Методы эффективного общения

4 Условие и способы эффективного общения

4 Условие и способы эффективного общения

Основными параметрами эффективности общения являются умения и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения.

Техника понимающего общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. п.

Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером:

Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на высказывания и эмоциональные состояния партнера без оценок, стремясь понять их его собственными глазами.

Правила понимающего реагирования. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил:

больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера;

воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения;

стремитесь реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера;

стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.

Перечислим приемы понимающего реагирования:

простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса);

перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания);

выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится всезнании партнера);

зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний);

молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы);

невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»);

интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера);

резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора);

подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника);

вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре).

Установка принятия личности партнера – это наша готовность к стремлению проявлять к нему, безусловно, положительное уважение, независимо от его достоинств и недостатков.

Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означает в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения в общении с партнером. Согласованность поведения достигается тогда, когда то, что мы открыто, выражаем собеседнику словами и жестами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент беседы, и когда мы осознаем свои внутренние эмоциональные состояния.

Техника директивного общения – это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.

Техника директивного общения как раз и ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками.

В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила:

на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей;

на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей;

на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам;

на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера;

на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера.

Приемы директивного реагирования:

директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями);

открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах);

выражение сомнения по поводу высказываний собеседника;

выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения);

совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику в связи с реализацией его целей);

принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с вашими намерениями).

В определенном смысле техника понимания – это техника оказания косвенного (не прямого) психологического воздействия или техника «активного слушания». Директивная техника – это техника оказания психологического воздействия на партнера [16, С. 93].

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность.

Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся мы друг другу или нет.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой он приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания [16, с. 44]. Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности. Какое общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальным общение является в том случае, если реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.

При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное не достижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером [17, с. 50].

Принципы эффективного общения:

Это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру» другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

Это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.

Это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, дочка, жена, профессионал, руководитель, ученик и т. д. Это способность быть собой в любых контактах с окружающими.

Это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях.

Это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других. Это готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям.

7. Открытость и искренность.

Это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.

8. Умение принимать чувства других людей.

Это очень важное качество, отсутствие которого часто разрушает отношения на корню. Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д.

Это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

Это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное, но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки [18].

Закомплексованность в общении это такое психическое состояние, которое искажает или полностью блокирует поведение и действия человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке. Закомплексованность в общении – это то, что не дает вам вести себя естественно и непринужденно, ощущать внутреннюю свободу и быть раскованным в общении, мешает нормально жить и развиваться [19, с. 6].

Если не избавиться от закомплексованности в общении, то это может сдерживать реализацию ваших лучших качеств, мешать развиваться профессионально и творчески, и вы со временем превратитесь в незаметного, серенького, издерганного человечка. И вместо радости полноценной жизни вашим уделом станет подавленность и угнетенность. Будете плохо говорить потому, что стесняетесь и закомплексованы. А оттого что плохо говорите, будете комплексовать еще больше. Не сможете отстаивать свое мнение, отсюда – постоянные обиды и внутренние конфликты. Духовная жизнь сильно обедняется. Станете замкнутыми, обидчивыми, ранимыми, будете избегать компаний. Вот что вас ждет, если вовремя не избавиться от закомплексованности в общении [19, с. 11].

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что возрастные и профессиональные характеристики участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприятия информации [20, с. 139].

Следовательно, можем сделать вывод, что основными параметрами эффективного общения являются умения применять правила и приемы реагирования, направленных на понимание партнера, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт необходимо уметь выслушать собеседника, выражать внимание и интерес к собеседнику. В общении должна присутствовать открытость и искренность. Препятствием эффективного общения является закомплексованность в общении. Оно искажает или полностью блокирует поведение и действия человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке. Если не избавиться от закомплексованности в общении, то это может сдерживать реализацию ваших лучших качеств, мешать развиваться профессионально и творчески.

