Общая характеристика памяти

Общая характеристика памяти

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти до сих пор не выработано. Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.

Физическая теория памяти. Согласно этой теории нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) — основой индивидуальной памяти.

Биохимическая теория памяти. Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс — акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

Информационно-кибернетическая теория памяти связана с появлением вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.

Психологические теории памяти. В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное, гештальт-теорию, смысловую теорию памяти, теорию деятельности. Так, суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов. Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает. Эта деятельность субъекта и определяет запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:

пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);

иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

Назовем факторы, влияющие на забывание:

характер информации и степень ее использования;

интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);

подавление (по З. Фрейду — торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

Характеризуя качества памяти, психологи выделяют скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти). Оба параметра (количество повторений и время) изменяются по шкале "быстро-медленно" и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

. профессор, член экспертного совета ВАК Российской Федерации по педагогике и психологии. … 1.3. Трудовой коллектив и его развитие. 1.4. Социально-психологические феномены.

В дни фестиваля я познакомился с доктором Споком, провел с ним много времени, обсуждая различные проблемы педагогики и психологии.

Барабанщиков А. В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2115 "Нач. воен. обучение и физ.

*Психология и педагогика / Сост. … • проективные методы, основанные на выводах психологической науки о том, что субъект сознательно или неосознанно переносит.

* Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. В.В. Богословский и др. … ** Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986.

**Психологический словарь. — М.: Педагогика — Пресс, 1996. … Организационное поведение базируется на исследованиях экономической психологии и экономической социологии, однако.

• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии

Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. . bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/2.htm.

М. Н. ФИЦУЛА, Р. М. ХМУРИЧ, преподаватели кафедры педагогики и психологии педагогического института.

16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

Общая характеристика памяти

Общая характеристика памяти — раздел Педагогика, Основы психологии и педагогики Процессы Запоминания, Сохранения И Воспроизведения Человеком Его Опыта Наз.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти до сих пор не выработано. Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.

Психологические теории памяти. В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное, гештальт-теорию, смысловую теорию памяти, теорию деятельности.

Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на различных уровнях:

— на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти),

— на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека),

— на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал),

реминисценция – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала), подавление (по З. Фрейду – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

Характеризуя качества памяти, психологи выделяют:

скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти),

скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти).

Оба параметра (количество повторений и время) изменяются по шкале «быстро-медленно» и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Общая характеристика памяти

Сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает п

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении

Общая характеристика процессов памяти. Память – это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным его использование.

Процесс запоминания зависит также от сознательной установки на запоминание.

Общая характеристика психических процессов. Их отличие от состояний и свойств.

К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой инфор. подробнее ».

Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой – процессов поведения.

Общая характеристика процессов памяти. Память – это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным его испол. Понятие сензитивных периодов в психологии.

Общение: функции, средства и психологические характеристики. Сенсорно-перцептивные процессы.

Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью.

Общая характеристика познавательного и личностного развития.

Процессы памяти функционируют эффективнее, если создан соответствующий мотив, опирающийся на эмоциональный внутренний мир человека.

Характеристика основных хозяйственных процессов. Производственная или хозяйственная деятельность предприятия состоит из трех основных хозяйственных процессов: снабжения, производства и реализации продукции.

Характеристика процесса обучения. Процесс – это смена состояний системы деятельности. Эта система реализуется, прежде всего, самими людьми и не существует отдельно от них.

Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой.

найдено похожих страниц:10

Определение и общая характеристика памяти

Память — психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память — это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.

Люди всех времен относились к памяти как к большой ценности. Греческая мифология рассматривала память как дар богов, которому покровительствовала Мнемозина — богиня памяти. Подчеркивая значение памяти в жизни человека, И. Сеченов заметил, что не будь у людей памяти, они бы чувствовали себя всю жизнь как новорожденные. Каждую секунду жизни они бы познавали окружающий мир заново. Замечено, что люди, известные всей планете своими профессиональными достижениями, обладали хорошей памятью.

Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек полностью лишенный способности запечатлять, сохранять узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память. Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой». Эти слова вряд ли у кого вызовут сомнения. Трудно представить себе жизнь без памяти. Человека не мучила бы совесть за содеянные ранее аморальные поступки, он не мог бы гордиться тем, чего достиг, никогда бы не познал радость уважения к себе и чувство любви.

Приведенное выше общее определение памяти отражает ее психологическую сущность, но не является единственным. Обычно авторы дают такие формулировки памяти, которые более близко отражают решаемые ими конкретные задачи. Так, психолог, исследующий поведение крысы, которая «по памяти» направляется в ту или иную сторону в зависимости от уровня освещенности пути, говорит о памяти ка.к о способности этого животного длительно хранить информацию и реагировать на усвоенные сигналы соответствующим образом. Конечно же, память человека не отвечает такому определению. Ясно, что процессы памяти, например, дипломата, воспроизводящего и обдумывающего смысл давнего разговора с министром иностранных дел страны пребывания, отличаются от «реактивной» памяти крысы.

Относительно памяти человека определения звучат несколько иначе. Например:

Память — это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Память — процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.

Память — психическая функция сохранения информации о стимулах, событиях, образцах, идеях и т.д. после того, как оригинальные стимулы больше не представлены.

Но и подобных определений явно недостаточно, чтобы успешно оперировать понятием «память» при изучении ее различных аспектов. Память многолика, и в этой связи термин «память» обычно употребляется вместе с прилагательным (ассоциативная, генетическая и т.д.). Это позволяет установить четкие границы его применимости в каждом конкретном случае.

Источники:
Общая характеристика памяти
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/15.htm
Общая характеристика памяти
Общая характеристика памяти Педагогика Основы психологии и педагогики. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c13/4edo5/p25/
Общая характеристика памяти
Память – это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным его использование. Память является основой психической деятельности. Она связывает прошлое, настоящее и будущее и я
http://cribs.me/obshchaya-psikhologiya/obshchaya-kharakteristika-protsessov-pamyati_
Определение и общая характеристика памяти
Память — психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память — это следовое
http://psyera.ru/opredelenie-i-obshchaya-harakteristika-pamyati-1325.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Смс парню в армию своими словами Смс любимому парню в армиюТы в мыслях каждый час и каждый миг, Мой самый нежный,… (5)

Как возбудить мужчину деву Все о мужчине ДевеМужчина-Дева симпатичен, спокоен, разумен, надежен, вдумчив, заботлив. Он успешен в делах, мил,… (4)

Если мужчина говорит ты моя женщина 11 фраз, которые говорит мужчина, когда ты ему действительно нравишься11 фраз, которые говорит мужчина, когда… (3)

Как свести с ума мужчину стрельца Как влюбить в себя мужчину СтрельцаБлагодаря своей восторженности Стрелец влюбляется очень легко. И часто. А… (3)

За что скорпионы любят рыб Женщина Рыбы Мужчина СкорпионОтношения женщины Рыбы и мужчины Скорпиона совершенно безветренны, напоминая собой тихую и… (3)

COMMENTS