Нейрофизиология памяти

Кафедра неврологии и клинической нейрофизиологии

В мозге обнаружен источник дежавю.

Группа исследователей Массачусетского технологического института под руководством биолога Сусуму Тонегавы, нобелевского лауреата 1987 года, обнаружила область головного мозга, отвечающую за формирование эффекта дежавю.

Существует множество процессов, связанных с памятью, которые можно по-разному классифицировать, а также соотносить их с определёнными областями мозга. Основной зоной головного мозга, отвечающего за реализацию функций памяти, является гиппокамп. А исследователи из группы Тонегавы обнаружили, что существует участок, ответственный за сохранение и «проигрывание» отдельных эпизодов, состоящих из набора разных ощущений. Этой частью мозга является небольшая область гиппокампа — так называемая зубчатая извилина (dentate gyrus).

Раньше учёные только догадывались о специфической функции зубчатой извилины. А теперь благодаря новым экспериментам эта идея подтвердилась полностью. Для этого учёные провели опыты и вывели мутантных мышей, у которых из-за отсутствия определённого гена некоторые клетки зубчатой извилины оказались изменёнными. Во время испытаний мышам нужно было совершать определённые действия, в ситуациях, вызывавших страх. С этими заданиями мыши справлялись успешно, но проблематичным оказывались те случаи, в которых мышам было нужно совершить действия, когда события происходили в похожих условиях. Мыши-мутанты не могли провести различие между такими контекстами, поэтому Тонегава пришёл к выводу, что зубчатая извилина обеспечивает как воспоминание об определённых условиях, так и умение отличать одно из них от другого.

Как утверждает учёный, дисфункция такого рода приводит, в частности, к дежавю. По его словам, этот феномен как раз и происходит в результате «борьбы», начинающейся, когда необходимо отличить две чрезвычайно схожих ситуации, сообщает журнал «Мембрана». Также Тонегава заметил, что с возрастом феномен дежавю у людей случается чаще, что связано со старением и гибелью клеток зубчатой извилины. Будучи уже пожилым человеком (ему сейчас 67 лет), нейробиолог признался, что подобное случается и с ним. «Я много путешествую, и когда я оказываюсь в совершенно новых аэропортах, одна часть мозга говорит мне, что я тут уже бывал. Впрочем, остальная его часть знает лучше что к чему», — так Тонегава проиллюстрировал своё открытие.

Британский нейрофизиолог нашел в человеческом мозге участок, занимающийся исключительно обработкой чисел, сообщает сайт LiveScience.com. Брайан Баттерворф из Лондонского университетского колледжа (UCL) вместе с соавторами выяснил, что за операции с дискретными цифрами отвечает так называемая "межтеменная борозда" (IPS), а действия над "непрерывными" величинами никак ее не затрагивают.

О том, что арифметические способности сосредоточены внутри IPS, было известно и раньше, но между методами обработки математических данных не проводилось различия. Баттерворф пришел к своим выводам при исследовании больных дискалькулией — расстройством, которое делает невозможными мысленные операции с числами. При этом, отметил ученый, возможность оценивать и сравнивать сохраняется, так что проблема не может затрагивать "математический орган" целиком.

Исследователи попытались выявить активный участок методом магнитно-резонансного сканирования мозга, или fMRI. Участникам эксперимента последовательно предложили два изображения, раскрашенных в зеленый и красный цвета, и попросили сообщить, какого из цветов больше. Сначала следовало проанализировать мозаику из четко разграниченных квадратов определенного цвета, затем их границы были размыты. Ученый констатировал, что IPS активизируется только в первом случае, когда подопытные могли предпочесть подсчет квадратов прямому сравнению, а во втором такой возможности у них не было.

Баттерворф утверждает, что неспособность считать не исключает математических способностей. Так, больных дискалькулией можно обучить арифметике косвенными способами, хотя в результате счет и будет отнимать у них больше времени, чем у остальных.

В мозге обнаружен белок, отвечающий за воспоминания.

Ученым удалось выделить белок мозга, играющий ключевую роль в механизмах памяти. Это открытие могло бы объяснить, почему мы забываем одни вещи, в то время, как прекрасно помним о других. Исследование лежит в основе разработке лекарств, которые замедлят возрастные расстройства памяти.

