7;
• мотивы престижности – № 8–10;
• мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
• мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.

Предмет
• Русский язык
• Литература
• Математика
• Информатика
• Физика
• Химия
• История
• Физкультура
• Экономика
• Общество¬знание
• Иностранный язык
• Биология

Мотивы:
• Интересное содержание предмета
• Интересное преподавание
• Предмет имеет практическое значение
• Уважаю учителя
Хотел бы получать дополнительные знания

Источник:
Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т
Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.
http://www.kindergenii.ru/for-teacher/motivatsiy.htm

Мотивация к учебе: почему ребенок не хочет учиться?

Главная задача родителей — вырастить счастливого и умного ребёнка, но что делать если ребёнок отказывается учится, какая должна быть мотивация к учёбе? Вопрос скорее к психологу, но можно попытаться разобраться самостоятельно.

В одно прекрасное утро ребёнок просится не идти в школу, родители с улыбкой говорят, что это необходимо и отправляют ребёнка на занятия. Ситуация повторяется каждое утро, да ещё и вечерами ребёнок всячески уклоняется от выполнения домашнего задания.

Когда закрывать глаза на это уже невозможно, родители в панике начинают искать причину, часто забывая, что она очевидна и лежит на поверхности, ко всему же она совсем не в ребёнке, а в воспитании. Сейчас психологи выделяют три основных причины отказа от обучения, и все они сводятся к поведению родителей, к их ошибочному поведению с собственным ребёнком.

Первая причина, чрезмерная настойчивость родителей. Многие родители строят прямую зависимость успеваемости в школе и дальнейшей успешности жизни ребёнка. Из-за чего, они постоянно контролируют ребёнка, требуют неуклонного выполнения всех заданий. Конечно, зависимость между учёбой и жизнью прослеживается, но важно не то как ребёнок выполняет домашние задания, а то как он воспринимает информацию; настойчивость родителей, в этом случае, только усугубляет ситуацию.

Вторая причина, неправильная мотивация ребёнка к учёбе. Попытки родителей внушить ребёнку уверенность в пользе учёбы доказывая её плоды в необозримом будущем, как правило, не приносят результата. В школьном возрасте, особенно в раннем, ребёнок смутно представляет взрослую жизнь, их фантазии мало связаны с реалиями жизни.

Третья причина, недооценка ребёнка. Зачастую навязчивые попытки помочь отрицательно влияют на становление личности ребёнка, у него возникает чувство: «он такой слабенький, невнимательный, постоянно нуждается в помощи». Именно постоянные уговоры и навязчивая помощь является самой распространённой причиной не только ненависти к учёбе, но и конфликтов в семье.

Все эти причины в той или иной мере влияют на отношение ребёнка к учёбе, цель всех родителей — избежать конфликтных ситуаций. Для того чтобы правильно настаивать на необходимости учится и выполнять домашнее задание важно вспомнить своё детство. Ведь не многие приходили и с большим удовольствием садились за уроки, не многим нравилось постоянное давление родителей.

Опираясь на собственный опыт, важно объяснить ребёнку, что домашнее задание он сможет делать тогда, когда ему удобно, что он может вначале немного погулять, отвлечься. При этом, нужно правильно объяснить, что учится нужно, что домашнее задание важно выполнить перед сном, но при выполнении домашней работы, детьми не должен руководить страх, вот здесь важен правильный стимул.

Основная задача родителей привить любовь к знаниям, любовь к школе задача учителей. К сожалению, в настоящее время, школьная программа очень далека от реальной жизни, что ещё сильнее усложняет создание правильной мотивации. Родители вместе с учителями должны связать для ребёнка учебные задания и жизнь в одно целое, именно тогда появится интерес, желание учится, причём важно продемонстрировать связь с нынешней жизнью, а не рассказывать о будущих перспективах.

Не менее важно хвалить ребёнка, помощь ребёнку нужна, но преподносить её нужно, как попытку учится вместе с ребёнком, ни в коем случае нельзя делать акцент на невнимательность своего чада, тем более указывать на его слабые способности.

Лучшей мотивацией к учёбе является рассказать ребёнку как применять его знания. Школа давно не является источником знаний для современных детей. Благодаря интернету, друзьям и родителям, во многих вопросах дети умнее своих преподавателей.

Задача родителей научить правильно воспринимать информацию и применять её в жизни, задача хорошего учителя — привить интерес к новым знаниям, получать удовольствие от этого. Для этого учебный процесс не должен быть скучным, а вовремя и качественно подготовленное домашнее задание должно становится основой для хорошего и весёлого дня.

