Общая характеристика общения

Общая характеристика общения

Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.

В методологическом плане категория общения является интегративной, объединяющей категории: образа, мотива, действия, личности. Эта категория является системообразующей в подходе ряда авторов. Она выделена как главная у Ломова: он рассматривал общение как процесс, результат и сущность становления развития личности и группы. Э.Эриксон положил принцип общения в основу возрастной периодизации и личностного развития человека, выделяя две линии развития человека в зависимости от того, как формируется его отношение и общение с др. людьми. Выготский отмечал в культурноисторической теории общение как социально обусловленный фактор, как средство развития человека, когда он попадает в зону ближайшего развития.

1. Невербальное – без применения речи.

2. Вербальное – посредством знаковой системы речи.

1. Формальная – обусловлена социальными функциями, регламентирована по форме и содержанию.

2. Неформальная – установление отношений, которые наполнены субъективноличностным смыслом. Высшая форма – любовь и дружба.

Структура общения (3 аспекта):

1. Коммуникативная сторона – передача информации, обмен информацией участниками общения. Условие: владение участниками средствами общения.

2. Интерактивная сторона – взаимодействие, обмен не только информацией, но и их действиями. Влияние на поступки др. людей. Применение императива – степени требования предъявляемого другому лицу: категорический императив, пожелание, рекомендации, совет, инструктаж.

3. Перцептивная сторона – восприятие друг друга партнерами по общению и оценка возможности взаимопонимания. Поиск сходств систем ценностей.

Общение как обмен информацией (КО) предполагает:

1. КО предполагает рассмотрение особенностей коммуникативных барьеров возникающих при взаимодействии людей (язык, сленги, жаргоны, установки к субъекту коммуникации, ожидания в отношении к смысловой составляющей информации).

2. Отношение человека к процессу результату общения в информационном плане.

3. Выделение аксиальной коммуникации – это индивидуализированная, персонифицированная коммуникация (пол, возраст, ценностные ориентации, национальность).

4. Ретиальная коммуникация (сетевая) направленная на массовый коммуникативный процесс.

Леонтьев выделял личностноречевую и социальноречевую ориентацию по содержанию коммуникаций.

1. Кооперация – взаимодействие построенное на объединении усилий, на учете индивидуальных сильных или слабых сторон субъекта общения.

Источник:
Общая характеристика общения
Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера (псих.словарь). Общение удовлетворяет особую по
http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/27786-obschaya-harakteristika-obscheniya-vidy-funkcii-i-storony-obscheniya-obschenie-kak-obmen-informaciey-verbalnaya-i-neverbalnaya-kommunikaciya.html

Общая характеристика общения

1. Общая характеристика общения. Общение как форма взаимодействия 5

2. Специфика и тенология педагогического общения 8

3. Стадии педагогического общения и технология их реализации 10

4. Стили общения учителя 12

5. Проблемы педагогического общения 13

Список литературы 17

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компе¬тентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практичес¬кой готовности в целостной структуре личности и характери¬зует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную мо¬дель компетентности педагога, отображая научно обоснован¬ный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретичес¬кого и практического опыта.

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.

Цель работы – раскрыть сущность педагогического общения.

1. Дать общую характеристику общения.

2. Изучить понятие и технологию педагогического общения.

3. Рассмотреть стадии и стили педагогического общения.

4. Выявить проблемы педагогического общения.

Рассмотрим общие характеристики общения с тем, что бы с этих позиций охарактеризовать в дальнейшем педагогическое общение обучающего и обучающихся. А.А. Леонтьев выделяет следующие его характеристики: контактность, ориентированность, направленность, психологическую динамику процесса. В последней редакции они определены как специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическая динамика. Содержание специализации общения подчёркивает важность объединения всех средств – вербальных и невербальных для повышения эффективности речевого воздействия, контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого общения и его восприятия.

Важной характеристикой общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями воздействия словесной информации.

Добавим ещё две характеристики общения: реперезентативность полиинформативность. Первой обозначается субъектная представленность говорящевого в тексте, второй – многоплановость речевого общения, где реализуется одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.).

Репрезентативное общение предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, их культурный уровень, возраст, пол, интересы и т.д. Особое значение приобретает анализ речевого общения-текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Не менее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Она заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания.

Обобщая выше изложенное: речевое (вербальное) общение описывается, по меньшей мере, семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.

Определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В.Н. Панорёв выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение соответственно и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, познавательный и регулятивный.