Ученые из Калифорнийского университета в Нью-Йорке исследовали белок под названием CREB (цАМФ – зависимый связывающий белок). Этот белок действует в мозговых клетках и активирует гены, которые считаются ответственными за хранение долговременной памяти (то есть давних воспоминаний). Ученые провели исследование на мышах со специальным генетическим набором, мозг которых содержит измененную форму этого белка.

В ходе исследования оценивалась активность CREB в процессе создания долгосрочной памяти у мышей путем «продленного потенциирования» электрическими импульсами. Выяснилось, что при образовании памяти активность CREB все время оставалась высокой.

Доктор Эрик Кендал (Eric Kandel), возглавляющий исследование, сказал BBC News Online, что «это исследование дает уверенность в том, что CREB играет важную роль в мозговых процессах, обеспечивающих долговременную память». «Я не думаю, что этот эксперимент сразу позволит разработать конкретную методику лечения, однако он поможет лучше понять, как устроена память на молекулярном уровне», — заявил доктор Кендал. Он добавил, что пройдет как минимум десять лет, прежде чем на основе этого исследования удастся разработать лечебное средство.

Профессор Ричард Моррис (Richard Morris), занимающийся нейронауками в Университете Эдинбурга, сказал, что важным вопросом остается роль этого белка в формировании поведения животных, что нужно исследовать в эксперименте. Однако он уточнил, что «и доктор Кендал, и фармацевтические компании больше заинтересованы в выяснении того, можно ли создать лекарство, усиливающее активность CREB».

В мозге обнаружена зона альтруизма.

Коллективом учёных под руководством Скотта Хьюттела (Scott A. Huettel) из университета Дюка (Duke University) была обнаружена область головного мозга, отвечающая за альтруистическое поведение.

Альтруизм представляет собой стремление человека помогать другим людям без требования какой-либо оплаты за помощь. Однако что служит непосредственной причиной такого поведения – это до недавнего времени было неизвестно.

Чтобы получить ответ на этот вопрос, провели исследование 45 человек. Им было предложено по собственному желанию сделать выбор: поиграть в компьютерную игру или только наблюдать за ней. Победа в игре предусматривала денежную оплату.

Исследователи произвели сканирование головного мозга участников эксперимента с помощью магнитно-резонансной томографии. Как показали результаты обследования, в задней части верхней височной борозды происходило более сильное возрастание активности, когда люди наблюдали за игрой (то есть отказывались при этом от выигрыша), чем в то время, когда они играли сами.

Характерно то, что по предыдущим данным, деятельность этого же района мозга была связана с пониманием общественных отношений.

Кроме того, по результатам опроса, проведённого перед исследованием, позиция испытуемых была определена как более или менее альтруистическая. Как показали результаты сканирования, активность исследованной зоны была напрямую связана со степенью альтруизма испытуемого.

Учёные полагают, что дальнейшие нейрофизиологические исследования данного феномена помогут лучше понять природу альтруизма, а также разобраться с такими нарушениями как аутизм и антисоциальное поведение.

Результаты исследования опубликованы в Nature Neuroscience.

В мозге обнаружен "центр курения".

Область человеческого мозга, ответственная за желание покурить, была обнаружена американскими учеными. Этот же участок мозга отвечает за эмоции, речь и произношение, а также контролирует ряд функций тела.

Специалисты называют "курительную структуру" мозга островком Рейля, и констатируют, что в настоящее время он мало изучен. Островок представляет собой небольшую пирамидальную дольку, окруженную лобной, теменной и височной долями головного мозга.

Исследователи из университетов Южной Калифорнии и Айовы установили, что люди с повреждениями в области островка Рейля удивительно легко бросают курить. Дальнейшее изучение позволило установить, что именно там генерируется у курильщика сигнал о желании затянуться сигаретой.

В исследовании принимали участие 19 заядлых курильщиков с пораженными в результате инсульта островками Рейля и 50 курильщиков с изменениями в других участках мозга. 13 человек из "группы 19" бросили курить, причем лишь один из них сообщил, что для этого ему пришлось применять волю. Остальные же указали, что желание курить прошло, будто организм просто забыл о том, что курение вообще возможно.

