Общение как взаимодействие

Общение как взаимодействие

12.4. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цель совместной деятельности – центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности – совместные действия, т. е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия: 1) направленное на сотрудничество и кооперацию и 2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, включает в себя субъектов возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Социально-психологический анализ позволяет выделить четыре типа конфликта:

– внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности – например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

– межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

– личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

– межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

В динамике конфликта выделяют следующие четыре основные стадии.

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта».

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т. е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

3. Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. К. У. Томас и Р. Х. Килман выделили следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

2) компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;

4) приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

5) конкуренция – соперничество, открытая борьба за свои интересы.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

4. Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений). Таким образом, можно назвать четыре возможных типа разрешения конфликтов:

1) полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации – например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

2) частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

3) полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;

4) частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Источник:
Общение как взаимодействие
Автор: Макарова И, 12.4. Общение как взаимодействие — Психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/97640/88/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html

Общение как взаимодействие

Общение – неотъемлемая часть человеческого бытия.

Человек – существо общественное, поэтому в процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействия могут происходить на разных уровнях, одним из которых является общение. Это — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми (или разумными в той или иной степени существами). Как правило, общение сопровождает практическое взаимодействие людей. Этот процесс становится более полным, если люди озадачены общими целями и представлениями об их достижении. Общие цели и взгляды создают почву для доверия и понимания.

Общение – это особая форма взаимодействия, возможная между, как минимум, двумя разумными существами (это не обязательно люди), в результате которого происходит обмен информацией, выраженной в тех или иных формах. Известно множество различных систем передачи информации, одной из которых является язык, то есть, человеческая речь. Существуют и другие системы обмена информацией, дополняющие речевое общение (жесты, цвета, запахи, однако следует помнить, что в разных культурах их значение различно). Таким образом, можно сказать, что общение – это особая форма деятельности нескольких существ, приводящая к возникновению психических контактов и связей, которые обеспечивают взаимный обмен информацией. Зачастую общение происходит с различными эмоциональными проявлениями, однако, эмоции не обязательный компонент общения.

Общение как межличностное взаимодействие возможно только между разумными существами. Например, это могут быть люди и/или некоторые из китообразных. На сегодняшний день считается, что другие виды, не могущие выступать в роли субъектов, нельзя считать обладающими личностью в полной мере. Это вопрос спорный и недостаточно изученный, в особенности, если речь идет о высших приматах, а также о других стадных и стайных, которые разумны на своих уровнях.

Предполагается, что вопрос о возможности развития личности у того или иного организма зависит от наличия второй сигнальной системы.

Феномен общения неизменно вызывает интерес ученых: психологов социологов, биологов и философов. В каждой из наук общение рассматривается по-разному с различных точек зрения.

Сама ситуация общения возможна благодаря функционированию так называемых социально-психологических механизмов. Рассмотрим некоторые из них.

Источник:
Общение как взаимодействие
Общение – неотъемлемая часть человеческого бытия. Человек – существо общественное, поэтому в процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействия могут происходить на
http://womanadvice.ru/obshchenie-kak-vzaimodeystvie

Общение как взаимодействие

Указание на факт взаимодействия в процессе общения представляет собой наиболее общую характеристику последнего, равно как и любого другого природного или социального явления.

Рассмотрение общения как процесса взаимодействия вместе с тем крайне существенно и для понимания его природы, структуры, механизмов и законов функционирования.

Огромно значение взаимодействия людей и как фактора общественного развития, определяющего воспроизводство существующих социальных отношений.

Идея взаимодействия как принцип подхода к пониманию социально-психологического общения, его места и роли в социальной жизни общепринята и получила распространение среди социологов и психологов.

Проблема межиндивидуального взаимодействия ставится и по-разному освещается в работах ведущих американских социологов Т. Парсонса, К. Янга, Л. Фримена, П. Сорокина и др. По мнению Т. Парсонса, элементарное взаимодействие индивидов составляет содержание первичного уровня социальной структуры [28, с. 30]. Аналогичного мнения придерживаются и другие социологи. Взаимодействие между двумя и более человеческими индивидами сейчас признается в качестве основного объекта исследования и единицы, подлежащей социологическому анализу.

К. Янг и Л. Фримен отмечают, что концепция взаимодействия всегда рассматривалась как центральная и в социальной психологии, и в социологии, поскольку человек с самого момента рождения является неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных единиц.

Структура взаимодействия. Основными компонентами в процессе взаимодействия между людьми являются они сами, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.
Не менее существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния друг на друга.

Даже в таком, казалось бы, чисто символическом акте межиндивидуального взаимодействия, каким является восприятие человека человеком, присутствуют все необходимые компоненты рассматриваемого процесса. Восприятие человека человеком вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной стороной процесса любой совместной деятельности людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде. Весь процесс, начиная с воздействия одного человека и кончая ответной реакцией на него воспринимающего, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия человека с другим человеком в определенной ситуации (А. А. Бодалев).

Я. Щепанский предпринял попытку обобщенной и систематической характеристики структуры общения как процесса взаимодействия. Взаимодействие, по его мнению, представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

Взаимодействие, таким образом, складывается из действий. Каждое же социальное действие представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов: а) действующий индивид, б) объект действия или индивид, на которого действуют, в) средства или орудия действия, г) метод действия или способ использования средств, д) реакция индивида, на которого действуют, или результат действия.

Взаимодействие как физический и как духовный контакт. Структурная характеристика общения как взаимодействия не исчерпывается указанием на основные элементы данного процесса. В целом взаимодействие в структурном отношении может рассматриваться как процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного вербального или невербального информационного контакт.