4.1 Особенности эффективного общения студентов

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.

Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как личностно формирующей среды, вызывают интерес к студенческой группе со стороны различных наук.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм принятых в обществе образцов поведения, осуществляющих взаимодействие и взаимоотношения людей. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Нарушение этих норм приводит к разногласиям и конфликтам [21, с. 103].

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

На основе большого статистического материала и результатов собственных психологических экспериментов ученые исследовали поведение человека в социальной группе, сделали попытки выявления и научного обоснования различных форм и методов управления социальными группами на производстве. Ими были рассмотрены причины и способы повышения эффективности взаимодействия членов группы, этапы формирования группового взаимодействия, а также использованы различные методики изучения групповых процессов.

Значительный интерес во всем мире вызвали исследования О.Мёде и Ф.Олпорта. Они положили начало исследованиям по выявлению влияния, которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими определенной деятельности. При этом интерес привлекали случаи как позитивного, так и негативного отношения индивида к группе. Выяснилось, что общий эффект деятельности групп находится в прямой зависимости оттого, «рядом» или «вместе» они действовали, выполняя определенные задания. Было даже обнаружено, что присутствие наблюдателей из числа авторитетных для группы лиц создавало атмосферу, которая приводила к повышению производительности [22, с 53].

Исследования межличностного взаимодействия и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте объединить в две группы по параметру эффективности – неэффективности.

Основными параметрами эффективности взаимодействия являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники директивного общения.

Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий [23, с 104].

Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

Источник:
4 Условие и способы эффективного общения
4 Условие и способы эффективного общения Основными параметрами эффективности общения являются умения и навыки человека в использовании двух техник общения: техники понимающего общения и техники
http://studfiles.net/preview/2491851/

Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»

Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»

Наталия Юданова
Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»

1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А.: «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

2. Проведение практикума по теме педагогического совета.

3. Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В.: «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы общения с ребенком»

4. Принятие решения педагогического совета.

1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А.: «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

2. Проведение практикума по теме педагогического совета.

Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Методы эффективного общения с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что «Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Нашу работу мы начнем со знакомства. Я прошу вас назвать свое имя и ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».

Игра «Разрезные картинки». Цель: активизировать участников, объединить их в группы по 4 человека.

У вас — часть разрезанной картинки. Ваша задача – найти как можно быстрее участников, у которых продолжение вашей картинки.

Инструкция: «Паровозики» ездят по 4 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего глаза закрыты- это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза- проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?

Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция- вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

А сейчас рассмотрим модели общения педагога с детьми.

Я предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой представлены характеристики разных стилей общения педагогов с детьми. Какие стили общения вам известны?

Участникам выдается таблица 1.

Вопрос к участникам:

Каждая группа отвечает на вопрос: «Какие качества формируются у детей в процессе данного педагогического подхода? Как можно назвать этот стиль общения?».

Авторитарный стиль говорит о твердой воле педагога, но не несет ребенку любви и уверенности в хорошем отношении педагога к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного педагога и начинают бояться его. У детей появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще, т. н. «дидактогенный невроз», по некоторым данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что недовольство педагога направлено не на их поведение в конкретной ситуации, а непосредственно на них самих. Авторитарный стиль управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка.

Либеральный стиль мешает педагогу квалифицированно организовать воспитательный процесс. Он хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но и не дает ему позитивных условий для развития личности.

Демократический стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, объединяет детей. Демократический стиль предполагает общение с ребенком на равных. Конечно, ребенок не равен взрослому в опыте и знаниях. Общение взрослого на равных означает признание взрослым чувства собственного достоинства ребенка, уважение его как личности. Этот стиль требует большого профессионального мастерства, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка.

Таблица 1. Модели взаимодействия педагогов с детьми

Цель Вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками.

Акцент на организационно-деловую, обучающую и дисциплинирующую сторону педагогического процесса и его результативность. Учитывать желания детей.

Педагог легко подчиняется противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, развитие индивидуальности. Акцент на воспитание у детей определенных нравственных качеств и черт характера.