Как рассказал профессор университета Южной Калифорнии Антуан Бекара, желание курить контролируется лобной долей коры головного мозга, отвечающей также за осознанное поведение и принятие решений. Именно она пытается сдерживать сигналы островка Рейля, который требует все новых и новых затяжек. Но, отмечают "Известия.ру", сдерживающие сигналы коры мозга легко уступают напору из его глубин.

Ученые обнаружили регенерацию нейронов в мозге взрослого человека.

Американские ученые нашли новые доказательства того, что в головном мозге взрослого человека происходит деление и обновление нервных клеток. По мнению исследователей, открытие может привести к появлению новых методов диагностики и лечения ряда заболеваний ЦНС.

В мозге обнаружен центр плохого настроения.

Американские ученые обнаружили в мозгу центр плохого настроения. Именно эта структура, которая располагается в нескольких сантиметрах позади правого глаза, активируется у людей, которые предъявляют жалобы на раздражительность, волнение и подверженность вспышкам гнева.

В ходе исследования ученые, работавшие под руководством Дэвида Залда (David H. Zald), профессора психологии из Университета Вандербильта, Нэшвилл (Nashville), обследовали две группы добровольцев из 89 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Мужчин среди них было несколько больше, чем женщин.

Пред обследованием им предлагалось ответить на вопросы анкеты для оценки их душевного состояния. Затем первая группа (51 человек) была обследована на позитронном эмиссионном томографе. Оказалось, что у всех людей с плохим настроением была активирована одна область — вентромедиальная префронтальная кора.

Пока не ясно, является ли активация этого участка мозга непосредственной причиной плохого настроения. Однако такой вариант кажется логичным, ведь именно эту область считают ответственной за многие вегетативные реакции, такие как потоотделение, частота дыхание и сердцебиения, связанные с состоянием человека.

В мозге обнаружен центр анализа неожиданных событий

Британские ученые из Университетского Колледжа в Лондоне ( University College London ) обнаружили, что мозг человека по-разному реагирует на совершенно новую и наполовину новою ситуацию. Во втором случае возникает особая реакция, связанная с несоответствием реальности ожиданиям, так называемый «эффект обманутого ожидания». При этом возбуждается особый отдел мозга – гиппокамп .

Copyright © Кафедра клинической нейрофизиологии ФПК МР РУДН, 2005

Нейрофизиология и анатомия памяти

Память в нейрофизиологии: общая характеристика. Физиологический механизм и нейро-химические основы возникновения кратковременной и долговременной памяти. Процессы запоминания, воспроизведения, забывания. Индивидуальные особенности памяти. Память и учение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В триллере под названием «Помни» («Memento») главный герой, Леонард, помнит все, что происходило с ним до того, как он получил удар по голове. Однако кого бы он ни встречал и что бы ни делал после той страшной ночи — все забывалось. Он потерял способность переводить кратковременную память в долговременную. Леонард пытался найти убийцу своей жены, но происходящие события мгновенно исчезали из его памяти, поэтому он вынужден был покрывать свое тело татуировками, чтобы сохранить хоть какие-то напоминания.


Превращение текущих впечатлений в устойчивую память давно интриговало нейробиологов. Механизм, который заставляет мозг хранить одни впечатления и позволяет другим исчезнуть, в последнее время стал более понятным для нас.


Долговременная и кратковременная память сохраняются в связях между нейронами, в местах контакта между ними (синапсы), где отросток нейрона, передающий сигнал (аксон), встречается с одним из десятков выростов соседнего нейрона, принимающих сигнал и называемых дендритами. Когда возникает кратковременная память, стимуляции синапса оказывается достаточно для того, чтобы временно сенситизировать его, т.е. повысить эффективность прохождения последующих сигналов. При долговременной памяти повышение эффективности синапса становится постоянным. Однако уже в 60-х гг. стало известно: чтобы запустить синтез белков, требуется активация генов в ядре нейрона.


Исследователи памяти ломали головы над тем, каким образом активность генов в ядре клетки может управлять событиями в удаленных синапсах. Откуда ген «знает», когда нужно усилить синаптическую связь, а когда позволить мимолетному мгновению исчезнуть бесследно? И каким образом белки, закодированные в генах, «знают», на какой именно из тысяч синапсов надо воздействовать? Те же самые вопросы возникают при изучении развития мозга у зародыша, когда мозг решает, какие синаптические связи сохранить, а какие ликвидировать. Изучая это явление, наша лаборатория разгадала одну из интригующих загадок мозга. И, подобно сказочной героине Элли, обладавшей волшебными башмачками с самого начала своих приключений и не знавшей, что именно они ей нужны для возвращения домой, мы поняли, что ответ был все время у нас перед глазами.