Б.Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную; аффективно-коммуникативную, подчёркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приёма и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффектного компонента.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания) имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие, и на обучающихся в целях их личностного развития, но и на то, что является основным для самой педагогической системы – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений.

Педагогическое общение – есть форма учебного взаимодейсвия, сотрудничества учителя и учеников. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств.

Функционально – это контактное, информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полнообъектной направленностью, полуинформативностью, высокой степенью репрезентативности.

Добавим, что педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно определяется тройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной. Учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающего. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, имеет принципиально новое качество.

«…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, — тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов».

Таким образом, обучающая, воспитывающая функции составляют единство педагогического общения.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения.

В.А. Канн-Калик, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребёнка положительные отношения к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путём проб и ошибок.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обуславливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподаёт.

Источник:
Общая характеристика общения
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть
http://spimash.ru/2007/06/21/obshhaja-kharakteristika-obshhenija..html

Общая характеристика общения

Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения

Общая характеристика. Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками (в узком смысле). Существует множество теорий, где рассматриваются виды общения.

Если за критерий берется содержание процесса, то мы можем выделить следующие виды:

1. Материальное общение – обмен предметами деятельности.

2. Когнитивное общение – обмен знаниями.

3. Эмоциональное общение – обмен эмоциональными состояниями.

4. Мотивационное общение – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности.

5. Деятельностное общение – обмен действиями.

Если за критерий берется мотив общения: 1. Модальное общение – мотивы участников лежат в самом общении. 2. Диктальное общение — мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное.

Функции общения: 1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи. 2. Информационная – обмен информацией. 3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности. 4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности. 5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга. 6. Эмотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера. 7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений. 8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.

Стороны общения: 1. Коммуникативная сторона – обмен информации. 2. Интерактивная сторона – общение как взаимодействие. 3. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнерами друг друга.

Источник:
Общая характеристика общения
Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения – Психология и Педагогика
http://cyberfac.ru/publ/psikhologija/psikhologija_i_pedagogika/obshhaja_kharakteristika_obshhenija_vidy_funkcii_i_storony_obshhenija/21-1-0-757

Общая характеристика общения

Социальную жизнь человека составляют две стороны – деятельность и общение. Поэтому, изучая человека, недостаточно знать, какую деятельность он выполняет, необходимо также изучать особенности его общения. Необходимость общения обусловлена самой совместной жизнедеятельностью людей. Вне общения не может развиваться человеческое общество. Без общения невозможно было бы и психическое развитие ребенка, усвоение им социального опыта и развитие личности в целом.

Общение является одной из основных категорий психологии. В отечественной психологии общение часто связывают с категорией деятельности, но дается и самостоятельная характеристика общения.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимание другого человека.

В общении выделяются три стороны – коммуникативная сторона, интерактивная и перцептивная сторона.

Коммуникативная сторона – это обмен информацией между людьми (идеями, чувствами, установками, интересами и т. п.).

Передача любой информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения, которые используют свою знаковую систему.

На вербальном уровне основным средством передачи информации является речь, то есть система фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе обращения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию.

Но чтобы состоялось речевое общение, необходимо наличие общих, одинаковых средств и правил передачи мысли. Этим общим, системой правил, служит язык. Язык, представляя собой систему словесных знаков, является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Речь – процесс пользования языком, то есть процесс общения, обмена мыслями, взаимного понимания.

Язык и речь неразрывно связаны и представляют собой единое целое.

Язык – общественно‑историческое, обусловленное национальными особенностями явление. Речь – это общечеловеческое явление, вместе с тем в каждом отдельном случае речь строго индивидуальна. Эта индивидуальность объясняется разным уровнем владения языком (словарным запасом, грамматикой, фонетикой). Индивидуальность речи проявляется в ее построении, произношении и т. п.

Различают три основных вида речи: устная, письменная и внутренняя.

Устная речь представляет собой обычную разговорную речь, которой человек пользуется при непосредственном общении с другими людьми.

По своей форме, в зависимости от определенных условий общения, устная речь может быть диалогической или монологической.

Диалогическая речь – это разговор между двумя или несколькими собеседниками, когда ставятся вопросы, тут же находятся ответы на них, высказывается одобрение или возражение и так далее.