Если родители замечают проблемы с учёбой, а это не обязательно плохие оценки, а и угасание желания учёбы, они должны попытаться решить этот вопрос сначала с ребёнком, а затем с преподавателем. Важно понимать, что ребёнок, ввиду боязни расстроить близких, не скажет всей правды, будет пытаться убедить, что всё хорошо. Педагог скажет больше, он сможет объяснить причины проблемы, зная тонкости отношений в классе, подскажет пути к решению проблемы.

При возникновении проблем с учёбой ребёнка, в первую очередь не должны паниковать сами родители. Они должны хладнокровно искать причину, понимая, что отчасти причина и в них самих, вина ребёнка минимальна. Ни в коем случае нельзя кричать на ребёнка, так он окончательно потеряет интерес к учёбе, нельзя постоянно давить на него.

Достаточно представить ситуацию, приходя с работы, жена начинает заставлять писать квартальный отчёт, на уговоры посмотреть телевизор и отдохнуть она отвечает: «никто за тебя отчёт не напишет», добавляя выражения о глупости и невнимательности. В такой ситуации, появится желание на зло всем не писать отчёт, да ещё и закрадётся ненависть к близкому человеку. Так и у ребёнка, в душе проявятся бунтарские качества, что вызовет негативную реакцию.

Попытки стимулировать желание ребёнка учится, с помощью материальных благ, приносят свои плоды. Но говорить об их высокой эффективности и пользе — нельзя. Конечно, разово может сработать уловка о покупке компьютера или плей стэйшен за хорошее окончание учебного года. В таком случае важно помнить, что ребёнок не получает знания с целью их применения в жизни, он просто идёт к материальной цели.

Важно понимать, что материальная заинтересованность подходит на ранней стадии обучения, или при первых признаках потери интереса к учёбе. При этом этот способ служит толчком к вызову реального интереса, например, пообещать ребёнку игровую приставку и на фоне возникшего интереса к игровой приставке, привить любовь к знаниям.

Только так, в следующем году, после достижения цели, ребёнок продолжит учиться с интересом, если же прийдётся снова прибегать к материальной заинтересованности верный признак ошибок применённой мотивации.

Как повысить мотивацию к учёбе, когда родители перепробовали все способы и зашли в тупик? Не стоит стесняться обращения к психологу, для начала сами родители должны проконсультироваться у специалиста, понять свои ошибки, возможно, применить новые способы. Когда личные способы, способы педагога и психолога не помогли — следует отвести ребёнка к психологу.

При этом, важно преподнести визит к психологу в правильном свете. Ребёнок не должен чувствовать себя «не таким», он не должен замкнуться в себе, наоборот, важно, чтобы он смог открыться не только психологу, но и собственным родителям.

Развитие доверительных отношений между детьми и родителями — сложный, кропотливый, но важный процесс, который начинается с момента рождения ребёнка и проходит через всю жизнь. Когда есть взаимопонимание и уважение все трудные и конфликтные ситуации легко улаживаются. Конечно, нежелание учится и посещать школу, возникает у всех детей, в разных семьях, но в семьях где родители и дети «вместе» эта проблема решается без конфликтов.

Грамотные и любящие родители понимают, не от оценок и успеваемости зависит будущее их ребёнка, они признают желание ребёнка отвлечься и отдохнуть, могут закрыть глаза на мелкие шалости и невнимательность детей. В ответ, дети всегда будут стараться не разочаровать родителей, демонстрируя свободу и собственное мнение, они будут проявлять желание учиться, стремясь самостоятельно строить собственную жизнь.

Стараясь соблюдать все вышеперечисленные условия, не проявляя излишнего фанатизма, адекватно реагируя на события в семье, родители никогда не столкнутся с проблемой обучения ребёнка. А ребёнок в такой семье всегда будет стремиться к знаниям, вырастит образованным, самостоятельным и общительным, он сохранит благодарность своим родителям на всю жизнь.

Взаимопонимание в семье, доверительные отношение между детьми и родителями — лучшая мотивация для любых действий. Не нужно переоценивать значение учёбы, важно правильно научить ребёнка воспринимать мир.