1.1 Память в нейрофизиологии

Для исследования памяти применяют методы клинической и экспериментальной психофизиологии, физиологии поведения, морфологии и гистохимии, электрофизиологии мозга и отдельных нейронов, фармакологические методы, а также методы аналитической биохимии. В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов памяти осуществляется на разных уровнях организации— от человека до культуры нервных клеток.

Поскольку память включает в себя запечатление, сохранение и воспроизведение следов предыдущего опыта, сначала рассмотрим, как происходит запечатление информации или образование следа в нервной системе от воздействия раздражителя.

2.1 Физиологический механизм возникновения следов в нервной системе

Эксперименты на животных показали, что такие нервные клетки мозга, как неспецифические нейроны, после того, как получили единичное раздражение, отвечают на него некоторое время своими электрическими разрядами. Т.е. неспецифический нейрон — это не только аппарат принимающий сигналы но и аппарат реагирующий на них соответствующими ответами. Такой нейрон сохраняют в себе след раздражителя, продолжая давать запущенные этим раздражителем ритмические ответы. Неспецифический нейрон отвечает на раздражение целой серией электрических разрядов некоторое время после того, как раздражитель прекратил свое влияние. Такое последействие влияния раздражителя является элементарным проявлением физиологической памяти, которое можно наблюдать как на отдельном нейроне, так и на работе всей нервной системы в целом.

Можно думать, что образование следов памяти связано с действием биохимического механизма, включающего синтез в мозге определенных веществ. Например, экстракты из передних нервных узлов обученных плоских червей или из головного мозга обученных крыс при введении соответственно необученным червям или крысам сокращали время, необходимое для усвоения тех же задач. Активным фактором во всех экспериментах была, по-видимому, РНК.

Имеются также данные в пользу того, что состав РНК нейронов меняется в процессе научения, а это может вести к синтезу специфических «белков памяти», связанных с конкретным жизненным опытом. Было показано, что введение ингибитора белкового синтеза, например пуромицина, вызывает нарушения памяти. Например, у мышей, недавно обученных находить путь в лабиринте, после введения в мозг пуромицина эта способность утрачивалась, тогда как у контрольных животных, которым вводили физиологический раствор, она сохранялась. (*9)

2.2 Физиологический механизм кратковременной памяти


В состав подкорковых образований кроме нейронов входят и другие клетки — глии. Число глиальных клеток превышает число нейронов в 10 раз. Глии облегают нервные клетки плотной губчатой массой. Они занимают стратегическое положение между нейронами и кровеносными капиллярами. В отличие от нервных клеток течение всей жизни глиальные клетки делятся и число их постоянно увеличивается. Электрические потенциалы возникают в них во много сотен раз медленнее, чем в нейронах, а биохимические изменения находятся в обратных отношениях к биохимическим изменениям происходящим в нервных клетках. В начале раздражения РНК в нейроне увеличивается, а в окружающей его глии — уменьшается. По окончании действия раздражителя количество РНК в нейроне быстро падает, а в глии — возрастает. Глия придает стабильность процессам, возникающим в нервной клетке, оказывает моделирующее влияние на протекание возбуждений и участвует в хранении следов возбуждения, которые возникают в нейронах.

2.4 Морфофизиологические и нейро-химические основы механизма долговременной памяти

Прекращение нормальной циркуляции возбуждения по этому кругу нарушает и нормальную работу ретикулярной формации и приводит к грубым расстройствам памяти. Поражение же затылочных и височных зон коры головного мозга способно приводить к невозможности закреплять следы специфических раздражителей (зрительных, слуховых) но не приводит к общему снижению следов памяти.

1. Если опираться на способы кодирования информации, то мы получим:

3.1 Явления последовательного образа

Положительные последовательные образы можно наблюдать, если поместить в полной темноте перед глазами какой-нибудь предмет ( например: руку), а затем на короткое время (0,5 сек.) осветить его ярким светом. Свет потухнет, а Вы будете продолжать видеть яркий образ предмета в естественных цветах; этот образ сохраняется некоторое время, а затем исчезает. Этот процесс нельзя регулировать сознательным усилием, его нельзя ни продлить по своему желанию, ни произвольно вызвать снова. В этом состоит отличие последовательных образов от более сложных видов образов памяти.

