Нормы этикета в повседневной жизни

Аналитика культурологии

обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда

Аннотация:

Этикет — есть совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет — составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Текст статьи:

Следует отменить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Это особенно характерно для студенческой среды, как мобильной и динамичной социальной группы.

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, содержащее в себе потенциал непосредственного влияния на будущее общества. Изучение такого социального слоя, как студенчество, характеризующегося наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, позволяет наиболее полно выявить изменения во взаимоотношениях со всеми элементами структуры общества. Этикет в повседневной культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет не только направляет свои усилия на интеграцию, на взаимодействие студентов, но, также подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные различия (пол, общественное положение, степень знакомства, родства и т. д.), точно указывая каждому его место в общественной иерархии и определяя набор «допустимых — недопустимых» («приличных — неприличных») действий в соответствии с этим статусным положением человека. [3] Это напрямую связано с многообразием специальностей существующим в современных университетах и Вузах. Очень часто студенты разных факультетов имеют сложности в общении.

Динамичность изменений культурной ситуации в студенческом социокультурном пространстве Вуза обуславливает изучение этикета в повседневной культуре студенчества, что даёт возможность осуществлять профилактику культурных различий между студентами, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в непредсказуемых и непрограммированных ситуациях столкновения культур.

Этикет, правила приличия, манеры — все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства. Нас приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний вид, эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. д. Но, как писал в свое время Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету. [4]

Общественный интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников). Свидетельством тому стали повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых, гувернанток и предпринимателей, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами.

Современный этикет наследует обычаи всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются членами не только какого-то одного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе.

Студе?нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России — все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся. [38]

Студенты очного отделения обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачёты и экзамены, выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, подработках, общественно-политической жизни.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество — это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в Вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в Вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что Вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Культура повседневности студентов — мир повседневной жизни и повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной и культурной среде. Основными сферами (составляющими) культуры повседневности студентов выступают: труд (учеба), досуг (отдых, свободное время), агрессия (борьба), игра (игровое начало человека), любовь и сексуальность.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Этикет в повседневной культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента как и культура общения выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Существенной проблемой изучения проявления этикета в повседневной культуре студенчества в том, что человек под наблюдением ведет себя должным образом. Тогда проявление культуры студентов выбрано ими на основе избегания неприятностей, а не на основе качественных личностных характеристик. Это усвоенное поведение под контролем может измениться в нестандартной ситуации. В поведении студента проявляются особенности его характера, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и прочее.

В последние годы наблюдается снижение количества абитуриентов в связи со спадом рождаемости в 1988-1997 годах. Из-за демографического спада Вузы вынуждены принимать абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ. Таким образом поступить в Вуз может любой желающий, не зависимо от его умственных способностей и знаний. Это приводит к понижению уровня студенческой жизни, что ведёт к ещё большему расслоению студенческого общества.

Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах. Он состоит из:

1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

Конечно, отнюдь не все студенты соблюдают базовые нормы и ценности, которые присущи всем людям. Но, на основе выше сказанного, был сформирован кодекс современного студенчества. Совокупность личностных качеств воплощает в себе этикетные нормы присущие студенческой молодёжи:

  1. Стремление к получению качественного образования;
  2. Честность;
  3. работоспособность;
  4. Уважение;
  5. Умение любить и быть любимым;
  6. Сохранение достоинства;
  7. Умение делать правильный выбор;
  8. Дружба;
  9. Милосердие;
  10. Оптимизм;
  11. Театрализация, эстетизация поведения, острое чувство юмора;

1) Есть только один честный и единственно верный способ обеспечить свою будущую жизнь и жизнь своих близких — учиться. Главное — поставить перед собой четкие цели, и тогда обучение будет точно приносить радость: ведь в этом случае каждый рабочий день — это еще один шаг навстречу мечте.

2) Честное имя стоит гораздо больше, чем даже очень много денег, заработанных обманным путем. Быть честным — значит, быть уверенным в себе. «Если хочешь всегда быть правым, говори правду. Этим самым ты сделаешь честь самому себе».

3) Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Учебная нагрузка в высшем учебном заведении рассчитана на здорового студента с учетом возрастных особенностей работоспособности. Установлено, что в 18-20 лет у человека наблюдается самая высокая скорость интеллектуальных и логических процессов.

