Общение младших школьников

Ваш психолог

Группа органических расстройств является одной из наиболее спорных клинико-диагностических категорий. Отмечаются различия взглядов специалистов на место, занимаемое этими нарушениями в современных систематиках психических заболеваний. Анализ работ по проблеме этиологии, патогенеза, клиники и диагностики органических поражений головного мозга позволяет говорить, во-первых, о наличии на современном этапе определенного кризиса самого понятия «органически обусловленное психическое расстройство»; во-вторых, об отсутствии четких дифференциально-диагностических критериев для разграничения всех органических нарушений. Как следствие, неразрешенность этих вопросов негативно отражается на патопсихологической и психопатологической квалификации этих нарушений.

Система расстройств мышления в патопсихологическом аспекте (по Б.В.Зейгарник)

• Снижение уровня обобщения

• Искажение процесса обобщения

Таблица Перечень основных методик патопсихологической диагностики при нарушениях тех или иных сфер психической деятельности

Патопсихологический симптомокомплекс (синдром) – совокупность нарушений (особенностей) познавательных процессов, эмоциональных и поведенческих реакций, относительно специфичных для той или иной нозологии, имеющих в своей основе ряд системообразующих факторов и интегративных психологических механизмов.

«Слово — тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и неясным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, коверкающим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку— и вызвать слезу, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души».

Источник:
Ваш психолог
Сайт Ваш психолог. Работа психолога в школе. поможет психологу в его работе в школе. Документация психолога в школе, диагностические методики, коррекционная работа психолога, психологические особенности детей школьного возраста. Как работать с детьми школьного возраста – вы узнаете этом на сайте. Множество практических рекомендаций, программ, тренингов для работы с детьми и их родителями.
http://vashpsixolog.ru/primary-school-age/34-communicate/107-communication-junior-student-with-peers-and-adults

Общение младших школьников

Практический пример: Денис А., 8 лет. живет в неполной семье с матерью, которая официально нигде не работает, а занимается разведением и продажей элитной породы собак, живущих у них дома. В связи с этим от мальчика часто исходит резкий, неприятный запах. Учитель неоднократно в присутствии всего класса высказывала свое недовольство неопрятностью мальчика и по любому поводу демонстрировала свое негативное отношение к Денису, который также с трудом осваивает школьную программу. В результате против него настроился весь класс, в котором у него нет друзей и никто из одноклассников не хочет даже сидеть с ним за одной партой.

Постоянные неудачи, выходящие за рамки учебной деятельности и распространяющиеся на сферу неформального общения со сверстниками, приводят к тому, что у такого ребенка появляется ощущение собственной малоценности, заниженная самооценка, появляются попытки компенсировать различными способами свою личностную несостоятельность.

Поскольку в силу возрастных особенностей выбор адекватных средств личностной компенсации ограничен, то часто она осуществляется в различной степени осознанным противодействием школьным нормам и правилам, может проявляться в нарушениях школьной дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с детьми и взрослыми и др. В конечном итоге это приводит к полной утрате интереса к школе и может способствовать возникновению нервно-психических и психосоматических расстройств, формированию асоциальной личностной направленности.

В исследовании Н.М. Неупокоевой было выявлено воздействие характера общения с учителем на мотивы общения со сверстниками. Для решения этой задачи использовались индивидуальные беседы с учащимися, игровые методики, социометрия, метод Ньюстеттера (для изучения взаимоотношений детей в паре). Автором были установлены четыре вида мотивов общения со сверстниками.

1. Общение определяется успеваемостью и дисциплинированностью одноклассника.

2. Общение определяется нравственными качествами товарища.

3. Общение определяется положением сверстника в группе детей.

4. Общение определяется характером взаимоотношений сверстника со взрослыми (школьник стремится к общению с теми сверстниками, у которых сложились благополучные взаимоотношения со взрослыми).

Данные о взаимосвязи между характером общения с учителем и особенностями общения со сверстниками представлены в табл. 1.4. Дети с положительным отношением к учителю выбор друзей связывают в первую очередь с нравственными качествами товарища (50 % детей). Другая часть детей с таким же типом отношения к учителю выбирает друзей хорошо успевающих и дисциплинированных (22 % детей).