2. В зависимости от степени участия анализаторов в процессе запоминания образную память разделяют по видам анализаторов:

3.Виды памяти различают по степени участия волевого компонента :

Одна информация усваивается невольно, т.е. непроизвольно — это исходная форма запоминания. Другую информацию человек может себя “заставить” запомнить — это произвольное запоминание. Произвольное запоминание может быть непосредственным и опосредованным.

4.С точки зрения степени осознания информации разделяют память:

5. Эмоциональная память. Это память на чувства, на переживания.

Эмоциональная память — важнейшее условие нравственного развития человека.

6. С точки зрения длительности хранения информации разделяют память:

Процессы забывания, как функцию времени, прошедшего с момента заучивания, исследовал Г.Эббингауз. Испытуемыми заучивался некоторый материал, по прошествии времени он забывался, испытуемые приступали к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разницы к продолжительности первоначального заучивания. Эксперименты Эббингауза дали следующие результаты: после 20 минут сохранилось 59,2% запоминавшегося материала, после 1 часа — 44,2% , после 9 часов — 35,8% , после 1 дня — 33,7% , после 2-х дней — 27,8% , после 3 -х дней — 25,4% , после 31 дня — 21,1% . Если по этим данным построить кривую, то становится видно, что главная потеря , по данным Эббингауза, приходится на 1-2 сутки и особенно на первые полчаса-час; причем общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть.


Эксперименты с применением гипноза показали, что следы многих впечатлений, казалось совершенно забытых, на самом деле продолжают сохраняться. Например, если испытуемого ввести в гипнотическое состояние и внушить ему, что он снова ребенок, то такой испытуемый начинает говорить с соответствующими интонациями и даже писать таким же почерком, каким писал в детстве, делать грамматические ошибки, характерные для того возраста. Таким образом, наша память ограничена не в запечатлении, а в возможности сознательного воспроизведения необходимого материала.


Объем памяти зависит и от способа предъявления материала. Люди с преобладание слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слова читаются им вслух, люди с преобладание зрительной памяти — в написанном виде и т.д. Проведите самостоятельно эксперимент на исследование зрительной памяти. Посмотрите в течение 1 минуты на таблицу (приложение №1), закройте ее, после этого воспроизведите изображенные там геометрические фигуры у себя в тетради. Каков объем Вашей зрительной памяти?


2. Точность памяти — это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то другую можно удерживать в достаточно общих чертах.


3. Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал.


4. Устойчивость характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. Это свойство может относиться как к кратковременной, так и к долговременной памяти. Если Вам назвали номер телефона и Вы сразу же его набираете, номер сохраняется в памяти до тех пор пока вы дозваниваетесь, это пример работы кратковременной памяти. Долговременная память хранит информацию гораздо дольше.


5. Готовность памяти означает, что все необходимое вспоминается всегда легко и быстро ( с возрастом готовность памяти и скорость запоминания снижаются).


6. Наблюдают яркие индивидуальные различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц. У одних преобладает непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память, у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращения его в сложные вербально-логические схемы.


7. Нередко индивидуальные различия в памяти могут приводить к значительным изменениям в структуре всей личности человека. А.Р.Лурия описал один такой случай с известным мнемонистом. Этот человек обладал удивительно мощной эйдетической памятью. Мог удерживать в памяти огромные таблицы чисел, слов, мог их долго, даже через несколько лет “видеть” или ощущать в виде звуков звуковых оттенков (синестезий). Он без труда решал сложнейшие задачи, если их решение могло протекать в наглядном плане и опиралось на возможность зрительно фиксировать материал и оперировать наглядными образами. Однако решение абстрактных задач, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане не было возможным , представляло для него непреодолимую трудность. Поэтому понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не легче, а значительно труднее, чем у людей не обладающих такой сильной наглядно-образной памятью. В связи с этим у него сформировались некоторые особенности личности. Наглядные образы представления были у него так сильны, что мир его воображения иногда смыкался с миром реальных впечатлений и эти границы между реальным и воображаемым миром, отчетливые у обычного человека, оказались очень размытыми. Поэтому его поведение отличалось непрактичностью, смещением реальности и фантазии и другими особенностями.