4) Уважение приходит само безо всяких требований: студента или педагога уважают не потому, что ему так захотелось; а потому, что он, действительно, этого заслужил. Поэтому глупо просто так требовать от кого-либо уважения.

5) Самая большая ценность, которая есть у каждого молодого человека, это умение любить и быть любимым. Любить, значит, уметь сдерживаться и прощать. Любить, значит, уважать чужие чувства и идти навстречу.

6) Нужно сохранять достоинство. Достоинство — это не только и не столько внешние атрибуты, сколько внутреннее ощущение и состояние души.

7) Нужно самому делать выбор. «Никогда не слушай тех, кто говорит, что от тебя ничего не зависит в этой жизни. Конечно, обстоятельства и случайности оказывают влияние на каждого студента, но всё же главное — это мы сами.»

8) Студенческая дружба – наиболее интересная часть этикета студентов. Дружба делает каждого человека богаче: эмоционально, духовно.

9) ) Нужно быть милосердным. Милосердие лежит в самой природе человека: объяснить однокурснику непонятную тему — ведь это тоже милосердие!

10) Нужно быть оптимистом. Не верь тем, кто говорит, что тебе что-то не по силам. Если тебе не повезло, ты тоже должен радоваться: теперь ты получил самое ценное — опыт, который обязательно пригодится в будущем.

11) Молодость — это смелость. Быть молодым, значит, уметь совершать смелые поступки и делать новые открытия.

Данные позиции почти не отделимы друг от друга в реальной действительности. Они всегда действуют в совокупности, просто некоторые проявляются более ярко в разных ситуациях:

Подводя итоги, можно сказать, что студенчество – это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества. Студенческий этикет представляет собой сложную совокупность норм и принципов. В данном параграфе выделены основные ситуативные вариации вмещающие в себя всё разнообразие этикетных норм, также здесь отобраны и рассмотрены важнейшие личностные качества присущие современным студентам.

Выводы по 1 главе:

В завершении этой главы можно сказать, что этикет – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда. Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: общегражданский этикет, военный этикет, дипломатический этикет:

-общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом;

-военный этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

-дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;

Студенческий этикет произрастает из общегражданского этикета и обладает многими схожими с ним чертами. Специфика студенческого этикета в том, что он формируется в молодёжной среде. Студенческая молодёжь — это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества. Поэтому изучение этикета студентов является лакмусовой бумагой этикета всего общества.

Список используемой литератувы.

1. Этикет на каждый день — http://www.publiclibrary.ru/readers/25kadr/etiket.htm

2. Этикет как культурная универсалия, Лихачёва Л. С. — http://www.ec-dejavu.net/e-2/Etiquette.html

3. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи — http://www.disserr.ru/contents/365161.html

4. «Этикет как культурная универсалия» Л. С. Лихачева —

5. История этикета — http://www.etikets.ru/history.php

6. Советский этикет. — Л., 1974. — С. 3.

7. Н.Н. Васнева «ЭТИКЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ» — http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/vasneva.html

8. Этикет современного молодого человека — http://www.bestreferat.ru/referat-190677.html

9. Культурологический словарь -http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=5&wordid=73050

10. Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993.

11. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.

12. Ю.В. Виноградова, «Секреты этикета. На молодежной тусовке». 2008г., Мн: Современная школа — 176 стр.

13. Этикет сквозь века — http://etiketsabina.blogspot.com/2011/05/blog-post_5413.html

14. Этикет — http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0b65625b2ac78a4d53b88521316c27_ 0.html

15. Этикет общения «поколения пепси» -http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00013617_0.html

16. «Этикет от А до Я» — http://www.etiket.ru/

17. Межличностное общение — http://www.vevivi.ru/best/Mezhlichnostnoe-obshchenie-ref62331.html

18. Педагогика и психология высшей школы — http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost2.html

19. Этикет в общественных местах, на улице — http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/human_streets.asp

20. Студенчество, как особая субкультура — http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00068302_0.html

21. Студент познает этикет —

22. ЭТИКЕТ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА — http://www.bestreferat.ru/referat-190677.html

23. «Золотая книга этикета», Изд. «Вече», Москва, 2004 год.