Лозунг Делай, как Я Делай, как хочешь Сделаем ВМЕСТЕ

Способы взаимодействия Наставления, разъяснения, запрет, требование, нотация. Уход за ребенком, наблюдение. Принятие, понимание, поддержка.

Тактика Диктат, опека, жесткая дисциплина. Высокая степень контроля. Опора на интеллектуальные возможности детей. Максимум свободы, минимум контроля Сотрудничество, совет, просьба, побуждение к действию, предложение, «опосредованное» требование. Опора на положительное в личности ребенка.

Роль Педагог- начальник

Взаимодействие строится «от педагога» Педагог-миротворец

Взаимодействие строится с учетом интересов детей и их взаимоотношений Педагог-партнер

Взаимодействие строится «от ребенка»

Организация Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети — только исполнители. Организацию и контроль деятельности воспитанников осуществляет без системы, проявляя нерешительность и колебания. Непоследователен в предъявлении требований к детям. Разъясняет вводимые правила поведения, оценки. Учит управлять своим поведением, принимать решения. Предоставляет возможность проявить самостоятельность, поощряет ответственность детей

Позиция по отношению к ребенку НАД ребенком (давление) РЯДОМ, но НЕ ВМЕСТЕ (приспособление) ВМЕСТЕ с ребенком

Отношение к своим ошибкам Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Попытается «спустить дело на тормозах», замаскировать допущенные им ошибки. Не боится признавать свои ошибки, не придает этому особого значения. Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно.

Отношение к детям Сухость в обращении с детьми. Слабый интерес к ребенку как к личности. Избирательно относятся к детям. Есть «любимчики», гордость группы и «неспособные», «серая масса» Открыт для общения с детьми, предоставляет им много свободы. Доброжелательное и ровное отношение ко всем воспитанникам

Оценка детей Низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Поддержку получают послушные, умные дети. Ситуативен и непоследователен в оценочных высказываниях в адрес детей. Переоценивает их возможности. Оценка объективная, «поддерживающая», стимулирующая дальнейшее развитие. Эмоциональная поддержка всегда, как бы ни поступили дети

Ожидания Беспрекословное послушание и повиновение. Желания детей для него мало значат. Находится во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда ему удается. В связи с этим часто непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен. Ждет эмоционального отклика, общения, проявления индивидуальности. Учитывает желания и интересы детей, особенности их взаимоотношений.

Детские впечатления влияют на взрослого человека и движут его поведением. Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.

Мне бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком – ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ.

3. И с содержанием этих принципов на познакомит Шмыгля Светлана Викторовна.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен. Если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации.

Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

ПРИНЯТИЕ- безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка — значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Вопрос к участникам: «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет?»

Правильно, он ориентируется на наши интонацию, взгляды, мимику, слова, реакцию на его поступки. Ведущий каждому из участников предлагает вспомнить, что входит в «язык принятия», чем характеризуется «язык непринятия».

«Язык непринятия» вывешивается на «грозовую тучку», «язык принятия» — на «солнечное облачко».

Язык принятия Язык непринятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, «нравоучительные» интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка «Жесткая» мимика, равнодушное выражение лица

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи,

Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

Оценка поступка («Мне жаль что ты не захотел поделиться игрушками») Негативная оценка личности («Ты очень жадный мальчик»)

«Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»)

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба, Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опора на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

Следующий принцип — ПОНИМАНИЕ

Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.

У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

В ПОДДЕРЖКЕ ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.

Поддержка – это процесс, в котором:

— взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

— помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

— помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:

— забыть о прошлых неудачах ребенка,

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

— позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Я предлагаю потренироваться в понимании чувств ребенка.

Участникам предлагается ролевая игра: «Говорим на «языке чувств»»

Ребенок говорит Ребенок чувствует Вы отвечаете

Я не умею… Чувство затруднения, неуверенность в своих силах

Просьба о помощи Ты боишься, что у тебя не получится. Давай, я тебе помогу. Я уверена, вместе мы обязательно справимся.

