Основные виды общения

Виды и функции общения

ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

3.1. Виды и функции общения.

3.2. Коммуникативные барьеры.

3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер, информация.

Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

По содержанию общение может быть представлено как:

— Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

— Когнитивное – обмен знаниями.

— Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

— Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями.

— Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное:

— Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

— Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

— Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

— Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

— Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

— Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

— Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

— Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

— Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

— Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:

— Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.

— Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.

— Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

— Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).

— Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию – реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Источник:
Виды и функции общения
ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 3.1. Виды и функции общения. 3.2. Коммуникативные барьеры. 3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
http://studopedia.ru/2_78243_vidi-i-funktsii-obshcheniya.html

Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека

Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека

Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры — род деятельности, когда игрой занят один человек.

Групповые игры — в деятельность включены несколько индивидов.

Предметные игры — связаны с включением в игровую деятельность каких-либо предметов.

Сюжетные игры — игровая деятельность по определенному сценарию.

Ролевые игры — поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую берет на себя в игре человек.

Игры с правилами — игровая деятельность, регулируемая определенной системой правил поведения их участников.

Данные типы могут смешиваться — предметно-ролевые, сюжетно — ролевые, сюжетные с правилами.

Сначала у ребенка игровая деятельность является предметной. Однако необходимость освоения системы человеческих взаимоотношении и стремление к участию в них приводят взрослеющего ребенка к использованию игр с возрастающим психическим содержанием. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры, которые требуют от них значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом развивающая сила

данного вида игр.

С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд Однако и здесь игра не исчезает полностью.

Учение — это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, при осуществлении других видов деятельности.

В обучении есть две стороны: деятельность учителя и деятельность ученика (учение). В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Так, например, в младенческом возрасте манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу. В одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам воспроизводит их действия. В другом — взрослые специально показывают приемы действия и помогают освоить их. Обычно самостоятельного освоения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь наблюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в другую.

Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.

Учение, организуемое, направляемое взрослыми, называется обучением.

Из индивидуального и самостоятельного учения этот процесс превращается в обучение — двусторонний целенаправленный процесс, одной стороной которого является учение, а другой — преподавание.

Процесс обучения достаточно сложен и состоит из нескольких этапов.

1 этап — подготовка к восприятию. Сущность его заключается в возбуждении интереса к новым знаниям, в создании установки на их изучение.

2 этап — восприятие. После того как у ученика появились интерес к учебе и желание узнать новое, учителю остается только предоставить материал для учения.

3 этап — осмысление. По своей сущности оно соответствует этапу абстрактного мышления в процессе познаний и отличается от него тем, что осмысление воспринятого материала проходит под руководством и при активной помощи учителя.

4 этап-закрепление и совершенствование знаний, выработкауме-ний и навыков их применения. Основным условием успешного закрепления в памяти воспринятого и осмысленного материала является его повторение, причем не механическое, а осмысленное.

5 этап — применение знаний, умений и навыков. Это звено учебного процесса по сути своей соответствует этапу проверки на практике теории познания.

6 этап — проверка результатов обучения, их анализ и оценка. Сущность данного этапа заключается в установлении обратной связи: учитель получает информацию об успехах каждого ученика, анализирует и оценивает эту информацию, определяет пути и способы дальнейшей работы.

Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности.

Труд — это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:

В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.

Физический труд можно классифицировать следующим образом: — труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.д.);

— бытовой семейный труд;

Труд по самообслуживанию осваивается раньше других в детском возрасте и сопровождает человека всю его жизнь.

Бытовой семейный труд — труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий большего напряжения сил. Нередко его лишь условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным признаком его выделения является выполнение работы не для себя или не только для себя.

Массовый характер приобретает труд производительный, в котором выделяются труд ремесленный (с использованием простейших машин, инструментов, оборудования) и труд индустриальный (высшая форма производительного труда).

Интеллектуальный труд. Умственный труд (и только он) позволяет человеку узнать мир и свое место в нем.

Душевный труд — к данному виду труда можно отнести и работу по самосовершенствованию, по постоянному самоконтролю, рефлексию.

Только в труде — физическом, интеллектуальном и душевном — человек становится личностью.

Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с обучаемыми на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию учебной деятельности.

Педагогическое обшение осуществляется главным образом ради воспитанника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника.

Еще одной особенностью педагогического общения является его воспитательный характер: в отличие от других видов общения (социальное, психологическое, бытовое и др.) обязательно предусматривается решение педагогических задач.

Нормативная функция педагогического общения выражается в обеспечении усвоения норм и правил социального поведения и формирования определенных умений и навыков. Осуществляется это в ходе специально организованных мероприятий — бесед, обсуждений, собраний, а также в обычной повседневной работе педагога. Большое значение имеет и общение воспитанников между собой, если оно целенаправленно организуется и корректируется воспитателями.

Познавательная функция педагогического общения заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природе, общественных явлениях и процессах.

Эмоциональная функция педагогического общения — обогащение всего спектра состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы за счет пополнения памяти обучаемых, развития их мышления, совершенствования мира эмоций, переживаний.

Под актуализирующей функцией педагогического общения понимается самоутверждение педагога и обучаемого, их утверждение в мнении других. Общение дает возможность для понимания ими своей индивидуальности и значимости.

Перечисленные функции реализуются с помощью вербальных и невербальных средств.

В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова. С его помощью педагог объясняет и спрашивает, убеждает, направляет и стимулирует, а воспитанник сообщает о своих проблемах, успехах и желаниях.

Любая потребность, возбуждаясь, вызывает работу воображения, ведет к активизации деятельности, включающей технику удовлетворения этой потребности. Так, достижение цели, вызванной потребностью в престиже, включает определенную технику удовлетворения этой потребности вызывающую те или иные действия в партнере: положительную оценку моих достижений, восхищение мной. Способы, какими человек вызывает нужное ему поведение в партнере, собственно, и составляют эту технику, которой некоторые владеют хотя и бессознательно, но в совершенстве.

Общение зависит от того, в какой степени нам удалось вызвать в партнере желательные переживания, стремления и виды поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие — приветствием, на вопрос-ответом Поэтому искусство общения состоит как раз в том, чтобы непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение.

Техника вовлечения другого в общение будет различной в зависимости от того, какая потребность актуализируется в данной ситуации, какие образы возникают в сознании партнера по общению.

Каждая потребность имеет свою специфическую технику удовлетворения Она вырабатывается большей частью бессознательно в повседневном общении и может быть адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной. Она способствует удовлетворению потребностей вызвавших необходимость общения.

Ю. М. Орлов выделил следующие основные правила совершенствования самоанализа и техники общения:

Правило 1. Любой акт общения следует рассматривать с точки зрения ответа на вопрос, какого рода потребности находят удовлетворение в этом общении. Какие мотивы его поддерживают и придают ему смысл? Именно с этой точки зрения следует анализировать в памяти прошлое общение. Такой анализ расширяет наше представление о мотивах общения и совершенствует его опыт. ‘

Правило 2. Контролируй свои потребности, удовлетворяемые в общении. Чрезмерная потребность, например, получить признание может сделать тебя смешным и странным. Следует помнить, что контроль потребностей не снижает наслаждения от их удовлетворения.

Правило 3 Ясно и отчетливо определяй цели общения, как свои, так и партнера. Вопросы: «Чего я хочу? Чего хочет он?» — требуют точного ответа.

Правило 4. Приписывая мотивы, цели общения другому, проверяй их, и если они не согласуются с реальными признаками поведения партнера, отказывайся от данного предположения и выдвигай другое. Мотивация общения гибка и изменяется не только от ситуации, но и в зависимости от личности человека, которого ты вовлекаешь в общение. Не повторяй ошибки глупой кокетки, которая в любой ситуации всем мужчинам приписывает мотивы поухаживать за ней и, конечно, выглядит смешной.

Правило 5. Изучай способы удовлетворения потребностей, описанных в данной книге, как они проявляются в твоем общении и в поведении других, особенно значимых для тебя людей.

Правило 6. Не навязывай другому свои шаблоны поведения и свою мотивацию, совершай те действия, которые у партнера вызывают желательные для тебя реакции. Твои действия должны быть стимулом к действиям твоего партнера.