Взаимосвязь между характером общения ребенка с учителем и особенности его общения со сверстниками в массовой школе(в %)

Дети с конфликтным отношением к учителю выбирают друга чаще всего с благополучным положением в группе детей (его любят все дети, с ним играют). Отношения этих детей со сверстниками затруднены вследствие повышенной обидчивости, мнительности, эгоцентризма. В целом взаимоотношения первоклассников характеризуются неустойчивостью. Дети разобщены, их дружеские привязанности переменчивы и не вызывают глубоких переживаний. Устойчивые дружеские отношения имеют место у тех, кто был знаком до школы. В то же время объективные условия обучения ставят первоклассников в ситуации заинтересованности, сотрудничества. Но в силу отсутствия навыков коллективных взаимоотношений эта положительная тенденция порой не находит правильных средств воплощения (дети списывают, подсказывают и т. д.). Часто прибегают к помощи взрослых для разрешения конфликтных ситуаций, распространены жалобы друг на друга.

Общение младших школьников со сверстниками также проходит через призму учебной деятельности. В процессе совместной учебной работы у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель обучения у большинства первоклассников проходят робость и смущение от большого количества новых впечатлений. Младшие школьники начинают обращать внимание на поведение соседа по парте, устанавливают контакты с симпатизирующими им одноклассниками, которые проявляют сходство интересов. На первых этапах социально-психологической адаптации в новом коллективе у многих детей проявляются в целом несвойственные им черты характера (у одних – застенчивость, у других – развязность, агрессивность). Но по мере установления устойчивых взаимоотношений с одноклассниками каждый ребенок обнаруживает свои подлинные индивидуальные личностные свойства.

Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя. Младшие школьники в целом с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники и могут остро переживать из-за несоответствия этой оценки желаемой оценке. Но такие эмоциональные переживания чаще являются кратковременными, легко изменчивыми под влиянием оценки со стороны взрослых или учителя, мнение которого является для большинства младших школьников наиболее существенным и безоговорочным.

К концу младшего школьного возраста дети становятся все более самостоятельными и менее зависимыми от взрослых в оценке сверстников и обретают новую сферу жизни, полную своих собственных предпочтений и склонностей, своих взаимоотношений со сверстниками, постепенно значимость учителя в этом снижается и все большую роль начинает играть общение со сверстниками. Организуемая школой общественная жизнь детей формирует среди младших школьников общественное мнение, приводит к возникновению школьных традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя.

Оптимизации общения со сверстниками в младшем школьном возрасте способствует целенаправленная психолого-педагогическая работа по формированию коммуникативной успешности детей в образовательной среде, модель которой предложила И.А. Гришанова (рис. 1.4).

В младшем школьном возрасте меняется содержание и характер общения детей с родителями и другими близкими взрослыми. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного возраста сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам школьной жизни. Родители начинают по-новому контролировать младшего школьника в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние учебные задания, строго организовать режим дня и следовать ему. Возрастание и ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, повышает его ответственность за самого себя.

Рис. 1.4. Модель процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде.

Можно выделить несколько главных аспектов общения младших школьников с родителями:

• о процессе учебной работы в школе и дома;

• обсуждение вопросов, связанных с бытом семьи и организацией свободного времяпровождения ее членов;

• информирование родителей о своих делах и делах в школе;

• запрашивание информации у родителей по различным конкретным вопросам;

• запрашивание у родителей оценки своей деятельности и поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.

В семье, где ребенок проходит первичную социализацию, он учится на примере взаимоотношений между членами семьи поведению и формам отношений. В частности, на формирование свойств его личности оказывают влияние такие факторы, как характер отношений между родителями и детьми, стиль семейного воспитания, уровень семейной гармонии или дисгармонии. Исследования показали, что если у младших школьников дисгармония в отношениях с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают неуспешными, неспособными, или они не ощущают родительской поддержки, то у таких детей возрастает риск формирования негативных черт характера и возникают затруднения и проблемы в общении со сверстниками.

Валера В., 7,5 лет. Воспитывается в семье с либерально-попустительским стилем общения, где ему все позволено и нет никаких обязанностей и требований, он почти всегда добивается своего с помощью демонстративной обиды, капризов и требований. В классе Валера не может ни с кем подружиться, поскольку проявляет свою эгоистичность и конфликтность, не приучен уступать.

А.Я. Варгой выделены следующие типы детско-родительских отношений:

• Принятие/отвержение – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Либо родителю нравится ребенок таким, какой он есть, либо он воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого.

• Кооперация – социально желательный образ родительского отношения, при котором родитель высоко оценивает способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка и старается быть с ним на равных.

• Симбиоз – отражает межличностную дистанцию в отношениях с ребенком. При этом родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится оградить его от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка. Тревога родителя увеличивается, когда ребенок начинает обретать автономию.

• Авторитарная гиперсоциализация – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается во всем навязать свою волю, не в состоянии принять его точку зрения.