Источник:
Мотивация к учебе: почему ребенок не хочет учиться?
Проблема отсутствия мотивации к учёбе, следствие которой — категорический отказ от обучения, не редкость. Причины этой проблемы и советы как повысить мотивацию
http://veselajashkola.ru/shkola/motivaciya-k-uchebe-pochemu-rebenok-ne-xochet-uchitsya/

Отношение к учебе

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов. Анализу этих особенностей, приемам оценки и учета их с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и посвящена настоящая статья.

Чтобы подойти к ответу на этот вопрос необходимо хотя бы кратко рассмотреть основные виды психологических и психофизиологических особенностей людей, а также имеющиеся данные об их влиянии на учебную деятельность студентов.

Следует отметить, что существуют психофизиологические методики и опросники, позволяющие определить при необходимости тип нервной системы у студента [24]. При всей дискуссионности типологического подхода к темпераменту и его физиологическим основам (парциальность свойств нервной системы, преобладание смешанных типов и т.п.), описанные выше эмпирические данные могут помочь в решении многих педагогических задач как в плане оптимизации организационно-методических основ преподавания, так и в плане содействия студентам в выработке индивидуального стиля деятельности и общения. Ведь именно крайние (ярко выраженные) типы чаще всего нуждаются в психолого-педагогической помощи.

Есть данные о связи некоторых показателей электроэнцефалограммы с успешностью обучения (см., например, [5]). Однако трудоемкость и необходимость сложного оборудования для их фиксации делает этот диагностический инструмент труднодоступным для практического применения в высшей школе.

Межполовые различия мотивационных тенденций у российских студентов выражены сильнее, чем у американских. Студентки оказываются более открытыми для изменений, испытывают большую потребность в социальных контактах, более склонны к принятию опеки и поиску причин неудач в своих действиях, а студенты мужчины проявляют большую стойкость в достижении целей, более высокую мотивацию автономии и доминирования. Интересно отметить, что межполовые различия преподавателей выражены гораздо меньше и касаются в основном тенденции к самопознанию, и мотивации достижений, которые значимо сильнее у мужчин. Для студентов мужчин характерна большая демонстративность и меньшая агрессивность по сравнению с мужчинами преподавателями.

Как отмечается авторами одного из наиболее объемных исследований психологических особенностей студентов, основным фактором, обуславливающим успешность учебной деятельности, является не выраженность отдельных психических свойств личности, а их структура, в которой ведущую роль играют волевые качества [21, с. 202]. По В.А. Иванникову, человек проявляет свои волевые качества, когда совершает действие, которое изначально недостаточно мотивировано, то есть уступает другим действиям в борьбе за «поведенческий выход». Механизмом волевого действия можно назвать восполнение дефицита реализационной мотивации за счет намеренного усиления мотива данного действия и ослабления мотивов конкурирующих действий. Это возможно, в частности, за счет придания действию нового смысла [4].

Оригинальный подход к решению этой проблемы в течение нескольких десятилетий развивает американская исследовательница К. Двек [26]. По ее мнению, наличия любого из выше проанализированных нами факторов или даже всех их вместе не достаточно для формирования у человека устойчивой «ориентации на овладение мастерством» (mastery-oriented qualities), которая предполагает любовь к обучению, постоянную готовность ответить на вызовы жизни, настойчивость в преодолении препятствий и высокую ценность субъективных усилий при оценке себя или других людей.

Ориентация на мастерство противопоставляется реакции беспомощности (helpless patterns), которая возникает при столкновении с неудачей и заключается в падении самооценки, снижении ожиданий, негативных эмоциях, резком ухудшении или даже разрушении деятельности. Какие факторы обусловливают формирование у человека ориентации на мастерство, гарантирующей высокие жизненные достижения, а какие обрекают на беспомощность, пораженческие настроения и оставляют неиспользованным порой огромный человеческий потенциал? В поисках ответа на это вопрос, К. Двек проводила исследования на разных возрастных группах (от детей 3,5 лет до взрослых), но основным объектом изучения были студенты американских колледжей.

Анализируя влияние имплицитных теорий интеллекта на постановку жизненных и учебных целей, К. Двек отмечает, что одни выбирают цели, ориентированные прежде всего на результат (Performance goals), для них самое важное позитивная оценка и избегание неудач, а другие – на обучение (Learning goals). Именно студенты, ориентированные на овладение мастерством чаще всего выбирают цели обучения; «мне важно чему-то научиться, а не быть первым в классе» – типичная позиция представителя этой группы студентов. Автор доказывает, что именно имплицитная теория о сущности интеллекта определяет тип предпочитаемых студентами целей.