Подавляющее число систематических знаний человека возникает в результате специальной деятельности, при которой перед субъектом ставится задача запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти, а в последующей припомнить или воспроизвести. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала называется мнестической. При выполнении мнестической деятельности человек должен четко отделить тот материал, который ему предложено запомнить от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно этим материалом, не вплетая в него посторонних впечатлений и ассоциаций. Поэтому мнестическая деятельность всегда носит избирательный характер и представляет такую форму деятельности, когда процесс запоминания отделен от процессов припоминания промежутком времени, в одних случаях коротким, в других — большим.


В учебном процессе часто становится необходимым удержать в памяти какую-то информацию. Да и в последующей жизни людям тоже приходится многому учиться. Человек учится всю жизнь. В процессе учения осваивается определенная система знаний, которая формируется на основе опыта многих поколений людей. При учении основной является умственная активность, которая проявляется при активном участии восприятия, внимания, памяти и мышления, а также фантазии. Учение, как и любая деятельность, основывается на определенных законах. Оно тем успешнее, чем точнее выполняются требования к этой деятельности, точнее учитываются ее законы. Законы учения затрагивают прежде всего организационную сторону. Во-первых, необходимы внешние условия: подходящее освещение, температура, стол, стул, и другие предметы. Важно уметь пользоваться учебными принадлежностями: словарями, энциклопедиями предметными и библиографическими указателями. Полезно заниматься в одно и тоже время, т.к. наш организм привыкает к определенному ритму. У такой умственной деятельности, как работа памяти, есть свои законы.


Информация запоминается нами произвольно или непроизвольно. Непроизвольно запоминается информация:


1. Сильные физические раздражители (громкий звук, яркий свет).


2. Все, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновления действий, необычность явления).


3. Раздражители, связанные с потребностями человека , наиболее значимые для него (например профессионально значимые объекты).


4. Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску.


5. Лучше запоминается то, что связано с потребностями человека.


В деятельности человека часто возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором осуществляется мнемическая (мнестическая) деятельность ( от греческого слова “мнема” — память).


Эффективность мнестической деятельности в учебном процессе зависит от знания и выполнения некоторых условий:


1. Высокая степень активности мыслительной деятельности.


3. Организация ряда (запоминаемой информации) в осмысленные системы.


5. Избегание эффекта обратного, отрицательного воздействия.


8. Усваивать по частям, но время от времени повторять все в целом.


10. Избегать аффективных переживаний при усвоении материала.


11. Иногда можно создавать искусственные ассоциации.


1.Успешность учения зависит от активной мыслительной деятельности с материалом, который надлежит усвоить. С материалом важно выполнять активную мыслительную работу, подвергать логической переработке (сравнивать, обобщать материал, делать умственные заключения, находить какие-то сходства и различия, систематизировать, разделять на части по смыслу, стремиться понять его содержание). Облегчают запоминание схемы, таблицы, диаграммы, особенно если они составлены самостоятельно.


2.Эффективность запоминания зависит от протекания деятельности. Известно, что какое-либо намерение прочно удерживается в памяти, пока задача не выполнена, и исчезает из памяти, как только задача выполняется. Мы помним о намерении опустить письмо в почтовый ящик, пока не опустим его. Если заучиваем материал, чтобы ответь на экзамене, то после сдачи экзамена большая его часть стирается из памяти. Если у Вас есть намерение использовать материал в дальнейшей деятельности, то и удержание в памяти его будет эффективней. Важно иметь желание усвоить материал, быть настроенным на учебу, иметь соответствующую установку. Психологи проводили такой эксперимент. Студентов просили выучить два рассказа. Причем один из них будут проверять на следующий день, а другой — проверят позднее, через несколько дней, поэтому его надо помнить всегда. Проверка показала, что второй рассказ воспроизвели гораздо эффективнее, чем первый. Значит, нужно настраивать себя (давать себе установку) помнить всегда, тогда и эффективность запоминания будет выше.


3. Эффективность запоминания зависит от степени организации ряда в осмысленные системы (забывание серии бессмысленных слогов протекает гораздо быстрее, чем забывание серии слов, организованных в смысловые структуры).