• Маленький неудачник – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При таком родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. В связи с этим родитель старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Таким образом, все компоненты системы общения и отношений ребенка с учителями, родителями и сверстниками тесно взаимосвязаны и опосредованы учебной деятельностью, поскольку главная особенность социальной ситуации развития младших школьников заключается прежде всего в том, что ребенок включается в учебную деятельность.

Источник:
Общение младших школьников
Практический пример : Денис А., 8 лет. живет в неполной семье с матерью, которая официально нигде не работает, а занимается разведением и продажей элитной породы собак, живущих у них дома. В связи
http://psyera.ru/obshchenie-mladshih-shkolnikov_9976.htm

Общение младших школьников

Самое главное, что может дать семья для младшего школьника, — научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время – потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка семья помогает ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять их как неизбежное и необходимое.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях поддерживаются прежде всего в семье и формируют у него потребность в признании не только а прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи он обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются (10).

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлектирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка самим родителям (10).

Общение в школе. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем не свойственные им черты характера (у одних — застенчивость, у других — развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми, каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности (4).

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети 9-10 лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны, и, главное, их легко изменить г оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным (4).

Л.И.Божович считала, что не отдельные формы общения, а сам школьный коллектив имеет решающее значение для развития личности младшего школьника (3). В коллективе школьников нет и не может быть «равностояния», здесь складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и, наклонностями занимает свое определенное место. Организуемая школой общественная жизнь детей с необходимостью приводит к формированию среди учащихся общественного мнения, к возникновению традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школьном коллективе. Итак, вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности (3).

Общение с учителем организует не только учебную деятельность, но и все формы жизни в школе. Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам — от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителями своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром (4). Авторитет учителя в младшей школе огромен, он обусловлен не только личными качествами учителя, но и социальной ситуацией в этом возрасте. Однако уже в следующем, в подростковом возрасте вся система общения в школе подвергается существенным изменениям.

Таким образом, в младшем школьном возрасте складывается новая детская общность. Взаимоотношения детей в классе не возникают сами собой; они имеют свою логику изменения и развития. На первых порах обучения школьники не проявляют особого внимания друг к другу, мало общаются, не интересуются успехами товарищей. Но постепенно взаимоотношения детей изменяются: они начинают присматриваться друг к другу, завязывать контакты, находить общие интересы. Совместная учебная деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связан- ные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами (14).

К концу обучения в начальных классах у детей возникает стремление занять определенное место среди товарищей. Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других. Мнение и оценки сверстников становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

Формирование системы связей и отношений среди младших школьников на основе учебной деятельности предполагает особую технологию ее развертывания. Сама по себе она не содержит предпосылок построения совместности ее субъектов. Более того, Д.Б.Эльконин отмечал, что одним из существенных противоречий учебной деятельности является то, что, будучи общественной по содержанию и форме осуществления, она вместе с тем индивидуальна по результату (усвоенные в процессе учебной деятельности знания и умения являются приобретениями отдельного ученика). Поэтому всегда есть опасность превращения учебной деятельности в деятельность, индивидуалистически направленную; при этом теряется ее общественной смысл. Подобная противоречивость препятствует установлению взаимных отношений среди учащихся, приобретению умений сотрудничества, формированию коллективистских черт характера и качеств личности (14).

Задачам общего психического развития, становления личности младших школьников отвечает совместная учебная деятельность. Роль совместной учебной деятельности младших школьников в становлении их субъектности исследовали В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и другие. Было выявлено влияние кооперации со сверстниками, характера их общения на развитие мышления у младших школьников. Координация точек зрения относительно учебного содержания, обмен и перераспределение учебными действиями образуют то социально-психологическое пространство, в котором оформляются индивидуально-психологические способности — самостоятельное мышление и понимание (13).

Источник:
Общение младших школьников
Самое главное, что может дать семья для младшего школьника, — научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время – потехе час», брать ответственность
http://studfiles.net/preview/4189394/page:38/

Общение младших школьников

Разместил (а): Кристиша

  • Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 42 кб.
  • Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой 56 кб.
  • Формирование духовности младших школьников 112 кб.
  • Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников 35 кб.
  • Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших 33 кб.
  • Индивидуальный подход учителя в обучении младших школьников 28 кб.
  • Педагогические средства развития культуры речи младших школьников 413 кб.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальной работы

Реферат на тему:

Межличностные отношения младших школьников

Выполнила: Бараница К. 285 гр.