Детально анализируя роль похвалы и критики в происхождении повышенной уязвимости людей, К. Двек приходит к выводу, что значение имеют не сами по себе похвала или критика (хотя первая при прочих равных условиях предпочтительнее), а то, на что они направлены. Как мы уже отмечали выше, хвалить или критиковать учащегося следует не за результат, а за прилагаемые для его достижения усилия. В одних случаях самооценка взращивается на почве легкого успеха при небольших усилиях и неудачах других людей. Тогда даже высокая самооценка оставляет человека уязвимым и неспособным сформировать ориентацию на овладение мастерством. В других случаях высокая самооценка вырастает из ситуаций открытого принятия вызовов, упорного труда, развития своих способностей, помощи другим.

В заключение стоит еще раз и в общем виде сформулировать ответ К. Двек на вопрос, о том, что кроме мотивации, уровня интеллекта, самооценки и успехов в предыдущей деятельности влияет на нашу готовность получать удовольствие от учебы, работать, не покладая рук, отвечать на вызовы жизни, не пасовать перед неудачами и добиваться выдающихся и социально значимых результатов. Как ни странно, это некое когнитивное образование, которое можно назвать скрытой, чаще всего стихийно сложившейся и потому не всегда осознаваемой теорией относительно сущности и природы нашего интеллекта, характера и личности. Центральным звеном такой имплицитной теории выступает вера или убеждение в том, что наши интеллект и личность способны к существенному, не только количественному, но и качественному изменению, т.е. развитию.

Работа по апробации предложенных А. Двек методик на российских выборках – дело ближайшего будущего, но уже сейчас очевидно, что любое исследование факторов успешности обучения студентов может быть только комплексным. Попытки реализовать такой подход к оценке характера и личности студента предприняты при построении многочисленных типологий студентов, приведем некоторые из таких типологий, предварительно определив понятия характера и личности.

Гипертимный тип – с постоянно повышенным настроением, энергичный, общительный, Неаккуратность, гипертимов, шумливость и склонность к озорству могут приводить к конфликтам прежде всего с преподавателями. Но важнее неусидчивость, склонность к сменам деятельностей и увлечений, часто оборачивающаяся поверхностностью в отношениях с людьми и в отношении к делу.

Циклоидный тип – настроения меняются циклами; за двумя–тремя неделями приподнятого, почти эйфорического настроения следует такой же по длительности цикл настроения подавленного, с повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Таким людям сложно даются смены жизненных стереотипов, в частности, переход от школьного обучения к вузовскому; в периоды угнетенных состояний нуждаются в щадящем отношении во избежании глубоких срывов с тяжелыми последствиями.

Ладильный тип – страдает перепадами настроений по многу раз в день, вызываемыми самыми ничтожными поводами. При наличии серьезных поводов демонстрируют склонность к реактивным депрессиям, что приводит к серьезным нарушениям учебной деятельности. В эти периоды как и циклоиды нуждаются в щадящем отношении. Хорошо чувствуют и понимают других людей, и сами часто ищут в друге психотерапевта.

Сензитивный тип – очень чувствителен ко всему хорошему и плохому, застенчив, робок, часто закомплексован; общителен только с теми, кого хорошо знает и от кого не ждет угрозы. Обладает повышенным чувством долга, совестлив, часто берет вину на себя; в случае сильных и незаслуженных обвинений реален суицидальный исход. Дисциплинирован, прилежен, регулярно работает.

Неустойчивый тип – обнаруживает повышенную тягу к развлечениям, безделью и праздности, не имеет устойчивых профессиональных интересов, не задумывается о будущем. Склонен к алкоголизации. Слабоволие и некоторая трусливость делают необходимым и возможным регламентацию и тщательный контроль учебной деятельности. Чаще встречается среди «коммерческих» студентов, поскольку выдержать серьезный конкурс для студентов этого типа мало реально.

Конформный тип – демонстрирует бездумное, некритическое, а часто и конъюнктурное подчинение любым авторитетам или большинству в группе. Жизненное кредо – быть как все. Способен к предательству, но всегда находит для себя моральное оправдание. В качестве педагогического воздействия можно рекомендовать демонстрации пагубности приспособленческих приемов и отрицательную ценность конформистских установок

Шизоидный тип – замкнут, эмоционально холоден, мало интересуется духовным миром других людей и не склонен допускать их в свой мир. Часто обладает высоко развитым абстрактным мышлением в сочетании с недостаточной критичностью. Рекомендуется не грубое, но настойчивое втягивание в общение, в коллективные формы студенческой жизни.