Вася меня толкну-у-л (плачет).

Смотрите, какой я построил гараж!

Никто не хочет со мной играть.

Врач – плохой! (ребенку сделали укол).

Я не буду перед ним извиняться, он первый меня стукнул!

Вы – плохие, я все про вас маме расскажу!

Наташка- жадина, не буду с ней играть! (не поделили игрушки).

Я не буду убирать игрушки,

я ими не играла!

Методы эффективного общения с ребенком

1. «Язык принятия»

2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок

«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше боятся негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает»,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» // «Мне неприятно такое поведение».

«Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».

— на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» // «Об игрушки на полу можно споткнуться».

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!») // «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»)

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (“Ребенок хорош, плох его поступок”).

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»

4. Принятие решения педагогического совета.

1. Продолжать углубленную работу по развитию речи дошкольников, с учётом данных рекомендаций.

2. Использовать в своей деятельности с детьми методы эффективного общения с детьми.

3. Утвердить положение «Мониторинг в ДОУ».

Заключение. Подведение итогов работы.

Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза, дыхание становится медленным и ровным. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:

«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.

Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.

Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.

Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш педсовет подошел к концу.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

Педагогического совета педагогов МБДОУ – д/с «Вишенка» по теме:

«Методы эффективного общения педагогов с детьми»

04. 04. 2013 г. №3 г. Семикаракорск

Председатель: Юданова Наталия Александровна.

Секретарь: Молоканова Любовь Анатольевна

Присутствовали: 13 человек.

1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А.: «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

2. Проведение практикума по теме педагогического совета.

3. Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В.: «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы личностно-ориентированного общения с ребенком»

4. Принятие решения педагогического совета.

Старшего воспитателя Юданову Н. А.: «Аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»

Наталия Александровна подвела итог тематического контроля и дала рекомендации по каждой форме проверки.

2. Провели практикум по теме педагогического совета.

Рассмотрели конкретные методы эффективного общения с детьми. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В.: «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы общения с ребенком»

1. Продолжать углубленную работу по развитию речи дошкольников, с учётом данных рекомендаций.

2. Использовать в своей деятельности с детьми методы эффективного общения с детьми.

3. Утвердить положение «Мониторинг в ДОУ».

Председатель___ Юданова Н. А.

Секретарь___ Молоканова Л. А.

Обновление содержания образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ В нашем городе в декабре прошлого года проходила методическая неделя на тему «Первые шаги по внедрению ФГТ». Нашему детскому саду был предоставлен.

Источник:
Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»
Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-sovet-metody-yefektivnogo-obschenija-s-detmi.html

Технологии эффективного общения

Грамотное деловое общение – важный навык, способствующий успеху в работе. Умение общаться нужно не только продавцам и пиарщикам, но и людям «необщительных» профессий. Ведь на любом рабочем месте существуют как внешние, так и внутренние клиенты. Внутренний клиент – это, например, бухгалтерия, от которой зависит, будет ли ваш счет оплачен сегодня или через неделю. Знание технологий эффективного общения значительно упрощает достижение своих целей посредством общения.

Технологии эффективного общения — это простые, но действенные инструменты. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Зачем мужчины говорят дамам комплименты? Чтобы расположить их к себе. Мужчины испокон века пользуются этим простым приемом, потому что он работает. И работает он не только в отношении женщин.

Комплимент, легкая похвала, добрые слова – это первый и самый главный инструмент эффективного общения. Как им пользоваться при деловом общении?

  • Начинайте любой разговор, даже краткий, с доброго слова. Вы заглянули в бухгалтерию, чтобы узнать, оплатили ли они ваш счет. Начните разговор с такой фразы: «Ух, как у вас тут тихо и уютно!». Затем задайте вопрос по делу. Ответ будет значительно более доброжелательным, чем если вы просто ворветесь в бухгалтерию и с порога выпалите: «Что там с моим счетом?».
  • Заканчивайте любой разговор добрым словом. Ведь, как мы знаем из культового сериала «Семнадцать мгновений весны», человек запоминает последние слова, которые были ему сказаны.
  • Важный момент использования этой технологии — в общении одинаково вредно и недосластить, и пересластить. Слишком большое количество комплиментов может насторожить тех, с кем вы общаетесь.