24. «Мы живем среди людей: Кодекс поведения». И.В. Дубровина. — М., 1989.

25. Абдулина О. А. «Личность студента в процессе профессиональной подготовки» // «Высшее образование в России». 1993. № 3.

26. Берак О., Шибаева Л. «Установка на развитие личности студента» // «Вестник высшей школы». 1990. № 10.

27. «портрет современного студента» -http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0b65625a3bc68b5d53b88521216d37_0 .html

28. Общение как межличностное взаимодействие -http://bugabooks.com/book/32-vvedenie-v-psixologiyu/64-3-obshhenie-kak-mezhlichnostnoe-vzaimodejstvie.html

29. ЭТИКЕТ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ — http://etiquette-life.narod.ru/statya.html

30. Правила поведения студентов — http://www.college-edu.ru/stud/rules_of_behaviour_of_students/

31. Правила поведения студентов в высших учебных заведениях — http://www.referat.ru/referats/view/26863

32. УСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — http://www.com-papers.info/lib30/b30443z.htm

33. Деловой этикет — http://spb-tei.ru/2008/04/25/delovojj-jetiket-kursovaja..html

34. Этикет как важнейший компонент внешней культуры личности — http://knowledge.allbest.ru/ethics/3c0a65625b2ac78a5d53a88521216d27_0.html

35. Этикет молодого человека — http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0a65635a2ad78a5c53b89521306d27_0.html

36. Взаимодействие преподавателей и студентов в Вузе — http://revolution.allbest.ru/psychology/00195411_0.html

37. Деловой этикет: сущность, структура, функции — http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/54715/

38. Студент — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F3%E4%E5%ED%F2

39. Студенчество как особая социальная группа — http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00038445_0.html ?

40. Дресс-код в университетах — http://youngtv.ru/obwestvo/339-dress-kod-v-universitetah-za-i-protiv.html ?

41. Ромах О. В. Культурология. Теория культуры. – Тамбов, 2002.

42. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры – Москва, 2003.

43. Пигалев А.И. Культурология – Волгоград, 1999.

44. Драч Г.В. Культурология – Москва, 2003.

45. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // ТЗС. Тарту, 1967.

46. Васильева Л. – Гангус. «Азбука вежливости». – М.- 2005.

Источник:
Аналитика культурологии
обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда Аннотация: Этикет — есть совокупность правил поведения, регулирующих
http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/863-31-3.html

ГДЗ по этике 5 класс

Как часто в жизни нам приходится сталкиваться с людьми, поведение, манеры, да и уровень культуры в целом которых оставляет желать лучшего? Думаю, достаточно часто, а все потому, что существуют целые пробелы в воспитании, а также элементарных знаний и понимания общественных этических норм, их смысла и значения. Именно для того, чтобы никогда не пополнить ряды таких индивидов, этическим проблемам нужно уделять внимание с самого раннего возраста, и, конечно, изучать в школе этику. Это поможет заложить азы культуры, хороших манер и норм приличия. А чтобы помочь в изучении такого предмета как этика, вы можете скачать или смотреть онлайн решебник ГДЗ по этике 5 класс, откуда всегда можно списать готовые ответы.

А на уроках этики в пятом классе вы познакомитесь со следующими ее азами, а также дадите ответы на самые важные жизненные вопросы, такие как:

Источник:
ГДЗ по этике 5 класс
ГДЗ по этике 5 класс — поможет заложить у ученика азы культуры, хороших манер и норм приличия.
http://mirurokov.ru/%D0%B3%D0%B4%D0%B7/%D0%BF%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5/5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/

(Visited 22 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как правильно переписываться с девушкой Каждый парень должен знать, как правильно знакомиться с девушкой в интернетеКаждый парень должен знать, как… (6)

Козерог мальчик Козерог мальчик Козерог отличается от других даже внешне. Козерог мальчик - ребенок, в котором с… (5)

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (5)

Как ведет себя мужчина овен если ему нравится девушка Какие женщины нравятся мужчинам - Овнам и почему вы должны стать особеннойКакие женщины нравятся мужчинам… (5)

Красивое письмо парню на расстоянии ЖС ->Среда, 16.05.2018, 09:02 Любовь дарит нам крылья. Бывает ли любовь на расстоянии? Многие ответят,… (4)

COMMENTS