2. Андреев О.А.,Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.

5. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение. М., 1974

6. Агранов Б. Молекулы и клетки. М.1989 (перевод с английского)

7. Соколов Е.Н. Механизмы памяти. М.1969

8. Анохин К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.1968.

9. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология в 3-х томах под редакцией Р.Сопера М.2005

Размещено на Allbest.ru

История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

Принципы организации памяти. Основные мнемические процессы, особенности кратковременной и долговременной памяти. Индивидуальные различия памяти, проблема формирования ее высших форм. Понятие о мнемотехнических приемах. Развитие и тренировка памяти.

Развитие памяти в онтогенезе. Мозговые системы, обеспечивающие память. Физиологические основы, процессы и индивидуальные особенности памяти. Диагностика уровня развития мышления и объема кратковременной памяти у детей, взаимосвязь мышления и памяти.

Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

Память — психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Эффективность запоминания. Долговременная память. Формирование специальных мнемических действий.

Изучение основных видов, процессов и механизмов памяти. Сравнение опосредованного и непосредственного запоминания. Выявление наиболее эффективного вида запоминания. Формы воспроизведения и забывания. Обзор методики для исследования кратковременной памяти.

Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке. Характеристика процессов произвольного запоминания, сохранения информации, забывания и воспроизведения. Возрастные особенности памяти у детей младшего дошкольного возраста.

Общее представление о краткосрочной и долгосрочной памяти. Научный базис гендера. Классификация видов и проявлений памяти. Время хранения информации при отсутствии повторения. Перевод полученной информации из кратковременной в долговременную память.

О тренировке памяти

Такая способность нашего мозга как память изучается учеными давно, и этот процесс успешно продолжается. Память изучают и психология, и нейрофизиология, и биохимия, и педагогика. Тренировка памяти, способы управления памятью – вот основные цели исследований.

“Память – это способность человека воспринимать информацию, запечатлевать ее, сохранять и воспроизводить,”- как пишут в учебниках. И эта способность неразрывно связана с сознанием. Именно в нем ключ к управлению памятью.

Всем известно, что память запечатлевает все события нашей жизни начиная с момента рождения, а возможно, и до него тоже, что подтверждается воспоминаниями в состоянии гипноза. Но так же общеизвестно, что помним мы лишь малый процент этой информации. И это – игры сознания из области психологии. Как и досадные моменты, когда никак не можешь вспомнить какое-то слово или чье-то имя. Биохимия этих процессов – лишь исполнитель.

Суммируя нынешний опыт ученых исследований, можно выделить несколько принципов, на которые следует опираться при тренировке памяти.

  1. Применение научных методов сознательной тренировки тренировки, а не механическое зазубривание!
  2. Регулярность и систематичность проводимых занятий, желательно, в индивидуально подобранное благоприятное время суток.
  3. Улучшению памяти больше всего способствует здоровый образ жизни и позитивный настрой.

Память, её нейрофизиологические основы, виды

  • Память — одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации, Процесс запечатления в ЦНС поступающей информации может быть двух видов: произвольный и непроизвольный. Произвольное запечатление оказывается более эффективным.

    Стимулы, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их физической силы. Сохранение следов является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в ЦНС происходит ее сложная переработка. Различают следующие виды памяти: наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную), образную (которая воспроизводит образ объекта), эмоциональную (когда ситуация вызывает эмоции, характерные для происходивших ранее событий), словесно-логическую (свойственную только человеку). По времени сохранения информации различают: непосредственный отпечаток сенсорной информации (сенсорная память), кратковременную и долговременную память.

    Непосредственный отпечаток сенсорной информации обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может сознательно контролироваться, но зависит от функционального состояния организма. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств (длительно сохраняются зрительные образы). Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Количество информации, содержащейся в нем, избыточно и высший аппарат анализа информации определяет и использует лишь наиболее существенную ее часть.

    Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить какую-то ее часть и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации.

    Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченый объем, сохраняет огромное количество информации без искажения. Информация при необходимости может легко воспроизводиться. Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в воспроизведении из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность воспроизведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах может воспроизводиться.