Однако комплименты – это не единственный инструмент создания и поддержания позитивной атмосферы на переговорах и в иных формах делового общения.

Комплимент – это всего лишь один из четырех элементов малого разговора (калька с английского small talk). Согласно Е.В.Сидоренко, «цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия. Или же – восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие».[1] Целесообразность малого разговора наглядно иллюстрируется графиком 1.

Сидоренко различает четыре техники малого разговора:

Но, опять же, эти четыре технологии эффективного общения следует использовать в меру. Как видно из графика, к ним следует прибегать в начале, конце общения и в тех случаях, когда атмосфера общения заметно холодеет.

Как известно, слова составляют лишь 10% всей информации, которую человек получает в процессе общения. Остальные 90% — это невербальная информация. Она подразделяется на:

  • мимику и жесты,
  • интонации голоса,
  • внешний вид (одежда, аксессуары, включая автомобиль, даже растительность на лице мужчины).

Мимика и жесты также называются «язык тела». С языком тела связано множество инструментов эффективного общения. О двух из них мы рассказывали в статьях «В чем ошибался баснописец Крылов» и «Голова как инструмент общения без слов». В этой статье мы обсудим только один важный инструмент невербального общения — жесты.

Жестикуляция – важная технология эффективного общения. Вы знаете, как много можно сказать собеседнику в течение секунды, показав ему один из пальцев? Давайте посмотрим, какие жесты уместно использовать в деловом общении.

Жестикуляция – эффективный инструмент донесения информации до собеседника. Так как вербальная составляющая общения весьма незначительна, люди воспринимают и запоминают менее половины сказанного. По данным серьезных исследований, чаще всего даже менее четверти. Уместные жесты позволяют значительно повысить процент воспринятой информации. В школах ораторского искусства обучению жестикуляции уделяется значительное время. Уместный жест – это жест, иллюстрирующий сказанное. Например, вы называете крупную цифру. Нарисуйте в воздухе пальцем количество нулей. Или, если вы рассказываете о внешних факторах, махните рукой вдаль за окно. А описывая внутренние факторы, указывайте на пространство возле вас.

Однако не забывайте, что существуют возрастные различия в жестикуляции. Например, в последнее время в моду вошел западный жест «кавычки». Использование новомодных жестов следует соотносить с аудиторией. Людей старшего поколения такие жесты могут раздражать.

Помимо возрастных различий, существуют еще и национальные различия в жестикуляции. Одна из самых популярных историй последнего времени: когда Джордж Буш посещал Норвегию в 2005 году, он показал жест, который в Техасе означает «давайте поднимем их на рога».Однако на следующее утро все европейские газеты пестрели заголовками «Американский президент – сатанист».

Большой палец, поднятый вверх, пришел в Россию с Запада и укоренился как жест, означающий «Молодец, хорошая работа». Существует легенда, что этот жест пошел из Древнего Рима, где поднятый вверх палец голосовал за сохранение жизни гладиатора. Кстати, у этой легенды нет никаких подтверждений. Хуже того, на значительной части нашей планеты (на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Греции и т.д.) поднятый вверх большой палец – это неприличный жест. Поэтому этим жестом следует пользоваться крайне осторожно.

Жест «окей», используемый подводниками, к сожалению, имеет двойственное толкование. Он может также означать «ноль», «пустышка», «неудача». Также пользуйтесь этим жестом с осторожностью.

Фига воспринимается в России как невинный жест, означающий «фиг от меня чего получишь». Интересно, что в Древнем Риме он означал пожелание удачи и плодородия. Однако сейчас на Востоке этот жест воспринимается как очень неприличный жест. А на Западе он вообще никак не воспринимается, он не популярен.