Правило 7. Стремись быть естественным и не принимай на себя роль, которую трудно исполнить. Для этого надо быть правдивым не только перед партнером, но, прежде всего, перед самим собой.

Правило 8. Признавай себя неповторимым и уникальным существом, интересным для общения. Этому есть все основания. Каждый из нас представляет собой конфигурацию многих черт личности и любого из нас невозможно сравнить с другим одновременно по всем чертам. А сравнение по отдельной черте не даст оснований для выводов о том, кто из нас в целом лучше, кто-хуже. Только узость сознания при фиксации его на отдельном свойстве приводит к такого рода сравнению.

Правило 9. Следует помнить, что искусство общения полностью исключает решение его задач с помощью силы и навязывания. Любое насилие в общении порождает не ответное удовлетворяющее действие общения, а защитное поведение партнера, что приводит к отчуждению людей. Поэтому партнеры должны соответствовать целям и задачам общения и иметь желание к такому общению. Это правило предусматривает применение второй, ненасильственной парадигмы управления общением, поведением другого.

Выполнение данных правил поможет оптимизировать процесс общения и снизить дезорганизующее влияние вышеперечисленных факторов.

Источник:
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает
http://psyera.ru/igra-uchenie-trud-obshchenie-kak-osnovnye-vidy-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-185.htm

Основные виды общения

Разместил (а): Анджелина Джоли

  • Основные категории общения и их характеристика 14 кб.
  • Основные виды общения и их характеристики 10 кб.
  • Виды общения 2 Общение как 33 кб.
  • Взаимодействие как основа эффективного делового общения 35 кб.
  • Психология общения 2 Роль общения 29 кб.
  • Понятие общения 11 кб.
  • Проблемы общения в социальной психологии 42 кб.
  • Роль общения в формировании личности 41 кб.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине «РИТОРИКА»

В процессе общения:

передаётся и усваивается социальный опыт;

происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

Общение ? это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения ? взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.

Общение ? это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения ? взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

передаётся и усваивается социальный опыт;

происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

1. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

1 Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006. с. 63-68

2 Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73

3 Леви-строс К. Путь масок. М.: 2001. с. 120-129

4 Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000. с. 50-52

Источник:
Основные виды общения
Тема: Основные виды общения. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Анджелина Джоли. Размер: 13 кб. Категория: Культура. Краткое описание: ‘Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования’
http://coolreferat.com/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Основные виды общения

Университет (отделение психологии)

Реферат на тему:

«Основные виды общения»

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как

членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

Основанием для выделения разновидностей общения являются его цели и средства. В соответствии с его целями и средствами общение делится на следующие основные виды: материальное, идеальное, непосредственное, опосредствованное, вербальное, невербальное.

Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности. Современные люди постоянно пользуются вербальным и невербальным общением, непосредственным и опосредствованным общением, обращаясь также и к другим видам общения.

* Необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника – побуждает человека вступить в контакт.

* Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

* Ориентировка в личности собеседника.

* Планирование содержания своего общения – человек представляет, что именно он скажет.

*Бессознательно, иногда сознательно человек выбирает средства, фразы, которыми будет пользоваться, принимать решение как говорить, как себя вести.

*Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

* Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то результатов общения окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

* стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

* предвзятые представления — склонность отвергать все, что противоречит

собственным взглядам, новое, необычное. Нет осознания, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

* плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека

враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

* отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает, когда

человек осознает значение информации для себя. Например, благодаря этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

* пренебрежение фактами, из-за привычки делать преждевременные выводы;

* ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность

сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

* неверный выбор стратегии и тактики общения;

* открытое – закрытое общение;

* ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо

неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся

информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

* если есть значительная разница в степени предметной компетентности и

бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой

* в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски: вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости. Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально – ролевое общение, когда регламентированы содержание

и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда

каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

* вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»;

* одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»;

* симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

* принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

* принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

* принцип качества информации – «не ври»;

* принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

* «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

* «умей слушать и понять нужную мысль»;

* «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдены обоими участниками.

Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

* доброжелательная позиция принятия собеседника;

* враждебная позиция непринятия собеседника;

* доминирование, или «общение сверху»;

* «общение на равных»;

* подчинение, или позиция «снизу».

Вербальные и невербальные средства общения.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

темп речи (быстрый, средний, замедленный);

модуляция высоты голоса (плавная, резкая);

тональность голоса (высокая, низкая);

ритм (равномерный, прерывистый);

тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий);

интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

* специфические звуки, возникающие при общении — смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи;

* разделительные звуки – это кашель;

* нулевые звуки – паузы, а также звуки, назализации – «хм –хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека

слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.

мимика изучает движение мышц лица, жестикуляция исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние — способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации. Лицо, глаза, человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию или лжет, если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По специфике взгляд может быть:

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные

человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение,

счастье, интерес, печаль. Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека

несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и речевом, есть слова, предложения.

1. Жесты – иллюстраторы — это жесты сообщения:

2. Жесты — регуляторы — это жесты, выражающие отношение к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты — адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

* почесывания, подергивания отдельных частей тела;

* касания, пошлёпывания партнера;

* поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой

5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в преувеличении слабых волнений, подавляющих сильные волнения. Эти ложные движения начинаются, как правило, с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

* жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание;

* жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды;

* жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук,

пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами.

* жесты самоконтроля – руки за спину, одна ладонь при этом сжимает другую;

* жесты ожидания – медленное вытирание влажных ладоней об одежду;

* жесты отрицания – сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус,

скрещенные руки, прикосновение к кончику носа;

*жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

* жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев

напоказ, резкие взмахи сверху вниз;

* жесты неискренности – «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу»

как более утонченная форма прикрытие рта, говорящая об обмане, сомнении. Поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».

* Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

* Сформированные стереотипы, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее отнесены к определенной категории, сложившаяся установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

* Преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

* Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и всякое понятие, не вписывающееся в этот образ, отбрасывается.

* Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.

*Эффект «проецирования» — другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

* Эффект «первичности» — первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.

* Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей,

стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

* Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Например, когда однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

* Эффект «последней информации» — если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, она может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

На восприятие людей влияют стереотипы – привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков. На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

* когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек

относительно какого-либо субъекта или предмета;

* аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции,

отношение к конкретному человеку или информации;

* поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения,

соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

* Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

* Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

* Не давай оценок. Помни: обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Название «синтоническая» означает «быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.

В процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от

партнера к партнёру. Она может быть выражена в такой схеме: передача информации – «говорящий» кодирует информацию в словах — «слушающий» раскодирует слова, извлекает информацию — понимание информации.

* Глухое молчание — видимое отсутствие реакции.

* Поддакивание – «ага», «угу», «да-да», «ну», кивание.

* «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.

* «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

* «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.

* Побуждение – «Ну и что дальше?».

* Уточняющие вопросы – «Что ты имел ввиду?».

* Наводящие вопросы — Что? где? когда? почему? зачем?

* Продолжение — когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить

фразу, подсказывает слова.

* Эмоции – «ух», «ах», «здорово», смех, скорбное лицо.

* Нерелевантные высказывания — не относящиеся к делу, или формальные.

* Логические следствия из высказываний партнера.

* Расспрашивание – задается вопрос за вопросом, не объясняя цели.

* Пренебрежение к партнеру — не обращает на его слова внимания, не слушает,

Источник:
Основные виды общения
Основанием для выделения разновидностей общения являются его цели и средства. В соответствии с его целями и средствами общение делится на следующие основные виды: материальное, идеальное, непосредственное, опосредствованное, вербальное
http://shag.com.ua/osnovnie-vidi-obsheniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (5)

Слабости скорпиона Как можно использовать слабости Скорпиона? Слабости скорпиона имеют прикрытие очень надежной броней, которая создает внешнее… (5)

Любовь и отношения Любовь и отношения Любовь и отношения - разные вещи. Есть пары с пламенной и яркой… (5)

Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (5)

Слова поддержки любимому мужчине в прозе Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (4)



COMMENTS