Эпилептоидный тип – обладает очень сильными влечениями, склонен к эмоциональным взрывам, часто демонстрирует жестокость, себялюбие и властность, любовь к азартным играм. Вязкость и инертность сочетаются с аккуратностью (пророй чрезмерной) и пунктуальностью. Легко подчиняются (вплоть до угодливости) властному и сильному педагогу, но, почувствовав «слабину», могут проявить весь багаж своих отрицательных наклонностей.

Истероидный (демонстративный) тип – больше всего любит быть в центре внимания, жаждет похвал и восхищения, склонен к театральности, позерству рисовке. Часто обладает реальными артистическими способностями. Для привлечения к себе внимания начинает фантазировать, рассказывать небылицы, в которые сам начинает искренне верить. Возможно бегство в болезнь или ложная суицидальность для привлечения к себе угасшего внимания. С целью создания оптимальных условий для учебной деятельности преподавателю рекомендуется уделять больше времени и внимания таким студентам.

Выраженность той или иной акцентуации определяется с помощью опросника ПДО [14].

Существуют так же попытки сформулировать наиболее эффективные приемы педагогического воздействия на учеников с разными типами характера при преподавании различных дисциплин (математика, языки и т.п.) [28]. Правда, речь в этом случае идет о другой классификации характеров, восходящей к работам К. Юнга [25]. (интроверты, экстраверты, интуитивные, мыслительные, и др.).

О личностном выборе можно говорить, если его осуществляет свободный, ответственный и сознательно действующий человек. Поступок или деяние не могут осуществляться по принуждению, под давлением обстоятельств или в условиях неясного сознания; они не могут быть и результатом автоматического действия или перекладывания ответственности за принятое решение на другого человека. Таким образом, личность в узком смысле слова на высшей стадии своего развития – это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, чувством долга и ответственности.

Различия в системах ценностей студентов и степень их личностной зрелости, именно в связи с успешностью обучения, находят свое выражение в многочисленных типологиях студентов. Основаниями для построения этих типологий выступают прежде всего отношения к профессии, к учебе, к науке и вся система жизненных ценностей и установок студентов.

Выделяют три типа студентов по характеру учебной деятельности и соответствующим ему моделям поведения [19, с. 355].

  • У первого типа студентов интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
  • Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность студентов выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».
  • У студентов третьего типа познавательная активность направлена на усвоение знаний и навыков в рамках учебной программы. Эти студенты демонстрируют минимальный уровень активности и творчества.

Если строить типологию, исходя из успеваемости, то можно выделить следующие типы отличников [Там же, с. 356–357 ]:

  • «Разносторонний» – получает удовольствие от самого процесса получения знаний, изучает первоисточники и литературу, выходящую за пределы программ по всем дисциплинам. Этот тип отличника наиболее распространен.
  • «Профессионал» – концентрирует свое внимание на профилирующих дисциплинах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, но на достаточном для получения отличной оценки уровне.
  • «Универсалы» – сочетают в себе достоинства двух предыдущих типов. Благодаря огромному трудолюбию и таланту добиваются выдающихся успехов в профилирующих областях знания. Такой тип студентов встречается наиболее редко.
  • «Зубрилы» (по определению самих студентов) – не обладают хорошими способностями, но за счет рвения и усердия овладевают материалом на достаточном для отличной оценки уровне.

Аналогичные типы можно выделить среди «хорошистов», но с более низкими уровнями достижений.

Мы надеемся, что рассмотренные в настоящей статье индивидуальные психологические и психофизиологические особенности студентов, а так же их влияние на успешность обучения помогут преподавателям лучше понимать студента, находить с ним общий язык при решении важных для обеих сторон вопросов повышения эффективности учебной деятельности и уровня профессиональной подготовки. Эти знания так же важны для организации и планирования работы психологической службы вуза, необходимость создания которой признана комиссией по академической политике при ректоре Московского университета.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Источник:
Отношение к учебе
На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение
http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Что делать если муж ревнует Ревнивый муж, как с этим бороться? Ревнивый муж…. Как часто такое встречается даже в наше… (2)

Как у мужчин меняется взгляд на отношения с женщинами Как у мужчин меняется взгляд на отношения с женщинами.  С возрастом все люди меняются, внешне… (2)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (2)

Письмо жене о прощении Как жить после измены? Как простить измену любимого человека? Как жить после измены? Как простить… (1)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (1)

COMMENTS