Еще один жест, пришедший к нам из Америки, «виктория». В США он означает победу. Если вы показываете этот жест, важно, чтобы тыльная сторона руки была повернута к телу. Если тыльная сторона повернута наружу, такой жест является неприличным в Англии, Австралии и Новой Зеландии. Уинстон Черчилль активно пользовался этим жестом во времена второй мировой войны. В самом начале он показывал его неправильно. Но его советники быстро откорректировали его жестикуляцию.

  • У многих людей, включая меня, при важном разговоре немного трясутся руки. С этой проблемой легко справиться. Надо просто что-то держать в руках: блокнот, карандаш, фломастер, мобильный телефон, кружку. Единственное табу – ручка с щелкающим выключателем. Вы не заметите, как начнете от волнения включать и выключать ручку. А щелкающая ручка может за секунды довести до бешенства даже ангела.
  • Руки, перекрещенные на груди, означают скепсис, недоверие и нежелание общаться. Если вы хотите донести до собеседника эту информацию – ок. Если же вы хотите вести конструктивный разговор, не принимайте такую позу.
  • Лучше всего подсознание собеседника настраивает на позитивный разговор открытая поза. Открытая поза – это когда вы сидите или стоите, не перекрещивая ни руки, ни ноги. При этом руки должны быть видны собеседнику. Спрятанные под столом или за спиной руки включают аварийную сигнализацию в подсознании собеседника. Он будет чувствовать, что вы – ненадежный партнер, но не сможет объяснить себе – почему.

В этой статье мы перечислили лишь некоторые технологии эффективного общения. Надеюсь, они помогут вам общаться более профессионально и успешно.

[1] У.В.Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности», стр.105.

Источник:
Технологии эффективного общения
Пять ключевых технологий эффективного общения. Какие техники вам обязательно надо знать и использовать?
http://uspeh-success.ru/tehnologii-effektivnogo-obshheniya/

Успех в жизни

Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

Частенько случается так, что мы начинаем применять на практике советы о самосовершенствовании, которые были кем-то созданы на скорую руку. Вообще-то, удивляться здесь не приходится, так как мы находимся в постоянном поиске возможностей, которые могут помочь нам занять определенное положение в обществе, расположить к себе определенных, полезных для нас, людей, или же получить определенный социальный статус. Возможно, первоначально подобного рода советы действительно были направлены в помощь тем, кто испытывает трудности в жизни. Но в наши дни зачастую они являются просто методом манипулирования для того, чтобы добиться желаемого эффекта. Слишком многие из них лишь помогают использовать других в своих целях, или же добиться карьерного роста настолько быстро, насколько это возможно. Методы эффективного общения, далее в статье.

Методы эффективного общения наиболее удачны если в них служат не слова и фразы, произносимые людьми, а чувства, которые они испытывают к тому, что именно говорят. Эмоции, которые мы испытываем при общении, работают гораздо сильней, нежели самые правильные слова. Знаете ли вы, что слова при общении составляют лишь 7%, остальное же составляют приемы визуальные, которые наш собеседник может заметить достаточно просто.

Источник:
Успех в жизни
Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни. Частенько случается так, что мы начинаем применять на практике советы о самосовершенствовании, которые были
http://www.yourfreedom.ru/metody-effektivnogo-obshheniya/

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как узнать изменяет ли парень на расстоянии Как понять что парень изменяет и что с этим делать? Независимо от того, в какой… (3)

Письмо женатому любовнику о расставании Письмо женатому мужчинеПривет, любимый! Решила написать тебе письмо. Странно, конечно, но не могу признаться во… (3)

Как уйти от мужчины скорпиона Как уйти от мужчины скорпиона Скорпионы невозмутимы лишь внешне – на самом деле это эмоциональные… (3)

Женатый козерог любовник Как увести женатого мужчину и его удержать? Он женат! Так сложилось, что вы просто раньше… (3)

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (3)

COMMENTS