Проверил: Шайдт Виктор Викторович

Упражнения на развитие умений общения у младших школьников

Список используемой литературы

Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них игры и учебы; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей. В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований к играм. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешиваться в них.

Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание, деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.

Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.

Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс). Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых. В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности.

Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:

в процессе учебной работы в школе и дома;

информирование взрослых о своих делах и делах в школе;

запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;

запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.

Содержания общения со взрослыми в семье определяется также бытом семьи и организацией свободного времяпровождения её членов. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или со старшими ребятами, в этом случае к взрослым прибегают как к арбитрам или защитникам. Инициаторами общения со взрослыми чаще всего бывают девочки.

Общение со взрослыми оказывает большое влияние на то, как складывается общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками. Как свидетельствуют данные известного украинского педагога А.В. Киричука, оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое влияние на желание ребенка общаться с тем или иным товарищем (это влияние становится менее эффективным по отношению к мальчикам раньше, чем к девочкам).

Контакты детей друг с другом возникают преимущественно по следующим причинам:

предыдущий опыт общения;

пространственная близость (место жительства, соседство в классе);

совместная деятельность и игры.

Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.

По степени эмоциональной вовлеченности можно выделить товарищеское и приятельское общение. Первое из них свойственно почти всем младшим школьникам и реализуется в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей. Приятельское общение (которое самими детьми, а вслед за ними часто и взрослыми называется дружбой) реализуется главным образом в процессе игр и связано в основном с общением лиц одного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола. Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.

Общение сверстников разных полов в младшем школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1-3 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства ребят. Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяются два типа подобного общения. Первый — это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия. Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в него школьников аналогично товарищескому или приятельскому общению со сверстниками своего пола.

Во втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как ребята, занимающие неблагоприятное положение в системе общения сверстников своего пола, так и занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе. Это общение чаще всего строится на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т.д. В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах.

Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений. Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10-20 и более лет.

По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на 2 группы:

ориентированных на общение дома и в школе;

ориентированных на общение на улице.

У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы. Для них характерен более широкий круг общения. Они больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных мероприятий (походов кино, парк и т.д.), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами разного возраста.

Для детей, ориентированных на общение дома и в школе, свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием. Они читают, рисуют, выпиливают, выжигают, лепят из пластилина и т.д. В уединении младшие школьники фантазируют и общаются с вымышленными партнерами. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей.

Упражнения на развитие умений общения у младших школьников

Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги.

Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:

настроение своего объекта;

последовательность действий объекта;

угадать, за кем наблюдает объект. Проследить, как он делает это и маскирует слежку.

На наблюдение дается 5 минут. Дети расходятся по комнате, им предоставляется полная свобода действий.

После этого дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях: кто заметил наблюдающих, воспроизводят действия своего объекта и т.д.

В результате данного тренинга развивается внимание, можно проследить предпочтения детей при выборе партнера в общении (выберет объектом того, кто интересен) и т.д.

Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Формирование навыков невербального общения.

Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.

Упражнение на сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

Комплимент — это любезные приятные слова, похвала, лестный отзыв, одобрение внешности, поступков, характера, действий. Доброе отношение к человеку, видение в нем лучшего. Детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств.

Упражнение на развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность; формирование значимости для ребенка мнения окружающих и т.д.

Список используемой литературы

"Коммуникативная культура педагога" Неупокоева Н.М. Курган, 2004 г.

"Психотренинг. Игры и упражнения"

Источник:
Общение младших школьников
Тема: Общение младших школьников. Тип: Реферат. Источники: 2 шт. 1988-2004гг. В работе есть: план Язык: русский. Разместил (а): Кристиша. Размер: 15 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Особенности межличностных отношений и общения младших школьников. Упражнения на развитие умений общения у младших школьников. Эмоционально-смысловые доминанты общения детского типа: познание деятельность и игра.’
http://coolreferat.com/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%88%D0%B8%D1%85_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

25 комплиментов для мужчины 16 бесценных примеров, как делать комплименты мужчине16 бесценных примеров, как делать комплименты мужчине Вспомни, когда… (3)

Как отомстить девушке за предательство Как отомстить девушке за измену?Приветствуем вас! В сегодняшней статье мы расскажем о том, как отомстить… (3)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (3)

Поздравление подруге с юбилеем 30 лет Поздравление подруге с юбилеем 30 лет Прикольное поздравление подруге Клубиться, тусить, зажигать, веселиться В прекрасного… (2)

Личностная характеристика человека пример Личные качества в резюме - пример. Что написать в личных качествах в резюме для приема… (2)

COMMENTS