    Существуют несколько теорий, рассматривающих физиологические механизмы кратковременной памяти. Согласно теориг реверберации импульсов субстратом, хранящим поступающую информацию, является нейронная ловушка, образующаяся из цс пи нейронов, что обеспечивает длительную циркуляцию возбу>г дения по таким кольцевым связям. Если импульсация будет п вторно поступать к тем же нейронам, то возникает закреплен!’ следов этих процессов в памяти. Отсутствие повторной импульсс ции или приход тормозного импульса к одному из нейронов ц-почки приводит к прекращению реверберации, т.е. к забывание

    Электротоническая теория памяти основана на том, чт кратковременная память может быть объяснена специфическими явлениями, развивающимися при прохождении нервных импульсов через синапсы и развитии в них электротонических потенциалов, которые регистрируются в течение нескольких минут и даже часов и способны облегчить прохождение импульсов через определенные синапсы. Сильное раздражение нейронов часто приводит к явлению посттетанической потенциации, которая выражается в нарастании возбудимости этого нейрона и развитии длительной импульсной активности после прекращения раздражения.

    Физиологические механизмы долговременной памяти не могут базироваться на циркуляции импульсов или изменениях электрофизиологических характеристик отдельных нейронов. При различных воздействиях на организм (гипоксия, наркоз, охлаждение, электрошок) разрушаются кольцевые реверберационные связи и снижается возбудимость нейронов. Но при этом огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти в неизменном виде. Согласно анатомической теории запоминание и хранение информации осуществляется за счет образования новых терминальных волокон, изменения их размеров, развития шипикового аппарата на дендритах нейронов.

    Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окружают нейроны и могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов. Согласно биохимической теории, происходит активирование ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Активация нейрональных процессов сопровождается интенсификацией белкового обмена. Для хранения и воспроизведения информации необходимы специфические белки, торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению формирования долговременной памяти. В механизмах долговременной памяти участвуют молекулы ДНК и РНК нейронов головного мозга.

    Источником активности животного и человека являются потребности. Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Их делят на три основные группы: биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным; социальные мотивации, свойственные человеку и частично животным; духовные — свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями. Основной причиной возникновения биологических мотиваций является отклонение основных констант внутренней среды организма, т.е. биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей — голода, жажды, полового чувства и др.

    Так, например, при снижении в крови уровня питательных веществ, возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в латеральные ядра гипоталамуса (центр голода). Эти ядра могут раздражаться и непосредственно кровью, в которой снижено содержание питательных веществ. Возбуждение от них передается в кору головного мозга — возникает чувство голода. Возбуждение постепенно захватывает все большие и большие участки коры, что обеспечивает формирование пищевого поведения.

    Источники:
    Кафедра неврологии и клинической нейрофизиологии
    На кафедре осуществляется диагностика, профилактика и лечение заболеваний центральной и периферической нервной системы
    http://www.cneuro.ru/new/new5.html
    Нейрофизиология и анатомия памяти
    Память в нейрофизиологии: общая характеристика. Физиологический механизм и нейро-химические основы возникновения кратковременной и долговременной памяти. Процессы запоминания, воспроизведения, забывания. Индивидуальные особенности памяти. Память и учение.
    http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00150866_0.html
    О тренировке памяти
    Такая способность нашего мозга как память изучается учеными давно, и этот процесс успешно продолжается. Память изучают и психология, и нейрофизиология, и
    http://doctoram.net/content/o-trenirovke-pamyati.html
    Память, её нейрофизиологические основы, виды
    Память — одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или
    http://www.braintools.ru/article/9300

    (Visited 8 times, 1 visits today)

    Популярные записи:

    Как можно назвать друга прикольно Как прикольно назвать парня? Как прикольно, но нежно и ласково назвать парня, чтобы получилось смешно… (3)

    Как поздравить парня с месяцем отношений своими словами Месяц отношенийУ нас с тобой сегодня месяц,А это тоже юбилей.Мы тридцать дней с тобою вместе,И… (3)

    Красивые слова о жизни в прозе Красивые статусы про жизнь со смыслом Красивые статусы про жизнь со смыслом - Никогда не… (3)

    Если мужчина рак игнорирует Как ведет себя мужчина рак, если ему все равно?Пишут, что когда раку нравятся девушка он… (3)

    50 целей в жизни в настоящем времени Роль и значение списка из 100 целей на жизнь человека Доброго времени суток, уважаемые читатели… (3)



    COMMENTS