В обычном разговоре диалогическая речь не имеет специально преднамеренного характера и предварительного, заранее подготовленного плана. Как правило, содержание, характер диалогической речи определяется непосредственными условиями разговора, конкретным содержанием разговора. Диалогическая речь характеризуется большей свободой в построении связной и развернутой речи, чем речь монологическая и особенно письменная. Это объясняется непосредственностью условий разговора, а также тем, что, как правило, собеседники находятся в одинаковой обстановке, воспринимают одни и те же факты и явления, говорят об одном и том же и вследствие этого легко понимают друг друга, не пользуясь своими мыслями в развернутой речевой форме.

Большое место в практике общения людей занимает монологическая речь, проявляющаяся в разнообразных устных и письменных выступлениях. Монологические формы речи – это лекции, доклады, выступления на собраниях, объявления, приказы, различные устные и письменные сообщения.

Монологическая речь является более сложной и трудной формой речи по сравнению с диалогической. Монологические выступления требуют предварительного продумывания и планирования. Являясь относительно развернутой, монологическая речь по своему содержанию и грамматической форме во многом совпадает с письменной речью.

Письменная речь является такой же широкой формой общения, как и устная речь. Однако обмен мыслями, знаниями в устной и письменной речи происходит по‑разному. Устная речь основывается на членораздельных звуках. Письменная речь представляет собой графические изображения, выраженные с помощью письменных знаков (букв), каждый из которых обозначает конкретный звук устной речи.

Особенностью письменной речи является то, что письменная речь как в плане исторического развития, так и в жизни конкретного человека возникает позже устной речи и формируется на ее базе. Из‑за отсутствия непосредственного контакта между пишущим и читающим письменная речь является более развернутой и связной по сравнению с устной речью. Роль письменной речи значительно повышается в связи с тем, что она раздвигает границы, пределы общения между людьми и расширяет возможности познания действительности.

Внутренней речью называется речь «про себя».

Внутренней речью человек пользуется в процессе мышления. Часто внутренняя речь предшествует такой же по содержанию письменно или устно выраженной мысли. Причем мысль, недостаточно оформленная во внутренней речи, так же неотчетливо выражается и во внешней (письменной или устной) речи.

Невербальные средства общения можно разделить на 4 группы: оптико‑кинетическую (мимика, жесты, пантомимика), пара– и экстралингвистическую (интонация, тембр, темп речи, паузы, кашель и т. п.), пространственно‑временную организацию общения, визуальный контакт (контакт глаз).

Интерактивная сторона общения описывает его как взаимодействие. Выделяют несколько стратегий взаимодействия:

1. Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение потребностей участников взаимодействия.

2. Компромисс – реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.

3. Уступчивость – предполагает жертву собственных целей для достижения цели партнера (альтруизм).

4. Избегание – уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

5. Противодействие – предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера.

Выделяют также различные типы взаимодействия, например кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Перцептивная сторона общения включает восприятие и понимание человека человеком. Выделяют 4 основные функции социальной перцепции – познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.

Для эффективного понимания друг друга в процессе общения задействуются различные межличностные механизмы:

1. Идентификация – уподобления себя другому человеку.

2. Эмпатия – сочувствие, сопереживание другому человеку.

3. Рефлексия – способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

4. Каузальная атрибуция – приписывание причин поведения партнера по общению.

Знание закономерностей общения и возможностей развития коммуникативных свойств личности очень важно для педагога. Свои профессиональные задачи он выполнит в том случае, если сможет включить учеников в совместную с ним деятельность, обеспечить обмен информацией, взаимодействие, взаимоотношение, взаимопонимание с детьми с помощью различных коммуникативных средств.

Педагогическое общение, по А. А. Леонтьеву, – это общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально‑психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Источник:
Общая характеристика общения
Социальную жизнь человека составляют две стороны – деятельность и общение. Поэтому, изучая человека, недостаточно знать, какую деятельность он выполняет, необходимо также изучать особенности его
http://studopedia.ru/9_226151_obshchaya-harakteristika-obshcheniya.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Красивое письмо парню в армию Красивое письмо любимому в армиюЛюбимый человек не может быть рядом по долгу службы, а вы… (3)

Что чувствует мужчина когда он внутри женщины Что чувствует мужчина, когда входит в женщину?Нечто среднее между предчувствием оргазма, первым в жизни поцелуем… (3)

Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (3)

Человек который не любит людей Если человек не любит животныхКак вы относитесь к людям, которые не любят животных? У вас… (3)

Поздравления с 30 летием дочери от мамы в прозе Поздравления с 30 летием дочери от мамы в прозе Главная > Поздравление с днем рождения… (3)

COMMENTS