Исторически первыми формами человеческого общения были как раз такие взаимодействия между индивидами, которые предполагали главным образом упорядочение, интеграцию, кооперацию и дифференциацию их усилий и не затрагивали до поры до времени сферу духовного, интеллектуального контакта.

Первоначально язык, или, точнее сказать, речевые рефлексы, выступали только как средство социального взаимодействия, без всякой мыслительной функции. И лишь позже речь становится самым важным орудием нашей мысли (Б. Ф. Поршнев).

Естественно, что аспект совместной групповой пространственно-временной деятельности как один из моментов взаимодействия заслуживает внимания и самостоятельного изучения.

Нельзя не учитывать вместе с тем, что совместная групповая деятельность в процессе общения находится в прямой зависимости от уровня информационного, а в определенном смысле и духовного контакта между людьми и что, наконец, сами способы как групповой кооперации, так и информационной связи в процессе взаимодействия имеют относительно самостоятельное значение. А из этого следует, что в структуре общения можно различать следующие основные аспекты, характеризующие взаимодействие как процесс:
а) совокупной, кооперативной деятельности;
б) информационной связи;
в) взаимовлияния;
г) взаимоотношения;
д) взаимопонимания.

Вся структура общения как процесса взаимодействия должна рассматриваться исторически и в динамике. Есть основание, в частности, предполагать, что такие пласты взаимодействия, как взаимоотношение и взаимопонимание, получали развитие постепенно, лишь по мере дифференциации межиндивидуальных и социальных отношений и по мере формирования человеческой личности.

Источник:
Общение как взаимодействие
Указание на факт взаимодействия в процессе общения представляет собой наиболее общую характеристику последнего, равно как и любого другого природного или социального явления. Рассмотрение общения
http://psyera.ru/obshchenie-kak-vzaimodeystvie_9767.htm

Общение как взаимодействие

Интерактивность обозначает ту часть взаимодействия людей, которая связана с непосредственной организацией совместной деятельности.

Общение в широком смысле слова (реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле (обмен информацией) и интеракцию. Коммуникация возникает в процессе совместной деятельности, вследствие ее. В результате люди обмениваются и информацией, и действиями.

В рамках подхода интеракционизма выделяют ролевой подход (Мид, Блумер, Кун). Суть этого подхода: взаимодействие ролей в обществе, количество ролей зависит от социального взаимодействия, в которого вволечен субъект.

Дж. Мид, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе, как его воспринимает партнер по общению.

Эксперименты: тюремный эксперимент Зимбардо, эксперимент «третья волна» Рона Джонса, эксперимент Шехтера с девушкой и мостами (страх напрямую связан с повышенным восприятием прекрасного).

Есть несколько подходов к описанию структуры взаимодействия.

Теория социального действия Т. Парнсона.

В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.

— объект, на который направлено действие

— ценности каждого участника

— ситуация, в которой происходит действие.

Критика: эта схема неприменима на практике, она слишком абстрактная. Невозможно анализировать содержание действий, т.к. оно задается социальной деятельностью в целом. Утрачен социальный контекст, социальная деятельность выводится только из особенностей психологии индивида, а не из общественных отношений.

Теория стадий развития взаимодействия Я. Щепаньский (польский социолог).

Главное понятие – социальная связь.

Социальная связь – это последовательное осуществление:

— психического контакта (взаимная заинтересованность)

— социального контакта (совместная деятельность)

— взаимодействия (постоянное осуществление действий с целью вызвать реакцию партнера)

— социальных отношений (взаимно сопряженные системы действий).

Теория Эрика Берна, транзактный анализ

Транзактный анализ – направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, учета ситуаций и стиля взаимодействия.

Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок (это психологическое описание стратегии поведения при взаимодействии). Позиция Ребенка – «хочу!», позиция Родителя – «надо!», позиция Взрослого – «“хочу!” + “надо!”».

— пересекающиеся (один говорит с одной позиции, другой – с другой).

Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.

Ситуации взаимодействия:

1) Классификация ситуаций взаимодействий Леонтьева:

2) Классификация ситуаций взаимодействий М. Аргайла:

— официальные социальные события

— случайные эпизодические встречи

— формальные контакты на работы, в быту

— ассиметричные ситуации (в быту, руководстве и т.д.).

3) Классификация ситуаций взаимодействий Э. Берна:

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Стили взаимодействия:

1) Ритуальный стиль. Задан культурой. Цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о своей компетентности в ней, этот стиль не призван изменить другого в общении. Например, в американской культуре на вопрос «Как дела?» принято отвечать «Прекрасно!» вне зависимости от релаьного положения вещей.

2) Мунипулятивный стиль. Цель – намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Феномен «нога-в-дверях»: сначала человеку предлагают пойти на уступку, а затем незаметно подчиняют его навязанному мнению.

3) Гуманистический стиль. Цель – изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка.

При использовании каждого типа используются разные приемы самоподачи.

Источник:
Общение как взаимодействие
Интерактивность обозначает ту часть взаимодействия людей, которая связана с непосредственной организацией совместной деятельности. Общение в широком смысле слова (реальность межличностных и
http://studopedia.ru/5_43352_obshchenie-kak-vzaimodeystvie.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Борьба девушек с парнями Виды ЕдиноборствСмешанный борцовский поединок в Венгрии, 2015 Смешанный поединок по армрестлингу. Турнир Золотая Рука в… (1)

Характеристика на неблагополучную семью Социальная характеристика семьи образец Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы… (1)

Модели общения Модели общенияПомимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих… (1)

Любовь скорпиона мужчины Мужчина скорпион в любвиЗнак Скорпион-мужчина – это «лед и пламень», абсолютный внешний самоконтроль и пылающая… (1)

Благодарность мужу в прозе Благодарность мужу в прозеСПАСИБО дедам и отцам за ПОБЕДУ! Низкий ВАМ поклон! Живу для тех,… (1)

COMMENTS